Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование математических представлений умственно отсталых дошкольников с помощью компьютерных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование компьютера в обучениии воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная' задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а-в комплексном преобразовании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования математических представлений
    • 1. 1. Особенности развития математических представлений умственно отсталых детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Информационные технологии в специальном образовании
    • 1. 3. Использование компьютерных технологий в теории и практике специального (коррекционного) дошкольного образования
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Сформированность математических представлений дошкольников с умственной отсталостью
    • 2. 1. Цель, задачи, содержание и методика исследования
    • 2. 2. Характеристика детей, участвовавших в экспериментальном исследовании
    • 2. 3. Результаты изучения математических представлений умственно отсталых дошкольников
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Использование компьютерных технологий при формировании математических представлений умственно отсталых дошкольников
    • 3. 1. Содержание и методика использования компьютерного электронного пособия для формирования математических представлений умственно отсталых дошкольников 7-ми лет
    • 3. 2. Подготовка детей к работе с компьютером
    • 3. 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений умственно отсталых дошкольников с использованием компьютерных технологий
    • 3. 4. Результаты экспериментального обучения умственно отсталых дошкольников с использованием компьютерных технологий
  • Выводы по главе 3

Формирование математических представлений умственно отсталых дошкольников с помощью компьютерных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Нарушения в развитии ребенка приводят к «выпадению» его из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. По отношению к детям с особыми образовательными потребностями перестают действовать или оказываются недостаточно^ состоятельными принятые способы решения традиционно развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Разработка методик использования средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной^ педагогики. В конце 70-х — начале 80-х гг. XX века страны Западной Европы. и США переходят к строительству открытого гражданского информационного общества. В этих странах осуществляется эволюционный переход систем специального образования на качественно новый этап своего развития, ведущей тенденцией которого становится интеграция, а атрибутом — компьютер. С конца 70-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном образовании тех уникальных возможностей компьютерных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы. Их поиски подчинены, прежде всего, задачам социальной и образовательной интеграции детей, а потому одним из интенсивно развивающихся направлений становится создание «ассистирующих» технологий — функциональных «протезов» новейшего времени. Основная идея такого рода технологий состоит в том, чтобы компенсировать" за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к образованию (J.Bang, R. Gelman, R. Johanson, E. Meck).

Использование компьютера в обучениии воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная' задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а-в комплексном преобразовании их среды обитаниясоздании новых научно обоснованных средств развития активнойтворческой деятельности. В специальном (коррекционном) образовании компьютерные технологии все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения' (A.B. Аграновский, И. В. Больших, B.C. Вальчук, Н.ТТ. Вальчук, E.JI. Гончарова, З. М. Кордун, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, О. Н. Лизунов, JI.P. Лизунова и др.).

За* последние десятилетия, в специальном образовании накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения компьютерных технологий. Исследования в области применения компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья проводили A.B. Аграновский, И. В. Больших, H.H. Глазкова, Е. Л. Гончарова, З. М. Кордун, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, О. Н. Лизунов, Л. Р. Лизунова, Т. В. Пелымская, З. А. Репина, Ю. И. Сакулина, Н. Д. Шматко и др.

Разработан, обоснован и экспериментально проверен подход к использованию компьютерных технологий при решении собственно развивающих и коррекционных задач различных предметных областей специального образования (0:И. Кукушкина):

Компьютерные технологии внедряются не только в работу специальных (коррекционных) школ, но и используются в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях. Использование компьютера в игровой и учебной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривается под углом зрения разработки новых обучающих программ и развивающих методик.

Получили освещение психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции недостатков произносительной стороны речи, формирования элементарных математических представлений, развития самостоятельной письменной речи, формирования представлений о внутреннем мире человека, развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи, слуха, задержкипсихического развития (И.В. Больших, H.H. Глазкова5, E.JI. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, В. М. Кордун, Ж. А. Тимофеева, Ю. О. Филатова и др.).

Первые шаги, направленные на внедрение компьютерных технологий в систему специального дошкольного образования (Л.Б. Баряева, О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, В. Н. Могилева, Э.П. Трифонова), говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании учебного процесса и доступности овладения ими многими детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Однако ни по количеству научных исследований с использованием современных компьютерных технологий, ни по направленности их использования в учебном процессе специальных (коррекционных) дошкольных учреждений они не могут удовлетворить существующие в настоящее время потребности.

Ранее выполненные исследования не касались проблемы обучения с использованием компьютерных технологий детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, в то время как персональный компьютер активно проникает в жизнь данной категории детей, влияя на их эмоциональное, мотивационное, социальное, интеллектуальное и в том числе математическое развитие.

Развитие математических представлений умственно отсталого ребенка-дошкольника в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у умственно отсталых детей не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на такого ребенка состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный результативный — оказываются, несформированными у данной категории детей.

В то же время исследования B.C. Азбукиной, Л. Б. Баряевой, Н. Ю. Боряковой, Г. В. Брыжинской, З. М. Дунаевой, С. Г. Ералиевой, Г. М. Капустиной, Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, JT.B. Макоедовой, М. Н. Перовой, Е. А. Стребелевой, И. В. Чумаковой, В. В. Эк и др. подтверждают идею о том, что ребенок с легкой умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Анализ существующих программных продуктов и методических пособий в области использования компьютерных технологий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями показал, что дефектологическая наука располагает очень незначительными исследованиями в области применения компьютерных технологий для формирования математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста. В стране отсутствует программное обеспечение компьютеров для данной категории детей и концепция его разработки.

В этой связи, нам представляется принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и использовать компьютерные технологии в качестве средства формирования математических представлений детей с легкой степенью умственной отсталости.

Таким образом, возникает потребность практического решения повышения эффективности формирования математических представлений у умственно отсталых дошкольников средствами компьютера. На актуальность проблемы использования компьютерных технологий в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях VIII вида указывают выявленные нами противоречия между:

— интенсивным характером внедрения компьютерных технологий во все сферы жизни общества и недостаточной их освоенностью в условиях специального образования, в том числе в обучении с помощью компьютера математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;

— необходимостью совершенствования коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками с использованием компьютерных технологий' и неразработанностью дидактических аспектов их внедрения в процесс формирования математических представлений у детей данной категории.

С учетом указанных противоречий проблему исследования мы видим в поиске содержания, методов, форм, компьютерного программного обеспечения которые можно наиболее эффективно использовать для формирования математических представлений.

Цель исследования заключается в том, чтобы разработать и экспериментально апробировать методику формирования математических представлений умственно' отсталых дошкольников с использованием компьютера наряду с традиционными методами и средствами обучения! и доказать эффективность использования компьютерных технологий в усвоении математических представлений у данной категории дошкольников.

Объект исследования — развитие математических представлений у умственно отсталых дошкольников в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.

Предмет исследования — процесс формирования математических представлений умственно отсталых дошкольников 5−7 лет с использованием компьютера.

Гипотеза исследования: уровень сформированности математических представлений умственно отсталых дошкольников 7 лет повысится при введении в процесс обучения компьютерных технологийметодического сопровождения занятий с использованием компьютера, учитывающих соотношение компьютерных и традиционных форм учебной деятельности, характер сотрудничества педагога и ребенка при работе с компьютером.

В соответствии с обозначенной проблемой, указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме формирования математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью.

2. Определить уровень сформированности и выявить особенности математических представлений умственно отсталых дошкольников 5−7 лет. Выделить основные группы умственно отсталых дошкольников в зависимости от степени сформированности у них математических представлений.

3. Научно обосновать модель электронного пособия для формирования количественных, пространственных, временных, геометрических, представлений о величине у дошкольников с умственной отсталостью.

4. Разработать и апробировать методику работы с компьютером старших умственно отсталых дошкольников при формировании математических представлений.

5. Доказать эффективность формирования математических представлений дошкольников при использовании компьютерных технологий.

Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования: теоретический анализ философской, общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследованияанализ программ обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников в специальных дошкольных учрежденияхметоды элтирического исследования: изучение медицинской и психолого-педагогической документацииизучение и обобщение передового опыта воспитателей' и педагогов-дефектологов по формированию математических представлений, умственно отсталых дошкольников в специальных (коррекционных) учрежденияхнаблюдениебеседаанкетированиеосновным методом являлась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой удалось получить новые данные и проверить их на практикеколичественный и качественный анализ результатов.

Методологической основой исследования являются теоретические идеи развивающего обучения (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JT.B. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — терия развития, высших психических функций (JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.) — положение об общих закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф и др.)) — о соотношении зон актуального и ближайшего развития (Л.С. Выготский) — о ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — о комплексном подходе к реализации коррекционно-педагогической работы (Г.М. Дульнев, Л1 В. ЗанковН.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. С. Певзнер, М. Н. Перова, Б. П. Пузанов, А. А-. Хилько, В. В. Эк идр.) — об индивидуальном и дифференцированном подходах в коррекционном обучении и воспитании (Л.Б. Баряева, В. В. Воронкова, И. Г. Еременко, Е. А. Еюканова, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова, М. Н. Перова, Е. А. Стребелева, В. В. Эк и др.) — теории информационных технологий в обучении (Б.С. Гершунский, А. П. Ершов, A.A. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, Е. И1 Машбиц,. И. В. Роберт и др.) — теории информационных технологий в специальном образовании (Г.В. Васенков, H.H. Глазкова, Е. Е. Китик, О.И. КукушкинаВ.Н. Могилева, Б. П. Пузанов, E.F. Речицкая, И. В. Речицкий, Ю. И. Сакулина, Т. В. Шевырева и др.).

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных спёциальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида г. В. Новгорода, г. Старая Русса, п. Пестово Новгородской области в 2002;2007 г. г. Исследованием: было охвачено 120 дошкольников 5−7 лег с диагнозом «легкая умственная отсталость» (F-70). Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2002;2003 г. г.) был связан с изучениемичанализомчлитературы, определением методологической и теоретическойосновы* исследования. Второй^ этап- (2004;2005 г. г.) предусматривал: теоретическое обоснование методики: экспериментальногоисследования, проведениеконстатирующего эксперимента.

Третий этап (2005;2007 г. г.) исследования включал экспериментальное ¦ обучение умственно отсталых дошкольников, контрольный эксперимента, анализ результатовполученных вг ходе формирующего эксперимента, выявление: динамики развития математических представлений по результатам проведенного обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• уточнены данные по уровню сформированности математических представлений умственно отсталых детей дошкольного возраста;

• научно обоснована модель учебного пособия по компьютерным.

• технологиямдля формирования, математических представлений умственно отсталых дошкольников;

• реализованы компьютерные технологии в обучении старших дошкольников с умственной отсталостью, что позволяет существенно повысить уровень сформированности математических представлений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• получены новые сведения об особенностях математических представлений умственно отсталых дошкольников 5−7 лет, которые расширяют представления о своеобразии психического^ развития детей данной категории;

• расширены имеющиеся теоретические представления о возможностях использования компьютерных технологий как средства формирования математических представлений умственно отсталых детей дошкольного возраста;

• теоретически обоснованы и доказаны коррекционно-развивающие возможности применения компьютерных технологий в системе средств обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста при соблюдении определенных педагогических условий.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации по повышению эффективности формирования математических представлений умственно отсталых дошкольников с использованием компьютерного электронного пособия;

• результаты исследования используются педагогами специальных (коррекционных) дошкольных учреждений VIII вида для совершенствования коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольникамипри разработке содержания курсов повышения квалификации работников специального дошкольного образования;

• материалы исследования используются в программах обучения студентов дефектологических факультетов в период прохождения педагогической практики в специальных дошкольных учреждениях и при изучении курса «Дошкольная олигофренопедагогика». На защиту выносятся следующие положения:

1. Математические представления (количественные, пространственные, временные, представления о — величине и форме) умственно отсталых дошкольников, как правило, формируются в процессе обучения на низком уровне.

2. Формирование математических представлений дошкольников с нарушением интеллекта вызывает необходимость разработки специальных дополнительных средств обучения.

3. Использование наряду с традиционными методами и средствами обучения разработанной методики формирования математических представлений с помощью компьютерных технологий позволяет существенно обогатить математические представления дошкольников с умственной отсталостью.

Апробация* основных положений и выводов исследования осуществлялась в ходе исследования детей дошкольного отделения ГСКОУ специальная (коррекционная) школа VIII вида № 7 г. В. Новгорода, ГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» г. В.Новгорода.

Внедрение результатов исследования осуществлялось ежегодно в форме публикаций, докладов, выступлений на заседаниях кафедры олигофренопедагогики Московского педагогического' государственного университета, кафедры логопедии и олигофренопедагогики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, на научной конференции «Молодые ученые МПГУ» (2007;2009гг.), научно-практических конференциях и семинарах работников специального образования г. В.Новгорода и Новгородской области. Результаты исследования стали содержанием научных и учебно-методических публикаций. Материалы исследования использовались при чтении лекций, проведении семинарских занятий по дисциплинам «Дошкольная олигофренопедагогика», «Информационные технологии в специальном образовании» на психолого-педагогическом факультете Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого в 2005;09 гг.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, приложений и списка литературы.

Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Напротив, это только одна из попыток осмыслить возможности формирования элементарных математических представлений у умственно отсталых дошкольников с использованием компьютера.

Заключение

.

Анализ литературных источников показал, что в современной психолого-пёдаI оТйческой" Литературе «формирование ~ и «развитие математических^ «представлений рассматривается как составная часть целостного развития I ребенка-дошкольника. Основы математических представлений, возможно, формировать у детей уже в дошкольном возрасте в процессе предметно-практической, игровой, трудовой и элементарной учебной деятельности.

Развитие элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью подчиняется тем же законам, что и нормально развивающихся детей. Однако вследствие нарушения высшей нервной деятельности, непосредственно сказывающегося на формировании и протекании всех психических процессов, возможности спонтанного развития этих представлений ограничены по сравнению с нормальными детьми.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у умственно отсталых детей не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на такого ребенка состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный — оказываются несформированными у данной категории детей.

Развитие математических представлений умственно отсталого ребенка-дошкольника в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.

Большую помощь в обучении математике умственно отсталых детей дошкольного возраста детей могут оказать компьютерные технологии, применяемые в области специального образования как наиболее адаптивное и индивидуализируемое средство обучения.

Ранее выполненные исследования не касались проблемы обучения с использованием компьютерных технологий умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, в то время как необходимость практического рёш~е1шя" эт6й" зада™у «— ;

Компьютеризация современного российского общества требует совершенствования системы специального образования, и в рамках этого, разработку технологии использования компьютера в процессе формирования-элементарных математических представлений-, у умственно отсталых дошкольников: Результаты исследованийшо-данной проблеме свидетельствуют о том, что несформированность элементарных математических представлений в дошкольном возрасте влияет на организацию жизни и деятельности в целом: двигательную сферу, речь, мышление, предметную и продуктивные виды деятельности, бытовые и трудовые навыки, навыки самообслуживания.

Анализ существующих программных продуктов и методических пособий в области использования компьютерных технологий для* обучения и воспитания-' детей с особыми образовательными потребностями показал, что дефектологическая наука располагает очень незначительными исследованиями в области применения компьютерных «технологий для формирования математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

В этой связи, нам представлялось принципиально важным осмыслить уникальные инструментальные возможности компьютера и использовать компьютерные технологии в качестве средства формирования математических представлений детей с легкой степенью умственной отсталости.

Проблему исследования мы. видели впоиске методов, приемов, форм, средств обучения, которые можно было. наиболее эффективно использовать для формирования математических представлений.

В соответствии с обозначенной проблемой были определены следующие задачи: определить уровень сформированности и выявить особенности элементарных математических, представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраставыделить, основные дифференцированные группы умственно отсталых дошкольников в зависимости от степени сформированности «» у" «них элементарных ' математических. представлений-~ разработать и апробировать методику работы: с компьютером, по формированию, элементарных, математических представленийу умственно отсталых дошкольников:

Для ' решения поставленных задач был? проведенконстатирующий эксперимент. В исследовании приняло участие 120 дошкольников 5,6 и 7 лет с диагнозом «легкая умственная отсталость» (Р — 70).

Данные были полученыпри выполнениизаданий исследования по пяти направлениям: выявление количественных представлений^ представлений о форме, представлений? о1 величине, пространственных и временных представлений;

Результаты констатирующего— исследования— позволяют сделать вывод о низком уровне: математических представлений дошкольников с умственнойотсталостью. Их представления оказались непрочнымифрагментарными, недифференцированными, поверхностными. Дети принимали задания, но не понималиегоотвлекалисьнанесущественные признакипредметов. Их отличала малая доля самостоятельности и низкий темп работы. Часто, чтобы понять суть задания-.детям-требовались неоднократное повторение инструкции экспериментатором, наводящие вопросы. Тем не менее,' помощь экспериментатора^ не помогала им правильно выполнить предложенное задание. Детииспытывали затруднения в обратной числовой последовательности5 и порядковом, счетев. умениисравнивать* группы множествна-, основеотвлеченных счетных операций, не всегда могли самостоятельно решить задачу. Все дети' испытывализатрудненияв идентификации сходных по графическому изображению форм: — круг и овал, квадрат и треугольник, плохо дифференцировали формы по названию. Дети с трудом осуществляли показ правой и левой рук. Ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, дети недостаточно владели словесными обозначениями пространственного расположения частей тела. У умственно отсталых дошкольников наблюдалйсь затруднения при определении^ времени года на основе изображения деревьев в разное время года, с ошибками дети определяли текущую часть суток, имели слабые представления о днях недели, их последовательности. Дети затруднялись соотносить возраст человека с его социальной ролью в семье (дочь, мать, отец, дед, внук и т. д.).

Состав, дошкольников 5−7 лет специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений VIII вида по уровню усвоения математических представлений неоднороден. В зависимости от степени сформированное&tradeэлементарных математических представлений, мы выделили 4 группы дошкольников. Это позволило нам в ходе экспериментального обучения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Трудности формирования математических представлений у умственно отсталых дошкольников определили необходимость совершенствования методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью при помощи компьютерных средств обучения на современном этапе развития специального дошкольного образования.

Нами было разработано электронное пособие по математическому образованию умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

Цель создания электронного пособия: повышение уровня сформированности элементарных математических представлений у умственно отсталых дошкольников средствами компьютера.

В электронном пособии осуществлялось ознакомление, расширение и углубление содержания математического образования умственно отсталых дошкольников, которое было связано с использованием компьютера в качестве средства формирования и закрепления математических представлений.

При создании электронного пособия мы ориентировались на возможности" моделирующего'' пакета Microsoft Power Point 7:0,~ представляющего собой среду для проектирования учебных презентаций.

В ходе эксперимента использовались индивидуальные и групповые (от 3 до 4-х человек) формы работы. Это позволяло учесть. психологические особенности детей, создавало благоприятные условия для дифференцированного подхода.

Занятия по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых дошкольников' 7 лет с использованием электронного пособия проводились нами два. раза в неделю в течение 30-минут. Структурно мы делили занятие на 4 части: подготовительная часть, основная часть, зрительно-двигательная гимнастика, заключительная часть.

Задача подготовительной части — формирование мотивационной и' интеллектуальной-готовности-с помощью традиционных методов, и средств, к закреплению, математического материала с использованием' компьютера.

Задача основной части — усвоение и закрепление математических представлений в рамках пяти содержательных тем, с использованием электронного пособия. Непрерывная продолжительность нахождения ребенка у экрана компьютера на развивающих игровых занятиях не превышала 10 минут, что соответствовало СанПин 2.4.1.1249−03 (2003г.).

Зрительно-двигательная гимнастика проводилась нами по окончании работы с компьютером и обеспечивала физическую разрядку, в1 нее входили общеразвивающие упражнения и упражнения для снятия напряжения глаз.

Задача заключительной части — подведение итогов-занятия.

Коррекционно-развивающая работа по формированию математических представлений детей 4-го года обучения в соответствии с существующей программой с использованием компьютера предусматривала в усвоение, повторение и закрепление математических представлений. Наряду с традиционными пособиями (иллюстрациями, предметами, игрушками и т. д.) мы использовали компьютерные задания, основанные на графически-иллюстративных" возможностях компьютера: создание' «рисуночных» изображений, включение фотографий, анимированных картинок, изображений со звуковым сопровождением, движущихся картинок, призовых изображений.

При выполнении отдельных заданий ребенок* с помощью «мыши» управлял изображениями на экране монитора: выбирал одно правильное изображение из нескольких, заставлял изображения двигаться или изменяться. При правильном выполнении задания, дляповышения самооценки и уверенности в своих силах мы поощряли ребенка призовым объектом со звуковым сопровождением.

Использование компьютера в обучении позволило существенно усилить мотивацию дошкольников и сделать выполнение заданий доступными для умственно отсталых детей. Одним из' главных условий, способствующих, развитию дошкольника в ходе работы на компьютере, явилась ее новизна, стимулирующая интерес, порождающая активную деятельность ребенка. Это вело к мобилизации психофизиологических функций, и на этом фоне лучше происходило усвоение новых и закрепление ранее полученных знаний, формирование навыков. Возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказывалось на мотивации ребенка.

При реализации информационных технологий мы исключили всякое принуждение и подавление желаний ребенка, обеспечили положительное впечатление от взаимодействия с компьютером.

Экспериментальная проверка электронного пособия для совершенствования математического обучения детей старшего дошкольного возраста подтвердила сформулированную в исследовании гипотезу, доказала правильность ее постулатов и позволила нам сформулировать общие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. С. Особенности элементарных математическихпредставлений у умственно отсталых детей дошкольноговозраста // Коррекционно-воспитательнаяработа вспециальныхдошкольных учреждениях / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М.: Изд-во АПН СССР, 1979. —С.28.
  2. Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. — М.: Просвещение, 1984.
  3. . Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С.56.
  4. .Г., Рыбалко Е. .Особенности восприятия пространства у детей.
  5. М.: Просвещение, 1964-С.79.
  6. А.П. Нумерация и системы счисления: Лекции для студентов отделения олигофренопедагогики. — СПб.: ЛОИИУ, 1992-С.78.
  7. Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития : Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 Москва, 2005. 405 С.
  8. Л.Б. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушениями умственного развития //Дефектология. — 1990. —№ 2. С. 66.
  9. Л.Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 135−140.
  10. Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д., — Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: СОЮЗ, 2001. 315 С.
  11. Л.Б., Вечканова И. Т., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб.: СОЮЗ, 2001. С. 120−135.
  12. Л.Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.
  13. Герцена: СОЮЗ, 2001. С. 56−67.
  14. Л.Б. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Издво РГПУ имГА.И.Терцёна, 2002ГС.7−1 ЗГ.------------
  15. И.Г., Юшкевич А. 77. Происхождение систем счисления // Энциклопедия элементарной математики. — Т. 1. М.:Л., 1951. -С. 11.
  16. .Д. К вопросу о генезисе математики с точки зрения шкал измерения//Наука и техника (вопросы истории и теории).-Л.1973- С. 9.
  17. Н. Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед. наук. -Л.: 1976.-С.69.
  18. Березина Р. Л Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л.: 1971.-С.67.
  19. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. —М.: Медицина, 1966 — С. 77.
  20. .В. Очерки по истории математики. — Минск: Высшая школа, 1979.-С.67.
  21. О. В. Развитие воображения. — М.: 2000.-С.27−29.
  22. Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. —М.: Гном-Пресс, 1999. -С.34−40.
  23. БрунерДж. О понимании детьми принципа сохранения количестважидкого вещества // Исследование развития познавательной деятельности / Ред. Дж. Брунер. — М.: Педагогика, 1971. С. 224.
  24. Э.Г. Творцы математики: Предшественники современной математики. М.: Просвещение, 1979 — С. 47.25: Вайзман Н. П. Психомоторика-детей-олигофренов. , — М.: Педагогика, 1976.- С. 46.
  25. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука: Пер. с гол. — М.: Физматгиз, 1958-С.67.
  26. А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967-С.45.
  27. А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М.: Педагогика, 1972.- С.26−48.
  28. Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969-С.23.
  29. Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. -№ 3. С. 46.
  30. Воспитание аномальных детей дошкольного возраста // Под ред. Н. Г. Морозовой. М., 1978.-С.57.
  31. В. Введение в философию. — М.: ЧеРо: Добро-свет, 2001.-С.23.
  32. Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983-С.23.
  33. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:1. Просвещение, 1991.-С.35.
  34. М. Я. Справочник по элементарной математике. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-С.22.
  35. М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире- М: Наука, 1967.- С. 56.
  36. О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М.: Просвещение, 1991 — С.35−49.
  37. О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991 —188С.
  38. П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 2000.-С.23.
  39. ГалъперинТ1. Я., Георгиев Л. С. Формирования начальных математических понятий// Дошкольное воспитание. 1961. -№ 6. -С.65.
  40. ГершунскийГ.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы., — М.: Педагогика, 1987. С. 263.
  41. . В. Очерки по истории математики в России. —М.: Гостехиздат, 1946.-С.22.
  42. О., КлцндрваЛ., Бердыхова Я. Игры в детском саду / Пер. со словацк. Г. А. Касвин и Е. Р. Роговской. -М.: Просвещение, 1966.-С.34.
  43. В. В., Дормашева Н. Н. Новгородские берестяные грамоты и история арифметики // Вопросы психологии. -1964. —№ 5. 14С.
  44. А. Н. Олигофренопедагогика. — М.: Учпедгиз, 1941.-С.24.
  45. Грин, Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1982.-С.34.
  46. A.B. Руководство к началам арифметики в элементарной школе на основании эвристического метода. — СПб., 1873.-С. 11.
  47. Э. М. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшеговозраста / Пер. с нем. М. В. Тольской. М.: Мир книги, 1992.- С. 34.
  48. Г. С. Формирование первоначальных понятий о числе у детей с двигательными нарушениями// Дефектология.-1978.-№ 6.-С.64.
  49. Давидчук АГ/7. Дошкольный' ~ математических представлений // Дошкольное воспитание.— 1996—№ 12. С. 71.
  50. В. В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике / Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.—М.: Просвещение. — 1966. —С. 104.
  51. В. В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970.-№ 4.- С.50:
  52. С. И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции// Дефектология. 1973. -№ 2. — С.69.
  53. В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. и др.
  54. Обучение математике в детском саду. —М.: Академия, 1997 С.47−49.
  55. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.: Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Детство-Пресс, 2005 — 244С.
  56. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. —М.: Просвещение, 1977 С.56−58.
  57. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993-С.135−147.
  58. Дошкольная педагогика: В 2 ч./В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и. др.: Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой М.: Просвещение, 1988.-С.28−29.
  59. Дунаева 3. М. Формирование пространственных представлений у детей сзадержкой психического развития. // Дефектология-1980—№ 4-С.27.
  60. ЕвтушевскийВ. А. Методика арифметики — 15-е изд. -СПб., 1902 — С. 12.
  61. Екэ/салова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., Каро, 2008. — С. 120−201.
  62. Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.— 264С.
  63. С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках1 времени // Дефектология. 1992. -№ 1.- С. 57.
  64. С. Г. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушением умственного развития // Дефектология. —1983.-№ 6- С. 56.
  65. С. Г. Особенности временных представлении и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста// Дефектология. 1983. —№ 2.-С.63.
  66. Т. И., Павлова JI. И., Новикова В. П. Дети у истоков математики. —М.: 1994. С.40−56.
  67. Т. И., Павлова Л. И., Новикова В. П. Математика для дошкольников. —М.: 1992. С. 22−27.
  68. Ершов А. П! Информатика и компьютерная грамотность. -М.: Наука, 1988: С. 13−70.
  69. А.П. Человек и машина. -М.: Знание, 1995.-С.32.
  70. С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение: Владос, 1995. С. 12−45.
  71. ЗамскийХ.С. Умственно отсталые дети. НПО, Образование, 1995. С. 23−40.
  72. А. В. Избр. психол. тр. -Т.1 -М.: Педагогика, 1986 155С.
  73. В. П., Ломов Б. Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия //Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-29С.
  74. КГ. Информационные технологии в образовании, М.: Академия, 2005. С. 23−56.
  75. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере: Учеб. пособие для студ. вузов/ Под ред.Н. В. Макаровой.-З-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2000- 2001. С.59−79.
  76. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. — М.: Академия, 2000. С. 38−45.
  77. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Сост. Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук, Э. И. Леонгард и др. М.: Карапуз, 1997.-195С.
  78. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия: В 3 т. /Под ред. А. П. Юшкевича. М.: Наука, 1970.- С. 38.
  79. Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста// Дефектология. — 1991 — № 2. -С.22.
  80. A.A., Давыдова С. И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции // Дефектология. 1976.-№ 1- С. 69.
  81. А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1990-С.53−153.
  82. А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: Владос, 1998.- С.20−54.
  83. В. А. Математика в детском саду: Беседы и занятия с детьми дошкольного возраста/Под ред. Н. В. Чехова-М.: Изд-во Сытина, 1912-С.20.
  84. Ким С. Т. Восприятие величины й группировка предметов по величинё~у умственно отсталых детей дошкольного возраста / Дефектология — 1975-№ 1.-С.67.
  85. О. Л. Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста М.: Дрофа: Дик, 1999.-С.23.
  86. С.А. Теория и, методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью — М.: Академия, 1998 С.45−47.
  87. А.Н. Математика в ее историческом развитии. — М.: наука, 1991.-С.54.
  88. Э.Я. История математики в древности. — М.: Физматгиз, 1961-С.38.
  89. Компьютерные игры/Под ред. М. Б. Игнатьева. -СПб.: Лениздат, 1988-С.45−60.
  90. З.М. Набор заданий для обучения учащихся младших классов с нарушениями слуха текстовому редактору «Word». М.: ИКП РАО, 2000.-98С.
  91. Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопросы психологии. 1978. — № 2 — С. 91.
  92. Т.К. Компьютерная поддержка работыпроизношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1995. № 1.
  93. Т.К. «Видимая речь»: Новая технология новые отношения//Дефектология. — 1995—№ 1.- С. 40.
  94. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде/ Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб.: Каро, 2006.- С. 179−187.
  95. Г. С. Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1988. — С.170.
  96. В.К. Освоение величины предметов детьми-дошкольниками //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Просвещение, I969.-C.84. «• - - - - ---- ----
  97. М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: Автореф. д-ра пед. наук.1. Л., 1996.- С. 12−14.
  98. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976-С.29.'
  99. Кузъмина-Сыромятникова Н. Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной’школе. -М.: Просвещение, 1962.-С.45.
  100. О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире (Сообщение 1−3).— Дефектология. 2005.- № 5,6- 2006. -№ 21- С. 37.
  101. О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2005.- 254С.
  102. О.И. Как и зачем учить текстовому редактору детей с нарушениями слуха. М, 1994.- С. 32.
  103. О.И. Коммуникация в компьютерном классе // Дефектология. 1995. № 6-С.22.
  104. О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы //Дефектология. 1994.-№ 5.-С.23.
  105. О.И. Организация использования компьютернойтехники в специальной школе // Дефектология. 1994. —№ 6. — С.59.
  106. О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании //Вестник образования. — М., 2003—С.24.110.- — Кукушкина О.-Иг Проблемы- о которых необходимо задуматься // Дефектология. — 1995 — № 4.
  107. О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. — М.: Советский спорт, 2004—106С.
  108. О.И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л. Лента времени. -M., 2002.-26С.
  109. О.И., Королевская Т. К., Зеленская Ю. Б. Информационные технологии в обучении произношению. — М.: Полиграф-серфис, 2004 С.23−29.
  110. Н.Я. Использование компьютерных технологий для обучения детей с проблемами интеллектуального развития. СПб., 1999-С.36.
  111. Кулеша Э Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками //Дефектология. 1989. — № 3. — С.65.
  112. Л. Н. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1989. —№ 6. —С.65.
  113. Л.А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. -М.: Вентана-Граф, 2004 С.2−19.
  114. Л.А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. -М.: Вентана-Граф, 2004.- 15С.
  115. А. И. Проблемы развития психики: 4-е изд.-М.: Изд-во1. МГУ, 1981-С.23−24.
  116. А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.—М.: Просвещение, 1974 —- G.35:---------------------------------------------------
  117. ЛоккДж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. —М.: Просвещение, 1981. -С. 163.
  118. В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989 С.23−25.
  119. А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический проект, 2000— С.56−58.
  120. Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. —М.: Владос, 2003.- 100С.
  121. A.A. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. — М.: АПН РСФСР, 1956. — Вып. 86. — С.47.
  122. A.A. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии/ Под ред. Б. Г. Ананьева. — М.: Учпедгиз, 1954. -С.З.
  123. С.С. Клиника олигофрении: Учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1973- С.45−47.
  124. А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2000— С. 19−25.
  125. Л.М. Формирование у детей 6—7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений// Формирование системных знаний и умений у детей дошкольноговозраста. Jl., 1987. — С. 12−13.
  126. Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом //
  127. Дефектология^— 1982г—№ 4: —С:7.---------------—
  128. Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы, — Л., 1986 С. 56.
  129. Математика в образовании и воспитании / Сост. В. Б. Филиппов. -М.: ФАЗИС, 2000.- С.24−30.
  130. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ Сост. В. В. Данилова. -М.: Педагогика, 1987.- С. 48.
  131. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988 — С.23−35.
  132. H.A. Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями зрения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. —№ 1. —32с.
  133. JI.C. Математика в детском саду—М.: Просвещение, 1984-С.23−34.
  134. Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—С.34−46.
  135. З.А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец A.M. Математическое развития дошкольников — СПб.:Акцидент, 1998.-С.34−36.
  136. В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. — М.: Академия, 2007 — 233С.
  137. НИ. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики). — М.: Просвещение, 1983 — С.34−36.
  138. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат.-М.: Академия, 2001.-С. 23−25.
  139. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю. М. Горвица, Л. Д. Чайновой, H.H. Поддьякова, Е.В.
  140. Зворыгиной и др. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-328С.
  141. Е.А., Непомнящая P.JI. Логика и математика для дошкольников. — СПб.: Акцидент, 1996 46С.145 .---Обухова-Л-.Фг, ^аЭан/сова Я: //гФеномен"5 лет//Психологическаянаука и образование.—2001.—№ 1−21С.
  142. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б. П. Пузанова. -М.: «Академия», 2001 С. 127−137.
  143. Основы специальной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.- С.49−90.
  144. Особенности обучения учащихся вспомогательной школы: К вопросу об использовании наглядных и словесных средств обучения /Под ред. Г. М. Дульнева. — М.: Просвещение, 1955 — С. 50.
  145. Ф., ПапиЖ. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. — М.: Педагогика, 1974- С. 53.
  146. М. С. Дети-олигофрены. — М.: АПН РСФСР, 1959.- 82С.
  147. JI.A. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: диссерт. канд. пед. наук, 13.00.03, Москва, 2000. 200 С.
  148. Л. А. Особенности восприятия и моделирования1 пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. — 1997. — № 6.- С. 43.
  149. МН. Дидактические игры и упражнения по математике. — М.: Просвещение, 1999. 142 С.
  150. М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: 4-е изд.—М.:Владос, 1999.-С. 112−119.
  151. М. Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в с^ецйальном (коррЖцй01Гн0
  152. М.: Классик-стиль, 2005. 176 С.
  153. В. А., Кларина JI.M., Смывина JI.A., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: — М.: Новая школа, 1993 .-С. 18−20.
  154. . Генезис числа у ребенка: Пер. с франц.—М., 1994.- С. 23.
  155. . И! Формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательной-школы. — М.: Педагогика, 1977.— С.45−50.
  156. Психологические и* физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении/ НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Е. В. Вучетич и др.-М, 1989. -48С.
  157. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — С.56−60.
  158. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада/Сост. Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение, 1994−224С.
  159. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца, ЯЗ. Неверович: -М.: Просвещение, 1965.- С. 66.
  160. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа/ Под ред. О. М. Дьяченко -М.: Гном-Пресс, 1999-С.11−14.
  161. Е.Г., Речицкий И. В. Использование компьютеров в специальном образовании // Информация образования 2008: Материалы Международной научно-методической конференции. — Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2008. С. 285 — 287.
  162. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. С.47−56.
  163. Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Б. Баряева, Е. О. Герасимова, Г. С. Данилина, H.A. Макарчук. СПб.: ЛОИУУ, 1997.- 199С.
  164. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1979.С. 94−150.
  165. К. А. История математики. М.: Изд-во МГУ, 1994.-С.40.
  166. С. Эффективная работа с Power Point 7.0/ пер с англ — СПб, 1996. С. 127.
  167. А. А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. —М.: Педагогика-Пресс, 1995. С.12−15.
  168. Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. —М.: НИИ школьных технологий, 2005. —204С.
  169. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М.: Наука, 1988. -176С.
  170. Е. В. Математика для малышей. М.: Просвещение, 1992 — С. 35−56.
  171. И. M. Элементы мысли: Избр. филос. и психол. произв. — М.: Госкомиздат, 1947. 29 С.
  172. Н. В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральными параличами (Сообщение^)//Дефектология-3— 1980. —№ 6. —35С.
  173. Р. А. Математическая мысль Древней Руси.- М.: Наука, 1977.-57С.
  174. Л. И. Обучение решению простых и составных арифметических задач. — М.: Просвещение, 1963.- 50С.
  175. А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. —М.: Просвещение, 1993 С.21−34.
  176. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — M.: ACADEMA, 2000. -С.23−70.
  177. Е. В. Математика и логика дошкольников: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» М.: Просвещение, 1999. — С.67.
  178. Солпитер Джуди Дети и компьютеры: Настольная книга родителей / пер. с англ. -М.: БИНОМ, 1996.- С. 192.
  179. М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. — М.: Изд-во МПГУ, 1997. -С.69.
  180. Э. М. О понимании детьми принципа сохранения количества // Исследование развития познавательной деятельности. -М. «.Просвещение, 1971— С. 78.
  181. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. -С.32−57.
  182. Специальная педагогика / JI. И. Аксенова, Б- А. Архипов, JI. И. Белякова и др.- Под ред. H. М. Назаровой.—М.: Академия, 2000 С. 45.
  183. Л.П. Математика. М.: Академия, 1997 — С. 44.
  184. Е.А., Е.А. Мишина Психолого-педагогическаядиагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. -М.: Владос, 2008 144С.1937 «Стребелева Е7АГРанняя диагностика умстверщо^ Дефектология. 1994. — № 4. — С. 53−59.
  185. Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников// Дефектология. —1994. —№ 5.
  186. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2001-С.157−159.
  187. Д.Я. Краткий очерк истории математики: Пер. с нем. М.: наука, 1987. — С.34.
  188. Т.И., Соколова Е. И. Детям о времени. — Ярославль: Академия развития, 1996 — С. 46.
  189. ТВ. Развитие элементарных математических представлений. — М.: просвещение, 1973 —С.34−36.
  190. O.K. Психология компьютеризации. — Киев: Знание, 1988.-С16.
  191. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. H.H. Поддъякова. М.: Педагогика, 1972.- С. 56.
  192. А.П. Обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1981 .С.45.
  193. Фигурнов Э. IBM PS для пользователя. Краткий курс.—М.: Инфра-М, 2000. С.34−40.
  194. М. Математика уже в детском саду / Пер. с польск. O.A. Павлович. -М.: Просвещение, 1981.-С.23−25.
  195. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1979-С.49.
  196. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. A.A. Столяра. М.: Просвещение, 1988 — С. 47.
  197. A.A. Система работы над арифметической задачей в 1 классевспомогательной школы //Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания / Под ред. Г. И. Данилкиной. JL, 1974. — С. 83.
  198. Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. — 1994~Ж4.— С. 49.
  199. И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. — М.: Владос, 2001. С.34−84.
  200. И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство-СПб., 2000 — С.36−38.
  201. Е.И. Методика обучения математики в детском саду. — М.: Академия, 1998. С. 23−26.
  202. В.В. Русский мифологический словарь. — Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001. С. 12−14.
  203. ЭлъкинД.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 23.
  204. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — С.12−13.
  205. Эк В. В. Обучение математики учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990 — С.23−25.
  206. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П. Савин. М.: Педагогика, 1985 — С.ЗЗ.
  207. Энциклопедия элементарной математики. 4.1: Арифметика. — М.: Гостехиздат, 1951- С.34−35.
  208. Gelman R., Meek Е. Preschoiers cjunting: principles before skill // Cognition. 1983. — V. 13 — P. 343.
  209. Bang J. Multimedia in distance education// Nordicom review of Nordic Mass Communication Research. Goteborg, 1998. — № 1. — P. 285.
  210. Micheline Esperance-Labelle (Canada). Educational computer activities and problem solving at the kindergarten level. Children in the information age.
  211. Human Development and Emerging Technologies. Third International Conference, Sofia, Bulgaria, 20−23 May, 1989.-386−398P.
  212. High/Score Buyeres Guide to Children Software», Catalog, 1992.
  213. Johanson R. Computers, cognition and curriculum: retrospect and prospect// Education Computer Pesearch. -1988.-V.4,№l.-P.l-30.
Заполнить форму текущей работой