Формирование математических представлений умственно отсталых дошкольников с помощью компьютерных технологий
Диссертация
Использование компьютера в обучениии воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная' задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а-в комплексном преобразовании… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования математических представлений
- 1. 1. Особенности развития математических представлений умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 1. 2. Информационные технологии в специальном образовании
- 1. 3. Использование компьютерных технологий в теории и практике специального (коррекционного) дошкольного образования
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. Сформированность математических представлений дошкольников с умственной отсталостью
- 2. 1. Цель, задачи, содержание и методика исследования
- 2. 2. Характеристика детей, участвовавших в экспериментальном исследовании
- 2. 3. Результаты изучения математических представлений умственно отсталых дошкольников
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. Использование компьютерных технологий при формировании математических представлений умственно отсталых дошкольников
- 3. 1. Содержание и методика использования компьютерного электронного пособия для формирования математических представлений умственно отсталых дошкольников 7-ми лет
- 3. 2. Подготовка детей к работе с компьютером
- 3. 3. Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений умственно отсталых дошкольников с использованием компьютерных технологий
- 3. 4. Результаты экспериментального обучения умственно отсталых дошкольников с использованием компьютерных технологий
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Азбукина В. С. Особенности элементарных математическихпредставлений у умственно отсталых детей дошкольноговозраста // Коррекционно-воспитательнаяработа вспециальныхдошкольных учреждениях / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М.: Изд-во АПН СССР, 1979. —С.28.
- Алътхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. — М.: Просвещение, 1984.
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С.56.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. .Особенности восприятия пространства у детей.
- М.: Просвещение, 1964-С.79.
- Антропов А.П. Нумерация и системы счисления: Лекции для студентов отделения олигофренопедагогики. — СПб.: ЛОИИУ, 1992-С.78.
- Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития : Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 Москва, 2005. 405 С.
- Баряева Л.Б. Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушениями умственного развития //Дефектология. — 1990. —№ 2. С. 66.
- Баряева Л.Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 135−140.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д., — Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: СОЮЗ, 2001. 315 С.
- Баряева Л.Б., Вечканова И. Т., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб.: СОЮЗ, 2001. С. 120−135.
- Баряева Л.Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.
- Герцена: СОЮЗ, 2001. С. 56−67.
- Баряева Л.Б. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — СПб.: Издво РГПУ имГА.И.Терцёна, 2002ГС.7−1 ЗГ.------------
- Баишакова И.Г., Юшкевич А. 77. Происхождение систем счисления // Энциклопедия элементарной математики. — Т. 1. М.:Л., 1951. -С. 11.
- Беликов Б.Д. К вопросу о генезисе математики с точки зрения шкал измерения//Наука и техника (вопросы истории и теории).-Л.1973- С. 9.
- Белоус Н. Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. пед. наук. -Л.: 1976.-С.69.
- Березина Р. Л Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л.: 1971.-С.67.
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. —М.: Медицина, 1966 — С. 77.
- Болгарский Б.В. Очерки по истории математики. — Минск: Высшая школа, 1979.-С.67.
- Боровик О. В. Развитие воображения. — М.: 2000.-С.27−29.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. —М.: Гном-Пресс, 1999. -С.34−40.
- БрунерДж. О понимании детьми принципа сохранения количестважидкого вещества // Исследование развития познавательной деятельности / Ред. Дж. Брунер. — М.: Педагогика, 1971. С. 224.
- Бэлл Э.Г. Творцы математики: Предшественники современной математики. М.: Просвещение, 1979 — С. 47.25: Вайзман Н. П. Психомоторика-детей-олигофренов. , — М.: Педагогика, 1976.- С. 46.
- Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука: Пер. с гол. — М.: Физматгиз, 1958-С.67.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967-С.45.
- Венгер А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М.: Педагогика, 1972.- С.26−48.
- Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969-С.23.
- Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. -№ 3. С. 46.
- Воспитание аномальных детей дошкольного возраста // Под ред. Н. Г. Морозовой. М., 1978.-С.57.
- Вундт В. Введение в философию. — М.: ЧеРо: Добро-свет, 2001.-С.23.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983-С.23.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:1. Просвещение, 1991.-С.35.
- Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-С.22.
- Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире- М: Наука, 1967.- С. 56.
- Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М.: Просвещение, 1991 — С.35−49.
- Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 1991 —188С.
- Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 2000.-С.23.
- ГалъперинТ1. Я., Георгиев Л. С. Формирования начальных математических понятий// Дошкольное воспитание. 1961. -№ 6. -С.65.
- ГершунскийГ.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы., — М.: Педагогика, 1987. С. 263.
- Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России. —М.: Гостехиздат, 1946.-С.22.
- Голецыова О., КлцндрваЛ., Бердыхова Я. Игры в детском саду / Пер. со словацк. Г. А. Касвин и Е. Р. Роговской. -М.: Просвещение, 1966.-С.34.
- Горбунов В. В., Дормашева Н. Н. Новгородские берестяные грамоты и история арифметики // Вопросы психологии. -1964. —№ 5. 14С.
- Граборов А. Н. Олигофренопедагогика. — М.: Учпедгиз, 1941.-С.24.
- Грин, Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1982.-С.34.
- Грубе A.B. Руководство к началам арифметики в элементарной школе на основании эвристического метода. — СПб., 1873.-С. 11.
- Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад: Воспитание детей младшеговозраста / Пер. с нем. М. В. Тольской. М.: Мир книги, 1992.- С. 34.
- Гуменная Г. С. Формирование первоначальных понятий о числе у детей с двигательными нарушениями// Дефектология.-1978.-№ 6.-С.64.
- Давидчук АГ/7. Дошкольный' ~ математических представлений // Дошкольное воспитание.— 1996—№ 12. С. 71.
- Давыдов В. В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике / Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.—М.: Просвещение. — 1966. —С. 104.
- Давыдов В. В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970.-№ 4.- С.50:
- Давыдова С. И. Выполнение умственно отсталыми дошкольниками заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции// Дефектология. 1973. -№ 2. — С.69.
- Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. и др.
- Обучение математике в детском саду. —М.: Академия, 1997 С.47−49.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.: Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Детство-Пресс, 2005 — 244С.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. —М.: Просвещение, 1977 С.56−58.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993-С.135−147.
- Дошкольная педагогика: В 2 ч./В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и. др.: Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой М.: Просвещение, 1988.-С.28−29.
- Дунаева 3. М. Формирование пространственных представлений у детей сзадержкой психического развития. // Дефектология-1980—№ 4-С.27.
- ЕвтушевскийВ. А. Методика арифметики — 15-е изд. -СПб., 1902 — С. 12.
- Екэ/салова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., Каро, 2008. — С. 120−201.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М., 2003.— 264С.
- Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках1 времени // Дефектология. 1992. -№ 1.- С. 57.
- Ералиева С. Г. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушением умственного развития // Дефектология. —1983.-№ 6- С. 56.
- Ералиева С. Г. Особенности временных представлении и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста// Дефектология. 1983. —№ 2.-С.63.
- Ерофеева Т. И., Павлова JI. И., Новикова В. П. Дети у истоков математики. —М.: 1994. С.40−56.
- Ерофеева Т. И., Павлова Л. И., Новикова В. П. Математика для дошкольников. —М.: 1992. С. 22−27.
- Ершов А. П! Информатика и компьютерная грамотность. -М.: Наука, 1988: С. 13−70.
- Ершов А.П. Человек и машина. -М.: Знание, 1995.-С.32.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение: Владос, 1995. С. 12−45.
- ЗамскийХ.С. Умственно отсталые дети. НПО, Образование, 1995. С. 23−40.
- Запорожец А. В. Избр. психол. тр. -Т.1 -М.: Педагогика, 1986 155С.
- Зииченко В. П., Ломов Б. Ф. О функциях движений руки и глаза в процессе восприятия //Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-29С.
- Захарова КГ. Информационные технологии в образовании, М.: Академия, 2005. С. 23−56.
- Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере: Учеб. пособие для студ. вузов/ Под ред.Н. В. Макаровой.-З-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2000- 2001. С.59−79.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. — М.: Академия, 2000. С. 38−45.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Сост. Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук, Э. И. Леонгард и др. М.: Карапуз, 1997.-195С.
- История математики с древнейших времен до начала XIX столетия: В 3 т. /Под ред. А. П. Юшкевича. М.: Наука, 1970.- С. 38.
- Капустина Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста// Дефектология. — 1991 — № 2. -С.22.
- Катаева A.A., Давыдова С. И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции // Дефектология. 1976.-№ 1- С. 69.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1990-С.53−153.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: Владос, 1998.- С.20−54.
- Кемниц В. А. Математика в детском саду: Беседы и занятия с детьми дошкольного возраста/Под ред. Н. В. Чехова-М.: Изд-во Сытина, 1912-С.20.
- Ким С. Т. Восприятие величины й группировка предметов по величинё~у умственно отсталых детей дошкольного возраста / Дефектология — 1975-№ 1.-С.67.
- Князева О. Л. Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста М.: Дрофа: Дик, 1999.-С.23.
- Козлова С.А. Теория и, методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью — М.: Академия, 1998 С.45−47.
- Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. — М.: наука, 1991.-С.54.
- Кольман Э.Я. История математики в древности. — М.: Физматгиз, 1961-С.38.
- Компьютерные игры/Под ред. М. Б. Игнатьева. -СПб.: Лениздат, 1988-С.45−60.
- Кордун З.М. Набор заданий для обучения учащихся младших классов с нарушениями слуха текстовому редактору «Word». М.: ИКП РАО, 2000.-98С.
- Корнеева Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопросы психологии. 1978. — № 2 — С. 91.
- Королевская Т.К. Компьютерная поддержка работыпроизношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1995. № 1.
- Королевская Т.К. «Видимая речь»: Новая технология новые отношения//Дефектология. — 1995—№ 1.- С. 40.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде/ Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб.: Каро, 2006.- С. 179−187.
- Костюк Г. С. Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1988. — С.170.
- Котырло В.К. Освоение величины предметов детьми-дошкольниками //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Просвещение, I969.-C.84. «• - - - - ---- ----
- Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: Автореф. д-ра пед. наук.1. Л., 1996.- С. 12−14.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976-С.29.'
- Кузъмина-Сыромятникова Н. Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной’школе. -М.: Просвещение, 1962.-С.45.
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире (Сообщение 1−3).— Дефектология. 2005.- № 5,6- 2006. -№ 21- С. 37.
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2005.- 254С.
- Кукушкина О.И. Как и зачем учить текстовому редактору детей с нарушениями слуха. М, 1994.- С. 32.
- Кукушкина О.И. Коммуникация в компьютерном классе // Дефектология. 1995. № 6-С.22.
- Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы //Дефектология. 1994.-№ 5.-С.23.
- Кукушкина О.И. Организация использования компьютернойтехники в специальной школе // Дефектология. 1994. —№ 6. — С.59.
- Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании //Вестник образования. — М., 2003—С.24.110.- — Кукушкина О.-Иг Проблемы- о которых необходимо задуматься // Дефектология. — 1995 — № 4.
- Кукушкина О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. — М.: Советский спорт, 2004—106С.
- Кукушкина О.И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л. Лента времени. -M., 2002.-26С.
- Кукушкина О.И., Королевская Т. К., Зеленская Ю. Б. Информационные технологии в обучении произношению. — М.: Полиграф-серфис, 2004 С.23−29.
- Курникова Н.Я. Использование компьютерных технологий для обучения детей с проблемами интеллектуального развития. СПб., 1999-С.36.
- Кулеша Э Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками //Дефектология. 1989. — № 3. — С.65.
- Лезина Л. Н. Особенности пространственной ориентировки умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1989. —№ 6. —С.65.
- Леонова Л.А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. -М.: Вентана-Граф, 2004 С.2−19.
- Леонова Л.А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. -М.: Вентана-Граф, 2004.- 15С.
- Леонтьев А. И. Проблемы развития психики: 4-е изд.-М.: Изд-во1. МГУ, 1981-С.23−24.
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.—М.: Просвещение, 1974 —- G.35:---------------------------------------------------
- ЛоккДж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. —М.: Просвещение, 1981. -С. 163.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989 С.23−25.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический проект, 2000— С.56−58.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. —М.: Владос, 2003.- 100С.
- Люблинская A.A. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. — М.: АПН РСФСР, 1956. — Вып. 86. — С.47.
- Люблинская A.A. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии/ Под ред. Б. Г. Ананьева. — М.: Учпедгиз, 1954. -С.З.
- Ляпидевский С.С. Клиника олигофрении: Учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1973- С.45−47.
- Мсшлер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2000— С. 19−25.
- Маневцова Л.М. Формирование у детей 6—7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений// Формирование системных знаний и умений у детей дошкольноговозраста. Jl., 1987. — С. 12−13.
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом //
- Дефектология^— 1982г—№ 4: —С:7.---------------—
- Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы, — Л., 1986 С. 56.
- Математика в образовании и воспитании / Сост. В. Б. Филиппов. -М.: ФАЗИС, 2000.- С.24−30.
- Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ Сост. В. В. Данилова. -М.: Педагогика, 1987.- С. 48.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988 — С.23−35.
- Медова H.A. Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями зрения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. —№ 1. —32с.
- Метлина JI.C. Математика в детском саду—М.: Просвещение, 1984-С.23−34.
- Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—С.34−46.
- Михайлова З.А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец A.M. Математическое развития дошкольников — СПб.:Акцидент, 1998.-С.34−36.
- Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. — М.: Академия, 2007 — 233С.
- Непомнящая НИ. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики). — М.: Просвещение, 1983 — С.34−36.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат.-М.: Академия, 2001.-С. 23−25.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю. М. Горвица, Л. Д. Чайновой, H.H. Поддьякова, Е.В.
- Зворыгиной и др. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-328С.
- Носова Е.А., Непомнящая P.JI. Логика и математика для дошкольников. — СПб.: Акцидент, 1996 46С.145 .---Обухова-Л-.Фг, ^аЭан/сова Я: //гФеномен"5 лет//Психологическаянаука и образование.—2001.—№ 1−21С.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б. П. Пузанова. -М.: «Академия», 2001 С. 127−137.
- Основы специальной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.- С.49−90.
- Особенности обучения учащихся вспомогательной школы: К вопросу об использовании наглядных и словесных средств обучения /Под ред. Г. М. Дульнева. — М.: Просвещение, 1955 — С. 50.
- Папи Ф., ПапиЖ. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. — М.: Педагогика, 1974- С. 53.
- Певзнер М. С. Дети-олигофрены. — М.: АПН РСФСР, 1959.- 82С.
- Пепик JI.A. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: диссерт. канд. пед. наук, 13.00.03, Москва, 2000. 200 С.
- Пепик Л. А. Особенности восприятия и моделирования1 пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. — 1997. — № 6.- С. 43.
- Перова МН. Дидактические игры и упражнения по математике. — М.: Просвещение, 1999. 142 С.
- Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: 4-е изд.—М.:Владос, 1999.-С. 112−119.
- Перова М. Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в с^ецйальном (коррЖцй01Гн0
- М.: Классик-стиль, 2005. 176 С.
- Петровский В. А., Кларина JI.M., Смывина JI.A., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: — М.: Новая школа, 1993 .-С. 18−20.
- Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка: Пер. с франц.—М., 1994.- С. 23.
- Пинский Б. И! Формирование двигательных навыков у учащихся вспомогательной-школы. — М.: Педагогика, 1977.— С.45−50.
- Психологические и* физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении/ НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Е. В. Вучетич и др.-М, 1989. -48С.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — С.56−60.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада/Сост. Т. Н. Доронова. -М.: Просвещение, 1994−224С.
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца, ЯЗ. Неверович: -М.: Просвещение, 1965.- С. 66.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа/ Под ред. О. М. Дьяченко -М.: Гном-Пресс, 1999-С.11−14.
- Речицкая Е.Г., Речицкий И. В. Использование компьютеров в специальном образовании // Информация образования 2008: Материалы Международной научно-методической конференции. — Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2008. С. 285 — 287.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. С.47−56.
- Родник: Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Б. Баряева, Е. О. Герасимова, Г. С. Данилина, H.A. Макарчук. СПб.: ЛОИУУ, 1997.- 199С.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1979.С. 94−150.
- Рыбников К. А. История математики. М.: Изд-во МГУ, 1994.-С.40.
- Сагман С. Эффективная работа с Power Point 7.0/ пер с англ — СПб, 1996. С. 127.
- Свечников А. А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. —М.: Педагогика-Пресс, 1995. С.12−15.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. —М.: НИИ школьных технологий, 2005. —204С.
- Семенюк Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М.: Наука, 1988. -176С.
- Сербина Е. В. Математика для малышей. М.: Просвещение, 1992 — С. 35−56.
- Сеченов И. M. Элементы мысли: Избр. филос. и психол. произв. — М.: Госкомиздат, 1947. 29 С.
- Симонова Н. В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральными параличами (Сообщение^)//Дефектология-3— 1980. —№ 6. —35С.
- Симонов Р. А. Математическая мысль Древней Руси.- М.: Наука, 1977.-57С.
- Скаткин Л. И. Обучение решению простых и составных арифметических задач. — М.: Просвещение, 1963.- 50С.
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. —М.: Просвещение, 1993 С.21−34.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — M.: ACADEMA, 2000. -С.23−70.
- Соловьева Е. В. Математика и логика дошкольников: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» М.: Просвещение, 1999. — С.67.
- Солпитер Джуди Дети и компьютеры: Настольная книга родителей / пер. с англ. -М.: БИНОМ, 1996.- С. 192.
- Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. — М.: Изд-во МПГУ, 1997. -С.69.
- Сонстрем Э. М. О понимании детьми принципа сохранения количества // Исследование развития познавательной деятельности. -М. «.Просвещение, 1971— С. 78.
- Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. -С.32−57.
- Специальная педагогика / JI. И. Аксенова, Б- А. Архипов, JI. И. Белякова и др.- Под ред. H. М. Назаровой.—М.: Академия, 2000 С. 45.
- Стойлова Л.П. Математика. М.: Академия, 1997 — С. 44.
- Стребелева Е.А., Е.А. Мишина Психолого-педагогическаядиагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. -М.: Владос, 2008 144С.1937 «Стребелева Е7АГРанняя диагностика умстверщо^ Дефектология. 1994. — № 4. — С. 53−59.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников// Дефектология. —1994. —№ 5.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2001-С.157−159.
- Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики: Пер. с нем. М.: наука, 1987. — С.34.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. Детям о времени. — Ярославль: Академия развития, 1996 — С. 46.
- Тарунтаева ТВ. Развитие элементарных математических представлений. — М.: просвещение, 1973 —С.34−36.
- Тихомиров O.K. Психология компьютеризации. — Киев: Знание, 1988.-С16.
- Умственное воспитание дошкольников / Под ред. H.H. Поддъякова. М.: Педагогика, 1972.- С. 56.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1981 .С.45.
- Фигурнов Э. IBM PS для пользователя. Краткий курс.—М.: Инфра-М, 2000. С.34−40.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду / Пер. с польск. O.A. Павлович. -М.: Просвещение, 1981.-С.23−25.
- Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1979-С.49.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. A.A. Столяра. М.: Просвещение, 1988 — С. 47.
- Хилъко A.A. Система работы над арифметической задачей в 1 классевспомогательной школы //Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания / Под ред. Г. И. Данилкиной. JL, 1974. — С. 83.
- Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. — 1994~Ж4.— С. 49.
- Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. — М.: Владос, 2001. С.34−84.
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство-СПб., 2000 — С.36−38.
- Щербакова Е.И. Методика обучения математики в детском саду. — М.: Академия, 1998. С. 23−26.
- Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. — Екатеринбург: Уральское изд-во, 2001. С. 12−14.
- ЭлъкинД.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 23.
- Элъконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — С.12−13.
- Эк В. В. Обучение математики учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990 — С.23−25.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П. Савин. М.: Педагогика, 1985 — С.ЗЗ.
- Энциклопедия элементарной математики. 4.1: Арифметика. — М.: Гостехиздат, 1951- С.34−35.
- Gelman R., Meek Е. Preschoiers cjunting: principles before skill // Cognition. 1983. — V. 13 — P. 343.
- Bang J. Multimedia in distance education// Nordicom review of Nordic Mass Communication Research. Goteborg, 1998. — № 1. — P. 285.
- Micheline Esperance-Labelle (Canada). Educational computer activities and problem solving at the kindergarten level. Children in the information age.
- Human Development and Emerging Technologies. Third International Conference, Sofia, Bulgaria, 20−23 May, 1989.-386−398P.
- High/Score Buyeres Guide to Children Software», Catalog, 1992.
- Johanson R. Computers, cognition and curriculum: retrospect and prospect// Education Computer Pesearch. -1988.-V.4,№l.-P.l-30.