Развитие психолого-педагогической компетенции учителя
Диссертация
Взаимодействие с учителями и соответствующая система работы школьного психолога выступают средством решения проблемы развития профессиональной компетентности на послевузовском этапе, в процессе педагогической деятельности. Школьный психолог последовательно организует специальные условия личностного роста педагога в ходе его профессиональной деятельности. Роль психолога велика на всех этапах этого… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО ПЕДАГ ОГИЧЕСКОЙ КОМ ПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Сущность псичолого-педагогической компетентности учителя
- 2. Взаимодействие школьного психолога с учителями основа процесса развития их компетентности
- 3. Основные противоречия во взаимодействии школьного психолога с педагогами
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГ ИЧЕСКОЙ КОМ ПЕТЕНТНОСТИ У ЧИТЕ ЛЕИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ 8 7 сп>
- 1. Диагностика уровня компетентности учителей и сформированное^ профессионально значимых личностных качеств.. у, А ст. <
- 2. Реализация программы развития психолого педагогической компетентности учителей
- 3. Результаты и условия эффективности осуществления программы. 13? стр
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.-М., Просвещение 1985, 448с
- Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн Современные психолого --педагогические проблемы высшей школы -Выл 1 Л, 1973.-С. 37−44,
- Апьтшулер Г С., Шапиро Р Б О психологии изобретательного творчества" Вопросы психологии,-1956,N 6, с 37 49
- Аминов НА. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей «/Вопросы психологии 1988, №=», с.71−77.
- Аминов НА, Молоканов М Б О компонентах специаг? ьных способностей будущих школьных психологов."Психологический журнал.-т.13, — N5,1992, с 104 110
- Амонашвили Ш, А Личностно--гуманная основа педагогического процесса Мн Университетское, 1990 530с (Б чка сер «Университет-школе»).'
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания П., 1968
- Андреев В И Диалектикфослитания и самовоспитания творческой личности. / Основы педагогики творчества Казань, Изд-во КГУ, 1988.
- Андреева Г. М., Богомолова И. Н., Петровская Л А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., изд-во Москгун-та, 1978 — 271с. — С.115−116.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М., Просвещение, 1983.-96с.-(Психологическая наука школе) ¦
- Анисимова Р А. Психологическая служба и мастерство педагога //Советская педагогика.-1990, N2, с.38−41
- Анохин П К. Теория функциональной системы //Успехи физиологических наук.-М., 1970,-T.1.
- Антилогова Л.Н. Этика психологические аспекты груда учителя /Методическое пособие — Омск, 1992
- Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал 1982, N 2, с. З -17
- Асеев В Г. О диалектике детерминации психического развития //Принцип развития в психологии.-М., 1978 -С. 21−38.
- Асмолов А.Г. Психология личности. У чебник.-М., Изд-во МГУ, 1 990 367 с
- Афанасьев В.Г. Системность и общест/во -М Политиздат, 1 980 368с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М .Политиздат, 1981−432с
- Афанасьев В Г. Мир живого: системность, эволюция и управление М. Политиздат, 1986, — 333с.
- Афанасьев В. Г О системном подходе к воспитанию (школьников) '/Советская педагогика. 1991, N 2, с. 77−80.
- Бабанский Ю. К О разработке теоретических основ организации психологической службы в советской шкопе//Психологическая служба в школе.-Таллин, 1983 С.3−9
- Бабушкин Г Д. Коммуникативная компетентность в управленческой деятельности/УЭкспериментально-прикладная психология.-1994, N 1, с.7−13.-Омск.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого се-бя:(Ст. из США)//Вопросы психологии.-1990, с 153−159
- Белозерцев Е П Педагогическое образование: реалии и перспективы.'/Педагогика-1992,N 1-? с 61−65.
- Бенедиктов БА. Коломинский Я. Л., Ковалев С А. Представления педагогов о психологической службе в школе.//Вопросы психологии -1986, N2, с.103−109.
- Беспалько В. П Слагаемые педагогической технологии -М. Педагоги-ка.1989 192с.
- Бизяева А.А. Ориентация учителя на использование психологических знаний в процессе формирования продуктивного мышления учащихся/Профессиональные потребности учителя в психолого-педагических знаниях. М, 1989.- 86с. С.63−69.
- БодалёвА.А Личность и общение. Избранные труды М., Педагогика, 1983. — 272с.
- Бодалёв, А А Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения //Вопросы психологии. -1989,N 6.
- Бодалёв, А А Психологические условия гуманизации педагогического общения//Советская педагогика. 1990, N12, с. 65−71.
- Бодалёв, А А, Караковский В А, Новикова ЛИ. Психолого-педаго-гические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика.-1991, N5, с. 11−19.
- Боднар A.M. Педагогический потенциал учи теля: (личное тно-гуманитарный аспект): дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Екатеринбург, 1993
- Божович Е. Д Психологическая служба в структуре педагогического процесса//Вопросы психологии 1986, N 2, с 100−103.
- Божович Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика -1991,N8, с. 60−64
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Отв ред. Крымский С Б.- Киев, Наук. думка, 1989 200с.
- Бусыгина А.Л. Совершенствование педагогической компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВТУЗ:дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Спб, 1994
- Весёлова В В. Билет в будущее (О психолого-педагогической службе в США) -М., Знание, 1990 -80с.
- Воробьёв Н Е., Сухарцева В. К., Иванова Т В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика 1992, N 1−2, с. 66−70
- Вульфов Б.З. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы//Современная педагогика. 1991, N 11, с. 58−61.
- Вяккерев Ф. Самодвижение'/Философская энциклопедия: В 5 т Т.4. М, 1967.
- Гильбух Ю. З Психодиатостика в школе. М., Знание, 1989.
- Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся //Сов педагогика. 1990, N 5, с. 81 87.
- Гинецинский В И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии//Советская педагогика. 1931, N9, с. 46 49
- Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии /Общ.ред. Адлера ЮЛ. М., Изд-во «Прогресс», 1976, 495 с.
- Головей Л А, Грищенко H.A. Психологическая служба в школе, (в помощь лектору) Л., 1987.
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса: Учебое пособие к спецкурсу /Ленингр. гос.пед.ин-т им. А Н.Герцена. -Л., ЛГПИ, 1988 85 с.
- Гоноболин Ф Н О некоторых психологических качествах личности учителя //Вопросы психологии 1975. N 1, с 100−111.
- Гончаров Ю.С. Учитель как субъект познания в педагогической системе послевузовского образования.: дис канд.пед.наук: 13 00,01. СПб 1993.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе /На материале исследования учебного процесса в подростковых классах/.- М., Педагогика, 1977 152, с.
- Гордин Л Ю Взаимосвязь общественной и природной сущности вое питания //Сов.педагогика.-1991, N 8, с. 45−51.
- Грибов Ю А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей //Вопросы психологии -1989, N2, с.57−62.
- Гузеев В, Лизинский В. Учитель в зеркале психологии /Психолого-I педагогические очерки. -М.1993.
- Диагностика познавательных способностей: Меж вуз.сб.науч.тр. /Редкол.: В Д. Шадриков Ярославль ЯГПИ, 1986
- Диагностика профессиональных и познавательных способностей /Под ред. ВД Шадрикова. -М., 1988
- Диагностика профессионального сознания. Методическая разработка диагностической анкеты профессионального сознания студентов/Куйб пед. ин-т -Куйбышев, 1989, 21 с.
- Диагностика социально-психологических качеств педагога. Методические рекомендации.-Минск, 1992.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности /Под ред. В. Д. Шадрикова Саратов, изд-во Саратовского ун-та, 1989 — 220 с.
- Диагностическая и коррекциионная работа школьного психолога: Сборник научных трудов /Под ред Дубровиной И В М, АПН, 1987
- Джрназян Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы //Вопросы психологии. 1989, N 4, с. 52 58.
- Додонов Б.И. О системе «личность» //Вопросы психологии. 1985, N 5.
- Дубровина И В Психологическая служба в школе //Советская педагогика. 1986, N 1, с. 46−50.
- Дубровина И В Предмет и задачи школьной психологической службы //Вопросы психологии -1988, N 5, с. 47 54
- Дубровина И В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/ Науч -исслед ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М., Педагогика, 1991, — 232 с.
- Дубровина И В, Прихожан A.M. Теоретические и организационные проблемы школьной психологической службы //Психологическая служба в школе. -М 1984 С.4−17.
- Елканов С Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. вузов М. Просвещение, 1989.
- Емельянов Ю Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л., ЛГУ, 1985, — 167с.
- Ершова Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителям/Психология труда личности учителя /Под ред А. И Щербакова.-Вып.2 -Л., 1977.
- Ильин В С. Формирование личности школьника /целостный процесс/.-М., Педагогика, 1984
- Ильина Т А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.1. -М76 Знание, 1972.
- Кайюкова В.П., Ткаченко Э. И., Прежесецкая С И .Татарчук Д. П. Психологическая служба в школе необходимое условие ускоренного формирования мастерства учителя // Вопросы психологии.-1989, N 2, с 181−186
- Кала У. В .Раудик В В. Психологическая служба в школе.-М, Знание, 1986.
- Кан-Калик В, А Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.-М, Просвещение, 1987 190с.
- Кан-Капик В. А .Ковалёв Г А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования// Вопросы психологии 1985, N 4
- Караковский В, А Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования/ Из серии «Авторские школы Москвы"/- М., 1992. I
- Ковалёв С. В Подготовка старшеклассников к семейной жизни, тес- ты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя -М Просвещение, 1991.-143 с
- Психологическая наука школе)
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/Под ред. Ю. М. Забродина 1994 344с
- Коэиев В Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя В кн. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя — Л, 1980 — 82с.
- Козиев В Н. Психологическая компетенция учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся / Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях М., 1989 — 86с — С 41−45
- Колесникова Н А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы//Педагогика -1992, N 5−6, с.71−78.
- Колмогорцева Е.Б. Личность учителя и её влияние на самооценку учащихся// Новые исследования в психологии АПН СССР.-М., 1986.-Вып. 1.
- Краевский В. В Соотношение педагогической науки и педагогической практики/В В. Краевский, канд.пед.наук. М., Знание.1977. -64с. (Новое в жизни, науке, технике.Сер."Педагогика и психология», N5).
- Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С.Вишнякова- Сост.: М. Н. Колмакова, В. С. Суворов 2-е изд, доп. и дораб — М, Политиздат, 1988 — 367с.
- Кривцова С В., Мухаматулина Е А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками (Книга для чтения участниками тренинговой группы). ПЦ «Инсайт», — М., 1992. — 57 с.
- Круглив В С Содержание обучения и развисие личное ¡-и школьника //Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания .М., 1984.
- Крутецкий В А, Недбаев C.B. Профессионально необходимые качества личности учителя (Педагогические способности) и их формирование, С. 3−16.
- Крылов, А Н Психологические основы педагогического мастерства учителя: 8 помощь лектору /О-во «Знание» РСФСР -М, 1989−37 с
- Кузьмина H В. Очерки психологии труда учителя П., Изд во Лен унта, 196/ 183 с.
- Кузьмина Н.8 Методы исследования педагогической деятельности.. Л 1970
- Кузьмина H В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся //Вопросы психологии 1984, N 1
- Кузьмина H В. Одарённость педагогов как фактор развития способностей учащихся «Проблемы способностей в советской психологии М., 1984 -С 101 106
- Кузьмина И В Способности, одарённость, талант учителя Л, Знание, 1985. 32 с.
- Кузьмина Н.В. Методические рекомендации по аттестации школьных учителей. Л, 1987
- Кузьмина Н. В Профессионализм личности преподавателя и мастера. производстве»?ною обучения /ВНИИ проф.-техн. образования М, Высш шк, 1990.
- Кузьмина H В., Кухарев Н В Психологическая структура деятельности учителя:(тексты лекций)7/ Гомель, ГГУ, 1976 57 с
- Кугноткин ЮН Психологическое знание и учи гель 'Вопросы психологии -1983, N 3
- Кухарев Н 8 На пути к профессиональному сивершеству- Кн. /утя учителя М'., Просвещение, 1990. — 159 с.
- Кучевскай Н В. Советы психолога продавцу.-М.,. Экономика, 1990.
- Левицкий М.Л., Нечаев Н. Н. Измерения в у"1ебно воспитательной деятельности / Советская педагогика 1990, N 8, с 63 68,
- Лёгенький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система Харьков: Вища школа Изд во при Харьк. ун-те, 1979 143 с.
- Лихачёв Б Л". Социально педагогические противоречия воспитания: (Размышления ученого) / Советская педагогика 1990, N 5, а. 72 77.
- Лихачёв Б Г. Цели воспитания личности «Советская педагогика.1991, N4, с 65 68.
- Ломов ЬФ Общение и социальная регуляция поведения М, 1976.
- Лучшие психологические тесгы для профотбора и профориентации: Описание и руководство к пользованию / Отв ред. А Ф. Кудряшов Петрозаводск, 1992.
- Лушин П.В., Шуранова И Ю Психологическая служба педагогического институтаВопросы психологии 1993, N 3, с. 122−125
- Л ушников ИД Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: дис д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1993
- Львова Ю Л. Т/ворческая Паборатория учителя: Книга для учителя -М., Просвещение, 1992
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителяВопросы психопогии 1987, N 5• 112. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентностиСоветская педагогика 1990, N 8, с. 82−88
- Маркова А. К. Психология труда учителя М, Просвещение, 1 993 192с
- Междумова И А., Сухобская Г. С. Изучение профессиональной направленности личности учителя (в сфере обучения) В кн.: Пробпемы высшего педагогического образования — Л, 1978.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя Сб. науч тр. АПН СССР, НИИ общ образования взрослых. Под ред. Ю Н. Кулюткина, Г. С Сухорбский Л, НИИ ООВ, 1980 — 81с.
- Методы системного педагогического исследования Учебное пособие М~1од ред Кузьминой H B, Изд-во Лен. ун-ва. Л., 1980 — 17? с.
- Миславский Ю, А Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте хНауч -исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.:Педагогика, 1991 — 152с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя^ ов.педагогика.- 1989, N 12, с. 52−56.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы) М., «Дело», 1994 — 216с.
- Мищенко А. И Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: дис. д-ра пед. наук 13,00.01,-М., 1992
- Моделирование педагогических ситуаций Под ред. Ю Н. Кулюткина, Г С Сухобский.- М., 1981 120с.
- Мухин МИ, Сухомлинский S.A. О воспитании всесторонне развитой личности \Советская педагогика 1991, N 9, с.104−110
- Мышление учителя Личностные механизмы и понятийный аппарат. Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобский Г. С М., Педагогика, 1990 — 104с.
- Мясоед П. А Теория и пракитика в работе школьного психолога W Вопр. психол- 1993, N4, с. 73−79,125.
- Новикова Л И. Школа и среда М., Знание, 1985 — 80с.-(Новое в жиизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — N 8).
- Новикова Л И. Самоуправпение в школьном коллективе.-М., Знание, 1988 80с — (Новое в жизни, науке, технике Сер «Педагогика и психология" — N 7)
- Новикова Л И., Куракин AT Путь к творчеству (в помощь начинающему исследователю в области воспитания).- М, Просвещение, 1966 187с
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М: Просвещение, 1993 256с — (Психол.наука — школе)
- Орлов, А Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя^В опросы психологии 1988, N 1, с 16−26.
- Осухова Н. Г Становление творческой индивидуальности педаго-га\Педагогика 1992, N 3−4, с. 53 57.
- Пахапьян В. Э Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума \Вопросы психологии 1990, N 2, с. 86−90.
- Пейсахов И М. Проблемы психологической службы высших учебных заведений \ Психологическая служба вузе: Сборник статей КГУ, Казань, 1981-С.3−43.
- Петровский, А В, Слободчиков В И, Бид-Бам Б М, Громыко Ю В. Задачи и направления перестройки педагогической науки \Вопросы психологии.-1989, N 2, с. 14−19
- Пилиповский В Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе\Педагогика 1993, N 2, с 107−111.
- Победоносцев ГА Совершенствуем систему воспитания школьников Книга для учителя М., Просвещение, 1989.
- Положение о психологической службе в системе народного образования Хбюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию.-Серия «Дошкольное воспитание и общее среднее образование», 1991, N 1, с.13−16.
- Пономаренко В А. Размышления о школе^Волросы психологии. -1991, N 2, с 5−14 .
- Попов В Д Изучение эффективности воспитательного процесса (в школе)\Сов.педагогика 1988, N 11, с. 62−65.
- Прихожан, А М. Школьный психолог и психолог-консультат. общее и различие^ Научно-практические проблемы шк психол службы М., 1987 б, — С. 37−40
- Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб науч. трЛМоск гос.откр.пед.ин-т- Ред. Круглое Ю Г М., 1992 — 153с.
- Проблемы соверешенствования системы психолого-педагогической подготовки учителях Под ред. Щербакова А. И., — Л., 1980.
- Профессионализм педагога: Тез докл. и сообщ.мэждунар.науч-техн.онф. 4.1, Ч.2Удм.гос ун-т Ижевск, Спб, 1992 — 148с., 202с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект Под ред Вершловского С. Г., Лесохиной Л И М., Педагогика, 1982.- 144с.
- Психологическая служба в вузе. (Сборник статей).- Казань, КГУ, 1981.- 240с.
- Психологическая служба в школе. (Сборник научных трудов). Отв. ред. Дубровина И В.- М., АПН, 1984.
- Психолого-педагогическая служба в вузе: Межвуз сб. няуч тр.- Пермь, ПГПИИ, 1986.
- Психологическая служба школы: проблемы и перспективы развития: Заоч семинар руководителей школы\Народное образование 1987, N 6, с. 104−111.
- Психологическая служба в школе необходимое условие ускоренного формирования мастерства учителя. (Котюхова В П, Ткаченко 3 И., Татарчук Д. П.)ХВ опр. псих о л огии. 1989, N 2, с. 181−185.
- Психологические аспекты учебно-воспитательного процесса в школе ХИтоги психологической диагностики школ Курской области^. Курск, 1990 — 30с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Боровикова С А. Дмитриева МА и дрлПод ред. Никифорова Г. С.- С.-П, 1991- 151с.
- Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя (Круглый стол)Вопросы психологии 1987, N 5.
- Психологические проблемы формирования педагогической налрав ленности и педагогических способностей.- Сб .науч тр Под ред. Крутецкого ВА АЛ, 1982.- 110с.
- Психология. Словарь / Под о®щей ред. А В. Петровского, М.Г. Яро-шевского- 2-е изд. испр и доп.- М. Политиздат, 1990 -494с.
- Психолого-педагогические пробпемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. научн. тр.- Вып. З, В 2 ч /МО РФ РИПКО -М., 1994.-129с., 136 с.
- Рабочая книга школьного психолога Дубровина ИВ, Акимова M К., Борисова Е. М. и др — Под ред. Дубровиной М. просвещение, 1991 — 303с -(Психол. наука — школе).
- РеанАА Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педаго-га\Вопросы психологии- 1990, N 2, с. 77−82.
- Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие М.: ВЛАДОС, 1995.-529 с.
- Рувинский Л И. Теория самовоспитания М., 1973.
- Рябченко С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения : Автореферат дис. канд психол. наук. С.-П., 1995.-18с.
- Садовский В Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы \ Социология в СССР М., Мысль, 1965.
- Самещенко Е. Г Психолого-педагогические знания в функции регуляторов поведения учителя в воспитательной ситуацииПрофессиональные потребности учителя в пс.-пед.знаниях.-М., 1989 86с — с. 57−63.
- Седова Н Е. Педагогическое общение: психологический тренинг для учите ля\Педагогика.- 1994, N 1, с. 56−59.
- Сидоркин A.M. Процесс развития воспитательной системы шко-льГЛСов. педагогика-1991, N 11, с. 65−69.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М., Просвещение, 1976 160с.
- Сластенин В А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельноети\Вопросы психологии.-1986,N 3.
- Сластенин В.А., Матросов B.J1. Новой школе нового учите-ля\Педагогическое образование — М., 1990 — N 1, с. 11.
- Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей челове-ка\Педагогика 1993, N 2, с 28−32 .
- Сомов М. А. Исследование соц.- пс. особенностей шк. классов. / Пси-хол. проблемы повышения качества обучения и воспитания М., 1984.
- Страхова Л.С. IИндивидуализация обучения на курсах повышения квалификации как фактор развития потребности учителя в проф. личностном росте: дис.канд.пед.наук. 13.00.01- СПб, 1993.
- Субботский Е В. Личность. Три аспекта исследования\Вестник МГУ. 1987, N 3, с. 3−16.
- Суходольский Г В Основы математической статистики для психологов ЛГУ, 197?.
- СыердЮ Л. О принципах применения психодиагностики в школьной психологической службе Ч1оихол. служба в школе.- Таллин, 1983 с 147−151.
- Сыерд Ю Л, Об основных принципах организации школьной псих. службы'1лНаучно-практические проблемы школьной лсихол службы ML, 1987 -С. 7 10.
- Табаков К). Обновить воспитательную функцию учителя Воспитание школьников 1989, N 6, с 19−23.
- Теория и практика воспитательных системРедкол: И, И. Новикова отв ред идо.: В 2-х кн.--М., 1993 143с, 205с.
- Трусов В П Социально-психологические исследования когнитивных процессов гпо материалам зарубежных экспериментальных работ \Под ред. В А. Ядова, И В Кузьминой ЛИзд-во Лен. ун-та, 1980 144с — С 26−2/.
- Турчанинова Ю И Как помочь учителю стать, учителем? V Директор, 1994 N2, с. 23−27.
- Филипова В.И. Культура и мировозрение учителя\Педагогика.-. 1992, N 3 -4, с. 5.8−63
- Филонов Г .Н Трудные будни воспитания Совет екая педагогика. -1991, N 1- с. 3 8.
- Филонов Г. Н, Черенкова С В. Тенденции развития теории и практикивоспитания «Педагогика 1993, N 1, с. 3? 38.
- Фридман Л. M, Волков К Н. Психологическая наука учителю. М., I Просвещение, 1985,
- Фридман Л .M Педагогический опыт /лазами психолога: Книга для учителя. М., Просвещение, 1987.
- Фридман Л M, Кулагина И Ю Психологический справочник учителя -M, Просвещение, 1991. (Психол.наука школе).
- Хазард Дж., Зершловский С. Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей педагогика,-1992, N 3−4, с.102−106.
- Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание \Сов.педагогика.-1990, N 12, с 28−35.
- Шадрикоа В Д. Психологический анализ деятельности: Системо-' генетич. подход. Учеб. пособие, — Ярославль, ЯРТУ -1979,
- Шадриков В. Д Проблемы смстемогенеза профессиональной деятельности М., Наука, 1982.-184с,
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления руководитель и педагогический коллектив М., Просвещение, 1990 — 208с.
- Шамардин В И, Тамбовкина Til, Суслова H .П. Школа: от конечного результата-к творческому поиск)'- Кн. для учителях M: Просвещение, 1991 — 158с.
- Шварцман К, А Философия и воспитание. M Политиздат, 1989.- 208с.
- Щербаков, А И Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего’педагогического образования.- Л.: Просвещение 266с.
- Шляхтер Е Ф, Малштейн Л К. Педагогические способности и их роль в деятельности педагогам Соц.- психологические особенности личности педагога. Свердловск, 1988.
- Шувалова B.C., Шиняева О В Современная школа реалии и идеалы (Результаты комплексного социологического обследования школ Ульяновской области) — Ульяновск 1992 64с.
- Шуман С, Зачем учителю психогюго педагогическая. службаВоспитание школьников 1991, N 2, с. 16−19.
- Щуркова НЕ, Пи тюков В Ю, Савченко АЛ, Осилена Е А. Новые технологии воспитательного процесса M, 1993 — 112с.• ¦
- Эксперимент в школе- организация и управление Под ред. доктора педаг. наук М М Поташника Рекомендации для руководи гепеи школ и учителей -М., 1991, 214с.
- Юсупов И М. Профессиональное самосознание педагогам ов.педагогика.- 1989, N 12, с. 79−83.
- Яковлева Е Л Психологические условия развития творческого потен циала у детей школьного возрасВопросы психологии 1994, N 5, с 37 -42.