Педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования
Диссертация
Совершенствование производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования возможно, если: а) её содержание спроектировано на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению и нацелено на реализацию профессионально-личностной модели современного специалиста со средним техническим образованиемб) применяемое комплексно-методическое… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Генезис содержания, форм и методов организации производственной практики студентов в процессе развития системы среднего профессионального образования России
- 1. 2. Основные направления совершенствования производственной практики студентов в системе среднего профессионального образования
- Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Экспериментальная программа производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования
- 2. 2. Педагогические условия реализации экспериментальной программы производственной практики студентов и результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Альбом наглядных пособий по общей теории статистики: Учеб. издание /С.С.Сергеев, И. Д. Полипова, А. И. Зинченко и др. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 80 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: КазГУ, 1998. — 310 с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации). М.: Высшая школа, 1987. — 393 с. Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя, — Екатеринбург: Дом учителя, 2000. — 243 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991.— 208 с. Белякова М. А. Система практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства: Дис. канд. пед. наук.-М., 2002. -237 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе// Педагогика.-2003.-№ 10.-С.8−14.
- Большая Советская энциклопедия. Том 21. — М.: «Советская энциклопедия», 1975. 640 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. — М.: Профтехиздат, 1961. 436 с.
- Вишнякова С.М. Анализ современного зарубежного опыта подготовки специалистов среднего звена. — М.: НМЦ СПО, 1998. 32 с.
- Галиев Т.Т. Об интенсификации профессионального обучения// Высшее образование в России. № 5.-2002.- С. 155−157.
- Галиев Т.Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса.-Алма-ты, 1998.
- Гатин Р.Г. Общеобразовательная и профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в ГДР и ФРГ в 70−80-е гг. XX в.: (Сравнит, анализ): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1988. 17 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практически ориентированных образовательных концепций). -М.: Совершенство, 1998.- 607 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 Т.: Пер. с француз. 2-е изд., стереотип. — Т.2. — М.: Мир, 1996. — 376 с.
- Горонович М.В. Организационно-педагогические условия подготовки профессионально-педагогического персонала к применению модульных технологий обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999.-21 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов / Сост. П. Ф. Анисимов, В.И. Байден-ко, Т. И. Ветрова и др. М.: НМЦ СПО, 1997. — С. 171−179.
- Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ: Профпедагогика. — М.:1. Высш. шк., 1986.-48 с.
- Грецкая Г. Т. Основы организации и методика проведения производственной практики учащихся СУУЗ. — М.: Высшая школа, 1982. — 285 с.
- Гурье Л.И. Подготовка специалистов среднего звена в развитых странах: новые ориентиры //Специалист.-1994. -№ 3. — С. 30−32.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т/Под ред. проф.И. А. Бодуэна де Куртенэ. -М.:ТЕРРА, 2000. 864 с.
- Деева Н.К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высш. шк., 1991.-174 с.
- Довжко Ф.Е. Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании. -М. .'Издательский центр Академии профессионального образования, 2000.- 59 с.
- Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. — М.: Высшая школа, 1987. — 264 с.
- Единый тарифно-квалификационный справочник рабочих профессий для всех отраслей народного хозяйства. М.:ПРИОР, 2003. — 184 с.
- Живойкин Ю.М. Успех в сотрудничестве //Ялав (Знамя). — Чебоксары, 2000. -№ 11. -С.31−32.
- Живойкин Ю.М. Гуманизация профессионального обучения в современных учреждениях СПО //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 8. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. С.248−252.
- Живойкин Ю.М. Производственный фактор дидактического процесса //Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам взаимодействия СПО и производства (Тольятти, 2001 г.). -М.: ИРП СПО, 2001. С.67−70.
- Живойкин Ю.М. Из истории развития среднетехнического образования в России в 18—19 веках //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 10. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. С.240−245.
- Живойкин Ю.М. Производственная практика студентов: методические рекомендации мастеру и руководителю практики. — Чебоксары, 2001. — 43с.
- Живойкин Ю.М. Деятельностный подход в организации производственной практики студентов //Специалист. — 2001. № 10. — С.21.
- Живойкин Ю.М. Педагогические требования к содержанию производственной практики студентов //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 11. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. С.67−71.
- Живойкин Ю.М. Формирование навыков умственных действий в процессе производственного обучения студентов //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 12. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. — С.26−30.
- Живойкин Ю.М. Проектирование содержания производственной (профессиональной) практики студентов ССУЗов //Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1 (Том 1). — Чебоксары: ЧГПУ им. И Я. Яковлева, 2003. С.85−90.
- Жиделев М.А. Современные методы обучения. — М.: Высшая школа, 1985.- 157с.
- Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. — № 2. — С.2−60.
- Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция)/Под науч. ред. Ю. Г. Круглова. М.: Изд-во МГОПУ, 1996.-72 с.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург, 1998. 115 с.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход реальность современного образования. -М.Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сб. статей /Н.М. Аверьянова, Е. Ю. Андреева, А. П. Беляева и др. — М.: Высш. шк., 1 990. 128 с.
- История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураков-ский.-М.: НМЦ СПО, 2000. 704 с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. — 264 с.
- Карпова Ю.А. Инновация, интеллект, образование. Монография. — М.: МГУЛ, 1998.-213 с.
- Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997. — 359 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 104−109.
- Климов Е.А. Психология профессионального определения. — Ростов- на -Дону, 1996.-216 с.
- Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. — М.: Высшая школа, 1988.-159 с.
- Кон С. И. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-394 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.-М.: АЛЕКС, 2002. 48 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища,— М.:Высш.шк., 1989.-154 с.
- Леднев B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: Теория и практика. — М.: Центр образовательной политики, 2002.-224с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. 304с.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981. — 186с.
- Лисейчиков О.Е. Профессионально-практическая подготовка : Проблемы и способы решения// Среднее профессиональное образование. -1988. -№ 6.-С.18−22.
- Лихач В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. М.: Высш. шк., 1990.-111 с.
- Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования.-М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000.-145с.
- Лопухова Т. Диагноз качества подготовки современного специалиста // Высшее образование России, 2001.- № 4. С. 53.
- Макаров Е.Ф. Справочник по электрическим сетям 0,4−35кв и 1 101 150кв. Под редакцией И. Т. Горюнова, А. А. Любимова. -М.: Папирус Про, 2004. 688 с.
- Максимов В.Г. Пути совершенствования учета и оценки учебной деятельности студента//Пути перестройки учебно-воспитательного процесса в вузе. Чебоксары, 1990. — С.4−9.
- Максимов В.Г., Шишков С. И. Профессиональный интерес у студентов кооперативного института: теория и практика формирования. — Чебоксары: Статистическое управление, 2000. 162 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Педагогика, 1993.-133 с.
- Махмутов М.И. Поиски путей перестройки профессионального образования. Проблемы организации профессионального образования на ин-тегративной основе //Сборник научных трудов/Под ред. Ю.С. Тюнни-кова. М.: АПН СССР, 1990. — 95 с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития.-М., 1998.-179 с.
- Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как целостное явление. М.: МОГУ, 1993.- 87 с.
- Моделирование профессиональной деятельности современного инженера/ В. Сергеев, Л. Рязанова, Х. Ярошевская, А. Кочнев // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С.60 -64.
- Морозова Н. И. Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. -М., 2000. 182 с.
- Мухаметзянова Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования.- М.: Магистр, 1995. — 222 с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. —Челябинск: ГУ НТО адм. Челяб. обл.- Челяб. филиал НПО МО РФ, 1995. 288 с.
- Народное образование в СССР / Сборник документов 1917—1973 гг. сосост: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. -М.:Педагогика, 1974.-560 с.
- Нелисова И.Е. Личность в условиях совместной учебной деятельности при интенсивном обучении. М., 1984.
- Новиков A.M. Методология образования. -М.: Эгвес, 2002. 320 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. Перспективы развития /Рос. акад. образования. — М., 2000. -254 с.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М.: Высш. шк., 1986.-288 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /РАН- Российский фонд культуры. 3-е изд. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Олейникова О.Н. Социальное партнёрство в сфере проф. образования. -М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2001. 87с.
- О производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (Сб. нормативных, правовых и рекомендательных документов /Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 2001. — 132 с.
- Осипов П.Н. ГОС среднего профессионального образования как условие повышения конкурентоспособности, профессиональной мобильности выпускников ссузов на рынке труда // Среднее профессиональное образование. -2002. № 3. — С.20−21.
- Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного образования// Оценка качества профессионального образования. Доклад/Под ред.В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров (ЕФО). Проект ДЕЛФИ. М., 2001.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М. — Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996. — 126 с.
- Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для преподавателей системы среднего профессионального образования /Под общ. ред. академика РАО Г. В. Мухаметзяновой. — Казань: ИСПО РАО, 2001. 384 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Просвещение, 1982. -235с.
- Проблемы взаимодействия среднего профессионального обучения и производства //Материалы Всероссийской научно-практической конференции в г. Тольятти 7−8 июня 2001 г. М.: ЧРПО СПО, 2001. — 133 с.
- Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М.: ИПК МГУП, 1999. — 48 с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов по педагогическим специальностям и направлениям /Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
- Психологические основы профессионально-технического обучения: проблемы профессионального становления молодежи /Под ред. Т. В. Кудрявцева, А.И. Сухаревой- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Просвещение, 1988. 144с.
- Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучающихся // Специалист. 2002, — № 7. — С.27 — 28.
- Райт С., Эйджер Д. Элитарность и демократизация высшего образования в Великобритании //Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. -1998. — № 4. С.43—48.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Высшая школа, 1985. — 208 с.
- Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования.- Екатеринбург: Уральский гос. проф.-пед. ун-т, 1997. — 333 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1993. -416с.
- Самойленко П.И. Системно-деятельностный подход к разработке и внедрению обобщенных технологий обучения/ Сб. докладов и материалов к научно-практической конференции М.:НМЦ СПО, 1997. -С.95−124.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семушина Л.Г. Взаимосвязь содержания образования и современных технологий обучения //Среднее профессиональное образование. — 2002. -№ 3. С.14−18.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
- Сериков Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. — Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
- Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учебник для нач. проф. образования / ЮД. Сибикин, М. Ю. Сибикин. -М.:Профиздат, 2001.-427 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.
- Спирин Л. Ф. Эвристическая программа накопления информации о формировании профессионально значимых качеств у будущих учителей. -Кострома: Костромск. гос. пед. ин-т, 1999.- 79 с.
- Среднее профессиональное образование на рубеже веков. М.: НМЦ СПО, 2000. — 53 с.
- Среднее специальное образование: Сборник основных постановлений, приказов и инструкций /Под ред. А. А. Богданова.- М.: Высш. школа, 1970. -768 с.
- Статистический ежегодник Чувашской Республики 2003: Статистический сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Рес-публики.-Чебоксары, 2004.-263с.
- Суворов B.C., Осипов П. Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста. Казань: ИСПО РАО, 2001. — 100с.
- Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. -М.Медицина,-1984.-387с.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня.-2004.-№ 3.- С. 19−26.
- Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (Доклады и материалы к научно-практической конференции) /Под ред. И. Л. Первухина, Т. Н. Маниной. М.: НМЦ СПО, 1997. — 158с.
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) //Вестник образования. 2003. — № 2. — С. 11−30.
- Трудовое воспитание подрастающего поколения в структуре воспитательного пространства региона// Сборник научных трудов. — Моск-ва-Чебоксары: ЧГПУ им И. Я. Яковлева, 2001.-210 с.
- Философский энциклопедический словарь — М.: ИНФА, 1997.-576 с.
- Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.-2003.-№ 2.-С.58−64.
- Цимринг С.Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России // Музей профессионального образования. Фонд им. А. Г. Неболсина. — СПб., 1996,-176 с.
- Чахоянс В.Е., Мартынов Е. И. Современные требования к уроку профессионального обучения / Методические рекомендации. -М .'Высшая школа, 1986.-101с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.
- Шамков Н.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1989.-80 с.
- Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.-288 с.
- Шипунов В.Г., Поликарпова Т. В. Среднее профессиональное образование в России и за рубежом (Краткий исторический обзор развития и типов образовательных учреждений) //Среднее профессиональное образование. 1998. — № 5. — С.33−40.
- Шмолова Р.А. Теория статистики: Учебник. — 3-е изд., переработанное. М.: Финансы и статистика, 1999. — 560 с.
- Щепотин А.Ф., Пряхин Г. В., Ефремова Л. М. Пути дальнейшего развития среднего профессионального образования в современных условиях // Среднее профессиональное образование. -2001. -№ 10. -С.9.
- Энциклопедия профессионального образования. В трех томах/Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998 — 1999. — 368с.
- Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1999.-138 с.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
- Якуба Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ. — М.: Высш. шк., 1985. — 175 с.
- Якуба Ю.А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Метод, реокмендации М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
- Ярошенко Н.Г., Коломенская А. Д. О сопоставимости Российского среднего профессионального образования с европейским контекстом // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 5. -С.2−6.
- Beruf Aktuell. Ausgabe 2001/2002. Bundesaustalt fur Arbeit. 560c.
- Berufsbildungsforschung an den Hochsdaulen der Bundesrepublik Deutsch-land: Situation, Hauptaufgaben, Forderungsbedarft / Senatskommiss fur Berufsbildungsforschung/- Wein heim etc.: VCH, Acta humoniora, 1990/-XIII, 125s.
- Deutschland.RU / das Politik, die Kultur, die Wirtschaft, die Bildung / -1998. -№ 5. S.45.
- Eckl M. Studium und Arbeit unter Druck // Arbeit unter Wirtschaft.-Wien, 2004.-Jg.58,№l .-S.26−28.
- Hess J. Der Bologna Prozess: Die europaische Perspektuve der Hoch-schulentwicklung. Wirkungsmechanismen und Zielset -Zungen bei der Schaffung eines europaischen Hochschylraumes // Wissenschaftsrecht. — Tubingen, 2003.- Bd.36,H.4.-S.272−300.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe// Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996.
- Mucha В., Steier-Jordan S. Systemwandel im Bildungs -und Erseihungwe-sen im Mittel-und Osteuropa// Osteuropa. -Stuttgart, 1991. Jg.41,H5. -S.510−514.
- Welp C. Doppelt Gepolt // Wirtschaftswoche.- Frankfurt a. M., 2004.-№ 13.-S.121−123.