Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования возможно, если: а) её содержание спроектировано на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению и нацелено на реализацию профессионально-личностной модели современного специалиста со средним техническим образованиемб) применяемое комплексно-методическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Генезис содержания, форм и методов организации производственной практики студентов в процессе развития системы среднего профессионального образования России
    • 1. 2. Основные направления совершенствования производственной практики студентов в системе среднего профессионального образования
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Экспериментальная программа производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 2. Педагогические условия реализации экспериментальной программы производственной практики студентов и результаты опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российской экономики ставит перед системой профессионального образования серьезные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, возрастанию требований работодателей к качеству подготовки специалистов всех уровней. В условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста выступают профессионализм и компетентность, которые обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и мобильность в динамично изменяющихся условиях и служат важным фактором социальной их защищенности.

Дефицит вакансий инженерно-технических должностей, возросшие требования работодателей к качеству профессиональной подготовки усилили востребованность кадров высококвалифицированных рабочих со стажем практической работы на отечественном рынке труда, создали острую конкуренцию среди выпускников профессиональных образовательных учреждений различного уровня.

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период производственной практики студентов.

Теория и методика профессиональной подготовки рабочих кадров, реализация содержания и технологий производственного их обучения достаточно полно освещается в педагогической литературе (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, К. Н. Катханов, B.C. Леднев, B.C. Скакун, Н. А. Эрганова, Ю. А. Якуба и др.).

Вопросы организации и методики проведения производственной практики учащихся средних специальных учебных заведений в условиях действия плановой системы подготовки и распределения специалистов для отраслей народного хозяйства обобщены Г. Т. Грецкой (1982г.).

М.А. Белякова, В. А. Давыдов в своих диссертационных работах исследовали организацию производственной практики студентов экономической и финансовой специальности в учебных бюро и учебных фирмах, специально создаваемых на базе учебного заведения.

Методическое обеспечение производственного обучения в условиях функционирования разноуровневого среднего профессионального учебного заведения рассмотрено Н. И. Морозовой.

Однако в изученных автором трудах ученых, специальной литературе по педагогике профессионального образования и материалах научных исследований крайне недостаточно отражены вопросы социально-теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения производственной практики в системе среднего профессионального образования.

Изучение генезиса производственной практики в системе среднего профессионального образования и анализ состояния практического обучения в современных образовательных учреждениях СПО России позволили выявить тенденции неоправданного принижения роли производственной практики в подготовке специалистов, выражающиеся прежде всего в постоянном сокращении времени, отводимого учебными планами специальностей на практическое обучение. Такое положение противоречит требованиям о необходимости усиления практической направленности среднего профессионального образования, свидетельствует о том, что в развитии отечественного среднего профессионального образования в настоящее время наблюдаются тенденции, отрицательно сказывающиеся на трудоустройстве специалистов, мотивации к учебе и труду, самопроявлении потенциальных профессиональных возможностей личности. Это обусловлено следующими факторами:

— ослаблением роли производственной практики студентов в профессионально-практической подготовке будущих специалистов среднего звена;

— юридической непроработанностью договорных отношений между учебными заведениями и работодателями;

— отсутствием или слабым уровнем прогнозирования потребностей в кадрах как на ведомственном уровне, так и на уровне предприятий, организаций и снижением роли структурных подразделений предприятий в организации практической подготовки студентов-практикантов.

Анализ трудоустройства выпускников средних технических учебных заведений Чувашской Республики за 2000 -2004гт. свидетельствует о том, что в условиях дефицита вакансий должностей специалистов со средним техническим образованием и роста востребованности рабочих кадров высокой квалификации (5−6разряды) и с большим стажем работы лишь около 44% выпускников имеют шансы трудоустроиться по профилю специальности. Причину такого положения на современном рынке труда социологи видят в отсутствии готовности выпускников конкурировать с рабочими высокой квалификации при приеме на работу. Как правило, выпускники со средним техническим образованием к моменту завершения учебы приобретают лишь одну рабочую профессию по профилю специальности с присвоением 2−3-го квалификационного разряда.

Как видно, возникает противоречие между традиционно сложившейся системой практической подготовки в образовательном учреждении и возросшими требованиями работодателей к профессионально важным качествам личности специалиста, рабочего высокой квалификации.

Существенным, на наш взгляд, является противоречие между необходимостью обеспечения единства педагогических требований в оценке учебно-производственной деятельности студентов-практикантов и отсутствием соответствующих научно обоснованных критериев оценки их готовности к профессиональному труду, адаптации к производственным условиям.

Выявленные нами противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности производственной практики студентов в совершенствовании практической подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Таким образом, общепедагогическое значение данной проблемы и необходимость её разрешения обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования».

Объект исследования — организация и проведение производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования производственной практики будущих специалистов со средним техническим образованием.

В основе диссертационного исследования лежит следующая гипотеза:

Совершенствование производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования возможно, если: а) её содержание спроектировано на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к обучению и нацелено на реализацию профессионально-личностной модели современного специалиста со средним техническим образованиемб) применяемое комплексно-методическое обеспечение производственной практики студентов, рациональное сочетание активных и репродуктивных форм и методов практического обучения направлены на интенсификацию процесса профессионально-практической подготовки будущих техниковв) ведущая роль в приобретении профессионально важных качеств личности, формировании трудовых умений и навыков по профилю специальности принадлежит самостоятельной работе практикантов на предприятииг) внедрена научно обоснованная система контроля и оценки производственной работы практикантов, стимулирующая развитие профессиональной на—.

— правленности и потребностно-мотивационной сферы личности студентад) разработана и активно используется методика профессиональной и социальной адаптации практиканта к условиям современного производственного предприятия.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить генезис содержания, форм и методов организации производственной практики в процессе развития системы среднего профессионального образования России.

2. Определить основные направления совершенствования производственной практики студентов в системе среднего профессионального образования.

3. Разработать экспериментальную программу совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования.

4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия реализации экспериментальной программы.

5. Разработать методические рекомендации по организации, контролю и оценке учебно-производственной деятельности студентов-практикантов современных образовательных учреждений СПО.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о социальной и творческой сущности личности и многофакторном характере её развития.

Методологическим ориентиром исследования выступает системный подход как наиболее адекватный анализируемой реальной целостности понятия «личность» и профессиональная деятельность специалиста, включающая единство личностного, деятельностного и компетентностного подходов к анализу развития личности специалиста.

Методологические основы исследования базируются на: концепции деятельностного подхода (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теории формирования профессиональных навыков (З.А. Решетова, В. В. Чебышева, В.Д. Шадриков) — теории оптимизации и интенсификации профессионального образования (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т.Т. Галиев) — теории и практике профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. А. Вербицкий, В. Г. Максимов, A.M. Новиков, Л.Г. Семушина) — теории формирования профессиональной компетентности специалиста (В.А. Болотов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А.В. Хуторский).

Исследование проводилось с учетом действующих нормативно-правовых и рекомендательных документов в области организации производственной практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, данных социологических исследований, практического опыта средних специальных учебных заведений Чувашской Республики и других регионов России.

В ходе исследования использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемеобобщение педагогического опыта введения инноваций в образовательных учрежденияхметод педагогического моделированияметод педагогического эксперимента — констатирующего и формирующегометоды интервьюирования, тестирования и анкетированияметод научного наблюденияметод экспертных оценокметод математической обработки результатов.

Организация исследования. Экспериментальной базой исследования явились: образовательные учреждения среднего профессионального образования г. Чебоксары: машиностроительный и механико-технологический техникумы, политехнический техникум, педагогический колледж, электроэнергетический факультет Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова.

В проведении опытно-экспериментальной работы под руководством диссертанта принимали участие около 100 человек — директора, заместители директоров, преподаватели и мастера производственного обучения, специалисты-руководители производственной практики от предприятий, расположенных на территории гт. Чебоксары, Новочебоксарска, Алатыря, Мариинского Посада и Канаша, более 740 студентов.

Основные этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в течение 1999 — 2005 гг. и включало три этапа.

На первом этапе, теоретико-поисковом (1999;2001), основными задачами являлись изучение литературы и теоретическое обоснование исследованиябыли сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования.

Данные задачи реализовались через теоретический анализ опубликованных по теме работ, изучение становления учебных заведений инновационного типа, преемственности практического обучения уровней начального и среднего профессионального образования, рассмотрение специфики производственной практики студентов в учебных заведениях среднего профессионального образования в процессе развития системы среднего профессионального образования России.

В ходе исследования были определены основные этапы проведения педагогического эксперимента, опытно-экспериментальная база, показатели и критерии оценки эффективности применения разработанных методических рекомендаций по совершенствованию производственной практики студентов техникума, проектировалось содержание экспериментальной программы производственной практики.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (2002;2003), опытным путем проверялись и корректировались педагогические условия совершенствования производственной практики студентов. Уточнялась тема исследования, анализировались результаты опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе, заключительном (2004;2005), были проведены анализ и обобщение результатов исследования, осуществлены уточнение и коррекция выводов, полученных в ходе первых двух этапов исследования, внедрение рекомендаций по созданию в современных учреждениях среднего профессионального образования педагогических условий для совершенствования производственной практики студентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что: — в процессе изучения развития среднего профессионального образования в России выявлена тенденция снижения роли производственной практики в практической подготовке специалистов и обоснована необходимость пересмотра сложившейся системы организации и проведения производственной практики студентов в современных социально-экономических условиях;

— определены основные направления интенсивной профессионально-практической подготовки выпускников со средним техническим образованием в процессе производственной практики ;

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и содержащиеся в нем выводы вносят реальный вклад в теорию и методику профессионального образования, в частностиуточняют и конкретизируют методику организации и проведения производственной практики студентов в современных социально-экономических условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что многократно апробированные в ходе исследования экспериментальная программа и другие методические материалы существенно повышают эффективность практической подготовки специалистов со средним техническим образованием. Методические рекомендации, а также система контроля, оценки и аттестации студентов-практикантов позволяют строить технологию производственной практики на диагностируемой и прогнозируемой основе. Дидактические и методические материалы исследования могут быть использованы для профессионально-практической подготовки специалистов среднего звена других профилей. и.

Результаты экспериментальной работы могут служить основанием для продолжения исследований в области разработки интегрированных программ подготовки специалистов и кадров квалифицированных рабочих в системе непрерывного профессионального образования по индивидуальным планам.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается системным подходом к анализу проблемы и предмету исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных целям, задачам и логике экспериментасоответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике профессионального образования и их положительной оценкой педагогической общественностью и руководителями производственных предприятий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы автора в качестве заместителя директора по учебно-производственной работе, директора Чебоксарского политехнического техникума и руководителя (на общественных началах) методического объединения заместителей директоров средних специальных учебных заведений Чувашской Республики (с 1989 года по 2003 год).

Основные теоретические положения и экспериментальные данные исследования освещены в докладах на региональных и межрегиональных конференциях и семинарах:

— Научно-практической конференции «Проблемы практический подготовки специалистов среднего звена в современных социально-экономических условиях» (г. Чебоксары, 1999 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия среднего профессионального образования и производства» (г.Тольятти, 2001 г.);

— семинаре директоров и заместителей директоров ССУзов Средне-Волжского региона Госстроя РФ (г. Казань, 2002 г.);

— Всероссийской научно-практической конференции «Формирование динамичной духовно-нравственной, здоровой личности» (Чебоксары, 2005 г.).

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях методического объединения заместителей директоров ССУЗов Чувашской Республики, педагогических советов Чебоксарского политехнического и машиностроительного техникумов, рассматривались на заседаниях кафедры педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, внедрены в учебный процесс Чебоксарских политехнического и машиностроительного техникумов, педагогического колледжа и используются в учебном процессе во многих современных образовательных учреждениях Чувашии и других регионов (Казанский строительный техникум, Тольяттинский политехнический техникум, Башкирский строительный колледж и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В настоящее время в системе среднего профессионального образования России наблюдается тенденция неоправданного принижения роли производственной практики в подготовке специалистов. Недостаточно внимания уделяется вопросам специально-теоретического, психолого-педагогического и научно-методического её сопровождения.

В условиях глобализации и интернационализации мировой экономики такая тенденция вынуждает российскую систему среднего профессионального образования поиску собственных путей вхождения в общеевропейское образовательное пространство.

Все это вызывает настоятельную необходимость совершенствования содержания, форм и методов профессионально-практической подготовки специалистов среднего звена. Существенная роль в решении настоящей задачи должна принадлежать производственной практике как важнейшему компоненту основной образовательной программы среднего профессионального образования.

2. Совершенствование производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования достигается реализацией следующих педагогических условий: а) ее содержание сформировано на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к практическому обучению и нацелено на реализацию профессиональной модели конкурентоспособного специалиста со средним техническим образованиемб) применяемое комплексно-методическое обеспечение производственной практики студентов, рациональное сочетание активных и репродуктивных форм и методов практического обучения обеспечивают интенсификацию процесса профессионально-практической подготовки будущих техниковв) ведущая роль в приобретении профессионально важных качеств личности, формирования трудовых умений и навыков по профилю специальности принадлежит самостоятельной работе практикантов на предприятииг) внедрена научно обоснованная система контроля и оценки производственной работы практикантов, стимулирующая развитие профессиональной направленности и потребностно-мотивационной сферы личности студентад) активно используется методика профессиональной и социальной адаптации студента-практиканта к условиям современного производственного предприятия.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 32 таблиц, 13 рисунков, 150 наименований библиографического списка, 18 приложений.

7. Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Это позволяет образовательным учреждениям разного профиля уже сегодня определить основные направления совместной деятельности педагогического коллектива и потенциальных работодателей в совершенствовании производственной практики студентов, обеспечивающие повышение качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования.

Вместе с тем мы считаем, что выполненная работа не исчерпывает все проблемы организации производственной практики студентов. Она может служить основанием для продолжения исследований в области разработки интегрированных программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по индивидуальным планам подготовки в системе непрерывного профессионального образования.

1.

2.

3.

4,.

5.

6,.

7,.

8,.

9,.

И.

Заключение

.

Направления развития среднего профессионального образования, обозначенные в концепции модернизации российского образования, вытекают из глубокого понимания государством и обществом объективно высокой роли специалистов среднего звена в кадровом составе страны, настоятельной необходимости совершенствования их практической подготовки на основе обеспечения профессиональных моделей, ориентированных на результат (компетенции).

В условиях глобализации и интернационализации мировой экономики российская система среднего профессионального образования пока еще находится на стадии поиска и разработки собственного подхода к интеграции в общеевропейское пространство профессионального образования.

Проведенное исследование позволило решить актуальную задачу, связанную с совершенствованием профессиональной практической подготовки студентов современных образовательных учреждений среднего профессионального образования в современных социально-экономических условиях развития российского общества.

В ходе исследования обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных образовательных учреждений среднего профессионального образования России.

Для достижения поставленной цели были намечены пять основных задач, которые были решены в процессе исследования.

1. В результате изучения генезиса производственной практики, анализа современного состояния практической подготовки специалистов среднего звена установлено, что:

— производственная практика студентов (учащихся) средних специальных учебных заведений всегда была важнейшей составной частью основной образовательной программы отечественной средней профессиональной школы и занимала 60−70% бюджета учебного времени. Назначение производственной практики состояло в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной (трудовой) деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям;

— эффективное приобретение студентами устойчивых умений, навыков по профилю специальности, других профессионально важных качеств личности возможно лишь в процессе производственной практики обучающихся в условиях действующих предприятий отрасли. При этом формирование профессионально важных качеств личности специалиста невозможно без тесной связи образовательного учреждения с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.

2. Изучение генезиса содержания, форм и методов организации производственной практики студентов в процессе развития системы среднего профессионального образования России и проведенный сравнительный анализ систем практикоориентированного образования в странах Европы и мира позволили:

— выявить, что в современных социально — экономических условиях роль непосредственной профессионально-практической подготовки выпускников неоправданно принижается. Образовательные учреждения СПО сталкиваются с трудностями организации производственной практики на предприятиях, испытывают недостаток теоретического психолого-педагогического, научно-методического материала сопровождения практической подготовки своих студентов. Все это сказывается на качестве профессиональной подготовки специалистов со средним техническим образованием, конкурентоспособности выпускников на рынке трудовых ресурсов, их профессиональной мобильности и социальной защищенности;

— определить основные направления совершенствования производственной практики студентов современных образовательных учреждениях СПО.

Главное направление совершенствования производственной практики — формирование нового содержания практики на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов к профессиональному образованию, нацеленного на реализацию профессионально-личностной модели конкурентоспособного специалиста со средним техническим образованием.

В ходе диссертационного исследования теоретически обосновано и экспериментально доказано, что интеграция профессиональных, личностных и социальных компетенций в содержании реализуемой профессионально-личностной модели специалиста нацелит педагогов на подготовку конкурентоспособного, профессионально мобильного выпускника.

3. Разработана экспериментальная программа совершенствования производственной практики студентов современных учреждений среднего профессионального образования. Материалами исследования подтверждается, что реализация предложенной программы совершенствования производственной практики обеспечивает достижение целей среднего профессионального образования — воспитание конкурентоспособной, профессионально-мобильной личности техника, востребованной на рынке трудовых ресурсов.

4. Выявлены, обоснованы и в ходе исследования подтверждены педагогические условия реализации экспериментальной программы совершенствования производственной практики студентов.

Экспериментально доказано, что создание таких педагогических ус-ловий (комплексно-методическое сопровождение практики и рациональное сочетании активных и традиционных методов практического обучения студентов, повышение роли профессионально-мотивационной сферы личности, самостоятельность деятельности практикантов на предприятии, адаптация их к взаимодействию с работодателями) позволило повысить эффективность производственной практики в реализации модели современного специалиста. Об этом свидетельствуют анализ и обобщение статистических данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

В целом результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность и обоснованность выбора педагогических условий, которые способствуют совершенствованию производственной практики студентов современных образовательных учреждений среднего профессионального образования, повышают ее эффективность в подготовке в образовательных учреждениях среднего профессионального образования конкурентоспособных, профессионально мобильных и социально более защищенных специалистов среднего звена.

5. Разработаны, апробированы в ходе эксперимента и активно используются в системе среднего профессионального образования Чувашской Республики и в ряде профессиональных учебных заведений России (гг.Казани, Уфы, Тольятти и др.):

— методические рекомендации по организации и учету работы студентов в период профессиональной практики;

— методические рекомендации по контролю и оценке учебно-производственной деятельности студентов-практикантов;

— рекомендации мастеру производственного обучения и руководителю производственной практики студентов по комплексно-методическому обеспечению практического обучения;

— методика экспериментальной оценки адаптации и самостоятельной профессиональной деятельности студента-практиканта на предприятии и т. д.

Дидактические и методические материалы исследования могут быть использованы и служить основой в профессионально-практической подготовки специалистов среднего звена других профилей.

6. Научная и теоретическая значимость исследования определяется тем, что выявлены характерные тенденции, негативно сказывающиеся на качестве подготовки специалистов, и определены основные направления повышения эффективности практического обучения. В ходе эксперимента обоснованы педагогические условия совершенствования производственной практики студентов в системе среднего профессионального образования России.

Содержащиеся в результатах исследования теоретические положения и выводы, а также научно обоснованные педагогические условия совершенствования производственной практики студентов современных образовательных учреждений СПО вносят реальный вклад в теорию и методику профессионального образования, открывают перспективы интенсификации процесса практической подготовки специалистов со средним техническим образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альбом наглядных пособий по общей теории статистики: Учеб. издание /С.С.Сергеев, И. Д. Полипова, А. И. Зинченко и др. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 80 с.
  2. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: КазГУ, 1998. — 310 с.
  3. С.Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации). М.: Высшая школа, 1987. — 393 с. Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя, — Екатеринбург: Дом учителя, 2000. — 243 с.
  4. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991.— 208 с. Белякова М. А. Система практического обучения студентов колледжа в условиях социального партнерства: Дис. канд. пед. наук.-М., 2002. -237 с.
  5. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высш. шк., 1989. 144 с.
  6. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе// Педагогика.-2003.-№ 10.-С.8−14.
  7. Большая Советская энциклопедия. Том 21. — М.: «Советская энциклопедия», 1975. 640 с.
  8. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  9. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. — М.: Профтехиздат, 1961. 436 с.
  10. С.М. Анализ современного зарубежного опыта подготовки специалистов среднего звена. — М.: НМЦ СПО, 1998. 32 с.
  11. Т.Т. Об интенсификации профессионального обучения// Высшее образование в России. № 5.-2002.- С. 155−157.
  12. Т.Т. Системный подход к интенсификации учебного процесса.-Алма-ты, 1998.
  13. Р.Г. Общеобразовательная и профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в ГДР и ФРГ в 70−80-е гг. XX в.: (Сравнит, анализ): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1988. 17 с.
  14. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практически ориентированных образовательных концепций). -М.: Совершенство, 1998.- 607 с.
  15. . Что такое психология: В 2 Т.: Пер. с француз. 2-е изд., стереотип. — Т.2. — М.: Мир, 1996. — 376 с.
  16. М.В. Организационно-педагогические условия подготовки профессионально-педагогического персонала к применению модульных технологий обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999.-21 с.
  17. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов / Сост. П. Ф. Анисимов, В.И. Байден-ко, Т. И. Ветрова и др. М.: НМЦ СПО, 1997. — С. 171−179.
  18. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ: Профпедагогика. — М.:1. Высш. шк., 1986.-48 с.
  19. Г. Т. Основы организации и методика проведения производственной практики учащихся СУУЗ. — М.: Высшая школа, 1982. — 285 с.
  20. Л.И. Подготовка специалистов среднего звена в развитых странах: новые ориентиры //Специалист.-1994. -№ 3. — С. 30−32.
  21. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  22. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т/Под ред. проф.И. А. Бодуэна де Куртенэ. -М.:ТЕРРА, 2000. 864 с.
  23. Н.К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высш. шк., 1991.-174 с.
  24. Ф.Е. Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании. -М. .'Издательский центр Академии профессионального образования, 2000.- 59 с.
  25. М.И. Совершенствование обучения в техникуме. — М.: Высшая школа, 1987. — 264 с.
  26. Единый тарифно-квалификационный справочник рабочих профессий для всех отраслей народного хозяйства. М.:ПРИОР, 2003. — 184 с.
  27. Ю.М. Успех в сотрудничестве //Ялав (Знамя). — Чебоксары, 2000. -№ 11. -С.31−32.
  28. Ю.М. Гуманизация профессионального обучения в современных учреждениях СПО //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 8. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. С.248−252.
  29. Ю.М. Производственный фактор дидактического процесса //Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблемам взаимодействия СПО и производства (Тольятти, 2001 г.). -М.: ИРП СПО, 2001. С.67−70.
  30. Ю.М. Из истории развития среднетехнического образования в России в 18—19 веках //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 10. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2001. С.240−245.
  31. Ю.М. Производственная практика студентов: методические рекомендации мастеру и руководителю практики. — Чебоксары, 2001. — 43с.
  32. Ю.М. Деятельностный подход в организации производственной практики студентов //Специалист. — 2001. № 10. — С.21.
  33. Ю.М. Педагогические требования к содержанию производственной практики студентов //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 11. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. С.67−71.
  34. Ю.М. Формирование навыков умственных действий в процессе производственного обучения студентов //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 12. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2002. — С.26−30.
  35. Ю.М. Проектирование содержания производственной (профессиональной) практики студентов ССУЗов //Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1 (Том 1). — Чебоксары: ЧГПУ им. И Я. Яковлева, 2003. С.85−90.
  36. М.А. Современные методы обучения. — М.: Высшая школа, 1985.- 157с.
  37. Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень Госкомвуза России. 1996. — № 2. — С.2−60.
  38. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция)/Под науч. ред. Ю. Г. Круглова. М.: Изд-во МГОПУ, 1996.-72 с.
  39. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург, 1998. 115 с.
  40. И.А. Компетентностный подход реальность современного образования. -М.Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  41. Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сб. статей /Н.М. Аверьянова, Е. Ю. Андреева, А. П. Беляева и др. — М.: Высш. шк., 1 990. 128 с.
  42. История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураков-ский.-М.: НМЦ СПО, 2000. 704 с.
  43. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972. — 264 с.
  44. Ю.А. Инновация, интеллект, образование. Монография. — М.: МГУЛ, 1998.-213 с.
  45. К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высшая школа, 1997. — 359 с.
  46. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике //Педагогика. 1994. — № 5. — С. 104−109.
  47. Е.А. Психология профессионального определения. — Ростов- на -Дону, 1996.-216 с.
  48. Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. — М.: Высшая школа, 1988.-159 с.
  49. Кон С. И. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.-394 с.
  50. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.-М.: АЛЕКС, 2002. 48 с.
  51. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища,— М.:Высш.шк., 1989.-154 с.
  52. B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: Теория и практика. — М.: Центр образовательной политики, 2002.-224с.
  53. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. 304с.
  54. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981. — 186с.
  55. О.Е. Профессионально-практическая подготовка : Проблемы и способы решения// Среднее профессиональное образование. -1988. -№ 6.-С.18−22.
  56. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. М.: Высш. шк., 1990.-111 с.
  57. Т.Ю. Диверсификация профессионального образования.-М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000.-145с.
  58. Т. Диагноз качества подготовки современного специалиста // Высшее образование России, 2001.- № 4. С. 53.
  59. Е.Ф. Справочник по электрическим сетям 0,4−35кв и 1 101 150кв. Под редакцией И. Т. Горюнова, А. А. Любимова. -М.: Папирус Про, 2004. 688 с.
  60. В.Г. Пути совершенствования учета и оценки учебной деятельности студента//Пути перестройки учебно-воспитательного процесса в вузе. Чебоксары, 1990. — С.4−9.
  61. В.Г., Шишков С. И. Профессиональный интерес у студентов кооперативного института: теория и практика формирования. — Чебоксары: Статистическое управление, 2000. 162 с.
  62. А.К. Психология труда учителя. -М.: Педагогика, 1993.-133 с.
  63. М.И. Поиски путей перестройки профессионального образования. Проблемы организации профессионального образования на ин-тегративной основе //Сборник научных трудов/Под ред. Ю.С. Тюнни-кова. М.: АПН СССР, 1990. — 95 с.
  64. JI.M. Психология профессионального развития.-М., 1998.-179 с.
  65. А.И. Целостный педагогический процесс как целостное явление. М.: МОГУ, 1993.- 87 с.
  66. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера/ В. Сергеев, Л. Рязанова, Х. Ярошевская, А. Кочнев // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С.60 -64.
  67. Морозова Н. И. Методическое обеспечение процесса производственного обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. -М., 2000. 182 с.
  68. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования.- М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  69. А.Я. Инновации в образовании. —Челябинск: ГУ НТО адм. Челяб. обл.- Челяб. филиал НПО МО РФ, 1995. 288 с.
  70. Народное образование в СССР / Сборник документов 1917—1973 гг. сосост: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. -М.:Педагогика, 1974.-560 с.
  71. И.Е. Личность в условиях совместной учебной деятельности при интенсивном обучении. М., 1984.
  72. A.M. Методология образования. -М.: Эгвес, 2002. 320 с.
  73. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. Перспективы развития /Рос. акад. образования. — М., 2000. -254 с.
  74. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. — М.: Высш. шк., 1986.-288 с.
  75. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /РАН- Российский фонд культуры. 3-е изд. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  76. О.Н. Социальное партнёрство в сфере проф. образования. -М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2001. 87с.
  77. О производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (Сб. нормативных, правовых и рекомендательных документов /Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 2001. — 132 с.
  78. П.Н. ГОС среднего профессионального образования как условие повышения конкурентоспособности, профессиональной мобильности выпускников ссузов на рынке труда // Среднее профессиональное образование. -2002. № 3. — С.20−21.
  79. . Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного образования// Оценка качества профессионального образования. Доклад/Под ред.В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров (ЕФО). Проект ДЕЛФИ. М., 2001.
  80. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. М. — Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996. — 126 с.
  81. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для преподавателей системы среднего профессионального образования /Под общ. ред. академика РАО Г. В. Мухаметзяновой. — Казань: ИСПО РАО, 2001. 384 с.
  82. К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Просвещение, 1982. -235с.
  83. Проблемы взаимодействия среднего профессионального обучения и производства //Материалы Всероссийской научно-практической конференции в г. Тольятти 7−8 июня 2001 г. М.: ЧРПО СПО, 2001. — 133 с.
  84. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М.: ИПК МГУП, 1999. — 48 с.
  85. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов по педагогическим специальностям и направлениям /Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  86. Психологические основы профессионально-технического обучения: проблемы профессионального становления молодежи /Под ред. Т. В. Кудрявцева, А.И. Сухаревой- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Просвещение, 1988. 144с.
  87. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучающихся // Специалист. 2002, — № 7. — С.27 — 28.
  88. С., Эйджер Д. Элитарность и демократизация высшего образования в Великобритании //Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. -1998. — № 4. С.43—48.
  89. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Высшая школа, 1985. — 208 с.
  90. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования.- Екатеринбург: Уральский гос. проф.-пед. ун-т, 1997. — 333 с.
  91. C.JI. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1993. -416с.
  92. П.И. Системно-деятельностный подход к разработке и внедрению обобщенных технологий обучения/ Сб. докладов и материалов к научно-практической конференции М.:НМЦ СПО, 1997. -С.95−124.
  93. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  94. Л.Г. Взаимосвязь содержания образования и современных технологий обучения //Среднее профессиональное образование. — 2002. -№ 3. С.14−18.
  95. Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
  96. Сериков Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. — Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  97. Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учебник для нач. проф. образования / ЮД. Сибикин, М. Ю. Сибикин. -М.:Профиздат, 2001.-427 с.
  98. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.
  99. Спирин Л. Ф. Эвристическая программа накопления информации о формировании профессионально значимых качеств у будущих учителей. -Кострома: Костромск. гос. пед. ин-т, 1999.- 79 с.
  100. Среднее профессиональное образование на рубеже веков. М.: НМЦ СПО, 2000. — 53 с.
  101. Среднее специальное образование: Сборник основных постановлений, приказов и инструкций /Под ред. А. А. Богданова.- М.: Высш. школа, 1970. -768 с.
  102. Статистический ежегодник Чувашской Республики 2003: Статистический сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Рес-публики.-Чебоксары, 2004.-263с.
  103. B.C., Осипов П. Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста. Казань: ИСПО РАО, 2001. — 100с.
  104. К.В. Общая теория функциональных систем. -М.Медицина,-1984.-387с.
  105. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня.-2004.-№ 3.- С. 19−26.
  106. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (Доклады и материалы к научно-практической конференции) /Под ред. И. Л. Первухина, Т. Н. Маниной. М.: НМЦ СПО, 1997. — 158с.
  107. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) //Вестник образования. 2003. — № 2. — С. 11−30.
  108. Трудовое воспитание подрастающего поколения в структуре воспитательного пространства региона// Сборник научных трудов. — Моск-ва-Чебоксары: ЧГПУ им И. Я. Яковлева, 2001.-210 с.
  109. Философский энциклопедический словарь — М.: ИНФА, 1997.-576 с.
  110. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.-2003.-№ 2.-С.58−64.
  111. С.Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования в России // Музей профессионального образования. Фонд им. А. Г. Неболсина. — СПб., 1996,-176 с.
  112. В.Е., Мартынов Е. И. Современные требования к уроку профессионального обучения / Методические рекомендации. -М .'Высшая школа, 1986.-101с.
  113. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.
  114. Н.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1989.-80 с.
  115. А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996.-288 с.
  116. В.Г., Поликарпова Т. В. Среднее профессиональное образование в России и за рубежом (Краткий исторический обзор развития и типов образовательных учреждений) //Среднее профессиональное образование. 1998. — № 5. — С.33−40.
  117. Р.А. Теория статистики: Учебник. — 3-е изд., переработанное. М.: Финансы и статистика, 1999. — 560 с.
  118. А.Ф., Пряхин Г. В., Ефремова Л. М. Пути дальнейшего развития среднего профессионального образования в современных условиях // Среднее профессиональное образование. -2001. -№ 10. -С.9.
  119. Энциклопедия профессионального образования. В трех томах/Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998 — 1999. — 368с.
  120. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1999.-138 с.
  121. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
  122. Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ. — М.: Высш. шк., 1985. — 175 с.
  123. Ю.А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения: Метод, реокмендации М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  124. Н.Г., Коломенская А. Д. О сопоставимости Российского среднего профессионального образования с европейским контекстом // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 5. -С.2−6.
  125. Beruf Aktuell. Ausgabe 2001/2002. Bundesaustalt fur Arbeit. 560c.
  126. Berufsbildungsforschung an den Hochsdaulen der Bundesrepublik Deutsch-land: Situation, Hauptaufgaben, Forderungsbedarft / Senatskommiss fur Berufsbildungsforschung/- Wein heim etc.: VCH, Acta humoniora, 1990/-XIII, 125s.
  127. Deutschland.RU / das Politik, die Kultur, die Wirtschaft, die Bildung / -1998. -№ 5. S.45.
  128. Eckl M. Studium und Arbeit unter Druck // Arbeit unter Wirtschaft.-Wien, 2004.-Jg.58,№l .-S.26−28.
  129. Hess J. Der Bologna Prozess: Die europaische Perspektuve der Hoch-schulentwicklung. Wirkungsmechanismen und Zielset -Zungen bei der Schaffung eines europaischen Hochschylraumes // Wissenschaftsrecht. — Tubingen, 2003.- Bd.36,H.4.-S.272−300.
  130. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe// Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996.
  131. Mucha В., Steier-Jordan S. Systemwandel im Bildungs -und Erseihungwe-sen im Mittel-und Osteuropa// Osteuropa. -Stuttgart, 1991. Jg.41,H5. -S.510−514.
  132. Welp C. Doppelt Gepolt // Wirtschaftswoche.- Frankfurt a. M., 2004.-№ 13.-S.121−123.
Заполнить форму текущей работой