Формирование культуры общения младших школьников
Диссертация
Безусловно, все вышеуказанные цели должны реализовываться в процессе обучения и воспитания. Вместе с тем, обращаясь к обоснованному утверждению Л. С. Выготского о том, что культура общества есть продукт его социальной жизни, а все высшие психические свойства и культура личности являются производными личностного социального опыта, опыта взаимодействия, вопрос о приоритетных воспитательных задачах… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава I. Теоретические основы развития культуры общения младших школьников. стр
- 1. 1. Культура общения как предмет научного изучения. стр
- 1. 2. Особенности развития культуры общения в младшем школьном возрасте. стр
- 1. 3. Педагогические условия формирования культуры общения в младшем школьном возрасте. стр
- Выводы по первой главе. стр
- Глава II. Формирование культуры общения младших школьников в учебно-воспитательном процессе. стр
- 2. 1. Психолого-педагогическая диагностика культуры общения младших школьников. стр
- 2. 2. Пути формирования культуры общения на различных этапах личностного и группового развития младших школьников. стр
- 2. 3. Пропедевтика культуры делового общения в предподростковом периоде младшего школьного возраста. стр
- Выводы по второй главе. стр
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 218 — 241
- Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1999. 216 с.
- Алмазов Б.Н. Становление личности и средовая адаптация // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск, 1982. с. 67 101.
- Альманах психологических тестов. М.: Изд-во «КСП», 1996. — 400 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основ, на принципах гуманно-личност. Педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 80 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. П / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. Казань: Издательство Казанского университета, 1998. -318 с.
- Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
- П.Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.
- Антропологический подход в начальном образовании: Материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 1999 — 65 с.
- Н.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 260 с.
- Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников.// Вопросы психологии. 1990. — № 2 — С.57−62
- Березовин Н.А. Влияние учителя на межличностные отношения учащихся в начальных классах. Дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1971. 291 с.
- Березовин Н.А. Учитель и детский коллектив. Минск: Изд-во БГУ, 1975. -158с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Политиздат, 1990. — 64 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Бикметов Е.Ю. Образование как сфера общения. Уфа, 1998. — 124 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя- Пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
- Блумер Г. Коллективное поведение. // Американская социологическая мысль: Тексты./Под ред. В. И. Добренькова. М., 1988- С. 168−215.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 435 с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.-224 с.
- Брудный А. А, Шкуров Э. Мир общения. Фрунзе: Мектеп, 1997 — 72 с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1998. — 64 с.
- Брызгалова С.И. Проблемное обучения в начальной школе: Учебное пособие. Калининград, 1999. — 91с.
- Буева Л.П. Общественные отношения и общение. // Проблемы общения и воспитания. /Под ред. Буевой Л. П. и др. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974.- Ч. 1.- С.10−35.
- Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 325 с.
- Бушелева Б.В. Воспитание культуры общения школьников. // Проблемы общения и воспитание. /Под ред. Буевой Л. П. и др. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974. — Ч. 1. — С.133−141.
- Бушелева Б.В. О культуре поведения. //Диалоги о воспитании: Книга для родителей. .Под редакцией В.Н. Столетова- Сост. О. Г. Свердлова. 3-е изд. доп. -М.: Педагогика, 1985. — 228 с.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
- Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях. Дисс.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1995. -172 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. -576 с.
- Вейт М.А., Черевко И. М. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе М., 1997. — с. 85с.
- Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977. — 159с.
- Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младшихшкольников. II Начальная школа. 1997. — № 12. — с. 53−57
- Власов Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение. Д.: Лениздат, 1980. -80с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. — 168с.
- Воробьева Н.П. Возрастные особенности общения школьников с позиции персонализации. // Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1988. — с. 122−129.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах, т.З.- М.: Педагогика, 1 983 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти томах, т.4.- М.: Педагогика, 1984. -270с.
- Гаврилин А. В. Управление школой как воспитательной системой. Учебное пособие. Владимир: ИУУ, 1994. — 88 с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -256 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Глушенко М.А. Развитие личности младшего школьника в процессе диалогического обучения. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Таганрог, 1998.-24 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. -144 с.
- Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. //СоцИс. 1997.- № 1.- с. 72−79.
- Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. Л.: Издательство ЛГИК, 1989.-102 с.
- Даниленко О.И. Культура общения// Духовная культура развитого социализма и личность. Сборник научных трудов. Л.: Издательство ЛГИК, 1980 — с.110−132.
- Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. — 127 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. иссл./ АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. / Под ред. Батищева Г. С., Пружинина Б. И. М., 1987. — 125 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Древе У., Фурманн Э. Организация урока (в вопросах и ответах). М., 1984.- 183 с.
- Дружинина Г. А. Культура дискуссии. Киев: Наукова думка, 1989. — 20 с.
- Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 2000. — № 1.- с. 53−57.
- Дусавицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. // Вопросы психологии. -1983. -№ 1.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в коллективе в зависимости оторганизации учебной деятельности. Дисс.. докт. психол. наук. Харьков, — 1989. — 398 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллектив, способе учеб. работы: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 191с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: «Хэлтон», 1998. — 399 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
- Ершов П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд. — М.: Флинта, 1998. — 336 с.
- Жирова В.Н. Проблема формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США. Дисс.. канд. пед. наук. М.:. 1991. — 189с.
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.:МГУ им. М. В. Ломоносова, 1991. — 95 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
- Изиева A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (на традициях этикета народов Дагестана). Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. 190 с.
- Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. — 204 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
- Ильина Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 156 с.
- Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологическогоанализа: М., 1991. — 480 с.
- Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Каган Л.Н. Народная нравственность и проблемы общения. // Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Раева А. И. и др. С. 104−113.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Казакова А.Г. Педагогическое общение. Методическое пособие. М., 1997. -62 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. -М.:Флинта: Наука, 1999. -496 с.
- Как организовать коллектив дошкольников. / Хондзе М., Сисидо Т., Исикава М. и др.: Пер. с япон. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов. //Учителю о педагогической технике. /Под ред. Л. И. Рувинского. -М.: Педагогика, 1987. — С.14−62.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, -1982. — 660 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1992, -180 с.
- Караковский В. А,. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. Самара: «Самарский дом печати», 1994. — 528 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика ученического коллектива. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. 112 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. — 304 с.
- Кисарчук З.Г. Влияние особенностей диалога младших школьников на эффективность их совместной деятельности. Дисс.. канд. псих. наук. -Киев, 1985.- 176 с.
- Киселева О.О. Подготовка студентов педагогического института к формированию коммуникативной культуры школьников. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.-206 с.
- Климанова Л.Ф., Купалова А. Ю. Новый коммуникативно ориентированный курс русского языка. / Начальная школа. 1994. — № 7. — С. 24−28.
- Клинберг К. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984, — 247с.
- Юпоева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
- Ковалев Г. А. Общение как психолого-педагогическая основа учебно-воспитательного процесса. // Биология в школе. 1987 — № 4 — С. 24 -28.
- Ковтун Г. Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущего учителя начальных классов. Дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1994. 180 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ B.C. Агеев, С. П. Безносое, В. А. Богданов Ленинград: Лениздат, 1987. — 143 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. Мн.: Изд.-во БГУ, 1976. — 350с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников (общие и возрастные особенности). Дисс.. докт. психол. наук. — Минск, 1980. — 426 с.
- Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. — 106 с.
- Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Наука. — 360 с.
- Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — с. 85 -113
- Корчак Я. Воспитание личности. /Сост. В. Ф. Кочнов. М.: Просвещение, 1992.-287 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 480 с.
- Кули Ч. Первичные группы. // Американская социологическая мысль: Тексты. /Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. — С. 330−335.
- Культура и личность: Проблема Социальной активности. Материалы Всесоюзной научной конференции. М., 1990. — 124 с.
- Культура общения. Экспериментальные материалы для учителей школ, выполняющих функции центров образования взрослых, (сост. Левашова Т. Н.). Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985. — 40 с.
- Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия. Тюмень, 1998 г. — 73с.
- Культурологический подход в образовании. Калуга, 1998. — 156 с.
- Культурология. //Колл. авт.- Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1998.-511 с.
- Курчинский Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи. // Психологические исследования общения./ Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, В. Н. Носуленко. М., 1985. — с.252−264.
- Кыверялг А.А. Методы исследованичя в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. с.
- Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. (Избранные работы). М.: Просвещение, 1991. — 152 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. -220 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-302 с.
- Лийметс Х.И. Подготовка к обучению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы. //Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979. — С.5−8
- Лийметс Х.И. Понятие общения и воспитание. // Проблемы общения и воспитание. / Под ред. Буевой Л. П. и др. Тарту, 1974, ч.1 — С.60−67.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. РузскойА.Г. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
- Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. -288 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. -282с.
- Личность в общении и деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск, 1985. -с. 107.
- Локк Дж. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1939. с. 72−221.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. // Вопросы философии. -1979. № 8, — с. 34−47.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3 — 23.
- Лунева О. В, Хорошилова Е. А. Психология делового общения. М., 1987. -86 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 125 с.
- Львов М.Р. Риггорика в начальной школе? //Начальная школа. 1994, -№ 9, — С. 56−61.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 150 с.
- Майерс Д. Социальная психология. / Перев. С англ. СПб.: «Питер», 1999.-688 с.
- Майленова Ф.Г. Нравственно-психологические свойства межличностного общения. Дисс.. канд. философских наук. М., 1994. — 129 с.
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Мн.: Беларусь, 1976. 560 с.
- Макаренко А. С. Собр. соч. в 5-ти томах. Т.4. М.: Издательство «Правда», 1971.-432 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.- 139 с.
- Маркова О.Ю., Казаринова И. В. Психология межличностного и делового общения. СПб., 1998. — 124 с.
- Маршак А.А. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. // СоцИс. 1998. — № 12. — С. 94−97.
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1:
- Гуманистическая педагогика. Орел, 1994. — 134 с.
- Маслова Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя. // Психолого -педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. / Под ред. А. А. Бодалева, В .Я. Ляудис. М., 1980. — С. 131−137.
- Мелибурда Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Мид А. Культура и мир детства. М., 1988. — 429 с.
- Морозова Г. В. Динамика отношения младшего школьника к учителю. -Дисс.. канд. пед. наук. 1992. — 148 с.
- Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 128 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984 -с.
- Мудрик А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 127 с.
- Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. М., 1992. -138с.
- Мухина B.C. Возрастная психология- феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 2-е изд. — М.: «Академия», 1998. -456 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. // Психологический журнал. 1980. — № 5. — Т.1. — С. 43−53.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 200 с.
- Немов Р.С. Психологические условия эффективности воспитания в коллективе. // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — с.16−25.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведен. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994. -496 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. -Дисс.. докт. пед. наук. М., 1977. -403 с.
- Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1991.-480 с.
- Ночевник М.Н. Культура и этика общения. Т.: Узбекистан, 1985. -192 с.
- Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. СПб., 1995. — 34 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с
- Овчинникова К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Дисс. .канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 206 с. .
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
- Основы социально-психологической теории./ Под общей ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова М.: Международная педагогическая академия, 1995.-421 с.
- Осокина Т.В. Историко-педагогический анализ идей развитияличности ребенка в коллективе (1960−1980-е годы). Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994.-192 с.
- Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммукативного поведения детей. //Этнические стереотипы поведения. JI.: Наука, 1983. -С.47−61.
- Павелко Н.Н. Культура делового общения: содержание и социальные функции: Дисс.. канд. культурологических наук. Краснодар, 1998. -228с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение: Практические советы. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
- Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. -208 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Ленинград: Наука, 1981. — 192 с.
- Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 2-ой Международной научно-практической конференцию -Самара, 1999. -615 с.
- Петровская Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог. //Вопросы психологии. — 1982. — № 5.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М., 1984. — 272 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
- Петрушкин С.Ф., Сидорина М. С., Мельников С. Л. Основы управления педагогическими системами: учебно-методическое пособие. Брянск: БГПУ, — 1998.-95 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. /Пер. с фр. и англ. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 528 с.
- Пивченко В.П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентирующей игры. Дисс.. канд. пед. наук. -Москва: -1994. 141 с.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. — 262 с.
- Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики. // Педагогика. 1997, № 1. С.104−111.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. -М.: «Гном-Пресс», 1997. 176 с.
- Платон. Диалоги / Пер. с древнегреческого М.: Мысль, 1986. — 607 с.
- Поль JI. Сопер. Основы искусства речи. Ростов на Дону: Феникс, 1999. -448 с.
- Потылико Г. П. Культура общения и личность. Киев: Наукова думка, 1984.-32 с.
- Потылико Г. П. Этико психологические основы общения. — М.: Просвещение, 1983. — 72 с.
- Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи.»: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996. -144 с.
- Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1988. — 146 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 327 с.
- Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1990.- 168с.
- Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. / Сост. Л. Н. Петрова. Пенза, 1999. — 47 с.
- Рахматшаева В.А. Влияние стиля руководства учителя на нормативное поведение младших школьников. Дисс.. канд. псих. наук. — М., 1987. -314 с.
- Реан А. А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология -СПб.: «Питер», 1999. 416 с.
- Реан А.А., Бордовская Н. В. Педагогика. СПб.: «Питер», 1999 416 с.
- Речевые уроки: Кн. для учителя нач. классов./ Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1995. — 195 с.
- Роговин В. 3. Социальная справедливость и формирование нравственной культуры общения // Проблемы нравственной культуры общения. Материалы симпозиума. Вильнюс, 1986 — с. 290 — 292
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. Дисс. .докт. психол. наук. Нижний Новгород, 1995. 351 с.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Изд-во БГУ, 1998. -319 с.
- Роджерс Э., Агарвала Роджерс Р. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980. — 176 с.
- Роль духовной культуры в развитии личности. Сборник науч. трудов. -Л.: Издательство ЛГИК, 1979. 160 с.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.
- Руденский Е.В. Социальная психология- Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 224 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: «Питер», 1999. 384 с.
- Савельева О. Е. Нравственные проблемы культуры общения. Дисс. .канд. философских наук. М., 1992. — 125 с.
- Сагатовский В.Н. Нравственная культура общения: Специфика, типология, основы.// В кн. Проблемы нравственной культуры общения. Материалы симпозиума. Вильнюс, 1986. — С. 206−209.
- Садовский В.Н. Проблемы философского обоснования системных исследований. // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник-1984 М.: Наука, 1984. — С. 32−51.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. /Под ред. В .А. Ядова. Д.: Наука, 1979. — 264 с.
- Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов.: Дисс.. докт. филос. Наук. -М., 1997. 315 с.
- Симоненко В. Д. Технологическая культура. М., 1999. — 216 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент, 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
- Синягин Ю. Признавая значимость собеседника. // Воспитание школьников. 1997. — № 2. — С.15−17.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. — 336 с.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 222 с.
- Словарь по этике. /Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. -430 с.
- Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектеп, 1973.-119 с.
- Соколов Э.В. Нравственная культура: ее дифференциация и роль отдельных компонентов в коммуникативном процессе. //Проблемы нравственной культуры общения. Материалы симпозиума. Вильнюс, 1986.-с. 206.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения./Сост. А. Т. Губко. -М.: Педагогика, 1991. 240 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения- Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. -472 с.
- Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка. // В сб. Психолого-педагогические проблемы общения. / Под ред.
- A.А. Бодалева. М., 1979. — С. 137−152.
- Суд над системой образования: Стратегия на будущее. / Под ред. У.Д.Джонстона- Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 264 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 3. -М., 1981.-640 с.
- Терновая И.П. Формирование культуры педагогического общения в свете современных социокультурных изменений.: Дисс.. канд. пед. наук. -Харьков, 1989. 398 с.
- Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М.: Знание, 1979. -64с.
- Трофимова В.Я. Нравственные ориентиры младшего школьника. // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−65.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. / Под ред. Н. А. Надирашвили,
- B.К.Цаава. «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов// Методология и методы социальной психологии. -М., 1981.
- Уманский Л.И. Поэтапное формирование контактных групп как коллективов. //В сб. Проблемы общения и воспитания. / Под ред Буевой Л. П. и др. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974, ч.1. — С. 109−119.
- Умеете ли Вы общаться. / И. Н. Горелов, В. ф, Житников, М. В. Зюзько, А. А. Шкатова. -М.: Просвещение, 1991. 144 с.
- Уракова Т.В. Становление коммуникативной активноссти младших школьников в условиях развивающей среды. Дисс.. канд. пед. наук. -Саратов, 1998. 161 с.
- Урванцев Б.А. Порядок и нормы. М.: Издательство стандартов, 1991. -240 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/ В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993 — 191 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1990.- 526с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М.: Флинта, 1997. 160 с.
- Фельдштейн Д.Н. Психология становления личности. М.: Флинта, 1994, — 192 с.
- Хараева Л.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач. Нальчик, 1999. — 91 с.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий. // Психолого-педагогические проблемы общения / под ред. А. А. Бодалева. -М., 1979. С. 17−35.
- Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: «Питер», 1999. — 608 с.
- Царева Н.П. Влияние воспитательных отношений на формирование коллективной внеучебной деятельности.// Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Раева А. И. и др. С. 104−113.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
- Цукерман Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределительной форме. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — М., 1980.-17 с.
- Чанкова Е.В. Педагогические условия обучения младших школьников речевой этике: Дисс.. канд. пед. наук Кострома, 1994. — с.
- Шаталов В. Ф. Педагогическая проза : Из опыта школ г. Донецка. -М.: Педагогика, 1980. 96 с.
- Швагер В.В. Диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем образовании: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1988.-207 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. /Под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-128 с.
- Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. 288 с.
- Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению. //Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 12−18.
- Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986. -176 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 2-е изд. — М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998 — 250с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 — 80 с.
- Язык. Сознание. Этнос. Культура. Материалы XI всероссийского симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1997. -365 с.
- Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. М.: «Советское радио», 1972. — 456 с.
- Day С., Hall С., Cammage Ph, Coles М. Leadership and Curriculum in the Primary Scholl. The Roles of Senior and Middle Management. London: Management in Edication, 1992. 160 p.
- Fontain Ch. A., Kelnan D.M. Dulaney C. Oral Cjmmunication Methods for the classroom Teacher, Dubugue (Iowa): Kendall/ Hunt, 1986 215 p.
- Анкета для учителя начальных классов
- Сформулируйте свое понимание культуры общения
- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование культуры общения детей младшего школьного возраста? (Укажите не более 2 факторов).1. семья2. школа, класс3. средства массовой коммуникации4. неформальные группы5. другое
- Как бы вы оценили уровень культуры общения учеников вашего класса в целом?1. высокий2. средний3. низкий4. затрудняюсь определить
- Что препятствует повышению уровня культуры общения у детей младшего школьного возраста?1. низкий интеллектуальный уровень2. плохо развитая речь3. неумение выслушать4. неумение задавать вопросы5. эгоистичные установки6. другое
- Как в вашем классе относятся к слабоуспевающим детям, детям из неблагополучных семей или с физическими недостатками?1. презирают, подвергают насмешкам2. равнодушно, изолируют их в общении3. так же, как ко всем остальным.
- Какие вопросы дети задают чаще всего?1. организационные (Как делать? Где писать? и т. п.)2. смысловые (Почему? и т. п.)3. не по делу (Можно поднять пенал? и т. п.)4. редко задают вопросы.
- Умеют ли ученики вашего класса объективно оценить работу друг друга?1. только осуждают, хвалят лишь некоторых детей2. отрицательная оценка обоснована, одобрение односложно3. охотно выражают одобрение, обосновывают его, не забывая отмечать недостатки
- Как часто вы испытываете трудности при организации групповой работы на уроке и во внеклассной работе?1. часто2. редко3. никогда4. не организую групповую работу.
- Бланк наблюдения за параметрами культуры общения младших школьников и условиями ее формирования (для студентов-практикантов)1. Номер школы1. Класс1. Образовательная программа
- Оцените по пятибалльной системе следующие параметры речи учителя:1. грамотность2. выразительность3. соблюдение речевого этикета
- Какие формы организации деятельности практикует педагог? (Обведите в кружок соответствующую цифру) Какая форма организации используется им чаще всего? (подчеркните слово)1. групповая2. парная3. индивидуальная, фронтальная
- Как чаще всего на уроках изучается новая тема ?1. учитель организует диалог2. учитель в форме монолога раскрывает новую тему3. основу объясняет учитель, задавая детям уточняющие вопросы
- Как часто педагог поощряет детей к высказыванию развёрнутой положительной оценки друг друга ?1. часто2. иногда3. никогда
- Интересуется ли общением детей во внеурочное время ?1. да2. нет3. иногда
- В каких ситуациях может вмешиваться в это общение ?
- Как обращается к детям, когданедоволенпоощряетвызывает для ответа
- Соблюдают ли дети основные правила речевого этикета в общении друг с другом? (здороваются, прощаются, извиняются и т. п.)1. да, всегда2. некоторые дети всегда3. время от времени4. не соблюдают или соблюдают при напоминании
- Часто ли можно видеть, как дети оскорбляют, насмехаются, грубо разговаривают друг с другом ?1. типичная картина, 2. лишь некоторые дети, но постоянно3. время от времени4. в исключительных случаях
- Как дети слушают учителя и друг друга ?1. внимательно слушают, строят своё высказывание с учётом услышанного-2. молча ждут, когда собеседник перестанет говорить и порождают высказывание, не связанное с предыдущим, 3. выражают нетерпение, перебивают.
- Какие вопросы дети задают чаще всего ?1. организационные (Как делать? и т. п.)2. смысловые (Почему? и т. п.)3. не по делу (Можно поднять пенал? и т. п.)4. редко задают вопросы.
- Умеют ли дети объективно оценить работу друг друга ?1. отмечают только недостатки, хвалят лишь некоторых детей-2. порицание обосновано, одобрение односложно3. охотно выражают одобрение, обосновывают его, не забывая отмечать инедостатки
- Что привлекло ваше внимание в общении детей данного класса ?
- Дата рождения (число, месяц, год)1. Состав семьи
- Если ваш ребёнок общительный, то предпочитает ли он играть: а) с детьми старше себя по возрасту, б) с ровесниками, в) с более младшими детьми.
- Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми? а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми, б) часто конфликтует
- Делится ли ваш ребёнок игрушками с другими детьми? а) охотно делится, б) иногда делится, иногда нет, в) не делится.
- Сочувствует ли ваш ребёнок другим людям? а) всегда сочувствует другому, когда тог чем-то огорчён, пытается его утешить, пожалеть, помочь, б) иногда сочувствует, иногда нет, в) почти никогда не сочувствует.
- Обижает ли ваш ребёнок других детей? а) часто обижает, б) иногда обижает, в) никогда не обижает.
- Часто ли ваш ребёнок жалуется взрослым? а) часто, б) иногда, в) никогда.11. Обидчив ли ваш ребенок? а) очень обидчив, б) иногда обидчив, в) не обид чив.
- Справедлив ли ваш ребенок? а) всегда справедлив, б) иногда справедлив, иногда нет, в) чаще всего справедлив.
- Всегда ли ваш ребенок говорит правду? а) всегда, б) иногда говорит, иногда нет, в) чаще обманывает и говорит неправду.
- Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо? а) всегда, б) иногда, в) почти никогда не ведёт себя вежливо.
- Всегда ли ваш ребенок послушен? а) всегда, б) иногда послушен, иногда нет, в) почти никогда не бывает послушным.
- Самостоятелен ли ваш ребенок? а) вполне самостоятелен, любит и делает веб сам, б) иногда самостоятелен, иногда нет, в) чаще всего не самостоятелен, предпочитает, чтобы за него see делали другие.
- Настойчив ли ваш ребенок? а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца, б) иногда настойчив, иногда нет, в) нет н обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.
- Трудолюбив ли ваш ребенок? а) очень трудолюбив, всегда охотно н старательно выполняет порученную ему работу, б) иногда любит трудиться, иногда ленится, в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.
- Уверен ли ваш ребенок в себе? а) вполне уверен, б) иногда уверен, иногда нет, в) не уверен.
- Задания для проведения группового письменного опроса учащихся начальных классов. (2−4 классы)
- Кого из учеников вашего класса ты в первую очередь включил бы в свою команду для игры? Почему?
- С кем в меньшей степени хотел бы участвовать в командной игре? Почему?
- С кем из учеников вашего класса ты в большей степени хотел бы выполнять учебные задания? Почему?
- С кем в меньшей степени? Почему?
- В учениках нашего класса мне больше всего нравится
- В учениках нашего класса мне больше всего не нравится