Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бикультурное непрерывное образование как фактор личностного развития дошкольников и младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, целостность педагогического процесса развития личности ребенка в бикультурной образовательной среде обеспечивается при реализации следующих условий: отбор содержания бикультурного непрерывного образования на основе внедрения сквозных программ и контрастивного страноведенияорганизация бикультурной образовательной среды на основе внедрения ситуативно-ориентированного подхода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКУЛЬТУРНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Бикультурное образование как составная часть поликультурного образования в многонациональном обществе
    • 1. 2. Международные образовательные программы как основа бикультурного непрерывного образования
    • 1. 3. Социально-педагогические условия построения системы непрерывного бикультурного образования немецкого населения в регионе Сибири
    • 1. 4. Непрерывное бикультурное образование как целостный педагогический процесс
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИКУЛЬТУРНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Основные принципы построения содержания и структуры бикультурного непрерывного образования дошкольников и младших школьников
    • 2. 2. Содержание и организация непрерывной бикультурной образовательной среды
    • 2. 3. Формы и методы реализации структуры и содержания бикультурного непрерывного образования
    • 2. 4. Международные научно-практические семинары как форма повышения квалификации педагогов, реализующих бикультурное непрерывное образование
    • 2. 5. Изучение влияния бикультурного непрерывного образования на развитие личности детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Выводы по второй главе

Бикультурное непрерывное образование как фактор личностного развития дошкольников и младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Культура как универсальное отношение человека к миру, через которое он познает окружающее и самого себя, является не только способом познания мира, но и способом понимания, воспроизводством общечеловеческих ценностей. Культурологическое образование решает одну из наиболее сложных задач, связанную с постижением смысла языков социокультурных систем. Язык культуры является инструментом накопления и обобщения социального опыта в определенной системной целостности.

Современное образование предполагает включение обучающихся в диалог культур с целью формирования у них системы ценностей как осознанных смыслов жизни. При достаточно большом многообразии научных подходов к проблеме развития личности ребенка существует противоречие между стремлением к раннему ознакомлению детей с иноязычной культурой и отсутствием единой позиции относительно прогнозируемого результата.

Жизнь в гражданском обществе требует от человека умения признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме — приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей. Все эти способности не даны человеку от рождения, их необходимо развивать, особенно в связи с единым коммуникативным обществом, где знание языка является необходимым.

Исследования, посвященные раннему усвоению иностранного языка (A.M. Бородич, О. С. Виноградова, JI.M. Леушина, В. И. Логинова, A.A. Люблинская, А. И. Максаков, О. С. Ушакова и др.), определили обусловленность этой способности дошкольников к лингвистическим явлениям, их восприимчивостью к обучению грамоте, особой чувствительностью к звуковой стороне речи. В то же время изучение иностранного языка в рамках учебной деятельности может, считается, препятствовать полноценному развитию личности ребенка, так как он в этот период направлен на мир человеческих взаимоотношений, на ознакомление с окружающей действительностью, на предметный мир, а не на язык сам по себе (A.B. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

В современных исследованиях (M.JI. Вайсбурд, Н. Д. Гальскова, Е. И. Негневицкая, Е. И. Пассов, Е. Ю. Протасова, A.M. Шахнарович и др.) рассматриваются вопросы, связанные с сензитивностью возраста, языковой способностью ребенка, выявляются трудности, снижающие эффективность процесса обучения иностранному языку, определяются методические условия его организации.

В исследованиях JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина определено, что формирование высших человеческих чувств (нравственных, эстетических, интеллектуальных) происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения. В результате ребенок приобретает личностную своеобразную систему мер, эталонов ценности.

В исследованиях В. П. Борисенкова, Б. Л. Вульфсона, А. Н. Джуринского, Д. Г. Дмитриева, М. В. Кларина, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, В.Я. Пили-повского, Т. Ф. Яркиной и других представлены различные аспекты поликультурного образования в современном мире.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что образовательная политика России отражает общенациональные интересы в сфере образования и, предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Поликультурность сегодня выступает интеграционной тенденцией в интернационализации образовательного пространства.

Приобщение ребенка через иностранный язык к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, формирует в нем уважение и терпимость к другому образу жизни, развивает общечеловеческое сознание и представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.

Вместе с тем практика показывает, что обучение иностранному языку вооружает дошкольников и младших школьников знаниями и умениями правильного употребления определенного количества лексических единиц и речевых образцов, что оказывается малоэффективным. Изолированное рассмотрение вопросов обучения иностранному языку без постижения основ иноязычной культуры страны изучаемого языка и недостаточная изученность вопросов влияния бикультурного непрерывного образования на личностное развитие дошкольников и младших школьников, где иностранный язык выступает средством, а не целью, и определило проблему данного исследования.

Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Бикультурное непрерывное образование как фактор личностного развития дошкольников и младших школьников».

Объект исследования: процесс личностного развития дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования: личностное развитие дошкольников и младших школьников в процессе бикультурного непрерывного образования.

Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка содержания и структуры бикультурного непрерывного образования и его влияния на личностное развитие дошкольников и младших школьников.

Гипотезой исследования послужило следующее предположение: бикультурное непрерывное образование выступает фактором личностного развития дошкольников и младших школьников, если: содержательный компонент бикультурного образования направлен на развитие интеллектуальной и мотиваци-онной сфер личности ребенкаформы и методы образовательного процесса способствуют приобретению дошкольниками и младшими школьниками опыта положительного эмоционального отношения к иностранному языку и иноязычной культуре, формируют готовность и воспитывают культуру общения в различных видах деятельности (учебной, игровой и др.) — воспитатель и педагог подготовлены к реализации развивающего аспекта иноязычной культуры как цели обучения.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвигаемой гипотезой исследования сформулированы задачи:

— конкретизировать научное представление о сущности и содержании бикультурного непрерывного образования;

— разработать и апробировать содержание и структуру бикультурного непрерывного образования в опытно-экспериментальной работе, обеспечивающее эффективное влияние на личностное развитие дошкольников и младших школьников;

— обосновать и раскрыть новую форму повышения квалификации педагогов и воспитателей в системе научно-методических международных семинаров.

Методологической основой исследования являются философское обоснование поликультурного состояния современной социокультуной среды и роли языка как фактора обеспечения коммуникации различных культуртеория личностно-деятельностного подхода, концепции развития личности и непрерывного образованияучение об этнической культуре и ее развивающих и воспитывающих возможностях, а также философские и психолого-педагогические положения о природной, социальной и культурно-исторической обусловленности развития личности и активной роли самоопределяющейся личности.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);

— о формировании личности в контексте национальной культуры (Г.И. Батурина, Е. Б. Бондаревская, В. М. Григорьев, А. Э. Измайлов, Т. Ф. Кряклина, A.A. Шадрин);

— о возрастной сензитивности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— теория ценностей, разработанная в философских исследованиях (Б.С. Батищев, В. А. Дмитриенко, М. С. Каган, Г. И. Петрова, Л.И. Ти-таренко, Е.Г. Юдин);

— концепции личностно-ориентированного обучения (Л.Ф. Алексеева, Д. А. Белугин, И. С. Якиманская,);

— основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Т.И. Руднева);

— исследования по проблемам проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах (Г.Н. Волков, Д. Г. Дмитриев, М. Ю. Новицкая, В.А. Тишков);

— основные положения теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Репкин, Д.Б. Эльконин), которые базируются на положении Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии психики ребенка.

Методы исследования. Для решения поставленных задач настоящего исследования применялись методы, адекватные предмету исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыизучение педагогического опытамоделированиелонгитюдное наблюдениетестированиеформирующий экспериментпраксиметрические методы (сочинение, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности) — математическая обработка экспериментальных данных, рефлексия личного опыта автора настоящего исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются: муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прогимназия «Кристина» г. Томска, дошкольные образовательные учреждения № 20, 95, 99 г. Томска, дошкольные образовательные учреждения «Солнышко» (г. Абакан), «Сказка» (г. Юрга), «Гнездышко» (г. Черногорск), прогимназия «Солнышко» (г. Новосибирск).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1995 — 1997 гг.). Изучение литературы и конкретного опыта педагогической деятельности в системе дошкольного и начального общего образования. Проведенный анализ научной литературы, исследований, близких нашей проблематике, позволил обосновать исходные положения, объект, предмет, цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи.

Результатом этого этапа явилось определение методологии, методов исследования, обоснование его программы и концепции, разработка учебно-методических экспериментальных материалов.

Второй этап (1997 — 2000 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетающей осмысление опыта деятельности воспитателей и учителей по развитию личности дошкольников и младших школьников с анализом основных положений педагогической науки по формированию иноязычной культуры, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались практические условия, обеспечивающие личностное развитие дошкольников и младших школьников в процессе бикультурного образования, систематизировались полученные данные.

Результатом этого этапа явилась разработка и реализация специфического компонента бикультурного содержания непрерывного образования, направленного на корректировку базовых учебных программ в дошкольном учреждении и начальной школе.

Третий этап (2000 — 2002 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих личностному развитию дошкольников и младших школьников на основе бикультурного непрерывного образования. Выявлены методы и формы работы по организации бикультурной образовательной среды в детском саду и в начальной школе. Доказано, что иностранный язык выступает средством бикультурного непрерывного развития, открывающим ребенку моральные ценности, особенности культуры той страны, язык которой изучается. Разработаны методические рекомендации, проведено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— теоретически углублен педагогический аспект проблемы личностного развития дошкольников и младших школьников и уточнено содержание понятия «бикультурное непрерывное образование», под которым понимается образование, в основе которого лежит изучение двух культур (русской и иностранной), где язык выступает средством образования;

— обоснована необходимость и целесообразность обучения иностранному языку дошкольников и младших школьников как основного средства постижения иноязычной культуры;

— определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность личностного развития дошкольников и младших школьников, включающие отбор содержания бикультурного непрерывного образования на основе внедрения сквозных программ и контрастивного страноведенияорганизацию бикультурной непрерывной образовательной средысоответствующую подготовку воспитателей и педагогов к реализации развивающего аспекта иноязычной культуры.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— выявлены уровни бикультурного личностного развития дошкольников и младших школьников в процессе овладения иностранным языком и иноязычной культурой в бикультурной непрерывной образовательной среде;

— уточнены научные представления о роли этнических традиций в понимании культуры другого народа в структуре бикультурного непрерывного образования дошкольников и младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— создана бикультурная непрерывная образовательная среда, направленная на развитие личности дошкольников и младших школьников в прогимназии «Кристина» г. Томска;

— определены подходы к введению компонентов иноязычной культуры в содержание базовых учебных предметов через сквозные программы на основе контрастивного страноведения;

— разработаны методические рекомендации и учебное пособие «Бикуль-турное непрерывное образование дошкольников и младших школьников» для студентов педагогических вузов и слушателей институтов повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, её соответствием поставленной проблеме и осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения эксперимента, репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данныхцеленаправленным анализом реальной педагогической практики с подтверждением положений гипотезы результатами исследованиявостребованностью предлагаемых научно-практических разработок.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеллектуальное и мотивационное развитие дошкольников и младших школьников обусловлено процессом бикультурного непрерывного образования, основанном на присвоении ими в процессе обучения и воспитания содержания этнокультурных ценностей иноязычной культуры.

2. Приобретение дошкольниками и младшими школьниками положительного эмоционального отношения к иноязычной культуре определяется совокупностью форм и методов, ориентированных на систему ценностей личности ребенка, на понимание ими значимости овладения иностранным языком как средством общения в бикультурном образовательном пространстве.

3. Деятельность воспитателя и педагога, которая направлена на формирование осознания дошкольниками и младшими школьниками значимости овладения иностранным языком и иноязычной культурой, способствует личностному развитию ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, докладах, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских, областных научно-практических конференциях (гг.Барнаул, Москва, Новосибирск, Томск). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в образовательном учреждении, прогимназии «Кристина» г. Томска, Томском государственном педагогическом университете, в Томском педагогическом колледже, в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных комплексах гг. Абакана, Барнаула, Новосибирск, Черногорска, Юрги.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, целостность педагогического процесса развития личности ребенка в бикультурной образовательной среде обеспечивается при реализации следующих условий: отбор содержания бикультурного непрерывного образования на основе внедрения сквозных программ и контрастивного страноведенияорганизация бикультурной образовательной среды на основе внедрения ситуативно-ориентированного подхода в организации деятельности обучающихся и особой формы их организации (разновозрастная группа) — использование нетрадиционной формы повышения квалификации воспитателей и учителей в системе научно-практических международных семинаров и обменов в реализации международного сотрудничества.

Анализ итогов реализации образовательных программ дошкольного и начального звена прогимназии свидетельствует о достаточно высоком качестве образовательного процесса по развитию детей в познавательно-речевой, социально-личностной, художественно-эстетической, бикультурной сферах личностного развития.

Проводимые в рамках мониторинга регулярные обследования дошкольников и младших школьников по личностному развитию, в том числе бикуль-турному, показал положительную динамику в их развитии.

Результаты образовательного процесса начальной школы позволяют сделать вывод о том, что выпускники имеют качество знаний по всем предметам на оптимальном уровне и готовы продолжить обучение в языковых гимназиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя основные итоги, обобщая результаты, формируя выводы и намечаются перспективные направления дальнейшего исследования, можно констатировать следующее:

1. Личностное развитие дошкольников и младших школьников обусловлено процессом бикультурного непрерывного образования при реализации совокупности педагогических условий, включающих отбор содержания бикультурного образования на основе внедрения сквозных программ и контрастивного страноведенияорганизацию бикультурной непрерывной образовательной среды с применением ситуативно-ориентированного подхода в организации деятельности обучающихся и разновозрастных группнетрадиционной формы повышения квалификации воспитателей в системе научно-практических международных семинаров и обменов.

2. Приобретение дошкольниками и младшими школьниками положительного эмоционального отношения к иноязычной культуре, ориентированной на систему ценностей личности ребенка, происходит на основе применения совокупности форм и методов, реализующих целостный непрерывный бикультурный педагогический процесс.

3. Деятельность воспитателя и учителя по личностному развитию дошкольников и младших школьников, построенная на основе бикультурного непрерывного образования, будет эффективной, если она направлена на развитие у дошкольников и младших школьников потребности в овладении иноязычной культурой, осознание значимости овладения иностранным языком как средством общения.

Проведенное исследование не претендует на полное рассмотрение комплексной проблемы личностного развития дошкольников и младших школьников. Перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее изучение вопросов реализации целостного непрерывного бикультурного образования в разновозрастных группах, а также проблемы подготовки педагогических кадров для реализации задач личностного развития дошкольников и младших школьников в бикультурной образовательной среде.

О' С.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994. — 206 с.
  2. С.Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда. М., 1984.
  3. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  4. Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  5. Ш. А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования //Учительская газета. 1996. — № 15−23. — С. 10
  6. К. Учителя и инновации. — М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998. -318 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактические аспекты. М.: Педагогика, 1977. — 255 с.
  9. Ю. К. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. — 287 с.
  10. А.К., Кон И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. — СПб: Наука, 1991.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.- 191 с.
  12. В.И. Педагогическая технология: эволюция поня-тия//Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 123−128
  13. М.С. Инновации и новизна в педагогике//Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36−40
  14. Внедрение достижений педагогики в практику школы/Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 145 с.
  15. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций /Под ред. Н. В. Горбуновой. М., 1995. -112 с.
  16. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442 с.
  17. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981.- 128 с.
  18. К.Н. Этнопедагогика. — М.: Педагогика, 1979.
  19. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: АПН СССР, 1962. -286 с.
  20. Все начинается с учителя/Под ред. Равкина З. И. М., 1983. -175 с.
  21. Выготский J1.C. Собрание сочинений Т.З. М., 1983. — 368 с.
  22. Выготский J1.C. Собрание сочинений ТА. М., 1984. — 432 с.
  23. Выготский J1.C. Педагогическая психология. — М., 1991. — 480 с.
  24. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985. — 45 с.
  25. В.Г., Тикунова Л. И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения чтению в начальных классах. — М.: Новая школа, 1994. 48 с.
  26. М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960.
  27. В.В. Об изменении содержания начального обуче-ния//Советская педагогика. 1964. — № 4. — С.95−103
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.-240 с.
  29. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов наглядного обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: «Пеленг», 1992. — 112 с.
  30. В.В. Концепция гуманизации российского начального образования/Сб. О понятии развивающего обучения. — Томск: «Пеленг», 1995.- 144 с.
  31. В.В. Л.С. Выготский и реформа современной школы/Сб. О понятии развивающего обучения. Томск: «Пеленг», 1995. — С.115−141.
  32. В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995.-№ 1.-С.29−39
  33. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии. — 1992. -№ 3−4. -С.14
  34. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  35. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. — 303 с.
  36. В.А., Марейчева Л. В. Проблема непрерывного образования немецкого населения в Сибири. Томск, 1992. — С.65.
  37. Г. Д. Многокультурное образование. — М.: «Народное образование». 1999. — С.208.
  38. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика, 1984. 176 с.
  39. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.- 166 с.
  40. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968. — 238 с.
  41. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  42. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М., 1984. 152 с.
  43. JT.B. Эксперимент по новой системе начального обуче-ния//Начальная школа. 1964. — № 10. — С.8−13.
  44. JT.B. Экспериментальная система начального обучения //Народное образование. 1966. — № 12. — С.22−29
  45. Занков J1.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
  46. JT.B. Обучение и развитие //Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. — 424 с. — С.83−298.
  47. Из истории становления системы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова) //Вестник международной Ассоциации «Развивающее обучение». — 1996. — № 1. — С. 18−25.
  48. Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях реформы школы //Под ред. Я. С. Турбовского. М.: АПН СССР, 1986. — И с.
  49. B.C. О структуре педагогической теории: Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. -Волгоград, 1979. С. 19−27.
  50. Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1992. — 98 с.
  51. В. Только один способ управления эффекти-вен//Народное образование. 1997. — № 1. — С.4−11.
  52. М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1994. -40 с.
  53. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссию (Анализ зарубежного опыта) -Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. 180 с.
  54. Кольберг-Шрадер И. Обучение в детском саду — приближенное к жизни. Мюнхен, 1986. — 84 с.
  55. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука. 1988.
  56. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. — 287 с.
  57. В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система //Сб.: Внедрение достижений педагогики в практику школы. — М., 1981. — 145 с.
  58. В.В. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /Под ред. В. В. Краевского. — М., 1989. — 318 с.
  59. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1985.- 114 с.
  60. Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. -261 с.
  61. В.И. О толерантности, плюрализме и критицизме //Философия, наука, цивилизация. — М., 1999. С. 284−292.
  62. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  63. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-97 с.
  64. А.Н. Деятельность, сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 197. — 309 с.
  65. С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. — 193 с.
  66. A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977. — 224 с.
  67. O.E. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента: Автореф. дис. канд. наук. — М., 1990. — 23 с.
  68. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. — 192 с.
  69. З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах//Советская педагогика. — 1990. -№ 12. — С.116−126.
  70. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  71. A.M. Развитие творческой активности школьников. -М., 1991.- 156 с.
  72. H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы//Советская педагогика. — 1968. № 6. — С.21−38.
  73. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М., 1989. — 224 с.
  74. В.Я. Региональный центр развивающего обучения/Менеджмент в образовании: Информационно-методический вестник ИПК РИПК СО. 1998. — № 1. — С.34−38.
  75. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  76. А. Инновации в школе: характер и результа-ты//Народное образование. 1993. — № 6. — С. 16−27.
  77. В.Г. Социальный и научно-технический прогресс и образование. //В кн.: Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /Под ред. М. И. Кондакова. М., 1986. — 248 с. — С.8−30.
  78. A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. 1996. — № 3. — С.9−15.
  79. Педагогическая энциклопедия /Под ред. А. Г. Калашникова. — Т.1.-М., 1927−1937.
  80. Педагогическая энциклопедия. — Т. 1−4. — М.: Советская энциклопедия, 1966−1968.
  81. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
  82. Переход на четырехлетнее начальное обучение в образовательной системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова //Начальная школа. — 1998. — № 28. С. 1−16.
  83. A.B. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Алматы, 1997. — 27 с.
  84. A.B. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  85. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. — М., 1997. — 176 с.
  86. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. — М., 1996. 320 с.
  87. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении //Магистр. 1994. — № 5 -С.27−32.
  88. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−4) одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, 1992. — 223 с.
  89. Программы развивающего обучения. 1−5 классы. Русский язык. Математика. Томск, 1992. — 52 с.
  90. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990. — 168 с.
  91. Психология творчества: общая, дифференциальная, приклад-ная/Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. — 223 с.
  92. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д., 1998. — 544 с.
  93. B.C. Изучение курса «Инновационные технологии обучения младших школьников'7/Начальная школа. — 1997. № 1. — С.66−69.
  94. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В. В. Давыдова, М., 1983. 192 с.
  95. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Вестник Харьковского университета. № 171. — С.29−38.
  96. В.В. Что такое развивающее обучение? //Сб. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. — Харьков-Томск, 1992. С.15−22.
  97. В.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. — Томск: «Пеленг», 1994.-256 с.
  98. В.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. — Томск, 1995. -176 с.
  99. H.B. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993. -64 с.
  100. Н.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: «Пеленг», 1993. — 61 с.
  101. М.П., Суховерша JI.A., Цукерман Г. А., Горбов С. Ф., Табачникова H.JI. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: Пакет психологической и предметной диагностики. — Томск, 1995. 72 с.
  102. СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957.
  103. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения /Под ред. Б. П. Есипова. М., АПН РСФСР, 1961. — 248 с.
  104. Г. К. Технологии развивающего обучения//Школьные технологии. 1997. — № 4. — С.22−46.
  105. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. 256 с.
  106. Система образования в РФ в цифрах и фактах. //Вестник образования. 1996. — № 3. — С.45−74.
  107. М.Н. Современный процесс обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  108. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 151 с.
  109. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  110. В.А. Как воспитывать настоящего человека: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. — 287 с.
  111. A.A. Поликультурное образование. М., 2001. — 189 с.
  112. В.А. Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации. М., 1996.
  113. Толерантность и согласие: материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1997 /Отв. ред. В. А. Пинков. — М., Ин-т Этнологии и антропологии РАН, 1997.
  114. Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема /Сб. Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985. — 236 с.
  115. И.М. Что такое образовательная среда школы //Начальная школа Плюс-минус, 2001. — № 1. — С. 3−13.
  116. Управление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  117. К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948.-494 с.
  118. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988, Т.1 -414 с., Т.2−494 е., Т.6−426 с.
  119. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.-60 с.
  120. Г. Н. Воспитание личности школьников. — М.: Педагогика, 1885.
  121. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982. — 216 с.
  122. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  123. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: «Психологическая диагностика», 1995. — 45 с.
  124. И. Феномен инновационной школы //Народное образование. 1995. — № 11. — С.11−17.
  125. JI.A. Методическое обеспечение системы развивающего обучения. Опыт и проблемы реализации //Менеджмент в образовании: Информационно-методический вестник ИПК РИПК СО. — 1998. № 1. — С.25−33.
  126. Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата, 1934.
  127. О.Г. Инновации в практике обучения //Педагогика. — 1993. № 2. — С.41−44.
  128. О. Г. Поташник М.М. Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  129. Т.И., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993. — 68 с.
  130. С.Т. Работа для будущего: Книга для учителя /Сост. В. И. Малинин. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  131. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 104.
  132. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  133. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения /Сб. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966. — 442 с. — С.13−53.
  134. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 560 с.
  135. Д.Б. Психология игры /Избр. психологические труды /Под ред. В.В. Давыдова-М.: Педагогика, 1989−554 с. С.306−361.
  136. П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
  137. Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики //Новые исследования в педагогических науках. — М: Педагогика. 1990. — № 1. — С.3−7.
  138. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов. — М., 1991. — 91 с.
  139. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 144 с.
  140. Albert М.-Т. Weltweite Entwicklungen und kulturalistische Bildung -Eine Kritik. Weinheim, 1993.
  141. Allemann-Ghlonda Chr. Multikultur und Bildung in Europa. Frankfurt a.M., 1994.
  142. Arbeitsgruppe Memorandum: Die Rolle des Bildungswesen in Einigungprozess Europas// Paedagogisches Forum. № 4. 1991.
  143. Auernheimer G. Einfuerung in die interkulturelle Erziehung. Darmstadt, 1995.
  144. G. «Interkulturelle Erziehung». Eine Replik auf die Thesen von F.O.Radtke// Zeitschrift fuer Paedagogik. № 3. 1996.
  145. Dakin S. Songs and Rhymes for the teaching of English: Teacher’s Book. Harlow, 1995. — p.4.
  146. Dekker H., Meyenberg R. Politics and the European younger generation. Political socialization in Eastern, Central and Western Europe. Oldenburg, University of Oldenburg, 1991. PP.39−40.
  147. Elchardus M., Kavadias D., Siongers J.J. Can schools educate? Influence of schools on the values of their pupils. Strasbourg, Council of Europe, 1999. Doc. DECS/EDU/CIT (99) 65.
  148. Fuchs G, Schratz M. Interkulturelles Zusammenleben aber wie? Innsbruck, 1992.
  149. PDS in Bundestag: Fuer ein soziales Europa. Hrsg. Bade K. Muen-schen, 1994.
  150. Reich H. Interkulturelle Paedagigik eine Zwischenbilanz// Multikultur und Bildung in Europa. Frankfurt a.M., 1994.
  151. Sandfuchs U. Bilinguale Erziehung in der Grundschule// Wissenss-chaftlische Zeitschrift der Technischen Universitaet Dresden. № 2. 1996.
  152. Steindorf G. Grundbegriffe des Lehrens und Lernens. Bad Heilbrunn/ Obb.: Klinkhardt, 1991.
  153. Weiterentwicklung der Prinzipen der gymnasialen Oberstufe und des Abiturs. Sekretariat der Staendigen Konferenz der Kulturminister der Laender in der Bundersrepublik Deutschland. Keil: Schmidt und Klaunig, 1995.
  154. Wulf Chr. Education in Europe. An intercultural task. Muenster-New York, 1995. мюг-м/тг-з г, г,
  155. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРА1. На правах рукописи1. Сахарова Ирина Евгеньевна
  156. БИКУЛЬТУРНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  157. КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1300.01. Общая педагогика, история педагогики и образования
  158. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук1. Том 2. Приложения
  159. Научный руководитель: доктор педагогических наук Пальянов М.П.1. Томск 20 021. ОГЛАВЛЕНИЕ
Заполнить форму текущей работой