Бикультурное непрерывное образование как фактор личностного развития дошкольников и младших школьников
Диссертация
Таким образом, целостность педагогического процесса развития личности ребенка в бикультурной образовательной среде обеспечивается при реализации следующих условий: отбор содержания бикультурного непрерывного образования на основе внедрения сквозных программ и контрастивного страноведенияорганизация бикультурной образовательной среды на основе внедрения ситуативно-ориентированного подхода… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИКУЛЬТУРНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Бикультурное образование как составная часть поликультурного образования в многонациональном обществе
- 1. 2. Международные образовательные программы как основа бикультурного непрерывного образования
- 1. 3. Социально-педагогические условия построения системы непрерывного бикультурного образования немецкого населения в регионе Сибири
- 1. 4. Непрерывное бикультурное образование как целостный педагогический процесс
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИКУЛЬТУРНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Основные принципы построения содержания и структуры бикультурного непрерывного образования дошкольников и младших школьников
- 2. 2. Содержание и организация непрерывной бикультурной образовательной среды
- 2. 3. Формы и методы реализации структуры и содержания бикультурного непрерывного образования
- 2. 4. Международные научно-практические семинары как форма повышения квалификации педагогов, реализующих бикультурное непрерывное образование
- 2. 5. Изучение влияния бикультурного непрерывного образования на развитие личности детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. Томск, 1994. — 206 с.
- Алексеев С.Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда. М., 1984.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования //Учительская газета. 1996. — № 15−23. — С. 10
- Ангеловски К. Учителя и инновации. — М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998. -318 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактические аспекты. М.: Педагогика, 1977. — 255 с.
- Бабанский Ю. К. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. — 287 с.
- Байбурин А.К., Кон И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. — СПб: Наука, 1991.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.- 191 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция поня-тия//Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 123−128
- Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике//Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36−40
- Внедрение достижений педагогики в практику школы/Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 145 с.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций /Под ред. Н. В. Горбуновой. М., 1995. -112 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966. — 442 с.
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981.- 128 с.
- Волков К.Н. Этнопедагогика. — М.: Педагогика, 1979.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: АПН СССР, 1962. -286 с.
- Все начинается с учителя/Под ред. Равкина З. И. М., 1983. -175 с.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений Т.З. М., 1983. — 368 с.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений ТА. М., 1984. — 432 с.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология. — М., 1991. — 480 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ, 1985. — 45 с.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л. И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения чтению в начальных классах. — М.: Новая школа, 1994. 48 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960.
- Давыдов В.В. Об изменении содержания начального обуче-ния//Советская педагогика. 1964. — № 4. — С.95−103
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.-240 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов наглядного обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: «Пеленг», 1992. — 112 с.
- Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования/Сб. О понятии развивающего обучения. — Томск: «Пеленг», 1995.- 144 с.
- Давыдов В.В. Л.С. Выготский и реформа современной школы/Сб. О понятии развивающего обучения. Томск: «Пеленг», 1995. — С.115−141.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995.-№ 1.-С.29−39
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии. — 1992. -№ 3−4. -С.14
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. — 303 с.
- Дмитриенко В.А., Марейчева Л. В. Проблема непрерывного образования немецкого населения в Сибири. Томск, 1992. — С.65.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. — М.: «Народное образование». 1999. — С.208.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика, 1984. 176 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.- 166 с.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968. — 238 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. -М., 1984. 152 с.
- Занков JT.B. Эксперимент по новой системе начального обуче-ния//Начальная школа. 1964. — № 10. — С.8−13.
- Занков JT.B. Экспериментальная система начального обучения //Народное образование. 1966. — № 12. — С.22−29
- Занков J1.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
- Занков JT.B. Обучение и развитие //Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. — 424 с. — С.83−298.
- Из истории становления системы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова) //Вестник международной Ассоциации «Развивающее обучение». — 1996. — № 1. — С. 18−25.
- Изучение и обобщение педагогического опыта в условиях реформы школы //Под ред. Я. С. Турбовского. М.: АПН СССР, 1986. — И с.
- Ильин B.C. О структуре педагогической теории: Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. -Волгоград, 1979. С. 19−27.
- Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1992. — 98 с.
- Кваша В. Только один способ управления эффекти-вен//Народное образование. 1997. — № 1. — С.4−11.
- Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1994. -40 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссию (Анализ зарубежного опыта) -Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. 180 с.
- Кольберг-Шрадер И. Обучение в детском саду — приближенное к жизни. Мюнхен, 1986. — 84 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука. 1988.
- Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. — 287 с.
- Краевский В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система //Сб.: Внедрение достижений педагогики в практику школы. — М., 1981. — 145 с.
- Краевский В.В. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /Под ред. В. В. Краевского. — М., 1989. — 318 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1985.- 114 с.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. -261 с.
- Лекторский В.И. О толерантности, плюрализме и критицизме //Философия, наука, цивилизация. — М., 1999. С. 284−292.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-97 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 197. — 309 с.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. — 193 с.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977. — 224 с.
- Ляпунова O.E. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента: Автореф. дис. канд. наук. — М., 1990. — 23 с.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983. — 192 с.
- Малькова З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах//Советская педагогика. — 1990. -№ 12. — С.116−126.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. -М., 1991.- 156 с.
- Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы//Советская педагогика. — 1968. № 6. — С.21−38.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М., 1989. — 224 с.
- Никитин В.Я. Региональный центр развивающего обучения/Менеджмент в образовании: Информационно-методический вестник ИПК РИПК СО. 1998. — № 1. — С.34−38.
- Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование /Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Овсянникова А. Инновации в школе: характер и результа-ты//Народное образование. 1993. — № 6. — С. 16−27.
- Онушкин В.Г. Социальный и научно-технический прогресс и образование. //В кн.: Образование в современном мире: состояние и тенденции развития /Под ред. М. И. Кондакова. М., 1986. — 248 с. — С.8−30.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. 1996. — № 3. — С.9−15.
- Педагогическая энциклопедия /Под ред. А. Г. Калашникова. — Т.1.-М., 1927−1937.
- Педагогическая энциклопедия. — Т. 1−4. — М.: Советская энциклопедия, 1966−1968.
- Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
- Переход на четырехлетнее начальное обучение в образовательной системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова //Начальная школа. — 1998. — № 28. С. 1−16.
- Перминов A.B. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Алматы, 1997. — 27 с.
- Петровский A.B. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. — М., 1997. — 176 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. — М., 1996. 320 с.
- Поташник М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении //Магистр. 1994. — № 5 -С.27−32.
- Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−4) одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, 1992. — 223 с.
- Программы развивающего обучения. 1−5 классы. Русский язык. Математика. Томск, 1992. — 52 с.
- Психическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990. — 168 с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, приклад-ная/Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. — 223 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д., 1998. — 544 с.
- Пылаева B.C. Изучение курса «Инновационные технологии обучения младших школьников'7/Начальная школа. — 1997. № 1. — С.66−69.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В. В. Давыдова, М., 1983. 192 с.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Вестник Харьковского университета. № 171. — С.29−38.
- Репкин В.В. Что такое развивающее обучение? //Сб. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. — Харьков-Томск, 1992. С.15−22.
- Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. — Томск: «Пеленг», 1994.-256 с.
- Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. — Томск, 1995. -176 с.
- Репкина H.B. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993. -64 с.
- Репкина Н.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: «Пеленг», 1993. — 61 с.
- Романева М.П., Суховерша JI.A., Цукерман Г. А., Горбов С. Ф., Табачникова H.JI. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: Пакет психологической и предметной диагностики. — Томск, 1995. 72 с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957.
- Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения /Под ред. Б. П. Есипова. М., АПН РСФСР, 1961. — 248 с.
- Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения//Школьные технологии. 1997. — № 4. — С.22−46.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. 256 с.
- Система образования в РФ в цифрах и фактах. //Вестник образования. 1996. — № 3. — С.45−74.
- Скаткин М.Н. Современный процесс обучения: Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 151 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. — 287 с.
- Сыродеева A.A. Поликультурное образование. М., 2001. — 189 с.
- Пинков В.А. Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации. М., 1996.
- Толерантность и согласие: материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1997 /Отв. ред. В. А. Пинков. — М., Ин-т Этнологии и антропологии РАН, 1997.
- Турбовской Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема /Сб. Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985. — 236 с.
- Улановская И.М. Что такое образовательная среда школы //Начальная школа Плюс-минус, 2001. — № 1. — С. 3−13.
- Управление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. 464 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948.-494 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988, Т.1 -414 с., Т.2−494 е., Т.6−426 с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.-60 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьников. — М.: Педагогика, 1885.
- Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова, Й. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982. — 216 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: «Психологическая диагностика», 1995. — 45 с.
- Фрумин И. Феномен инновационной школы //Народное образование. 1995. — № 11. — С.11−17.
- Хаука JI.A. Методическое обеспечение системы развивающего обучения. Опыт и проблемы реализации //Менеджмент в образовании: Информационно-методический вестник ИПК РИПК СО. — 1998. № 1. — С.25−33.
- Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата, 1934.
- Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения //Педагогика. — 1993. № 2. — С.41−44.
- Хомерики О. Г. Поташник М.М. Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
- Шамова Т.И., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993. — 68 с.
- Шацкий С.Т. Работа для будущего: Книга для учителя /Сост. В. И. Малинин. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 104.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения /Сб. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966. — 442 с. — С.13−53.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 560 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры /Избр. психологические труды /Под ред. В.В. Давыдова-М.: Педагогика, 1989−554 с. С.306−361.
- Эрдииев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
- Юсуфбекова Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики //Новые исследования в педагогических науках. — М: Педагогика. 1990. — № 1. — С.3−7.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов. — М., 1991. — 91 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 144 с.
- Albert М.-Т. Weltweite Entwicklungen und kulturalistische Bildung -Eine Kritik. Weinheim, 1993.
- Allemann-Ghlonda Chr. Multikultur und Bildung in Europa. Frankfurt a.M., 1994.
- Arbeitsgruppe Memorandum: Die Rolle des Bildungswesen in Einigungprozess Europas// Paedagogisches Forum. № 4. 1991.
- Auernheimer G. Einfuerung in die interkulturelle Erziehung. Darmstadt, 1995.
- Auerheimer G. «Interkulturelle Erziehung». Eine Replik auf die Thesen von F.O.Radtke// Zeitschrift fuer Paedagogik. № 3. 1996.
- Dakin S. Songs and Rhymes for the teaching of English: Teacher’s Book. Harlow, 1995. — p.4.
- Dekker H., Meyenberg R. Politics and the European younger generation. Political socialization in Eastern, Central and Western Europe. Oldenburg, University of Oldenburg, 1991. PP.39−40.
- Elchardus M., Kavadias D., Siongers J.J. Can schools educate? Influence of schools on the values of their pupils. Strasbourg, Council of Europe, 1999. Doc. DECS/EDU/CIT (99) 65.
- Fuchs G, Schratz M. Interkulturelles Zusammenleben aber wie? Innsbruck, 1992.
- PDS in Bundestag: Fuer ein soziales Europa. Hrsg. Bade K. Muen-schen, 1994.
- Reich H. Interkulturelle Paedagigik eine Zwischenbilanz// Multikultur und Bildung in Europa. Frankfurt a.M., 1994.
- Sandfuchs U. Bilinguale Erziehung in der Grundschule// Wissenss-chaftlische Zeitschrift der Technischen Universitaet Dresden. № 2. 1996.
- Steindorf G. Grundbegriffe des Lehrens und Lernens. Bad Heilbrunn/ Obb.: Klinkhardt, 1991.
- Weiterentwicklung der Prinzipen der gymnasialen Oberstufe und des Abiturs. Sekretariat der Staendigen Konferenz der Kulturminister der Laender in der Bundersrepublik Deutschland. Keil: Schmidt und Klaunig, 1995.
- Wulf Chr. Education in Europe. An intercultural task. Muenster-New York, 1995. мюг-м/тг-з г, г,
- РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРА1. На правах рукописи1. Сахарова Ирина Евгеньевна
- БИКУЛЬТУРНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1300.01. Общая педагогика, история педагогики и образования
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук1. Том 2. Приложения
- Научный руководитель: доктор педагогических наук Пальянов М.П.1. Томск 20 021. ОГЛАВЛЕНИЕ