Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.Л. Чаплин, В. И. Юшманов, R. Appelman, GJ. Troup), теоретические основы постановки голоса в вокальной педагогике (Н.Д. Андгуладзе, В. А. Багадуров, И. К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев), положения теории речеобразования о процессах слогоделения и дыхания (Н.И. Жинкин, В. И. Сорокин, Г. Фант), физиология дыхания в голосообразовании (И.С. Бреслав, В. Д. Глебовский, Л. Д. Работнов, А. Я. Росин, А. Т… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности начального этапа вокальной подготовки будущего учителя музыки
    • 1. 1. Особенности профессионального вокального Обучения будущего учителя музыки
    • 1. 2. Координационно-тренировочный этап в системе профессиональной вокальной подготовки будущего учителя музыки
    • 1. 3. Особенности методики координационно-тренировочного этапа, её цель, задачи, принципы, критерии и условия, блоки упражнений
  • Выводы по главе. Л
  • Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению в учебный процесс методики координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки
    • 2. 1. Биоакустические и психологические основы методики
    • 2. 2. Мониторинг эффективности прохождения будущими учителями музыки’координационно-тренировочного этапа
  • Выводы по главе

Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Содержание вокально-методической подготовки будущего учителя музыки определяется требованиями Государственного образовательного стандарта, согласно которому у студентов музыкально-педагогического факультета должны быть сформированы знания о закономерностях профессионального певческого голосообразования и основах вокальной методики. Учителя музыки также должны обладать определенной профессиональной вокальной культурой в академической манере исполнения. Эти требования Государственного стандарта предполагают наличие у студентов исходных голосовых данных, сравнимых с голосовыми данными вокалистов, имеющих природный певческий тон академического характера.

В традиционном подходе к проблеме развития голоса под определением певческий тон или певческий голос понимается голос, в большей или меньшей степени поставленный от природы. Профессиональное обучение таких певцов происходит на вокальных отделениях музыкальных училищ и в консерваториях. На музыкально-педагогические факультеты вузов поступают молодые люди, имеющие разный уровень довузовской музыкальной подготовки, среди которых редко встречаются абитуриенты, обладающие профессиональными голосовыми данными. вокалистов-исполнителей. Большинство из них не обладает академическим певческим тоном, то есть голосом, поставленным от природы.

Требования к вокальной подготовке и голосу учителя музыки во многом совпадают с требованиями по подготовке студентов исполнительской вокальной специальности (А.В. Гениуш, А. А. Датский, А. Г. Менабени, Л. Я. Пашкина, М. В. Сергиевский, И. Цепитис). Голосообразование и методика обучения пению рассматриваются в большинстве исследований с позиций профессионального вокального воспитания, предполагающего природную одарённость студента (Н.Д. Андгуладзе, Д. Л. Аспелунд, В. А. Багадуров, К. З. Витвицкий, Ф. Витт, П. В. Голубев, Л. Б. Дмитриев, Ф. Ф. Заседателев,.

К.В. Злобин, В. П. Морозов, И. К. Назаренко, П. А. Органов, И. П. Прянишников, Н. П. Шильникова, С. П. Юдин, Р. Юссон, В. И. Юшманов, А. С. Яковлева, JI.K. Ярославцева и др.) — Методические рекомендации вокалистов опираются на специфические «вокально-телесные ощущения» (Р. Юссон) и эмоционально-образные представления энергетического характера (В.И. Юшманов), связанные с аэродинамическими, резонансными и вибрационными процессами (В.П. Морозов), которые возникают в организме певца только при определённом, достаточно высоком уровне энергетических затрат, как правило, не осознаваемых одарёнными в вокальном отношении певцами. Рекомендации, содержащиеся в этих работах, при всём их разнообразии и обоснованности не всегда применимы к вокальному обучению лиц, не имеющих природного певческого тона.

Проблемы профессиональной вокальной подготовки будущих учителей музыки во многом совпадают с проблемами вокально-хоровой работы с детьми. В ряде публикаций авторы, исследовавшие эти вопросы (З.И. Аникеева, JI.A. Венгрус, А. А. Датский, С. Е. Комяков, Х. Д. Краулис, А. И. Лукишко, А. Г. Менабени, Т. Н. Овчинникова, Д. Е. Огородное, Л. Я. Пашкина, Л. Д. Савченкова, Г. П. Стулова, Г. И. Урбанович и др.), указывают на длительность, сложность и трудоёмкость формирования певческого голосообразования. Но если в таких работах авторы, предполагая исходное отсутствие у ребёнка певческого голоса, считают необходимым особый начальный этап обучения пению, то в трудах, посвященных вокальной подготовке студентов, такой этап упоминается редко и не описывается подробно. Всё же он является необходимым для дальнейшей эффективной вокально-методической подготовки. На этом этапе решаются координационные, тренировочные и эстетические задачи, которые связаны, прежде всего, с формированием новой певческой функции голосового аппарата, именуемой далее технологией певческого голосообразования.

Причиной слабости голосовых данных некоторых студентов является неразвитость мышечного аппарата гортани и дыхания, которая в перспективе не позволит безболезненно выдерживать профессиональную речевую и певческую голосовую нагрузку. Решение координационных и тренировочных задач начального этапа обучения явится фактором, сберегающим голосовое здоровье учителя музыки.

В голосовом аппарате человека, имеющего певческий тон, отсутствуют какие-либо органические особенности, чем-либо отличающие его от голосового аппарата любого другого здорового человека, не имеющего певческого, а обладающего только речевым тоном. Не существует каких-либо принципиальных запретов и ограничений формирования новой функциональной системы, новой координации действий органов, составляющих голосовой аппарат, — координации, которая даст новый результатпевческий тон.

Требование профессиональной культуры вокального исполнения, содержащееся в ГОС, нуждается в раскрытии по отношению к студентам, часть которых оказывается не включенной в эстетическую традицию, академического вокального искусства. Становление культуры вокального исполнения связано с необходимостью осознания студентами соотношения стационарных и переходных процессов работы дыхания, гортани и ротоглоточного рупора в пении и бытовой речи. Технология перевода голосовой функции от бытовой речи к пению обозначается нами как технология эстетики академического пения. Но поскольку с первого семестра студентам приходится исполнять вокальную и хоровую музыку, становится необходимым на начальном этапе обучения вести работу по двум направлениям: освоение технологии голосообразования и эстетики академического пения.0 В традиционной вокальной педагогике, опирающейся на принцип единства технического и творческого в пении, эти направления не дифференцируются.

Начальный этап работы, на котором формируется принципиально новая певческая координация совокупности органов, участвующих в голосообразовании, вырабатываются новые умения, переводящиеся при помощи систематической тренировки в навыки, мы определяем как координационно-тренировочный этап (КТЭ) вокального обучения. На КТЭ осваивается технология певческого голосообразования и технология эстетики пения.

Важнейшим компонентом учебного процесса является самостоятельная внеаудиторная работа студента. Музыканты-инструменталисты приучаются к ней с детства. В вокальной педагогике вопросы самостоятельной вокальной работы студентов рассматриваются редко (П.В. Голубев, А.Г. Менабени). Это. объясняется сложностью самоконтроля вокалиста (А.Н. Киселёв, В.П. Морозов), отсутствием в теории представлений о возможности алгоритмизации вокального обучения. Студенту, встречающемуся с вокальным педагогом один раз в неделю, необходим алгоритм самостоятельной деятельности, поскольку неразвитый голосовой аппарат нуждается в постоянном тренинге.

Всё вышеуказанное позволило выявить противоречия:

— между требованиями образовательного стандарта к профессиональной вокальной подготовке будущего учителя музыки, подразумевающей наличие академического певческого голоса, и недостаточной готовностью студентов к реализации этого требования в связи с отсутствием у многих из них певческого голоса;

— между теоретической и методической обоснованностью в педагогической литературе начального этапа вокального воспитания детей и отсутствием теоретического обоснования такого же этапа, включающего технологию певческого голосообразования и технологию эстетики пения и методики его прохождения в обучении студентов;

— между разработанными методами прохождения начального этапа вокального обучения у студентов, обучающихся на вокальных отделениях училищ и консерваторий и имеющих природный певческий голос, и отсутствием методики прохождения начального координационно-тренировочного .этапа развития певческого тона и вокальных навыков у студентов, не имеющих довузовской вокальной подготовки.

Указанные противоречия определяют актуальность проблемы данного исследования: в чём состоит начальный координационно-тренировочный этап в вокальной подготовке студентов, какова методика его прохождения студентами?

Актуальность проблемы определила тему исследования: «Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе».

Объект исследования — процесс профессиональной вокальной подготовки будущего учителя музыки в вузе по специальности «Музыкальное образование».

Предмет исследования — начальный этап вокальной подготовки будущих учителей музыки.

Цель исследования — теоретическое обоснование координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки и разработка методики его прохождения студентами.

Гипотеза исследования. Профессиональная вокальная подготовка будущих учителей музыки будет проходить успешнее, если:

— будет обоснован начальный этап вокального обучения, обязательный как для студентов с голосовыми данными на уровне бытовой речи, так и для имеющих вокальную подготовку и включающий два направления: технологию певческого голосообразования и технологию эстетики академического пения,.

— оба направления будут осваиваться последовательно или комплексно, в зависимости от уровня вокальной подготовки студента;

— технология эстетики академического пения будет основана на соотношении стационарных и переходных процессов работы дыхания, гортани и ротоглоточного рупора в пении и бытовой речи;

— формирование биоакустических механизмов певческого голосообразования будет осуществляться на основе экстралингвистических явлений голосовой функции;

— будут разработаны алгоритмы самостоятельной вокальной работы студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1 .Осуществить анализ физиолого-акустической, вокально-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Дать определение координационно-тренировочного этапа, раскрыть основные принципы его прохождения студентами.

3.Разработать методику прохождения студентами КТЭ, ее основные учебные блоки и учебные пособия.

Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Методологической и теоретической основой исследования явились положения теории экстралингвистической коммуникации об эволюционно древних механизмах голосообразования (В.П. Морозов, Г. П. Стулова), положения теории голосообразования, раскрывающие сущность режимов работы гортани (Ю.С. Василенко, М. С. Грачёва, Л. Б. Дмитриев, К. В. Злобин,.

A. Митринович-Моджеевска, В. П. Морозов, Г. П. Стулова, Ю. П. Фролов,.

B.Л. Чаплин, В. И. Юшманов, R. Appelman, GJ. Troup), теоретические основы постановки голоса в вокальной педагогике (Н.Д. Андгуладзе, В. А. Багадуров, И. К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев), положения теории речеобразования о процессах слогоделения и дыхания (Н.И. Жинкин, В. И. Сорокин, Г. Фант), физиология дыхания в голосообразовании (И.С. Бреслав, В. Д. Глебовский, Л. Д. Работнов, А. Я. Росин, А. Т. Рябченко, М. В. Сергиевский, Л.К. Ярославцева), система взглядов на формирование двигательных навыков, имеющаяся в теории деятельности (Д.Б. Богоявленская, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), идея о роли голосообразования в передаче эмоциональной информации в информационной теории эмоций (П.В. Симонов), основные положения методологии научно-педагогического исследования (В.И. Загвязинский).

Методы исследования: теоретические: изучение, обобщение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, искусствоведческой, вокально-педагогической, биоакустической, физиологической, медицинской, литературы по проблеме исследованияэмпирические: социологическое исследованиепедагогическое наблюдение за вокально-хоровой работой в детских и взрослых, профессиональных, любительских и учебных хоровых коллективахэксперимент в условиях кафедры музыкального образования Института педагогики, психологии и управления Тюм ГУ, состоявший из констатирующего, формирующего и контрольного этаповмониторинг эффективности методики.

Исследование проводилось в 1975;2005 г. г. и включало три периода.

Первый период (1975;1988 г. г.): опытно-экспериментальная работа (г. Новосибирск), изучение литературы, социологическое исследование, разработка понятийного аппарата исследования, разработка специальных приёмов и упражнений, системы условных обозначений описания приёмов и упражнений, системы самоконтроля, внедрение их в практику и апробация на научно-методических конференциях.

Второй период (1985;2003 г. г.): внедрение методики прохождения КТЭ: приёмов, упражнений и способов самоконтроля в практику вокально-хоровой работы детских, взрослых, профессиональных, любительских и учебных хоровых коллективов России, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Казахстана, Узбекистана. Обобщение результатов.

Третий период (2003;2005 г. г.) эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы в условиях обучения будущих учителей музыки в Тюм ГУ. Оформление результатов исследования. Научная новизна.

1.Обосновано введение КТЭ как начального этапа профессиональной вокальной подготовки, на котором происходит развитие голоса и обучение пению будущих учителей музыки и основные принципы его прохождения:

— принцип генетически исходной связи певческого голосообразования с эволюционно древними экстралингвистическими явлениями и пороговыми эффектами голосовой функции;

— принцип «управления через управляемое»: действиями управляемой части дыхательной и голосообразующей систем создаётся постоянство внешних и внутренних условий функционирования (гомеостаз) части этих систем, автоматически регулируемой глубинными структурами центральной нервной системы;

— принцип операционального уровня формирования навыков, когда пение представляется как деятельность, интонируемое слово — как действие, движения, которые реализуют певческий тон и фонему — как операции.

2. Определены и обоснованы показатели развития певческого голосообразования на КТЭ:

— использование режимов работы гортани (регистров) в соответствии с традицией европейского академического пения;

— осуществление голосообразования с применением активного фонационного выдоха, многократно превышающего жизнеобеспечивающий и речевой по интенсивности и длительности;

— осуществление голосообразования с певческим вибрато и управления его амплитудой и частотой;

— установление и удерживание увеличенного объёма ротоглоточной полости в соответствии с принятой в академическом пении фонетической формой гласных.

З.На основе данных принципов разработана методика прохождения будущими учителями музыки КТЭ: приёмы и упражнения, способствующие формированию технологии голосообразования и технологии пения, а также основные блоки обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— обосновано понятие «координационно-тренировочный этап» как начальный этап работы, на котором формируется принципиально новая певческая координация совокупности органов, участвующих в голосообразовании, вырабатывается новые умения, переводящиеся при помощи систематической тренировки в певческие навыки, осваивается технология певческого голосообразования и технология эстетики пения;

— введено и обосновано понятие «технология эстетики академического пения»: сумма показателей (признаков), характеризующих академическое пение через соотношение стационарных и переходных процессов работы дыхания, гортани и ротоглоточного рупора в сравнении с бытовой речью;

— уточнены основные понятия, лежащие в основе теории и методики КТЭ профессиональной вокальной подготовки будущих учителей музыки: «эталон певческого тона», «вокальный, фонематический и эмоциональный слух», «регулировочный образ собственного голоса», «режим работы гортани», «межрежимный пороговый эффект» или «порог», «маскировочная артикуляция», «нейтральный гласный».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны приёмы и упражнения, осуществляющие переход от речевого голосообразования через экстралингвистические явления голосовой функции к певческому голосообразованиюнайдены алгоритмы самостоятельной работы студентов по развитию голоса и освоению технологии эстетики академического пенияразработаны методические пособия для самостоятельной работы студентов по трём блокам упражнений предлагаемой методики.

Научная достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными теоретическими и методологическими положениями, методологически обоснованным подходом к решению проблемы, длительностью и непрерывностью практической и экспериментальной работы, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования, широтой и длительностью внедрения результатов.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику.

Выступления на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, мастер-классы и семинары-практикумы более чем в 100 городах России и ближнего зарубежья в системах повышения квалификации работников образования и культуры. Обсуждение материалов диссертации на кафедре музыкального образования Института педагогики, психологии и управления Тюм ГУ, на кафедре пения и ММВ Ур ГПУ. Публикация материалов в сборниках научных статей и тезисов докладов. Внедрение методики в практику городской экспериментальной школы № 324 (Москва) и ряда аналогичных учреждений образования и культуры (Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Челябинск, Сургут, Нижневартовск, Иркутск и др.). Внедрение результатов исследования в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области. Проведение мастер-классов в Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, в том числе мастер-класс на музыкально-педагогическом факультете Кембриджского университета (1995). Доклад и мастер-класс на I Всемирной Хоровой Олимпиаде в Австрии. (Линц-2000).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Координационно-тренировочный этап вокального обучения будущих учителей музыки является начальным этапом, на котором формируется принципиально новая певческая координация совокупности органов, участвующих в голосообразовании, вырабатываются новые умения, переводящиеся при помощи систематической тренировки в певческие навыки, осваивается технология певческого голосообразования и технология эстетики пения.

2.В основе методики прохождения студентами КТЭ лежат экстралингвистические явления голосовой функции, обеспечивающие переход от речевого голосообразования к профессиональному певческому голосообразованию.

3.Основными учебными блоками методики прохождения студентами КТЭ являются: доречевой, включающий осознание энергетического уровня экстралингвистических явлений, развивающий, предусматривающий тендерные и возрастные различия формирования биологически целесообразного, энергетически экономичного и акустически эффективного регулировочного образа собственного певческого голоса и формирование технологии эстетики пениякоррекционно-аналитический, в котором происходит коррекция регулировочного образа «собственного голоса, формируется умение анализировать собственный и чужой голос.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Выводы.

1. Изучение литературы позволило выявить необходимость начального этапа вокального обучения последовательно или комплексно, в зависимости от уровня вокальной подготовки студента, включающего технологию певческого голосообразования и технологию эстетики академического пения, обязательного как для студентов с голосовыми данными на уровне бытовой речи, так и для имеющих вокальную подготовку;

2. Начальный этап работы, на котором формируется принципиально новая певческая координация совокупности органов, участвующих в голосообразовании, вырабатываются новые умения, переводящиеся при помощи систематической тренировки в навыки, Mbi определяем, как координационно-тренировочный этап вокального обучения. На КТЭ осваивается технология певческого голосообразования и технология эстетики пения.

3. Методика прохождения КТЭ базируется на принципе генетически исходной связи певческого голосообразования с эволюционно древними экстралингвистическими явлениями и пороговыми эффектами голосовой функциипринципе «управления через управляемое»: действиями управляемых мышц дыхательной и голосообразующей систем создаётся постоянство внешних и внутренних условий функционирования той их части, которая автоматически регулируется глубинными структурами центральной нервной системыпринципе операционального уровня формирования навыков, когда пение представляется как деятельность, интонируемое слово — как действие, движения, которые реализуют певческий тон и фонему — как операции.

4. Основными учебными блоками методики являются доречевой, развивающий, и коррекционно-аналитический.

5. Доказана эффективность сформированной методики в учебном процессе вокальной подготовки в вузе. Уровень обученности технологии голосообразования соответствует уровню обученности технологии эстетики.

Исследование может быть продолжено в плане дальнейшего развития комплексной методики формирования технологии эстетики академического пения у будущих учителей музыки.

Заключение

.

Выявленные противоречия между требованиями образовательного стандарта к вокальной подготовке учителя музыки и исходными голосовыми данными, исходным уровнем информированности абитуриентов о пении, недостаточной исполнительской оснащённостью учителя музыкимежду традиционными методами вокального обучения, предполагающими исходное наличие певческого голоса и исходным отсутствием певческого голоса у большинства абитуриентов разрешаются введением КТЭ вокальной подготовки.

Поставленная цель исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка на практике учебного процесса методики прохождения КТЭ может считаться достигнутой. Подтвердилась гипотеза исследования: начальный этап вокальной подготовки будущих учителей музыки стал проходить успешнее и дал возможность повысить эффективность учебного процесса по дисциплинам, связанным с голосом, вооружил студентов их простыми и эффективными приёмами работы над собственным голосом, а в перспективе — профессиональной вокально-педагогической и вокально-хоровой работы.

Был выделен и обоснован начальный КТЭ учебного процесса, включающий технологию певческого голосообразования (первое направление) и технологию эстетики академического пения (второе направление) как необходимый и обязательный для лиц с голосовыми данными на уровне обыденной разговорной речи. Сформирован раздел методики, координирующий и тренирующий биоакустические механизмы певческого голосообразования на основе эволюционно древних экстралингвистических явлений, пороговых эффектов голосовой функции и экспудьсивных актов. Сформирован раздел методики, формирующий умения и навыки соблюдения правил эстетики академического пения сформулированных на основе анализа его основных отличий от процессов разговорной речи. Разработаны учебные пособия для самостоятельной работы на КТЭ с минимальной вероятностью ошибочных действий.

Выполнены задачи анализа специальной литературы «» по проблеме исследования, изучены условия обучения и профессиональной деятельности учителей музыки с позиции становления и надёжности певческой технологии. Проведено обоснование целей, задач, принципов, терминологии, условий, форм общения, критериев и показателей обученности на КТЭ с учётом специфики голосовых данных и необходимости самостоятельной работы. Обоснованы биоакустические механизмы, методы, приёмы, способы описания, режим работы и разработаны учебно-методических материалы методики прохождения КТЭ.

Проверена эффективность сформированной методики в практической работе. Осуществлено широкое внедрение методики в практику учебных заведений и хоровых коллективов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алиев Ю. М Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. д-ра пед. наук М., 1987 — 32 с.
  2. И.Ю. Методологическое содержание деятельности педагога-вокалиста (Теоретический аспект): Автореф. канд. пед. наук -М., 1996 22 с.
  3. Андгуладзе Н.Д. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М.: Аграф, 2003.- 240 с.
  4. З.И., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос. — Кишинёв: Штиинца, 1981. 170 с.
  5. . З.И. Упражнения для голоса // Здоровье. 1984. — № 4. -С. 26−29.
  6. А.И. Дирижёр-хормейстер. Л.: Музыка, 1976. — 312 с.
  7. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 184 с.
  8. Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.-Л.: Музгиз, 1952. -200 с.
  9. В.А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1-З.-М., 1937.-230 с.
  10. В.А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1953.-96 с.
  11. Г. Т. К лечению дисфоний и некоторых доброкачественных новообразований голосовых складок речевой и вокальной постановкой голоса: Автореф. канд. мед. наук. М., 1969. — 22 с.
  12. Д.Б. Мой опыт работы на отделении актёров музыкальной комедии // Вопросы вокальной педагогики. вып. 4. — М.: Музыка, 1969.-С. 72−85.
  13. В.А., Емельянов В. В. Модель организации единого сценического самочувствия в ансамбле «певец пианист» // Моделирование иоптимизация информационных процессов в развитом социалистическом обществе. Новосибирск: СО АН СССР, 1985. — С. 185 — 186.
  14. Н.С. Постановка голоса. Воронеж, 1903. — 54 с.
  15. Е. Сегодняшний день хоровой культуры // Советскаямузыка. 1982. — № 4. — С. 69 — 70. с
  16. Д.Б. Ответ Адамару // Число и мысль.- Вып. 6.- М.: Знание, 1983.-С. 64−77.
  17. Н.П., Емельянов В. В., Никифоров И. С. Алгоритмический аспект вокально-педагогического цикла управления // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск: СО АН СССР, 1983. — С.164 -167.
  18. Бочкарёв Н. П, Емельянов В. В., Проблемы формирования категориального аппарата вокальной методики // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалистов. — Новосибирск: СО АН СССР, 1984. С. 155 — 159
  19. И.С., Глебовский В. Д., Регуляция дыхания. JL: Наука, 1981.-280 с.
  20. К.В. Проблема слова в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1969. — С. 86 — 97.
  21. Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.:•1. Энергоиздат, 2002. 480 с.
  22. JI.A. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография. -Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 204 с.
  23. JI.А. Начальное интенсивное хоровое пение: Автореф. д-ра искусствовед. Санкт-Петербург, 2001. — 48 с.
  24. Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М.: Искусство, 1977. — 303 с.
  25. К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. -120 с.
  26. К.З. Постановка голоса: пособие для практических занятий). Пермь, 1970. 92 с.
  27. Ф. Практические советы обучающимся пению / Под ред. Ю. А. Барсова. Л.: Музыка, 1968. — 64 с.
  28. П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С.51−58.
  29. А.В. Профессионально-педагогическая направленность в работе хорового класса // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. — Вып. 1. Саратов, 1973. — С. 46 — 49.
  30. С. Опыт заочного преподавания и постановки голоса. М.-П., 1909.-80 с.
  31. П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Музгиз, 1963. — 180 с.
  32. Грачёва’М. С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., 1956. 163 с.
  33. А.А. Воспитание основ вокального исполнительства на начальном этапе обучения. // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.- Вып. 1.- Саратов, 1978. С. 50 — 54.
  34. Л.Б. Об акустической природе некоторых физиологических приспособлений голосового аппарата при пении // Проблемы физиологической акустики. Т. 3. — М.-Л., 1955. — С. 33 — 34.
  35. Л.Б. Голосообразование у певцов. —М.: Музгиз, 1962.55 с.
  36. Л.Б. М.Л. Львов и его педагогические взгляды // Львов М. Русские певцы. М.: Музыка, 1965. — С. 4 — 20.
  37. Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
  38. JI.Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. М.: Музыка, 1974. — 64 с.
  39. Л.Б. О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» // Вопросы вокальной педагогики. -Вып. 5. М.: Музыка, 1976. — С. 61 — 90.
  40. Л.Б. Фониатры о регистрах певческого голоса // Перспективы развития вокального образования. М.: 1986. — С. 12−16.
  41. Л.Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990. — 272 с.
  42. Л.Б. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М., 2002. — 188 с.
  43. A.M. Теория и практика работы с хором. — М.-Л.: Музгиз, 1951.-178 с.
  44. В.В. Построение модели вокально-педагогического процесса с применением ТСО // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск: СО АН СССР, 1983. — С. 192 — 194.
  45. В.В. О переходе от пения к речи и обратно у актёров музыкальной комедии // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983. — С. 4 -8.
  46. В.В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии // Перспективы развития вокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. — С. 73 — 77.
  47. В.В. Модель взаимодействия движений и ощущений при выработке показателей певческого голосообразования // Моделирование и оптимизация информационных процессов в развитом социалистическом обществе. Новосибирск: СО АН СССР, 1985. — С. 189 — 191.
  48. В.В. Выяснение мнения о вокальном воспитании дирижёров- хормейстеров и учителей музыки // Перспективы развитиявокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1985. — С. 71 -75.
  49. В.В. Структура голосовой активности человека // Перспективы развития вокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1987.-С. 69−72.
  50. В.В. Развитие и охрана голоса в комплексной программе музыкально-эстетического воспитания (фонопедический подход) // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: НТК им. Глинки, 1989. — С". 174−183.
  51. В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск: ОМК УК, 1990. — 130 С.
  52. В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург: Лань, 1997. — 192 с.
  53. В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы // Искусство в школе. 1998. — № 6. — С. 16 — 20.
  54. В.В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 1998. — С. 37 — 39.
  55. В.В. Как обрести и уберечь свой голос // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 56 — 58.
  56. В.В. Эстетика академического пения // Искусство в школе. 2003.- № 4 -С. 14 — 18.
  57. В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. -Новосибирск: Наука, Д991. 40 с.
  58. В.В., Трифонова И. А. Методическая разработка с нотным приложением для самостоятельной работы студентов по VI уровню обучения программы Фонопедический метод развития голоса. Тюмень: Тюм ГУ, 2004.-76 с.
  59. В. В., Трифонова И. А. Фонопедический метод развития голоса. 15 лет применения в Урало-Сибирском регионе // Традиции и современность Урало-Сибирского региона. Роль музыки в социуме Урало-Сибирского региона. Тюмень: ТюмГУ, 2004. ???
  60. В. JI. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. 270 с. «
  61. Жинкин Н И. Механизмы речи. М.: АПН. 1958. — 370 с.
  62. Загвязинский В. И, Гильманов. С. А. Управление качеством образования. Тюмень, 1999. -16 с.
  63. В.И., Елисеев К. В. Критерии эффективности педагогических нововведений. Научно-методический сборник № 1. -Тюмень, 1995.- С. 18−33.
  64. Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1935. 114 с.
  65. К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л., 1958.-136 с.
  66. А.Н. Исследования новых методов формирования тембра голоса певцов на основании изменений слухового самоконтроля: Автореф. канд. искусствовед. Л., 1977. — 24 с.
  67. А.Н. О двойной функции трахеи и бронхов в певческой фонации // Canto ergo sum .- Тбилиси, 1986.- С. 24−26.
  68. А.Н. Теоретические основы методики обучения пению студентов факультета драматического искусства. Метод, разр. Л., 1979. — 30 с.
  69. Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса. // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М., 1976. С. 39−60.
  70. И.П. Произношение и дикция. М., 1977. — 150 с.
  71. ГЛ. Практические советы начинающему певцу. М.-Л.: Музыка,'1965. — 140 с.
  72. С.Е. Вокальная настройка хора. Методические рекомендации для преподавателей музыкальных вузов, училищ и руководителей хоровых коллективов. Астрахань, 1991. — 174 с.
  73. В.И. Вопросы хороведения. М., Музыка, 1969. 320 с.
  74. Х.Д. Голосообразование с вибрато как средство оптимизации певческого процесса // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.-С. 126−138.
  75. Х.Д. Работа над строем и тембром хора при голосообразовании с вибрато // Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С. 138 — 147.
  76. И.А. Формирование навыка исполнения песен под собственный аккомпанемент в концертмейстерском классе // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. — С. 83 — 86.
  77. Е.В., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса // Вестник оториноларингологии. 1984.-№ 4. — С. 45−49.
  78. М.И. Методика Франческо Ламперти и проблема дикции в пении // Перспективы развития вокального образования (методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений) М., 1984.-С.55−57.
  79. П.П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. — 282 с.
  80. И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. -Л.-М.: Искусство, 1939. 256 с.
  81. А.И. Непроизвольные изменения, силы и тембра голоса в хоре: Автореф. канд. искусствовед. Л., 1984.
  82. Люш Д. Развитие и сохранение певческого толоса. Киев.: Музична Украина, 1988.-9.8 с.
  83. И. Фониатрия. М.: Медицина, 1987. 283 с.
  84. Е.М. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1967.88 с.
  85. И.И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1969. — С. 117 — 134.
  86. Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию 1940 года. М: Музгиз, 1941. — 213 с.
  87. Менабени-Шамшинова А. Г. Певческое голосообразование. М., 1968.-93 с.
  88. А.Г. Методы вокальной работы в школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. II. — М.: Музыка, 1976. — С. 12 — 17.
  89. А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М.: Музыка, 1976.-С. 247−261.
  90. А.Г. Вокальные навыки // Вопросы профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. М., 1985. — С. 112 -121.
  91. А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
  92. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. 350 с.
  93. Ч. Дыхание и голос драматического актёра. М., 1974. -162 с. .
  94. В.И. Практика основной работы по постановке голоса / Опыт с начинающими певцами. M.-JL, Музгиз, 1948. — С, 19−25.
  95. В.П. Вокальный слух и голос. M.-JL: Музыка, 1965. — 147с.
  96. В.П. Язык, понятный всем на земле // Наука и жизнь. -1980-№ 10.-С. 57−60.
  97. В.П. Биофизические основы вокальной речи. JL: Наука, 1977.-232 с.
  98. В.П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е. — М.: Знание, 1987.-208 с.
  99. В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. — 496 с.
  100. В.П. Вокальная работа в хоре // Работа в хоре / Под ред. Д. Д. Локшина. М.: Профиздат, 1960. — С. 145 — 183.
  101. И.К. Искусство пения. М., Музыка, 1968. 622 с.
  102. Т.Н. К вопросу о воспитании детского голоса в процессе работы с хором. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 5.- М.: Музыка, 1966.-С. 17−23.
  103. Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 8. — М.: Музыка, 1972. — С. 25 — 20.
  104. Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. — 152 с.
  105. Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле.-Киев: Музична Украина, 1980. 65 с.
  106. П.А. Певческий голос и методика его постановки. М.-Л.: Музгиз, 1951. — 136 с.
  107. О. Методика постановки голоса. М.-Л.: Музыка, 1964. — 124 с.
  108. Л.Я. Реализация профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса в процессе работы над школьной песней // Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. М. -МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — С. 139 — 145.
  109. Л.Я. Совершенствование профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в процессе освоения музыки для детей: Автореф. канд. пед. наук. М, 1987. — 16 с.
  110. Е.П. О динамике звука певческого голоса.' М.: Музгиз, 1963.-48 с.
  111. П.М. Некоторые вопросы формирования и воспитания певца-актёра // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1969. С. 135 — 149.
  112. И.П. Советы обучающемуся пению / Под ред. И.Назаренко.-М.: Музгиз, 1958. 112 с.
  113. Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.: Музгиз, 1932.- 159 с.
  114. Ю.Н. Вибрато и восприятие высоты. // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. — С. 32−39.
  115. А.Я. Регуляция функций. М.: Наука, 1984. — 160 с.
  116. Е.А. Исследования певческого голоса // Лаборатория музыкальной акустики. М., 1966. С. 78 — 82.
  117. М. Гнев и месть Аполлона // Советская культура. 1988. — 2 августа.
  118. А.Т. Функциональные нарушения голоса. М., 1964. -104 с:
  119. Л.Д. Методы работы в хоровом классе педучилища // Музыкальное воспитание школьников и профессиональная подготовка учителя музыки. Пермь, 1978. С. 40 — 45.
  120. Е. Сценическая речь. Искусство. М., 1956. 247 с.
  121. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 184 с.
  122. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.- М.: Наука. 1984.- 160 с.
  123. П.В. Познать себя // Коммунист. 1986. — № 15. — С. 74−81.
  124. А. Я за достоверную интонацию в пении // Советская музыка. 1982. — № 1. — С. 84 — 46.
  125. В.И. Теория речеобразования. М.: Радио и связь, 1985. -312 с.
  126. К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч. — Т.2. -М.: Искусство, 1954. — 615 с.
  127. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. 1988. -№ 3 .-С. 8- 14.
  128. Т. А. Мониторинг педагогических нововведений: Программно-методическое пособие. Тюмень: Тюм ГУ, 2003. — 86 с.
  129. Г. П. Глоттографический метод в исследовании певческой функции голосового аппарата человека // Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1974. — С. 120 -147.
  130. Г. П. Проблема регистров певческого голоса младших школьников // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 138 -146.
  131. Г. П. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата детей при пении // Вопросы теории и практики муз. воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. ИЛенина, 1982. — С. 3 — 12.
  132. Г. П. О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса // Вопросы теории и практики муз. воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982.-С.12−28.
  133. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. — 270 с.
  134. Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
  135. С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: книга для логопеда. М.: Просвещение, 1984. — 110 с.
  136. .Г. Работа в хоре. М.: Профиздат, 1977. — 150 с.
  137. В.К. Психологический аспект вокально-хорового воспитания младших школьников // Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1974. — С. 148 -160.
  138. А.Т. Дирижёрско-хоровое образование в вузе как система // Проблемы музыкальной педагогики. М.: МГК, 1981. — С. 121−125.
  139. И.А. Учитель музыки исполнитель (дополнение к модели специалиста) // Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования. — Тюмень: ТюмГУ, 2004. — С. 125−127.
  140. П. Из опыта педагога вокалиста. М.: Музыка, 1976. — 147
  141. Г. И. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вьщ. 12. — М.: Музыка, 1977. — С. 23 — 33.
  142. Ю.П. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова. М., Музыка, 1966. 98 с.
  143. Г. Акустическая теория речеобразования / Пер. с англ. М.: Наука, 1964. — 284 с.
  144. Л.Л. Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М.: Музыка, 1977. — С. 9 — 60.
  145. Л.С. Психологические возможности человека и проблемы обучения // Коммунист. 1986. -№ 11.- С.49−58.
  146. И. Сегодняшний день хоровой культуры // Советская музыка. 1982. — № 4. — С.71 — 72.
  147. B.JI. Регистровая приспособляемость певческого голоса: Автореф. канд. исскуствовед. Тбилиси, 1977. — 16 с.
  148. Э.М. Как работать над дикцией и голосом актёру. -Иркутск, 1969. 96 с.
  149. Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления. М.: ГИТИС, 1980. — 50 с.
  150. В. Вокальное воспитание в хоре //Клуб и художественная самодеятельность.- 1965.- № 5. С. 22 — 24.
  151. Швердштрем-Вербек В. Школа обнаружения голоса: путь катарсиса в искусстве пения / Пер. В.Емельянова. Дорнах, 1969. — 220 с.
  152. О. Сегодняшний день хоровой культуры // Советская музыка.- 1982.-№ 7.-С.60−61.
  153. В. А. Динамические биологические системы // Динамические системы и управление // БСЭ. 3-е изд. — М., 1973. — Т. 26. — С. 203
  154. Н.П. Педагогические взгляды А. Роуза // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. -С. 9 -15.
  155. Н.П. О вокально-педагогической практике в Италии // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 19 — 27.
  156. С.П. Формирование голоса певца: Учебн. пособие для высш. и сред. муз. учебн. заведений. М.: Музгиз, 1962. — 167 с.
  157. Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974. — 262 с.
  158. В.И. О принципах профессиональной подготовки в классе сольного пения консерватории. Автореф. канд. искусствовед. Л., 1986.
  159. В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. второе. -СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. 128 с.
  160. С.Б. Волшебная Зара Долуханова. М., 1996. — 331 с.
  161. А.В. Физиологические закономерности певческой атаки. -Л.: Музыка, 1971. -64 с.
  162. А.С. К вопросу о достижении ровности голосов меццо-сопрано // Проблемы музыкальной педагогики. М.: МГК, 1981. — С. 59 — 81.
  163. В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. -Минск: Высшая школа. 1979. — 113 с.
  164. Л.К. О способах регуляции певческого выдоха // Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. — М.: Музыка, 1976. — С. 176−202.
  165. Appelman R. The science of vocal pedagogy. Bloomington: Indiana University Press, 1986. — 434 c.
  166. Bunch M. Dynamics of Singing Voice. Wien: Springer-Verlag, 1995. -196 c.
  167. Hogset C. Singing technique. Well Tempered Press. — Boca Raton, Florida 1996. — 23 c.176. * Troup G.J. The physics of the singing voice // Physics reports. No. 5. -Amsterdam, 1981. — C. 379−401.
Заполнить форму текущей работой