Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе
Диссертация
B.Л. Чаплин, В. И. Юшманов, R. Appelman, GJ. Troup), теоретические основы постановки голоса в вокальной педагогике (Н.Д. Андгуладзе, В. А. Багадуров, И. К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев), положения теории речеобразования о процессах слогоделения и дыхания (Н.И. Жинкин, В. И. Сорокин, Г. Фант), физиология дыхания в голосообразовании (И.С. Бреслав, В. Д. Глебовский, Л. Д. Работнов, А. Я. Росин, А. Т… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности начального этапа вокальной подготовки будущего учителя музыки
- 1. 1. Особенности профессионального вокального Обучения будущего учителя музыки
- 1. 2. Координационно-тренировочный этап в системе профессиональной вокальной подготовки будущего учителя музыки
- 1. 3. Особенности методики координационно-тренировочного этапа, её цель, задачи, принципы, критерии и условия, блоки упражнений
- Выводы по главе. Л
- Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению в учебный процесс методики координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки
- 2. 1. Биоакустические и психологические основы методики
- 2. 2. Мониторинг эффективности прохождения будущими учителями музыки’координационно-тренировочного этапа
- Выводы по главе
Список литературы
- Алиев Ю. М Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. д-ра пед. наук М., 1987 — 32 с.
- Алиев И.Ю. Методологическое содержание деятельности педагога-вокалиста (Теоретический аспект): Автореф. канд. пед. наук -М., 1996 22 с.
- Андгуладзе Н.Д. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М.: Аграф, 2003.- 240 с.
- Аникеева З.И., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос. — Кишинёв: Штиинца, 1981. 170 с.
- Аникеева. З.И. Упражнения для голоса // Здоровье. 1984. — № 4. -С. 26−29.
- Анисимов А.И. Дирижёр-хормейстер. Л.: Музыка, 1976. — 312 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 184 с.
- Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.-Л.: Музгиз, 1952. -200 с.
- Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1-З.-М., 1937.-230 с.
- Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1953.-96 с.
- Бекбулатов Г. Т. К лечению дисфоний и некоторых доброкачественных новообразований голосовых складок речевой и вокальной постановкой голоса: Автореф. канд. мед. наук. М., 1969. — 22 с.
- Белявская Д.Б. Мой опыт работы на отделении актёров музыкальной комедии // Вопросы вокальной педагогики. вып. 4. — М.: Музыка, 1969.-С. 72−85.
- Бибиков В.А., Емельянов В. В. Модель организации единого сценического самочувствия в ансамбле «певец пианист» // Моделирование иоптимизация информационных процессов в развитом социалистическом обществе. Новосибирск: СО АН СССР, 1985. — С. 185 — 186.
- Блюммер Н.С. Постановка голоса. Воронеж, 1903. — 54 с.
- Богдановский Е. Сегодняшний день хоровой культуры // Советскаямузыка. 1982. — № 4. — С. 69 — 70. с
- Богоявленская Д.Б. Ответ Адамару // Число и мысль.- Вып. 6.- М.: Знание, 1983.-С. 64−77.
- Бочкарёв Н.П., Емельянов В. В., Никифоров И. С. Алгоритмический аспект вокально-педагогического цикла управления // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск: СО АН СССР, 1983. — С.164 -167.
- Бочкарёв Н. П, Емельянов В. В., Проблемы формирования категориального аппарата вокальной методики // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалистов. — Новосибирск: СО АН СССР, 1984. С. 155 — 159
- Бреслав И.С., Глебовский В. Д., Регуляция дыхания. JL: Наука, 1981.-280 с.
- Васенина К.В. Проблема слова в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1969. — С. 86 — 97.
- Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.:•1. Энергоиздат, 2002. 480 с.
- Венгрус JI.A. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография. -Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 204 с.
- Венгрус JI.А. Начальное интенсивное хоровое пение: Автореф. д-ра искусствовед. Санкт-Петербург, 2001. — 48 с.
- Вербовая Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М.: Искусство, 1977. — 303 с.
- Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. -120 с.
- Витвицкий К.З. Постановка голоса: пособие для практических занятий). Пермь, 1970. 92 с.
- Витт Ф. Практические советы обучающимся пению / Под ред. Ю. А. Барсова. Л.: Музыка, 1968. — 64 с.
- Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С.51−58.
- Гениуш А.В. Профессионально-педагогическая направленность в работе хорового класса // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. — Вып. 1. Саратов, 1973. — С. 46 — 49.
- Гилев С. Опыт заочного преподавания и постановки голоса. М.-П., 1909.-80 с.
- Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Музгиз, 1963. — 180 с.
- Грачёва’М. С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., 1956. 163 с.
- Датский А.А. Воспитание основ вокального исполнительства на начальном этапе обучения. // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе.- Вып. 1.- Саратов, 1978. С. 50 — 54.
- Дмитриев Л.Б. Об акустической природе некоторых физиологических приспособлений голосового аппарата при пении // Проблемы физиологической акустики. Т. 3. — М.-Л., 1955. — С. 33 — 34.
- Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. —М.: Музгиз, 1962.55 с.
- Дмитриев Л.Б. М.Л. Львов и его педагогические взгляды // Львов М. Русские певцы. М.: Музыка, 1965. — С. 4 — 20.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
- Дмитриев JI.Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. М.: Музыка, 1974. — 64 с.
- Дмитриев Л.Б. О воспитании певцов в центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» // Вопросы вокальной педагогики. -Вып. 5. М.: Музыка, 1976. — С. 61 — 90.
- Дмитриев Л.Б. Фониатры о регистрах певческого голоса // Перспективы развития вокального образования. М.: 1986. — С. 12−16.
- Дмитриев Л.Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990. — 272 с.
- Дмитриев Л.Б. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М., 2002. — 188 с.
- Егоров A.M. Теория и практика работы с хором. — М.-Л.: Музгиз, 1951.-178 с.
- Емельянов В.В. Построение модели вокально-педагогического процесса с применением ТСО // Целевое управление и имитационное моделирование. Новосибирск: СО АН СССР, 1983. — С. 192 — 194.
- Емельянов В.В. О переходе от пения к речи и обратно у актёров музыкальной комедии // Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983. — С. 4 -8.
- Емельянов В.В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии // Перспективы развития вокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. — С. 73 — 77.
- Емельянов В.В. Модель взаимодействия движений и ощущений при выработке показателей певческого голосообразования // Моделирование и оптимизация информационных процессов в развитом социалистическом обществе. Новосибирск: СО АН СССР, 1985. — С. 189 — 191.
- Емельянов В.В. Выяснение мнения о вокальном воспитании дирижёров- хормейстеров и учителей музыки // Перспективы развитиявокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1985. — С. 71 -75.
- Емельянов В.В. Структура голосовой активности человека // Перспективы развития вокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1987.-С. 69−72.
- Емельянов В.В. Развитие и охрана голоса в комплексной программе музыкально-эстетического воспитания (фонопедический подход) // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: НТК им. Глинки, 1989. — С". 174−183.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод развития показателей певческого голосообразования. Южно-Сахалинск: ОМК УК, 1990. — 130 С.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург: Лань, 1997. — 192 с.
- Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса и вокально-хоровой работы // Искусство в школе. 1998. — № 6. — С. 16 — 20.
- Емельянов В.В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 1998. — С. 37 — 39.
- Емельянов В.В. Как обрести и уберечь свой голос // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 56 — 58.
- Емельянов В.В. Эстетика академического пения // Искусство в школе. 2003.- № 4 -С. 14 — 18.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. -Новосибирск: Наука, Д991. 40 с.
- Емельянов В.В., Трифонова И. А. Методическая разработка с нотным приложением для самостоятельной работы студентов по VI уровню обучения программы Фонопедический метод развития голоса. Тюмень: Тюм ГУ, 2004.-76 с.
- Емельянов В. В., Трифонова И. А. Фонопедический метод развития голоса. 15 лет применения в Урало-Сибирском регионе // Традиции и современность Урало-Сибирского региона. Роль музыки в социуме Урало-Сибирского региона. Тюмень: ТюмГУ, 2004. ???
- Живов В. JI. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. 270 с. «
- Жинкин Н И. Механизмы речи. М.: АПН. 1958. — 370 с.
- Загвязинский В. И, Гильманов. С. А. Управление качеством образования. Тюмень, 1999. -16 с.
- Загвязинский В.И., Елисеев К. В. Критерии эффективности педагогических нововведений. Научно-методический сборник № 1. -Тюмень, 1995.- С. 18−33.
- Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1935. 114 с.
- Злобин К.В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л., 1958.-136 с.
- Киселёв А.Н. Исследования новых методов формирования тембра голоса певцов на основании изменений слухового самоконтроля: Автореф. канд. искусствовед. Л., 1977. — 24 с.
- Киселёв А.Н. О двойной функции трахеи и бронхов в певческой фонации // Canto ergo sum .- Тбилиси, 1986.- С. 24−26.
- Киселёв А.Н. Теоретические основы методики обучения пению студентов факультета драматического искусства. Метод, разр. Л., 1979. — 30 с.
- Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса. // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М., 1976. С. 39−60.
- Козлянийова И.П. Произношение и дикция. М., 1977. — 150 с.
- Комарович ГЛ. Практические советы начинающему певцу. М.-Л.: Музыка,'1965. — 140 с.
- Комяков С.Е. Вокальная настройка хора. Методические рекомендации для преподавателей музыкальных вузов, училищ и руководителей хоровых коллективов. Астрахань, 1991. — 174 с.
- Краснощёкое В.И. Вопросы хороведения. М., Музыка, 1969. 320 с.
- Краулис Х.Д. Голосообразование с вибрато как средство оптимизации певческого процесса // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.-С. 126−138.
- Краулис Х.Д. Работа над строем и тембром хора при голосообразовании с вибрато // Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С. 138 — 147.
- Крюкова И.А. Формирование навыка исполнения песен под собственный аккомпанемент в концертмейстерском классе // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. — С. 83 — 86.
- Лаврова Е.В., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса // Вестник оториноларингологии. 1984.-№ 4. — С. 45−49.
- Ланской М.И. Методика Франческо Ламперти и проблема дикции в пении // Перспективы развития вокального образования (методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений) М., 1984.-С.55−57.
- Левандо П.П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. — 282 с.
- Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. -Л.-М.: Искусство, 1939. 256 с.
- Лукишко А.И. Непроизвольные изменения, силы и тембра голоса в хоре: Автореф. канд. искусствовед. Л., 1984.
- Люш Д. Развитие и сохранение певческого толоса. Киев.: Музична Украина, 1988.-9.8 с.
- Максимов И. Фониатрия. М.: Медицина, 1987. 283 с.
- Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1967.88 с.
- Масленникова И.И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1969. — С. 117 — 134.
- Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию 1940 года. М: Музгиз, 1941. — 213 с.
- Менабени-Шамшинова А. Г. Певческое голосообразование. М., 1968.-93 с.
- Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. II. — М.: Музыка, 1976. — С. 12 — 17.
- Менабени А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М.: Музыка, 1976.-С. 247−261.
- Менабени А.Г. Вокальные навыки // Вопросы профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. М., 1985. — С. 112 -121.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 95 с.
- Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. 350 с.
- Моисеев Ч. Дыхание и голос драматического актёра. М., 1974. -162 с. .
- Мордвинов В.И. Практика основной работы по постановке голоса / Опыт с начинающими певцами. M.-JL, Музгиз, 1948. — С, 19−25.
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. M.-JL: Музыка, 1965. — 147с.
- Морозов В.П. Язык, понятный всем на земле // Наука и жизнь. -1980-№ 10.-С. 57−60.
- Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. JL: Наука, 1977.-232 с.
- Морозов В.П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е. — М.: Знание, 1987.-208 с.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. — 496 с.
- Мухин В.П. Вокальная работа в хоре // Работа в хоре / Под ред. Д. Д. Локшина. М.: Профиздат, 1960. — С. 145 — 183.
- Назаренко И.К. Искусство пения. М., Музыка, 1968. 622 с.
- Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского голоса в процессе работы с хором. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 5.- М.: Музыка, 1966.-С. 17−23.
- Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 8. — М.: Музыка, 1972. — С. 25 — 20.
- Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. — 152 с.
- Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле.-Киев: Музична Украина, 1980. 65 с.
- Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. М.-Л.: Музгиз, 1951. — 136 с.
- Павлищева О. Методика постановки голоса. М.-Л.: Музыка, 1964. — 124 с.
- Пашкина Л.Я. Реализация профессиональной направленности обучения в классе постановки голоса в процессе работы над школьной песней // Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. М. -МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — С. 139 — 145.
- Пашкина Л.Я. Совершенствование профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в процессе освоения музыки для детей: Автореф. канд. пед. наук. М, 1987. — 16 с.
- Петрова Е.П. О динамике звука певческого голоса.' М.: Музгиз, 1963.-48 с.
- Понтрягин П.М. Некоторые вопросы формирования и воспитания певца-актёра // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М.: Музыка, 1969. С. 135 — 149.
- Прянишников И.П. Советы обучающемуся пению / Под ред. И.Назаренко.-М.: Музгиз, 1958. 112 с.
- Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.: Музгиз, 1932.- 159 с.
- Pare Ю.Н. Вибрато и восприятие высоты. // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. — С. 32−39.
- Росин А.Я. Регуляция функций. М.: Наука, 1984. — 160 с.
- Рудаков Е.А. Исследования певческого голоса // Лаборатория музыкальной акустики. М., 1966. С. 78 — 82.
- Рыцарева М. Гнев и месть Аполлона // Советская культура. 1988. — 2 августа.
- Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. М., 1964. -104 с:
- Савченкова Л.Д. Методы работы в хоровом классе педучилища // Музыкальное воспитание школьников и профессиональная подготовка учителя музыки. Пермь, 1978. С. 40 — 45.
- Саричева Е. Сценическая речь. Искусство. М., 1956. 247 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 184 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.- М.: Наука. 1984.- 160 с.
- Симонов П.В. Познать себя // Коммунист. 1986. — № 15. — С. 74−81.
- Соколовский А. Я за достоверную интонацию в пении // Советская музыка. 1982. — № 1. — С. 84 — 46.
- Сорокин В.И. Теория речеобразования. М.: Радио и связь, 1985. -312 с.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч. — Т.2. -М.: Искусство, 1954. — 615 с.
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. 1988. -№ 3 .-С. 8- 14.
- Строкова Т. А. Мониторинг педагогических нововведений: Программно-методическое пособие. Тюмень: Тюм ГУ, 2003. — 86 с.
- Стулова Г. П. Глоттографический метод в исследовании певческой функции голосового аппарата человека // Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1974. — С. 120 -147.
- Стулова Г. П. Проблема регистров певческого голоса младших школьников // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 138 -146.
- Стулова Г. П. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата детей при пении // Вопросы теории и практики муз. воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. ИЛенина, 1982. — С. 3 — 12.
- Стулова Г. П. О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса // Вопросы теории и практики муз. воспитания школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982.-С.12−28.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. — 270 с.
- Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
- Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: книга для логопеда. М.: Просвещение, 1984. — 110 с.
- Тевлин Б.Г. Работа в хоре. М.: Профиздат, 1977. — 150 с.
- Тевлина В.К. Психологический аспект вокально-хорового воспитания младших школьников // Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1974. — С. 148 -160.
- Тевосян А.Т. Дирижёрско-хоровое образование в вузе как система // Проблемы музыкальной педагогики. М.: МГК, 1981. — С. 121−125.
- Трифонова И.А. Учитель музыки исполнитель (дополнение к модели специалиста) // Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования. — Тюмень: ТюмГУ, 2004. — С. 125−127.
- Тронина П. Из опыта педагога вокалиста. М.: Музыка, 1976. — 147
- Урбанович Г. И. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Вьщ. 12. — М.: Музыка, 1977. — С. 23 — 33.
- Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова. М., Музыка, 1966. 98 с.
- Фант Г. Акустическая теория речеобразования / Пер. с англ. М.: Наука, 1964. — 284 с.
- Христиансен Л.Л. Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. — М.: Музыка, 1977. — С. 9 — 60.
- Цветкова Л.С. Психологические возможности человека и проблемы обучения // Коммунист. 1986. -№ 11.- С.49−58.
- Цепитис И. Сегодняшний день хоровой культуры // Советская музыка. 1982. — № 4. — С.71 — 72.
- Чаплин B.JI. Регистровая приспособляемость певческого голоса: Автореф. канд. исскуствовед. Тбилиси, 1977. — 16 с.
- Чарели Э.М. Как работать над дикцией и голосом актёру. -Иркутск, 1969. 96 с.
- Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актёра и некоторые способы их исправления. М.: ГИТИС, 1980. — 50 с.
- Чихалёв В. Вокальное воспитание в хоре //Клуб и художественная самодеятельность.- 1965.- № 5. С. 22 — 24.
- Швердштрем-Вербек В. Школа обнаружения голоса: путь катарсиса в искусстве пения / Пер. В.Емельянова. Дорнах, 1969. — 220 с.
- Шепель О. Сегодняшний день хоровой культуры // Советская музыка.- 1982.-№ 7.-С.60−61.
- Шидловский В. А. Динамические биологические системы // Динамические системы и управление // БСЭ. 3-е изд. — М., 1973. — Т. 26. — С. 203
- Шильникова Н.П. Педагогические взгляды А. Роуза // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. -С. 9 -15.
- Шильникова Н.П. О вокально-педагогической практике в Италии // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — С. 19 — 27.
- Юдин С.П. Формирование голоса певца: Учебн. пособие для высш. и сред. муз. учебн. заведений. М.: Музгиз, 1962. — 167 с.
- Юссон Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974. — 262 с.
- Юшманов В.И. О принципах профессиональной подготовки в классе сольного пения консерватории. Автореф. канд. искусствовед. Л., 1986.
- Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. Изд. второе. -СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. 128 с.
- Яковенко С.Б. Волшебная Зара Долуханова. М., 1996. — 331 с.
- Яковлев А.В. Физиологические закономерности певческой атаки. -Л.: Музыка, 1971. -64 с.
- Яковлева А.С. К вопросу о достижении ровности голосов меццо-сопрано // Проблемы музыкальной педагогики. М.: МГК, 1981. — С. 59 — 81.
- Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. -Минск: Высшая школа. 1979. — 113 с.
- Ярославцева Л.К. О способах регуляции певческого выдоха // Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. — М.: Музыка, 1976. — С. 176−202.
- Appelman R. The science of vocal pedagogy. Bloomington: Indiana University Press, 1986. — 434 c.
- Bunch M. Dynamics of Singing Voice. Wien: Springer-Verlag, 1995. -196 c.
- Hogset C. Singing technique. Well Tempered Press. — Boca Raton, Florida 1996. — 23 c.176. * Troup G.J. The physics of the singing voice // Physics reports. No. 5. -Amsterdam, 1981. — C. 379−401.