Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение качества технико-технологической подготовки будущих учителей технологии: На примере обучения токарной обработке конструкционных материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Технико-технологическая подготовка студентов по технологии обработки конструкционных материалов на занятиях технологического практикума в условиях факультетов технологии педвузов будет эффективной при условии: определения структуры и содержания занятий при обучении студентов факультетов технологии, основанных на теории планомерно-поэтапного формирования умственных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Анализ современного состояния системы технико-технического обучения
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы повышения эффективности технико-технической подготовки учителя технологии
    • 1. 3. Качественные требования, предъявляемые к разрабатываемой методи
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКЕ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
    • 2. 1. Выбор объектов изготовления и разработка учебных заданий, обеспечивающих формирование требуемых навыков токарной обработки конструкционных материалов
    • 2. 2. Разработка оперативной схемы действий и схем ориентировочной основы действий
    • 2. 3. Постановка задачи об оценке эффективности методики обучения студентов токарной обработке металла
    • 2. 4. Определение количественной оценки качества функционирования эргатической системы «Человек-токарный станок-среда»
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКЕ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
    • 3. 1. Устройство и метод сбора количественной информации о качестве функционирования систем «Человек-токарный станок-среда»
    • 3. 2. Организация и проведение экспериментального исследования
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
  • ВЫВОДЫ

Повышение качества технико-технологической подготовки будущих учителей технологии: На примере обучения токарной обработке конструкционных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее важных достижений российского образования в последние годы является направленность обучения и воспитания на развитие личности ученика.

Введение

в школьные программы предметной образовательной области «Технология» предъявило новые требования к отбору, разработке и применению средств развития учащихся, а соответственно, и к профессиональной подготовке учителей технологии. Технология, которая по структуре и содержанию существенно отличается от трудового обучения, охватывает учебные предметы: трудовое обучение, графика (черчение), основы информатики и вычислительной техники, — а также включает в себя виды внеклассной работы школьников по технике и труду, по их профессиональной ориентации.

Содержание трудового обучения как учебного предмета носит инвариантный характер — технический труд, обслуживающий труд и сельскохозяйственный труд. Указанные варианты могут состоять из различных модулей: технология обработки древесины, технология обработки металлов, радиотехника и т. д. В рамках образовательной области может быть организовано и начальное профессиональное обучение школьников. Переход к технологии предполагает преемственность и сохранение всего того позитивного, что создано за время существования трудового обучения.

В системе подготовки учителя технологии вопросы специфики его профессионального мастерства занимают исключительно важное место. Он должен обладать обширными и прочными знаниями и умениями по своей специальности и уметь творчески применять их в своей деятельности, а также знаниями и практическими умениями по ряду ведущих отраслей современного производства, основам экономики и предпринимательства. Учителю технологии в школе принадлежит ведущая роль в профессиональной ориентации школьников, а это, в свою очередь, требует от него не только широких политехнических знаний, но и достаточно высоких технологических навыков обработки основных конструкционных материалов.

Для успешного осуществления деятельности учителя технологии профессиональное образование студентов осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям: специальной технической (предметной), общей психолого-педагогической и методической подготовки1.

Ручному труду начали обучать с 60-х годов XIX века сначала в школах Финляндии, затем Англии, Германии, Швейцарии, США и др. В России ручной труд начал вводиться в школьные программы с 1884 года.

В 1919 году была разработана «Примерная программа ручного труда», получившая дальнейшее развитие в 1925;1927 годах. В начале тридцатых годов была усилена технологическая направленность трудового обучения, а в 1937 году оно было изъято из школьных планов. Вновь целенаправленная трудовая подготовка школьников в России начинается со второй половины 50-х годов и осуществляется главным образом на классных и внеклассных занятиях по трудовому и профессиональному обучению.

Школьная реформа 1984 потребовала перехода к всеобщему профессиональному образованию молодёжи, для чего в учебные планы вводится курс «Основы производства. Выбор профессии», который должен завершаться овладением школьником определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов. В 1988 году профессиональное обучение в 10 — 11 классах признаётся необязательным и, как следствие, школы постепенно отказываются от профильного обучения в 8 — 9 классах., В 1992 году был разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, включающий в себя образовательную область «Технология» .

В трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, С. Т. Шацкого разработаны общепедагогические положения трудовой политехнической школы.

Общим теоретическим вопросам организации технологической подготовки учащихся на современном этапе развития общеобразовательной школы по.

1 Муравьёв Е. М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учеб. пособие для студентов педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». — Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996.-С. 14−16. священы исследования многих учёных и педагогов-практиков: П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, B.C. Безрукова, Ю. К. Васильева, М. Б. Павловой, И.П. Подла-сого, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевского, И. Ф. Харламова, Ю.Л. Хотунце-ва, А. Т. Щеколлдина и др.

В минувшие десятилетия усилия учёных были направлены на то, чтобы процесс обучения носил воспитывающий (Е.Д. Варнакова и др.), политехнический (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, С. М. Шабалов, А. А. Шибанов и др.), созидательный (В.А. Поляков, И. А. Сасова и др.), проф-ориентационный (В.Ф. Сахаров, В. Д. Симоненко и др.), развивающий характер (Т.В. Кудрявцев, Д. И. Пеннер, А. Н. Прядехо, Е. С. Рапацевич и др.), был связан с производительным и общественно полезным трудом (П.Н. Андрианов, С .Я. Батышев, А. Ф. Крючков и др.), с работой по развитию технического творчества и сельскохозяйственного опытничества (П.Н. Андрианов, И. И. Бака, С.И. Горе-славский, В. А. Горский, В. В. Колотилов, В. Д. Путилин, И. Ф. Раздымалин, Ю. С. Столяров и др.). В последние годы уделяется большое внимание вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности (JI.M. Иляева, А.А. Ка-рачев, П. С. Лернер, Н. В. Матяш, М. П. Пастарнак, С. М. Шустов и др.).

Различные аспекты проблемы подготовки квалифицированных кадров рассматривались в работах Н. И. Бабкина, С .Я. Батышева, А. П. Беляевой, О. В. Долженко, Н. И. Думченко, И. Д. Клочкова, B.C. Леднева, В. В. Шапкина, В. Л. Шатуновского и др.

Фундаментальные исследования в области профессиональной подготовки были проведены психологами Б. Ц. Бадмаевым, Л. С. Выготским, П. Я Гальпериным, Ю. М. Забродиным, А. Н. Леонтьевым, Н. Н. Нечаевым, А. И. Подольским, З. А. Решетовой, С. Л. Рубинштейном, В. В. Сысоевым, С. И Съединым, Н. Ф. Талызиной, В. В. Чебышевой, Б. И. Хозиевым и рядом других.

Вопросы подготовки студентов факультетов технологии педвузов разрабатывались в трудах A.M. Новикова, Н. И. Бондаренко, А. И. Воробьёва, П. Я. Дзюбы, Э. Ф. Зеера, А. С. Лынды, Е. М. Муравьёва, В. Д. Симоненко, С. А. Смирнова, P.M. Распопова, Д. А. Тхоржевского и др.

Проблемы подготовки студентов к руководству проектной деятельностью учащихся рассматривались в работах В. И. Качнева, Д. М. Комского, В. В. Колотил ова, В. П. Савинкина и др.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что «разработка путей и методов повышения эффективности учебного процесса в высшей школе является одной из главных задач современности» 1. В то же время анализ исследований, посвящённых вопросам подготовки студентов педвузов факультетов технологии, выявил недостаточность разработки вопроса о повышении качества и эффективности обучения будущих преподавателей технологии и, в частности, обучения студентов на должном уровне специальным технико-технологическим дисциплинам, таким как технология обработки конструкционных материалов, резание металлов, станки и инструменты, технологический практикум, учебные технологические практики и т. д.

Существующий ныне технологический практикум, в силу своей краткосрочности (четыре часа в неделю), даёт студентам минимальные знания и умения выполнения операций по технологии обработки конструкционных материалов, формирует недостаточно высокие навыки ручной и механической обработки древесины, металла и других конструкционных материалов.

Выпускники факультетов технологиипедвузов, даже имея удовлетворительные теоретические знания, на практике (за редким исключением) испытывают следующие трудности при самостоятельной подготовке инструмента и оборудования для занятий в учебной мастерской: они не могут самостоятельно качественно заточить не только дисковые пилы и фрезы, но и резцы, свёрла, ножи рубанков и шерхебелей, долота, стамески и зубила, заточить и сделать развод ручной ножовки и т. д. Аналогичные проблемы возникают при необходимости подключения и наладки станков.

Кроме того, наши исследования, проведённые среди студентов первого курса факультета технологии и предпринимательства, выявили, что изучение.

1 Довженко О. В., Шатуновский В. Л. // Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1990 — С. 186. технологии в школе не формирует в достаточной мере необходимые знания и умения по обработке конструкционных материалов, особенно это относится к токарной обработке конструкционных материалов. В ходе констатирующего эксперимента на начальном этапе обучения студенты, изучавшие в школе токарную обработку металла (71 человек), в среднем показали время безошибочной работы на 5.9% больше, чем студенты, не изучавшие его ранее (57 человек). Эксперимент проводился в трёх скоростных режимах: тренировочном (скорость продольного перемещения суппорта S=3,42 мм/с), нормальном (S=6,83 мм/с) и критическом (S=13,7 мм/с) — с фиксацией времени безошибочного выполнения действий (управление суппортом токарно-винторезного станка одновременно в продольном и поперечном направлениях, в ручном режиме). В тренировочном и критическом режимах разница безошибочных действий между студентами, изучавшими и не изучавшими токарную обработку металлов в школе, была минимальна (2.9% и 3.8%), а в благоприятном (нормальном) скоростном режиме — максимальна (10.9%). В то же время необходимо отметить, что в благоприятном скоростном режиме у студентов, прошедших обучение токарной обработке конструкционных материалов в школе, время безошибочной работы составило всего лишь 28,5% от максимально возможного.

Для сравнительного анализа в эксперименте принимали участие пять токарей второго и четыре токаря третьего разрядов. У токарей второго разряда при тех же условиях в среднем время безошибочного выполнения действий в первом, во втором и третьем режимах равнялось: 94.3%, 63.2% и 68.3%, а у токарей третьего разряда — соответственно: 96.8%, 87.1% и 93.4%. Результаты констатирующего эксперимента (было получено и проанализировано 2055 показателей) отражены на диаграмме (рис. 1).

Очевидно, что для успешного обучения учеников технологическим приёмам обработки конструкционных материалов учитель сам должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями, но и необходимыми практическими навыками ручной и станочной обработки конструкционных материалов, причём на достаточно высоком уровне и, кроме того, он должен уметь подключать, обслуживать и ремонтировать станки, используемые в школьных мастерских. Для этого необходимо улучшить его технико-технологическую подготовку, снабдить не только прочными политехническими знаниями, но и обучить разнообразным высокопрофессиональным практическим навыкам, что затруднительно в рамках времени, отводимого учебным планом на технологический практикум. Не обучались Я Обучались в школе ¦ Токари II р. ¦ Токари III р.

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента.

Таким образом, в настоящее время возникла проблема в виде противоречия между объективными потребностями практики профессиональной подготовки учителя технологии, социальным заказом общества на технологическое образование (нашедшим отражение в нормативных документах: государственном общеобразовательном стандарте высшего профессионального образования, учебных программах, обязательном минимуме содержания по образовательной области «Технология», концепции технологического образования школьников), особенностями профильной и начальной профессиональной подготовки учащихся, уровнем технико-технологической подготовки учителя технологии, с одной стороны, и, с другой стороны, недостаточностью разработки эффективных новых методик обучения студентов факультетов технологии педагогических институтов.

Предлагаемая нами разработка теоретических основ и методики ускоренного обучения студентов факультетов технологии токарной обработке конструкционных материалов особенно ценна при переходе к 12-летней школе, предполагающей на последнем этапе обучения профильную подготовку по разным предметам, в том числе и по технологии.

Всё вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы диссертации «Повышение качества технико-технологической подготовки будущих учителей технологии (на примере обучения токарной обработке конструкционных материалов).

Объект исследования — процесс подготовки учителей технологии к обучению школьников механической обработке конструкционных материалов.

Предмет исследования — содержание и методика ускоренного формирования технико-технологических навыков по механической обработке конструкционных материалов будущих учителей технологии (на примере обучения токарной обработке конструкционных материалов).

Цель исследования заключается в определении психолого-педагогических основ повышения эффективности технико-технологической подготовки учителя технологии, в разработке, обосновании и экспериментальной проверке содержания и методики ускоренного обучения студентов технологии обработки конструкционных материалов на занятиях технологического практикума в условиях факультетов технологии педвузов.

Гипотеза исследования. Технико-технологическая подготовка студентов по технологии обработки конструкционных материалов на занятиях технологического практикума в условиях факультетов технологии педвузов будет эффективной при условии: определения структуры и содержания занятий при обучении студентов факультетов технологии, основанных на теории планомерно-поэтапного формирования умственных действийразработки методики ускоренного обучения студентов технологии обработки конструкционных материаловприменения разработанной методики обучения студентов на занятиях технологического практикума в процессе профессиональной подготовки учителя технологии. Задачи исследования: проанализировать теоретические аспекты технико-технологического обучения в вузеразработать методику ускоренного обучения студентов факультетов технологии обработке конструкционных материалов (на примере токарной обработки металла) — обосновать требования к объектам изготовления и на их основе разработать учебные заданияразработать схемы ориентировочной основы действий для обучения студентов факультетов технологии токарной обработке конструкционных материалов;

— определить критерии оценки навыков токаря;

— разработать метод оценки уровня и прочности навыков токаря;

— сконструировать и изготовить устройство контроля формирования навыков токаря;

— экспериментально проверить эффективность применения разработанной методики ускоренного обучения студентов технологии токарной обработки конструкционных материалов в условиях факультетов технологии педвузов.

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные работы учёных-дидактов П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, B.C. Безрукова, Н. И. Бондаренко, А. И. Воробьёва, П.Я. Дзю-бы, Э. Ф. Зеера, А. С. Лынды, Е. М. Муравьёва, A.M. Новикова, В.Д. Симо-ненко, P.M. Распопова, Д. А. Тхоржевского, труды психологов Л. И. Айдаровой, Б. Ц. Бадмаева, JT.C. Выготского, Т. В. Габая, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Е. Иванова, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Нечаева, З. А. Решетовой, С. И. Съедина, Н. Ф. Талызиной, Б. И. Хозиева, а также ряда других отечественных и зарубежных исследователей.

Методы исследования:

— анализ научной педагогической, психологической, методической и технической литературы по проблеме исследования;

— изучение и сравнительный анализ нормативных документов: программы профессиональной подготовки учителей образовательной области «Технология», концепции технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях, обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, требований к уровню подготовленности выпускников и особенностей профессиональной подготовки учащихся, квалификационной характеристики токаря второго разряда;

— изучение, наблюдение, анализ опыта работы преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, учителей технологии межшкольных учебных комбинатов, лицеев, гимназий, общеобразовательных школ;

— констатирующий эксперимент по определению у студентов начальных умений и навыков токарной обработки металла;

— формирующий педагогический эксперимент по внедрению в учебный процесс разработанных методических основ организации и проведения занятий и связанной с ними методики ускоренного обучения студентов технологии обработки конструкционных материалов (на примере токарной обработки металла) в условиях факультетов технологии;

— контрольный эксперимент по проверке воспроизводимости результатов применения разработанной нами методики на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1990 — 1998 гг.) анализировались научная педагогическая, психологическая, методическая и техническая литература по теме исследования, а также программы обучения студентов факультетов технологии. Изучался опыт работы учителей технологии по обучению учащихся обработке конструкционных материалов и, в частности, обучению токарной обработке металлов. Разрабатывались содержание и структура, а также методика проведения экспериментальных занятий. В ходе предварительных экспериментов разрабатывались и апробировались отдельные схемы ориентировочной основы действий токаря (схемы ООД). Выявлялись критерии оценки результатов применения новой методики. Разработано и апробировано техническое устройство «Ориентир» сбора первичной информации функционирования системы «Токарный станок — токарь — среда».

На втором этапе (1998 — 2001 гг.) были разработаны варианты программы и методики ускоренного обучения студентов токарной обработке металлов, разработан и апробирован комплект схем ООД по проведению занятий в токарном цехе факультета технологии, в 1999;2001 гг. проведён констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2001 — 2003 гг.) проводилась корректировка варианта программы и методики ускоренного обучения студентов токарной обработке металлов в ходе технологического практикума, а также методических разработок (схем ООД). В ходе формирующего эксперимента (2001 — 2002 гг.) осуществлялась проверка разработанной методики обучения студентов токарной обработке конструкционных материалов (в рамках технологического практикума) на базе индустриально-педагогического1 факультета КГПИ, собиралась и обрабатывалась информация функционирования системы «Токарный станок — токарь — среда». С целью проверки стабильности полученных результатов был проведён контрольный эксперимент (2002;2003 гг.), оформлялись результаты экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— определены психолого-педагогические основы повышения эффектив.

1 С 2001 года факультет технологии и предпринимательства. ности технико-технологической подготовки учителя технологии;

— разработаны структура и содержание методики ускоренного обучения студентов технологии обработки конструкционных материалов на занятиях технологического практикума (профиль «Металлообработка»);

— выявлены критерии оценки уровня и надёжности формирования навыков токаря;

— апробирована разработанная методика проведения экспериментов с использованием сконструированного технического устройства сбора первичной информации по оценке результатов обучения студентов токарной обработке металлов.

Теоретическая значимость исследования: определены психолого-педагогические и методические основы ускоренного обучения студентов факультетов технологии обработке конструкционных материалов на занятиях технологического практикума на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана эффективная методика ускоренного обучения студентов технологии обработки конструкционных материалов (профиль «Металлообработка») ;

— разработаны схемы ориентировочной основы действий для обучения студентов факультетов технологии педвузов токарной обработке конструкционных материалов;

— созданы и апробированы техническое устройство «Ориентир» и методика сбора и анализа первичной информации по оценке результатов применения новых методик при обучении студентов факультетов технологии педвузов токарной обработке металлов;

— подготовлены методические рекомендации по ускоренному обучению студентов факультетов технологии педвузов и старшеклассников токарной обработке конструкционных материалов на занятиях технологического практикума.

На защиту выносятся:

— структура и содержание методики ускоренного обучения будущих учителей технологии обработке конструкционных материалов (на примере токарной обработки металла);

— методика организации и проведения занятий технологического практикума на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий в учебных мастерских факультетов технологии (на примере обучения токарной обработке конструкционных материалов);

— комплект учебных заданий для обучения студентов токарной обработке конструкционных материалов на занятиях технологического практикума;

— устройство сбора первичной информации «Ориентир» и метод оценки формирования навыков токаря.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются согласованностью их с фундаментальными положениями психологии, дидактики и теории методики обучения технологиивыбором комплекса методов исследования, адекватных поставленным задачамличной опытно-экспериментальной работой автора в различных образовательных учреждениях в течение 13 летположительными результатами проведённых экспериментов, в которых принимали участие 148 учеников Технического лицея и Агрошколы им. А. А. Католикова, 176 студентов и 3 учебных мастера Коми пединститута, 4 токаря третьего разряда и 5 токарей второго разряда различных предприятий и организаций г. Сыктывкарамногократной экспертизой основных результатов исследования. При проведении констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов (со студентами факультета технологии КГПИ) было получено и проанализировано в общей сложности 12 485 показателей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования проверялись в ходе личного преподавания соискателем в Коми государственном педагогическом институте и опытно-экспериментальной работы в.

Сыктывкарском лесном институте, Техническом лице и в Агрошколе им. А. А. Католикова г. Сыктывкара. Основные идеи, положения и методические разработки обсуждались во время выступлений на следующих конференциях и семинарах: в Ленинградском институте водного транспорта, в Коми государственном пединституте, на курсах повышения квалификации учителей технологии при Коми Республиканском институте развития образования и переподготовки кадров, в Сыктывкарском лесном институте, в Вятском государственном педагогическом (ныне — гуманитарном) университете.

Разработанные нами устройство «Ориентир» и метод сбора количественной информации о качестве функционирования систем «Человек-токарный станок-среда» обсуждались и получили положительную оценку на совещании при начальнике Якутского порта Ленского речного пароходства, в Сыктывкарском межшкольном учебно-производственном комбинате (ныне — Техническом лицее).

Предлагаемая методика и результаты исследования внедрены в практику работы факультета технологии и предпринимательства Коми педагогического института, факультета технологии Сыктывкарского лесного института, профессионального училища № 20, Технического лицея, Агрошколы им. А. А. Католикова г. Сыктывкара и, частично, МУК № 3 г. Кирова (руководитель — кандидат педагогических наук С.М. Шустов).

Структура диссертации соответствует логике проведённых исследований и полученным результатам. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, изложенных на 133 страницах машинописного текста, и приложений.

ВЫВОДЫ.

Экспериментальные исследования по применению методики ускоренного обучения студентов токарной обработке конструкционных материалов, проведённые в 1999;2003 гг. на базе технологического факультета Коми пединститута, позволяют сделать определённые выводы.

1. Обработка результатов тестов', полученных с помощью устройства, фиксирующего время правильного выполнения действий по ранее названной методике, позволяет количественно оценить: качество роста профессионального мастерства каждого студента (динамику и уровень формируемых навыков), эффективность применения различных методов обучения.

2. Констатирующий эксперимент показал, что применение разработанной нами методики ускоренного обучения, в отличие от традиционной, при обучении токарной обработке конструкционных материалов позволяет формировать практически у всех студентов необходимый минимум теоретических знаний и навыки заранее запланированного уровня (не ниже второго разряда) в рамках учебной программы факультета.

3. Показатели выполнения безошибочных действий (т.е. сформированности у студентов навыков токарной обработки конструкционных материалов), полученные в ходе констатирующего эксперимента с помощью устройства «Ориентир», и результаты независимой экспертной оценки знаний, умений и навыков студентов контрольной и экспериментальной групп, полученные при проведении зачёта, хорошо согласуются между собой (разница — 0,5%), а следовательно, можно сделать вывод о достоверности полученных результатов.

4. Результаты контрольного эксперимента, проведённого в 2002;2003 учебном году во второй экспериментальной и второй контрольной группах хорошо коррелируют с аналогичными результатами, полученными в 2001;2002 учебном году при проведении формирующего эксперимента. Следовательно, можно сделать вывод о воспроизводимости результатов эксперимента и о стабильности формирования у студентов экспериментальных групп знаний и навыков заранее заданного уровня при использовании разработанной нами методики ускоренного обучения токарной обработке конструкционных материалов.

5. Контрольный срез в первой экспериментальной и первой контрольной группах, проведённый через год после обучения, выявил, что разработанная нами методика ускоренного обучения токарной обработке конструкционных материалов обеспечивает более прочное (на 9.9%), по сравнению с традиционной методикой, формирование навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ результатов проведённого нами теоретического исследования по проблеме «Повышение качества технико-технологической подготовки будущих учителей технологии (на примере обучения токарной обработке конструкционных материалов)» позволяет сделать некоторые выводы.

1. Традиционная система обучения, применяемая в настоящее время в практике подготовки специалистов различного профиля, гарантирует получение студентами необходимого объёма теоретических знаний, причём достаточно высокого уровня. Однако в силу объективных причин применение традиционной методики обучения практическим видам деятельности не обеспечивает формирование у студентов профессиональных знаний и навыков выше начального уровня. Несмотря на достаточно широкий перечень научных исследований и экспериментальных разработок в данной области, следует признать, что на сегодняшний день не существует ни полностью разработанной теории технико-технологического обучения, ни достаточного количества конкретных научно обоснованных методик, формирующих у молодых специалистов подлинное профессиональное мастерство.

2. Анализируя различные психолого-педагогические подходы, концепции и теории формирования знаний, умений и навыков практической трудовой деятельности, мы пришли к выводу, что для решения задачи повышения качества технико-технологической подготовки будущих учителей технологии в качестве психолого-педагогической основы ускоренного обучения студентов токарной обработке конструкционных материалов в наибольшей степени подходит концепция планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Поскольку в институте при прохождении технологического практикума, при выполнении разнообразных изделий для курсовых и дипломных работ студентам необходимо изготавливать довольно большое количество различных деталей и сборочных единиц, в качестве основного целесообразно применять третий тип ориентировочной основы действий.

3. В качестве теоретической основы экспериментального исследования нами был принят системно-структурный метод оценки надёжности человеко-машинных систем, созданный Е. А. Милеряном, а за основу получения поля допуска безошибочной работы токаря — метод определения показателей надёжности работы системы «Техника — оператор — среда» В. А. Мороза, на основе которых нами разработан метод оценки качества (надёжности) функционирования системы «Токарный станок — токарь — среда».

4. Сконструированное и изготовленное нами устройство «Ориентир», предназначенное для сбора первичной информации (тестирования), обеспечивает проведение исследований практически на любых реальных токарно-винторезных станках и в реальном времени, регистрируя как кинематику, так и динамику процесса формирования навыков. Групповое тестирование, проведённое с помощью нашего устройства с последующей обработкой полученных показателей выше названным методом, позволяет оценить качество роста профессионального мастерства учащихся-токарей и эффективность применения различных методов обучения.

5. С целью проверки эффективности разработанной нами методики в 2001;2002 учебном году был проведён формирующий, а в 2002;2003 учебном году контрольный педагогические эксперименты на базе факультета технологии и предпринимательства КГПИ, в котором приняли участие четыре группы студентов второго курса, группа студентов первого курса, токари второго и третьего разрядов, работающие на предприятиях и в учреждениях г. Сыктывкара. В ходе проведения экспериментального исследования нами были получены следующие результаты:

5.1. В ходе формирующего эксперимента в результате тестирования экспериментальной группы в конце обучения было выявлено, что индивидуальные показатели уровня формирования навыков у 96% студентов превысили усреднённый групповой показатель токарей второго разряда (гёнпср=0,63), а у 22% студентов — аналогичный показатель токарей третьего разряда (rgHniCp—0,86). В среднем по экспериментальной группе усреднённый коэффициент работоспособности, характеризующий прочность сформированных навыков, (Rg3) равнялся 0,04, что сопоставимо с аналогичными коэффициентами (которые рассчитывались по результатам констатирующего эксперимента) токарей второго RgIlp=0,05 и третьего RgIIIp—0,06 разрядов. Полученные результаты позволяют утверждать, что поставленная перед исследованием цель достигнута: в результате применения разработанной методики ускоренного обучения токарной обработке конструкционных материалов у подавляющего большинства студентов экспериментальной группы сформированы надёжные навыки токаря заранее заданного уровня (групповой коэффициент управления rgH3=0,78), т. е. не ниже второго разряда токаря-универсала. Достоверность полученных результатов аппаратного исследования была подтверждена оценкой (проведённой в форме зачёта) независимой экспертной комиссией, состоящей из четырёх преподавателей и инженера факультета.

5.2. Контрольный срез, проведённый в начале 2002;2003 учебного года аппаратным методом в тех же группах, в которых проводился формирующий эксперимент, показал, что разработанная экспериментальная методика в сравнении с традиционной позволяет не только ускоренно формировать профессиональные навыки токаря более высокого уровня, но и обеспечивает их более надёжное закрепление.

5.3. Усреднённые групповые показатели уровня сформированности навыков и их надёжности в контрольной и экспериментальной группах, полученные в ходе проведённого в 2002;2003 учебном году контрольного эксперимента, практически совпадают с аналогичными показателями формирующего эксперимента, что говорит о воспроизводимости и стабильности результата экспериментального исследования.

Всё вышеизложенное позволяет говорить о высокой эффективности разработанной нами методики ускоренного обучения токарной обработке конструкционных материалов студентов технологических факультетов педвузов и о целесообразности её применения в условиях дефицита учебного времени. Однако следует отметить, что разработанная нами методика (с применением ориентировочной основы действий третьего типа) становится более эффективной, чем традиционная, и может быть рекомендована к применению только в том случае, если на практические занятия отводится не менее требуемого количества учебных часов, определяемого экспериментально (в нашем случае — не менее тридцати двух часов).

В целом полученные в ходе эксперимента достоверные положительные результаты по ускоренному обучению студентов токарной обработке конструкционных материалов на занятиях технологического практикума факультета технологии, их количественный и качественный анализ свидетельствуют о разрешении установленного противоречия и полностью подтверждают выдвинутую гипотезу.

Несомненно наша работа не решает всех проблем, связанных с ускоренной профессиональной подготовкой студентов по профилям технологического практикума, в частности, наша методика ускоренного обучения, обеспечивая формирование у студентов надёжных навыков заранее запланированного уровня, даёт им лишь необходимый минимум теоретических знаний. В вузе, как и в профессионально-технических училищах, этот недостаток компенсируется наличием специальных предметов и курсов и не сказывается на уровне общей профессиональной подготовки. Разработанную нами методику можно рекомендовать к применению и в средних общеобразовательных школах, но только в том случае, если в них организована профильная подготовка по токарной обработке конструкционных материалов.

С нашей точки зрения, к перспективным направлениям исследований в области повышения качества технико-технологической подготовки будущих учителей технологии можно отнести:

1) разработку и внедрение в учебный процесс эффективных методик ускоренного обучения по следующим направлениям: — слесарное и столярное делографические дисциплиныдисциплины специализации (в том числе автотракторная и сельскохозяйственная техника);

2) проведение экспериментальных исследований с использованием созданного нами устройства сбора первичной информации «Ориентир» и разработанного метода оценки показателей надёжности работы системы «Токарный станок — токарь — среда» с целью: проведения эргономической экспертизы качества токарных станков по отношению к усреднённым возможностям людейопределения ряда предпочтительности токарных систем управлениявыявления влияния внешних факторов на надёжность человеко-машинной системыразработки конкретных рекомендаций по улучшению эргономических параметров всережимных пультов управления токарных станков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого // Школа и производство. 1999.-№ 1.-С. 15−22.
  2. Н.В. Управляемость машин. — М.: Машиностроение, 1977. — 280 с.
  3. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
  5. М.М. Активные формы и методы обучения. Научно-методическое пособие. Тула, 1993. — 23 с.
  6. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 17−20.
  7. П.Р. О технологическом мышлении // Роль и место образовательной области «Технология» в содержании общего среднего образования. Тез. докл. III междунар. науч.-практ. конф. /13 16 мая 1997 г./. — Брянск, 1997.-С.З-6.
  8. П.Р. Образовательная область «Технология» как система // Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы «Технологии»: Тез. докл. на II Международной конференции. М.: МИПКРО, 1995.- ! С.16−17. !
  9. П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. — № 2. — С.11−14.
  10. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.:'Просвещение, 1985. — 128 с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  12. Ю. К. Оптимизация в процессе обучения. М.: Педагогика, 1977.-252 с.
  13. П.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:1. Просвещение, 1982. 192 с.
  14. Ю.К. Педагогика -М.: Просвещение, 1983. 315 с.
  15. .Ц. Проблемность в политической учебе: диалектика мысли и действия. — М.: Политиздат, 1990. 190 с.
  16. .Ц. Психология и методика ускоренного качественного обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  17. .Ц. Психология меткого выстрела // Военный вестник. 1977. -№ 9. — С.94−96.
  18. .Ц., Малышев А. А., Съедин С. И., Матвеев МЛ. Психологический подход к обучению курсантов ввузов принятию решения // Тезисы докладов.— Казань, 1975.
  19. .Ц., Съедин С. И. Можно быстрее и лучше К методике ускоренного обучения воинов. // Военный вестник. 1974. — № 9. — С.104−109.
  20. .Ц., Съедин С. И. Удавшийся эксперимент // Военный вестник. -1974, — № 11.
  21. .Ц., Съедин С. И., Иванов А. Е. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов. М., 1974.
  22. .Ц., Съедин С. И., Хозиев Б. И. Методика ускоренной подготовки телеграфистов. М., 1974.
  23. .Ц., Хозиев Б. И. Методика ускоренного обучения работе на буквопечатающих клавишных аппаратах. М., 1997.
  24. .Ц., Хозиев Б. И. Психологические основы быстрого обучения русскому правописанию // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С.51−61.
  25. .Ц., Хозиев Б. И. Психологические особенности усвоения слушателями правовых знаний. М., 1976.
  26. И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства. Учебное пособие. М., 1985.
  27. А.С. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 184 с.
  28. С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
  29. С. Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. -М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
  30. С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. -М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  31. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи и пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 340 с.
  32. С.Я. Производственная педагогика. Учебник. Изд. 2-е. М.: Машиностроение, 1976. — 688 с.
  33. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. -М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  34. B.C. Педагогика. Проектная педагогика. Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  35. Дж. А. Дискретная модель человека-оператора в системах управления. //Автоматизация процессов управления. /Труды II Конгресса международной Федерации по автоматизации управления. Базель, 1963/. — М., 1965.
  36. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах (Методическое пособие). М.: Высшая школа, 1991. -205 с.
  37. В.П. Основы теории педагогических систем (проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  38. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  39. А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. М., 1963. -188 с.
  40. Ю.А., Легорнев С. Ф., Черепашенец Б. А. Технический справочник учителя труда. М.: Просвещение, 1980. — 223 с.
  41. Дж. О познавательном развитии // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1971. — С.25−98.
  42. Дж. Психология познания. М., 1977. — 387 с.
  43. М.А. Исследование особенностей работы водителей автопогрузчиков в порту // Механизация и оборудование портов: Сб. тр-в ЛИВТа. М.: Транспорт, 1977. — Вып. 136. — С.74−80.
  44. Н.В. Формирование умений организации познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук Брянск, 1996. — 22 с.
  45. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  46. Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. научн. тр-в. /М-во проев. РСФСР. Моск. орд. Ленина и орд. Труд. Кр. Знам. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1980. — 127 с.
  47. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и Требования к уровню подготовки выпускников по образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1999. -№ 3 — С.6−8.
  48. У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. — 519 с.
  49. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  50. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  51. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  52. М.И. Опыт исследования роли знаний в формировании трудовых умения школьников (на материале электротехнических работ в IV VI классах): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1977. — 18 с.
  53. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
  54. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий ц понятий». М., 1965. — 52 с.
  55. П.Я. Психология как объективная наука // Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1998. — 301 с.
  56. П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
  57. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  58. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т.1. — С.441−469.
  59. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.
  60. П.Я. Формирование умственных действий: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. И. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М, 1981. С.78−86.
  61. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формировании умственных действий и понятий. М.: МПГУ, 1965. — 52 с.
  62. А.И. Надёжность комплексных систем «человек-техника». Матер. II всесоюзн. симпозиума по надёжности комплексных систем «человек-техника». Л., 1969. — 4.2−3. — С.59−61.
  63. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  65. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  66. .Н., Съедин С. И. Азбука Морзе — за две недели // Военный вестник. 1975. — № 11.
  67. И.М. Пути изучения труда крановщиков методами инженерной психологии // Механизация и оборудование портов: Сб. тр-в ЛИФТа. -Л.: Транспорт, 1973. Вып. 141. — С. 106−109.
  68. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 191 с. 71 .Дубов А. Г. Вопросы методики трудового обучения. М., 1970.
  69. .А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд». М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  70. В.А. Построение имитационной модели портального крана и разработка тренажёров для подготовки портовых рабочих-крановщиков: Авто-реф. дис. канд. техн. наук. Л., 1979. — 22 с.
  71. Ю.Я. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы) // Психологический журнал. -1980.-Т. 1. -№ 2.-С.5−18.
  72. .Г., Рыцев С. Б. Справочник молодого токаря. М.: Высшая школа, 1988.-336 с. 76.3анков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
  73. Занятия по техническому труду в школьных мастерских (VII-VIII классы).
  74. Методические разработки / Под ред. А. Г. Дубова. М.: Просвещение, 1972.-208 с.
  75. А.В. Избранные псйхологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.-Т.1−2.-296, 320 с. 79.3араковский Т. Н. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М.: Наука, 1966.- 114 с.
  76. Н.М., Маскаева Т. Е. Дидактика для учителя: Учебное пособие. -Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. 131 с.
  77. Г. В. Металлообработка в трудовом обучении учащихся (Методические рекомендации). Сыктывкар, 1986. — 160 с.
  78. Г. В. Механическая обработка металлов на металлорежущих станках (Методические рекомендации). Сыктывкар, 1983. — 109 с.
  79. Е.П. Оперативный покой и оптимальное регулирование работоспособности человека // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974.-С. 186−206.
  80. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 200 с.
  81. Индивидуальный стиль деятельности // Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-С.135.
  82. О.В. Подготовка учителей технологии // Технология 2000: Сб. тр-в VI Международной конференции 16−18 мая 2000 г., г. Самара. М., 2000. — С.193.
  83. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  84. Л.Б. Сущность научения и психологические основы обучения // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. -С.165−192.
  85. В.М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство.1998. № 6.-С. 2−5.
  86. В.М., Поляков В. А. и др. Основы методики трудового обучения / Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  87. Калинин B. JL, Съедин С. И. Специалистов можно готовить быстрее // Военный вестник. 1977. — № 4. -'С.52−58.
  88. В.Д., Хозиев Б. И. Курсанты изучают устав // Военный вестник -1981. -№ 1. С.49−54.
  89. И. П. Формирование технического мышления // Управление познавательной деятельностью учащихся / Под редакцией П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. — С.11−82.
  90. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд». М.: Просвещение, 1983.- 191 с.
  91. В.А. и др. Основы методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней, B.C. Капралова, В.А. Поляков- Под. ред. В. А. Полякова. -М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  92. А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 1997. — № 2. — С. 10−11.
  93. К.Н. Педагогические основы производственного труда учащихся профессионально-технических училищ. М.: Высшая школа, 1976. — 335 с.
  94. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. -224 с.
  95. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  96. А .Я. Диалектика практики и познания. М.: Высшая школа, 1991.- 144 с.
  97. Клингберг Лотар. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — 256 с. — Пер. изд.: ГДР, 1982.
  98. А.В. Профессиональная подготовка старшеклассников по профессии токарь с использованием компьютерной техники /На основе периодизации процесса обучения/: Дис. канд. пед. наук. -М., 1989. 200 с.
  99. ЮЗ.Корольский В. В., Симоненко В. Д. Общественно полезный, производительный труд учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  100. A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. — 141 с.
  101. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  102. Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. и авт. примеч. Ф. С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. -223 с.
  103. О.Б. Модульная технология профессионального обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений (на примере столярно-плотницких работ): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 19 с.
  104. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). — М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  105. А.А. Исследования проблем политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодёжи. Таллин: Валгус, 1975. -314с.
  106. Ю.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  107. Ш. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т. I. — 392 с.
  108. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т. II. — 320 с.
  109. М.Р. Об особенностях обучения образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1997. — № 6 — С .2−5.
  110. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  111. И. Процесс и структура человеческого учения. Пер. с чеш. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- 144 с.
  113. .Ф., Смирнов Б. А. Надёжность оператора и системы «человек-машина» // Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1977. -С.210−220.
  114. А. А. Шестопал Г. А. Об алгоритмическом процессе управления. М.: Математ. просвещ., 1957. Вып.2. — С. 13−14.
  115. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Хрестоматия по педагогической психологии. -М., 1995.
  116. А.А. Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.
  117. А.А., Съедин С. И., Матвеев МЛ. Методические рекомендации преподавания курса тактики на основе поэтапного формирования умственных действий и понятий. М., 1975.
  118. А.В. Об обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучаемых // Школа и производство. 1999. — № 5 — С. 1820.
  119. А.В. Программно-Методическое обеспечение образовательной области «Технология» // Школа и производство. 1999. — № 6 — С.4−8.
  120. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., Педагогика, 1981.- 192 с.
  121. Т.М. Педагогические теории. Системы и технологии обучения: Учеб. пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 120 с.
  122. Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М.: Советское радио, 1970. — 343 с.
  123. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.349−387.
  124. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  125. Методика обучения технологии: Кн. для учителя / Под ред. В. Д. Симо-ненко. Брянск, Ишим: Изд-во Ишимского ГПИ, НМЦ «Технология», 1998.-296 с.
  126. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120. / Под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
  127. Методика трудового обучения. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2008. / Под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1977. — 287 с.
  128. Методическое письмо Министерства образования РФ № 350/11 от 28.07.95 г. «Об экспериментальных программах образовательной области «Технология».
  129. Методическое письмо Министерства образования РФ № 1072/11 от 08.07.96 «О присвоении квалификации по профессиям выпускникам общеобразовательных учреждений».
  130. Методическое письмо Управления общего среднего образования Министерства образования РФ № 760/14−12 от 17.06.97 г. «Об особенностях обучения по программам «Технология».
  131. П.Х., Рихвк Э. В. Обработка металла в школьных мастерских: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 174 с.
  132. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
  133. Е.А. Психологический паспорт машины // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. — С.290−307.
  134. В.А. Совершенствование организации использования производственного потенциала порта на перегрузочных процессах: Автореф. дис. докт. тех. наук. СПБ., 1994. — 52 с.
  135. В.А. Метод определения показателя надёжности крановой человеко-машинной системы / Сб. науч. тр. ЛИВТа. Л.: 1978. — С. 21−27.
  136. В.А. Эксплуатационно-эргатический паспорт порта: Стратегия рационального использования основного производственного потенциала порта на перегрузочных процессах. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1994. -193 с.
  137. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учеб. пособие для студентов педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996. — 156 с.
  138. А.И. Анализ деятельности оператора в режиме слежения с позиции теории автоматического управления. Л.: Наука, 1974. — С.39−59.
  139. И. С. Современные проблемы теории познания. М.: Знание, 1989.-64 с.
  140. Р.С. Психология: Учеб. для студ. педвузов: В 3-х кн. 3-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 632 с.
  141. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 173 с.
  142. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.
  143. Н.Н., Малов С. Л. Условия образования «высших единиц» двигательного навыка // Управляемое формирование психических процессов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С.163−172.
  144. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающегопедагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство ИПК иПРНО МО, 1996, — 112 с.
  145. А., Азии Б. Профтехшкола по-датски // Профессионально-техническое образование. 1991. — № 2. — С.62−67.
  146. A.M. Профессиональное образование в России / Перспективы развития. М., ИТТП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  147. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986. — 288 с.
  148. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения. М., 1996.
  149. Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ // Вестник образования. 1998. — № 4. — С. 54−67.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  151. Педагогика: Учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. обучения пед. ин-тов. Под ред. С. П. Баранова и др. М.: Просвещение, 1976.-352 с.
  152. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Ю.К. Ба-банского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  153. А.А. О взаимоотношении некоторых понятий, характеризующих надёжность деятельности человека // Проблемы инженерной психологии: Материалы V Всесоюз. конферен. по инжен. психологии. Л., 1979. — С.15−18.
  154. К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970. — 264 с.
  155. К.К. О системе психологии. М., 1972. — 180 с.
  156. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312 с.
  157. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  158. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С.29−36.
  159. А.И., Ариевич И. М. Психологические задачи подготовки специалистов в учебно-тренировочных центрах // Проблемы планирования и управления подготовкой специалистов в высшей школе. Рига, 1985.
  160. Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика: Сб. науч. тр-в Яросл. гос. ун-та. Ярославль, 1990. — 149 с.
  161. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 1999.
  162. В.А., Старовский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М., Просвещение, 1980. — 111 с.
  163. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы. 5−11 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  164. Программы общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение для сельских школ. Технология. I-IV классы. V-IX классы. X-XI классы / Под редакцией В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1998. — 167 с.
  165. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  166. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М., 1996.-467 с.
  167. А.Л. Элементы теории надёжности для проектирования технических систем. М.: Советское радио, 1967. — 263 с.
  168. В.М. Теория и методика подготовительной деятельности учителя технологии: Автореф. в виде учебн. и монографии докт. пед. наук. Челябинск, 1997. — 35 с.
  169. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  170. З.А. Организация ориентировки на системное строение изучаемого предмета и её значение для решения практических задач // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
  171. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М&bdquo- 1985.
  172. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  173. A.M., Погосов В. П., Хозиев Б. И. Структурно-логическая схема действий начальника НИС полка по инженерному обеспечению наступления МСП.-М., 1976.
  174. Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис. докт. психол. наук. -М., 1992.
  175. Российская академия образования: стратегия деятельности // Педагогика. 1993. -№ 1.-С.З-8.
  176. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 703с.
  177. В. Профессиональная подготовка: британская модель // Профессионально-техническое образование. 1990. — № 6. — С.59 — 61.
  178. Рубинштейн С. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  179. Рябов В. М Развитие познавательной активности студентов индустриально-педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук. — Брянск, 1995. -289 с.
  180. Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. -М.: Просвещение, 1978.-351 с.
  181. Н.Н., Гальперин П. Я. Формирование двигательных навыков // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. С.3−71.
  182. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  183. В.Ф., Трифанов В. Н. Эксплуатация портов. М.: Транспорт, 1984.-280 с.
  184. В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования (методическое пособие). М.: Высшая школа, 1980. — 232 с.
  185. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  186. М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: JI.C. Выготский и П. Я. Гальперин. // Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С.90−99.
  187. С.И. Психология эффективности обучения воинов-связистов. -М., 1980.
  188. С.И. Чтобы метко стрелять из танка Методика обучения. // Военный вестник. 1975. — № 8. — С.93−96.
  189. С.И., Иванов А. В. Ускоренное формирование навыков и знаний // Вестник ПВО. 1975. — № 12. — С.59−62.
  190. Н.В. Проблемы формирования профессиональной компетентности учителя технологии // Технология 2000. Сборник трудов VI Международной конференции 16−18 мая 2000 г., г. Самара. М., 2000. — С.307.
  191. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: МГУ, 1984.-46 с.
  192. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -288 с.
  193. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-345 с.
  194. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред А. И. Писку-нова. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  195. Тер-Мхитаров М. С. Оператор перегрузочных машин. Пермь: Перм. из-во, 1982, — 140 с.
  196. Трудовая технологическая подготовка школьников: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов и сообщений на 1 областной научно-практической конференции. Киров, 1998. — 83 с.
  197. В.Н., Махмутов Р. Х. Токарная обработка: Учеб. для проф. учеб. заведений. -М.: Высшая школа, Изд. центр «Академия», 2000. 303 с.
  198. Ю.Г. Сравнительный анализ методов количественной оценки надёжности и эффективности систем «человек-техника». Препринт доклада. -М., 1971.-25 с.
  199. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  200. .И. Новая методика изучения «МППСС-72» // Морской сборник. 1976. — № 2.
  201. .И. Психологические условия повышения эффективности усвоения правовых знаний. Тезисы доклада на научно-методической конференции. -М., 1977.
  202. .И., Крикун А. З. Освоили досрочно Методика ускоренной подготовки специалистов связи. // Военный вестник. 1977. — № 3. — С.105−109.
  203. В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудообучения). М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  204. Черепанов В. С Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989 152 с.
  205. С.М. Политехническое обучение. М., 1956. — 728 с.
  206. Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Автореф. докт. пед. наук. М., 1995. — 31 с.
  207. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  208. А.Э. Психологические особенности усвоения технических знаний в зависимости от условий обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1973.- 18 с.
  209. Cormick E.J. Human Engineering. / Mc. Gtraw-Hill, N.Y. 1957. — p.467.
  210. Diamantides N.D. Man as a Link in the Control Loop. «Electro-Technology,-Jan, 1962. -p.40−46.
  211. Gagne R.M. The conditions of learning. N.Y., 1970.
  212. Jonson E.A. The use of operations research in the study of very large system. -/In В.: Eckman D.P./, Systems: Research and Design. Willey/ - N.Y. 1961. -p.52−73.
  213. Paris S.D., Kross D.R. Common learning. In: Learning in Children. N.Y., 1983.
Заполнить форму текущей работой