Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Диссертация
Результаты нашего исследования подтверждают, что понимание дошкольниками работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, происходит продуктивно в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры. Однако у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
- 1. 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О ПРОФЕССИЯХ
- 1. 3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 1. 4. СУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ «ОБРАЗА — Я» ДОШКОЛЬНИКА
- 1. 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕТНАТЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
- 2. 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЗРОСЛЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- 2. 2. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ДОУ «МИР ПРОФЕССИЙ»
- 2. 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДОУ «МИР ПРОФЕССИЙ»
- 2. 3. 1. ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 3. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТАНОВКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
- 2. 3. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ
- 2. 3. 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
- 2. 3. 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ
- 2. 3. 6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Список литературы
- Антонова Р. Место игры в жизни ребенка // Дошкол. воспитание. -1978.-№ 10.- С. 22.
- Анцифирова Т. Связь игр детей с трудом // Дошкол. воспитание.-1978.-№ 12.-С. 38.
- Асмолов А.Г. Психология в век психологии. // Вопр. психологии. -1999.-№ 1.-С. 3−12.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Аркин У. А. Дошкольный возраст.- М., 1948.
- Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду.- М., 1992.
- Артемова А. Организация взаимовлияния в игре // Дошкол. воспитание.- 1972.- № 6.- С. 46 50.
- Бабкин Р.С. Некоторые вопросы профориентации и выбора профессии в школах Англии и США//Совет, педагогика.- 1976.- № 10.- С. 131−138.
- Барсукова J1. К вопросу об игре // Дошкол. воспитание.- 1980.- № 10.-С. 15.
- Байдашина Т. Взаимоотношения старших дошкольников в сюжет-но-ролевой игре // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 1.- С. 11.
- Батяева Н. О подготовке детей к сюжетно-ролевой игре // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 6.- С. 12
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.-М.: ACT, 1996.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание: (пер. с англ.) — М.: Прогресс, 1986.
- Богуславская Э. М., Смирнова Я. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М., 1991.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. // Автореф. дисс.. д. пед. н.- М., 1966.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
- Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1983.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991.
- Бордовская Н.В., Реан Л. А. Педагогика.- СПб: Наука, 2000.
- Бочкарева А. Взаимоотношение детей в игре // Дошкол. воспитание.- 1972.-№ 4.-С. 16
- Бурыкина М. Формирование представлений о труде шофера // Дошкол. воспитание.- 1989.- № 6.- С. 19
- Варюхина В. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства трудовой деятельностью // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 1.- С. 12
- Васильева М. О дальнейшем совершенствовании руководства игровой деятельностью детей // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.- С. 7
- Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского.- М., 1996.
- Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста //Дошкол. воспитание.- 1972.- № 1.- С.30−36
- Венгер Л.А.,. Пилюгтня Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры речи.-М., 1988.
- Венгер Л. А. Психологическое развитие в игре и подготовка детей к школе: руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы). / Под ред. М. А. Васильевой.- М., 1986.- С. 13.
- Венгер Л. А. и др. Программа «Развитие»: (основные положения).-М.: Новая школа. 1994.
- Взаимодействие взрослого с детьми в игре (из опыта работы Ми-хайленко Н. и Коротковой Н.) //Дошкол. воспитание.- 1993.- № 4.-С. 18−23.
- Виноградова Л. Создание условий для игровой деятельности // Дошкол. воспитание.- 1979. -№ 10.- С. 41.3 1. Волков И. П Учим творчеству.- М.: Педагогика, 1982.
- Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение. 1982.
- Волков И. П. Цель одна дорог много.- М.: Просвещение, 1983.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.- М., 1981.
- Воспитание детей в игре. / Сост. А. К. Бондаренко. Л. И. Матусик.-М., 1983.
- Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М., 1974.- 192с.
- Воронкова Т. Строительно-конструктивные игры. // Дошкол. воспитание.- 1979. -№ 6.- С. 27
- Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка. // Дефектология. -1966.- № 6.-С. 12
- Вяткин Л. Г., Гусейнов А. З. Цели и задачи воспитания.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001.- 26с.
- Вяткин Л. Г., Корнюшкин Н. II. Основы педагогики: Метод, пособие.- Саратов: Изд-во СГУ, 1994.- 146 с.
- Гаспарова Г. Отображение социальных отношений в игре // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 8.- С. 35
- Говорова Р., Васильева Л. Использование наглядных моделей при подготовке детей к сюжетно-ролевой игре // Дошкол. воспитание, — 1979.-№ 6.- С. 39
- Горнышева В. О роли игры в жизни дошкольника. //Дошкол. воспитание.-1995.- № 8.-С.32
- Горнышева В. Игра это отражение жизни // Дошкол. воспитание. -1995. -№ 8. -С. 20
- Гусеницына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. А. Азбука общения.- СПб., 1998.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
- Дорогойченко С. Сюжетно-ролевая игра в осуществлении комплексного подхода к воспитанию детей // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 2.-С. 19
- Дружин В. Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер., 1999.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991. -С.238 243.
- Ендальцев B.C. Выбор профессии : социальные, экономические и педагогические факторы.- Киев- Одесса, 1982.
- Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Псих, журн.- 1998.- Т. 19, № 4.- С.80- 87.
- Железовская Г. И., Еремина С. В. Принципы формирования дидактических терминов // Педагогика.- 1999.- № 5.- С. 18.
- Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980.- 159 с.
- Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение.- М., 1975.112с.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963.
- Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкол. воспитание.- 1988.- № 10.- С. 54.
- Запорожец А. В. проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч. тр.- М., 1978.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников.- М., 1988.
- Зверева В. Знакомим детей с трудом хлеборобов // Дошкол. воспитание.- 1985.-№ 8, — С. 17
- Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Дошкол. воспитание.-1983. -№ 12.- С. 25.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.
- Зворыгина Е.В., Комарова Н. Педагогические условия формирования игры. // Дошкол. воспитание.- 1988.- № 6.- С. 6- 1988.- № 7.- С. 13- 1989. -№ 5.- С.31
- Зворыгина Е.В., Новоселова С. Руководство формированием игры // Дошкол. воспитание.-1981.- № 4.- С.31
- Зембицкая Н. Роль трудовых умений в обогащении сюжета игр детей // Дошкол. воспитание.- 1982.- № 12.- С.20
- Зеньковский В.В. Психология детства.-М., 1996.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. «Человек развивающийся». Очерки российской психологии.- М., 1974.
- Игра дошкольника. / Под ред. JI. А. Абрамяна., Антоновой Т. В. и др.- М., 1989. 286 с.
- Игра дошкольника. / Под ред. С. А. Новоселовой.- М., 1989.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопр. психологии.-1997.- № 6.- С. 48 57.
- Калугин Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся.- М., 1983.
- Каныгина И. О сюжетно-ролевых играх // Дошкол. воспитание. -1977.-№ 5, — С. 24.
- Карасева Э. Игра как форма организации жизни детей. // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.- С. 25.
- Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.- М.: Изд-воМоск. ун-та, 1986.- 142 с.
- Киселев И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах, — М., 1968.
- Климов Е.А. О специфических требованиях к построению психодиагностического процесса в целях профконсультации II Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1974.- С.80- 81.
- Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Науч. тр. ВНИИ профтехобразования.- Л., 1976.
- Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. // Вопр. психологии.- 1984, — № 4.
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога -профессиоведа//Псих, журн.- 1994.-№ 4.-СЛ30−136.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 1995.- № 1.- С.8−18.
- Климов Е.А. Психология профессионала.- М., Воронеж, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для вузов, — Ростов н:/Д.: Феникс.-1996.- С. 506.
- Климов Е.А. Введение в психологию груда. Учебник для вузов.-М.: Культура и спорт, — 1998.- 350 с.
- Климов Е.А., Королькова Г. Ф. Эмоциональные переживания как психодиагностические индикаторы в системе профконсультации учащихся // Тезисы симпозиума «Психодиагностика и школа».- Таллин, 1980.-С.25- 32.
- Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.- СПб., 2000. -336 с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью,— М.: Академия, 1998.
- Козлов С.Ф. Особенности личности старшего дошкольника // Вопросы психологии личности. / Под ред. Е. И. Игнатьева.- М., I960.- С. 160 167.
- Колесникова Т. Где работают папы и мамы // Дошкол. воспитание. -1985.-№ 2.-С. 44.
- Колидзей Э.А. Становление двигательных возможностей детей как предмет психолого-педагогического проектирования. //Автореф. канд. дисс. -М., 1995.
- Колидзей Э.А. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности // Учеб. метод, пособие. Материал спец. курса по теме: «Психология игры». -Балашов, 1997.- 150 с.
- Коломинский Я. J1., Жизневский, Б.П. Социально- психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психологии.- 1986.- № 5.- С. 38 44.
- Контаутене 3. Самостоятельная игровая деятельность // Дошкол. воспитание.- 1976.- № 5.- С. 13.
- Коряков Г. А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома // Научно практические проблемы школьной психологической службы.- М., 1987.- Т.П.
- Косенко Ю. Формирование творческой активности в игре // Дошкол. воспитание.- 1989.- № 12.- С. 41.
- Крайг Г. Психология развития.-СПб.: Питер, 2000.
- Красновский JI. И. Опыт ранней профориентации // Дошкол. воспитание.- 1991,-№ 10,-С. 39−44.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения.- М., 1963, — T. l 1.-С.542.
- Крухлет М. США: как приобщают детей к труду //Дошкол. воспитание. -1990.- № 6.
- Крылова Н.М. Формирование способов усвоения системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Совершенствование умственного воспитания дошкольного возраста.- Челябинск, 1984,-С. 48- 56.
- Кто есть кто в России и ближнем зарубежье: Справочник.- М.: Новое время, 1993.
- Кузнецова И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии // Способности и деятельность.- Ярославль, 1989.
- Кушнир Г. Формирование игровых умений у детей // Дошкол. воспитание. -1987.- № 8.- С. 37.
- Леонтьев А.А. Проблемы развития психики.- М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1.- М., 1983.- С. 281 -323.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева.- М.: МГУ, 1994.- С. 286.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкол. воспитание.- 1990.- № 7.- С. 18.
- Лисина М. Н. Проблема онтогенеза общения.- М., 1996.
- Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ножкина А. Н. Детство программа развития и воспитания детей в детском саду.- СПб., 1997.
- Логинова В.И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 10.
- Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых // Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Л., 1976. -С.142 153.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. д. пед. н.- Л., 1984.
- Логинова В.И., Бабаева Г. И., Ножкина Н. А. / Под ред. Г. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- СПб., 1996.- 224 с.
- Логинова В.И., Крылова Н. М. Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.- Л., 1978.- С. 12 28.
- Луначарский А. В. О народном образовании.- М., 1953.- С. 541.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательного процессов.- М.: Наука. 1974.
- Магницкая Е. В., Пашков А. С. Распределение трудовых ресурсов- правовые вопросы. -М., 1990.
- Малахова В. Воспитание ребенка в игре // Дошкол. воспитание. -1978.-№ 6,-С. 22.
- Маркова А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.
- Маркова Т. Игра и труд в дошкольном детстве // Дошкол. воспитание.- 1995. -№ 12.- С. 12.
- Масленникова Г. Воспитание доброжелательности в сюжетно-ролевых играх. //Дошкол. воспитание.- 1978. -№ 4.- С. 22.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре.- М., 1992.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Сост. J1. В. Русакова. -М., 1986.
- Миллер С. Психология игры, университетская книга.- СПб., 1999.
- Михайленко Н. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.- С. 17.
- Михайленко Н., Короткова Н. Формирование замысла совместной сюжетно-ролевой игры//Дошкол. воспитание. -1981.- № 11.- С. 14.
- Михайленко Н., Короткова Н, Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры // Дошкол. воспитание. -1989. № 4- № 6- № 7- № 8.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком.- М., 1990.- 160 с.
- Мишарина JI.A. О формировании знаний о труде взрослых у детей 2−4 лет: Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.- Сб. науч. тр. ЛГПИ им. Герцена: Л., 1978.
- Монтессори М., Монтессори материал. Российский монтессори -центр. -М.: Мастер, 1992.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. -М., 1997.-С.165 -250.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. -М&bdquo- 2000.
- Неверович Я.З. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников.-М.: Просвещение, 1985.
- Непомнящая Р., Седж Н. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми//Дошкол. воспитание.- 1981.-№ 11.-С.17.
- Никитин Б. Н. Развивающие игры.- М., 1990.
- Николаева С. Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны // Дошкол. воспитание.- 1988.- № 8 -С.9.
- Новоселова С. J1. О новой классификации детских игр // Дошкол. воспитание. -1997.- № 3.- С. 84.
- Образовательная работа в детском саду по программе «развитие"/ Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской.- М, 1996.- 64 с.
- Обухова J1. Ф. Этапы развития детского мышления.- М., 1972.
- Обухова J1. Ф. Детская психология.- М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М, 1996.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду.- ML, 1986.
- Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей // Дошкол. воспитание.- 1995.- № 10.- С. 23.
- Педагогика в понятиях и определениях./ Сост. Г. И. Железовская.-Саратов- Изд-во СГУ, 1991.- 56 с.
- Павлова Н.А. Педагогические условия формирования игры // Дошкол. воспитание.- 1988.-№№ 6- 7.
- Петрова Э. Самостоятельность детей в сюжетно ролевых играх и воспитание коллективных отношений / Пер. с болг. // Дошкол. воспитание. -1972.-№ 5.-С.70- 73.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии. -1987,-№ 1.- С. 24.
- Петровский В. А. Личность в психологии, — Ростов н/Д., 1996.
- Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1993.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. -М., 1996. -С. 39.
- Плеханов А.Н. В.Г. Белинский о первоначальном формировании личности ребенка // Дошкол. воспитание. -1972.- № 10. -С.24 32.
- Плеханов Г. В. Письма без адреса: Письмо третье // Собр. соч. в 20 т. -М., 1924.-Т. 14.
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Р.Ф. // Вестн. образования.- 1997.- № 5.- С. 39−48
- Полушкина Н. Развитие игровой деятельности. // Дошкол. воспитание.- 1982.-№ 10.- С. 8.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1997.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой.-М., 1986.
- Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1987.191с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.- Воронеж, 1996.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.- М.- Воронеж, 1997.-351с.
- Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина // Сб. Педагогические чтения. -М.: АПН., 1957. -148с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика Пресс, 1996.
- Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского.- М.: Аспект -Пресс, I995.-C.76- 149.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1987.-С.56- 57.
- Радвил Г. Творческие игры // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.1. С. 27
- Рапшбург Й., Поппер П. Секреты личности. -М., 1983.
- Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые общения // Дошкол. воспитание. -1984.- № 2.- С. 43.
- Рочева Е. Влияние наблюдений на развитие сюжета игры. // Дошкол. воспитание.- 1985.-№ 5. -С.40.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989.- С. 64 93,
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы) / Под ред. М. А. Васильевой.- М., 1986.- 109 с.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Сост.: Е. Н. Тверитина, JI.C. Барсукова Под ред. М. А. Васильевой.- М., 1986.- 112 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.- С.49−55.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998.
- Смирнов С.Д. Психология образа.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Смирнова Е. О. Психология ребенка. Учебник для мед. вузов и училищ.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М., 1987.- 97 с.
- Смолякова Л. Некоторые вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 9. -СЛ 2.
- Спиваковская А.С. Игра это серьезно.- М., 1981.- 144 с.
- Степанский В.И. Профориентация : вопросы теории и практики // Школа и производство, — 1988.-№ 10. -С. 10 14.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
- Столяренко J1. Д. Детская психодинамика и профориентация. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
- Стрелков Ю.К. Операционно смысловые структуры профессионального опыта // Вестн. Московского университета. Сер. 14. Психология.1990. -№ 3.- С. 50 55.
- Субботский Е. В. Ребенок открывает мир.- М.: Просвещение, 1991.
- Сударчикова С.Ф. Формирование знаний о составе трудовых процессов у детей 4−5 лет // Оптимизация учебно воспитательного процесса в детском саду.- Л., 1985.- С. 132 — 138.
- Тарловская Н. Руководство совместными сюжетно-ролевыми играми в малокомплектном детском саду. // Дошкол. воспитание.- 1987. -№ 2.-С.24.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность.// Учен. зап. Ин-га психологии.- М., 1941, — Т.2.
- Тимофеева Я. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. -М., 1986.
- Туркулец Н. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры // Дошкол. воспитание.- 1989. -№ 8, — С. 63.
- Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда / Дисс. докт. ист. н. -М.: МГУ. 1994.
- Тютюнник В.И. Основы психолого педагогического исследования творческого труда дошкольников.- М., 1992.
- Тютюнник В.И. Психолого педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта груда в дошкольном возрасте // Весг. МГУ. Серия 14. Психология. -1989. -№ 4.- С. 39 — 48.
- Уккс Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США: Дисс. к. псих. н.-М., 1972.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология, — М., 1996.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М., 1976. -96 с.
- Учебные стандарты школ России. Кн.2. Естественно-научные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева и др.- М., 1998.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях (посредством сюжетных игр) // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 10. -С.64 69.
- Фельдштейн Д.И. Детство как социально- психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. -1998.- № 1, — С. З 20.
- Филимонова Р. О формах работы с педагогическими кадрами по организации игровой деятельности детей. // Дошкол. воспитание. -1981. № 10. -С. 27.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира. // Вестн. МГУ: Серия 14. Психология. -1990.- № 3. -С.42 50.
- Хачатурова Л. О формировании взаимоотношений в играх. // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 8. -С. 29.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. -Томск., 1993.
- Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко, Я. Л. Агеевой. -М., 1991.
- Чего на свете не бывает.-М: Знание, 1994.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М., 1981.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения.- М., 1965.- Т.4.- С. 145.
- Щедровицкий Г. П. Методические замечания педагогическому исследованию игры. // Психология и педагогика игры дошкольника.- М., 1966.
- Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3−5 лет в игре.- М., 1984.- 80 с.
- Шмаков С. А. Игра и дети.- М: Знание, 1968.
- Шмелева Г. Формирование сюжетно-ролевых игр. // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 9.- С. 35.
- Эйнон Д. Творческая игра.-М., 1995.-192 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. -М., 1960.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.- С.271 294.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.- Воронеж, 1995.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т.21.- С. 161.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое настоящее.- М.: Мартис, 1995.
- Юрьева JI. Руководство игровой деятельностью детей. // Дошкол. воспитание.- 1981.- № 3.- С. 9.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопр. психологии.- 1999. -№ 3. -С.39 48.
- Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей.- М., 1992.- 80 с.