Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты нашего исследования подтверждают, что понимание дошкольниками работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, происходит продуктивно в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры. Однако у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
    • 1. 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА О ПРОФЕССИЯХ
    • 1. 3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 4. СУБЪЕКТНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ «ОБРАЗА — Я» ДОШКОЛЬНИКА
    • 1. 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕТНАТЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
    • 2. 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЗРОСЛЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 2. 2. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ДОУ «МИР ПРОФЕССИЙ»
    • 2. 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДОУ «МИР ПРОФЕССИЙ»
      • 2. 3. 1. ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 2. 3. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТАНОВКИ ЭКСПЕРИМЕНТА
      • 2. 3. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ
      • 2. 3. 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
      • 2. 3. 5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ
      • 2. 3. 6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, в полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом.

При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная рекомендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т. е. системой раннего профессионального самоопределения. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни.

Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Г, Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон.

Зарубежные педагоги-теоретики рассматривали профориентацию с позиции пригодности человека к той или иной профессии. Анализ подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации» (Д. Дьюи), неопрагматической педагогики (Г. Штейн, М. Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж. Гранис). Дети подразделяются на группы, «потоки» в зависимости от показателя коэффициента умственной одаренности.

Наряду с педагогическими большое место в западных странах занимают психологические концепции профориентации: «случайного выбора», (Т. Кап-лоу, Р. Ричи, М. Скотт и др.), «утверждение своего Я» (Ф. Масгроув, П. Келли и др.).

По Е. Гинзбергу процесс профессионального выбора тесно связан с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящие одна в другую: воображаемый период (4−11 лет), период проб и попыток (11−17 лет), реалистичный период (17−21 год).

Параллельно с попытками «психологического обоснования» выбора профессии, признающего лишь субъективные факторы, в западной психологии разрабатываются и другие концепции, в которых принимается во внимание влияние объективных факторов на выбор профессии, хотя решающими остаются субъективные. Это, так называемые, «технократические» теории, основой которых является доктрина «человеческих отношений», состояние и структура местной экономики и рынка труда (М. Масгрейв, Е. Гросс, Д. Хейз и др.).

Д. Сьюпер считает, что развитием периодов, этапов жизни индивидуума можно руководить частично с помощью содействия процессу становления способностей и интересов, частично — оказывая ему помощь в познании реальной действительности и развитии концепции своего «Я». Формирование профессиональных устремлений — это, по существу, процесс развития и утверждения этой концепции.

Системно-теоретическая модель профориентации основывается на том, что индивид, выбирающий профессию, является в психологическом плане профессионально незрелым.

Определение сущности профессионального самоопределения считается до сих пор, в целом, нерешенной задачей, поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки. В отечественной педагогике и психологии сформирован прочный научный фундамент, который во многом определил современные подходы к данной проблеме. Здесь можно отметить исследования В. В. Назимова (1972), А. Е. Голомшток (1974), Е. А. Климова (1976, 1983, 1988, 1993, 1996), Б. А. Федоршина (1979), Л. А. Йовайши (1983), С. Н. Чистякова (1989, 1993) и др. Особенностью этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения («Я-концепция» развития личности Р. Бернса, 1986). Наибольший вклад в разработку подходов к определению понятия «профессиональное самоопределение» и характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда внес Е. А, Климов.

К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории игра в возрасте от 3 до 6−8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т. д.).

Более общая проблема ознакомления детей дошкольного возраста со взрослым человеком и воспитания отношения к нему, в т. ч. и к труду взрослых, в течение почти сорока лет (40-е — 80-е г. г.) была предметом исследований многих ученых (И. Д. Власова, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковская, В. В. Кондратова, Ф. С. Левин-Щирина, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, А. Ш. Шахманова,).

Существенной предпосылкой грамотного решения вопроса о профессиональной ориентации детей считается необходимость учета потребностей экономического, народно-хозяйственного развития общества в целом и конкретных местных условий, о чем неоднократно заявляли выдающиеся советские педагоги.

Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт (1887). Функционально-аналитический подход психологии XIX века заключался в трактовании игры как следствия активизации уже созревшей психологической способности. С игрой ребенка связывалось проявление воображения или фантазии (К. Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, К. Гроос, В. Штерн), развитие мышления (А. И. Сикорский, Дж. Дьюи). Заметный вклад в развитие знаний о детской игре внес Ж. Пиаже, и прежде всего, в установлении связи между сенсорно-двигательной деятельностью ребенка и его операциональными формами мысли, выделении различия между «означающим» и «означаемым» в символической игреон продвинул разработку проблемы подражания в игре.

Приоритет создания общей психологической теории игры принадлежит А. Н. Леонтьеву, а специальной психологической теории — Д. Б. Эльконину, который рассматривал игру как воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — задачи и нормы отношений между людьми.

В контексте проблемы умственного развития дошкольников и приобретения ими системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов (путей) формирования у детей представлений о труде взрослых (С. П. Крягжде, В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин, Н. С. Пряж-ников, В. И. Тютюнник, П. А. Шавир, Д. Б. Эльконин, В. А. Ященко,). Однако, большинство проведенных исследований нацеливались на овладение ребенком трудовыми операциями, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной профессиональной деятельности. На основании вышеизложенного актуальность нашего исследования определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются: научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;

— потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и среднего общего образования в части профессиональных ориентировок детей;

— необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей «образа — Я» дошкольника.

Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития, согласования изменений, происходящих в психике ребенка, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа — Я». Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, что и определило выбор темы диссертационного исследования: Формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников" .

Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогическая система формирования представлений о мире. профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.

Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников.

Гипотеза исследования. Если ориентирование детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым: создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающих профессиональную составляющую жизнедеятельности людей;

— форсируется появление представлений о назначении и содержании отдельных профессий;

— возникают и проявляются ранние профессиональные устремления (наклонности) детей.

Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявить подходы к решению проблемы формирования у детей ранних представлений о профессиональной структуре трудовой деятельности взрослых;

2) выполнить теоретическую разработку психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа-Я» дошкольника;

3) экспериментально проверить эффективность педагогической системы формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии мира профессий, их назначении и содержании;

4) разработать порциальную программу «Мир профессий», способствующую формированию у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых, развитию профессиональных интересов и устремлении, обеспечивающую целенаправленную деятельность педагогов ДОУ- 5) апробировать и внедрить программу в образовательный процесс учреждений дошкольного образования.

Методологические и теоретические основы нашего исследования составляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей-дошкольников (J1.A. Венгер, С. А. Козлова, В. И. Логинова, Я.З. Неве-рович и др.) и по теории игры (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Зворыгина, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин и др.) — личностно-ориентированный подход, разработанный В. А. Петровским, В. В, Давыдовым, И. С. Якиманскоймодульный подход, разработанный Л. Г. Вяткинымправила образования, введения и использования дидактических понятий и определений, сформулированные Г. И. Железовскойпсихологические основы профессионализма А. К. Марковойбазовые принципы трудового и профессионального самоопределения, разработанные Е. А. Климовым, И. С. Пряжниковым, В. И. Тюгюнником, и др. Методы исследования. Исходя из основных принципов — принципа совокупности методов исследования и принципа адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен, для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературыизучение и обобщение передового педагогического опыта по исследуемой проблемеэмпирические методы — естественный локальный эксперимент с двумя группами испытуемых (экспериментальная и контрольная группы) — метод опосредованных дискретных лонгитюдных наблюдений с открытых позиций, совмещенный с методом поперечных срезов с письменной регистрацией наблюдений и видеозаписямиопросные методы: беседа, анкетирование, тестирование с использованием специального дифференциально-диагностического опросника (по типу ДЦО Е.А. Климова) — моделированиеметоды математической обработки данных и д.р.

Этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментально-педагогического исследования, которое проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап — теоретико-поисковый (1995 год) — выбор концептуального аппарата, определение гипотезы, цели и задач исследования, изучение философской, психолого-педагогической литературы по сформулированной проблеме. с* •.

Второй этап — методический (1995;1996 годы) — выбор теоретической концепции разработки программы ДОУ «Мир профессий» для организации профессионально направленной игровой деятельности детей дошкольного возраста в детских садах, выбор комплекса диагностических процедур в рамках констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап — экспериментально-поисковый (1996;2000 годы) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработка и сопроводительный анализ эмпирического материала, проверка в ходе эксперимента основных положений гипотезы.

Четвертый этап — аналитический (2000;2001 годы) — теоретическое осмысление, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций по внедрению и реализации программы ДОУ «Мир профессий» в детских садах.

Опытно-экспериментальной базой для проведения исследования были группы «Дубок» и «Липка» ДОУ д/с «Ландыш» г. Балашова.

Научная новизна исследования состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, распространении терминологического аппарата предметной области «Профессиональное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрастув разработке психологического механизма формирования профессиональной составляющей «образа — Я» дошкольника и введении, в связи с этим, уточненных понятий «ранняя профессиональная ориентация дошкольников», «ранние профессиональные устремления дошкольника», «профессиональный интерес дошкольника», «профессиональная направленность личности дошкольника», «профессиональное самоопределение дошкольника» и др.- во введении в классификацию игр подвида сюжетно-ролевых игр — «Профориентационные сюжетно-ролевые игры».

Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей «образа — Я» дошкольника, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.

Практическое значение состоит в разработке порциальной образовательной программы ДОУ «Мир профессий», формирующей и выявляющей профессиональные интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенкаее экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических работников ДОУ на этапе реализации такой программы в условиях своего учреждения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, методологической аргументированностью исходных теоретических положенийнаучно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты многолетних наблюдений в повседневной педагогической практикеадекватностью выбора педагогических методов исследованияобработкой результатов математическими методами статистики.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты исследования рассматривались и обсуждались на педагогических советах ДОУ, районных методических объединений воспитателей ДОУ, вузовских и межрегиональных научно-практических конференциях в г. Балашове (1996;2000), в г. Москве (1998). Разработанная программа «Мир профессий» одобрена методическим советом управления образования Балашовского района и рекомендована в качестве программы-дополнения к обязательной комплексной программе воспитания и обучения в ДОУ Балашовского района.

Полученные результаты исследования использовались при чтении курса «Профориентационные технологии в системе образования» студентам — психологам БФ СГУ в течение двух лет.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование подходов и системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых у детей дошкольного возраста.

2. Психологический механизм формирования профессиональной составляющей «образа-Я» дошкольника.

3. Обоснование использования сюжетно — ролевых игр для целей формирования представлений о мире профессий у дошкольников.

4. Программа ДОУ «Мир профессий», обеспечивающая развитие представлений о назначении и содержании различных профессий, и материалы экспериментального исследования ее результативности .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты экспериментального исследования показывают, что использование программы сюжетно-ролевых игр «Мир профессий» значительно повышают представления дошкольников экспериментальной группы по сравнению с контрольной о профессиональной сфере взрослых людей. Уровни критериев по всем показателям в экспериментальной группе значительно превышают уровни контрольной группы.

Таким образом, опираясь на рассмотренные научные теории и положения, теоретический анализ психологической и педагогической литературы, наши теоретические предположения, результаты экспериментального исследования по выявлению и формированию представлений о мире профессий у дошкольников, на основе реализации программы ДОУ «Мир профессий», можно сделать следующие выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы:

— игровая деятельность является обязательным условием формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что, в свою очередь, способствуют раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое мы рассматриваем как звено психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры, через его открытые проблемы, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоения, как ориентацию на труд, формирование и развитие интересов склонностей и способностей дошкольника.

Педагогические работники ДОУ в подавляющем своем большинстве не владеют понятиями профориентации. При всей универсальности действующей обязательной программы проблему ранней профессиональной ориентации дошкольников, в целом, она не решает. В ее разделах, предусматривающих знакомство детей с трудом взрослых, в основном с целью формирования трудовых навыков и умений, дается очень ограниченный перечень профессий (2 до 12), а в задачах раздела «Игра» формирование представлений о профессиях взрослых не предусмотрено. В некоторых программах, используемых в практике ДОУ предусматривается косвенное ознакомление детей с трудом взрослых, но при всех их достоинствах, формирование представлений детей о профессиях также не предусмотрено.

Практика показывает, что хотя режимом дня ДОУ предусмотрено время на игровую деятельность, зачастую это время используется на другие цели (занятия, репетиции и пр.) или проводятся одни и те же сюжетно-ролевые игры с заученным сюжетом и ролями, что в итоге дает обратный эффект.

В профессиональном сознании педагогов ДОУ, немалая часть из которых не имеет специального дошкольного педагогического образования, зачастую отсутствует адекватное понимание значения данного «режимного момента» и соответствующей подготовки к его проведению. В целях исключения подобной ситуации в практику ДОУ целесообразно ввести специально игровую образовательную программу.

Положительные результаты нашего экспериментального исследования дают основания рекомендовать для использования в практике ДОУ программу «Мир профессий».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог теоретического анализа психологической и педагогической литературы по выявлению подходов к формированию представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста, следует отметить, что такая проблема объективно существует. Отдельные педагогические работники дошкольных учреждений страны пытаются использовать в развивающей работе с детьми те возможности и резервы психологического и педагогического воздействия на ребенка, которые фактически представляют собой раннее профессиональное самоопределение дошкольника. Однако все существующие подходы рассматривают процесс ознакомления детей с трудом взрослых и формирования трудовых навыков и умений с различных позиций, но ни по возрастному диапазону, ни по задачам ни один из них не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка зачастую уходит из поля зрения положение о том, что этот возраст можно рассматривать как период проявления и развития ранних профессиональных устремлений, как время формирования первых профессиональных предпочтений в игровой деятельности.

Наша система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути.

К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.

Психолого-педагогическое моделирование пути раннего профессионального ориентирования дошкольников представляет собой поуровневую организацию ранней ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых, предполагает развитие у детей профессиональной направленности, формирование профессиональной составляющей «образа — Я», создающих основу для самоопределения и развития профессионально важных качеств в игровой деятельности.

Реальное развитие системы общего образования, педагогическая практика ставит в контексте умственного развития ребенка проблему научной разработки педагогической системы формирования и расширения представлений дошкольников о мире профессий, структуре профессиональной деятельности взрослых, т. е. проблему ранней профессиональной ориентации дошкольников. Задачи, связанные с решением данной проблемы, относятся к когнитивному компоненту предметной области «Профессиональное самоопределение» до-пропедевтического этапа, их решения способствуют формированию допрофес-сиональных знаний и умений. При внешней терминологической схожести ранней профориентации дошкольников и профориентации школьников и взрослых, обе структуры имеют разные назначения и задачи: первая — развивающую, вторая — функциональную.

На основе теоретического анализа научной литературы, с учетом терминологического аппарата профессионального самоопределения был сформулирован ряд понятий и определений, распространяющих и адаптирующих данный терминологический аппарат к дошкольному возрасту. Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка.

Теоретическим обоснованием подходов и технологий формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников являются общая психологическая теория игры (А.Н. Леонтьев), специальная психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин) и характеристика допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда (Е.А. Климов).

Основой ведущей деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения, возникает эмоциональная профессиональная идентификация, происходит овладение основными смыслами профессиональной деятельности, присвоение на бессознательном уровне профессиональных образов-схем и моделей межличностных профессиональных отношений, профессиональных навыков общения и типов мышления, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа — Я» дошкольника.

В разнообразии игр ребенок предпочитает какую-то группу игр или ролей определенной профессиональной направленности. Обеспечив отслеживание, регистрацию и психолого-педагогический анализ поведения, задатков, способностей, умений, проявляемых детьми в игре, необходимо определить тенденцию ближайшего профессионального развития ребенка, создавать педагогические условия для регулирования и развития отмеченных проявлений в сензи-тивных периодах.

Наблюдение, активное изучение (в том числе, например, опросник типа ДДО Е. А. Климова) (приложение 3), учёт игровой деятельности и психических проявлений в ней (по аналогии с системой И. П. Волкова) (приложение 6), их анализ дает возможность развития универсальных психических предпосылок проектирования и руководства развитием ребенка при определении профиля общеобразовательного учреждения в котором предстоит учиться младшему школьнику.

Практика показывает, что у значительной части педагогических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. Итог неутешителен: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями, репетициями и пр., что наносит прямой вред психическому развитию ребенка.

В целях решения общей проблемы разработана игровая программа для ДОУ «Мир профессий», способствующая формированию представлений о мире профессий у дошкольников, выявлению профессиональных интересов детей и направляющая развитие профессиональных устремлений ребенка, организующая целенаправленную деятельность педагогов ДОУ.

Результативность разработанного комплекса педагогических условий и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, используемые при реализации программы ДОУ «Мир профессий», определялась в ходе формирующего эксперимента в соответствии с методикой и критериями уровней сформированности представлений по трем показателям: знание названий профессий, знание содержание трудовых действий или операций, способность к толкованию назначения профессий (односложное, развернутое, расширенное).

Сопоставлением результатов констатирующего и формирующего экспериментов в экспериментальной и контрольной группах убедительно доказана эффективность разработанной программы, экспериментального комплекса условий и средств. Дети экспериментальной группы по всем показателям имеют результативность значительно выше, чем дети контрольной группы.

Апробация разработанной нами программы ДОУ «Мир профессий» и результаты проведенных в связи с этим исследований позволяют сделать следующие выводы:

— профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое мы рассматриваем как звено психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры, где продуктивное воображение становится ведущим механизмом культуроосвоение;

— исходя из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях и на разных уровнях характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии мы предполагаем, что в процессе игровой деятельности дошкольника, принятия на себя различных ролей у ребенка на бессознательном уровне формируется комплекс жизненных сценариев и программ, профессиональная составляющая «образа-Я», возникает внутренняя мотивация регшизации «образа-Я», своей социальной позиции сначала в игровой деятельности, а затем и в жизни в ситуации профессионального выбора;

— модель психологического механизма ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя последовательные этапы становления у ребенка «образа-Я-профессионал»: первый этап — метафорической субъектности («Я — профессионал в форме метафорической субъектности») — второй этап — моделирующей субъектности («Я — моделирующий себя профессионалом») — третий этап — идентифицирующейся субъектности («Я — делающий себя профессионалом»);

— если выбор профессиональной сферы оптантом «определяется бессознательными программами, закладываемыми в человека в детстве» (Э.Берн), то задача ранней профориентации дошкольника в игровой деятельности как раз и заключается в том, чтобы расширить избирательность этих «бессознательных программ» путем расширения информированности ребенка (программа ДОУ.

Мир профессий") о профессиях и профессионалах, формирования профессиональной составляющей его «образа-Я» путем организации профессионально-ролевых проб, опыта социальной ориентации, освоения сенсорных эталонов, проигрывания профессиональных ролей и сюжетов в профориентационной сю-жетно-ролевой игре.

Таким образом, исходя из изложенного, психологическое понятие «ранняя профессиональная ориентация» определяется нами также как элемент механизма социогенеза, начальный этап системы профориентации, способствующий организации допрофессионального развития универсальных психологических предпосылок личности ребенка в сензитивных периодах, личностно ориентированную психологическую поддержку и развитие природных дарований, их учет, анализ, прогнозирование и регулирование.

Результаты нашего исследования подтверждают, что понимание дошкольниками работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, происходит продуктивно в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры. Однако у многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате в педагогическом процессе игра все больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат. Забыв о том, что А. В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а Л. С. Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно потому что в ней, как отмечал А. Н. Леонтьев, развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимулов к учебе. Нет игры у дошкольника — нет интереса к учебе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно: хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок уже «все знает» и к школе готов.

Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детских игр, показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и с точки зрения их классификации. Предлагаемая С. Л. Новоселовой (1997) классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящую от субъектов игры, и выделяет разнообразие подвидов игр, согласовывая их с возрастом ребенка.

На наш взгляд из выделенных ею подвидов сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических игр целесообразно особо выделить профориентационные сю-жетно-ролевые игры и профориентационные сюжетно-дидактические игры, (приложение 4).

Профориентационную сюжетно-ролевую игру" мы определяем как сю-жетно-ролевую игру, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, возникает эмоциональная профессиональная идентификация, происходит присвоение на бессознательном уровне профессиональных образов-схем и моделей профессиональных межличностных отношений, профессиональных навыков общения и типов мышления.

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. Она начинает преобразовывать полученные в процессе социализации ребенка знания о профессиональной деятельности взрослых в доступный ему опыт, посредством которого ребенок присваивает их, проведя через «экспрессивные и неэкспрессивные области сознания и предсознания в бессознательное» (Хоу), формирует в нем (в бессознательном) так называемые «бессознательные программы» жизненных сценарий (Э.Берн).

Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое развитие личности ребенка, сформирован-ность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достойный уровень самосознания.

Современные теоретические и методические разработки ознакомления дошкольников с социальной действительностью, заложенные в основу современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений, труды С. JI. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, В. А. Петровского дают те теоретические основания, которые позволяют определить основные условия, средства и способы развития профессионально важных качеств и профессиональных устремлений ребенка дошкольного возраста, находящиеся в области игровой и трудовой деятельности ребенка при реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.

В общем плане игра и труд различаются по мотивам деятельности: игра характеризуется тем, что ее мотив лежит не в результате действия, как это имеет место в труде, а в самом процессе действования, в тех переживаниях, которые в связи с этим возникают. Содержанием сюжетно-ролевой игры, как наиболее развитой формы игры в дошкольном возрасте, является отражение социальных отношений между взрослыми, реализация внутренних мотивов занять определенную социальную позицию. Ролевые выказывания составляют основную особенность общения дошкольников в процессе ролевой игры, посредством которых и моделируются социальные (в том числе и профессиональные) отношения взрослых.

Выделяемые Е. А. Климовым и В. И. Тютюнником пять психологических признаков субъекта труда (ППСТ), мы считаем, целесообразно дополнить шестым признаком — профессиональное устремление и как возрастной этап: раннее (первичное) профессиональное устремление .

Раннее профессиональное устремление дошкольника мы определяем как возникновение внутренней мотивации занять социальную позицию значимого взрослого, который является его исходным «образом мира».

Таким образом, выводы, сделанные на основании проведенных исследований подтверждают достоверность всех положений исходной гипотезы. Игровую воспитательно — образовательную программу ДОУ «Мир профессий» целесообразно рекомендовать для практического использования в образовательном процессе ДОУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Место игры в жизни ребенка // Дошкол. воспитание. -1978.-№ 10.- С. 22.
  2. Т. Связь игр детей с трудом // Дошкол. воспитание.-1978.-№ 12.-С. 38.
  3. А.Г. Психология в век психологии. // Вопр. психологии. -1999.-№ 1.-С. 3−12.
  4. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  5. У. А. Дошкольный возраст.- М., 1948.
  6. Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду.- М., 1992.
  7. А. Организация взаимовлияния в игре // Дошкол. воспитание.- 1972.- № 6.- С. 46 50.
  8. Р.С. Некоторые вопросы профориентации и выбора профессии в школах Англии и США//Совет, педагогика.- 1976.- № 10.- С. 131−138.
  9. Барсукова J1. К вопросу об игре // Дошкол. воспитание.- 1980.- № 10.-С. 15.
  10. Т. Взаимоотношения старших дошкольников в сюжет-но-ролевой игре // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 1.- С. 11.
  11. Н. О подготовке детей к сюжетно-ролевой игре // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 6.- С. 12
  12. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.-М.: ACT, 1996.
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание: (пер. с англ.) — М.: Прогресс, 1986.
  14. Э. М., Смирнова Я. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М., 1991.
  15. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. // Автореф. дисс.. д. пед. н.- М., 1966.
  16. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  17. А. К. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1983.
  18. А. К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991.
  19. Н.В., Реан Л. А. Педагогика.- СПб: Наука, 2000.
  20. А. Взаимоотношение детей в игре // Дошкол. воспитание.- 1972.-№ 4.-С. 16
  21. М. Формирование представлений о труде шофера // Дошкол. воспитание.- 1989.- № 6.- С. 19
  22. В. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства трудовой деятельностью // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 1.- С. 12
  23. М. О дальнейшем совершенствовании руководства игровой деятельностью детей // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.- С. 7
  24. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского.- М., 1996.
  25. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста //Дошкол. воспитание.- 1972.- № 1.- С.30−36
  26. Венгер Л.А.,. Пилюгтня Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры речи.-М., 1988.
  27. Л. А. Психологическое развитие в игре и подготовка детей к школе: руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы). / Под ред. М. А. Васильевой.- М., 1986.- С. 13.
  28. Л. А. и др. Программа «Развитие»: (основные положения).-М.: Новая школа. 1994.
  29. Взаимодействие взрослого с детьми в игре (из опыта работы Ми-хайленко Н. и Коротковой Н.) //Дошкол. воспитание.- 1993.- № 4.-С. 18−23.
  30. Л. Создание условий для игровой деятельности // Дошкол. воспитание.- 1979. -№ 10.- С. 41.3 1. Волков И. П Учим творчеству.- М.: Педагогика, 1982.
  31. И. П. Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение. 1982.
  32. И. П. Цель одна дорог много.- М.: Просвещение, 1983.
  33. В.Я. Творческие игры старших дошкольников.- М., 1981.
  34. Воспитание детей в игре. / Сост. А. К. Бондаренко. Л. И. Матусик.-М., 1983.
  35. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М., 1974.- 192с.
  36. Т. Строительно-конструктивные игры. // Дошкол. воспитание.- 1979. -№ 6.- С. 27
  37. Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка. // Дефектология. -1966.- № 6.-С. 12
  38. Л. Г., Гусейнов А. З. Цели и задачи воспитания.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001.- 26с.
  39. Л. Г., Корнюшкин Н. II. Основы педагогики: Метод, пособие.- Саратов: Изд-во СГУ, 1994.- 146 с.
  40. Г. Отображение социальных отношений в игре // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 8.- С. 35
  41. Р., Васильева Л. Использование наглядных моделей при подготовке детей к сюжетно-ролевой игре // Дошкол. воспитание, — 1979.-№ 6.- С. 39
  42. В. О роли игры в жизни дошкольника. //Дошкол. воспитание.-1995.- № 8.-С.32
  43. В. Игра это отражение жизни // Дошкол. воспитание. -1995. -№ 8. -С. 20
  44. Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. А. Азбука общения.- СПб., 1998.
  45. В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
  46. С. Сюжетно-ролевая игра в осуществлении комплексного подхода к воспитанию детей // Дошкол. воспитание.- 1984.- № 2.-С. 19
  47. В. Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер., 1999.
  48. И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991. -С.238 243.
  49. B.C. Выбор профессии : социальные, экономические и педагогические факторы.- Киев- Одесса, 1982.
  50. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Псих, журн.- 1998.- Т. 19, № 4.- С.80- 87.
  51. Г. И., Еремина С. В. Принципы формирования дидактических терминов // Педагогика.- 1999.- № 5.- С. 18.
  52. Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980.- 159 с.
  53. Р.И. Игра и её педагогическое значение.- М., 1975.112с.
  54. Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963.
  55. Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкол. воспитание.- 1988.- № 10.- С. 54.
  56. А. В. проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. науч. тр.- М., 1978.
  57. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников.- М., 1988.
  58. В. Знакомим детей с трудом хлеборобов // Дошкол. воспитание.- 1985.-№ 8, — С. 17
  59. Е.В. Формирование игровой деятельности в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Дошкол. воспитание.-1983. -№ 12.- С. 25.
  60. Е. В. Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.
  61. Е.В., Комарова Н. Педагогические условия формирования игры. // Дошкол. воспитание.- 1988.- № 6.- С. 6- 1988.- № 7.- С. 13- 1989. -№ 5.- С.31
  62. Е.В., Новоселова С. Руководство формированием игры // Дошкол. воспитание.-1981.- № 4.- С.31
  63. Н. Роль трудовых умений в обогащении сюжета игр детей // Дошкол. воспитание.- 1982.- № 12.- С.20
  64. В.В. Психология детства.-М., 1996.
  65. В.П., Моргунов Е. Б. «Человек развивающийся». Очерки российской психологии.- М., 1974.
  66. Игра дошкольника. / Под ред. JI. А. Абрамяна., Антоновой Т. В. и др.- М., 1989. 286 с.
  67. Игра дошкольника. / Под ред. С. А. Новоселовой.- М., 1989.
  68. Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопр. психологии.-1997.- № 6.- С. 48 57.
  69. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся.- М., 1983.
  70. И. О сюжетно-ролевых играх // Дошкол. воспитание. -1977.-№ 5, — С. 24.
  71. Э. Игра как форма организации жизни детей. // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.- С. 25.
  72. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.- М.: Изд-воМоск. ун-та, 1986.- 142 с.
  73. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах, — М., 1968.
  74. Е.А. О специфических требованиях к построению психодиагностического процесса в целях профконсультации II Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1974.- С.80- 81.
  75. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Науч. тр. ВНИИ профтехобразования.- Л., 1976.
  76. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. // Вопр. психологии.- 1984, — № 4.
  77. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога -профессиоведа//Псих, журн.- 1994.-№ 4.-СЛ30−136.
  78. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 1995.- № 1.- С.8−18.
  79. Е.А. Психология профессионала.- М., Воронеж, 1996.
  80. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для вузов, — Ростов н:/Д.: Феникс.-1996.- С. 506.
  81. Е.А. Введение в психологию груда. Учебник для вузов.-М.: Культура и спорт, — 1998.- 350 с.
  82. Е.А., Королькова Г. Ф. Эмоциональные переживания как психодиагностические индикаторы в системе профконсультации учащихся // Тезисы симпозиума «Психодиагностика и школа».- Таллин, 1980.-С.25- 32.
  83. О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.- СПб., 2000. -336 с.
  84. С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью,— М.: Академия, 1998.
  85. С.Ф. Особенности личности старшего дошкольника // Вопросы психологии личности. / Под ред. Е. И. Игнатьева.- М., I960.- С. 160 167.
  86. Т. Где работают папы и мамы // Дошкол. воспитание. -1985.-№ 2.-С. 44.
  87. Э.А. Становление двигательных возможностей детей как предмет психолого-педагогического проектирования. //Автореф. канд. дисс. -М., 1995.
  88. Э.А. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности // Учеб. метод, пособие. Материал спец. курса по теме: «Психология игры». -Балашов, 1997.- 150 с.
  89. Коломинский Я. J1., Жизневский, Б.П. Социально- психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психологии.- 1986.- № 5.- С. 38 44.
  90. Контаутене 3. Самостоятельная игровая деятельность // Дошкол. воспитание.- 1976.- № 5.- С. 13.
  91. Г. А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома // Научно практические проблемы школьной психологической службы.- М., 1987.- Т.П.
  92. Ю. Формирование творческой активности в игре // Дошкол. воспитание.- 1989.- № 12.- С. 41.
  93. Г. Психология развития.-СПб.: Питер, 2000.
  94. JI. И. Опыт ранней профориентации // Дошкол. воспитание.- 1991,-№ 10,-С. 39−44.
  95. Н. К. Педагогические сочинения.- М., 1963, — T. l 1.-С.542.
  96. М. США: как приобщают детей к труду //Дошкол. воспитание. -1990.- № 6.
  97. Н.М. Формирование способов усвоения системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста // Совершенствование умственного воспитания дошкольного возраста.- Челябинск, 1984,-С. 48- 56.
  98. Кто есть кто в России и ближнем зарубежье: Справочник.- М.: Новое время, 1993.
  99. И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии // Способности и деятельность.- Ярославль, 1989.
  100. Г. Формирование игровых умений у детей // Дошкол. воспитание. -1987.- № 8.- С. 37.
  101. А.А. Проблемы развития психики.- М., 1981.
  102. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1.- М., 1983.- С. 281 -323.
  103. А.Н. Философия психологии / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева.- М.: МГУ, 1994.- С. 286.
  104. Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкол. воспитание.- 1990.- № 7.- С. 18.
  105. М. Н. Проблема онтогенеза общения.- М., 1996.
  106. В. И., Бабаева Т. И., Ножкина А. Н. Детство программа развития и воспитания детей в детском саду.- СПб., 1997.
  107. В.И., Мишарина Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 10.
  108. В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых // Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- Л., 1976. -С.142 153.
  109. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. д. пед. н.- Л., 1984.
  110. В.И., Бабаева Г. И., Ножкина Н. А. / Под ред. Г. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- СПб., 1996.- 224 с.
  111. В.И., Крылова Н. М. Особенности знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.- Л., 1978.- С. 12 28.
  112. А. В. О народном образовании.- М., 1953.- С. 541.
  113. А. Р. Об историческом развитии познавательного процессов.- М.: Наука. 1974.
  114. Е. В., Пашков А. С. Распределение трудовых ресурсов- правовые вопросы. -М., 1990.
  115. В. Воспитание ребенка в игре // Дошкол. воспитание. -1978.-№ 6,-С. 22.
  116. А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.
  117. Т. Игра и труд в дошкольном детстве // Дошкол. воспитание.- 1995. -№ 12.- С. 12.
  118. Г. Воспитание доброжелательности в сюжетно-ролевых играх. //Дошкол. воспитание.- 1978. -№ 4.- С. 22.
  119. Д. В. Воспитателю о детской игре.- М., 1992.
  120. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Сост. J1. В. Русакова. -М., 1986.
  121. С. Психология игры, университетская книга.- СПб., 1999.
  122. Н. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.- С. 17.
  123. Н., Короткова Н. Формирование замысла совместной сюжетно-ролевой игры//Дошкол. воспитание. -1981.- № 11.- С. 14.
  124. Н., Короткова Н, Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры // Дошкол. воспитание. -1989. № 4- № 6- № 7- № 8.
  125. Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком.- М., 1990.- 160 с.
  126. JI.A. О формировании знаний о труде взрослых у детей 2−4 лет: Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.- Сб. науч. тр. ЛГПИ им. Герцена: Л., 1978.
  127. М., Монтессори материал. Российский монтессори -центр. -М.: Мастер, 1992.
  128. B.C. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. -М., 1997.-С.165 -250.
  129. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. -М&bdquo- 2000.
  130. Я.З. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников.-М.: Просвещение, 1985.
  131. Р., Седж Н. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми//Дошкол. воспитание.- 1981.-№ 11.-С.17.
  132. . Н. Развивающие игры.- М., 1990.
  133. С. Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны // Дошкол. воспитание.- 1988.- № 8 -С.9.
  134. Новоселова С. J1. О новой классификации детских игр // Дошкол. воспитание. -1997.- № 3.- С. 84.
  135. Образовательная работа в детском саду по программе «развитие"/ Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской.- М, 1996.- 64 с.
  136. Обухова J1. Ф. Этапы развития детского мышления.- М., 1972.
  137. Обухова J1. Ф. Детская психология.- М., 1995.
  138. Л.Ф. Возрастная психология.- М, 1996.
  139. Т. И. Физическая культура в детском саду.- ML, 1986.
  140. Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей // Дошкол. воспитание.- 1995.- № 10.- С. 23.
  141. Педагогика в понятиях и определениях./ Сост. Г. И. Железовская.-Саратов- Изд-во СГУ, 1991.- 56 с.
  142. Н.А. Педагогические условия формирования игры // Дошкол. воспитание.- 1988.-№№ 6- 7.
  143. Э. Самостоятельность детей в сюжетно ролевых играх и воспитание коллективных отношений / Пер. с болг. // Дошкол. воспитание. -1972.-№ 5.-С.70- 73.
  144. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психологии. -1987,-№ 1.- С. 24.
  145. В. А. Личность в психологии, — Ростов н/Д., 1996.
  146. В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1993.
  147. П.И. Педагогика. -М., 1996. -С. 39.
  148. А.Н. В.Г. Белинский о первоначальном формировании личности ребенка // Дошкол. воспитание. -1972.- № 10. -С.24 32.
  149. Г. В. Письма без адреса: Письмо третье // Собр. соч. в 20 т. -М., 1924.-Т. 14.
  150. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Р.Ф. // Вестн. образования.- 1997.- № 5.- С. 39−48
  151. Н. Развитие игровой деятельности. // Дошкол. воспитание.- 1982.-№ 10.- С. 8.
  152. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1997.
  153. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой.-М., 1986.
  154. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1987.191с.
  155. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.- Воронеж, 1996.
  156. Н.С. Психологический смысл труда.- М.- Воронеж, 1997.-351с.
  157. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина // Сб. Педагогические чтения. -М.: АПН., 1957. -148с.
  158. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М.: Педагогика Пресс, 1996.
  159. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского.- М.: Аспект -Пресс, I995.-C.76- 149.
  160. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1987.-С.56- 57.
  161. Г. Творческие игры // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 12.1. С. 27
  162. Й., Поппер П. Секреты личности. -М., 1983.
  163. Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые общения // Дошкол. воспитание. -1984.- № 2.- С. 43.
  164. Е. Влияние наблюдений на развитие сюжета игры. // Дошкол. воспитание.- 1985.-№ 5. -С.40.
  165. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989.- С. 64 93,
  166. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы) / Под ред. М. А. Васильевой.- М., 1986.- 109 с.
  167. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./ Сост.: Е. Н. Тверитина, JI.C. Барсукова Под ред. М. А. Васильевой.- М., 1986.- 112 с.
  168. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.- С.49−55.
  169. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998.
  170. С.Д. Психология образа.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  171. Е. О. Психология ребенка. Учебник для мед. вузов и училищ.
  172. А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М., 1987.- 97 с.
  173. Л. Некоторые вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми // Дошкол. воспитание.- 1983.- № 9. -СЛ 2.
  174. А.С. Игра это серьезно.- М., 1981.- 144 с.
  175. В.И. Профориентация : вопросы теории и практики // Школа и производство, — 1988.-№ 10. -С. 10 14.
  176. Л. Д. Основы психологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
  177. Столяренко J1. Д. Детская психодинамика и профориентация. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
  178. Ю.К. Операционно смысловые структуры профессионального опыта // Вестн. Московского университета. Сер. 14. Психология.1990. -№ 3.- С. 50 55.
  179. Е. В. Ребенок открывает мир.- М.: Просвещение, 1991.
  180. С.Ф. Формирование знаний о составе трудовых процессов у детей 4−5 лет // Оптимизация учебно воспитательного процесса в детском саду.- Л., 1985.- С. 132 — 138.
  181. Н. Руководство совместными сюжетно-ролевыми играми в малокомплектном детском саду. // Дошкол. воспитание.- 1987. -№ 2.-С.24.
  182. .М. Способности и одаренность.// Учен. зап. Ин-га психологии.- М., 1941, — Т.2.
  183. Я. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. -М., 1986.
  184. Н. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры // Дошкол. воспитание.- 1989. -№ 8, — С. 63.
  185. В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда / Дисс. докт. ист. н. -М.: МГУ. 1994.
  186. В.И. Основы психолого педагогического исследования творческого труда дошкольников.- М., 1992.
  187. В.И. Психолого педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта груда в дошкольном возрасте // Весг. МГУ. Серия 14. Психология. -1989. -№ 4.- С. 39 — 48.
  188. Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США: Дисс. к. псих. н.-М., 1972.
  189. Г. А. Дошкольная психология, — М., 1996.
  190. А.П. Роль игры в воспитании детей.- М., 1976. -96 с.
  191. Учебные стандарты школ России. Кн.2. Естественно-научные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева и др.- М., 1998.
  192. В. Формирование представлений о профессиях (посредством сюжетных игр) // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 10. -С.64 69.
  193. Д.И. Детство как социально- психологический феномен и особое состояние развития // Вопр. психологии. -1998.- № 1, — С. З 20.
  194. Р. О формах работы с педагогическими кадрами по организации игровой деятельности детей. // Дошкол. воспитание. -1981. № 10. -С. 27.
  195. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира. // Вестн. МГУ: Серия 14. Психология. -1990.- № 3. -С.42 50.
  196. Л. О формировании взаимоотношений в играх. // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 8. -С. 29.
  197. Г. А. Виды общения в обучении. -Томск., 1993.
  198. Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко, Я. Л. Агеевой. -М., 1991.
  199. Чего на свете не бывает.-М: Знание, 1994.
  200. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М., 1981.
  201. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996.
  202. С.Т. Педагогические сочинения.- М., 1965.- Т.4.- С. 145.
  203. Г. П. Методические замечания педагогическому исследованию игры. // Психология и педагогика игры дошкольника.- М., 1966.
  204. Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3−5 лет в игре.- М., 1984.- 80 с.
  205. С. А. Игра и дети.- М: Знание, 1968.
  206. Г. Формирование сюжетно-ролевых игр. // Дошкол. воспитание.- 1978.- № 9.- С. 35.
  207. Д. Творческая игра.-М., 1995.-192 с.
  208. Д. Б. Детская психология. -М., 1960.
  209. Д.Б. Психология игры.- М., 1978.- С.271 294.
  210. Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.- Воронеж, 1995.
  211. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т.21.- С. 161.
  212. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое настоящее.- М.: Мартис, 1995.
  213. JI. Руководство игровой деятельностью детей. // Дошкол. воспитание.- 1981.- № 3.- С. 9.
  214. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопр. психологии.- 1999. -№ 3. -С.39 48.
  215. В., Гриневский А. Игры для детей.- М., 1992.- 80 с.
Заполнить форму текущей работой