Лингвостилистический анализ художественного текста (через систему образов) как средство формирования речевых умений младших школьников
Диссертация
Начинать необходимо с изложения прочитанного, что должно быть главным в устной работе на первом и втором годах обучения, необходимо также предлагать ученикам краткие описания знакомых предметов и рассказы о повседневном или исключительном событии из жизни, особое внимание следует уделять написанию писем с определенным содержанием. На третьем году обучения рекомендуются, кроме писем, еще… Читать ещё >
Содержание
- Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- 1. 1. Лингвостилистический анализ художественного текста
- 1. 2. Литературоведческие основы формирования умения анализировать художественный текст
- 1. 3. Психолого-педагогические основы организации речевой деятельности младших школьников
- Выводы по первой главе
- Г л, а в, а II
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Основные направления теории и практики обучения связной речи в начальной школе
- 2. 2. Определение уровня умения анализировать художественный текст (через систему образов) младшими школьниками. Констатирующий эксперимент
- Выводы по второй главе
- Г л, а в, а III
- СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ ЧЕРЕЗ ПОСТРОЕНИЕ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ
- 3. 1. Методика работы по формированию умения анализировать художественный текст (через построение схемы системы образов)
- 3. 2. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Айдарова Л.И., Савельева Т. М. О возможности овладения младшими школьниками методом лингвистического анализа // Вопросы психологии.- М., 1972. N 3. — С. 85−95.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1987. — 114 с.
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях.- М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
- Антропова М.В. О выявлении динамичных личностных смыслов поэтического текста // Текст: структура и функционирование. — Барнаул: АТУ, 1994. —С.4−12.
- Аристотель. Об искусстве поэзии, ГИХЛ. — М., 1957.
- Арутюнова Н.Д. Прагматика // ЛЭС. — М., 1990. С. -390.
- Архипова Е.В. Вопросы речевого развития младшего школьника: Учебное пособие к спецсеминару для студентов- заочников факультета педагогики иметодики начального образования.- Рязань: Изд-во PI НУ, 1995.- 92 с.
- Астафурова А.П. Методика работы над деловым и художественным описанием предмета в 4 классе: Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1976. -19с.
- Ахтырская E.H. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов: Автореф. дисс.канд.пед.наук. — М., 1998. — 16с.
- Бабенко Л.Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. — Екатеринбург, 2000. — С. — 62−63.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 443с.
- Белунова Н.И. Комфорт речевого общения (Дружеское письмо) //Русский язык в школе. -1996. — № 5. — С.80−84.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста.-М.: Изд-во МГУ, 1988.- 122 с.
- Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста //Очерки психологии детей. — М.: АПН РСФСР, 1950. — 315с.
- Болотова НС. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Томск, унта, 1992.-126с.
- Болотова Н.С. Художественный текст как фактор коммуникации и его смысловая интерпретация. // Культура и текст: Материалы междунар. науч.конф. 10−11 сентября 1996 г. Вып. I. Лингвистика текста. СПб. — Барнаул, 1997. -345с.
- Болотова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, Изд-во Томск, ун-та, 1994. -53с.
- Будагов P.A. Закон многозначности слова // Человек и его язык. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 429 с.
- Буланова С.Ю. Изучение младшими школьниками качественных прилагательных в условиях их функционирования в тексте-описании: Ав-тореф. дисс. канд.пед.наук. — СПб, 1996. — 18с
- Бунеева Е.В. Работа над многозначностью слова в системе развития речи учащихся на уроках русского языка // Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку: Методические рекомендации. — М.: Изд-во МГПИ, 1980.—С. 43−44.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Книга для чтения. (1−4 кл.).- М.: «Баласс», 1998.- 286 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Тетрадь по чтению (1−4 кл.).- М.: «Баласс», 1988. — 96 с.
- П.Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. — М: Просвещение, 1992. -512с.
- Быкова В. Г., Терентьева A.B. Методические рекомендации по повышению эффективности работы с изложением.- Смоленск, 1997.
- Васильева А.Е. Восприятие и продуцирование текстов юмористического характера как способ речевого развития учащихся 5 класса: Авто-реф. дисс. канд.пед.наук. — СПб, 1994. — 21с.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1983. — 128с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. / Григорьева
- B.Г., Зимняя И. Ф., Мерзлякова В. А. и др. — М.: Русский язык, 1985.-116с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности в практике преподавания русского языка как иностранного. Сб. науч. тр. Вып.346. М.: МГИИЯ им. М. Тореза, 1989, — 96с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: АН СССР, 1963.-255с.
- Виноградов В.В. Язык художественного произведения. // Вопросы языкознания.- М.: Ан СССР, 1954.- № 5. Сб.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 92с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2005. — 352с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.-139с.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст»//Вопросы языкознания. — 1974. — № 6. -С.8−19.
- Гаспаров Б.Н. О месте лингвистики текста в общеязыковой модели // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. — М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. С. 73- 77.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1965.- 408с.
- Гиндин С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ. Дис.канд. филол. Наук. — М., 1972.
- Гитович И.Е., Адельгейм И. Е. Мой язык. Как я говорю, думаю, читаю, пишу: Учебник для 4 класса. — М.: Баллас, 1995. — 192с.
- Граник Г. Г., Соболева O.B. Путешествие в Страну Книги. Ч. 1. В гостяху Приставалок: учимся беседовать с текстом. — М., НПО «Образование», 1997. —256 с.
- Граник Г. Г., Соболева О. В. Путешествие в Страну Книги. Ч. 2. В гостяху Щелкунчиков: учимся извлекать смысл. — М.: НПО «Образование», 1998,—256 с.
- Граник Г. Г., Соболева О. В. Путешествие в Страну Книги. Ч.З. В Стране
- Вообразилия: учимся воображать. — М.: НПО «Образование», 1998. —192 с.
- Граник Г. Г., Соболева О. В. Путешествие в Страну Книги. Ч. 4. В Изумрудном городе: учимся мудрости и красоте. — М.: НПО «Образование», 1998. —256 с.
- Гуськова Е.В. О сочинении загадок и составлении кулинарных рецептов // Начальная школа. -1996. — № 12. — С.40−42.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.
- М.: Просвещение, 1979. — 288с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанное на содержательном обобщении.1. Томск, 1992. —111 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / Рос. Акад. образования. Психол. ин-т, Междунар. Ассоц. «Развивающее обучение». — М.:ИНТОР, 1996. —544 с.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты — миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. — 2-е издание, — М: Финкт и Наука. 2000.—144 с.
- Демидова Н.И. К анализу грамматических ошибок в детской речи // Вопросы методики русского языка: Сборник научных работ. —Рязань: Изд-во Ряз. Гос. Пед. ун-та, 1998. — вып.З. — С. 17−18.
- Демидова Н.И. О работе учителя над грамматической правильностью речи младших школьников // Вопросы методики русского языка: Сборник научных работ. —Рязань: Изд-во Ряз. Гос. Пед. ун-та, 1998. — вып.З. — С. 13 — 16.
- Демидова Н.И. Тексты задания для развития речи младших школьников. — Рязань, Ряз. пед. ин- т, 1992. — 107 с. (с рис.).
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. -176 с.
- Доблаев Л.П. Формирование приемов понимания текста // Текст и познавательная деятельность. Вып. 1. — Саратов, 1974. С50 -122.
- Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие. Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 1987.-72с.
- Дранишников В.И. История родного края. — Мурманское книжное издательство, 1993. — 115с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации М: Наука, 1984. -104с.
- Дымарский М.Я. Текстовая компетенция и языковая личность школьника. // Языковое образование и воспитание языковой личности (в школе и вузе): Материалы межвуз. семинара, СПб., 20−21 апреля 1995 г. СПб.: Образование, 1995. — С. 33−35.
- Ефименова Л.Н. Коррекция учебной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
- Желтовская Л.Я., Купалова А. Ю., Климанова Л. Ф., Бокарева Д., Пронина О. В. Программа «Введение в русскую словесность» для четырехлетней начальной школы (2−4 классы)//Начальная школа. -1996. — № 10. —С.9−25.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // Русский язык в школе. -1985. — № 1 — С.47−55.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 159с.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III- VII классов. Известия АПН РСФСР, вып.78. — М.: Известия АПН РСФСРД956. — С. 141−256.
- Закожурникова М.Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н.С, Матвеева А. Н. Русский язык: Учебник для 1 класса трехлетней начальной школы. — М.: Фирелия, 1996. — 127с.
- Закожурникова М.Л. Устное и письменное сочинение в I и II классах. — М.: АПН РСФСР, 1950. -16с.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.Волина.
- М.: Просвещение, 1991. — 368с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М.: Русский язык, 1981.— 113с.
- Залевская А.А. Некоторые особенности знаний как опоры мышления при восприятии текста // Мышление и текст: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, Ивановск. гос. ун-т, 1992. — С. 67−74.
- Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. — М.: Русский язык, 1988.-48С.
- Зеленина Л.М., Жуйков С. Ф., Хохлова Т. Е., Карлсен Е. Г. Информационно-методическое письмо об учебнике «Русский язык. 2 класс (1 -3)» // Начальная школа. -1996. — № 10. — С.39−46.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения / Оптимизация речевого воздействия. — М.: Наука, 1990. — С.161−169.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). — М.: Просвещение, 1989. — 219с.
- Золотова Г. А. Говорящее лицо и структура текста//Язык-система. Языктекст. Язык — способность. — М.: Наука, 1995. — С.120−128.
- Золотова Г. А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. — М.: Наука, 1979. — С.113−133.
- Золотова Г. А Роль ремы в структурной организации и типологии текста. Синтаксис текста М.: Наука, 1979.- 43с.
- Золотова Г. А. Синтаксис текста. Вступительная статья. — М: Наука, 1979, —С.3−4.
- Иванов М.И. Строение абзаца и его пунктуация// Русский язык в школе, 1950, № 3. — С.16−20.
- Ивченко П.Ф. Учимся редактировать. // Русский язык в школе. -1995, № 6. -С.40−42.
- Ивченко П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. Русский язык в школе. 1990. -№ 5.
- Ильенко С.Г. Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц // Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц. — Л.: ЛГПИ, 1988. — С.3−12.
- Ильенко С.Г. Предложение в текстовом аспекте // Предложение в текстовом аспекте. —Вологда: ВГПИ, 1985. — С.3−14.
- Ильенко С.Г. Актуальные проблемы развития речи// Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи»: Межвузовский сборник научных трудов. — Л.: ЛГПИ, 1979. — С.6−12.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. Материалы к спецкурсу — М.: Б.И., 1992. — 126 с.
- Ипполитова H.A. Программа курса «Практическая стилистика для 8−9 классов»//Русский язык в школе. -1992. — № 3−4. — С.71−74.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе. М.: Наука, 1992.- 125с.
- Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской. — М. Педагогика, 1974. — 168с.
- Каган М.С. Философия культуры. — СПб: Петрополис, 1996. — 414с.
- Каган М.С. Мир общения. — М. Политиздат, 1988. — 315с.
- Каган М.С. Система и структура // Системные исследования. Методологические проблемы. — М.: Наука, 1983. — С.86−107.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С., Дидактика (начальные классы). — М.: Просвещение, 1978. -239 с.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация. — М.: Высшая школа, 1990. — 152с.
- Каменская О.Л. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). — М.: Наука, 1976. — 264с.
- Каноныкин Н.П., Щербакова H.A. Методика преподавания русского языка в начальной школе. — Л.: Учпедгиз, 1955. — 644с.
- Капинос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5−7 классы. — М.: Просвещение, 1991. — 192с.
- Капинос В.И. О соотношении репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию речи учащихся // Русский язык в школе, 1979, № 6.-С. 16−20.
- Капинос В.И. Речеведческие понятия и их специфика и функция в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе, 1988, № 1, -С. 29−18.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. -1978. — № 4. — С.21−30.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.-259с.
- Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы психологии. 1984, № 4. -С.3−12.
- Карепина А.И., Рогалева Е. И. Обучение созданию текстов в форме письма // Начальная школа. -1994. — № 5. — СЛЗ-18.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. — М.: Просвещение, 1976. — 239с.
- Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для студентов филол. спец. ун-тов/А.Н.Кожин, О. О. Крылова, В. В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
- Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь: Перм. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1966. — 213с. со схем.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993. — 221с.
- ИЗ. Кожина М. Н. Диалогичность письменной речи как проявление социальной сущности языка // Методика и лингвистика. Иностранный язык для научных работников. — М.: Наука, 1981. — С. 187−214.
- Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жан-ров//Русский язык в школе. — 1997. — № 1. — С.25−33.
- Котляр Т.Р. О некоторых особенностях построения текста // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1.-М: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. — С. 143−146.
- Коханов В.Д. Певцы зимнего леса. — Мурманское книжное издательство, 1976. -57с.
- Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функции, типологии, принципы, оценки: Автореф. дне.канд. пед. наук: 13.00.02-М., 1985.- С. 78−85.
- Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. — Куйбышев: ПИ, 1980. — 78с.
- Купина H.A. Модель целостного лингвистического анализа художественного текста// Структура и семантика текста. Межвуз. сб. научных трудов (Редкол.: д-р филол. паук И. Я. Чернухина (отв. ред.) и др.). Воронеж, 1988. -С5−13.
- Купина H.A. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмы-слового анализа. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. — 160с.
- Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи // Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку: Сб.науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. — М.: МГПИ. 1979. —С. 20−23.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. — М-: Педагогика, 1974. — 256с.
- Ладыженская Т.А. Система упражнений по развитию связной речи// Совершенствование методов обучения русскому языку (Сб. статей) Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.- С.43−47.
- Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс. — М.: Педагогика, 1992. — 287с.
- Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И. Программа нового курса «Речь и культура общения»//Начальная школа. — 1990. — № 8, —С.21−24.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975. — 255с.
- Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям. — М.: Просвещение, 1973.-118с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. — М: Просвещение, 1969. -212с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. — Л.: Наука, 1967. — 116с.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. — М.: Наука, 1965. — 245с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / Под ред. В. В. Давыдова. — М: Педагогика, 1983. — 318с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1981. — 584с.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. — М.: Педагогика, 1971.-316с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. —304с.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Сб. научных трудов. Вып. 103.-М.: МГПИИЯ, 1974. — С.62−63.
- Леонтьев A.A. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол. наук A.A. Леонтьев. — М., 1971. -С.21−28.
- Леонтьев A.A., Рябова Т. В. Фазовая структура речевого акта и природа планов // Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению) / Под ред. A.A. Леонтьева — Тбилиси, 1970. — С.27−32.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол. наук A.A. Леонтьев. — М., 1974. —С.5−20.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. — Новосибирск, 1987. — 89с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. -685с.
- Лосева Л.М. Как строится текст. Пособие для учителей/ Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Просвещение, 1980. -96с.
- Лосева Л.М. Основные функциональные типы ССЦ // Русский язык в школе, 1977, № 1.- С.90−94.
- Лосева Л.М. Как строится текст. — М.: Просвещение, 1980. — 96с.
- Лунева В.П. Синтаксис связной речи. С.С.Щ. — Пермь: ПТУ, 1982. — 84с.
- Лунева В.П. К изучению синтаксиса связной речи в школе // Русский язык в школе, 1970, № 5. — С.68−71.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. 1985, № 4. -С.42−47.
- Львов М.Р. Работа над сочинениями в начальной школе: Пособие для учителей. — М: Просвещение. 1974. — 160 с.
- Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. -1993. — № 1. — С.21−25.
- Львов М.Р. Словарь — справочник по методике русского языка. — М.: Просвещение, 1988. — 239с.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Просвещение, 1987. — 415с.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. Выпуск I. — М. МГПИ, 1978.-81С.
- Ляудис В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 145с.
- Макарова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1975. — 239с.
- Мали Л.Д., Арямова О.С, Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь» — Пенза, 1994. — 95с.
- Мамушин В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. — М.: Педагогика. 1974. — С. 32−48.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. — 96с.
- Мартыненко Л.В. Обучение сочинениям на лингвистическую тему в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка. Авторсф. дис. канд. пед наук: 13.00.02. — М. 1994.-16с.
- Маслов Б.А. Механизмы связи предложений в тексте // Лингвистика текста. Отв. ред. д-р филол. наук, проф. И. И. Чернышева. Вып. 103. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1976. — С.71−75.
- Маслов Б.А. Проблемы лингвистического анализа связного текста: Надфразовый уровень. -Таллин, 1975.
- Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте: Учебное пособие к спецкурсу. Л.:РГПУ, 1991. -59с.
- Матвеева А.Н. Обучение русскому языку в первом классе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1995. — 11с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 144с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах. (Оморокова М.И.) Книга авторизованного изложения / Моск. экспер. гуманит. ун-т—М.: МЭГУ, 1992. — 146с.
- Методические рекомендации по обучению работе с текстом на уроках русского языка в 8−9 классах / Составители Г. П. Грачев, Т. Н. Сокольницкая, АА.Шорин. -Л.: ЛГПИ, 1990. — 42с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. — М.- Наука, 1996. — 205с.
- Мещерекова М.И. Сочинение: секреты успеха. -М.: Рольф, 2001. — 256 с.
- Мещеряков В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии текста. Автореф. дис. д.п.н. -М., 1986. -28с.
- Мурзин JT.H., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. -172с.
- Нечаева O.A. Функционально- смысловые типы речи: Описание, повествование, рассуждение. — Улан-Уде: Бурят. Кн. Изд- во, 1974. — 260 с.
- Неусыпова Н.М. Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы. — М.: Просвещение, 1990. — 94с.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. — М.: Просвещение, 1966. -213 с.
- Николаева В.П. Структурно — композиционные особенности начальных и конечных абзацев // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. — М.: МГПИИЯ им. Мориса Тереза, 1974. — С. 206- 209.
- Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.- 304с.
- Новиков Л.А. Лексическое значение слова. — М.- 1983. — 125 с.
- Новиков А.И., Ярославцева Е. И. Семантические расстояния в языке и тексте. — М.: Наука, 1990. — 135с.
- Новожилова Ф.А. Взаимосвязь изложений и сочинений (типа описания в 4 — 5 классах): Автореф. дис. к.п.н. М., 1974,-18с.
- Ольховиков Д.Б. «Образность» как категория филологического описания текста // Res Linguistica. — М., 1999.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах / Под ред.А. В. Текучева. -М.: Просвещение, 1978. — 381с.
- Основы теории речевой деятельности/ Под ред. A.A. Леонтьева. — М.: наука, 1974. — 368с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19 века./Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1976. —600с.
- Пищальникова В.А. Проблема художественного текста: Психолингвистический аспект. — Новосибирск: НГУ, 1992. — 132с.
- Пленкин H.A. Умение создавать текст // Русский язык в школе. -1981. — № 5, — С.13−16.
- Пленкин H.A. О работе над сочинениями // Русский язык в школе. — 1980. —№ 3.-48−52.
- Пленкин H.A. Обучение школьников правилам построения текста. // Русский язык в школе. -1974. — № 4. — С.50−58.
- Пленкин H.A. Изложение с языковым разбором текста. — М. Просвещение, 1978. — 287 с.
- Поздеева С.И. Содержание и формы организации оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка в начальной школе. — Автореф. дисс. канд.пед.наук. — СПб, 1992. — 21с.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. —М.: Просвещение, 1984. — 189с.
- Полосухина В.П. Развитие связной речи детей шестилетнего возраста в условиях школьного обучения. Антореф. дис. канд пед. наук: 13.00.02- М., 1985.-16с.
- Полякова A.B. Русский язык: Учебник для 1 класса. — М.: Просвещение, 1991.-191 с.
- Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры. — М.: АН РСФСР, 1948. — С.31−41.
- Потебня A.A. Язык и народность/ТМысль и язык. — Киев: СИНТО, 1993. —С.158−185.
- Приступа Г. Н. Развитие речи учащихся: (Метод, пособие для сред, и ПТУ). — М.: Высш.шк., 1985.-63с.
- Приступа Г. Н. Современный урок. Учебное пособие / Рязан. гос.пед. ин-т им. С. А. Есенина. — Рязань: Рязан. ГПИ, 1989. — 110(2) с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. Часть первая. Принципы и методы обучения. Пособие для студентов педвузов и университетов. — Рязань, 1993. — 76с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. Часть вторая. Пособие для студентов педвузов и университетов. Рязань, 1993.-96с.
- Приступа Г. Н., Демидова Н. И., Архипова Е. В., Учимся говорить правильно: учебные материалы для студентов-практикантов. Экспериментальное издание. — Рязань: Изд-во РГПУ, 1994, — 141с.
- Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. М. Р. Львова. — М.: МГПИ, 1985. —209с.
- Программы обучения по системе академика Л. В. Занкова (1−3 классы). — М.: Просвещение, 1993. — 61с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14), 2 ч.- М.: Просвещение, 2001. — 320 с.
- Рамзаева Т.Г. Функции школьного учебника русского языка в условиях развивающего обучения //Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб: РГПУЮ 1997. — С. 160−163.
- Рамзаева Т.Г. Совершенствование содержания и структуры учебника «Русский язык» для 2 класса четырехлетней начальной шко-лы//Начальная школа. -1996. -№ 2. — С.13−19.
- Рамзаева Т.Г. Методическое письмо «О роли учебника „Русский язык“ в развитии письменной связной речи младших школьни-ков»//Начальная школа. -1995. — № 8. — С.66−71.
- Рамзаева Т.Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 (1−3) и 4 (1−4) классах начальной школы. — СПб: Методика, 1994. — 208с.
- Рамзаева Т.Г. Программа базового и углубленного обучения русскому язык // Начальная школа. -1990. — № 9. — С.67−77.
- Рамзаева Т.Г. Теоретические основы и их реализация в структуре учебников «Русский язык» для четырехлетней начальной школы // Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников.- Л.: ЛГПИ, 1987.- С.3−8.
- Рамзаева Т.Г. Содержание курса русского языка в четырехлетней начальной школе // Начальная школа. -1987. — № 8. — С.24−28.
- Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. — Л.: Наука, 1983.-215с.
- Речевые секреты- Книга для учителя начальных классов / Под ред.Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1992. — 162с.
- Речевые секреты: Кн. для учителя нач. классов/ 'Г.А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др. Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1994.- 160с.
- Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся/ Г. Г. Граник, СМ. Бондаренко, Л. А. Концевая, Г. Н. Владимирская. — М.: Просвещение, 1995. -351с.
- Речь, речь, речь: книга для учителей./Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.:Педагогика, 1990. — 335с.
- Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста: Психолингвистический аспект. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. 132с.
- Рогожникова Р.П. С.С.Ц., его структура и типы//Русский язык в школе. — 1973.-№ 1.-С.51−56.
- Рождественский Н.С. О языке и речи в начальном обучении / Начальная школа. -1993. -№ 1. -С. 13−20.
- Романова Т.В. Конструирование текста с опорой на этапные предложения как средство совершенствования речевых навыков учащихся. Дис.канд.пед.наук: 13.00.02. — Горький, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1989. -485с.
- Руденко Л.П. О результатах речевой деятельности // Психологические аспекты обучения и воспитания. — Алма-Ата, 1998. -С.69−72.
- Русские методисты-словесники в воспоминаниях. /Сост. В. С. Баевский. М.: Просвещение, 1969. — 214с.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /учебное пособие/ Под ред. М. С. Соловейчик. — М.: ЛИНКА- ПРЕСС. 1994. -383 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения. — М.: Педагогика, 1985. — 246с.
- Санина Л.Д. Актуальное членение предложения и развитие речи учащихся (III класс)//Проблемы развития речи учащихся начальных классов. — М.: МГПИ, 1985.-С.25−34.
- Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 167с.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. — М.: Просвещение, 1983.-157с.
- Сидоренков В.А. Создание условий дли формирования у школьников общеучебных умений текстообразования. // Русская словесность. 1997. № 6. С.3−9.
- Сидоренков В.А. Умение текстовосприятия на уроке русского язык // Русский язык в школе, 1997, № 2. — С.8−14.
- Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы./ Под ред.В. В. Степановой. -Л.: ЛГПИД987. — 115с.
- Содружество ученого и учителя: Л. В. Занков. Беседы с учителями/Составители М. В. Зверева, Н. К. Индик. — М.: Просвещение, 1991. -272с.
- Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. — М.-Л.: АЛН, 1927.-114с.
- Соколова Т.Е. Системный подход к развитию речи младших школьников. — Мурманск, ЦНИТ, 1996. — 109с.
- Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М.: Высшая школа, 1991.-181с.
- Солганик Г. Я. Сложное синтаксическое целое и его виды в системе русского языка//Русский язык в школе. — 1969. — № 2. — С. 15−21.
- Соловейчик М.С. Формирование умений связной речи//Начальная школа. -1982. -№ 7. -С.25−30.
- Соловейчик М.С. Пишут ли в жизни сочинения и как их писать в школе?//Начальная школа, — 1996. — № 12. — С.34−39.
- Соловейчик М. С, Жедек П. С., Светловская H.H. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. — М.: Линка-Пресс, 1994. -383с.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Часть 1. Методика развития речи младших школьников. — М.: Линка-Пресс, 1994. — 80с.
- Соловейчик М.С. Как повысить эффективность изложений. //Начальная школа. -1993. — № 1. — С.26−29.
- Соловейчик М.С. Формирование умений связной речи у младших школьников//Начальная школа. -1982. — № 7. — С.25−30.
- Сорокин Ю.А. Художественный образ как семантическая микроструктура. // Проблемы психолингвистики. / Отв. ред. Ю. А. Сорокин, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1975. -С. 13−20.
- Соссюр Ф. Де. Курс общей лингвистики. Пер. со 2 фран. изд. А. М. Сухотина. Под ред. Р. И. Шор. — М: Соцэкгиз, 1933.-272с.:ил.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно вдетском возрасте. Из бесед И. И. Срезневского. -СПб., тип. Акад. наук, 1889.-183с.
- Степанов В.Г. Цельность художественного образа и лингвистическое единство текста // Лингвистика текста. Т. 2. — М., 1974.-С. 17−23.
- Степанова В.В. Лингвистические и методические проблемы работы над текстом при обучении русскому языку // Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. — Л.: ЛГПИ, 1982. — С.3−15.
- Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Л.: Просвещение, 1989. -223с.
- Суворова Е.П. Лингвистический анализ текста как один из методических путей речевого развития учащихся // Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку. — СПб.: Образование, 1992. -С.87−95.
- Суходольский Г. 15. Основы психологической теории деятельности // ЛГУ им. A.A. Жданова — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. -166с.
- Талызина П.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. -343с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988. — 173с.
- Текст как объект комплексного анализа в вузе. (Сб. ст.) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена- /Редкол.: И. В. Арнольд (отв. ред.), В.К. Тарасова). —Л.:ЛГПИ, 1984.- 160с.
- Толстой Л.Н. Педагогические статьи 1860−1863гг.//Полное собрание сочинений, Т.8. — М.: Терра, 1992. — 662с.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста. — М.: Просвещение, 1986. — 126с.
- Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. -269, 3. с.
- Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языкам/Педагогические сочинения, ТА — М.: Педагогика, 1989. — С.8−21.
- Ушинский К.Д. Предисловие к книге «Детский мир»//Педагогические сочинения, Т.З. — М.: Педагогика, 1989. — С.8−20.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. — М.- Просвещение, 1984. — 113 с.
- Фигуровский И.А. От синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста. // Русский язык в школе. -1948, № 3. -С.21−31.
- Филиппов К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Уч. пособие.-Л.: ЛГУ, 1989.-96,(1)с.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.-815с,
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1981.159с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М.: Просвещение, 1982.-127с.
- Цветкова Т.М. Констатирующие факты текста «рассуждение» в научном стиле: Автореф. дисс. .канд.филологических наук. — М., 1983. — 19с.
- Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. — М: Просвещение, 1976.-175с.
- Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. 115с.
- Чижова Т.И. Понятие «текст», «стиль», «тип речи» в школьном преломлении //Лингвометодические основы работы над текстом при обучении русскому языку. — Л.: ЛГПИ, 1982. — С.23−31.
- Чижова Т.И. Развитие стилистических умений и навыков в процессе работы над сочинениями разных жанров // Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей. Под ред. А. П. Еремеевой. — М., 1980. -С.105−110.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1990.- 425с.
- Шмелев Д.Н. Слово и образ. — М.: Наука, 1964.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. — М.: Наука, 1977. — 168с.
- Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в 1 классе. — Л.: ЛГПИ, 1990. -32с.
- Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии //Языковая система и речевая деятельность.- Л., 1974.- 353с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986.-142с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 351с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. -115с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика. 1989. — 556 с.
- Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю. С. Степанова. — М.: РГТУ, 1995. —420с.