К сожалению, массовая практика дает немало примеров свидетельствующих о низком уровне организации отдыха школьников в оздоровительных лагерях, что снижает эффективность системы отдыха и оздоровления.
В современных оздоровительных лагерях, порой, не хватает самого главного — организационного начала. Нужно заполнять досуг детей, они должны быть загружены. Если детьми не занимаются, они часто находят приключения, опасные для жизни. Многие воспитатели вместо того, чтобы заниматься досугом детей, выезжают в лагеря, чтобы самим отдохнуть.
Современным детским лагерям не хватает теории и практики работы с детьми. Люди, которые идут работать вожатыми, порой не имеют психолого-педагогических знаний и практических умений и навыков, позволяющих сделать отдых интересным и полезным с точки зрения развития личности с учетом возрастных и психологических особенностей ребят.
Основными недостатками педагогических программ (программ смен) следует признать:
— отсутствие сбалансированности различных видов и направлений воспитательных воздействий, как по содержанию, так и по времени;
- — недостаточное использование окружающей природной и социальной среды;
- — несоблюдение принципа единства оздоровления и воспитания;
- — во многих случаях игнорирование и, как следствие, неудовлетворение разумных возрастных потребностей и ожиданий ребенка, связанных с поездкой в лагерь;
- — и, наконец, механический перенос многих школьных форм работы в жизнедеятельность лагеря.
Отдых в лагере полезен для развития ребенка, но только при условии правильной организации, профессионализма педагогического коллектива и серьезного внимания к обеспечению безопасности.
Не все лагеря, которые существуют сегодня, хуже, чем они были раньше. Они разные: есть и плохие, и хорошие. Все зависит от профессионализма педагогического коллектива и от того, хотят ли работать с детьми люди, которые стали вожатыми. Если есть и то, и другое, в лагере будет хорошая психологическая атмосфера и интересные мероприятия.