Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза
Диссертация
В результате исследования установлена зависимость между уровнем духовно-нравственной культуры будущего учителя и личностью преподавателя вуза. Чем компетентнее работает педагог, ведет целенаправленную деятельность по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя, совершенствует формы, методы и средства обучения и воспитания, рабочие программы по педагогическим курсам, тем успешнее… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- 1. 1. Духовно-нравственная культура будущего учителя как актуальная педагогическая проблема
- 1. 2. Сущность понятия «духовно-нравственная культура»
- 1. 3. Образовательный процесс вуза как фактор формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- 1. 4. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- Глава 2. Опыт формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- 2. 1. Изучение сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя
- 2. 2. Реализация педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры будущего учителя
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299,2.с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол. пробл. / А. Н. Аверьянов М.: Политиздат, 1985. — 263с.
- Актуальные понятия современной педагогики // Педагогика. 2003. — № 7. -С. 44−60.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Мн.: Университетское, 1990. — 560с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -2-е изд. СПб.- М.- Харьков- Мн.: Питер, 2001. — 272с.
- Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 272 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по психол. и пед. спец. / Г. М. Андреева 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288с.
- Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: Из-во «ACT», 2001.-960 с.
- Артамонова Е.И. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры учителя / Е. И. Артамонова // Педагогическое образование и наука.2005.-№ 5.-С. 4−8.
- Арутюнян М.П. Идея «корпоративного духа» в образовании: методологический анализ / М. П. Арутюнян // Высшее образование в России.2006. № 2. — С.78−82.
- Асташова H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H.A. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−13.
- Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / H.A. Асташова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.
- Ахияров К.Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. 2002. — № 3. -С. 50−54.
- Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. к.п.н.: 13.00.06/О.С. Барило. Кострома, 1999.- 19 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин / Сост. С.Г. Бочаров- Текст подг. Г. С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина- Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: «Искусство», 1986. — 445с.
- Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей / В. Г. Белинский // В. Г. Белинский Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. — 288с.
- Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 704 с.
- Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: автореферат дис. .д.п.н. / В. А. Беляева. — М., 1999. 37 с.
- Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / H.A. Бердяев- Ред.-составители Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.: Из-во «Флинта», 1999.-310 с.
- Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.-479с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-пед. обеспечения техн. обучающих систем / В. П. Беспалько.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.
- Бехтерев В.М. Психика и жизнь: В 2-х т. / В. М. Бехтерев. Спб. Фак. психологии С.-Петерб. ун-та: Алетейя, 1999. — 255 с.
- Бецкой И.И. О воспитании вообще / И. И. Бецкой // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. Соловков. М.: Педагогика, 1985.-С. 172−173.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций / Б.М. Бим-Бад.- М.: Изд-во УРАО, 2003. 208с.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.:Эдиториал УРСС, 1997. — 448с.
- Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII -начала XX века под влиянием изменений ценностный ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 / В. И. Блинов.-М. 2001.- 31 с.
- Блинов JI.B., Фишбейн М. Х. Срединность как ценность-цель, формирующая духовное в человеке и в человеческом сообществе / JI.B. Блинов, М. Х. Фишбейн // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 5. — С.9−14.
- Блонский П. П. Мои воспоминания / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1971.-175 с.
- Бодал ев A.A. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентире для воспитания молодежи / A.A. Бодалев // Мир образования -образование в мире.-2004. -№ 1(13).-С. 5−12.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. Ин-т- Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.- Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. 349 с.
- Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: БРЭ, 2000.- 1435 с.
- Бондаревская E.B. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Борзенко И.М., Кувакин В. А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, A.A. Кудишина / Под ред. В. А. Кувакина, А. Г. Круглова. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. -350с.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2 — С. 3−9.
- Бунаков Н.Ф. Как я стал и перестал быть «учителем учителей» / Н. Ф. Бунаков // Н. Ф. Бунаков Избранные педагогические сочинения. Из-во Академии пед. наук РСФСР, 1953. — 412с.
- Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие / Т. С. Буторина. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004. — 100с.
- Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления/ К. Н. Вентцель // Вентцель / Сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 216с.
- Ветров Ю., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. — № 5. — С. 59−62.
- Владимирова C.B. Основные тенденции развития образования на рубеже XX и XXI веков / C.B. Владимирова // Образование в современном мире: зарубежный опыт: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-С.З-15.
- Водовозов В.И. Идеал народного учителя / В. И. Водовозов // В. И. Водовозов Избранные педагогические сочинения / Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986.-474 с.
- Волкогонова О., Идеалы современной вузовской молодежи / О. Волкогонова, Е. Панина, А. Малов // Высшее образование в России. 2002.-№ 6. — С. 105−117.
- Воронина Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки: автореферат дис. .к.п.н.: 13.00.01/ Е. А. Воронина. — Вологда, 2002.-19 с.
- Воскобойников А.Э. Монолог о Диалоге и Понимании / А. Э. Воскобойников // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1.- С. 22−27.
- Выготский J1.C. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.-144с.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред.
- B.Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. -352с.
- Габдуллин Г. Г. Личностно-ориентированное педагогическое образование / Г. Г. Габдуллин // Высшее образование в России. 2004. — № 9 — С. 73−75.
- Габуния Г. Г. Условия и факторы развития духовной культуры учителя / Г. Г. Габуния. Дисс.. к. психол. н. -М., 1998. — 127с.
- Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекоменд / О. С. Газман, A.B. Иванов. М., 1992. — 114 с.
- Ганзен В.А. Системное описание в психологии / В. А. Ганзен. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-175 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /
- C.И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448с.
- Гончарук С.И. Методологические основы социального познания. Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей / С. И. Гончарук. М.: АПК и ПРО, 2004. — 244с.
- Григорий Нисский (святой) Об устроении человека / Григорий Нисский / Перевод, послесл. и прим. В.М. Лурье- Под ред. А. Л. Берлинского. СПб.: Axioma, 2000.-220 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. М.: Рольф, 2001.-560с.
- Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
- Давыденко Т., Ирхина И. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя / Т. Давыденко, И. Ирхина // Высшее образование в России. -2005.-№ 5.-С. 148−151.
- Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей. 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 1996. — 153,2.с.
- Дистервег Ф.В. А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф.В. А. Дистервег // Ф.В. А. Дистервег Избранные педагогические сочинения / Сост. В. А. Ротенберг, общ. ред. E.H. Медынского. М., 1956. — 374с.
- Дмитриенко Т.А. Некоторые проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке / Т. А. Дмитриенко // Проблемы и перспективыпедагогического образования в XXI веке. Труды научно-практической конференции. М.: Прометей, 2000. — С. 314−316.
- Добролюбов H.A. О значении авторитета в воспитании/ H.A. Добролюбов// H.A. Добролюбов Избранные педагогические сочинения /Сост. В. Ф. Козьмин, Ю. А. Рудь. М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
- Домострой. Юности честное зерцало. М., «ДАРЪ», 2006. — 320с.
- Древнерусские афоризмы из «Пчелы» // Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв./Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. М.: Мол. Гвардия, 1990. — С. 243−244.
- Дугин И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи / И. М. Дугин. Дисс. к. фил ос. н. — СПб, 1996. — 141с.
- Духовность как основа общения: образование и культура. Материалы научно-практической конференции / Под ред. С. Ю. Баранова, В. Б. Конасова, И. Д. Лушникова, Г. В. Судакова. Вологда, 2002. — 280 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
- Загрекова Л.В. Методологические основы воспитания будущего учителя / Л. В. Загрекова // Высшее образование в России. 2001. -№ 5. — С. 59−64.
- Запорожец A.B. Психология действия: Избранные психол. Труды / A.B. Запорожец / Сост. А.И. Назаров- Авт. вступ. ст. Л. А. Венгер, В.П. Зинченко- Авт. коммент. В. П. Зинченко, В. В. Давыдов. М.:МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2000.-731с.
- Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований / А. Г. Здравомыслов. М.: «Мысль», 1969. — 205с.
- Зеньковский В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский / Сост. А.Д. Червяков- Ред. В. В. Рубцов. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. — 346 с.
- Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность / И. А. Зимняя // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1. — С. 67−74.
- Зинченко В. Деятельность. Знание. Духовность / В. Зинченко // Высшее образование в России. 2003.- № 5. -86−91.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры /В.В. Знаков // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2001. — С. 429 — 432.
- Иванов Е.А. Дискуссия о проблемах высшего педагогического образования в России на рубеже XIX -XX вв. / Е. А. Иванов // Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 83−91.
- Игнатова В.В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента в вузе / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. 2004. — № 1. -СЛ 05−113.
- Игумнов П., арх. Нравственность. О вере и нравственности по учению православной церкви / П. Игумнов. М. :МП, 1991.
- Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. Л.: Лениздат, 1987.-205 с.
- Илларионова Л.П. Духовно-нравственная культура учителя: сущность, содержание, структура / Л. П. Илларионова. М., 2001. — 216 с.
- Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин- сост., предисловие и комментарий Ю. Т. Лисицы. М.: Айрис-пресс, 2005. — 576с. — (Белая Россия).
- Ильин И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -431с.
- Ильин И.А. Спасение в цельности / И. А. Ильин // Школа духовности. -2001. № 2. — С.4−6.
- Ильинский И.М., Гуревич П. С. Понимание как цель образования / И. М. Ильинский, П. С. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. 2006. — № 1. — С. 5−15.
- Ильичева И.М. Психология духовности: автореферат дис. д-ра психол. н. / И. М. Ильичева. СПб, 2003. — 51с.
- Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Греция: Издание Монастыря Параклита Оропос Аттикис, 1990. — 382 с.
- Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) / М. С. Каган // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.-С. 122−136.
- Каган М.С. О системном подходе к системному подходу / М. С. Каган // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.-С. 17−29.
- Каган М.С. Природа, общество, человек, культура в системе бытия / М. С. Каган // Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. — С. 76−89.
- Калачева В. А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений святителя Иоанна Златоуста в православной педагогике: автореферат дис. к.п.н. / В. А. Калачева. Петрозаводск, 2003. — 20 с.
- Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды / А. Г. Калашников. М.: Педагогика, 1990. — 368с.
- Калиникова Н.Г. Педагогическое образование в России: уроки истории / Н. Г. Калиникова // Вопросы образования. 2005. — № 4. — С. 304−318.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // П. Ф. Каптерев Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. СПб: Издание О. Богдановой, 1910. — 540с.
- Каптерев П.Ф. О подготовке школьных учителей / П. Ф. Каптерев // П. Ф. Каптерев Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. -М.: Педагогика, 1982. 704с.
- Караковский В.А. Воспитат. система школы: пед. идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Новая школа, 1992. — 128с.
- Кармин A.C. Основы культурологи: морфология культуры / A.C. Кармин. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. — 512 с.
- Киреевский И.В. Отрывки / И. В. Киреевский // И. В. Киреевский Полное собрание сочинений в 2-х т. Т.2. — М.: в типографии П. Бахметева, 1861. -345с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176с.
- Колеченко А.К. Психология нравственности / А. К. Колеченко // Православие и нравственность / Отв. ред. А. Н. Швечиков, ред. Т. Н. Федорова. -СПб., 2006.-С. 34−39.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Я. А. Коменский Избранные педагогические сочинения: В 2-т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. — С. 242−476.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. — № 2. — С. 2−31.
- Корнеева JI. Интерактивные методы обучения / Л. Корнеева // Высшее образование в России. 2004 — № 12. — С. 105−108.
- Корф H.A. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ / H.A. Корф. СПб., 1870. — 363с.
- Корчак Я. Воспитание личности: Книга для учителя / Я. Корчак / Сост., авт. вступ. ст. В. Ф. Кочнов. М.: Просвещение, 1992. — 285с.
- Корякина H.A. Духовная культура учителя: подходы, проблемы, находки / H.A. Корякина // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 1. -С.149−153.
- Краева Л.И. О подготовке студентов к семейной жизни / Л. И. Краева // Семья в изменяющемся мире: Всероссийская научно-практическая конференция: Тезисы докладов. Сыктывкар, 1994. — С. 76−78.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения / Н. К. Крупская / Ред. коллегия И. А. Каиров (гл. ред.) и др. М.: Из-во Академии пед. наук РСФСР, 1955.-868 с.
- Крупская Н.К. О подготовке учителей / Н. К. Крупская // Н. К. Крупская Об учителе / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1960. — С. 41−48.
- Крупская Н.К. Об учителе / Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1960. — 360 с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Крючков В.К. Взаимодействие в системе «педагог ребенок — родители» / В. К. Крючков // Педагогика. — 2002.- № 9.- С.27−32.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. — 183с.
- Куликова Л.Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. 2004.- № 3. — С. 46−59.
- Куценко В.Г. Становление личности лектора / В. Г. Куценко. Л.: Знание, 1988.-32 с.
- Левитес Д.Г. Российская школа: цели и ценности / Д. Г. Левитес // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 12−17.
- Лезгина М.Л. Духовная жизнь общества и ценностные ориентации человека в культуре / М. Л. Лезгина // Молодежная культура и ценности будущего. СПб, 2001. — С. 5−8.
- Лекторский В.А. Духовность и рациональность/ В. А. Лекторский // Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. -1996. № 2. — С.31−32.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.:Политиздат, 1977. — 304с.
- Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 476с.
- Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования / Л. А. Липская // Педагогика 2006. — № 2. — С.23−28.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачев Д.С. Раздумья / Д. С. Лихачев / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. М., 1991.-318 с.
- Лодкина Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: автореферат дис.. д-ра п. н. / Т. В. Лодкина. Москва, 1997. — 44с.
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. М.: изд-во «Академия», 2003. — 192с.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психол. труды / Б. Ф. Ломов / Под ред. В. А. Барабанщикова и др.- Академия пед. и социал. наук, Моск. Психолого-соц. ин-т. М.- Воронеж: Институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 1996. — 383 с.
- Ломоносов М.В. Из «Проекта регламента академической гимназии» / М. В. Ломоносов // М. В. Ломоносов О воспитании и образовании / Сост. Т. С. Буторина. М.: Педагогика, 1991. — 344с.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев / Сост. Ю. А. Ростовцев. М., 1988.-366 с.
- Лосский Н.О. Избранное / Н. О. Лосский / Сост. В. П. Филатова. М.: Правда, 1991.-622с.
- Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход/ Л. М. Лузина. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. — 190с.
- Лузина Л.М. Феноменология русской духовности как педагогическая проблема / Л. М. Лузина // Педагогика Культуры. 2005.- № 1. — С. 9−13.
- Лузина Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 / Л. М. Лузина. -СПб, 1998.-86с.
- Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа / Дж. Г. Льюис. -Мн., 1997.-208 с.
- Любимов Л.Л. Размышления о педагогическом образовании в России / Л. Л. Любимов // Вопросы образования. 2005. — № 4. — С. 7−24.
- Макаренко A.C. Некоторые соображения о школе и наших детях/ A.C. Макаренко// Макаренко A.C. Избранные произведения: В 3-х т. Т.З. — К., 1984.-576с.
- Макаренко A.C. О некоторых проблемах теории и практики воспитания /A.C. Макаренко //A.C. Макаренко О воспитании / Сост. И авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
- Макарова В.А. Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореферат дис. .к.п.н / В. А. Макарова. Калуга, 2001. — с.
- Макарычева H.A. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа: автореферат дис. .к.п.н / H.A. Макарычева. -Киров, 2004.-22с.
- Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 13.00.02 / С. Г. Макеева.-Ярославль, 2001.-46с.
- Маломоркина Г. С. Педагогические условия становления со-бытийной общности семьи и школы / Г. С. Маломоркина. Автореф. дисс. .к.п.н. -Псков, 2004.-24 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура.- М., 1955. 238 с.
- Мень А. Магизм и единобожие / А. Мень. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 704 с. — (Антология мысли).
- Меренков A.B. Рыночные ориентиры студенчества/ A.B. Меренков // СОЦИС. 1998.- № 12. — С. 97−100.
- Микешина JI.A. Новые образы познания и реальности / JI.A. Микешина. -М., 1997.
- Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия: святоотеческий курс врачевания души/ Митрополит Иерофей (Влахос) / Пер. с греч. А. Крюков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. — 368с.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников / A.B. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
- Мурашов A.A. Культура речи: Учеб. пособие / A.A. Мурашов. 2-е изд. стер. — М., 2004.-576с.
- Мурашов В.И. Идея духовности / В. И. Мурашов. М.: Гелиос АРВ, 2000. -198 с.
- Никитин Э.М., Ситник А. П. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России/ Э. М. Никитин, А. П. Ситник / МО РФ. РИПКРО. М., 1993.
- Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Н. И. Новиков / Сост. H.A. Трушин. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1959. — 256 с.
- Нургалиев B.C., Барановская Л. Образ специалиста в модели будущего / B.C. Нургалиев, Л. Барановская // Сибирский педагогический журнал. 2004. -№ 1. -С.144−157.
- Одоевский В.Ф. Советы учителям приходских училищ / В. Ф. Одоевский // В. Ф. Одоевский Избранные педагогические сочинения/ Сост., ред., вступит, статья и прим. чл.- кор. Акад. пед. наук РСФСР проф. В. Я. Струминский. М.: Успедгиз, 1955. -368с.
- Олейникова О.Д. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре / О. Д. Олейникова // Сибирский педагогический журнал. 2004- № 2. -С. 72−82.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки / Ф. Г. Паначин. М.: Педагогика, 1979. -216с.
- Панченко О.Г., Бирич И. А. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики) / О. Г. Панченко, И. А. Бирич. М.: АПКиПРО, 2003. — 154с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.З. — М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1966. — С. 549.
- Педагогические технологии: Методические рекомендации / Сост. А. П. Черняевская. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 52 с.
- Пирогов Н.И. О создании педагогической семинарии при Решельевском лицее в Одессе / Н. И. Пирогов // Н. И. Пирогов Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
- Писарев Д.И. Избранные пед. сочинения / Вступ. ст. В. В. Большаковой. -М.: Педагогика, 1984. 367с.
- Плаксий С.И. Парадоксы высшего образования / С. И. Плаксий. М.: Национальный институт бизнеса, 2005. — 424с.
- Платон Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон / Общ. ред. А. Ф. Лосева,
- B.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи- Примеч. А. Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи- Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 528 с.
- Платонов Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (Состав, типы, назначение) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. — № 2. — С. 3−33.
- Плотникова Е.З. Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа: автореферат дис. к.п.н.: 13.00.01 / Е. З. Плотникова. Казань, 2003. — 22 с.
- Позднякова O.K. Нравственное сознание учителя: этический аспект / O.K. Позднякова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 160 с.
- Положение для благороднаго пансиона при главном педагогическом институте. СПб.: в Медицинской типографии, 1817. — 25 с.
- Попов Л.А. Грани духовности / Л. А. Попов // Педагогика. 1996. — № 1.1. C. 40−43.
- Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве / И. Т. Посошков // И. Т. Посошков «Книга о скудности и богатстве» и другие сочинения / Ред. и комментарии д. ист.н., профессора Б. Б. Кафенгауза. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.-410 с.
- Поучение архиепископа Луки к братии // Златоструй. Древняя Русь. XXIII вв./Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. М.: Мол. Гвардия, 1990. — 302 с.
- Проблемы стандартизации высшего педагогического образования: Круглый стол // Педагогика. 2001. — № 6. — С. 52−66.
- Прокопович Ф. Сочинения / Ф. Прокопович / Под ред. И. П. Еремина. -М.-Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 502 с.
- Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921−1925 гг. / З. И. Равкин / Под ред. проф. П. Н. Шимбирева. М.: Учпедгиз, 1959.-275 с.
- Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии / А. Н. Радищев. -СПб.: Питер, 2001.-192 с.
- Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей /С.А. Рачинский/ Сост. Л. Ю. Стрелкова. -М. ¡-Педагогика, 1991.- 176с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов / Сост. В. Н. Щербаков. М.:Педагогика, 1990. — 624 с.
- Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников / Н. М. Романенко. Автореферат дисс. д.п.н. — Москва, 2003. — 40с.
- Руководство к Благонравию или Правила жизни с присовокуплением относящихся к тому рассуждений. Сочинение полезное для юношества / Пер. с фр. А. Андреев. СПб, 1789. — 105с.
- Руководство к начальному обучению (для учителей народных школ). -Киев, 1869.-316с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Перев. с франц. П. П. Первова. -М.: Изд-во К. И. Тихомирова, 1911. 806с.
- Рыбакова Т. Психологический потенциал интерактивных методов / Т. Рыбакова // Высшее образование в России. 2004 — № 12. — С. 41−44.
- Рыбин В.А. Учитель в педагогике нового времени / В. А. Рыбин // Педагогика. 2006. — № 8. — С. 48−56. .
- Рындак В., Соколова Л. Воспитание личности будущего учителя/ В. Рындак, Л. Соколова // Высшее образование в России. 2005- № 1. — С. 170 172.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: «Наука», 1974. — 279с.
- Салимова P.M. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис. .к.н.п.: 13.00.01 / P.M. Салимова. Уфа, 2000. — 19 с.
- Сатарова JI.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства / Л. А. Сатарова // Педагогика. 2004.- № 5. — С. 4650.
- Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. O.A. Платонов. М.: Православное из-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. — 1037 с.
- Ситаров В.А., Романюк Л. В., Онищенко Э. В. Гуманистические интенции отечественного историко-педагогического наследия / В. А. Ситаров, Л. В. Романюк, Э. В. Онищенко // Сибирский педагогический журнал. 2004.- № 1. -С. 176−185.
- Сковорода Г. С. Начальная дверь к христианскому добронравию / Г. С. Сковорода // Г. С. Сковорода Сочинения / Пер. с укр. А. Н. Гордиенко. Мн.: Современный литератор, 1999. — С. 16−25.
- Сластенин В.А. Национальная идея как фактор цивилизованного развития России / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2004.- № 1. -С.6−17.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.-160 с.
- Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М., 2003.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа / В. И. Слободчиков // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000.
- Словарь русского языка: В 4-х томах/ Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. -Т.1. -М., 1981.-698 с.
- Смирнов В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII -начала XIX вв. / В.И. Смирнов// Педагогика. 2002. — № 5. — С.70−76.
- Смирнова И. Модели обучения / И. Смирнова // Высшее образование в России. 2006. -№ 3. — С. 96−99.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия /
- B.С.Соловьев // В. С. Соловьев Сочинения в 2-х т./ Сост., общ. ред. и вступ. ст.
- A.Ф. Лосева и A.B. Гулыги- прим. С. Л. Кравца и др. Т. 1. — М.: мысль, 19 901. C. 47−548.
- Соловьев Вл. Духовные основы жизни / B.C. Соловьев. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1982. — 142 с.
- Соломатина Т.Б. Институт бизнеса, психологии и управления 10 лет на орбите российского образования: опыт, проблемы, перспективы / Т. Б. Соломатина // Педагогическое образование и наука. — 2006. — № 4. — С. 41−67.
- Степанов E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / E.H. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. -160с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский //
- B.А. Сухомлинский Избранные пед. сочинения в 3-х т. Т.2 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: педагогика, 1980. — 384с., ил.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский // В. А. Сухомлинский Избранные пед. сочинения в 3-х т. Т. З / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.:Педагогика, 1981.
- Татищев В.Н. Избранные произведения / В. Н. Татищев / Под общ. ред.
- C.Н. Валка. Ленинград: «Наука», 1979. -464с.
- Толстой JI.H. Об истине, жизни и поведении / JI.H. Толстой. М.: Эксмо, 2007.-992 с.
- Толстой JI.H. Общие замечания для учителей / JI.H. Толстой // JI.H. Толстой Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
- Тугаринов В.П. Избранные философские труды / В. П. Тугаринов / Предисл. А.О. Бороноева- ЛГУ им. A.A. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -343с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. СПб.: изд-во Ленинградского университета, 1960. — 156 с.
- Тягунов С.И. Герменевтика образования / С. И. Тягунов // Педагогика Культуры. № 1. — 2005. — С.14−16.
- Уманский И. Университет: инновационный путь / И. Уманский // Высшее образование в России. 2006. -№ 8. — С. 113−117.
- Устав народным училищам российской империи // Антология педагогической мысли XVIII в. М., 1985. — С. 237.
- Учебно-методические материалы // Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.9. СПб.: НЕСТОР, 2006. — 22 с.
- Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии / К. Д. Ушинский // К. Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: педагогика, 1974.-438 с.
- Ушинский К.Д. Три элемента школы / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. — М., 1988.-414 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // К. Д. Ушинский Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5 /Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. 528с.
- Философский энциклопедический словарь/ Ред. коллегия С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалев, Н. М. Ланда, В. Г. Панов, B.C. Степин, П. Н. Федосеев. М.: «Советская энциклопедия», 1989. — 815с.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологи / А. Я. Флиер. М.: Академический Проект- Екатеринбург: деловая книга, 2002. — 492 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская. М.: ВЛАДОС, 2001. — 208с.
- Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье / Т. А. Флоренская // Воспитание школьников. № 10. -2001. — С.75−76.
- Флоренский Павел, священник Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогическое исследование. Из соловецких писем. Завещание / П. Флоренский / Сост. игумен Андроник (Трубачев), Н. С. Трубачева, Т. В. Флоренская, П. В. Флоренский. М., 1992. — 560 с.
- Фрагменты ранних стоиков. Т.1. Зенон и его ученики / Перевод и комментарии A.A. Столярова. — М., 1998. — 229 с.
- Франк С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // С. Л. Франк Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. С. 147−216.
- Хомяков A.C. О старом и новом / A.C. Хомяков// A.C. Хомяков О старом и новом. Статьи и очерки / Сост. Б. Ф. Егоров. М.: Современник, 1988. — 462с.
- Центр православной педагогической культуры: Учебно-методические материалы / Авт.-сост. В. А. Беляева, И. М. Коняева, Ю. В. Орлова, Т. В. Певчева, Ю. В. Федина, Н. П. Щетинина. Рязань, 2005. — 52 с.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века/ Д. В. Чернилевский. М.: РИО МГТА, 2003. -269с.
- Чернов В. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин / В. Чернов // Высшее образование в России. 2006. -№ 9. — С. 147−149.
- Чернышевский Н.Г. Суеверие и правила логики / Н. Г. Чернышевский // Н. Г. Чернышевский Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова- сост. A.B. Плеханов. -М.: Педагогика, 1983. -336с.
- Черняевская А.П., Байбородова J1.B. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие / А. П. Черняевская, JI.B. Байбородова, JI.H. Серебренников, И. Г. Харисова, В. В. Белкина, В. Е. Гаибова. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 2006. — 108 с.
- Шадриков В.Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков // Психология личности в трудах отечественных психологов // Сост. Куликов JI.B. СПб, 2000.-400 с.
- Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы / С. Т. Шацкий // С. Т. Шацкий Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. JI.H. Скаткин и др.-T. 2.-М., 1980.-414 с.
- Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики / А. Н. Шевелев. СПб.: КАРО, 2003.-432с.
- Шеняк Л.Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: автореферат дис.. к.п.н.: 13.00.08 / Л. Г. Шеняк. -Ростов-на-Дону, 2000. 25с.
- Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / В.Н. Щердаков// Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии. 1996. -№ 2.-С. 27−30.
- Шеховская Н.Л. Духовность личности как нравственный императив/ Н. Л. Шеховская // Философско-исторические основы общего образования в России:
- Материалы всероссийской научной конференции 3−4 октября 2002 г. М., 2002. -416с.
- Шеховцова Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека/ Л. Ф. Шеховцова. СПб.: СПбГУПМ, 2003. -83с.
- Широких О.Б. Ценностные ориентации в профессионально-личностной подготовке учителя / О. Б. Широких // Высшее образование сегодня. 2005. -№ 1. — С. 50−51.
- Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. В 2-х т. — Т.1. -М.: «Советская энциклопедия», 1963. — 656 с.
- Юркевич П. Чтение о воспитании / П. Юркевич. М.: В Университетской Типографии (Катков и К), 1865. — 272с.
- Юстус И.В. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры студентов университета: автореферат дис. .д.п.н.: 13.00.01 / И. В. Юстус. Самара, 2002. — 38с.
- Яковлева В. По заветам Ильича / В. Яковлева // Народный учитель. -1924. -№ 5. -С.3−5.
- Янкович де Мириево Ф. И. Из «Руководства учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» / Ф. И. Янкович де Мириево // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. Соловков. М.: Педагогика, 1985, — С. 248−252.
- Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека и его формирования в биоэнергетической среде / Т. Ф. Яркина. М., 1996. — 37 с.
- Закон РФ «Об образовании» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1 .html, свободный.
- Закон РФ «О высшем послевузовском образовании» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gdezakon.ru/fz/vuz/, свободный.
- Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета) Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001 /index.htm. свободный.
- Рожков М.И. Концепция экзистенциональной педагогики / Рожков М. И. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vspu.var.ru, свободный.
- Etymologisches Woerterbuch der Deutschen / Erarb. von einem Autorenkollektiv des Zentralinstituts fur Sprachwissenschaft unter der Leitung von Wolfgang Pfeifer. Akademie — Verlag Berlin, 1989. — 621 S.
- Pekun, Richard Das deutsche Wort: Ein umfassendes Nachschlagewerk des deutschen und eingedeutschten Sprachschatzes. 12. Aufgabe. — Gondrom Verlag Bayreuth. — 904 S.
- The New Oxford Dictionary of English / Edited by Judy Pearsall. Oxford university press, 1999. — 2152 p.1. Уважаемые студенты!
- Заранее благодарим за помощь.1. Пол.1. Мужской. 2. Женский.2. Ваш возраст.
- От 17 лет до 20- 2) От 20 лет до 23- 3) От 23 лет и старше.
- Назовите 5 учебных предметов, которые, по Вашему мнению, помогают Вам развиваться духовно.
- Что, по Вашему мнению, входит в понятие «духовно-нравственная культура человека»?10. Закончите предложения:
- Больше всего в жизни я бы хотел (а).
- Главная человеческая потребность это
- Забота об обездоленных это.4. Любовь это.5. Добро это.6. Милосердие это.7. Ответственность это.8. Красота это.9. Совесть это.10. Свобода-это.
- Рабочая программа спецкурса «Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя»
- Общее количество часов 24 Пояснительная записка
- Цель спецкурса: развить у будущих учителей основные знания, умения, навыки, необходимые для формирования духовно-нравственной культуры.
- Формы организации учебного процесса: проблемные лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
- Учебно-тематический план спецкурса
- Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя"п/п Тема Количество часов 1. Лекция Практ. Самост.
- Человек как предмет изучения педагогических наук 2 2
- Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема 2 4
- Феномен духовно-нравственной культуры в религиозной и светской образовательных парадигмах 2 2
- Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации образовательного процесса 2 4
- Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии 2 2
- Формирование духовно-нравственной культуры как приобщение к духовным ценностям 2 2 2
- Самопознание в структуре формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя 2 2 4
- Система работы педагога по формированию духовно-нравственной культуры 4 2 41. Итого: 24 часа 18 6 24
- Рабочая программа спецкурса
- Человек как общественно-историческое существо, как личность. Социальность как одно из врожденных видовых свойств человека. Человек как самый значимый элемент общества. Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности.
- Человек как существо разумное. Сознание и самосознание человека. Способность преодолевать органические потребности.
- Духовность человека как способность ориентироваться на высшие ценности. Идеальное бытие человека. Природа креативности человека.
- Человек как целостное явление. Формы проявления целостности человека.
- Противоречивость как видовая особенность человека. Формы ее проявления.
- Тема 2. Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная педагогическая проблема
- Тема 3. Феномен духовно-нравственной культуры в религиозной и светской образовательных парадигмах
- Феномен формирования духовно-нравственной культуры в светской педагогической науке: история проблемы. Место духовно-нравственного воспитания в гуманистической образовательной парадигме. Сущность понятия.
- Тема 4. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации образовательного процесса
- Толерантность как условие гуманизации педагогического процесса. Воспитание толерантности. Эмпатия как составляющая педагогического общения. Диалогизация педагогической деятельности. Качества педагога, способного к диалогу.
- Тема 5. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии
- Антропоориентированные образовательные учреждения. Культурная среда образовательного учреждения.
- Тема 6. Формирование духовно-нравственной культуры как приобщение к духовным ценностям
- Культура, аксиологический и антропологический подходы к ее пониманию. Компоненты культуры: ценности, нормы и знания.
- Тема 7. Самопознание в структуре формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя
- Тема 8. Система работы педагога по формированию духовно-нравственной культуры
- Структура личности учителя. Основы культуры учителя. Профессиональная компетентность педагога. Система ценностей современного учителя и ее развитие. Эмоциональная культура учителя.
- Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика воспитательного процесса, диалогический характер взаимодействия. Событийная общность учителя и учащегося. Условия со-бытийной общности.
- Диагностика в деятельности педагога по формированию духовно-нравственной культуры. Сущность педагогической диагностики. Методики диагностики формирования духовно-нравственной культуры.
- Технологии, используемые в формировании духовно-нравственной культуры будущего учителя: проблемное обучение, проектное обучение, дискуссия, «педагогические мастерские», деловая игра.
- Методы, приемы, средства формирования духовно-нравственной культуры.
- Организационные формы формирования духовно-нравственной культуры. Специфика организационных форм: камерность, направленность на саморазвитие, диалогичность, включенность в целостную воспитательную среду.
- Написать микросочинение на тему: «Бездуховность: проблема общества и проблема человека».
- Самопознание будущего учителя.
- Дискуссия на тему: «Кто нравственнее: богатые или бедные».
- Разработать воспитательное дело по формированию духовно-нравственной культуры учащихся.
- Составить план работы классного руководителя по формированию духовно-нравственной культуры учащихся.1. Вопросы к зачету
- Человек как существо био-социо-духовное. Целостная природа человека.
- Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя как актуальная проблема.
- Тенденции и направления исследования феномена духовно-нравственной культуры будущего учителя.
- Специфика понимания сущности духовно-нравственной культуры в религиозной и светской образовательных парадигмах.
- Ценностные аспекты формирования духовно-нравственной культуры. Система ценностей современного учителя.
- Философско-антропологический, культурологический, системный подходы в формировании духовно-нравственной культуры.
- Герменевтический, экзистенциальный, акмеологический подходы в формировании духовно-нравственной культуры.
- Значение культуросообразной воспитывающей среды в формировании духовно-нравственной культуры.
- Диалог как контекст и средство формирования духовно-нравственной культуры. Диалогическое мышление педагога как необходимое условие успешного формирования духовно-нравственной культуры.
- Роль самопознания и самовоспитания в формировании духовно-нравственной культуры.
- Становление ценностно-смысловой сферы человека в процессе формирования духовно-нравственной культуры. Знания, ценности и смыслы как категории духовного воспитания.
- Основные характеристики процесса формирования духовно-нравственной культуры. Факторы формирования духовно-нравственной культуры.
- Логика и динамические характеристики процесса формирования духовно-нравственной культуры. Принципы. Проблемы проектирования в сфере формирования духовно-нравственной культуры.
- Диагностическая функция в деятельности педагога. Диагностика в процессе формирования духовно-нравственной культуры.
- Система методов, приемов и средств формирования духовно-нравственной культуры. Организационные формы.
- Духовно-нравственное саморазвитие как часть профессионального самосовершенствования педагога и как результат преобразующего воспитательного взаимодействия.
- Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии.
- Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации образовательного процесса.
- Темы рефератов и курсовых работ
- Поиски смысла жизни в творчестве писателей-классиков.
- Работа классного руководителя по формированию духовно-нравственной культуры учащихся.
- Становление духовно-нравственной культуры учащихся старших классов.
- Воспитательная ценность народных пословиц и поговорок о добре и зле (сказок, песен, игр и игрушек) в формировании духовно-нравственной культуры детей.
- Значение семейного воспитания в становлении духовности личности ребенка.
- Роль государственных и политических структур в становлении духовно-нравственной культуры личности.
- Движущие силы духовно-нравственного развития личности.
- Значение создания ситуации успеха учителем для духовно-нравственного становления личности.
- Особенности духовного общения в учебно-воспитательном процессе.
- Система методов, приемов, средств духовного самосовершенствования личности.
- Развитие идей воспитания духовности в произведениях древнерусских авторов.
- Особенности духовно-нравственного воспитания в закрытых учебных заведениях.
- Значение школьного музея в становлении духовно-нравственной культуры школьников.
- Русские религиозные философы о духовно-нравственном воспитании личности.
- Сравнение взглядов современных зарубежных и отечественных педагогов на формирование духовно-нравственной культуры человека.
- Религиозное воспитание за рубежом и в России.
- Значение учебных книг для детей в России XVIII в. (XIX в.).
- Сущность, содержание и методы православной педагогики.
- Молитва, исповедь, покаяние, проповедь педагогический инструментарий христианской педагогики.
- Католический и православный варианты христианской педагогики.
- Духовный идеал личности в педагогике отцов церкви.
- Духовно-нравственный идеал учителя в истории педагогики.
- Педагогические идеалы Ветхого и Нового Заветов.
- Значение христианских добродетелей для современного учителя.
- Проблема духовности в наследии светских и православных российских педагогов и современная школа.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. -567 с.
- Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М., 2000. — 272с.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 103−129.
- Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. — М., 1980.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. — 144с.
- Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 704 с.
- Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти. — М, 1994.
- Беляева В.А. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. -1998. № 5. — С. 67−69.
- Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Ю. Бодалев A.A. Личность и общение. — М., 1983.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1990.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2- С. 3−9.
- Все начинается с учителя/ Под ред. 3. И. Равкина. — М., 1983. Н. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностныхориентаций для педагогов и школьников. Метод, пособие. СПб, 2003. -160с.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб, 2002. — 176с.
- Донцов И. А. Самовоспитание личности. — М., 1984.
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. — М., 1989. — С. 510, 72—134.18.3еленкова И. Л. Проблема смысла жизни. Мн., 1994.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
- Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. — М., 1989.
- Котигер Я. С, Чамблер В. И. Педагогическая этика. — Кишинев, 1984.
- Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. — Минск, 1986.
- Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М., 1990. С. 9−20.
- Кульневич C.B. Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д, 2000. — 288с.
- Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. — М., 1990. —С. 91−94,102−149.
- Левина M. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. — Минск, 1996.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. — 208с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М., 2002. С. 173−190,289−297,310−354,374−383.
- Маленкова Л.И. Человековедение (программа и методические материалы). М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993. — 208с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М, 1994.
- Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.
- Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. —1997. — № 5. — С. 97— 103.
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я. М.: Педагогическое общество России, 2001. -256 с.-С. 110−121.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. — М., 1978.
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. —М., 1973.
- Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
- Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. — М., 1953.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1968.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. М., 2003. — 269с.
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учебно-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 112с.
- Шеховцова Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепцию целостного человека. СПб, 2003. — 83с.
- Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004. — 192с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2002.
- В. Немирович-Данченко Пока еще сердце бьется в груди
- Да, притерпелись, и она, и все ее подруги. Подвиг их незаметен, только солдат унесет воспоминание о нем в свою глухую деревушку, -солдат, которого они отвоевали у смерти.
- И он уже не отрывал от нее своего просиявшего взгляда. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала улыбаться умирающему и долго-долго говорила ему о его родной стороне, о далекой семье, которая его ждет не дождется.
- Слушая сладкие речи, Степанов отходил счастливый, улыбающийся.
- Сестра закрыла умирающему глаза, перекрестила его.
- Материалы для дискуссии на тему:
- Богатство и нравственность. Две вещи несовместимые?"
- Статьи: «Нищета не наша забота!» (интервью с П. Авеном), «За гранью», «Бог не только с богатыми», «Сейчас культ денег. А от совести -только неудобства?» (Д. Гранин).
- Народные пословицы: «Богатство родителей порча детям», «Деньгами души не выкупишь», «При сытости помни голод, а при богатстве — убожество», «Не хвались серебром, хвались добром».