Формирование лингводидактической компетентности студентов неязыковых факультетов педагогических вузов: Английский язык как дополнительная специальность
Диссертация
Разработанная модель отвечает требованиям модернизации профессионального языкового образования на основе компетентностного подхода, условиям подготовки специалиста по иностранному языку на неязыковых факультетахобеспечивает мотивационное, творческое усвоение основных способов и приемов профессиональной деятельности, развитие личности будущего учителя, его профессионального опыта, ценностных… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГ-ВОДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
- 1. Компетентностный подход — основа профессиональной подготовки студентов по дополнительной специальности в условиях ее реализации на неязыковых факультетах педагогических вузов
- 1. 1. Характеристика компетентностного подхода в языковом профессиональном образовании
- 1. 2. Условия профессиональной подготовки учителя иностранного языка на неязыковых факультетах педагогических вузов
- 2. Проблема профессиональной компетентности учителя иностранного языка и пути ее решения на неязыковых факультетах
- 2. 1. Анализ исследований проблемы профессиональной компетентности в области иностранных языков как педагогической специальности
- 2. 2. Лингводидактическая компонента в системе профессиональной языковой подготовки студентов неязыковых факультетов
- 1. Компетентностный подход — основа профессиональной подготовки студентов по дополнительной специальности в условиях ее реализации на неязыковых факультетах педагогических вузов
- 1. Методическая модель формирования лингводидактической компетентности студентов в процессе профессионально-направленного обучения по дополнительной специальности
- 2. Экспериментальная проверка методической модели формирования лингводидактической компетентности и анализ ее результатов
Список литературы
- Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников// Школьные технологии: М., 2002. № 5, с.56−61.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. Санкт-Петербург: «Златоуст», 1999. 472 с.
- Акишина A.A., Каган O.E. Учимся учить. М.: Изд-во «Русский язык. Курсы», 2002. — 256 с.
- Астахова М.Г. Проблемы лингводидактики// Содержание образования в вузе. Сб. науч. тр. под ред. Л. И. Антроповой. Магнитогорск: МГТУ, 2002.-с. 117−120.
- Бражник Е.И., Барышников Д. Н. Европейский союз и Совет Европы: политика в области образования.-СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002. 109 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: ПитерКом., 1999. — 528 с.
- Бухбиндер В.А., Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.- Киев: «Высшая школа», 1988. 242 с.
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика. М., 2003. № 10, с.51−55.
- Ветрова О.Г. О некоторых трудностях межнациональной деловой коммуникации: лингвистическая коммуникация. Сб.: Вопросы методики преподавания в вузе. Выпуск 1.- СПб.: Изд-во РГПУ, 1999.-102 с.
- Ветчинкина З.М. О новых подходах к изучению иностранного языка. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. Тезисы международной конференции. Тюмень: Изд-во Тюменского Гос. Унив., 2001. — 240 с.
- Виноградова Е.В. Развитие кросскультурной и межкультурной компетенции будущего переводчика. Обучение иноязычным компетенциям. Сборник научных статей.-Пятигорск: ПГЛУ, 2002. 120 с.
- Воробьева Е.И. Профессионально направленное формирование лингвострановедческой компетенции учителя английского языка (немецкое отделение 4−5 курсы). Автореф. канд. дисс. — СПб.: РГПУ, 1999. — 15 с.
- Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей)// Иностранные языки в школе.- М., 2003. № 2, с. 31−34.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО. Париж, 59 октября 1998.-136 с.
- Галущинская Ю.О. Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранного языка: Сб. статей/ Шадринский ГПИ. -Шадринск: Изд-во ЩГПИ, 2001. 99 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.- 192 с.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований// Иностранные языки в школе.-М., 1986. № 2, с. 17−24.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Изд-во «Просвещение», 1993. — с. 114.
- Губанова JT.B. О некоторых психологических аспектах профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — 135 с.
- Гурье Л.И. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2001. — 112 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. -176 с.
- Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. -СПб.: Изд-во «Союз», 2001. 291 с.
- Еремин Ю.В. Основы профессионально-коммуникативной подготовки учителя иностранного языка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 181 с.
- Ивкина Ю.А. О сущности понятия «коммуникативный потенциал». Содержание образования в вузе. Сборник науч. тр. под ред. Л. И. Антроповой. Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2002. — 75 с.
- Инновационный Проект Развития Образования. Программа «Развитие и совершенствование системы государственных образовательных стандартов и тестирования». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 190 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.
- Захарова Л.Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование. Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. -136 с.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведении в обучении иностранному языку: Сб. научных трудов. М.: МГПИИЯ, 1999. № 242, с.3−10.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции// Вопросы психологии. М., 1996. № 1, с.34−49.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Караулов Ю.Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса// Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Вступительная статья. М.: Прогресс, 1989. — с.5−11.
- Климов Е. А. Общая мера в разнотипных профессиях. Педагогика и психология. Учебно-методическое пособие. М.: «Прогресс», 2000. — 112 с.
- Коваленко В.И., Решетников П. Е. Педагогический мониторинг: концептуальная модель и технологии реализации. Белгород: БелГУ — Бе-лЮИ МВД РФ, 2002. — 151 с.
- Козырев В.А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 392 с.
- Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М.: Высшая школа, 1989.- 127 с.
- Колесникова И.Л., Долгина O.A. Англо-русский терминологич-ский справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001. — 224 с.
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-672 с.
- Кукушкин B.C. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. — 224 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Лимова C.B. Обучение идиоматической устной речи на немецком языке с использованием аутентичного материала (1 курс языкового вуза). Автореф. канд. дисс. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. -18 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Лопатина В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М.: Русский язык, 1997. — 832 с.
- Ломакина O.E. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Монография. Волгоград: Перемена, 2003. — 299 с.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика.- М., 2001. № 10, с.56−61.
- Манько H.H. Технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. М., 2002. № 5, с.33−41.
- Материалы для апробации по проекту НФПК «Разработка рекомендаций и учебных материалов для подготовки специалистов в области образования, реализующих стратегические цели обновления школы». -СПб.: Изд-во РГПУ, 2002. 560 с.
- Материалы Первой региональной межвуз. научной конференции, 11−12 октября 2001. Отв. ред. Л. С. Кауфман. Мичуринск: Изд-во МГАУ, 2001.- 99 с.
- Матушевская Г. В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов будущих учителей в вузах Франции. Авто-реф. канд. дисс. — Казань: КГПИ, 2000. — 24 с.
- Михалевская Г. М., Трофимова Г. С. Основы профессионализма преподавателя иностранного языка. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. — 92 с.
- Московкин Л.В. Методические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. СПб.: Изд-во «Корифей», 2002. — 45 с.
- Новикова Д.Я. Система теоретической подготовки студентов языкового вуза к будущей профессиональной деятельности. Сб.: Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка. Тверь: Изд-во ТГУ, 2001.- 179 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: Российская Академия Наук. Институт русского языка- Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
- Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: На примере преподавания иностранного языка. М.: Изд-во Флинта, 2001. — 240 с.
- Педагогика и психология: Учебное пособие/ под ред. С.В.Дубро-вич.- М.: МАЭП- ИИК «Калита», 2000. 120 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.Н.Бим-Бад. М.: Научное изд-во: «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 528 с.
- Поляков О.Г. Тестирование по английскому языку как иностранному (теория и практика): Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 113 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с английского. М.: «Когито-Центр» 2002. — 395 с.
- Рамонова Л.П. Преемственность в высшем образовании.// Высшее образование сегодня. М., 2005. № 9, с.48−51.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М.: «Вече», 2000.- 1 т.-592 с.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995.-46 с.
- Риске Н.Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии. Ав-тореф. канд. дисс. СПб.: РГПУ, 2000. — 17 с.
- Роботова A.C., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. Введение в педагогическую деятельность./ Под ред. А. С. Роботовой. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с.
- Рогова Г. В. Технология обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. М., 1976. № 2, с.75−80.
- Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов т. I. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1993.-608 с.
- Саломатов К.И. Методика профессионально направленного обучения иностранному языку как педагогической специальности: Учеб. пособие. Куйбышев: Изд-во ГПИ, 1984. — 28 с.
- Сафонова B.B. Проблема соизучения языков и культур в открытом обществе // Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке /Ред. Н. А. Шарова. 4 т. -Воронеж: ВГУ, 2000. с. 101−106.
- Скрипникова Т.Н. Содержание методической компетенции будущего учителя иностранного языка// Сборник научных трудов «Оптимизация процесса обучения иностранным языкам в средней школе и вузе». -Екатеринбург: ЕГИ, 1994. 149 с.
- Скрипникова Т.Н. Профессионально-направленное обучение устной речи на немецком языке как второй специальности в пед вузе: Авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: Ленинград, гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, Л.: 1986. — 17 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
- Словарь иностранных слов. М.: Сирин, 1996. — 608 с.
- Советский Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Совет, энциклопедия», 1983.- 613 с.
- Суртаева H.H., Егорова Г. М., Падерина H.A. Интеллектуальная компетентность при подготовке специалиста в вузе. Учебное пособие. -СПб.: ИОВ РАО, 2003. 64 с.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. Санкт-Петербург: Изд-во «Златоуст», 2000. -230 с.
- Сухарева Т.Н. Социолингвистический’компонент в коммуникативном обучении иностранному языку. Язык и общение. Материалы Первой региональной межуз. научной конференции, 11−12 октября 2001. Отв. ред. Л. С. Кауфман. Мичуринск: Изд-во МГАУ, 2001. — 99 с.
- Сухобская Г. С. Творческий потенциал учителя и его потребность в психолого-педагогических знаниях. Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М.: «Просвещение», 1987. — 125 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образова-ния./Под ред. А. А. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2001.-107 с.
- Трофимова Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. -76 с.
- Трофимова Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (предметная дидактика). Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1999, — 283 с.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка в 4 т. Т 1/ под ред. проф. Д. Ушакова. M.: ТЕРРА, 1996. — 824 с.
- Холодная М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности.// Педагогика. М., 1998. № 1, с.54−61.
- Хуторской A.B. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
- Цветкова Т.К. Теоретические проблемы лингводидактики: Монография. М.: Компания Спутник, 2002. — 107 с.
- Шатилов С.Ф. Профессиограмма учителя иностранного языка: Реком. /Сост. С. Ф. Шатилов и др. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985.- 25 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Щерба J1.B. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. Учеб. пособие для преподавателей и студентов М.: Филоматис, 2004.^16 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 349 с.
- Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing// Applied Linguistics. 1980. № l.p. 1−47.
- Coste D. Analyse de discours et pragmatigue de la parole dans quelques usages d’une didactique des langues// Applied Linguistics. 1980. № 1. p. 1−3.
- Current. Orientierungshilfe zuz Curriculum Revision und Entwickluns. Bremen. September, 1998. p. 3−4.
- The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group. Ohio: Terry. F. Pettijohn, 1991. — 198 p.
- Finocchiaro M, Sako S. Foreign Language Tensting: a Practical Approach. N.Y., 1983. p. 16−19.
- Hymes D. On Communicative Competence // Sociolingiustics/ ed. by J.B.Pride, J.Holmes. Harmondsworth, 1972. — 135 p.
- The Penguin Dictionary of Psychology. Arthur S. Reber. NJ: Penguin Books, 1985.- 848 p.
- Peytard J., Moirand S. Discours et enseignement du francais. Paris: Hachette, 1992.-223 p.
- Schulz R. Discrete-point Versus Simulated Communication Testing in Foreign Languages// Modern Language Journal. 1977. Vol.61. № 3. p.94−101.
- Sheils J. Communication in the Modern Languges Classroom. -Strasbourg: Councul of Europe Press, 1993. 115 p.
- Valette R. Modern Language Tensting: A Handbook. N.Y., 1967, p.35−46.
- Velten. Literarische Text zwischen Analyse and Interpretation// Info DafNr. 6/1996. s. 673−688.164