Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств знаково-образной наглядности
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в работе научно-практических конференций и семинаров различного уровня с 2006 по 2011 гг. На международных -«Методология и методика формирования научных понятий учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2009, 2010, 2011), «Формирование картины мира» (Горно-Алтайск, 2011) — на всероссийских — «Фундаментальные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Знаково-образное кодирование информации как средство наглядности в обучении физике студентов колледжа
- 1. 1. Кодирование информации на основе средств знаково-образной наглядности
- 1. 2. Методология учебного познания в условиях средств знаково-образной наглядности при обучении физике студентов1 колледжа
- 1. 3. Диагностирующая деятельность преподавателя физики на основе средств знаково-образной наглядности
- Выводы по первой главе
- Глава II. Поэтапное использование средств знаково-образной наглядности в обучении физике студентов колледжа
- 2. 1. Психодидактические условия и средства усвоения разноуровневой учебной информации по физике студентами колледжа
- 2. 2. Методика поэтапного использования средств знаково-образной наглядности в обучении физике студентов колледжа
- 2. 3. Подготовка будущих учителей к деятельности по диагностированию готовности студентов колледжа к работе со средствами знаково-образной наглядности в процессе обучения физике
- Выводы по второй главе
- Глава 1. П. Организация и методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 1. Организация педагогического эксперимента: задачи, гипотеза, этапы, условия, критерии и показатели отслеживания результатов
- 3. 2. Констатирующий и поисковый эксперименты, их результаты
- 3. 3. Обучающий и контрольный эксперименты, их результаты
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — Т2 М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: кн. 1 / В. И. Андреев. — Казань: изд-во Каз. унив-т, 1986.-568 с.
- Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
- Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсона. М.: Изд-во Прогресс, 1980. — 528 с.
- Аслямова, У.Б. Комплексное использование средств новых информационных технологий и традиционных технических средств обучения в процессе обучения физике: дис.. канд. пед. наук / У. Б. Аслямова. -Челябинск, 2005 147 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. -184 с.
- Батурин, H.A. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии / H.A. Батурин // Вопросы психологии, 1989. № 2 — С. 81−89
- Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г. А. Берулава. Бийск: Научно-изд. центр Бийского пединститута, 1993. -240 с.
- Берулава, Г. А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие / Г. А. Берулава, Рос. акад. образования (РАО),. Моск. психолого-соц. ин-т (МПСИ). -М.: Изд-во МПСИ, 2004. 192 с.
- Берулава, Г. А. Психология естественнонаучного мышления / Г. А. Берулава. Томск: изд-во Томск. Ун-та, 1991. — 185 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: ИПО Минобр России, 1995. — 336 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М: Педагогика, 1989. 308 с.
- Бетев, В-А. Структурно-логические схемы- при? решении задач / В. А. Бетев // Физика в школе -1992:-N 5−6. С. 27−29
- Бетев, В ¿-А. Методические вопросы формирования приемов познавательной деятельности школьников на основе опытов по физике / В: А. Бетев // Современные' проблемы методики физики. Выт 87. -Куйбышев: КГПИ, 1971. С. 55 — 70.
- Болтянский, В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота / В. Г. Болтянский // Советская: педагогика. — 1970- - № 3.
- Бургин, И.С. Аксиологические аспекты научных теорий / И. С. Бургин, B.M. Кузнецов. Киев: Наукова думка, 1991. — 184 с.
- Быбина, H.H. Изучение волновых свойств света в условиях поэтапного кодирования информации / H.H. Быбина // Мир науки, культуры, образования: ПАНИ, 2011. № 4(29). — 41.- С. 224−227.
- Быбина, H.H. Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности / H.H. Быбина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: ООО «Полиграф-Мастер», 2011. № 7. — С.50−57.
- Быбина, H.H. Поэтапное использование знаково-образной наглядности в процессе обучения физике студентов колледжа / H.H. Быбина // Методические рекомендации. Челябинск: ООО изд-во «Три кита», 2011. -44 с.
- Быбина, H.H. Рабочая тетрадь по физике для студентов 1 курса / H.H. Быбина. Челябинск: ООО изд-во «Три кита», 2011. — 12 с.
- Важеевская, Н.Е. Развитие диалектического мышления как условия формирования научного мышления учащихся / Н. Е. Важеевская. — 1991. — № 5. С.38−40
- Гальперин, П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 263 с.
- Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1968.-135 с.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Просвещение, 1977 136 с.
- Гранатов, Г. Г. Мышление и понятия (концепция дополнительности): монография / Г. Г. Гранатов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.-320 с.
- Грицанов, A.A. Всемирная энциклопедия: Философия /
- A.A. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.
- Гуревич, П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспеко Аресс, 1995.-288 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М., 1972. 362 с.
- Давыдов, В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания /
- B.В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1998. — № 5.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. — 323 с.
- Дахин, А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ /
- A.Н. Дахин // Школьные технологии. 1999. -№ 1. — 2. — С. 42−45.
- Денисов, А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / А. Е. Денисов, В. М. Казанский. — Киев: Вища школа, 1982. — 52 с.
- Дрижун, И.Л. Технические средства обучения химии / И. Л. Дрижун.- М.: Высш. шк., 1989. 175 с.
- Загвязинский, В.И. О современной трактовке дидактических принципов / В. И. Ззагвязинский // Советская педагогика. — 1978. № 10. — С. 67.
- Зайцев, В.Н. Практическая дидактика: учебное пособие /
- B.Н. Зайцев. — М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.- 224 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»: 2-е изд. Федеральный закон Текст. М.: ИНФРА-М, 2000. — 52 с.
- Занков, Л. В. Дидактика и жизнь / JI. В. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 165 с.
- Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
- Зильберштейн, А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы / А. И. Зильберштейн // Советская педагогика. — 1954. № 7.
- Зорина, Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования / Л. Я. Зорина. М., 1993. — 163 с.
- Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие студентов пед. институтов./ Т. А. Ильина.- М.: Просвещение, 1984 496 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. 508 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — Спб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб, 1997. — 207 с.
- Каменецкий, С.Е. Модели и аналогии в курсе физики средней школы: пособие для учителей / С. Е. Каменецкий, H.A. Солодухин. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Академия, 2000. — 354 с.
- Карасова, И.С. Исторические опыты в структуре фундаментальной физической теории: учебное пособие / И. С. Карасова, Г. Г. Никитин. -Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. — 188 с.
- Карасова, И.С. Образовательный мониторинг и контрольно-оценочная деятельность (теория и практика) Текст. / И. С. Карасова, М. А. Елагин, Е. А. Коновалов. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 78 с.
- Карасова, И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальная стороны обучения) Текст. / И. С. Карасова. — Челябинск: Факел, 1997. 244 с.
- Касавин, И.Т. Деятельность: теории, методологии, проблемы / Касавин И. Т. — М.: Политиздат, 1990. — 368 с.
- Кислов, Б.А. Гносеологические функции практики в оценочном познании / Б. А. Кислов // Современные вопросы гносеологии. — Иркутск: ИГУ, 1974.-С. 62−68.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения / Я. А. Коменский. -М.: Педагогика, 1976, 651 с.
- Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни / Я. А. Коменский. Учпедгиз, 1957. — 351 с.
- Коршунов, А. М. Теория отражения и. эвристическая роль знаков / А. М. Коршунов, В. В. Мамонтов. М., 1974. — 178 с.
- Коровин, В.А. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7−11 кл. / В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2010.-334 с.
- Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.": Просвещение, 1968. — 431 с.
- Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка Текст. / С. А. Кузнецов. Спб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
- Ланге, В.Н. О скорости забывания / В. Н. Ланге // Влпросы психологии. 1983. — № 4. — С. 142−145.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.-304 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М., 1980.-93 с.
- Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С, 7−11.
- Ломакина, И.С. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект) / И: С. Ломакина. М.: Из-во Московского гос. открытого пед. ун-та им. М. А. Шолохова, 2003. — 322 с.
- Лукьянова, М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирования и диагностика / М. И. Лукьянова, H.A. Разина, Т. Н. Абдуллина и др. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 176 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. 200 с.
- Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. Самара: Ваклер, 1997. -300 с.
- Модели и моделирование в методике обучения физике: материалы докладов республиканской научно теоретической конференции. — Киров: КИПК и ПРО, 2007. 116 с.
- Молибог, А.Г. ТСО и их применение / A.F. Молибог, А. И. Тарнопольский. Минск: изд-во университетское, 1985. — 208 с.
- Мултановский- В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: пособие для учителей- / В. В. Мултановский. М.: Просвещение, 1992.-222 с.
- Мякишев, Г. Я.. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений Текст. / Г. Я. Мякишев, А. З. Синяков. 6-е изд., Стереотип. — Дрофа, 2008. — 462 с.
- Мякишев, Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. -11-е изд. М.: Просвещение, 2003. — 336 с.
- Немов, P.C. Общая психология. Краткий курс Текст. / P.C. Немов. — Спб: Питер, 2006. 304 с.
- Немов, А.И. Логические основы моделирования / А. И. Немов. — М.: Мысль, 1971.-272 с.
- Никитин, В.В. Резервы вашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзамену / В. В. Никитин. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 112 с.
- Новиков, A.M. Методология / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: СИНТЕГ, 2007.-668 с.
- Онищук, В.А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. М.: Просвещение, 1981. — 156 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка- 4-е изд., доп / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: 1997. 763 с.
- Песталоцци, И.Г. Метод. Избранные педагогические сочинения / И. Г. Песталоцци. М.: 1981. — 334 с.
- Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистого. — М.: педагогическое общество России, 2000. 640 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -ВШ, 1986.-254 с.
- Подольский, А.И. Системная психодидактика: монография / А. И. Подольский. Магнитогорск: Изд-во «Творчество», 2005. — 328 с.
- Полторак, Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Д. И. Полторак, Н. И. Аппарович, C.B. Думин — М.: Просвещение, 1987. — 205 с.
- Попова, A.A. Математические методы в педагогике Текст.: учеб. пособие / A.A. Попова. — Челябинск: Издательство Челябинскогогосударственного педагогического университета, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010.-117 с.
- Попова, A.A. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект) Текст. / A.A. Попова. — Челябинск: ЧГПУ, 2000. 217 с.
- Попова, Н.Б. Средства наглядности в преподавании общей физики / Н. Б. Попова, A.B. Петров, под ред. A.B., — Петрова // Методы, приемы и технологии развивающего образования избранные педагогические труды -Горно-Алтайск: ПАНИ, 2004 С. 152 — 161.
- Попова, Н.Б. Методика использования содержательно-знаковых средств наглядности в условиях развивающего обучения студентов общей физике в педвузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Попова Наталья Борисовна. — Гороно-Алтайск, 2007. — 252 с.
- Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа-педвуз): Монография / М. В. Потапова. — М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008. 256 с.
- Потапова, М.В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза Текст. / М. В. Потапова. — М.: Прометей, 2004. 118 с.
- Потукалин, A.A. Психическая функция оценивания /
- A.A. Потукалин // проблемы психологии субъективных суждений и оценок. — Саратов, СГУ, 1984. С. 9−24
- Разумовский, В.Г. Научный метод познания и обучение /
- B.Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -463 с.
- Разумовский, В.Г. Научный метод познания и государственный стандарт физического образования / В. Г. Разумовский, И. В. Корсак // Физика в школе. 1995. — № 6 — С. 20−28.
- Реан, A.A. Психология и психодидактика личности: учебное пособие / A.A. Реан. Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 255 с.
- Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности / Г. Риккерт // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1 — М., 1994.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994 — 205 с.
- Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич, Нью-Йорк, 1973
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 712 с.
- Ручка, A.A. Ценностный подход в системе социологического знания / A.A. Ручка. — Киев: Наукова думка,' 1987. 156 с.
- Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
- Самойлов, Е.А. Молекулярная физика и электродинамика в классах с углубленным изучением физики: Учебно-методическое пособие / Е. А. Самойлов. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. — 228 с.
- Сауров, Ю.А. О природе и процедурах физического мышления / Ю. А. Сауров / материалы докладов республиканской научно теоретической конференции. Киров: КИПК и ПРО, 2007. — С. 4−8
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селезнев, Н.В. Когда оценка воспитывает Н.В. Селезнев. -Кишинев: Лумина, 1982. 96 с.
- Сенько, Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения: учебное пособие / Ю. В. Сенько. М.: МГПИ, 1985. -102 с.
- Скрипко, З.А. Использование образно-знаковой наглядности в процессе обучения физике в современной школе / З. А. Скрипко, A.C. Серебнникова, О. П. Седюкевич // Вестник II’НУ. Томск, 2007. — № 6.— С.100−104.
- Словарь иностранных слов. Спб: «Колита», 1994. — 704 с.
- Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, сис-емы, технологии: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведеьзс^—-^^. ^ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, И. Н. Шиянов и др.- Под ред. С.А. Г. мирт*-,.,-ова.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.
- Суровикина, С.А. Развитие естественнонаучного мышле:^^^ процессе обучения физике: монография / С. А. Суровикина. Омск: ОмБТУ, 2005. — 260 с.
- Суровикина, С.А. Систематизация и обобщение знаний уч^^^^^ X XI классов по физике: дис. канд. пед. наук / С.А. Суровик^^^ Челябинск, 1996.-226 с.
- Терегулов, Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: —-Теорияраспознавания, изучения, обобщения, распространения и внедр^^^^ ^ Ф. Ш. Терегулов. М.: Педагогика, 1992. -296 с.
- Тугаринов, В.П. Избранные философские труды / В.П. Туг^^^-^ринов.-Л.: ЛГУ, 1988.-344 с.
- Тулькибаева, H.H. Актуальные понятия современной пед^^ Текст. / H.H. Тулькибаева, Л. В. Трубайчук. — М.: Изд. Дом «Восток"^ —уогики 003. и274 с.
- Усова, A.B. Новая концепция естественнонаучного образ педагогические условия ее реализации / A.B. Усова. Челябинск: Изд^ ЧГПИ „Факел“, 1995.-38 с.
- Усова, A.B. Теория и практика развивающего обучен^^^. лекций / A.B. Усова. М.: Изд-во Педагогика, 2004. — 128 с.
- Усова, A.B. Систематизация и обобщение знаний У4^*^-^^ процессе обучения Текст.: учебное пособие / A.B. Усова. — Чесгх^^ Факел, 1996. 15 с.
- Усова, A.B. Психолого-дидактические основы Ф°Р1^^гровани физических понятий: учебное пособие / A.B. Усова. Челябинск- УЬд в Челяб. гос. пед. ин-та, 1989. — 77 с.
- Усольцев, А. П. Реализация принципов развивающего обучения физике на основе комплексного использования средств наглядности: дис.. канд. пед. наук Текст.: 13.00.02 / А. П. Усольцев. Екатеринбург, 1998. — 172 с.
- Фридман, JI.M. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. М., 1984. — 79 с.
- Хозяинов, Г. И. Средства обучения как компонент педагогического процесса / Г. И. Хозяинов // Юбилейный сборник трудов ученых, посвященный 80-летию академии. -М.1998. т. 5. — С. 130−136
- Чершунский, Б.С. Прогностические методы в педагогике Текст. / Б. С. Чершунский. Киев: Вища школа, 1974. — 215 с.
- Шамало, Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении, учеб. пособие к спецкурсу / Т. Н. Шамало. — Свердловск: Издательство Свердлов. ГПИ, 1990. — 95 с.
- Шаповалов, A.A. Коструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителей физики / A.A. Шаповалов.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 359 с.
- Шаронова, Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике: учебное пособие по спецкурсу для студентов педвузов / Н. В. Шаронова. М.: МПМАР, 1994. — 183 с.
- Шаталов, В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике / В. Ф. Шаталов. М.: Просвещение, 1989.
- Шахматова, В.В. Этапы развития итоговой аттестации выпускников средней школы по физике в форме ЕГЭ /В.В. Шахматова // Вестник Челяб. гос. педагог, ун-та. Сер. 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания, 14. ЧГПУ, 2005. — С. 134−142
- Шимбирев, П Н. Педагогика / П. Н. Шимбирев, И.Т. Огородников
- М.: Учпедгиз, 1954. 430 с.
- Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика / В. Э. Штейнберг. М.: Народное образование, 2002.- 304 с.
- Штейнберг, В.Э. Образование технологический рубеж, инструменты, проектирование, творчество (монография) /В.Э. Штейнберг. -Уфа: БИРО, 1998. — 156 с.
- Штофф, В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.: Наука, 1966. — 304 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя / Г. И. Щукина. М: Просвещение, 1986. — 125 с.
- Эббингауз, Г. Основы психологии памяти // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А .Я. Ромашова. -М.: ГеРО, 1998. С. 243−263.
- Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 445 с. 1. Приложен
- Семинар 1. Теория и практика диагностирующей деятельности-учителя физики1. План:
- Диагностирование как составляющая мониторинга. Соотноше: понятий „мониторинг“, „диагностика“, „проверка“, „контроль“, „оцен^^^6 учебных достижений учащихся. >у
- Закономерности, принципы диагностирования учебных достиже^р^^ ^ учащихся. и3. Функции диагностики.
- Обсуждение домашнего задания в группах, защита его на семина.^^ использованием дидактических материалов, мультимедийной устано:^^^ презентаций.
- Содержание задания для первой группы
- Составить фрагмент учебного занятия ~ изучение нового материна основе опорных сигналов В. Ф. Шаталова по теме „Газовые законы“. класс базовый уровень). ^
- Предложите способы проверки знаний и умений учащихся, усвоет^^^. на основе сигнально-опорных средств наглядности. 1Х“
- Содержание задания для второй группы
- Составить фрагмент учебного занятия по обобщению знаний учащ-^^^ о газовых законах на основе структурно-логических схем, обобщато>-гт- СЯ таблиц.
- Предложите способы проверки знаний и умений учащихся, усвое^^^ на основе структурно-логических схем, обобщающих таблиц. Ь1х
- Содержание задания для третьей группы
- Составить фрагмент учебного занятия по изучению газовых закоцо^ основе обобщенных планов. на
- Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в т^ общие вопросы Текст. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева. — М.: Изд. ^ °ле-„Академия“, 2000. 368с. [глава 13,14, раздел 6] ^
- Тесленко, В.И. Диагностика качества профессионалг*-подготовки будущего учителя физики в педагогическом вузе. Час-^ °.И Сборник контрольно-измерительных материалов Текст. / В.И. Тесле^^ Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. 184 с. ~
- Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инстру^^^ Теория, методика, практика Текст. / В. Э. Штейнберг. М.: Нар0^н^Г» образование, 2002.- 304 с.
- Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Н. М. Борытко / под ред. И. А. Колесниковой. — М.: издательский центр «Академия», 2006. ~ 288с.
- Усова, A.B. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения Текст. / A.B. Усова. Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. — 53 с.
- Коровин, В.А. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике Текст. / В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2001.-201 с.
- Лернер, И.Я. Качество знаний и пути его повышения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1978.- 208с.
- Оноприенко, O.P. Проверка знаний, умений и навыков по физике в средней школе: кн. для учителя Текст. / O.P. Оноприенко. — М.: просвещение, 1998.— 124 с.
- Тесленко, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / В. И. Тесленко. -Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 195 с.
- Бенькова, Т.М. Рейтинговая система: выбор информационно-критериального рядаТекст. / Т. М. Бенькова, Г. Н. Чепуренко / Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 224−228
- Семинар № 2. Диагностические методы отслеживания личностныхкачеств учащихся План:
- Содержание и структура диагностирующей деятельности учителяфизики: — диагностика личностного становления учащихся-- диагностика индивидуального (субъектного) развития учащегося-- диагностика педагогических возможностей среды.
- Методы диагностики результатов обучения.
- Количественное описание, интерпретация результатов диагностической деятельности учителя физики.
- Обсуждение домашнего задания в группе, защита его на семинаре с использованием дидактических материалов, мультимедийной установки, презентаций.
- Содержание заданий для первой группы
- На этапе выполнения домашнего задания:
- Рассмотреть следующие вопросы:
- Осуществите анализ теста «Оценка трудолюбия и работоспособности ученика». Раскройте методику его обработки. Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- Осуществите анализ теста «Оценка уровня конфликтности личности». Раскройте методику его обработки. Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).1. На этапе работы на семинарском занятии:
- Обсудить результаты индивидуальной домашней работы в группе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.
- Осуществить рефлексию собственной деятельности, других участников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:
- Содержание заданий для второй группы
- На этапе выполнения домашнего задания:
- Рассмотреть следующие вопросы:
- Осуществите анализ теста «Оценка способностей к принятию творческих ответственных решений». Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- Осуществите анализ теста «Оценка способности к саморазвитию». Раскройте методику его обработки. Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).1. На этапе работы на семинарском занятии:
- Обсудить результаты индивидуальной домашней работы в группе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4,Осуществить рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:
- Содержание заданий для третьей группы
- На этапе выполнения домашнего задания: Рассмотреть следующие вопросы:
- Осуществите анализ теста «Оценка уровня творческого потенциала личности». Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- Осуществите анализ, теста «Оценка коммуникативно-лидерских способностей личности». Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- Ш На этапе работы на семинарском занятии:
- ЬОбсудить результаты индивидуальной домашней работы в группе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4.0существить рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к. выполнению домашнего задания:
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 1 Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанский гос. университет. — 1996: — 568 с.
- Коровин, В.А. Оценка качества подготовки выпускников средне^ (полной) школы по физике Текст. / В-А. Коровищ В. А. Орлов. М.: Дрофа, 2001.
- Ксенцова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие Текст. / Г. Ю. Ксенцова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
- Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Н. М. Борытко / под ред. И. А. Колесниковой. М.: издательский центр «Академия», 2006. ~ 288с.
- Тесленко, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / В. И. Тесленко. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. с. 195. [с. 59−69]
- Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий Текст. / B.C. Аванесов. М.: Адепт, 1998. 201 с.
- Тулькинбаева, H.H. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации Текст. / H.H. Тулькинбаева, Н. И. Яковлева, З. М. Большакова. Челябинск: «Факел», 1998. — 143 с.
- Семинар № 3. Использование ИКТ в проверке учебных достижений учащихся средней школы1. План:
- Методы контроля учебных достижений учащихся по физике. ИКТ в реализации контроля и оценки учебных достижений.
- Автоматизированные системы экспертизы уровня образовательной подготовки учащихся. Программно-инструментальные средства.
- Урок контроля и учета знаний учащихся в решении задач, с использованием ИКТ (контрольная работа).1. Задания для первой группы
- Выберите учебную тему. Составьте учебный тест к одному из уроков данной темы (7−10 вопросов). Используйте при разработке тестовых заданий все разнообразие их видов. Оформите тест в редакторе презентаций.1. Задания для второй группы
- Подготовьте и проведите натурный физический эксперимент по исследованию функциональной зависимости, связывающей физические величины (тему для постановки опята подберите самостоятельно). Оформите результаты эксперимента в MS Excel (таблица, график).
- Задания для третьей группы
- Оспенникова, Е. В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие Текст. / Е. В. Оспенникова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 655 с. 1. Семинар 4
- Проверка и оценка знаний и умений учащихся по физике ^ условиях дидактических игр с раздаточным материалом1. Задачи семинара
- Показать на примерах способы организации контроля и оценки знаний и умений учащихся по физике в условиях игровой деятельности.
- Раскрыть требования к организации игры в процессе учения.
- Раскрыть роль учителя и учащихся в организации игр по физике.
- Выделить функции учителя, организующего игру.
- Раскрыть пути активизации познавательной деятельности в использовании настольных игр.1. План семинарап/п Содержание вопросов и заданий Формы и методы обучения Длительност ь этапа занятия
- Вводное слово преподавателя Сообщение преподавателя об индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых в игре 5 МИЦ.
- Подведение итогов занятия 5 мин.
- Самостоятельная работа 25 мин.1. Оборудование:1 .Дидактические материалы.2.Мультимедийная установка.
- Примечание: Дидактические материалы готовят студенты при выполнении домашнего задания и во время работы микрогруппы на занятии.
- Содержание заданий для первой группы
- Подготовить деловую игру с раздаточным материалом на основе: 1) «Физического лото» («Из чего всё», «Физика в ванне»), 2) домино («Хорошо, когда тепло», «Электричество светит и греет», «Быстрее всех»).
- На этапе выполнения домашнего задания: Рассмотреть следующие вопросы:
- Методика организации дидактических игр с раздаточным материалом.
- Способы контроля и оценки деятельности учащихся (знаний и умений) в условиях деловой игры.
- Требования к организации игры.
- Роль учителя физики в организации игры.
- Правила игр с раздаточным материалом.
- Методические указания по проведению игр с раздаточным материалом.
- Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся в условиях игр с раздаточным материалом.1. На этапе работы на семинарском занятии:1 .Обсудить результаты индивидуальной домашней работы в группе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4,Осуществить рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:1 .Самостоятельно выбрать дидактическую игру.
- Содержание заданий для второй группы Подготовить деловую игру с раздаточным материалом на основе «Разног{ветных маршрутов» («Мир движений», «Движение и лиса», «Электричество вокруг нас», «Физика дома»).
- На этапе выполнения домашнего задания:
- Рассмотреть следующие вопросы:
- Методика организации дидактических игр с раздаточным материалом.
- Способы контроля и оценки деятельности учащихся (знаний и умений) в условиях деловой игры.
- Требования к организации игры.
- Роль учителя физики в организации игры.
- Правила игр с раздаточным материалом.
- Методические указания по проведению игр с раздаточным материалом.
- Рейтинговая система оценивания, учебных достижений учащихся в условиях игр с раздаточным материалом.1. На этапе работы на семинарском занятии:1 .Обсудить результаты индивидуальной домашней работы в группе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4.0существить. рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:
- Г. Самостоятельно выбрать дидактическую игру.
- Содержание заданий для третьей группы Подготовить деловую игру с раздаточным материалом на основе логических игр {"Электрические цепи", «Это-мы проходили», «На опыте и в жизни»).
- На этапе выполнения домашнего задания: Рассмотреть следующие вопросы:
- Методика организации дидактических игр с раздаточным материалом.
- Способы контроля и оценки деятельности учащихся (знаний и умений) в условиях деловой игры.
- Требования к организации игры.
- Роль учителя физики в организации игры.
- Правила игр с раздаточным материалом.
- Методические указания по проведению игр с раздаточным материалом.
- Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся в условиях игр с раздаточным материалом.1. На этапе работы на семинарском занятии:
- Обсудить результаты индивидуальной домашней работы вгруппе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4,Осуществить рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания: I. Самостоятельно выбрать дидактическую игру.
- Карелин, Н.У. Балльно-рейтинговая система оценивания учащихся Текст. / Н. У. Карелин. //Математика: приложение к газете «Первое сентября». 1999. — № 42. — С.4−7
- Ланина, И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя Текст. / И. Я. Ланина.— М.: Просвещение, 1985.— 128с.
- Оноприенко, О.Р. Проверка знаний, умений и навыков по физике в. средней школе.: кн. для учителя Текст. / О. Р. Оноприенко. — М.: просвещение, 1998.— 124с.
- Спецификация к вопросам домашнего задания (группа 1) п/п Содержание вопросов Уровень сложности
- Уровень (А) Уровень (В) Уровень (С)
- Спецификация к вопросам домашнего задания (группа 2) п/п Содержание вопросов Уровень сложности
- Уровень (А) Уровень (В) Уровень (С)
- Электричество вокруг конспекта. Подготовьте сообщение систему длянас", «Физика дома»). Подготовьте и дидактический данного видасообщение материал к нему. игры.
- Спецификация к вопросам домашнего задания (группа 3) п/п Содержание вопросов Уровень сложности
- Уровень (Л) Уровень (В) Уровень (С)
- Изучение способов оценивания отдельных качеств личности учащихся, влияющих на качество усвоения знаний и умений по физике1. Задачи семинара
- Осуществить анализ идеальной модели личности ученика-выпускника средней школы.
- Вводное слово преподавателя Сообщение преподавателя 5
- Анализ идеальной модели личности ученика выпускника средней школы Собеседование, выступление студентов 7
- Анализ и оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе, влияющего на результаты учебных достижений учащихся по физике Собеседование, выступление студентов 8
- Обсуждение итогов домашней работы участников групп, Выработка общего плана (плаката) доклада с применением современных технических средств (мульт. установка) Групповая форма выступления студентов 10
- Защита домашнего проекта 25
- Практическая работа по отслеживанию познавательной самостоятельности учащихся как одного из качеств личности, формируемого в процессе самостоятельной познавательной деятельности Индивидуальная работа студента 30
- Подведение итогов Сообщение преподавателя 51. Оборудование:1. Дидактические материалы.1. Мультимедийная установка.
- Примечание: Дидактические материалы готовят студенты при выполнении домашнего задания и во время работы микрогруппы на занятии.
- Содержание заданий для первой группы1. На этапе выполнения домашнего задания:
- Рассмотреть следующие вопросы:
- Осуществите анализ теста «Оценка трудолюбия и работоспособности ученика». Раскройте методику его обработки. Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.
- Осуществить рефлексию собственной деятельности, других участников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:
- Содержание заданий д^я второй группы
- И. На этапе выполнения домашнего задания:
- Рассмотреть следующие вопросы:
- Осуществите анализ теста «Оценка уровня интеллигентности». Раскройте методику его обработки. Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- Осуществите анализ теста «Оценка уровня конфликтности личности». Раскройте методику его обработки. Проведите эксперимент по отслеживанию этого качества личности (на примере студенческой группы и ученической).
- И. На этапе работы на семинарском занятии: 1. Обсудить результаты индивидуальной домашней работы в группе.
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4.0существить рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:
- Содержание заданий для третьей группы1. На этапе выполнения домашнего задания:
- Рассмотреть следующие вопросы:
- Выработать единое сообщение от группы и представить его с обязательным сопровождением иллюстрирующим материалом.
- Участвовать в обсуждении результатов работы других групп.4,Осуществить рефлексию собственной деятельности, другихучастников семинара.
- Указания к выполнению домашнего задания:
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 1. — Казань: Изд-во Казанский гос. университет Текст. / В. И. Андреев. 1996. — 568 с.
- Немов, P.C. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования Текст. / P.C. Немов. М-.: Гуман. изд. Центр «Владос», 1997. — 608 с.
- Оноприенко, O.P. Проверка 3, У и H по физике в ср. школе: кн. для учителя Текст. / O.P. Оноприенко. М.: Просвещение, 1998. — 124 с.
- Коровин, В.А. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике Текст. / В. А. Коровин, В. А. Орлов. — М.: Дрофа, 2001.
- Ксенцова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие Текст. / Г. Ю. Ксенцова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
- Тесленко, В.И. Современные средства оценивания результатов., обучения: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / В. И. Тесленко. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. с. 195.
- Спецификация к вопросам домашнего задания (группа 1) п/ п Содержание вопросов Уровень сложности
- Уровень (А) Уровень (В) Уровень (С)
- Спецификация к вопросам домашнего задания (группа 2) п/п Содержание вопросов ' Уровень сложности
- Уровень (А) Уровень (В) Уровень (С)
- Спецификация к вопросам домашнего задания (группа 3) п/п Содержание вопросов Уровень сложности
- Уровень (А) Уровень (В) Уровень (С)