Педагогические условия профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и семье
Диссертация
Реализация программы по профилактике беспризорности и безнадзорности детей и подростков осуществляется на основе алгоритма программы деятельности учителей, педагогов-психологов и социальных педагогов общеобразовательных учреждений, направленной на подготовку детей и подростков, с риском безнадзорности, к самостоятельной жизни, выстроенного в следующей последовательности: осознанное целеполагание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы исследования
- 1. 1. Понятийно-категориальный аппарат исследования
- 1. 2. Эволюция беспризорности и безнадзорности детей и подростков
- 1. 3. Анализ концепций профилактики беспризорности и безнадзорности в отечественной и зарубежной педагогике
- 1. 4. Модель профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и семье
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по педагогической профилактике беспризорности и безнадзорности детей и подростков
- 2. 1. Психолого-педагогическая диагностика состояния детской беспризорности и безнадзорности в общеобразовательных учреждениях и семье
- 2. 2. Программа педагогической профилактики беспризорности и безнадзорности в общеобразовательных учреждениях и семье
- 2. 3. Анализ реализации программы педагогической профилактики беспризорности и безнадзорности детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и семье
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики Текст. / И. Н. Андреева. М.: Академия, 2000. — 176 с. — ISBN 5−76 950 499−4.
- Байков, Ф.Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье Текст. / Ф. Я. Байков. Лениздат, 1983. — 135 с.
- Бандура, А., Уолтере, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст. / А. Бандура, Р. Уолтере. Перевод с а/я Брянцевой и Б. Красовского М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
- Бардышевская, М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей. Текст. / Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /М.К. Бардышевская. М.: ТОО «Симе», 1995.-213 с.
- Беличева, С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних Текст. / С. А. Беличева. М., 1993.- 134 с.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии Текст. / С. А. Беличева. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1994. -224 с. — ISBN 5−86 383−008−5.
- Беличева, С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / Светлана Афанасьевна Беличева. Л., 1977. — 24 с.
- Беличева, С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: автореф. дисс. .докт. психол. наук Текст. / Светлана Афанасьевна Беличева. М., 1989. — 45 с.
- Беличева, С.А. Школа микрорайон — предмет психолого-педагогического исследования Текст./С.А. Беличева//Советская педагогика. — 1991. — № 2. — С. 49−54.
- Белкин, A.C. Внимание ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников Текст. / A.C. Белкин. — Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1981. — 120 с. — ISBN 978−5-91 359−008−4.
- Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие Текст. / A.C. Белкин. М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Белкин, A.C. Отклонения в поведении школьников Текст. / A.C. Белкин. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1973. — 140 с.
- Беспризорность Besprizornost'. Электронный ресурс. //Режим доступа: http://mirskovarei.com/content уиг/ BESPRIZORNST-520.html, свободный. — Загл. с экрана.
- Беспризорные и безнадзорные дети Текст. // Итоги общероссийского социологического зондажа. М.: Центр социологических исследований, МО РФ, 2002. — 68 с.
- Бобылева, И.А. Семейный центр форма патронатного воспитания Текст. / И. А. Бобылева // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н. П. — М., 2002. — С. 52−60.
- Бойко, В.В., Оганян, K.M., Копытенкова, О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России Текст. / В. В. Бойко, О. И. Копытенкова, K.M. Оганян. СПб.: Сударыня, 1999. — 242 с.
- Борьба с детской беспризорностью // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917−1947). М.- Л., 1947. — С. 255−256.
- Бочарова, В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная альтернатива Текст. / В. Г. Бочарова. М.: Советская педагогика, 1991. — 162 с.
- Бочарова, Н.И., Тихонова, О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие Текст. / В. Г. Бочарова, О. Г. Тихонова. М.: Академия, 2001. -208 с.
- Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи Текст. /М.И. Буянов. -М.: Просвещение, 1988.-208 с.
- Вершинин, В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики Текст. / В. Вершинин // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 170 174.
- Ветров, Ю.П. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних Текст. / Ю.П. Ветров// Педагогика. № 2. — 2005. — С. 101 -107.
- Воспитательный потенциал семьи Текст. //Педагогика. 1999. — № 4. -С. 27−39.
- Вострокнутов, Н.В., Северный, A.A. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков Текст. /Н.В. Вострокнутов, A.A. Северный. М., 1996.
- Вульфов, Б.З., Семенов, В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие Текст. /Б.З. Вульфов, В. Д. Семенов. М.: Знание, 1981.- 137 с.
- Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства Текст. /Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. М.: Т. 5. -Педагогика, 1984. — С. 257−321.
- Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в 2001 г. Аналитическая справка Текст.//Вестник образования России. 2002. -№ 16. — С. 8−17.
- Галигузова, Л.Н. Проблема социальной изоляции детей Текст. / Л.Н. Галигузова// Вопросы психологии. — 1996. -№ 3. С. 101−116.
- Гниденко Т. Дети без детства Текст. / Т. Гниденко // Ваше право. -1993.-№ 26.-С. 4−5.
- Горшкова, Е.А. Из истории перевоспитания педагогически запущенных детей (30-е годы Х1Х-ХХ веков) Текст. / Е. А. Горшкова // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992. — 320 с.
- Гордеева, М.В. О работе учреждений социальной помощи семье и ребенку Текст. / М. В. Гордеева // Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. -М., 1999. С. 12−18
- Горьковая, И.А. Нарушение поведения у детей из семей алкоголиков. //Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. — № 3. — С. 47−54.
- Горьковая, И.А. Проявление агрессивного поведения у делинквентных подростков Текст. / И. А. Горьковая // Дети и насилие. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996. — С. 32−36.
- Государственная программа «Дети России» на «2007−2010 годы». -Российская газета от 02.02.2007 г. № 22. — ст. 18.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка Текст. / В. И. Даль. М.: ACT. — 2008. — 992 с. — ISBN 978−5-17−18 759−1.
- Дармодехин, C.B. Семья и государство Текст. / C.B. Дармодехин// Педагогика. 1999. — № 1. — С. 3−9.
- Дармодехин, C.B., Безнадзорность детей в России Текст. / C.B. Дармодехин. // Педагогика. № 5. — 2001. — С. 3−7.
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. Текст. //O.E. Лебедев, Е. Е. Чепурных, А. Н. Майоров, В.М. Золотухина/ Под ред. А. Н. Майорова М.: Интеллект — Центр, 2001. -192 с.
- Дети улицы: растущая трагедия городов Текст. // пер. с англ. М.: Международные отношения. — 1990. — 147 с. — ISBN 5−7133−0280−6 :
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития Текст. // Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграфсервис, 1998. — 336 с.
- Детская беспризорность и детский дом Текст. // Под ред. С. С. Тизанова, В. Л. Швейцер, В. М. Васильевой. Москва, 1926. — 240 с.
- Детская беспризорность. Предупреждение и борьба с ней Текст. // Под ред. Тизанова С. С. М.: Наука 1923.-72 с.
- Долотин, Б. Если тебе «беспризорник» имя. Текст. / Б. Долотин // Человек и закон. 1999. — № 2. — С. 36−43
- Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи Текст. /И.В. Дубровина И. В., М. И. Лисина //Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 1982. — 390 с.
- Дубровина, И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. /И.В. Дубровина, А. Г. Рузская. М.: Просвещение, 1990.-402 с.
- Дулинова, Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления Текст. / Л. Т. Дулинова. -М., 2000. 48 с.
- Егошина, В.Н., Елфимова H.B. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России Текст. / В. Н. Егошина, Н. В. Елфимова. -М, 1993.-70 с.
- Закон РФ «Об образовании» Текст. / (1996 г., с измениями, внесенными Федеральным законом № 50 ФЗ от 24.04.2008 г.).
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Текст. М., 1999.
- Залкинд, А.Б. О так называемых трудных детях Текст. / А. Б. Залкинд // Материалы ко второму Всероссийскому съезду социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов 26 ноября 1924 г. М., 1924.-С. 29−37.
- Захарова, Н.В. Психолого-педагогическое просвещение родителей по профилактике детско-подростковой беспризорности и безнадзорности: методические рекомендации для родителей Текст. / Н. В. Захарова. -Владимир: ВГГУ, 2009. 35 с.
- Захарова, Н.В. К вопросу о состоянии беспризорности и безнадзорности детей и подростков Текст. / Н. В. Захарова //Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2009. — № 9. -С.42−46.
- Зверева, О.Д., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание Текст. / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — М.: Академия, 1999.-87 с.
- Зезина, М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР Текст. / М. Р. Зезина // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 58.
- Зыков, О.В. Ювенальные технологии. Практическое руководство: Текст. /Под редакцией Зыкова О. В., Хананашвили Н. Л., Автономова A.C. М.: Фонд HAH, 2004. — 352 с.
- Иванников, В.А. Концепция помощи детям и подросткам Текст. / В.А. Иванников// Вестник образования. 1993. — № 10. — С. 15−23.
- Иванушкина, Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе: автореф. дис. к-та пед. наук: 13.00.06 Текст. / Иванушкина Татьяна Ивановна/ Институт педагогики социальной работы РАО. М., 2000. — 22 с.
- Иванцова, А. О работе с проблемными семьями Текст. / А. Иванцова // Воспитание школьников. 2000. — № 10. — С. 18
- Изучение личности, семьи и комьюнити (общины) в системе социальной работы США Текст. / ВНИК «Школа-микрорайон». М., 1992.-32 с.
- Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива Текст. / Под ред. Гаврилина A.B. Владимир: ИУУ, 2002. -188 с.
- Иовчук, Н., Морозова, Е., Щербакова, А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях Текст. / Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова// Народное образование. 2001. — № 7. — С. 185−189.
- Карелова, Т.Н. Задачи ближайшего будущего Текст. / Г. Н. Карелова //Социальная педагогика. 1999. -№ 5. — С. 54−60
- Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков Текст. / В.П. Кащенко/ Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: «Академия», 2000. — 304 с.
- Клемантович, И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности Текст. / И. Клемантович// Воспитание школьников. 1998. — № 4 — С. 2−5.
- Ковалев, A.C. Психология семейного воспитания Текст. / Ковалев, A.C. М.: Просвещение, 1980. — 255 с.
- Коган, JI.H. Всестороннее развитие личности и культуры Текст. / Л. Н. Коган. -М.: Просвещение, 1981.-131 с.
- Коджаспиров, Г. М., Коджаспирова, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. М.: «Академия», 2000. — 176 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы Текст. / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: ИСПиП, 2000. — 108 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений Текст. / И. С. Кон М.: Издательский центр «Академия». — 2003.-336с.
- Кон, И. С. Социология личности: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений Текст./ И. С. Кон М., 1967. — 236 с.
- Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации Текст. / Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитании, 2001. — 490 с.
- Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: ИСШП, 2000, — 54 с.
- Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития Текст. / Ц.П. Короленко// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. — № 1. — С. 8−15.
- Корчак, Я. Как любить ребёнка. Избранные педагогические произведения Текст. / Я. Корчак. М.: Педагогика, 1979. — 180 с.
- Котова, И.Б., Шиянов, E.H. Социализация и воспитание Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. — Р-н-Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1997. — 144 с.
- Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка Текст. / А. И. Кочетов. М.: Педагогика, 1972. — 120 с.
- Кочетов, А.И., Верцинская, H.H. Работа с трудными детьми: книга для учителя Текст. / А. И. Кочетов, H.H. Верцинская. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Коэн, А.К. Отклоняющееся поведение и контроль над ним Текст. / А. К. Коэн //Американская социология. № 5. -1972. — С. 290−295.
- Красницкая, Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства) Текст. / Г. С. Красницкая. М., 1997. -42 с.
- Краткий психологический словарь Текст. //Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 64 с.
- Куган, Б.А. Социально-трудовая адаптация группы социального риска Текст. / Б. А. Куган. Курган: Челябинск, 1995. — 240 с.
- Кумарина, Г. Ф. Дети «группы риска» Текст. / Г. Ф. Кумарина// Советская педагогика. -1991.-№ 11.-С. 33−37.
- Лангмайер, И., Матейчик, 3. Психическая депривация в детском возрасте Текст. / И. Лангмайер, 3. Матейчик. Прага: Авиценум, 1984. — С. 268−276.
- Леви, В.Л. Нестандартный ребенок Текст. / В. Л. Леви. М.: Знание, 1983.- 109 с.
- Левчук, С. Организация сетевого взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Текст. / С. Левчук // Социальная педагогика. — 2008. — № 1. — С. 50−56.
- Летунова, В.Е. «Дети группы риска» в системе работы ПМПС Центра Текст. /В.Е. Летунова//Дети группы риска: Материалы международного семинара. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 178 с.
- Лихтарников, А.Л. Диагностика и психотерапия детей группы риска Текст. /А.Л. Лихтарников // Дети группы риска: материалы международного семинара. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 178 с.
- Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов Текст./ Ред.-сост. B.C. Мухина. -М.: Просвещение, 1991. 223 с. — ISBN 5−09−3 063−4.
- Лодкина, Т.Д. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми. 2-е издание Текст. / Т. Д. Лодкина — Вологда: ВГПУ, «Русь», 1998.- 133 с.
- Маро, М. И. (Левитина). Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы Текст. / М. И. Маро (Левитина). М., 1925. — 25 с.
- Масштабы беды. Беспризорность и безнадзорность детей Текст. / Под ред. В.И. Терешенко// Социальная защита. 2003. — № 1. — С. 51−55
- Матвиенко, В.И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей Текст. /В.И. Матвиенко/ Стенограмма заседания Гос. думы от 03.04.02 // Официальные документы в образовании. -2002.-№ 13.-С. 6−40.
- Медведев, Г. П. Педагогическая запущенность детей и пути её преодоления: дисс. .канд. пед. наук Текст. / Медведев Геннадий Павлович. М., 1964.-21 с.
- Методика работы социального педагога Текст. / Под ред. JI.B. Кузнецовой. М., 2003.-96 с. — ISBN 5−9219−0272−1.
- Методы и технологии работы социального педагога: учебное пособие Текст. /Под ред. М. А. Галагузовой, JI.B. Мардахаева. М., 2004. — 192 с. — ISBN 5−7695−0844−2, 5−7695−1734−4.
- Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи Текст. / Э.А. Минкова// Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -М.: ТОО «Симе», 1995. 177 с.
- Молодцова, Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков: учебное пособие Текст. /Т.Д. Молодцова/ -М.: Издательство: Международная педагогическая академия, 1999. -236 с. ISBN 5−89 411−024−06.
- Моложавый, С. Беспризорный как объект изучения Текст. /С. Моложавый/ Материалы ко второму Всероссийскому съезду социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов 26 ноября 1924 г. М., 1924. — С. 37−39.
- Москаленко, В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом Текст. / В. Д. Москаленко. М.: ЦОЦ ВНИК, 1992. — 35 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и «смутное время» Текст. /A.B. Мудрик. -М.: Просвещение, 1991. 86 с.
- Мудрик, A.B. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов Текст./ A.B. Мудрик / Под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 200 с. — ISBN 5−88 687−109−8.
- Налчаджян, A.A. Социально-психологическая адаптация личности Текст. /A.A. Налчаджян. Ереван, 1988. — 263 с.
- Нечаева, A.M. Судебная защита прав ребенка: учеб.-практ. пособие Текст. / A.M. Нечаева. Рос. акад. правосудия. — М.: Экзамен, 2003. -126 с. — (Правоохран. органы). — ISBN 5−94 692−459−1
- Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества Текст. /Л.Е. Никитина / Педагогика. — 1998. — № 7. — С. 3641.
- Нищета, дети и социальная политика: путь в более светлое будущее Текст. // ЮНИСЕФ, Флоренция, 1995. Докл. № 3.
- О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности Текст. // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917−1947). М.- Л., 1947. — С. 259−264.
- О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью Текст. // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917−1947). М.- Л., 1947. — С. 238−242.
- О плане борьбы с детской беспризорностью Текст. // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917−1947). М.-Л., 1947. — С. 247−254.
- О профилактике- безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав Текст. — Указ Президента РФ от 06.09.1993.
- Об участии педагогических вузов в профилактической работе с несовершеннолетними Текст. — Письмо (№ 401/28) // Народное образование. № 8. — 2002. — С. 275−276.
- Образование и практика специалистов социальной работы: состояние, проблемы и перспективы: матер, межрег. науч.-практ. конф. Текст. — Казань, 2001.-258 с.
- Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия. Учебное пособие Текст. /составители В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Институт практической психологии, 1996. — 224 с.
- Овчарова, Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков Текст. / Р. В. Овчарова // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 22−26.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов Текст. / С. И. Ожегов / Под ред.чл.-корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой.—20-е изд., стереотип, русского языка. М.: Рус. яз., 1989. — 750 с. — ISBN 5−20 000 313-Х.
- Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности: методические рекомендации Текст. Москва, 2002. -83 с.
- Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России Текст. /В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова// Вопросы психологии. -2001. —№ 3. -С. 79−90.
- Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи Текст. / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 39−52.
- Основы коррекционной педагогики: учебное пособие Текст. / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, И.В. Ялпаева/ Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2005. — 72 с. — ISBN 5−7695−0487−0.
- Основы социальной работы: учебник Текст. /Отв. ред. Павленок П. Д. Изд. 3-е, исправ., допол., М.:ИНФРА-М, 2007. — 560 с. — ISBN 5−16 002 525−1.
- Теория социальной работы: учебник Текст. / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Инфра-М, 2004. — 400 с. — ISBN 5−16 000−4858.
- Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными подростками: методические рекомендации АПН СССР, НИИ общего образования взрослых Текст. /Сост. П. П. Пшебильский. М.: НИИ ООВ, 1983.-24 с.
- Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сборник научных трудов Текст. Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1982.-93 с.
- Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. /Сост. и авт. предисл. JI.B. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с. -ISBN 5−7695−1398−5.
- Очерки по истории педагогики Текст. /Под ред. H.A. Константинова. -М.: АПН РСФСР, 1952. 756 с.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. -М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Паркинсон, С. Законы Паркинсона: сборник: пер. с англ. Текст. / М.: Эксмо, 2007. — 448 с. — ISBN 978−5-699−24 807−0.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведение Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. Издание 4-е. — М.: Школьная пресса, 2004. — 512 с. — ISBN 59 219−0384−1.
- Педагогические основы социально-правовой защиты детства. Библиографический указатель Текст. Екатеринбург, 1996. — 38 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 е.: ил.
- Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение Текст. / Е. М. Пеньков. М.: Высш. шк., 1990. — 176 с. — ISBN 5−6 000 570−4.
- Пластинина, Т.А. Ребенок должен жить в семье Текст. // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н. П. М., 2002.-С. 68−73.
- Плоткин, М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков Текст. / М. М. Плоткин //Педагогика 1994. — № 3. — С. 3639.
- Плоткин, М.М. Социально-педагогическая помощь ¦ детям из неблагополучных семей. Текст. / М.М. Плоткин// Педагогика. — 2000. -№ 1.-С. 47−51.
- Положение детей в мире. 2001 г. Текст. / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.- 112 с.
- Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью РСФСР // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании (1917−1947) Текст. M.-JL, 1947.-С. 50−63.
- Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей Текст. /И.С. Полонский// Прикладные проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. -М., 1983.-С. 52−68.
- Правотека. ру Беспризорность. Юридическая энциклопедия Электронный ресурс. //Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/536.html. свободный. — Загл. с экрана.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот Текст. / Под ред. Байбородовой Л. В. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1997. — 196 с.
- Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Дети без семьи Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. -М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. Текст. / A.M. Прихожан, H.H. Толстых//Вопросы психологии. — 1982. — № 2. С. 8086.
- Проблема детской беспризорности в современном российском обществе Электронный ресурс. //Режим доступа: http://library.by. свободный. Загл. с экрана.
- Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. Институт молодежи Текст./ Под ред. JI.B. Молчадской. -М.: Б.И. 1993. — 34 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. — с. 175−205 (264 е.).
- Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) Текст. / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. — 128 с.
- Психология и педагогика: учебное пособие для вузов Текст. / Под ред. A.A. Радугин. М.: Библионика. — 2006. — 256 с. — ISBN 98 685−009−2.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений Текст. Ростов-н-Д.: «Феникс», 1998. -544 с.
- Пстронг, Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся Текст. / Д. Пстронг //Педагогика. 1990. — № 12. — С. 42−46.
- Развитие личности в условиях психической депривации Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1991.-С. 159−167.
- Расчетина, С.А. Защита прав ребенка на жизнь как историческая проблема Текст. /С.А. Расчетина// Дети улицы. Часть III. Сборник материалов. СПб.: 2001. — С. 4−12.
- Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учрежденийсоциальной реабилитации несовершеннолетних Текст. /Сост. Г. М. Иващенко, В. Н. Бушуева. М.: НИИ семьи, 1998. — 72 с.
- Реан, A.A., Дандарова, Ж.К., Прокофьева, В. А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад Текст. / A.A. Реан, Ж. К. Дандарова, В. А. Прокофьева. М., 2002. — 94 с.
- Речь на Всероссийской конференции детдомов, 15−20 ноября 1927 г. Текст. // Народное просвещение. 1927. — № 4. — С.51−54.
- Роголева, Е.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: автореферат дис. к-та пед. наук: 13.00.06 Текст. /Елена Борисовна Роголева //Институт педагогики социальной работы РАО. М., 1999. — 24 с.
- Родители в ответе за воспитание детей: учебно-методическое пособие Текст. /Абрамова И. Г и др. под общ. ред. JIM. Шипицыной. — СПб.: ИСПиП, 2002.-42 с.
- Рожков, А.Ю. Беспризорники Текст. /А.Ю. Рожков//Родина. 1997. -№ 9.-С. 70−76.
- Рожков, А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое десятилетие советской власти Текст. /А.Ю. Рожков//Вопросы истории. 2000. — № 1. — С.134−139.
- Рожков, А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение Текст. /А.Ю. Рожков// Социологические исследования. -1999. -№ 7. С.107−114.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т. 1. М., 1993.
- Рощин, И. Бегущие по волнам Текст. /И. Рощин//Человек и закон. -1999. № 5. — С.20−23.
- Саленко, Н. Профилактическая работа с семьями, имеющими несовершеннолетних детей Текст./Н. Саленко//Социальная педагогика. 2006 г. — № 1. — С.76−86
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селиванова, O.A. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум Текст. / O.A. Селиванова. — М.: Педагогика, 2004. -№ 1. С.56−61
- Селиванова, O.A., Щепина, Ю.А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков. Текст./ O.A. Селиванова, Ю.А. Щепина// Педагогика, 2005. — № 10. — С.49−52.
- Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды Текст. /В.Д. Семенов. М.: Просвещение, 1987. — 112 с.
- Синдром бродяжничества Текст. /Под ред. Н. Алексеева// Ставропольская правда от 12 марта 2002.
- Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений Текст./ Авт.- сост. Л. В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
- Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике Текст./Под ред. д-ра пед. наук, проф. С. А. Завражина. Владимир, 2000. — 254 с. — ISBN 5−87 846−031−9.
- Слот, В., Спанярд, X. Нидерландская модель социальной помощи подросткам, ориентированная на социальную компетенцию Текст. / В. Слот, X. Спанярд// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. -№ 1. — С. 60−74.
- Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность Текст. /Е.Г. Слуцкий //Социологические исследования. 1998. — № 3. — С.117−121.
- Снеговский, В.Я. Дети улиц: информационно-консультативный вестник Текст. / В.Я. Снеговский/ Правительство Москвы [и др.]- гл. ред. В. Я. Снеговский. М.: ИКАР. Вып. 2: Апрель — июнь, 2000 г. -2000.-83 с.
- Соловников, Т.И. Социально-психическая реабилитация Текст. / Т. И. Соловников. М.: Прогресс, 1991. — 50 с.
- Социальная педагогика и социальная работа за рубежом Текст. Вып. 1. -М., 1991.
- Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос. — 2008. -416 с. — ISBN 5−691−372−0.
- Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования Текст. / Под ред. В. Д. Семенова. Изд-во УрГУ, Свердловск, 1989. — 148 с.
- Социальное обслуживание семьи и детей в России Текст.: Материалы Всеросс. науч.-прак. конф. М., 2001. — 112 с.
- Социальные проблемы. Электронный ресурс. //Режим доступа: http://isunited.ru/youth.htm свободный. Загл. с экрана.
- Социальные проекты Норвегии в России. Электронный ресурс. //Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ свободный. — Загл. с экрана.
- Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000 г.) Текст. // Официальные документы в образовании. -2001. -№ 29. С.30−35.
- Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие Текст. / В. Г. Степанов. М.: «Академия», 1998. — 320 с.
- Степашко, JI.A. Социалистическая концепция содержания общего образования Текст. / JI.A. Степашко. Владивосток, 1988. — 68 с.
- Стурова, М.П. Живое наследие A.C. Макаренко Текст. /М.П. Стурова// Педагогика. 2000. — № 3. — С.53−58.
- Стурова, Н.П., Силенков, В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема Текст. / Н. П. Стурова, В.И. Силенков// Педагогика. 1999. — № 7. — С.25 — 30.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании Текст. / В. А Сухомлинский. М., 1975.-75 с.
- Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками Текст./ Г. С. Тагирова. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 128 с.
- Терехина- В. В. Безнадзорным детям — особое внимание Текст. /В.В. Терехина//Социальное обеспечение. 2002. -№ 5. — С. 18−22.
- Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: научно-методическое пособие Текст. М., 2001. — 176 с.
- Тихонова, Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая Текст. / Н. Тихонова//Воспитание школьников. 2002. — № 3. — С.29−30.
- Торохтий, B.C. Психологические проблемы работы с семьей Текст. / B.C. Торохтий//Социальная работа. 1994. — № 2. — С. 45−48.
- Торе, Д.А. Ошибки родителей Текст. / Д. А. Торе. М.: Прогресс. 1993. -136 с.
- Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка Текст. / Д. Н. Ушаков. -М., 1939.
- Федеральная целевая программа 1997 г. «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Текст. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 41.
- Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Текст. // Российская газета от 10 июля 1999.
- Фирсов, М.В. История социальной работы в России: учебное пособие Текст. /М.В. Фирсов. М., 2006. — 600 с. — ISBN 5−8291−0803−8.
- Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье Текст. / JI. С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с.
- Фортова, JI.K. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков Текст.: моногр. / JI.K. Фортова- Владимир, гос. пед. ун-т. Владимир: ВГПУ, 2002. — 391,1. е.: табл. -ISBN 5−87 846−259−1.
- Фролов, A.A., Кильянова, JI.B. Основные понятия педагогической системы A.C. Макаренко Текст. /A.A. Фролов, JI.B. Кильянова// Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. -Вып.З. -С.152−166.
- Харвин, Д.Ж. Дети российского государства 1917 1995 г.г. Текст. /Д.Ж. Харвин. — М.: ЮРТ, 1996. — 143 с.
- Цыганова, Е.С. Детская беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения Электронный ресурс. /Е.С.Цыганова// Режим доступа: (http://www.balance.sampo.ru) свободный. Загл. с экрана.
- Чепурных, Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования Текст. / Е. Е. Чепурных. М.: АТЕКС, Ярославль, 2001. — 287 с.
- Чечет, В. Альтернатива социальному сиротству Текст. /В. Чечет// Народное образование.-2001.-№ 9. -С.105−108.
- Шереги, Ф.Э., Арефьев, A.JL, Вострокнутов, Н.В. и др. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция Текст. / АЛ. Арефьев, Н. В. Вострокнутов, Ф. Э. Шереги. М., 2001.
- Шипицына, JI.M., Иванов, Е.С., Виноградова, А.Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации Текст. / А. Д. Виноградова, Е. С. Иванов, JIM. Шипицына. СПб.: ИСПиП, 1997. -160 с.
- Шульга, Т.И., Слот, В., Спанияр, X. Методика работы с детьми «группы риска» Текст. /В. Слот, Т. И. Шульга, X. Спанияр. М.: УРАО, 2001. — 128 с. — ISBN 5−204−252−9.
- Шульга, Т.Н., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки Текст. /Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга//Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 2. — С. 34−56.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Текст. / Под ред. В. В. Лебединского. М.: Просвещение, 1990. — 200 с. — ISBN 5−211−1 090−2.
- Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Текст. М., 1997.
- Яркина, Т., Агапова, Г. Семья в меняющемся мире Текст. / Г. Агапова, Т. Яркина// Социальная работа. 1994. — № 2. — С. 33−35.
- Baldwin, Steve. Alcohol Education and Offenders /edited by Steve Baldwin. -London: B.T. Batsford Ltd., 1990. 168 p.- 21 cm. — ISBN 10−71 346 442, 9 780 713 462 449.
- Blackwell Handbook of Childhood Social Development / Edited by Peter K. Smith and Craig H. Hart. Maiden- Oxford etc.: Blackwell Publishing, 2007. — XV, 665 p.- 25 cm. — (Blackwell Handbooks of Developmental Psychology). — ISBN 0−631−21 753−3 (pbk.).
- Families Living with Drugs and HIV: Intervention and Treatment Strategies / ed. by R. P. Barth, J. Pietrzak, M. Ramler. New York- London: The Guilford Press, 1993. — 368 p.- 23 cm.
- Handbook of Youth and Justice /edited by Susan O. White. New York etc.: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2001. — XI, 442 p.- 26 cm. -(The Plenum Series in Crime and Justice / series editors: James Alan Fox, Joseph Weis).
- Lopez J. M. 0., Redondo L. M., Martin A. L. Influence of family and peer group on use of drugs by adolescents // Int. J. Addict. 1989. V. 24. N 11. P. 1065- 1082.
- Santrock, John W. Adolescence / John W. Santrock. 12-th ed. — Boston: McGraw-Hill, 2008. — 510 p., G-8, R-58, C-4,1−22: ill.- 27 cm. — (McGraw-Hill Higher Education).
- Smith M. B., Canter W. A., Robin A. L. A pathanalysis of an adolescent drinking behavior model derived from problem behavior theory // J. Stud. Alcohol. 1989. V. 59. N 2. P. 128 142.
- Steinberg, Laurence. Adolescence / Laurence Steinberg- Advisory Editor: Urie Bronfenbrenner. — 2-nd ed. New York: McGraw-Hill Publishing Company, 1989. — xi, 465, 3. p.: ill.- 24 cm.1. АНКЕТАдля проведения педагогического эксперимента)
- Оценка актуальности проблемы детско-подростковой беспризорности и безнадзорности.
- Очень актуальная проблема Достаточно актуальная проблема Скорее актуальная, чем не актуальная проблема Совершенно не актуальная проблема Затрудняюсь ответить
- Какие социальные явления связаны с детской беспризорностью и безнадзорностью? (респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа).
- Оценка уровня детской беспризорности и безнадзорности за последние 2−3 года.
- Беспризорность и безнадзорность существенно возросла Имеется тенденция к увеличению
- Уровень беспризорности и безнадзорности не изменился Уровень беспризорности и безнадзорности несколько уменьшился Уровень беспризорности и безнадзорности существенно уменьшился Затрудняюсь ответить
- Наличие физических заболеваний у безнадзорных детей
- Бегство из неблагополучных семей
- Уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами
- Личный выбор детей (тяга к приключениям)
- Физическое насилие в семье
- Неадекватная политика государства1. Влияние улицы
- Плохое отношение к детям в приютах
- Кто виноват в распространении детской беспризорности и безнадзорности? респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа). Государство
- Конкретные люди, находящиеся у власти МВД
- Учреждения образования, опеки и защиты1. Родители1. Криминалитет
- Сложные социально-экономические условия
- Личное отношение опрошенных к беспризорным и безнадзорным детям.1. Вызывают сочувствие
- Не вызывают сочувствия Отношение нейтральное Вызывают раздражение Затрудняюсь ответить
- Оценка степени влияния на детскую беспризорность и безнадзорность общественно-политических и социально-экономических факторов.
- Значительное влияние Некоторое влияние Незначительное влияние Затрудняюсь ответить
- Общественное мнение о градации детей по признаку беспризорности и безнадзорности.
- Безнадзорных Беспризорных Затрудняюсь ответить
- Какие заболевания в наибольшей степени распространены среди беспризорных ибезнадзорных детей? (респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа). Наркомания Алкоголизм1. Инфекционные заболевания1. Токсикомания1. Педикулез
- Кожные заболевания Венерические заболевания Психические заболевания Заболевания органов пищеварения
- Наиболее важная помощь, в которой нуждаются беспризорные и безнадзорные дети (респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа).
- В психотерапевтической поддержке В социальной адаптации В улучшении семейной атмосферы В лечении В учебе
- В профессиональной ориентации В помощи одеждой В помощи питанием В организации досуга
- Обеспечении проживания в специализированном учреждении
- Оценка преимущественного состояния здоровья беспризорных и безнадзорныхдетей.1. Отличное Хорошее1. Удовлетворительное1. Неудовлетворительное1. Плохое1. Затрудняюсь ответить
- Оценка степени социальной толерантности безнадзорных детей.
- Высокая терпимость Достаточная терпимость Индифферентность Повышенная тревожность
- Умеренная агрессивность Высокая агрессивность Затрудняюсь ответить
- Оценка перспектив социальной реабилитации беспризорных и безнадзорныхдетей.
- Достаточные перспективы Некоторые перспективы Незначительные перспективы Перспектив почти нет Перспективы полностью отсутствуют Затрудняюсь ответить
- Как много беспризорных и безнадзорных детей может вернуться к нормальнойжизни?
- Подавляющее большинство Около двух третей Около половины Около четверти Подавляющее меньшинство Затрудняюсь ответить
- Вероятность социальной реабилитации безнадзорных детей в зависимости от возраста.
- Возможна полная реабилитация Возможна частичная реабилитация Реабилитация невозможна Затрудняюсь ответить
- Вероятность социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных детей в зависимости от стажа беспризорности и безнадзорности:
- Возможна полная реабилитация Возможна частичная реабилитация Реабилитация невозможна Затрудняюсь ответить
- Как распределяются безнадзорные дети по тем или иным типам безнадзорности?
- Ситуативная безнадзорность Временная безнадзорность Постоянная безнадзорность Затрудняюсь ответить
- Кто или что является источником средств для существования беспризорных и безнадзорных детей в настоящее время? (респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа).1. Родители1. Родственники1. Знакомые
- Органы государственного обеспечения1. Подаяния1. Воровство
- Случайные заработки Криминалитет
- Есть ли среди ваших знакомых лица, у которых в семьях безнадзорные дети?1. Да Нет1. Затрудняюсь ответить
- Мнения о том, как часто приходится сталкиваться с беспризорными и безнадзорными детьми (респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа).
- Каждый день Достаточно часто Иногда Изредка
- Где чаще всего беспризорные и безнадзорные дети проводят время? (респондентыимели возможность выбрать более одного варианта ответа). На улице В метро
- В парках и скверах На вокзалах В электричках Возле магазинов На оптовых рынках В подъездах -На стройках и свалках
- Превалирующие чувства при встрече с беспризорными и безнадзорными детьмиреспонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа). Жалость Сочувствие Дискомфорт Раздражение Отвращение Страх1. Безразличие Ненависть
- Из каких источников складывается ваше представление о беспризорных и безнадзорных детях? (респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответа).1. Из личного опыта общения
- Из тех или иных видов социального взаимодействия На основании мнения родственников, друзей, знакомых Из СМИ
- Оказываете ли вы помощь беспризорным и безнадзорным детям?1. Да, часто Да, иногда Нет
- В чем выражается эта помощь?
- Деньгами, подаяниями в общественном транспорте и на улице Деньгами, адресная помощь безнадзорным детям
- Деньгами, помощь через специализированные образовательные учреждения1. Продуктами питания1. Одеждой
- Задачи педагога-психолога в работе с проблемными семьями
- Типы проблемных семей Задачи педагога-психолога
- Критерии постановки на учёт в Управлении социальной защиты населениясоциально-неблагополучных семей (базируются на общеметодических факторах неблагополучия семьи)1. Общеметодические факторы:
- Социально-экономический низкий материальный уровень, отсутствие жилья, нерегулярные доходы.
- Медико-социальный инвалидность, вредные условия работы.
- Социалыю-демокрафический неполная, многодетная семья, несовершеннолетние родители, повторные браки.
- Социально-психологический аморальное, деструктивное поведение родителей, низкий образовательный уровень.
- Криминальный аморальный, паразитический образ жизни, судимые члены семьи.
- Безотлагательной постановке на учёт в Управлении социальной защиты населения подлежат семьи с ярко выраженными социально-психологическим и криминальным факторами.
- Критерии, необходимые для постановки на учёт неблагополучных семей
- Склонность несовершеннолетнего к девиантному поведению, пропуску уроков, бродяжничеству-
- Наличие совершённого несовершеннолетним правонарушения, преступления-
- Пребывание в реабилитационном учреждении системы соцзащиты-
- Наличие членов семьи, ведущих аморальный образ жизни, алкоголиков, наркоманов-
- Наличие ранее судимых членов семьи.
- Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка1. Л.Я. Олиференко) п/п Социальные характеристики Балл1. Состав семьи ребенка
- Мать, отец, дедушка, бабушка 51. Только мать и отец 4
- Мать и отчим, отец и мачеха 31. Одна мать, один отец 2
- Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 12. Школьная успеваемость1. Хорошая 51. Удовлетворительная 41. Не удовлетворительная 31. Оставил школу, работает 2
- Оставил школу, не работает 13. Здоровье ребёнка1. Практически здоров 5
- Часто болеет в пределах нормального развития 4
- Имеет хронические болезни 3
- Отставание в умственном развитии 2
- Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни 1
- Санитарно-жилищные условия жизни семьи
- Благоустроенная отдельная квартира 5
- Отдельная квартира с родителями супругов 4
- Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
- Комната в коммунальной квартире с удобствами 2
- Комната в общежитии, в бараке без удобств 15. Доход семьи
- Могут практически ни в чем себе не отказывать 5
- Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
- На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
- Живут от зарплаты до зарплаты 2
- Денег до зарплаты не хватает 1
- Уровень социального благополучия семьи
- Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5
- Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
- В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам 3
- Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей 2
- Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 17. Поведение ребёнка в школе1. Хорошее 51. Удовлетворительное 41. Неудовлетворительное 3
- Неоднократно был замечен в асоциальном поведении 21. Стоит на учете в ИДН 1
- Внешкольное общение ребенка
- На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
- Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени 4
- Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
- Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества 2
- Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики 19. Жизненные цели ребенка
- Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей 5
- Позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны 4
- Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» 3
- Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
- Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН 1
- Эмоциональное отношение родителей с детьми
- Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
- Слепая любовь, гиперопека 4
- Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 3
- Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительного бремя, дополнительные проблемы 2
- Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1
- При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
- Ниже 30 предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чемменьше баллов, тем выше риск) —
- От 31 до 40 социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы- Более 40 — высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
- Тест-опросник родительского отношения1. А. Я Варга, В.В. Столин)
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.3. Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя дурное как «губка».
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.25. Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только предъявлять к нему высокие требования.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы! Укажите:1. Ваши имя и фамилию
- Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер:1. Состояние здоровья
- Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал.
- Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия.
- Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников.14. Практически здоров.2. Активность
- Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую.
- В общих делах иногда участвую, но без особого желания.
- Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие.
- Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел.3. Учёба
- Не вижу смысла во всей этой учёбе.
- Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет.
- Учусь не хуже других по многим предметам.
- Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу.4. Семья
- Родители пьют, не считают нужным работать.
- Родители считают, что власть и деньги это главное в жизни.
- Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне.
- Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем.5. В моей семье
- Отношения напряжены так, что я готов (а) уйти из дома.
- Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов.
- Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним.
- Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту.6. Планы на будущее
- Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег.
- Я об этом не думаю, придёт время, и всё само собой сложится.
- Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать.
- Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней.7. Интересы
- Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь.
- Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие.
- Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа.
- Меня больше интересуют такие ценности, как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества.8 Я и учителя
- Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
- Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук.
- Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю.
- Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен.9. Мое мнение
- Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают.
- Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь.
- Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым.
- Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания.10. Отношение к обидчикам101. Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчиков.
- Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь с обидчиком.
- Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи.104. Я могу простить обиду.11. Волевые качества
- Я способен стать лидером группировки.
- Я умею жить по «понятиям».
- Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным.
- Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников.
- Какая пословица (тост) Вам больше нравится?
- Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было.
- Хочешь жить, умей вертеться.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Без труда не вытащить и рыбку и из пруда.
- Какое высказывание вам больше подходит?
- Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт.
- Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать.133. Курить здоровью вредить.
- Алкоголь и наркотики это путь в никуда.