Формирование основ профориентационных умений у будущих учителей по привитию учащимся интереса к химическим профессиям
Тема «Содержание и организация учебно-воспитательной работы в вузе» предусматривала ознакомление студентов с учебными планами, программами, учебниками и учебными пособиями, определяющими содержание образования в высшей школе. А также путями овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в процессе обучения, формами организации учебных занятий, содержанием и структурой… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы исследования. Современный уровень развития общества характеризуется динамизмом, наращиванием культурного слоя, усилением социальной роли личности, повышением её потребностей, интенсивной сменой техники и технологии — всё это вызывает необходимость коренного улучшения содержания профориентационной подготовки будущего учителя, как одной из решающих фигур совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Необходимость совершенствования системы профориентационной подготовки будущих учителей диктуется современными требованиями, изложенными втегической государственной программе развития системы педагогического образования, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», Национальной концепции высшего образования,
Национальной концепции образования и воспитания Республики Таджикистан. Целью преобразований сложившейся системы профориентационной подготовки будущих учителей являются совершенствование профессиональной готовности и развёртывание инициативы, раскрытие творческого потенциала учителей профориентаторов.
В современных условиях переоценки ценностей в обществе вопросы подготовки будущих учителей к профориентационной работе приобретают особую актуальность. Объясняется это тем, что содержание, структура и характер деятельности работников отдельных профессий и специальностей изменяются весьма быстро, появляются новые профессии, старые приобретают новое содержание. С учётом этого студентов вузов необходимо вооружить, новыми знаниями, умениями и навыками, касающимися содержания профессий и специальностей, особенностей динамики их изменения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, а также системы подготовки будущих специалистов для различных областей народного хозяйства. В связи с этим, возникла необходимость переработки содержания государственных стандартов, учебных планов и программ вузов, тесно увязывая их с новыми требованиями общественной, экономической и духовной жизни страны. Требования значительного улучшения системы профориентационной подготовки будущих учителей и формирования у них основ профориентационных умений особенно четко прописаны в государственной программе подготовки педагогических кадров, а также в Национальной концепции образования Республики Таджикистан.
Изучение и анализ практики работы вузов республики и психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме профориентационной подготовки будущего учителя, показывают, что уровень готовности выпускников педагогических специальностей университетов и работающих учителей к осуществлению профориентационной работы не отвечает требованиям современности. Так, по данным Т. А. Ахлиллоева, К. Ж. Жубаева, С. К. Кадырова, А. М. Миралиева, Н. Ш. Шадыева, Л. М. Шмигириловой и других, от 60% до 70% студентов считают себя неподготовленными к ведению работы по профессиональной ориентации с учащимися различных возрастов общеобразовательных школ. Аналогичные данные получены автором при изучении уровня развития профориентационных умений и готовности будущих учителей химии факультета естественных наук Худжандского государственного университета. Уровень развития профориентационных умений выпускников педагогических специальностей, способствующих ведению профессиональной ориентации учащихся, отмечен низкими баллами и самими студентами, и компетентными экспертами. Средний балл развития профориентационных умений по основным показателям готовности у выпускников составляет 2,8 балла, что на 0,7 балла ниже оптимального уровня готовности, принятой в литературе.
Общетеоретические вопросы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности всесторонне и глубоко изучены в трудах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, М. А. Кудайкулова, Н. В. Кузьминой, М. Лутфуллоева, Т. А. Шукурзода, В. А. Сластенина, Ф. Шарипова,
A.И.Щербакова, и др. В их работах обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Формирование функциональных умений будущих учителей и способностей к учебно-воспитательной работе в целостном педагогическом процессе вуза было предметом исследования Ю. П. Азарова, Ю. К. Бабанского, Ю. К. Васильева, И. Х. Каримова, И. Я. Зязюна, В. П. Ковалёва, М. А. Кудайкулова, М. М. Левиной, О. Г. Максимовой, А. И. Мищенко, А. Г. Мороз, А. Пахлавонова,
B.Н.Ретюнского, В. А. Ситарова, Л. Ф. Спирина, З. М. Халимова, Е. Г. Хрисановой, Н. И. Фатеевой, А. Н. Чалова и др.
Логика исследования подсказала нам путь всестороннего изучения и анализа философской, социально-экономической и психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам подготовки молодёжи к жизни и сознательному выбору профессии. Теоретические и практические вопросы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и подготовки будущих учителей к осуществлению ориентационной деятельности нашли своё отражение в исследованиях учёных — педагогов СНГ и Республики Таджикистан — Т. А. Шукурова, А. Асророва, П. Р. Атутова, А. Ф. Ахматова, Р. Х. Ахмеджанова, Р. Бабаева, Ю. К. Васильева, Х. Джонназарова, С. К. Кадырова, И. В. Карамзина, Н. Н. Конькова, Д. Н. Лазарева, А. Миралиева, Н. Сангова, П. М. Рузиева, Ф. Ш. Шарипова, Дж. Шарипова и других.
В аспекте нашего исследования наибольшей интерес представляют работы Т. А. Ахлиллоева, Л. И. Бондарчук, К. Ж. Жубаева, И. Б. Мадина, A.M. Миралиева, Л. М. Беляевой, В. М. Гусева, И. И. Саковича, В. Ф. Сахарова, Н. Шодыева, Ш. А. Шаропова, А. Ш. Шарипова, Л. М. Шмигириловой и других. В этих работах уделено особое внимание вопросам использования возможностей психолого-педагогических и некоторых специальных дисциплин в профориентационной подготовке будущего учителя отдельных специальностей.
В диссертационном исследовании Т. А. Ахлиллоева разработана система формирования основ профориентационных умений у будущих учителей в процессе учебной работы по общепрофессиональным дисциплинам в педвузе.
Диссертационная работа К. Ж. Жубаева посвящена рассмотрению подготовки будущих учителей к ведению работы по профессиональной ориентации учащихся средством учебных дисциплин психолого-педагогического цикла и спецкурса по профориентации. В ней проанализирован опыт работы педвузов Казахстана в профориентационной подготовке будущих учителей.
Диссертационная работа Л. М. Шмигириловой посвящена анализу и обобщению опыта работы Воронежского института в решении комплекса вопросов профессиональной ориентации учащихся и профориентационной подготовке будущего учителя.
Наибольший интерес для нашего исследования представляет диссертационная работа А. М. Миралиева «Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников». В ней раскрыты вопросы методологического обоснования профориентационной работы и трудового воспитания школьников, система формирования познавательных интересов и особенности изучения личности школьников в целях профессиональной ориентации учащихся. Отдельная глава диссертационной работы посвящена системе подготовки студентов к ориентации профессионального воспитания школьников. Следует заметить, что в этой работе акцент делается на разработку содержательного материала трудового воспитания и профориентации школьников.
В условиях перехода общества к новым системам экономического хозяйствования, появления новых профессий и специальностей, внедрения новых педагогических технологий в систему профессионального образования остаётся ещё немало нерешённых вопросов. Ждут своего решения следующие проблемы: разработка системы, содержания и структуры профориентационных умений учителей отдельных специальностей, в частности учителя химии- определение показателей и критериев определения уровня сформированности искомых умений- педагогические условия выявления эффективности форм, методов и средств профориентационной подготовки будущего учителя химии в процессе изучения специальных дисциплин и организации НИР и УИР студентов по этим предметам- изучение возможностей практических занятий по специальным предметам, а также педагогической практики студентов.
При организации исследования мы ориентируемся на концептуальную идею Н. В. Кузьминой. Она отмечает, что «Сегодня валено вооружать будущих учителей кругом наиболее фундаментальных методических идей и разработать систему по каждой науке, выполнение которой приводило бы к формированию ряда специальных умений и навыков, являющихся основанием готовности, компетентности и педагогического мастерства» (92, с. 17,18).
Таким образом, можно говорить о том, что уже сформирована хорошая научно-методическая и психолого-педагогическая база для подготовки будущего учителя, способного осуществлять профориентационную работу в условиях общеобразовательной школы в процессе изучения различных дисциплин и организации внеучебной деятельности.
И все же, несмотря на интенсивное исследование проблемы формирования профессиональных умений в системе профессиональной подготовки и самосовершенствования будущего учителя, здесь имеется ещё немало нерешённых вопросов, а именно:
— не определенна системы объективных показателей эффективности профориентационных умений учителя как основы формирования и развития готовности учителя к профессиональной ориентации учащихся-
— не разработаны системы диагностических методик, способствующих получению панорамной картины об уровне сформированности профориентационных умений учителя-
— не определены педагогических условий формирования и развития профориентационных умений учителей, I
— не изучены функциональные возможности специальных дисциплин, в частности химии в формировании профориентационных умений.
Изучение специальной литературы, по проблеме и накопленного опыта показало, что в настоящее время возник ряд противоречий между растущими потребностями системы народного образования в высококвалифицированных учителях — профориентаторах и уровнем сформированности у них умений к совершенствованию профориентационной работы в школе в условиях интенсивного развития научно-технического прогресса и совершенствования педагогических технологий.
Следовательно, сложилось противоречие между требованиями общества к учителю и уровнем сформированности у него профориентационных умений, которые являются определяющим фактором выявления основных направлений и содержания профориентационной подготовки будущего учителя химии. Разработка путей решения выявленного противоречия является проблемой нашего исследования. Решение данной проблемы возможно на пути соединения внешних и внутренних стимулов профессионально — профориентационной подготовки будущего учителя химии. При рассмотрении вопроса совершенствования системы профессионально-профориентационной подготовки центральной фигурой нужно считать личность самого студента с учётом его активности, специфики профессии учителя химии и личностных качеств.
Неразработанность проблемы профессионально-профориентационной подготовки будущего учителя химии в системе его профессионального становления послужила основой выбора темы диссертационного исследования: «Формирование основ профориентационных умений у будущих учителей по привитию учащимся интереса к химическим профессиям».
Объектом исследования является учебная и внеучебная деятельность будущих учителей химии в процессе их профориентационной подготовки к ориентационной деятельности по привитию учащимся интереса к химическим профессиям.
Предмет исследования — процесс формирования основ профориентационных умений у будущих учителей химии по привитию учащимся интереса к химическим профессиям в вузе.
Целью исследования являются теоретическая разработка и экспериментальное апробирование практико-ориентированной концепции и педагогических условий формирования основ профориентационных умений у будущих учителей химии по привитию учащимся интереса к химическим профессиям в процессе реализации компонентов учебно-воспитательной системы в вузе.
Изучение и анализ литературы, передового опыта работы педагогических специальностей институтов и университетов и результаты предварительного исследования позволили сформировать следующую гипотезу: существенное совершенствование формирования профориентационных умений будущего учителя, его целостность, непрерывность и последовательность могут быть достигнуты, если:
— осуществить концептуальный подход к исследованию проблемы профориентационной подготовки будущего учителя химии-
— диагностика уровня сформированности профориентационных умений осуществляется на основе объективных критериев оценки профориентационной деятельности учителя химии- будет сформирована потребность в профессиональном самосовершенствовании с ориентиром на теоретическую модель учителя-профориентатора-
— должным образом организовать учебную и внеучебную деятельность студентов химических специальностей-
— целенаправленно и систематически использовать функциональные возможности учебных и внеучебных занятий химического цикла, а также научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов.
В соответствии с целью исследования и для проверки выдвинутого предположения определены следующие задачи:
— выявить концептуальные положения и определить понятие, структуру и содержание профориентационных умений учителя химии-
— разработать теоретическую модель профориентационных умений будущего учителя химии-
— определить функциональные возможности учебных и внеучебных занятий по химии в формировании профориентационных умений будущего учителя к работе по профессиональной ориентации учащихся на химические профессии-
— выявить условия эффективности формирования профориентационных умений будущего учителя химии в процессе учебной и во внеучебной деятельности-
— разработать научно-обоснованные рекомендации для дальнейшего совершенствования профориентационных умений будущего учителя химии к осуществлению профориентационной работы с учащимися.
Методологическую основу исследования составляют теория содержания профессионального образования, теоретические основы взаимосвязи общего и профессионального образования, теоретические основы проектирования и функционирования системы подготовки специалистов высшего образования, теория ориентировочной основы и содержания деятельности, концепция личности и концепция непрерывного образования.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы теоретического исследования:
— анализ философской, социологической, психолого-педагогической, учебной и методической литературы-
— синтез теоретического и эмпирического материалов — моделирование-
— обобщение передового опыта вузов республики и зарубежного педагогического опыта-
Методы эмпирического исследования:
— интервьюирование, беседы, анкетирование- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, преобразующий) —
— наблюдение-
— самонаблюдение, самоанализ, экспертная оценка-
— метод обобщения независимых характеристик-
— математическая обработка статистических данных исследования-
— карта интересов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе (2005−2006 гг.) проводилось изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по вопросам профессионально — профориентационной подготовки будущего учителя химии. Проводились анкетирование и беседы с учителями химии и работниками методической службы. Анализировалась система профориентационной подготовки будущих учителей к профориентационной работе с учащимися общеобразовательных школ. Осуществлялось теоретическое осмысление проблемы исследования, определялись его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи. Изучался актуальный уровень сформированности профориентационных умений выпускников химических специальностей педагогических вузов. Разработана теоретическая модель профориентационных умений учителя химии. Была разработана программа педагогического эксперимента.
На втором этапе (2007−2008 гг.) первичной проверке и уточнению была подвергнута рабочая гипотеза, выявлены условия, позволяющие обеспечить формирование и развитие профориентационных умений. Основное содержание данного этапа включало в себя следующее: введение в традиционную систему профессиональной подготовки будущих учителей спецкурса «Педагогические и методические основы профессиональной ориентации учащихся на химические профессии» и включение дополнительных материалов по профессиональной ориентации учащихся на химические профессии в содержание учебных предметов психолого-педагогического и специального циклов.
Третий этап (2009−2010 гг.) посвящался опытно-экспериментальной проверке правильности гипотезы, обработке полученных данных, их интерпретации на основе анализа и обобщения. На данном этапе также осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работы преподавателей химических специальностей педагогических вузов, разрабатывались методические рекомендации по совершенствованию профориентационной подготовки будущих учителей. Экспериментальная работа проводилась на факультете естественных наук Худжандского Государственного университета имени академика Б.Гафурова. Результаты экспериментальной работы были систематизированы, обобщены и сформулированные в виде диссертации.
Основной базой для исследования были факультет естественных наук Худжандского государственного университета и школы Согдийской области. Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете естественных наук, а также в общеобразовательных школах №№ 4,6,12,15,24 г. Худжанда, 1,4,8,32,45 Б. Гафуровского №№ 4,5,6,16,20 Дж. Расуловского районов и отделах образования. Всего было охвачено 824 учащихся, 323 студентов и 32 учителей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:
— определён и обоснован ряд условий совершенствования процесса формирования и развития профориентационных умений будущих учителей-
— определены понятие, содержание и структура профориентационных умений учителя химии-
— раскрыта сущность системы показателей и критериев оценки эффективности формирования профориентационных умений будущего учителя химии-
— разработана теоретическая модель профориентационных умений будущего учителя химии- предложена методика выявления и определения состояния сформированное&trade- профориентационных умений будущего учителя химии на диагностической основе.
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении концептуального подхода к исследованию профориентационной деятельности учителя, определении системы объективных показателей эффективности профориентационной деятельности, в создании теоретической модели профориентационных умений будущего учителя химии
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении программы спецкурса, раскрывающего содержание, формы и методы профессиональной ориентации, учащихся общеобразовательных школ, системы методик изучения профориентационной деятельности учителя- определении и включении дополнительного материала по профессиональной ориентации в содержание предметов химического цикла- системы задач и упражнений по формированию у будущих учителей профориентационных умений. Методические рекомендации и материалы могут быть использованы в работе преподавателей вузов, учителей химии общеобразовательных школ, институтов и центров повышения квалификации учителей.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного, личностно-деятельностного подхода, научной концепцией профессиональной подготовки, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, анализом условий опытно-экспериментальной работы, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе, сравнением полученных в контрольных и экспериментальных группах результатов. Также личным опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры химии и учителя химии в общеобразовательной школе.
Апробация и внедрение основных положений и выводов проводились в течение всего периода исследования на факультете естественных наук Худжандского государственного университета им. Б.Гафурова и школ Согдийской области. Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете естественных наук, а также в общеобразовательных школах №№ 4,6,12,15,24 г. Худжанда, 1,4,8,32,45 Б. Гафуровского №№ 4,5,6,16,20 Дж. Расуловского районов и отделах образования. Материалы диссертации докладывались автором на ежегодных научно-теоретических и практических конференциях Худжандского госуниверситета, на республиканских (г.Худжанд, г. Душанбе) и международных (г.Худжанд) научно-теоретических и практических конференциях. Автор ежегодно выступила на августовских совещаниях учителей Согдийской области, Республиканских педагогических чтениях. Основные положения и результаты проведённого исследования нашли своё отражение в 9 публикациях автора.
На защиту выносятся следующие основные положения: концепция формирования профориентационных умений будущего учителя в условиях непрерывного педагогического образования-
— понятие, структура и система профориентационных умений учителя химии-
— показатели и критерии определения уровня сформированности профориентационных умений как основы готовности учителя химии к осуществлению профессиональной ориентации учащихся к химическим профессиям-
— теоретическая модель профориентационных умений будущего учителя химии к профессиональной ориентации учащихся к химическим профессиям-
— принципы и критерии дифференциации и индивидуализации, отбора содержания, форм и методов обучения будущих учителей профориентационным умениям в системе высшего педагогического образования-
— педагогические условия формирования профориентационных умений будущих учителей химии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.