Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме
При решении поставленных задач и обобщении результатов исследования применялись следующие методы: теоретические , — исторический, искусствоведческий анализ памятников художественной культуры, обобщение опыта художников-прикладников и народных мастеров, изучение исторической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, просмотр программно-методической документации… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА1 .НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ.
1.1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ.
1.2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ.
1.3.ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ, РУССКОГО НАРОДНОГО, НАЦИОНАЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМОВ.
ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ.
2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ.
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ.
2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, УРОВНИ ЕЕ СФОРМИРОВАННОСТИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.
Список литературы
- Абдулина, О.Н. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1984. -206с.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология. -М.: 2000. 163с.
- Агеев, В.В. Проблема исследования управления поиском при групповом способе решения учебной задачи // Проблемы формирования творческого мышления учащихся: Сб. науч. тр. Уфа: Баш ГПИ, 1987. -С.27−29.
- Акимова, Л.А. Декоративный ансамбль народного женского костюма русского Севера (семантические и знаковые аспекты): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1995. — 25 с.
- Активизация познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства- Под ред. Б. И. Фоминых. М.: НИИ школ, 1975.- 164 с.
- Актуальность проблемы формирования личности на материале народной культуры. // Межвузовский сборник научных трудов. Шуя: 1994. — 198 с.
- Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984.-252 с.
- Алиев, Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1992. — 190 с.
- Алпатов, М.В. Сокровища русского искусства XI—XVI вв..в.- Л.- -1970. 162 с.
- Ю.Алпатов, М. В. Социальное значение костюма // Швейн. пром-сть.-1931.-№ 9, — С.10−13.
- П.Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Сов. Археология. 1966.- № 1. — 87 с.
- Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии // Психологические методы.- Л., 1976.- С.134−148.
- З.Андреев, A. JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства // Методологические аспекты проблемы. М., Наука, 1981. — С.128−136.
- М.Андреев, А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М: Педагогика, 1981. — 11 Ос.
- Андреева, А.Г. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М.: КОГО, 1960. -131с., ил.
- Андреева, Р.П. История русского костюма // Андреева Р. П. Энциклопедия моды СПб., 1997 — С. 77−79, ил.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987.165с.
- Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. — 97с.
- Аникина, Н.А. Донской народный костюм: о создании сценического костюма на основе донской народной одежды Ростов: РКИ, 1986.-120 с.
- Анохин, П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество: Сб. науч. тр. Л., Наука, 1983. — С. 259−262.
- Аристова, У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук: М., 1999.-202с.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Наука, 1977.-184 с.
- Арутюнов, С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие.-М.: 1989. 160 с.
- Арциховский, А.В. Русская одежда X—XIII вв.. // Доклады и сообщения исторического факультета МГУ: Сб. науч. тр. М., 1945. С. 3−9.
- Афанасьева, Т.А. Главная привилеги. -М.: 1977. 120с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 188 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы-М.: Просвещение, 1982.- 192с.
- Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогического исследования . -М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
- Бакланова Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992.
- Бакланова Т.И. Народная художественная культура: учебник для вузов. -М.: Издательство «Интербук», 2000. -203с.
- Бакупшинский, А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.
- Барулин, B.C. Социальная философия. Т.1.- М., 1993. -102с.
- Бегунова, А.И. Оттсольчуги до мундира М.: Просвещение, 1993. -160 е., ил.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.-192 е., ил.
- Белицер, В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. Вып. XVIII.-М.: 1953.- С. 81−90.
- Беловинский, JI.B. История русской материальной культуры: Учебное пособие, Часть I М.: Издательство МГУК, 1995. — 112 с., ил.
- Беловинский, JI.B. История русской материальной культуры: Учебное пособие, Часть П. М.: Издательство МГУК, 1995. — 112 е., ил.
- Бердяев, Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство, 1994, т.1.- 356 с.
- Берхин, Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. -М.:Просвещение, 1981. 64 с.
- Бескова, А.И. Как возможно творческое мышление? М.: РАН ИФ, 1923.-196 с.
- Беспалько, В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.:1. Педагогика, 1988.- 160 с.
- Билибин, И.Я. Русские одежды XVI—XVII вв.. Старые годы. М.: Старые годы, -1909. — 440 с.
- Бланк, А.Ф., Фомина З. М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая промышленность, 1982. — 176 е., ил.
- Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1978. — 287с.
- Богатырев, П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. М.: Искусство, 1964. — 328 с.
- Богданов, В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение -1914.-№ 1−2. С. 127−154, С. 101 102.
- Боголюбов, Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М.: МПГУ, 1990. С. 145−156.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Просвещение, 2002.- 145 с.
- Богуславская, И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров. // Советское ДИ. 1980. № 77/78.с. 116−122.
- Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография. М.: Просвещение, 1965.-151с.
- Брук, Я.В. Живое наследие: Беседы о древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1970.- 70с.
- Бусыгин, Е.П., Зорин, Н.В. Русские коллекции в этнографическом музее Казанского университета // Советская этнография. -1956. -№ 5. С. 103−112.
- Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. — 120 с.
- Вариативные педагогические системы. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 162 с.
- Василенко, В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977,-464 е., ил.
- Василенко, В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ в.в. М.: Советский художник, 1974. — 249 с.
- Васильцова, В.Н. Народная педагогика (заметки журналиста). -М.: Школа-Пресс, 1996.-119с.
- Вейс, Г. История культуры народов мира: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилище. Обычаи и нравы. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 960 е., ил.
- Винк, Н.А. Социальная природа художественного мышления JI.6 Просвещение, 1980.-73с.
- Власов, В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. СПб., 1997. -5 п.л.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., Просвещение, 1984. -192 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика М.: Академия, 2000. -176 с.
- Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г. З. Апресяна -М.: Издательство МГУ, 1970. 112с.
- Воронов, B.C. О крестьянском искусстве. М.: Просвещение, 1972. — 350 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.145 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте1. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
- Выготский, Л.С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
- Выготский, JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. — 449 с.
- Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Дис.. к.п.н.- М., 1999. -205 е., ил.
- Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления / Вопросы психологии. -1985, -№ 5. -С. 20−24.
- Генсицкая, Н.П. История одной куклы. Изготовление куклы из полимерных пластиков. -М.: Страница, 2004. 53 с.
- Герчук, Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994 — 176 с.
- Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: Учебн. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2004 160с., ил.
- Гильман, Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1986. — 17 с.
- Гиляровская, Н.В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь.- М. Н: Знание, 1945.- 178с.
- Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. -М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 550 с.
- Горбатюк, Д.А. «Русский» стиль и возрождение национальных традиций в культуре России в конце XIX начале XX века. — М.: Знание, 1997.-156 с.
- Гордеева, В.И. Русская народная одежда. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1974. — 56 с.
- Горина, Г. С. Моделирование костюма на основе народных традиций. М.: МТИ, 1978.-21с.
- Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1981.- 190 е., ил.
- Горина, Г. С. Народное искусство в моделировании одежды.- М: Легкая индустрия, 1974. -182 е., ил.
- Горожанина, С.В., Зайцева, Л.М. Русский народный свадебный костюм. М: Культура и традиции, 2003. — 128 е., ил.
- Григорович, Л. А Педагогическая психология: Учебное пособие. -М.: Гардагики, 2003. 314 с.
- Гринкова, Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме // Сб. МАЭ. Т. XVI. -1955. С. 24−40.
- Гринкова, Н.П. Одежда «трудовлян» Ржевского уезда // Этнография. № 1−2. М. Л., 1928. С. 88.
- Гринкова, Н.П. Очерки по истории развития русской одежды // Советская этнография. 1935.-№ 1−2. — С. 66−94.
- Гринкова, Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР: Сб. МАЭ Т.- М., 1949. С. 5−42.
- Громов, Е.С. Природа художественного творчества М.: Просвещение, 1986. — 249 с.
- Громыко, М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.-451 с.
- Гудилина, С.И. Декоративно-прикладное искусство. Методические рекомендации. М.: 1997. — 45с.
- Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1990. — 224 е., ил.
- Дараган, М.В. Пути совершенствования методов обучения ДНИ на ХГФ заочных отделений педвузов, Дис. .канд. пед. наук М., 1989.-180с.
- Декоративное искусство в процессе гуманизации образования //
- Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. — 70 с.
- Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 1973. -95 с.
- Дидактика современной школы. Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Дмитриева, Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды -Днепропетровск.: Сталкер, 1998.- 464с., ил.
- Добрых рук мастерство / Сост. И. Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1976. — 212 с.
- Дремов, А.К. Художественный образ. М.: Искусство, 1967.-97с.
- Ермаш, Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982.277 с.
- Ермаш, Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972.116 с.
- Ершова, Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: Дис. .д-ра пед наук М., 2006. — 365 с.
- Ефимова, Л.Н. Русский народный костюм // НЖ. 1986. — № 7. С. 52−55, ил.
- Желудков, А.С. Свойства элементов в декоративной и пространственной композиции. М., 1977, — 48 с.
- Жердев, Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. -М.: Изд-во АЦТОПАН, 1993. 132 с.
- Журавлев, В.И. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1972.-159с.
- Журавлева, Л.С. Этнография Смоленщины.- Смоленск: ООО «Альфа-Принт-96», 2000. 44с.
- Жигулева, В.М. «Живая старина»: Новые поступления в Сергиево-Посад.гос. ист.-худож. Музей заповедник // Ж.С.- 1997. № 4. С.48−50.
- Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992, — 244 с.
- Занков, JI.B. Обучение и развитие. (Экспериментально-педагогическое исследование). Под редакцией действительного члена АПН СССР Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975, — 440с.
- Зайцев, В.М. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1980.-280 с.
- Званцев, М.П. Жилище и костюмы Чернухинского района (Арзамасский уезд Нижегородской губернии) // Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929.- С.114−119.
- Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. -160 с.
- Зеленин, Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. Прага, 1926−1927.-258с.
- Зеньковский, В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-342 с.
- Зинченко, В.П. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. — 448 с.
- Зорин, Н.В. Обрядовые функции одежды в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. Казань, 1990. — С. 49−73.
- Зотов, А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М.: Искусство, 1979. — 297 е., ил.
- Ибрагимова Р.Т. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в пед. институте. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.- 192с.
- Идеи эстетического воспитания, антология в 2-х томах, т.1. -М.: Искусство, 1973 408 е., т.2. — М.: Искусство, 1973. — 368 с.
- Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
- Ижанов, Б.В. Художественное образование студентов ХГФ пединститутов на прогрессивных традициях народной педагогики. (на материале ДЛИ респ. Казахстан). Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 193 с.
- Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Исенко, С.П. Эстетика русского народного костюма и проблема его современного сценического воплощения Дис.. канд. искусствоведения. М., 1993. — 197с.
- Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. В. И. Мазена. -Киев: Наукова думка, 1979. — 314 с.
- Каган, М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Издательство Ленинградского университета, 1979.-С.54−89.
- Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.-3 84с.
- Каган, М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. — Л.: Знание, 1984.-32с.
- Калашникова, Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие / М.: Издательство «Сварог и К», 2002. 374 с.
- Каминская, Н.М. История костюма: Учеб. Пособие для сред, спец. учеб. Заведений. М.: Лег. индустрия, 1977. — 128 е., ил.
- Кандинский, В.В. О духовном в искусстве -М., 1910 — 110 с.
- Киреева, Е.В. История костюма. М.: Просвещение. 1970. -165е., ил.
- Кирнос, Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М.:Просвещение, 1992. -176 с.
- Кирсанова, P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII первой половины XX вв.: Опыт энциклопедии. / Под ред. Т. С. Морозовой, В. Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.-383 е., ил.
- Кирсанова, P.M. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв.еков. М.: СЛОВO/SLOVO, 2002. — 224с., ил.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в современной педагогике // Педагогика. 1994.- № 5.-С. 12−17
- Клименко, Л.Я. Методологический анализ социальных функций художественного творчества. Томск., 1973. — 45с.
- Климова, Н.Т. Русский народный женский костюм Горьковской области XIX XX вв. / В сб.: Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Т. LVII. — М., 1960.
- Ключевский, В.О. Курс русской истории. Собрание сочинений: В 9 т. -М.: 1987.-е. 83−84.
- Ковалев, А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.196 с.
- Коваленко, Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов ХГФ в процессе изучения основ моделирования костюма. Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. -246с.
- Козикова, Л.М. Женский крестьянский костюм с косоклинным сарафаном Смоленской губернии XIX нач. XX в. — Смоленск: Библиотека журнала «Годы», — 2001.- 32 с.
- Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, -1981. -264 е., ил.
- Козлова, Т.В. Культура современного костюма. М.: Легкая индустрия, 1977. — 143 с.
- Козлова, Т.В. Костюм. Теория художественногопроектирования. Учебник для вузов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. -380 с.
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995 — 160с.
- Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Просвещение, — 2000.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение творчеству. -М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
- Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. -М.: Просвещение, 1996. — 143с.
- Корешков, В. В Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1990. — С. 78−91.
- Короткова, М.Р. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово. 1998. — 256 е., ил.
- Косарева, Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Л.: Инженерно-строительный институт, 1978.-81с.
- Костомаров Н. И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVIII столетиях. — М.: Республика, 1992. -301 с.
- Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.- М.: Просвещение, 1996. 576 с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: Знание, 2005. — 368 с.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 368с.
- Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, -1987. 187 е., ил.
- Кузин, B.C. Психология. М.: Высшая школа. 1982. — 256 с, ил.
- Кузин, B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. — 144с.
- Кузина, Т.Ф., Батурина, Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, — 1998.
- Крутецкий, В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 305 с.
- Крутецкий, В.А. основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-33 с.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во Владос- Пресс, -2001. — 368с.
- Лебедева, А.А. Вопросы этнологического изучения южных уездов Рязанской и Тульской губерний (Бассейн Дона): Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929. С. 109−113.
- Лебедева, Н.И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда XIX-начала XX в. // Советская этнография. 1956. — № 4.- С. 18−31.
- Лебедева, Н.И. Материальная культура сельского населения южно-великорусских областей (XIX-начала XX в.). Одежда. // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Т. LVII: Сб. науч. тр. М., 1960.
- Лебедева, Н.И. Одежда русского сельского населения Западных областей // Труды ИЭ АН СССР. Т. VII. М., — 1960.
- Лейзеров, Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, — 1973. — 48 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. — 182 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
- Лихачев Д. С. Русская культура / М.: Искусство, 2000. — 439 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей, 1993. 528с.
- Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 149 с.
- Макаренко, А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
- Маленко, Л.И. Искусство костюма. / Методическое пособие для художников модельеров. Минск, 1983. — 88 е., ил.
- Маслова, Г. С. Русская народная вышивка. М.: Просвещение, 1978. -127 е., ил.
- Маслова, Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX нач. XX в. — М.: Наука, 1984. — 154 с.
- Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. под ред. Ю. Б. Гейнненрейтер: Сб. науч. тр. — М.: МТУ, — 198с.
- Матис, В. И Проблемы национальных отношений. Барнаул, 1994. С. 8.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 — 208 с.
- Махмутов, М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981.38с.
- Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Мерцалова, М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972.119 с.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая Гвардия, 1988. — 222 е., ил.
- Мизикина Л.С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по ДНИ. Дис.. канд. пед. наук.: М., 1999. — 183 е., ил.
- Михайлова Л. И. Народное художественное творчество каксоциокультурное явление. Пермь: 1994. 175 с.
- Мишин В.И. Общественная активность молодежи. М.: Молодая гвардия, 1970. — 86с.
- Молдованова А.А., Бугрова, Е.П., Кунин, М.В., Уваров, С. Н. Основы творческо-конструкторской деятельности. Владимир, 2001. 98с.
- Мухина B.C. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: «Академия», — 456 с.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: 1997.-210 с.
- Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. М.: 1991 — 378с.
- Народное искусство России, традиции и стиль. / Отв.ред. С. Т. Жижина.-М.: 1995.-172 с.
- Народные основы искусства художественных промыслов. / Сб. науч.тр. НИИХШ /Отв.ред. Н. В. Черкасова. М.: НИИХП, 1981. — 126 с.
- Небылицин, В.Д. К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека. Л., 1976. — 120 с.
- Некрасов, А.И. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна./ Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. — с. 17.
- Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 334 е., ил.
- Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство. — 344 с.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 322 е., ил.
- Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века. — Л.: Искусство, 1988.-215с.
- Никифоров, О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. — 153 с.
- Нигматулина, Ю.Г. Комплексный анализ художественного творчества. Казань, 1976. — 104с.
- Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АЛО РАО, 1998. — 136 с.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметная сфера в педагогике,— М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.
- Овсянников, М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем.- М.: Просвещение. 1988. 189 с.
- Оконь, В. Л. Введение в общую дидактику. М.: Высш. школа, 1990−382 с.
- Орлова, Л.В. Азбука моды М.: Просвещение. 1988 — 176 е., ил.
- Орлова, Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления. Киев, 1981. — 116 с.
- Основы теории проектирования костюма. /Под ред. Т. В. Козловой М.: Легпромбытиздат, 1988 — 352 с.
- Основы художественного ремесла / В 2 ч. Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. М.: Просвещение, 1986 -240 е., ил.
- Пантелеев, Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976. — 212 е., ил.
- Пармон, Ф.М. Рисунок и графика костюма М.: Легпромбытиздат, 1987. — 208 с.
- Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
- Пармон, Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте) Учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции для студентов.- М.: Легпромбытиздат, 1982. -108 е., ил.
- Пармон, Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.:
- Легпромбытиздат, 1985.-264 е., ил.
- Пармой, Ф.М. Творческая трансформация первоисточника через ассоциативные представления при создании современного костюма: Сб. науч. тр. МТИЛЛП. М., 1979.
- Пармон, Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте). М.: Легпромбытиздат, 1981.- 249 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-т /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. 608 с.
- Петров, В.М., Киселев, И.Н. Информационный анализ иерархии процесса художественного творчества // Исследование проблем психологии творчества: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1983. — 226с.
- Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, дополненное и переработанное. -М.: Просвещение, 2005. 144с.
- Платонов, К.К. Проблема способностей. — М.: Наука, 1972. —246с.
- Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
- Праздников, Г. А. Процесс художественного творчества. Л.: Наука, 1977.-39 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1−9 кл. / Научный руководитель Т. Я. Шпикалова. М., Просвещение, 1994.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1−8 кл./ кол. авторов, наун. рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Дрофа, 2001.
- Программы общеобразовательных учреждений.
- Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 кл. / Научный руководитель Б. М. Неменский, М., Просвещение, 1994.
- Программы педагогиеских институтов. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций / научный руководитель Т. Я. Шпикалова. Шуя, 1995. — 264с.
- Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Наука, 1963.286 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 е., ил.
- Рабинович, М.Г. Городской костюм // Рабинович М. Г. Очерки материал, культуры рус. феод, города. -М.: 1988.- С.125−212.
- Работнова, И. П Русская народная одежда. М., 1964.
- Работнова, И.П., Яковлева, В.Я Русская народная вышивка. -М., 1957.
- Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник трудов. /Под ред. Н. Н. Ростовцева. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1983.- 173 с.
- Разина, Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985.
- Разина, Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1988.
- Разина, Т.М. Повтор, импровизация, вариация в искусстве мастеров народных художественных промыслов.- М.: НИИХП, 1986.- 321с.
- Разина, Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII -XIX вв. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 160 с.
- Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
- Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. — 206 с. ил.
- Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984.-240 с. илл.
- Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976. -237 е., ил.
- Ростовцев, Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 176 е., ил.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946.-685с.
- Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. 1958.-240 с.
- Русский традиционный костюм.: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н. Соснина, И.Шангина. СПб.: Искусство -СПб, 1998.-400 е., ил.
- Русский фольклор. Аннотированный библиографический указатель 1991 год. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 1994.-104 с.
- Рыбаков, Б.А. Искусство древних славян // История русского искусства / Под ред. И. Е. Грабаря, В. И. Лазарева: Сб.Науч. тр. М.: 1953. -С. 64−65.
- Рытвинская, Л.В. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. М.: Московский текстильный институт, 1982. — 32 с.
- Резанова, О.В. Формирование творчества учащихся 1−4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства. Дис. .канд. пед. наук: М., 1998. 205с.
- Рябцев, Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII—XIX вв.: Учебное пособие. М.: Гумманитарный изд. центр ВААДОС, 1997. — 432 е., ил.
- Савенкова, Л.Г., Богданова, Н.В. Проблемы дидактикиобразования в области искусства. М.: РАО, 2006. -236с.
- Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1995. 149с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селиванов, В.В. Социальная природа художественного мышления. Л., 1982. — 67с.
- Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. / Сост. к.п.н. Фальковская А. Ю. М.: Министерство образования РСФСР. Институт профессионального образования. Кафедра педагогических технологий, 1991.-38 с.
- Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., Просвещение, 1980. — 123 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1980. -96 с.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак. 1995.-416 с.
- Советский энциклопедический словарь. / под редакцией А. М. Прохорова. М.: Изд-во Советская инциклопедия, 1980. — 1600 с. с илл.
- Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Изд-во Наука, 1979. — 288 с.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : Уч. пос. для студ. Педвузов. — М.: Издат. Центр Академия, 1999. 368с., ил.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5−8 кл.: В 4ч. Обнинск: Титул, 1996. — 4.1. Основы рисунка- 4.2. Основы живописи, Ч. З. Основы композиции- Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.
- Сокольников, Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., Прометей, 1993.
- Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: процессы распространения и освоения художественных ценностей.-М.: 1990.
- Спиркин, А.Г. Философия. М., Владос, 2000. — 389с.
- Степучев, Р.А., Бесчастнов Н. П. Методы графической подачи моделей одежды. М.: МТИ, 1985. — 256 с.
- Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования / М.: 1997.
- Стриженова, Т.К. Развитие искусства советского костюма. (1917−1967). -Диссерт. на соик. уч. степени канд. искусствоведения.-237 с.
- Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск, 1978.-89с.
- Тарабукин, Н.М. Очерки по истории костюма. М.: Издательство ГИТИС, 1994. — 160 е.: ил.
- Табидзе, О. И. Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. — № 6. — С. 124 — 130.
- Теория и практика педагогического эксперимента. Куйбышев: 1974. / Отв. ред. А. Г. Грекулова, В. А. Бетев, К. А. Малыгин. 236 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Т. В. Воробьева. М.: Педагогика 1979. — 208 с.
- Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественноговоспитания. М.: Известия АПН РСФСР, — 1974.- 75 с.
- Терещенко, А.В. Быт русского народа. Ч. I. М.: Русская школа, 1997. — 288с.
- Традиции народной одежды и искусство современного костюма / Под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП, 1983. — 150 с.
- Тропина, Т.Н. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. Дис.. канд. искусствоведения. М.: 1988. -152 с.
- Уваров, С.Н., Кунина, М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. -М.: Академический Проект, 2005. 80с.
- Унковский, А.А. Цвет в живописи, М.1983.
- Устиненко JI.H. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки. Дис. .канд. пед. наук: М., 1998.-255 е.: ил.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1968. — 280 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избранные педагогические сочинения: В 2 т. Педагогика, 1974. Т.1. С.228−556
- Фадеев, В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учебное пособие. Рязань: Из-во РГПУ, 1993. -140 с.
- Флоренский, П.А. Философия, творчество, культура. М., 1994. —56с.
- Флоренский, П.А. У водоразделов мысли. Приложение кжурналу «Вопросы философии»,-М.: Правда, 1999.
- Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1982. -112 с.
- Фридман, Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 е., ил.
- Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — 176 е., 8 л. ил.
- Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М., просвещение, 1988. 176 с.
- Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 400 с.
- Цукерман, А.К. Психология саморазвития. М.: Интерпранс, 1994.-160 с.
- Чекалов, А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М.: Изд-во АХ СССР. 1962. 68 с.
- Черный, В. Д Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 432 е., ил.
- Шипов, П.Р. Русская народная одежда. СПб., 1902.
- Шорохов, Е.В. Композиция: Учебник для студентов ХГФ пед. ин-тов.- 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. — 207с.
- Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. — 210 с.
- Шпикалова, Т.Я. Методические рекомендации к несброшюрованному альбому «Русское народное искусство XVIII—XX вв..» Пособие для учителей средней школы. М.: Советский художник, 1986.
- Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособия для учителя. М.: Просвещение, 1974. — 159 е.: ил.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1986. -264с.
- Юлдашев, Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М. Д981. — 134с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.
- Atkinson, I.A. A picturesque representation of the manners, customes and amusements of the Russians. T. 1−3. London, 1803−1805.
- Guilford, J.P. Psychometric approach to creativity. University of Southern California, 1986.
- Keiny, Sh. Constructivism and teachers' professional development. Teaching teacher education. 1994- 10(2): 157−167.
- Meyerson, J. Les fonktions psychologues et les ceuvres. Paris, Urin, 1948, p.223.
- Norris, H. Costume and fashion the evolution of European dress through the earlier ages. 6t. London, 1924−1931
- Peasant Art Russia. L.-P.-New York. 1912.
- Spencer, H. The principes of psychology. — NY, 1985, p.642
- Zelenin, D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin-Leipzig. 1927. p. l99−200.