Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При решении поставленных задач и обобщении результатов исследования применялись следующие методы: теоретические , — исторический, искусствоведческий анализ памятников художественной культуры, обобщение опыта художников-прикладников и народных мастеров, изучение исторической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, просмотр программно-методической документации… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА1 .НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ.

1.1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ.

1.2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ.

1.3.ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ, РУССКОГО НАРОДНОГО, НАЦИОНАЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМОВ.

ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ.

2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ.

2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ.

2.3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, УРОВНИ ЕЕ СФОРМИРОВАННОСТИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современный этап развития российского общества характеризуется широким интересом к национальной культуре, воздействие которой актуально в процессе, гражданского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности.

Возрождение традиций этнохудожественной культуры, сохранение и передача новым поколениям основ национального мировоззрения, организация педагогического процесса на принципах этнопедагогикиодна из значимых проблем современности. В настоящее время учеными в области народной культуры (Т.Я. Шпикаловой, Т. И. Баклановй, J1.B. Ершовой) разработана Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающаяся на «Национальную доктрину образования», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа, в этом документе отмечается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

В связи с вышеизложенным, одним из ведущих направлений подготовки студентов художественных вузов является понимание и осознание основ мирового и национального искусства.

Введение

в подготовку на художественных факультетах изучения национального костюма и создание авторской куклы способствует решению комплекса задач, направленных на формирование этнохудожественной культуры обучаемых.

Рассмотрение искусства национального костюма и куклы как целостной системы знаний, умений и понятий, на основе теоретической и практической творческой деятельности, является мощным средством современного образования и воспитания.

По сложившейся традиции, изучение костюма рассматривалось больше с точки зрения культурологии, ориентирующей студентов на освоение теоретических знаний и понятий и редко выходило на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения в процессе проектной деятельности.

Несмотря на значительное количество исследований в области профессиональной подготовки студентов, разработка содержания, методологии и методов создания авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах) является относительно новой и недостаточно изученной, следовательно, весьма актуальной и значимой.

Сегодняшний выпускник должен чутко реагировать на изменения в современном обществе, быть готовым к преодолению профессиональных трудностей. Одной из важнейших задач подготовки художников и педагогов мы считаем формирование национальной культуры на основе активного изучения памятников народного искусства. Поэтому разработка теории и практики, осуществляемого нами образовательного процесса актуальна на современном этапе.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов художественных факультетов вузов в процессе изготовления авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах)?

Цель исследования — разработать условия формирования этнохудожественной культуры студентов и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования — формирование этнохудожественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки.

Предмет исследования — обучение студентов изготовлению авторской куклы на основе традиций этнопедагогики.

Гипотеза исследования: формирование этнохудожественной культуры студентов вузов в процессе изготовления авторской куклы будет более эффективным при следующих условиях:

— если образовательный процесс будет основываться на традициях этнопедагогики, представляющих единую систему формирования целостного восприятия мира;

— искусство национального костюма и куклы будут рассмотрены как часть материальной и духовной культуры общества, как особый тип художественного творчества в синкретичном единстве всех функций: историко-культурологической, психолого-педагогической, художественно-теоретической, художественно-практической, методической;

— при освоении искусствоведческих и исторических понятий, связанных с национальным костюмом и куклой на основе активного изучения фольклора, мифологии, мировоззрения, обычаев и обрядов;

— если педагогический процесс будет направлен на развитие творческой активности студентов при освоении ими базы знаний, умений и навыков в области этнохудожественной культурыактивизации готовности студентов к самостоятельной деятельности и определении основных компонентов формирования этнохудожественной культуры (ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-оценочный) и средств их диагностики.

— при использовании методов проблемного обучения, реализации в практической деятельности студентов проектного метода, направленного на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения, организации современного учебно-воспитательного процесса на основе системно-комплексного подхода к изучению дисциплины и интеграции фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук, содержащихся в учебных планах художественных факультетов;

— при систематическом использовании в процессе обучения технических средств и специально разработанных наглядных пособий, а также различных традиционных и современных художественных материалов и техник;

— если учебно-воспитательный процесс будет осуществляться на основе принципов развивающего обучения, направленных на формирование навыков теоретического обобщения полученных знаний и осмысления студентами методов работы;

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать сущность и структуру этнохудожественной культуры будущего специалиста;

— проанализировать искусствоведческую, историческую, психолого-педагогическую, художественно-технологическую, методическую литературу по проблеме исследования с целью обоснования места и роли искусства создания авторской куклы на основе изучения русского народного, национального и исторического костюмов в процессе профессиональной подготовки студентов и формировании их этнохудожественной культуры;

— разработать технологии изготовления авторской куклы, включающие: теоретические основы творческого проектирования, формообразования и композициипроцессы эскизирования и макетирования, направленные на переосмысление первоисточника и создание нового художественного образапрактические работы с текстильными материалами и полимерными пластиками;

— разработать и проверить на практике методику и психолого-педагогические условия эффективного формирования этнохудожественной культуры студентовсоздать учебно-методический комплект, включающий в себя программу спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах)», наглядный материал и рекомендации к практической деятельности.

— разработать критерии оценки развития этнохудожественной культуры студентов и методику определения уровней ее сформированности.

Методологическую основу исследования составили: труды исследователей этнохудожественной культуры (Т.И. Бакланова, А. В. Бакушинский, П. Г. Богатырев, И .Я. Богуславская, В. М. Василенко, B.C. Воронов, Г. И. Дайн, Н. И. Костомаров, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, А. Б. Салтыкова, Сокольникова Н. М., Т. Я. Шпикалова и др.);

— научные психолого-педагогические работы по проблемам развития творчества (Р. Арнхейм, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. П. Гилфорд, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова, B.C. Кузин, А. Н. Леонтьев, И .Я. Лернер, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Н. М. Сокольникова, П. М. Якобсон и др.)

— труды ведущих ученых в области педагогики и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства (А.Д. Алехин, Л. В. Занков, Т. С. Комарова, B.C. Кузин, С. П. Ломов, Н. Н. Ростовцев, Л. Г. Савенкова, Н. М. Сокольникова, А. А. Унковский, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и др.), в которых исследуются проблемы художественного творчества, творческих способностей, средств и методов формирования эстетической культуры;

— научные работы, отразившие проблемы духовно-нравственного, эстетического и педагогического значения традиционной художественной культуры и народного искусства в развитии личности (Г.Н. Волков, Д. С. Лихачев, Б. Т. Лихачев, Т. И. Бакланова, Е. Б. Бондаревская, Е.Е. Литвинова).

— работы искусствоведов, отразивших историю формирования и развития русского народного, национального и исторического костюмов (Л.В. Беловинский, Г. Вейс, С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева, Н.М.

Калашникова, Н. М. Каминская, Е. В. Киреева, P.M. Кирсанова, А. А. Лебедева, М. Н. Мерцалова, М. Г. Рабинович, И. П. Работнова и др.). работы отечественных исследователей, рассмотревших национальный костюм с точки зрения философии и мировоззрения народов (П.Е. Бардина, Д. К. Зеленин, Н. В. Зорин, Г. С. Маслова, Б.А. Рыбаков).

— труды, отразившие основы моделирования, конструирования, формообразования и композиции костюма (А.Ф. Бланк, Т. В. Козлова, Ф. М. Пармон, З.М. Фомина). кандидатские диссертации Аристовой У. В., Галкиной М. В. Рязановой О.В., Л. С. Черновой в которых выявлен опыт использования русского народного костюма в образовании и воспитании школьников и студентов, докторская диссертация Л. Е. Ершовой, отразившая особенности становления непрерывной системы этнохудожественного образования. Методы исследования.

При решении поставленных задач и обобщении результатов исследования применялись следующие методы: теоретические , — исторический, искусствоведческий анализ памятников художественной культуры, обобщение опыта художников-прикладников и народных мастеров, изучение исторической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, просмотр программно-методической документации по изобразительному и декоративно-прикладному искусствуэмпирические — организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, анализ и наблюдение за учебным процессом формирования этнохудожественной культуры студентовдиагностические — изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов.

Инструменты опросов — анкеты, тесты, упражнения, творческие задания, проекты, фиксирующие уровень формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе теоретической, практической, художественно-творческой подготовки.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 1998; 2007гг.

Первый этап — теоретическое изучение проблемы (1998;2001 гг.).

В его задачи входило определение области исследования, формулировка гипотезы, разработка основных положений экспериментальной методики. Для этого осуществлялось изучение научно-теоретической и методической литературы по различным отраслям знаний (философии, культурологии, психологии, педагогике, искусствоведению, теории и методике преподавания декоративного искусства) — проводился анализ, синтез и систематизация изученного материалаопределялись теоретические основы исследования и его методологический аппаратразрабатывался план эмпирического исследования и авторская экспериментальная программа спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном, историческом костюмах)" — осуществлялся анализ учебных программ и методических пособий.

На втором этапе (2001;2004 гг.) по специально разработанной методике были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент осуществлялся в начале каждого учебного года и был направлен на определение первоначального уровня сформированности этнохудожественной культуры студентов.

Важнейшим этапом в ходе диссертационного исследования явились формирующий и контрольный эксперименты, проводимые в течение учебного года при реализации программы по созданию авторской куклы.

В этот период были определены психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов, найдены и обоснованы критерии оценки ее развития, апробировалась экспериментальная методика, уточнялось тематическое планирование и объем художественно-практических работ. При проведении формирующего эксперимента была организована художественно-творческая деятельность студентов в экспериментальных и контрольных группах по разработанной программе. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс строился при активном использовании проблемных методов и принципов развивающего обучения.

В конце опытно-экспериментального исследования, на основе анализа творческих работ, с помощью разработанных критериев оценки, были определены уровни сформированности этнохудожественной культуры студентов.

Третий этап завершающий (2004;2007 гг.). Были проведены: анализ результатов экспериментальной работыобобщение и систематизация теоретического и практического материалаформирование общих выводов и педагогических рекомендацийцелостное оформление работы.

Всего в исследовании приняло участие 439 студентов (221 в экспериментальных и 218 в контрольных группах). Научная новизна исследования: Разработаны: психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов (активизация эмоциональной, мотивационной, волевой, интеллектуальной сфер личности, привлечение чувственного опыта и интуиции, учет возрастных особенностей и потребностей, организация процесса обучения на основе интенсивной творческой деятельности и использовании принципов развивающего обучения), обеспечивающие наиболее эффективное освоение исторических и культурологических понятий, связанных с объектом исследования, переосмысление первоисточника (традиционной куклы и костюма) и создание нового художественного произведения. методические принципы эффективного формирования этнохудожественной культуры студентов, основанные на системно-комплексном подходе к содержанию дисциплины: (искусство национальной куклы и костюма рассмотрены как часть материальной и духовной культуры общества, как особый тип художественного творчества, соединяющий ряд функций — историко-культурологическую, психолого-педагогическую, художественно-теоретическую, художественно-практическую, методическуюобучение студентов осуществляется на основе активного взаимодействия народного, декоративного и академического искусства, интеграции дисциплин фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук, единстве развития творческой активности студентов и освоении ими базы знаний, умений и навыков создания авторской куклы).

Теоретическая значимость исследования.

Внесен вклад в определение этнохудожественной культуры с позиций подготовки специалистов художественного профиля, которая формируется в процессе осознания материальной и духовной культуры народа, рассматривается как целостная область художественного искусства, объединяющая в себе два аспекта — традиционное творчество народа и профессиональное творчество индивида и направлена на развитие устойчивого личностного образования, представляющего не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, охватывающее эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы.

Разработана структура этнохудожественной культуры, включающая следующие компоненты: ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-оценочный, определены критерии ее оценки и уровни сформированности.

Практическая значимость исследования.

Разработана программа спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и исторических костюмах)», основанная на традициях этнопедагогики и экспериментальной методике, включающей методы развивающего и проблемного обучения.

Проверена экспериментальная методика обучения проектированию и изготовлению авторской куклы, способствующая организации активной творческой деятельности студентов и основанная на использовании принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация).

Созданы наглядные материалы (таблицы, пособия) и рекомендации к практической деятельности, дающие возможность наиболее эффективно осуществлять педагогический процесс.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на разработки современной педагогики, психологии, культурологии, теории декоративно-прикладного искусства, искусствоведенияприменением адекватно выбранных методов теоретического и эмпирического исследования поставленным задачампрактической проверкой теоретических разработокматериалами проведенной опытно-экспериментальной работы, многолетней художественно-педагогической практикой соискателяобъективным использованием методов сбора и проверки информацииметодами качественного и количественного анализа результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры истории искусства ХГФ и заседании кафедры дизайна, факультета Дизайна МГГУ им. М. А. Шолохова, освещались при выступлениях в системе повышения квалификации учителей и преподавателей вузов, докладах на

Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование, история современного состояния, перспективы развития». (Москва 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство, прошлое и современность». (Смоленск 2002 г.), тезисах III Международной научной конференции «Культурное наследие России и современный мир» Российской Академии Естествознания (Италия 2007 г.), тезисах Международной научной конференции «Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодежи», на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МГГУ им. М. А. Шолохова. Результаты исследования внедрялись в практику работы факультетов ХГФ и Дизайна в процессе систематического чтения лекций, руководства курсовыми и дипломными работами. Основные идеи исследования опубликованы в научных статьях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненная и дополненная характеристика этнохудожественной культуры применительно к студентам художественного профиля, которая формируется в процессе осознания материальной и духовной культуры народа, рассматривается как целостная область художественного искусства, объединяющая в себе два аспекта — традиционное творчество народа и профессиональное творчество индивида и направлена на развитие устойчивого личностного образования, представляющего не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, охватывающее эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы.

2. Формирование этнохудожественной культуры студентов в процессе изготовления авторской куклы осуществляется наиболее эффективно при следующих условиях: построении образовательного процесса на принципах этнопедагогики;

— учете возрастных особенностей и потребностей обучающихся;

— рассмотрении искусства национальной куклы и костюма в единстве всех функций — историко-культурологической, психолого-педагогической, художественно-теоретической, художественно-практической, методической;

— использовании разработанной экспериментальной методики, основанной на последовательном усложнении творческих задач, методах проблемного обучения (постановка задач с элементами проблемности, создание проблемных ситуаций, наличие в каждом виде самостоятельной работы поисковых заданий, применение системы научно-исследовательских задач), принципах развивающего обучения (формирование навыков обобщения теоретических знаний для решения общих задач), интеграции дисциплин фундаментальных, гуманитарных, прикладных наук.

3. Формирование этнохудожественной культуры студентов актуально осуществлять в процессе реализации спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах), направленного на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиографического списка, включающего 317 названий и приложения. Полный объем диссертации составляет 252 страницы.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

1. Формирование этнохудожественной культуры студентов происходит наиболее эффективно при: осуществлении педагогического процесса по созданию авторской куклы на основе системно-комплексного подхода к содержанию дисциплины — искусство куклы и костюма рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества, как особый вид художественного творчества в синкретичном единстве следующих функций: историко-культурологической, психолого-педагогической, художественно-теоретической и художественно-практическойактивной творческой деятельности, на основе принципов народного искусства: повтора, вариации, импровизациирассмотрении духовных ценностей национального искусства как части культурного наследия народов Миравзаимодействии народного, декоративного и академического искусства на протяжении всего творческого процессаиспользовании: деятельностного подхода к обучению, интеграции дисциплин, методов проблемного обучения, методов развивающего обученияпринципов этнопедагогики, методов самостоятельной работы и творческих мастерских.

2. Для эффективного осуществления обучения студентов по освоению памятников национального искусства целесообразно: разнообразить средства, методы и формы обучения, выбирать такие их сочетания, которые стимулируют деятельность студентовиспользовать группу методов, соответствующих основным этапам учебного познания и обеспечивающих: первичное восприятие учебного материала, усвоение знаний, практическую деятельность на основе творческого применения изученного материала, обратную связь — диагностику знаний, коррекцию процесса обучения.

3. Экспериментальная проверка разработанной методики показала, что в процессе педагогического эксперимента были созданы оптимальные условия для решения поставленных задач. Анализ таблиц, полученных в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, дает возможность заключить, что прослеживается определенная тенденция к более высоким показателям уровня сформированное&tradeэтнохудожественной культуры у студентов экспериментальных групп. Данный факт свидетельствует об эффективности предложенной нами методики и подтверждает гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования были решены следующие задачи: проанализирована искусствоведческая, историческая, психолого-педагогическая, художественно-технологическая, методическая литература по проблеме исследованияохарактеризована сущность и структура этнохудожественной культуры, разработаны и проверены на практике психолого-педагогические условия ее формирования и экспериментальная методика создания авторской куклыэффективные методы работы со студентамисоздан учебно-методический комплект с наглядным материаломопределены критерии оценки сформированности уровня этнохудожественной культуры студентов.

1. Внесен вклад в определение этнохудожественной культуры с позиций подготовки специалистов художественного профиля, которая формируется в процессе осознания материальной и духовной культуры народа, рассматривается как целостная область художественного искусства, объединяющая в себе два аспекта — традиционное творчество народа и профессиональное творчество индивида и направлена на развитие устойчивого личностного образования, представляющего не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, охватывающее эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы.

2. Разработаны компоненты, определяющие уровень сформированности этнохудожественной культуры студентов: ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-оценочночный, проявляющиеся на высоком, среднем, и низком уровнях, дающие возможность оценивать динамику формирования этнохудожественной культуры обучаемых.

3. Разработаны психолого-педагогические условия, направленные на эффективное формирование этнохудожественной культуры студентов (активизация эмоциональной, мотивационной, волевой, интеллектуальной сфер личности, привлечение чувственного опыта и интуиции, учет возрастных особенностей и потребностей студентов, организация учебного процесса на основе интенсивной творческой деятельности, использование принципов развивающего обучения).

Исследование показало, что особое место в формировании этнохудожественной культуры студентов занимает творческая активность, этому качеству уделяется большое внимание в процессе обучения.

Среди условий формирования этнохудожественной культуры студентов особое внимание обращается на: проектный метод, направленный на четкую поэтапную организацию работы студентов, осознание ими особенностей и очередности протекания творческой деятельности в процессе переосмысления художественного образа оригинала и создания авторского произведенияметоды проблемного обучения, способствующие формированию опыта поисковой, эвристической творческой деятельности через постановку проблемных задач, создание проблемных ситуаций, наличие в каждом виде самостоятельной работы поисковых заданий, применении системы научно-исследовательских задачметоды развивающего обучения, раскрывающие объективную педагогическую закономерность в соотношении обучения и развития, формирующие теоретическое мышление студентов в процессе освоение законов определенного вида искусства (авторская кукла), обобщающие полученные знания и способствующие образованию общих теоретических понятий, актуальных для всех жанров искусствадеятельностный подход к обучению, способствующий быстрому включению студентов в активную познавательную деятельность и дающий возможность вместе со знаниями усваивать методы их получения.

3. Разработана методика формирования этнохудожественной культуры в процессе изготовления авторской куклы, основанная на системно-комплексном подходе к содержанию дисциплины, при котором искусство национальной куклы и костюма рассматриваются как часть материальной и духовной культуры общества, как особый тип художественного творчества в синкретичном единстве всех функций: историко-культурологической, психолого-педагогической, художественно-теоретической, художественно-практической, методической. Обучение студентов осуществляется на основе взаимодействия народного, декоративного и академического искусства, интеграции дисциплин фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук, единстве развития творческой активности и освоении базы знаний, умений и навыков создания авторской куклы.

4. Доказано в процессе исследования, что изучение и творческую переработку произведений национального искусства целесообразно осуществлять используя традиции этнопедагогики, основанные на культуре народа (фольклоре, мифологии, мировоззрении, обычаях, обрядах) и интеграции национального и общечеловеческого.

5. Разработана технология изготовления авторской куклы, направленная на формирование этнохудожественной культуры. Особое внимание обращается на практические основы творческого проектирования, в процессе которых происходит переработка первоисточника и создание нового художественного образа, а также работу с текстильными материалами и полимерными пластиками, используемыми для создания произведения в материале.

6. Написана и экспериментально проверена программа спецкурса «Изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом) костюмах», в которую вошли: цели и задачи дисциплины, требования к уровню усвоения содержания предмета, разделы дисциплины, их содержание и виды учебной работы, рекомендуемая литература, методические рекомендации для преподавателей и студентов, средства обеспечения освоения дисциплины, содержание итогового и промежуточного контроля, материалы по организации самостоятельной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.Н. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1984. -206с.
  2. , Г. С. Возрастная психология. -М.: 2000. 163с.
  3. , В.В. Проблема исследования управления поиском при групповом способе решения учебной задачи // Проблемы формирования творческого мышления учащихся: Сб. науч. тр. Уфа: Баш ГПИ, 1987. -С.27−29.
  4. , Л.А. Декоративный ансамбль народного женского костюма русского Севера (семантические и знаковые аспекты): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1995. — 25 с.
  5. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства- Под ред. Б. И. Фоминых. М.: НИИ школ, 1975.- 164 с.
  6. Актуальность проблемы формирования личности на материале народной культуры. // Межвузовский сборник научных трудов. Шуя: 1994. — 198 с.
  7. , А.Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984.-252 с.
  8. , Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1992. — 190 с.
  9. , М.В. Сокровища русского искусства XI—XVI вв..в.- Л.- -1970. 162 с.
  10. Ю.Алпатов, М. В. Социальное значение костюма // Швейн. пром-сть.-1931.-№ 9, — С.10−13.
  11. П.Амброз, А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Сов. Археология. 1966.- № 1. — 87 с.
  12. , Б.Г. О методах современной психологии // Психологические методы.- Л., 1976.- С.134−148.
  13. З.Андреев, A. JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства // Методологические аспекты проблемы. М., Наука, 1981. — С.128−136.
  14. М.Андреев, А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М: Педагогика, 1981. — 11 Ос.
  15. , А.Г. Рисование моделей одежды, головных уборов и обуви. М.: КОГО, 1960. -131с., ил.
  16. , Р.П. История русского костюма // Андреева Р. П. Энциклопедия моды СПб., 1997 — С. 77−79, ил.
  17. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987.165с.
  18. , Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. — 97с.
  19. , Н.А. Донской народный костюм: о создании сценического костюма на основе донской народной одежды Ростов: РКИ, 1986.-120 с.
  20. , П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество: Сб. науч. тр. Л., Наука, 1983. — С. 259−262.
  21. , У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук: М., 1999.-202с.
  22. , Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Наука, 1977.-184 с.
  23. , С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие.-М.: 1989. 160 с.
  24. , А.В. Русская одежда X—XIII вв.. // Доклады и сообщения исторического факультета МГУ: Сб. науч. тр. М., 1945. С. 3−9.
  25. , Т.А. Главная привилеги. -М.: 1977. 120с.
  26. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 188 с.
  27. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы-М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  28. , Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогического исследования . -М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  29. Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992.
  30. Т.И. Народная художественная культура: учебник для вузов. -М.: Издательство «Интербук», 2000. -203с.
  31. , А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.
  32. , B.C. Социальная философия. Т.1.- М., 1993. -102с.
  33. , А.И. Оттсольчуги до мундира М.: Просвещение, 1993. -160 е., ил.
  34. , Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.-192 е., ил.
  35. , В.Н. Методологические указания по сбору народной одежды // Краткие сообщения института этнографии АН СССР. Вып. XVIII.-М.: 1953.- С. 81−90.
  36. , JI.B. История русской материальной культуры: Учебное пособие, Часть I М.: Издательство МГУК, 1995. — 112 с., ил.
  37. , JI.B. История русской материальной культуры: Учебное пособие, Часть П. М.: Издательство МГУК, 1995. — 112 е., ил.
  38. , Н.А. Смысл творчества (Философия творчества, культуры и искусства). М.: Искусство, 1994, т.1.- 356 с.
  39. , Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. -М.:Просвещение, 1981. 64 с.
  40. , А.И. Как возможно творческое мышление? М.: РАН ИФ, 1923.-196 с.
  41. , В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.:1. Педагогика, 1988.- 160 с.
  42. , И.Я. Русские одежды XVI—XVII вв.. Старые годы. М.: Старые годы, -1909. — 440 с.
  43. , А.Ф., Фомина З. М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая промышленность, 1982. — 176 е., ил.
  44. , П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1978. — 287с.
  45. , П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. М.: Искусство, 1964. — 328 с.
  46. , В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение -1914.-№ 1−2. С. 127−154, С. 101 102.
  47. , Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М.: МПГУ, 1990. С. 145−156.
  48. , Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Просвещение, 2002.- 145 с.
  49. , И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров. // Советское ДИ. 1980. № 77/78.с. 116−122.
  50. , Ю.В. Этнос и этнография. М.: Просвещение, 1965.-151с.
  51. , Я.В. Живое наследие: Беседы о древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1970.- 70с.
  52. , Е.П., Зорин, Н.В. Русские коллекции в этнографическом музее Казанского университета // Советская этнография. -1956. -№ 5. С. 103−112.
  53. , В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. — 120 с.
  54. Вариативные педагогические системы. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 162 с.
  55. , В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977,-464 е., ил.
  56. , В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ в.в. М.: Советский художник, 1974. — 249 с.
  57. , В.Н. Народная педагогика (заметки журналиста). -М.: Школа-Пресс, 1996.-119с.
  58. , Г. История культуры народов мира: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилище. Обычаи и нравы. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 960 е., ил.
  59. , Н.А. Социальная природа художественного мышления JI.6 Просвещение, 1980.-73с.
  60. , В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. СПб., 1997. -5 п.л.
  61. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., Просвещение, 1984. -192 с.
  62. , Г. Н. Этнопедагогика М.: Академия, 2000. -176 с.
  63. Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г. З. Апресяна -М.: Издательство МГУ, 1970. 112с.
  64. , B.C. О крестьянском искусстве. М.: Просвещение, 1972. — 350 с.
  65. , JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.145 с.
  66. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте1. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  67. , Л.С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 341 с.
  68. , JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. — 449 с.
  69. М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Дис.. к.п.н.- М., 1999. -205 е., ил.
  70. , П.Я. К психологии творческого мышления / Вопросы психологии. -1985, -№ 5. -С. 20−24.
  71. , Н.П. История одной куклы. Изготовление куклы из полимерных пластиков. -М.: Страница, 2004. 53 с.
  72. , Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994 — 176 с.
  73. , Р.А. Художественная роспись тканей: Учебн. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2004 160с., ил.
  74. , Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1986. — 17 с.
  75. , Н.В. Русский исторический костюм для сцены. Киевская и Московская Русь.- М. Н: Знание, 1945.- 178с.
  76. Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. -М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 550 с.
  77. , Д.А. «Русский» стиль и возрождение национальных традиций в культуре России в конце XIX начале XX века. — М.: Знание, 1997.-156 с.
  78. , В.И. Русская народная одежда. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1974. — 56 с.
  79. , Г. С. Моделирование костюма на основе народных традиций. М.: МТИ, 1978.-21с.
  80. , Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1981.- 190 е., ил.
  81. , Г. С. Народное искусство в моделировании одежды.- М: Легкая индустрия, 1974. -182 е., ил.
  82. , С.В., Зайцева, Л.М. Русский народный свадебный костюм. М: Культура и традиции, 2003. — 128 е., ил.
  83. Григорович, Л. А Педагогическая психология: Учебное пособие. -М.: Гардагики, 2003. 314 с.
  84. , Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме // Сб. МАЭ. Т. XVI. -1955. С. 24−40.
  85. , Н.П. Одежда «трудовлян» Ржевского уезда // Этнография. № 1−2. М. Л., 1928. С. 88.
  86. , Н.П. Очерки по истории развития русской одежды // Советская этнография. 1935.-№ 1−2. — С. 66−94.
  87. , Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР: Сб. МАЭ Т.- М., 1949. С. 5−42.
  88. , Е.С. Природа художественного творчества М.: Просвещение, 1986. — 249 с.
  89. , М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.-451 с.
  90. , С.И. Декоративно-прикладное искусство. Методические рекомендации. М.: 1997. — 45с.
  91. , Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1990. — 224 е., ил.
  92. , М.В. Пути совершенствования методов обучения ДНИ на ХГФ заочных отделений педвузов, Дис. .канд. пед. наук М., 1989.-180с.
  93. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования //
  94. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. — 70 с.
  95. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 1973. -95 с.
  96. Дидактика современной школы. Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  97. , Н.А. Загадки мира моды: Очерки о культуре моды -Днепропетровск.: Сталкер, 1998.- 464с., ил.
  98. Добрых рук мастерство / Сост. И. Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1976. — 212 с.
  99. , А.К. Художественный образ. М.: Искусство, 1967.-97с.
  100. , Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982.277 с.
  101. , Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972.116 с.
  102. , Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: Дис. .д-ра пед наук М., 2006. — 365 с.
  103. , Л.Н. Русский народный костюм // НЖ. 1986. — № 7. С. 52−55, ил.
  104. , А.С. Свойства элементов в декоративной и пространственной композиции. М., 1977, — 48 с.
  105. , Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. -М.: Изд-во АЦТОПАН, 1993. 132 с.
  106. , В.И. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1972.-159с.
  107. , Л.С. Этнография Смоленщины.- Смоленск: ООО «Альфа-Принт-96», 2000. 44с.
  108. , В.М. «Живая старина»: Новые поступления в Сергиево-Посад.гос. ист.-худож. Музей заповедник // Ж.С.- 1997. № 4. С.48−50.
  109. , И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992, — 244 с.
  110. , JI.B. Обучение и развитие. (Экспериментально-педагогическое исследование). Под редакцией действительного члена АПН СССР Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975, — 440с.
  111. , В.М. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1980.-280 с.
  112. , М.П. Жилище и костюмы Чернухинского района (Арзамасский уезд Нижегородской губернии) // Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929.- С.114−119.
  113. , И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. -160 с.
  114. , Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. Прага, 1926−1927.-258с.
  115. , В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-342 с.
  116. , В.П. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. — 448 с.
  117. , Н.В. Обрядовые функции одежды в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. Казань, 1990. — С. 49−73.
  118. , А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М.: Искусство, 1979. — 297 е., ил.
  119. Р.Т. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в пед. институте. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.- 192с.
  120. Идеи эстетического воспитания, антология в 2-х томах, т.1. -М.: Искусство, 1973 408 е., т.2. — М.: Искусство, 1973. — 368 с.
  121. , Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  122. , Б.В. Художественное образование студентов ХГФ пединститутов на прогрессивных традициях народной педагогики. (на материале ДЛИ респ. Казахстан). Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 193 с.
  123. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  124. , С.П. Эстетика русского народного костюма и проблема его современного сценического воплощения Дис.. канд. искусствоведения. М., 1993. — 197с.
  125. Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. В. И. Мазена. -Киев: Наукова думка, 1979. — 314 с.
  126. , М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Издательство Ленинградского университета, 1979.-С.54−89.
  127. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.-3 84с.
  128. , М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. — Л.: Знание, 1984.-32с.
  129. , Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие / М.: Издательство «Сварог и К», 2002. 374 с.
  130. , Н.М. История костюма: Учеб. Пособие для сред, спец. учеб. Заведений. М.: Лег. индустрия, 1977. — 128 е., ил.
  131. , В.В. О духовном в искусстве -М., 1910 — 110 с.
  132. , Е.В. История костюма. М.: Просвещение. 1970. -165е., ил.
  133. , Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М.:Просвещение, 1992. -176 с.
  134. , P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII первой половины XX вв.: Опыт энциклопедии. / Под ред. Т. С. Морозовой, В. Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.-383 е., ил.
  135. , P.M. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв.еков. М.: СЛОВO/SLOVO, 2002. — 224с., ил.
  136. , М.В. Инновационные модели обучения в современной педагогике // Педагогика. 1994.- № 5.-С. 12−17
  137. , Л.Я. Методологический анализ социальных функций художественного творчества. Томск., 1973. — 45с.
  138. , Н.Т. Русский народный женский костюм Горьковской области XIX XX вв. / В сб.: Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Т. LVII. — М., 1960.
  139. , В.О. Курс русской истории. Собрание сочинений: В 9 т. -М.: 1987.-е. 83−84.
  140. , А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.196 с.
  141. , Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов ХГФ в процессе изучения основ моделирования костюма. Дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. -246с.
  142. , Л.М. Женский крестьянский костюм с косоклинным сарафаном Смоленской губернии XIX нач. XX в. — Смоленск: Библиотека журнала «Годы», — 2001.- 32 с.
  143. , В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, -1981. -264 е., ил.
  144. , Т.В. Культура современного костюма. М.: Легкая индустрия, 1977. — 143 с.
  145. , Т.В. Костюм. Теория художественногопроектирования. Учебник для вузов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. -380 с.
  146. , Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995 — 160с.
  147. , Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Просвещение, — 2000.
  148. , Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение творчеству. -М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
  149. , Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. -М.: Просвещение, 1996. — 143с.
  150. Корешков, В. В Диалектическое единство и взаимодействие содержания и формы в искусстве // Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1990. — С. 78−91.
  151. , М.Р. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово. 1998. — 256 е., ил.
  152. , Е.А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды. Л.: Инженерно-строительный институт, 1978.-81с.
  153. Н. И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVIII столетиях. — М.: Республика, 1992. -301 с.
  154. Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.- М.: Просвещение, 1996. 576 с.
  155. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: Знание, 2005. — 368 с.
  156. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 368с.
  157. , B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, -1987. 187 е., ил.
  158. , B.C. Психология. М.: Высшая школа. 1982. — 256 с, ил.
  159. , B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. — 144с.
  160. , Т.Ф., Батурина, Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, — 1998.
  161. , В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. — 305 с.
  162. , В.А. основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-33 с.
  163. , В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во Владос- Пресс, -2001. — 368с.
  164. , А.А. Вопросы этнологического изучения южных уездов Рязанской и Тульской губерний (Бассейн Дона): Культура и быт населения Центрально-промышленной области. М., 1929. С. 109−113.
  165. , Н.И., Маслова Г. С. Русская крестьянская одежда XIX-начала XX в. // Советская этнография. 1956. — № 4.- С. 18−31.
  166. , Н.И. Материальная культура сельского населения южно-великорусских областей (XIX-начала XX в.). Одежда. // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Т. LVII: Сб. науч. тр. М., 1960.
  167. , Н.И. Одежда русского сельского населения Западных областей // Труды ИЭ АН СССР. Т. VII. М., — 1960.
  168. , Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, — 1973. — 48 с.
  169. , А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. — 182 с.
  170. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  171. Д. С. Русская культура / М.: Искусство, 2000. — 439 с.
  172. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей, 1993. 528с.
  173. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 149 с.
  174. , А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  175. , Л.И. Искусство костюма. / Методическое пособие для художников модельеров. Минск, 1983. — 88 е., ил.
  176. , Г. С. Русская народная вышивка. М.: Просвещение, 1978. -127 е., ил.
  177. , Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX нач. XX в. — М.: Наука, 1984. — 154 с.
  178. , А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. под ред. Ю. Б. Гейнненрейтер: Сб. науч. тр. — М.: МТУ, — 198с.
  179. Матис, В. И Проблемы национальных отношений. Барнаул, 1994. С. 8.
  180. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972 — 208 с.
  181. , М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981.38с.
  182. , Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  183. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  184. , М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972.119 с.
  185. М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая Гвардия, 1988. — 222 е., ил.
  186. Л.С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по ДНИ. Дис.. канд. пед. наук.: М., 1999. — 183 е., ил.
  187. Л. И. Народное художественное творчество каксоциокультурное явление. Пермь: 1994. 175 с.
  188. В.И. Общественная активность молодежи. М.: Молодая гвардия, 1970. — 86с.
  189. А.А., Бугрова, Е.П., Кунин, М.В., Уваров, С. Н. Основы творческо-конструкторской деятельности. Владимир, 2001. 98с.
  190. B.C. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: «Академия», — 456 с.
  191. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: 1997.-210 с.
  192. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. / Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. М.: 1991 — 378с.
  193. Народное искусство России, традиции и стиль. / Отв.ред. С. Т. Жижина.-М.: 1995.-172 с.
  194. Народные основы искусства художественных промыслов. / Сб. науч.тр. НИИХШ /Отв.ред. Н. В. Черкасова. М.: НИИХП, 1981. — 126 с.
  195. , В.Д. К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека. Л., 1976. — 120 с.
  196. , А.И. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна./ Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982. — с. 17.
  197. , М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 334 е., ил.
  198. , М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство. — 344 с.
  199. , Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 322 е., ил.
  200. , А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века. — Л.: Искусство, 1988.-215с.
  201. , О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. — 153 с.
  202. , Ю.Г. Комплексный анализ художественного творчества. Казань, 1976. — 104с.
  203. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АЛО РАО, 1998. — 136 с.
  204. , С.Л. Развивающая предметная сфера в педагогике,— М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.
  205. , М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем.- М.: Просвещение. 1988. 189 с.
  206. , В. Л. Введение в общую дидактику. М.: Высш. школа, 1990−382 с.
  207. , Л.В. Азбука моды М.: Просвещение. 1988 — 176 е., ил.
  208. , Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления. Киев, 1981. — 116 с.
  209. Основы теории проектирования костюма. /Под ред. Т. В. Козловой М.: Легпромбытиздат, 1988 — 352 с.
  210. Основы художественного ремесла / В 2 ч. Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. М.: Просвещение, 1986 -240 е., ил.
  211. , Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976. — 212 е., ил.
  212. , Ф.М. Рисунок и графика костюма М.: Легпромбытиздат, 1987. — 208 с.
  213. , Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
  214. , Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте) Учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции для студентов.- М.: Легпромбытиздат, 1982. -108 е., ил.
  215. , Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.:
  216. Легпромбытиздат, 1985.-264 е., ил.
  217. , Ф.М. Творческая трансформация первоисточника через ассоциативные представления при создании современного костюма: Сб. науч. тр. МТИЛЛП. М., 1979.
  218. , Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте). М.: Легпромбытиздат, 1981.- 249 с.
  219. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-т /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  220. , В.М., Киселев, И.Н. Информационный анализ иерархии процесса художественного творчества // Исследование проблем психологии творчества: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1983. — 226с.
  221. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе издание, дополненное и переработанное. -М.: Просвещение, 2005. 144с.
  222. , К.К. Проблема способностей. — М.: Наука, 1972. —246с.
  223. , Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
  224. , Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  225. , Г. А. Процесс художественного творчества. Л.: Наука, 1977.-39 с.
  226. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1−9 кл. / Научный руководитель Т. Я. Шпикалова. М., Просвещение, 1994.
  227. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1−8 кл./ кол. авторов, наун. рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Дрофа, 2001.
  228. Программы общеобразовательных учреждений.
  229. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 кл. / Научный руководитель Б. М. Неменский, М., Просвещение, 1994.
  230. Программы педагогиеских институтов. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций / научный руководитель Т. Я. Шпикалова. Шуя, 1995. — 264с.
  231. , В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Наука, 1963.286 с.
  232. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 е., ил.
  233. , М.Г. Городской костюм // Рабинович М. Г. Очерки материал, культуры рус. феод, города. -М.: 1988.- С.125−212.
  234. Работнова, И. П Русская народная одежда. М., 1964.
  235. , И.П., Яковлева, В.Я Русская народная вышивка. -М., 1957.
  236. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник трудов. /Под ред. Н. Н. Ростовцева. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1983.- 173 с.
  237. , Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985.
  238. , Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1988.
  239. , Т.М. Повтор, импровизация, вариация в искусстве мастеров народных художественных промыслов.- М.: НИИХП, 1986.- 321с.
  240. , Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII -XIX вв. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 160 с.
  241. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  242. , С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. — 206 с. ил.
  243. , Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984.-240 с. илл.
  244. , Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976. -237 е., ил.
  245. , Н.Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. — 176 е., ил.
  246. , С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946.-685с.
  247. , С.Л. О мышлении и путях его исследования. М. 1958.-240 с.
  248. Русский традиционный костюм.: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Н. Соснина, И.Шангина. СПб.: Искусство -СПб, 1998.-400 е., ил.
  249. Русский фольклор. Аннотированный библиографический указатель 1991 год. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 1994.-104 с.
  250. , Б.А. Искусство древних славян // История русского искусства / Под ред. И. Е. Грабаря, В. И. Лазарева: Сб.Науч. тр. М.: 1953. -С. 64−65.
  251. , Л.В. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. М.: Московский текстильный институт, 1982. — 32 с.
  252. , О.В. Формирование творчества учащихся 1−4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства. Дис. .канд. пед. наук: М., 1998. 205с.
  253. , Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII—XIX вв.: Учебное пособие. М.: Гумманитарный изд. центр ВААДОС, 1997. — 432 е., ил.
  254. , Л.Г., Богданова, Н.В. Проблемы дидактикиобразования в области искусства. М.: РАО, 2006. -236с.
  255. , П.С. Основы разработки творческих проектов. -Брянск: Изд-во БГПУ, 1995. 149с.
  256. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  257. , В.В. Социальная природа художественного мышления. Л., 1982. — 67с.
  258. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. / Сост. к.п.н. Фальковская А. Ю. М.: Министерство образования РСФСР. Институт профессионального образования. Кафедра педагогических технологий, 1991.-38 с.
  259. , М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., Просвещение, 1980. — 123 с.
  260. , М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1980. -96 с.
  261. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак. 1995.-416 с.
  262. Советский энциклопедический словарь. / под редакцией А. М. Прохорова. М.: Изд-во Советская инциклопедия, 1980. — 1600 с. с илл.
  263. , В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Изд-во Наука, 1979. — 288 с.
  264. , Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : Уч. пос. для студ. Педвузов. — М.: Издат. Центр Академия, 1999. 368с., ил.
  265. , Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5−8 кл.: В 4ч. Обнинск: Титул, 1996. — 4.1. Основы рисунка- 4.2. Основы живописи, Ч. З. Основы композиции- Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.
  266. , Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., Прометей, 1993.
  267. К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: процессы распространения и освоения художественных ценностей.-М.: 1990.
  268. , А.Г. Философия. М., Владос, 2000. — 389с.
  269. , Р.А., Бесчастнов Н. П. Методы графической подачи моделей одежды. М.: МТИ, 1985. — 256 с.
  270. Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования / М.: 1997.
  271. , Т.К. Развитие искусства советского костюма. (1917−1967). -Диссерт. на соик. уч. степени канд. искусствоведения.-237 с.
  272. , В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск, 1978.-89с.
  273. , Н.М. Очерки по истории костюма. М.: Издательство ГИТИС, 1994. — 160 е.: ил.
  274. , О. И. Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. — № 6. — С. 124 — 130.
  275. Теория и практика педагогического эксперимента. Куйбышев: 1974. / Отв. ред. А. Г. Грекулова, В. А. Бетев, К. А. Малыгин. 236 с.
  276. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Т. В. Воробьева. М.: Педагогика 1979. — 208 с.
  277. , Б.М. Психологические вопросы художественноговоспитания. М.: Известия АПН РСФСР, — 1974.- 75 с.
  278. , А.В. Быт русского народа. Ч. I. М.: Русская школа, 1997. — 288с.
  279. Традиции народной одежды и искусство современного костюма / Под ред. Н. В. Черкасовой. М.: НИИХП, 1983. — 150 с.
  280. , Т.Н. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. Дис.. канд. искусствоведения. М.: 1988. -152 с.
  281. , С.Н., Кунина, М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. -М.: Академический Проект, 2005. 80с.
  282. , А.А. Цвет в живописи, М.1983.
  283. JI.H. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки. Дис. .канд. пед. наук: М., 1998.-255 е.: ил.
  284. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1968. — 280 с.
  285. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии и избранные педагогические сочинения: В 2 т. Педагогика, 1974. Т.1. С.228−556
  286. , В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент: Учебное пособие. Рязань: Из-во РГПУ, 1993. -140 с.
  287. , П.А. Философия, творчество, культура. М., 1994. —56с.
  288. , П.А. У водоразделов мысли. Приложение кжурналу «Вопросы философии»,-М.: Правда, 1999.
  289. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1982. -112 с.
  290. , Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 е., ил.
  291. , А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — 176 е., 8 л. ил.
  292. , А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М., просвещение, 1988. 176 с.
  293. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 400 с.
  294. , А.К. Психология саморазвития. М.: Интерпранс, 1994.-160 с.
  295. , А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. -М.: Изд-во АХ СССР. 1962. 68 с.
  296. Черный, В. Д Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 432 е., ил.
  297. , П.Р. Русская народная одежда. СПб., 1902.
  298. , Е.В. Композиция: Учебник для студентов ХГФ пед. ин-тов.- 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. — 207с.
  299. , Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. — 210 с.
  300. , Т.Я. Методические рекомендации к несброшюрованному альбому «Русское народное искусство XVIII—XX вв..» Пособие для учителей средней школы. М.: Советский художник, 1986.
  301. , Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособия для учителя. М.: Просвещение, 1974. — 159 е.: ил.
  302. , Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1986. -264с.
  303. , Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М. Д981. — 134с.
  304. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.
  305. Atkinson, I.A. A picturesque representation of the manners, customes and amusements of the Russians. T. 1−3. London, 1803−1805.
  306. Guilford, J.P. Psychometric approach to creativity. University of Southern California, 1986.
  307. Keiny, Sh. Constructivism and teachers' professional development. Teaching teacher education. 1994- 10(2): 157−167.
  308. Meyerson, J. Les fonktions psychologues et les ceuvres. Paris, Urin, 1948, p.223.
  309. Norris, H. Costume and fashion the evolution of European dress through the earlier ages. 6t. London, 1924−1931
  310. Peasant Art Russia. L.-P.-New York. 1912.
  311. Spencer, H. The principes of psychology. — NY, 1985, p.642
  312. Zelenin, D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin-Leipzig. 1927. p. l99−200.
Заполнить форму текущей работой