Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международное педагогическое сотрудничество как фактор подготовки квалифицированных специалистов Эстонии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные компьютерные технологии предоставляют возможности для развития содержания образования на новом технологическом уровне, а именно, разнообразные и богатые средства для: организации и структуирования содержания образованиясвязи элементов содержания образования: использования различных видов информациимодульности и доступа к фрагментам содержанияпредставления курса как совокупности уроков… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития международного сотрудничества в системе высшего образования
    • 1. 1. Сущность характеристики международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего профессионального образования
    • 1. 2. Модели международного сотрудничества в системе обновляющегося высшего образования и их потенциальные возможности
    • 1. 3. Модель международного сотрудничества ЭМОНО-Р
  • Выводы из первой главы
  • ГЛАВА 2. Опыт формирования международного сотрудничества как образовательной системы информационного общества по подготовке квалифицированных кадров
    • 2. 1. Развитие моделей дистанционного образования в международном сотрудничестве. j 2.2. Информатизация образования как основной путь преодоления кризиса в
    • I. образовании
    • I. 2.3. Формирование образовательной системы информационного общества
    • I. как фактор развития эстонского центра российского образования
  • Выводы из второй главы
  • ГЛАВА 3. Сущностные характеристики образовательного процесса в новой международной образовательной системе
    • 3. 1. Формирование целей образования на пути развития информационных технологий в ходе международного сотрудничества
    • 3. 2. Развитие содержания международного образования на новой технологической основе
    • 3. 3. Становление новых методов образования под воздействием информационных технологий
  • Выводы из третьей главы

Международное педагогическое сотрудничество как фактор подготовки квалифицированных специалистов Эстонии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремление к интеграции в европейскую и мировую образовательные системы и подготовке специалистов мирового уровня определяют те усилия, которые предпринимают образовательные учреждения государств для установления международных контактов, организации и развития разностороннего сотрудничества с зарубежными партнерами в области образования, научно-исследовательской работы и культуры.

Международные связи в области образования являются неотъемлемой составной частью внешнеполитической деятельности Эстонского государства, одной из форм международного разделения труда. Развитие высшей профессиональной школы Эстонии предполагают совершенствование ее международной деятельности, которая является существенным элементом самого развития.

Общей целью международной деятельности в области высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также научно-технических связей является всесторонняя интеграция Эстонии в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования с учетом международного опыта.

Проблемы образования оказались сегодня в центре общественного внимания. При этом возрастает осознание того, что для решения стоящих перед государствами проблем необходима новая созидающая сила, источником которой является международное сотрудничество. Деятельность по увеличению этого потенциала приобретает приоритетное значение, а международное образование является важнейшем компонентом этого процесса. Международное сотрудничество в образовании развивает способность человека оценивать явления с позиции другого человека, другой культуры, другой социально-экономической формации. Это значит, что международное образование — это поликультурное образование человека, поэтому оно должно стать составной частью общей подготовки специалиста XXI века.

Развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция еще более обострила проблему международного образования. Переход к информационному обществу, в котором информация, знания выступают в качестве основной социальной ценности, означает радикальные изменения в образовательной системе.

Исследование педагогических проблем образования в информационном обществе особенно актуально, поскольку позволяет выявить основные тенденции развития образовательной системы в современном мире, пути преодоления кризисных явлений в сфере образования. Идеи образования в течение всей жизни, непрерывного, возобновляемого, неформального, открытого образования, дистанционного обучения и другие могут получить новое развитие в контексте исследования особенностей образования в информационном мире.

Актуальность темы

исследования позволяет выделить основные противоречия:

— между объективными требованиями к расширению международного сотрудничества в сфере образования и неготовностью образовательных учреждений к организации подготовки кадров на этой основе;

— между современными высокими требованиями к педагогическому профессионализму и его реальным недостаточным уровнем выраженности у отдельных преподавателей и учителей;

— между объективной потребностью развития международного сотрудничества и неразработанностью методологических основ, содержания и технологии процесса.

Перед наукой и практикой встает проблема: каким образом влияет международное сотрудничество на развитие образовательной среды и подготовку квалифицированных специалистов?

Целью данного исследования является разработка, научное обоснование и практическая реализация подхода к международному сотрудничеству как фактору подготовки квалифицированных специалистов Эстонии.

Объект исследования: теория и практика развития международного сотрудничества в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования: влияние международного сотрудничества на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонской Республике.

Гипотеза исследования. Использование результатов, полученных в ходе международного сотрудничества и, в частности, использование образовательных инноваций в обучении и профессиональной подготовке взрослых будет эффективным, если определены теоретические основы системы международного сотрудничества в подготовке квалифицированных кадровучтена специфика развития образовательной среды высших учебных заведений в разных странах и её влияние на подготовку специалистов-профессионаловвыявлены методики и критерии оценки влияния международного сотрудничества на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонском центре российского образованияобобщены результаты анализа педагогических стратегий и инновационных моделей для разных дидактических систем, являющихся условиями изменения образовательной среды за счет развития международного сотрудничества.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность международного сотрудничества в образовательной системе информационного общества.

2. Проанализировать существующие модели международного сотрудничества и их потенциальные возможности.

3. Сформулировать концепцию построения международного сотрудничества в Эстонском центре российского образования.

4. Выявить характерные черты и особенности образовательной системы в информационном обществе и ее влияние на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонском центре российского образования.

5. Выявить сущность изменений в системе образования, происходящих в ходе развития компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Методологической основой исследования являются идеи и концепции информационного общества, которые отражены в работах Э. Тоффлера, И. Массуды, Дж. Насбитта. В России данные идеи нашли развитие в работах Т. В. Андриановой, Р. Ф. Абдеева, В. З. Когана, А. Н. Кочергина, Г. Л. Смоляна, И. Б. Новика, И. Г. Полищук, H.JI. Поляковой, А. И. Ракитова, А. Д. Арсула, А. В. Сурина, Б. А. Глинского, А. Ш. Абдуллаева и других. Исследование также опиралось на идеи образования в течение всей жизни человеканепрерывного образованияидеи современной методологии наукиидеи системного, деятельностного и личностного подходов в их единстве, документы образовательной политики Эстонской Республики и Российской Федерации в области образования.

Методами исследования стали: анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы, учебно-программной документации по теме исследованияанализ нормативно-правовых актовсоциологические методы (опрос, анкетирование, беседы, тестирование, составление независимых характеристик, рейтинговая оценка) — прямое, косвенное, непосредственное и опосредованное, включенное наблюдениеобобщение опыта деятельности различных образовательных учреждений, обладающих опытом международного сотрудничестваметоды статистической обработки.

База исследования: Эстонский центр российского образования (Таллинн) и Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского.

Этапы исследования. В соответствии с разработанной программой исследования на первом этапе (1995; 1998) разрабатывались общие подходы решения проблемы. Проводился анализ научной литературы по общим вопросам международного сотрудничества, выявлялось его фактическое состояние. Разрабатывались критерии оценки, а также диагностические методики определения промежуточных и конечных результатов международного сотрудничества.

На втором этапе (1999;2001) проводилась работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, апробировались формы и методы международного сотрудничества, совершенствовалась методика исследования. Проводилась разработка научно-понятийного аппарата исследования.

На третьем этапе (2002;2003) были обобщены результаты работы Эстонского центра российского образования по проблеме международного сотрудничества в информационном обществе. Разрабатывались и внедрялись методические рекомендации по организации сотрудничества. Подготовлена соответствующая документация.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования были обеспечены: последовательной реализацией методологических основ исследованиявнутренней непротиворечивостью полученных данных, их соответствием теоретическим положениям и выводам дидактикииспользованием серии методов исследований, адекватных поставленным задачамповторяемостью эксперимента и его контролируемостью, широкой экспериментальной базойглубоким анализом результатов опытной работы международного центра образовательных инноваций, многие выводы научных семинаров которого внедрены в практику обучениясогласованностью прогнозов исследования и достижений в образовательной системе Эстонского центра российского образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлено, что сущностью процесса формирования глобальной образовательной системы мирового информационного общества является становление системы открытого, индивидуализированного, непрерывного образования в течение всей жизни;

— систематизированы задачи, приемы и средства эффективного международного сотрудничества, способствующего вхождению Эстонии в мировое научное сообщество в качестве равноправного партнера;

— обосновано революционизирующее воздействие компьютерных и телекоммуникационных технологий на систему образования;

— определены основные пути международного сотрудничества: развитие новых моделей дистанционного образования, реализация принципов открытости образовательной деятельности;

— комплексно исследованы инновационные подходы в системе международного сотрудничества и предложены критерии эффективности международного сотрудничества в подготовке квалифицированных кадров в системе высшего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании содержания понятий «международное сотрудничество в системе высшего образования», «образовательная система информационного общества» как педагогических категорийвыдвижении и обосновании концептуальных направлений международной деятельности Эстонского центра российского образованияв реализации принципа открытости образовательной деятельности, гибкости образования.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании педагогической ценности международного сотрудничества Эстонского центра российского образования в Таллинне и Ярославского государственного педагогического университета, введения в практику международного сотрудничества конкурсных и творческих условий партнерства, стимулирующих развитие образовательных систем информационного общества.

Личный вклад автора заключается в следующем:

— проанализированы существующие модели международного сотрудничества в области образования и их потенциальные возможности;

— сформулирована концепция построения международного сотрудничества в Эстонском центре российского образования;

— выявлены характерные черты и особенности образовательной системы в информационном обществе и их влияние на качество подготовки квалифицированных специалистов в Эстонском центре российского образования;

— выявлена сущность изменений в системе международного образования, происходящая в ходе развития компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Апробация и внедрение результатов в практику. Материалы исследования обсуждались на учебно-информационном семинаре «Интернационализация образования в университетах Эстонии и Швеции» (Стокгольм, 1999), на XI ежегодной конференции Европейской ассоциации международного образования (Стокгольм, 2000), на семинаре «Технологии дистанционного обучения» (Лондон, 2001), а также на научно-практических конференциях в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского, Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова, Калининградском государственном университете (Калининград, Кострома, Ярославль).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция развития подготовки квалифицированных кадров в образовательной среде включает ряд идей: развитие отдельных компонентов среды, развитие связей между компонентами более широкой социокультурной среды, предполагающих создание условий для организации процессов передачи и освоения ценностей как национальной, так и мировой культуры при подготовке квалифицированных кадров.

2. Международное сотрудничество при подготовке квалифицированных кадров в системе высшего профессионального образования становится фактором развития образовательной среды Эстонского центра российского образования (Таллинн) и Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, если оно строится как открытая, вариативная система, развивающаяся с учетом требований международного рынка образовательных услуг и опорой на образовательные и научные достижения, а также потребности субъектов образования.

3. Модель международного сотрудничества при подготовке квалифицированных кадров в сфере высшего образования включает в себя три структурных компонента: целевой, организационно-процессуальный и результативны й.

4. Формирование образовательной системы информационного общества происходит в ходе информационной революции, компонентами которой являются компьютерная и телекоммуникационная революции, на базе развивающейся в ее ходе информационной инфраструктуры общества, внедрения в общественную жизнь новых информационных технологий, достигающих стадии глубинных социальных преобразований.

5. Сущность процесса формирования глобальной образовательной системы информационного общества заключается в новых цивилизационных принципах: дестандартизации, антицентрализма, десинхронизации, оптимизации, деспециализации, рассредоточения, которые являются основой становления системы открытого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования и самообучения в течение всей жизни человека.

6. Становление образовательной системы информационного общества происходит в ходе развития новых методов образования на базе технологий компьютерных обучающих систем, искусственного интеллекта, телематических систем.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Выводы из третьей главы.

1. В качестве основных факторов становления новой системы образования в ходе международного сотрудничества можно выделить информационные технологии, теории обучения, а также организационный и экономический факторы. Именно эти факторы взаимодействуют в процессе информатизации образования, перехода к новой образовательной системе.

2. Использование современных информационных технологий связано с сущностными характеристиками образовательного процесса — его целями, содержанием, методами.

3. В качестве основных факторов становления новой системы образования в ходе международного сотрудничества выделяем информационные технологии, теории обучения, а также организационный и экономический факторы и анализируем, как эти факторы взаимодействуют в процессе информатизации образования, перехода к новой образовательной системе.

4. В самом общем плане мы выделили три фундаментальные цели образования: компетентность, мировоззрение, творчество человека, — и показали, что достижение этих целей в современном мире связано с использованием в системе образования передовых компьютерных и коммуникационных технологий.

5. Современные компьютерные технологии предоставляют возможности для развития содержания образования на новом технологическом уровне, а именно, разнообразные и богатые средства для: организации и структуирования содержания образованиясвязи элементов содержания образования: использования различных видов информациимодульности и доступа к фрагментам содержанияпредставления курса как совокупности уроков (тем) — разработка занятия как системы образовательных действийпредставления образовательного действия как совокупности простых действийразработки последовательности изучения материалаадаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемыхразвития содержания образования на разных уровнях: авторов курсов, преподавателей, методистов, соискателей, студентовориентации в материале: использования профессиональных дискуссий в учебных целях и ряд других.

6. Новые возможности развития содержания образования заключаются в организации и структурировании содержания образованиясвязи элементов содержания образованияиспользовании различных видов информациимодульности и доступности к фрагментам содержаниякурсе как совокупность занятий (тем) — занятии как системе образовательных действийобразовательном действие как совокупности простых действийпоследовательности изучения материалаадаптивности содержания учебного материалавозможности развития содержания образования.

7. В процессе развития новых методов образования на базе технологий компьютерных обучающих систем, искусственного интеллекта, телематических систем происходит становление образовательной системы информационного общества. К новым методам образования можно отнести: ассоциативный метод в образованииискусственный интеллект и методы образованияметод фальсификацииметод прецедентаобучение посредством телеконференцийметод «реификации» — комплексное использование новых образовательных методов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вторая половина XX века явилась временем кризиса образования и поисков путей преодоления этого кризиса. По сути, этот кризис является одним из проявлений кризиса индустриальной цивилизации.

Все больше осознается, что решение глобальных проблем, преодоление кризиса индустриального общества предполагает переход к новой цивилизации.

Важным фактором такого перехода является международное образование — как поликультурное образование человека. Именно такое образование должно стать составной частью общей подготовки специалиста нового поколения XXI века.

Основой международного образования являются современные информационные технологии. Процесс их бурного развития и внедрения в общественную жизнь в последнее десятилетие осмыслен как информационная революция. В ее ходе появляется и утверждается новый тип общественного устройства — международное информационное общество.

Жизнь человека в интеллектуальной, информационно насыщенной среде, сознаваемой в процессе развития информационной инфраструктуры общества, порождает возможности для его образования в течение всей жизни. Использовать эти возможности — это чрезвычайно актуальная задача, которая встает перед обществом в процессе его информатизации. Решение этой задачи создает принципиально новые образовательные системы.

Общество, основанное на современных компьютерных технологиях и коммуникационных технологиях, предоставляет огромные возможности для развития человека и его образования как творческой личности.

Формирование образовательной системы будущего информационного общества началось в последние десятилетия буквально на наших глазах. Анализ этого процесса показывает, что именно использование новых информационных технологий позволяет претворить в реальность фундаментальные идеи международного образования в течение всей жизни. На пути информатизации международного образования происходит преодоление кризиса образовательной системы индустриального общества и формирование принципиально новой системы, соответствующей запросам, как общества, так и человека информационной эры.

Разработанная в диссертации система международного сотрудничества адекватна целям и задачам развития высшего образования и представляет собой прогностическую модель сотрудничества как фактор развития образовательной среды Эстонского центра российского образования.

Эта модель позволяет определить структуру и сущность деятельности субъектов международного сотрудничества, выявить отношения, которые возникают в процессе этой деятельности и направлены на становление новых качеств специалистов в области образования, обладающих международным образованием и востребованных различными учебными заведениями мира.

В диссертации научно обоснован и практически реализован подход к построению международного сотрудничества. На основе глубокого анализа философской, социологической, социально-психологической и педагогической литературы исследованы различные аспекты взаимодействия человека и образовательной среды, выявлены механизмы данного взаимодействия.

В исследовании доказана педагогическая целесообразность изучения инновационных процессов в системе высшего образования в ходе международного сотрудничества. Намечены перспективные направления совершенствования подготовки специалистов в Эстонии и Российской Федерации на основе реализации опыта инновационной деятельности в образовании. Главная функция учебных организаций указанных государствформирование единого образовательно-профессионального пространства. Наличие такого пространства является важнейшим условием обеспечения высококачественной подготовки специалистов и цивилизованных граждан с высоким уровнем культуры.

Проведенный в диссертации сравнительный анализ и обобщение инновационного педагогического опыта различных стран, выявление конкретных подходов к содержанию, методам и средствам обучения позволили выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства. Выявленные тенденции совершенствования образовательного процесса позволяют определить некоторые пути повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов в Эстонии.

Определение теоретических основ системы международного сотрудничества в деле подготовки высококлассных специалистоввыявление специфики развития образовательной среды различных высших учебных заведений, методики и критериев оценки влияния международного сотрудничества на это развитиеобобщение результатов анализа педагогических стратегий и инновационных моделей как условия изменения образовательной среды убедительно доказало эффективность предложений автора по использованию образовательных инноваций в ходе международного сотрудничества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-366 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981,-С. 19−44.
  3. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. -135 с.
  4. Н.Г. Философия образования и технология образования // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 15−17.
  5. Л.Ф. Проблемы активности личности в психологии: Автореф. дис.док. псих.наук. Томск, 1997. 42 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
  7. Т. В., Ракитов Д. И. Информатизация общества и бизнес. М: Просвещение, 1992. 258 с.
  8. Т. В., Ракитов Д. И. Современные тенденции информатизации и медиатизация общества. Научно-аналитический обзор. -М.: ИНИОН, 1991.- 115с.
  9. О.С. Профессионализм в воспитании и образовании // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Российская академия государственной службы, 1994. С. 205−219.
  10. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 6−9
  11. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. 334 с.
  12. Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М.: Просвещение, 1987. С. 90 — 135.
  13. И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. Воронеж, 1996. 101 с.
  14. JI.M. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитетамладшего подростка: Автореф. дис.канд. пед. наук. Петрозаводск: КГПУ, 1997. 19 с.
  15. В.А. Теория и практика организационно методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999. — 365 с.
  16. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. -267 с.
  17. А.А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск, Наука, 1977, — 152 с.
  18. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. 192 с.
  19. П. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб. избр. тр. / Сост. Л. Д. Филоненко. М.: АЛО, 1993. 171 с.
  20. П. Образование взрослых в промышленно развитых странах/ / Перспективы: Вопросы образования. 1992, N4, С. 13−23.
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  22. К. Вы, будущее и мобильные компьютеры. // Мир ПК. 1993. № 1. С. 6−10.
  23. В.К. Психологичесие механизмы и мотивации человека. М.: МГУ, 1999.-243 с.
  24. Р.Н., Мешкунов B.C. Учебное телевидение в вузе. Киев: Народная думка, 1988. 89 с.
  25. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: Изд-во ЦАГИ, 1995.- 98 с.
  26. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Ассоциация международного образования, 1995. 231 с.
  27. В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997.- 45 с.
  28. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: Подходы и практические меры // Материалы Всемирной конференции по высшему образованию «Высшее образование в XXI веке: Подходы и практические меры» Париж, 5−9 октября 1998 г. 15 с.
  29. JI.C. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т.- Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  30. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1996. 20 с.
  31. Н. На других посмотреть, себя показать: Международное сотрудничество. // Нар. образование. 1977. № 2. С. 89 -90.
  32. Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. / Международный центр систем обучения. М.: Просвещение, 1992. С. 67−82.
  33. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высш. шк., 1989. 311 с.
  34. .С. Философия образования: научный статус и задачи //Сов. Педагогика. 1991. № 4. С. 69−74.
  35. B.C. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-60 с.
  36. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1992. 154 с.
  37. В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. № 3. С.10−15.
  38. В. После советского вуза // Правда. 1985. 26 сент.
  39. .А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990. 108с.
  40. H.JI. Развитие . и современное состояние исследований по искусственному интеллекту в СССР. М.: ИНИОН, 1991. 121 с.
  41. Н.В. Подготовка учителя европейской средней школы в условиях реализации инновационных образовательных процессов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1997. 18 с.
  42. Гоццер Дж Учебные программы и социальные проблемы // Перспективы: Вопросы образования. 1991. № 1.- С 7−19.
  43. .Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  44. С.И. Информационное общество: возможность и реальность. / Вестник РАН М., 1993, т.63, № 6, — С.559−562.
  45. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1970. 79 с.
  46. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление. // Перспектива: Вопросы образования. Париж, 1992, № ½, с. 7−16.
  47. . Университеты и будущее Америки. М.: МГУ, 1993. 167 с.
  48. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе /Под ред. Л. П. Гроссмана. М.: Педагогика, 1987. 78 с.
  49. М.В. Компьютер это окно в мир. / Мир ГПК. 1993. № 9. -с.53−67.
  50. М.В. Электронная почта. / Мир ГПК. 1993.. № 6. с.74−75.
  51. П. Компьютеры в школе: международное значение национальных стратегий. / Перспективы: Вопросы образования. Париж: 1991. № 2. с.32−41.
  52. Н.И. О мировом рынке образовательных услуг. //Вестник ЦМО МГУ. 1997. № 1.- С. 5−18.
  53. Информатизация России и формирование информационного рынка: Материалы Всероссийской конференции. М.: НТИ, Сер. 1. 1992. С.З.
  54. Информатика и культура. Новосибирск: 1990. 98 с.
  55. Информационные технологии в ситуации непрерывного педаго гического образования. (Проблемы методологии и теории) / Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1996. 224 с.
  56. В. Международное образование: проблема интеграции. // Вести высш. шк. 1992. № 3. С. 88−94.
  57. Д. Новые перспективы научного обмена между Восточной и Западной Европой // Высшее образование в Европе. 1990. № 1.- С. 15−30.
  58. В.Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995.- С. 33−34.
  59. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М., Воронеж: Инс-т практической психологии, 1998. 128 с.
  60. Н.И. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США: Автореф. дис. канд. педаг. наук. Белгород, 2000. 21 с.
  61. М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребёнка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д" 1996. -24 с.
  62. Д.Н., Коган B.S. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М.: Просвещение, 1980. — 65 с.
  63. А.Н., Цайер З. Ф. Информациогенез и вопросы его оптимизации. Новосибирск, Наука, 1977. — 128 с.
  64. М. Проблема педагогики среды в плане работ института //Педагогика среды и методы её изучения / Под ред.М. В. Крупениной. М., 1996. -240 с.
  65. В.М. Учебное телевидение. М.: Просвещение, 1990.- 67 с.
  66. В.А. Теория и практика многоуровнего университетского педагогического образования, Автореф. дис. док-pa. пед. наук. Ярославль, 1996. 36 с.
  67. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М.: Наука, 1990. 117с.
  68. Культура, образование, развитие индивида. М.: Просвещение, 1990. -165 с.
  69. Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ) М.: Прогресс, 1970. 231с.
  70. А.Т. Педагогический объект и среда // Воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности: Материалы семинара, проведённого 13−15 нояб. 1979 г. в г. Свердловске. М.: Педагогика, 1980.- С.5−13.
  71. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 332 с.
  72. А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1977. 45 с.
  73. Ю.С. Предметно-эстетическая среда детского коллектива // Коллектив, общение, личность: Сб. науч. тр. / Редкол.: А. В. Мудрик (отв. ред.,) и др. М.: Педагогика, 1998. 59 с.
  74. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1998.-38 с.
  75. Ф. Образование для всех: задача до 2000 г. / Перспективы: Вопросы образования. 1991. № 4, С. 43−52.
  76. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «знание», 1996. 308 с.
  77. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 5-е изд-е, доп. М.: Наука, 1998 — 294 с.
  78. Мельс Эккарт. XXV лет научному сотрудничеству вузов социалистических стран .// Современная высшая школа. 1984. № 2. С. 7 -12.
  79. Международное сотрудничество высшей школы: Направления развития и совершенствования / Д.: Издательство ЛГУ. 1988. 118 с.
  80. Международное сотрудничество в целях развития: Из докл. Прогр. Развития Орг. Объедин. Наций // Общество и экономика. 1996. №¾. С. 145 -180.
  81. Н.В. Международные связи высшей школы Российской Федерации в условиях перехода страны к рыночной экономике: Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1999. С. 6.
  82. Мир, в котором мы живем / Человек и общество, книга 3. М.: Изд-воМГУ, 1993. 153с.
  83. Л. Информационная революция и перспективы развития. М.: Прогресс, 1993. -214 с.
  84. Ф.Т. Образование как философская проблема // Вопросы философии. 1995. № 11.-С. 9−15.
  85. Мобильность студентов в современном мире / А. Г. Смирнов, Н. М. Тимофеева, Г. Ф. Ткач, О. Л. Захарова. М.: Просвещение, 1990. 52 с.
  86. На пути к «Повестке дня на XXI век» в области высшего образования// Материалы Всемирной конференции по высшему образованию «Высшееобразование в XXI веке: Подходы и практические меры» Париж, 5−9 октября 1998 г. 19 с.
  87. Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917 1973 гг. -М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
  88. Т. Рабочая среда и взаимосвязь ее с трудовой активностью // Труд и трудовая активность. Таллинн, 1980. С. 70−87.
  89. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 95 с.
  90. И.Б., Абдуллаев Ф. Ш. Ведение в информационный мир. М.: Наука, 1991. 142с.
  91. Новые информационные технологии в образовании. / Современная высшая школа. Варшава: 1990, С. 7−74.
  92. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000. /Пер. с анг. М.: Республика, 1992, 415с.
  93. Образование на пороге XXI века: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В. Г. Иванова. Казань, 1996. С. 31−42.
  94. И. Ф. Опыт сотрудничества социалистических стран в области высшего образования развитие содержания, форм и методов этого сотрудничества//Современная высшая школа. 1985. № 2. С. 170−182
  95. С.И. Словарь русского языка: Под ред. Н. Ю. Шведовой.- 9-е изд., доп. и испр. М.: Сов. Энциклопедия, 1972. 847 с.
  96. C.JI. Клубный коллектив в системе воспитательной работы школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 19 с.
  97. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: Образование, 1995. 171 с.
  98. В.И. Международные исследования в компьютеризации образования. / Перспективы: Вопросы образования. Париж, 1993, 3, С. 100 110.
  99. Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной1.школе. / Информатика и образование. М., 1991, С. 109−114.
  100. Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М.: Наука, 1990. -98с.
  101. Л.Л. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996. 20 с.
  102. Предложение о трансевропейском сотрудничестве в области высшего образования ТЕМПУС / Комиссия Европейского сообщества // Высшее образование в Европе. 1990. № 2. С. 106 — 110.
  103. Ь 103. Предложение о создании Европейского фонда обучения / Комиссия
  104. Европейского сообщества // Высшее образование в Европе. 1990. № 2. С. 111 — 116.
  105. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. 80 с.
  106. Психология и архитектура: Тез. Конф. В Лохусалу (ЭССР), 25−27 янв. 1983 г. В 2 ч.- Таллин: Эст. отд- ние Об-ва психологов СССР: ТПИ, 1983.41−203 с.
  107. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: * технология и творчество. Л.: ЛГПИ, 1989. — 84 с.
  108. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 96 с.
  109. С. С. Среда человека и социальное восприятие // Социально психологические основы средообразования: Тез. Конф. / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю.Круусвалла. Таллин, 1985. — С. 70−73.
  110. JI.JI. Социально-образовательная модель педколледжа как среда саморазвития личности в научно-образовательном комплексе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1996. -27 с.
  111. Н. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. -319 с.
  112. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1994. 59 с.
  113. В. А. Принципы сотрудничества и сближения систем высшего образования социалистических стран // Современная высшая школа. 1984. № 1.-С.194−199.
  114. В.Д. Вопросы педагогики среды // Воспитательный коллектив и среда его жизнедеятельности: Материалы семинара, проведённого 13−15 нояб. 1979 г. в г. Свердловске. М., 1980. С. 13−19.
  115. P.P. Образование в условиях меняющегося мира / Перспективы: Вопросы образования. Париж, 1993. № 1. С.7−16.
  116. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития// Вопросы психологии. 1991.- № 2. С.37−50
  117. Г. Л. Человек и компьютер: социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. М.: Политиздат, 1981.-205 с.
  118. Собрание законов и распоряжений рабочего и крестьянского правительства-М.: 1921 № 36 -194 с.
  119. Современная высшая школа./ Материалы симпозиума «Философия образования в XXI веке» Варшава: 1990. С. 3−4.
  120. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. М.: Образование. 1993. — 211 с.
  121. Современные проблемы исследования воспитательных систем / Под ред. H. J1. Селивановой, И. А. Скворцовой. М.: Ин-т образования и педагогики РАО, 1995. 77 с.
  122. Социально психологические основы средообразования. Тезисы конференции / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвала. Таллин, 1985. -301 с.
  123. Социологический словарь / Сост.: А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд., перераб. и доп. Минск.: Университетское, 1991. — 528 с.
  124. Л.И. Вклад России в подготовку болгарской интеллигенции в 50−70 г.г. XIX века. Кишинев, 1982. 35с.
  125. Сферы общественной жизни / Человек и общество, книга 2-М.: Изд-во МГУ, 1993. 297 с.
  126. Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. — 271 с.
  127. А.П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании Ч. П.-СПб., 1997.- С.3−27.
  128. С. Университеты Югославии и международное межуниверситетское сотрудничество // Высшее образование в Европе. 1990. № 1.-С. 10−14.
  129. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. МЛоташника и В. С. Лазарева. М.:Новая шк., 1995. 464 с.
  130. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. Учебное пособие. М.: Знание, 1990. 153 с.
  131. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 174 с.
  132. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 815 с.
  133. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Учебное пособие для институтов культуры. М.: Просвещение, 1986.- 159 с.
  134. М. Субъект и среда // Человек в социальной и физической среде: Сб. / Под ред. X. Лийметса. Таллин, 1983. С.67−68.
  135. М. Человек, среда, пространство: Исследования по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту. 1979.-161 с.
  136. . Пионеры информационной эры. / Мир ПК. 1993. № 1-С.20−21.1. 137. Хюсен Т. Образование в 2000 году: Исслед. проект / Пер. со швед.
  137. Е.М. Соколова. М.: Прогресс, 1977. 343 с.
  138. Т. Современные тенденции развития образования // Перспективы: Вопросы образования. 1983. № 1.- С.5−20
  139. З.В. Клуб как фактор индивидуализации личности: Автореф.дис. .канд. пед. наук. Л., 1990. 16 с.
  140. Р.С. Гуманитарное сотрудничество на Европейском континенте: исторический опыт и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 1. — С. 87 — 95.
  141. С.Т. Предисловие к книге «Годы исканий» // Пед. соч. М.: Изд во Акад. пед. наук РСФСР, 1964. — 476 с.
  142. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-543 с.
  143. П.Г. Очерки по истории образования. М.: КАСТАЛЬ, 1993. 154 с.
  144. У.Г. Анализ учебных программ картирование тем // Перспективы 1993. № 3. С. 84−91
  145. Этические проблемы компьютеризации. М.: Просвещение, 1990.1. С. 86.
  146. В.А. Социальное и индивидуальное в развитии и поведении личности // Диалектика общественного развития / Под ред. В. Ж. Келле, Д. А. Гущина. Л.: Знание, 1988.-244с.
  147. Е.А. Единое образовательное пространство // Нар. Образование. 1994. № 1.-С.24−27.
  148. Barker Ph. Intelligent Electronic Books. J1 of Artificial in Education. -AACE, 1998, Vol.2(l), p.7−20.
  149. Bett S.T. Little research on imagery and learning". / Electronic learning. -1988, V.8, № 1.fc 150. Bruhsco Z. The interuniversity cooperation in Europe.- Dubrovnik,-1990−9 s.
  150. Cemch L. Tendence vyvoje vysokeho skolstvi v Zapadni Evrope // Alma mater. -№ 1.- Roc. 1, 1990/91. S. 11−24.
  151. Eggert A. A. A rebuttal to «A Role for AI in Education: Using-Technology to Reshape Education». J1 of Artificial in Education. — AACE, 1990 vol 1(3).
  152. Hammond N., et al. Blocks to the effective use of information technology in higher education. Computers Educ., 1992, Vol. 18, N 1−3, pp. 155−162.
  153. Harasim L. On-line education A new domain. — New York, 1990. fc 155. Harris D. Openness and Closure In Distance Education. Lewes, 1987.
  154. Hartog R.J.M. Computer assisted learning-: from process control paradigm to information resource paradigm. J. of microcomputer applications. -Academic press, 1989, Vol.12, No.l.
  155. Higher education and new technologies. Oxford: 1989, 558 p.
  156. Huber F., Makedon F., Maurer H. Hyper COSTOC: a comprehensive computer-based teaching support system. J. of microcomputer applications. — Academic press, 1989, Vol.12, No. l, p.293−317.
  157. Hutchings G.A., Hall W. et al. Authoring and evaluation of Hypermedia, for education. / Computers Education Pergamon Press, 1992, Vol.18, No. 1−3, p.171−177.
  158. Jansen W. Dutch Open University: A learning' environment in Art History Open to Learn, Tribune, 1993.
  159. Jones A. Providing' computing' for distance learners: a strategy for home use. Computers Educ., 1992, Vol. 18, Nol-3, pp. 183−193.
  160. Kallen D. Academic exchange between Central / Eastern and Western Turope: towards a new era of cooperation. Paris, August 1990.- 41s.
  161. Keegan D. Theoretical principles of distance education. London and New York, Routledg’e, 1993.
  162. Schank R., Edelson D. A Role for Ai in Education- Using Technology Reshape Education. Jl. of Artificial Intelligence in Education, Vol. 1(2) Winter 1989/90.
  163. Self J. Theoretical Foundations for Intelligent Tutoring' Systems./ Jl of Artificial Intelligence in Education-AACE, 1990, Vol. 1(4).
  164. Siviter П., Brown K. Hypercourseware. Computers & Education -Perg-amon Press, 1992, Vol.18, No. 1−3, p. 163−170.
  165. Sidjanski D. La responsabilite de la Communaute europeenne a regard de ГЕигоре de l’Est//L'Europe enformation. 1990. — № 278. — P. 33−38.
  166. Singh R.K., Singh A. P. Trends in informatics-related service industries in selected developed a. developing' countries. Vienna: 199S.
  167. Teichler U. Vysok6skoli v Europe. expresna informacia. — Bratislava, 1990. -23 s.
  168. Thomas R. Benefits and costs of computer conferencing- in adult education. Intelligent Tutoring- Media, 1990, Vol.1, No. 2, pp.65−72.
  169. White M.A. Imag-es foster greater learning'. / Electronic learning". 1991, V. ll, № 1.
  170. White M.A. The third learning' revolution. / Electronic learning-.- 1988, V.7, N4.
Заполнить форму текущей работой