Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе II вида проводится целенаправленная работа по развитию устной коммуникации учащихся. Однако, она ограничивается, фактически, только уроками развития речичто недостаточнодля полноценного овладения' слабослышащимишкольниками необходимыми коммуникативными умениями. Вто же время оптимальные условия для совершенствования диалогической речи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
    • 1. 1. Диалог как полисодержательный феномен
    • 1. 2. Социализирующая роль диалога в процессе развития 36 ребенка
    • 1. 3. Диалогическая речь как предмет педагогического 41 воздействия (методический аспект)
    • 1. 4. Проблема диалогической речи детей с нарушенным слухом
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Характеристика участников констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Организация и проведение констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Результаты констатирующего эксперимента
  • ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Работа над диалогической речью слабослышащих учащихся 93 во внеурочной деятельности (формирующий эксперимент)
    • 3. 2. Результаты экспериментального обучения (контрольный 110 эксперимент)

Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к качеству школьного образования, к организации учебно-воспитательного процесса, которые определяют успешность социализации учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Усиление внимания к воспитанию школьников с нарушенным слухом ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей предполагает повышение уровня коммуникативного развития учащихся, значимость которого для ребенка с особыми образовательными потребностями подчеркивается целым рядом специалистов в области сурдопедагогики (P.M. Боскис, И. М. Гилевич, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, М. И: Никитина, JI.B. НикулинаК.И. Туджанова и др.). В связи с этим, формирование диалогической речи слабослышащего ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Слабослышащие подростки, учащиеся 4−7 классов, находятся в том возрастном периоде, когда активизируется их общение со слышащими окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе II вида важно проводить специальную работу, направленную на совершенствование диалогической речи учащихся, с целыоих успешной социализации в среде нормально слышащих людей. В то же время известные особенности речи слабослышащих учащихся (недостаточный объем* словарного запаса, аграмматизмы, нечеткость звукопроизношения и др.) существенно! ограничивают их коммуникативные возможности.

Значимость овладения ребенком диалогической речью состоит в следующем.

1. В диалоге наиболее существенно реализуется познавательная, активность людей и их потребность в знании (И.В. Басова, JI.M. Брагина, С. И. Поварнин и др.).

2. Умение вести диалог является важным условием умственного и личностного развития, успешной интеграции и социализации в целом (Л.И. Аксенова, Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, М. Н. Реут, Ж. Пиаже и др.).

3. Речевая готовность, понимание ребенком обращенной речи, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребенка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей (Е.В. Пархалина, Е. Г. Речицкая и др.).

В педагогике рассматриваются данные о дидактических возможностях диалога, подчеркивается, что именно общение ученика с учителем и через него со знаниями, культурой является одной из самых важных функций образования (А.К. Болотова, И. А. Костенченко, С. Ю. Курганов, Г. Д. Левин, А. В. Мудрик, Т. К. Мухина и др.).

С психологической точки зрения диалогическое общение понимается не только и не столько как обмен информацией, а как взаимодействие его участников (К.Г. Митрофанов, Л. А. Петровская, К. Роджерс, А. С. Спиваковская и др.), как процесс совместного решения мыслительной задачи (Г.М. Кучинский).

В лингвистике диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма речевого общения, сфера проявления речевой деятельности человека и шире — как форма существования языка (М.М. Бахтин, В. В. Виноградов, В. Н. Волошинов, Е. Д. Поливанов, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский и др.).

В специальной (коррекционной) педагогике и психологии также рассматриваются проблемы, выявляются особенности, намечаются пути развития диалогической речи, коммуникативного поведения детей с особыми образовательными потребностями (P.M. Боскис, Л. С. Вавина, Л.С.

Выгодский, М. Ф. Гнездилов, А. Г. Зикеев, В. Г. Петрова, и др.). В споре, в диалоге истина не только рождается, но и доводится до выраженности во внешнем слове. В связи с этим JI.C. Выгодский предполагал, что, развивая в диалоге внутреннюю речь, а, следовательно, и внешнюю устную, учащиеся смогут овладеть навыками монологической письменной и устной речи и также совершенствовать диалогическую устную речь, что, несомненно, положительно отразится на формировании коммуникативной культуры учащихся.

В современной социальной педагогике и социологии имеется ряд работ, посвященных изучению социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями и слабослышащих, в том числе (Л.И. Аксенова, Т. Г. Богданова, А. И. Ковалева, В. В. Коркунов, П. А. Крысанов, Н. Н. Малофеев, М. Н. Реут, B.C. Собкин, Л. И: Шипицына, Н. О. Ярошевич и др.). В этих трудах подчеркивается важная роль диалогической речи и коммуникативной компетенции слабослышащих детей в процессе их социализации.

В • сурдопедагогикепроблема речевого общения* детей с нарушениями слуха затрагивается, в работах P.M. Боскис, Л. А. Головчиц, A.F. Зикеева, Е. А. Малхасьян, Л. П. Носковой, Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко и др. Подчеркивается необходимость всестороннего речевого развитияи, в частности, обучения диалогической речи слабослышащих и глухих детейвыделяются различные типы диалогов, пути и средства обучения детей ведению диалога.

В работах, посвященных речевому развитию^ слабослышащих детей, отмечается^ что формирование диалогической речи осуществляется не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности. Проблема организации жизнедеятельности и коррекционно-развивающей работы с учащихся с нарушенным слухом вне класса рассматривается в целом ряде работ (А.Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, М. И. Никитина, Л. В. Никулина, Л. Г. Парамонова, Г. Н. Пенин, Е. Г. Речицкая, Э. Н. Хотеева и др.). Авторами особо подчеркивается, что процесс воспитания, наряду с обучением, предполагает обязательное формирование у ребенка с нарушенным слухом определенных коммуникативных навыков ведения диалога в соответствии с нормами и моделями социального поведения в обществе. Работа во внеурочное время создает благоприятные условия для развития у слабослышащих учащихся навыков ведения диалога, обогащения их разговорной речи различными репликами, расширения их круга общения. Однако, в современных трудах по речевому развитию слабослышащих учащихся отсутствует разработанная система совершенствования диалогической речи во внеурочной деятельности, рекомендации по развитию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочное время даются в самом общем виде.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе II вида проводится целенаправленная работа по развитию устной коммуникации учащихся. Однако, она ограничивается, фактически, только уроками развития речичто недостаточнодля полноценного овладения' слабослышащимишкольниками необходимыми коммуникативными умениями. Вто же время оптимальные условия для совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся, могут быть созданы во внеурочной деятельности, в ходе которой расширяются возможности для общения, повышения его мотивации общения, в целом обогащается разговорная речь детей. Вместе с тем в современной теории и практике сурдопедагогики отсутствует система работы по развитию диалогической речи слабослышащих учащихся^ во внеурочной деятельности. Можно сослаться" лишь на отдельные общие’методические рекомендации и указания о необходимости развития речи глухих и слабослышащих учащихся во внеурочное время (F.H-. Пенин, З. А. Пономарева, Е. Г. Речицкая и др.).

Все вышеизложенное позволяет выявить противоречия:'.

• между объективной значимостью коммуникации для успешной социализации личности и известными трудностями словесного общения, имеющимися у слабослышащих детей;

• между необходимостью использования внеурочной деятельности как оптимальной для совершенствования диалогической речи слабослышащих школьников и отсутствием соответствующей научно разработанной методической системы. Необходимость преодоления этих противоречий определила актуальность исследования.

Изложенное позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — речевое общение слабослышащих учащихся. Предмет исследования — педагогические условия формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности будет эффективным, если опираться на теоретико-методологические основы процесса формирования речи у слабослышащих детей и реализацию комплекса педагогических условий:

1) повышение качества речи слабослышащих учащихся (обогащение словарного запаса, адекватного определенной ситуации общенияправильное грамматическое оформление высказываний и др.);

2) дополнение программного содержания раздела «Развитие речи» диалогами, отражающими интересы и реальные ситуации общения слабослышащих школьников;

3) расширение практики диалогического общения слабослышащих учащихся со слышащими собеседниками;

4) включение специальных упражнений, оптимизирующих коммуникативные умения слабослышащих детей;

5) повышение мотивации общения у слабослышащих школьников;

6) развитие диалогической речи во всех видах внеурочной деятельности;

7) взаимосвязь работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочное время и на уроках русского языка, развития речи и др.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать и охарактеризовать состояние проблемы диалога в философской, лингвистической и психологической, общей и специальной педагогической литературе.

2. Выявить особенности диалогической речи слабослышащих детей младшего и среднего школьного возраста.

3. Теоретически обосновать и разработать систему формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности и апробировать ее.

4. Оценить эффективность предложенной системы формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Методологическую основу исследования составили: теоретические положения о роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик и др.), о диалоге как форме существования языка и проявления речевой деятельности человека (М.М. Бахтин, В. В. Виноградов, В. Н. Волошинов, Е. Д. Поливанов, Л.В. ЩербаЛ.П. Якубинский и др.) — данные о роли социальной среды и учебно-воспитательного процесса в жизни лиц с нарушениями в развитии (Л-И. Аксенова, Л. С. Выготский, О. А. Денисова, С. А. Зыков, М. И. Никитина, Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева, М. Н. Реут, Е. Г. Речицкая, Н. О. Ярошевич и др.) — закономерности психического развития детей с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Т. В. Розанова, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф и др.) — научные труды о формировании речи у лиц с нарушенным слухом (P.M. Боскис, Л.М.

Быкова, Е. Е. Вишневская, И. М. Гилевич, JI.A. Головчиц, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, Т. А. Зыкова, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Е. А. Малхасьян, М. И. Никитина, К. И. Туджанова и др.) — исследования в области совершенствования и модернизации системы специального образования (О.А. Денисова, JI.M. Кобрина, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин и др.).

Для достижения цели, решения задач исследования и поверки гипотезы исследования использовались следующие научные методы: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.) — общепедагогические методы (анализ личных дел учащихсяанализ общей и специальной педагогической, психологической, лингвистической и философской литературы с целью определения исходных теоретических положений по изучаемой проблемеа также анкетирование, беседаконстатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ полученных результатов и др.) — прогностически-верификационные методы (публикация, обсуждение материалов исследования на конференциях и научно-методических семинарах и др.).

Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе Орловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида, а также ГОУ «Начальная школа-детский сад I и II вида № 1635» г. Москвы. В опытно-экспериментальной работе приняли участие: слабослышащие учащиеся 4−7 классов, учителя, воспитатели и родители слабослышащих детей, студенты-дефектологи (всего 114 человек).

Работа проводилась в четыре этапа. На первом этапе исследования (2006;2007 гг.) проводилось теоретическое изучение состояния проблемы и специальной литературы по проблеме развития диалогической речи в теории и практике лингвистики, психологии, общего и специального образованиябыли определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, границы, гипотеза, методология и методика, понятийно-категориальный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы. Основными методами педагогического исследования на данном этапе являлись: историко-философский и педагогический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, теоретический анализ и синтез, изучение и анализ документов. Подготовлены материалы для публикации по проблеме исследования.

На втором этапе исследования (2007 — 2008 гг.) с опорой на имеющиеся результаты уточнялись и конкретизировались теоретические положения работы. Были разработаны методики диагностики и проведен констатирующий эксперимент с последующим анализом полученных данных. Проводились анализ, синтез, обобщение и теоретическое осмысление фактического материала исследования. Осуществлялась подготовка к публикации данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента.

На третьем этапе исследования (2008 — 2009 гг.) пополнялись и уточнялись данные по констатирующему эксперименту. Была разработана методика формирующего эксперимента с последующим его проведением, осуществлён контрольный эксперимент с последующим анализом полученных данных.

На четвертом этапе (июль 2009 — февраль 2010гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы, формулировались * психолого-педагогические рекомендации, осуществлялось литературное оформление диссертационной работы. Готовились и публиковались основные результаты проведенного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в сурдопедагогике как науке расширены представления об особенностях устной коммуникации слабослышащих школьников (недостаточно активная позиция в общении, короткие и неразвернутые реплики, замены словесных реплик на жесты и др.) — теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия развития диалогической речи у слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности (повышение качества речи слабослышащих школьников, расширение практики их диалогического общения со слышащими собеседниками, повышение мотивации общения и др.) — обосновано содержание работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся 4−7 классов во внеурочной деятельности как средства повышения уровня их устной коммуникации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• уточнены научные представления об устной коммуникации слабослышащих детей;

• выявлены особенности диалогической речи слабослышащих учащихся 47 классов;

• обоснована необходимость проведения работы по повышению качества диалогической речи слабослышащих школьников во внеурочной деятельности;

• разработана система формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Практическая значимость исследования:

• раскрыты педагогические условия, способствующие формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности;

• разработаны методические рекомендации по повышению качества диалогической речи слабослышащих школьников во внеурочной деятельности;

• создана практико-ориентированная система формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности;

• материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, при подготовке и переподготовке сурдопедагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены междисциплинарной методической базой исследованиянаучно-педагогическим опытом, накопленным в области образования слабослышащих учащихсяадекватностью методов изучения проблемы поставленным целям, задачам и логике исследованияопытно-экспериментальной проверкой гипотезысочетанием качественного и количественного анализавоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практикеличным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение материалов исследования. В процессе исследования основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на кафедре детской речи Орловского государственного университета и на кафедре сурдопедагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолоховабыли представлены и одобрены на Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва, МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Орёл, ОГУ, 2009 г.), на научно-методических конференциях молодых ученых (Орёл, ОГУ, 2008 г., 2009 г.), на презентациях лаборатории детской речи (Орёл, ОГУ, 2007;2009 гг.) — использовались в процессе преподавания дисциплин «Методика, развития речи детей с нарушениями слуха», «Методика преподавания русского языка в школе слабослышащих», «Педагогические технологии обучения и воспитания детей с нарушенным слухом» в Орловском государственном университетеотражены в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности речи слабослышащих учащихся существенно ограничивают их устную коммуникацию. Работа по развитию диалогической речи, проводимая на уроках, недостаточно продуктивна для успешного речевого взаимодействия слабослышащих детей с окружающими. Наиболее благоприятные условия для совершенствования коммуникативных умений слабослышащих учащихся создаются во внеурочной деятельности.

2. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности требует реализации комплекса педагогических условий, включающих: повышение качества речи школьниковдополнение программного содержания раздела «Развитие речи» диалогами, отражающими интересы и реальные ситуации общения детейповышение мотивации и расширение практики их общения со слышащими собеседникамивключение специальных упражнений, оптимизирующих коммуникативные умения школьниковразвитие диалогической речи учащихся во всех видах внеурочной деятельности и взаимосвязь этой работы с уроками русского языка, развитйя речи и др.

3. Педагогические условия, оптимизирующие коммуникативную деятельность слабослышащих учащихся, должны быть реализованы в системе работы по формированию их диалогической речи во внеурочной деятельности. Использование этой системы в значительной мере повышает качество устной коммуникации слабослышащих детей, в том числе со слышащими собеседниками, и в целом способствует их более успешной социализации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Текст диссертации проиллюстрирован таблицамидиаграммами, схемами.

Основные выводы исследования заключаются в следующем: 1. В исследовании выявлено состояние проблемы диалогической речи слабослышащих детей, определены ее особенности. Обнаружено, что в сурдопедагогических исследованиях крайне мало работ, в которых представлена характеристика диалогической речи слабослышащих учащихся, а также работ, в которых раскрывается методика ее развития во внеурочное время.

2. Полученный экспериментальный материал показал, что навыки ведения диалога слабослышащими школьниками недостаточны для их успешного речевого взаимодействия с окружающими, в том числе, слышащими. Слабослышащие дети в целом занимают пассивную позицию в диалоге, предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог. У них не наблюдается желания продолжить разговор на определенную тему. В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения. В ответах на вопросы собеседника школьники часто ограничиваются одним словом. В репликах-ответах слабослышащих детей в основном встречаются типовые фразы, отработанные на уроках по той или иной теме. Тематика диалогов практически не выдерживается. Большинство слабослышащих школьников имеют низкий уровень речевой коммуникации (малоактивны в общении, участвуют в нем, как правило, по инициативе других, не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь, не умеют последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуются формами речевого этикета, сопровождают или заменяют реплики диалога жестовой речью или дактилированием).

3. Разработана и апробирована система формирования диалогической речи слабослышащих учащихся 4−7 классов во внеурочной деятельности. Система базируется на дифференцированном подходе к работе со слабослышащими детьми, имеющими различные уровни речевой коммуникации. В рамках этой системы: уточнено содержание работы над диалогической речьювнесены темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детейиспользованы приемы, мотивирующие общение детейрасширена практика общения слабослышащих детей в том числе со слышащими.

4. В исследовании разработаны критерии, на основе которых оценена и подтверждена продуктивность и эффективность внедрения предложенной системы формирования общения слабослышащих учащихся 4−7 классов во внеурочной деятельности. В результате функционирования этой системы расширились возможности практической реализации речевых умений слабослышащих учащихся в процессе общения.

5. Результаты экспериментальной работы позволили определить комплекс педагогических условий формирования диалогической речи слабослышащих учащихся (повышение качества речи слабослышащих учащихсядополнение программного содержания раздела «Развитие речи» диалогами, отражающими интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детейрасширение практики их общения со слышащими собеседникамивключение специальных упражнений, оптимизирующих коммуникативные умения слабослышащих детейповышение мотивации общенияразвитие диалогической речи во всех видах внеурочной деятельностивзаимосвязь работы по совершенствованию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочное время и на уроках русского языка, развития речи и.

ДР-).

6. На основе наблюдений и выводов, сделанных в ходе экспериментального обучения, были сформулированы методические рекомендации для учителей, воспитателей по формированию навыков ведения диалога у слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Таким образом, в диссертационной работе подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования. Полученные научные результаты подтверждают правомерность положений, выносимых на защиту.

Изложенные в настоящем исследовании материалы не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение исследуемой проблемы. Диссертационное исследование позволяет обозначить перспективы дальнейшей разработки данной проблемы: дополнение количественных и качественных данных о состоянии диалогической речи слабослышащих детейразработка методов и приемов активного формирования навыков диалога (деловые игры, тренинги) — определение содержания и форм личностно-ориентированного подхода к слабослышащим учащимся в процессе формирования диалогической речиразработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию речевой коммуникации слабослышащих учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная организация учебно-воспитательного процесса способствует решению проблем воспитания социально активной личности. Проблема, поднимаемая в настоящем исследовании, показала, что работа в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях должна быть направлена не только и не столько на приобретение детьми знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию. Особенно это касается образования слабослышащих учащихся, у которых из-за снижения слуха нарушаются социальные связи.

Материалы исследования подтверждают необходимость овладения слабослышащим ребенком диалогической речью, так как в диалоге наиболее существенно реализуется познавательная активность людей и их потребность в знанииумение вести диалог является важным условием умственного личностного развития и успешной социализации в мире слышащих людей.

В современной сурдопедагогике имеется ограниченное количество данных о развитии диалогической речи слабослышащих учащихся. Нами были получены сведения, позволяющие расширить количественную и качественную характеристику диалогической речи этой категории детей. Были выявлены особенности диалогической речи слабослышащих детей, указывающие на необходимость проведения целенаправленной работы по ее совершенствованию.

Настоящее исследование продемонстрировало важность и эффективность специальной работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. Опознавание невербального поведения человека умственно-отсталыми школьниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Екатеринбург, 1998. — 19 с.
  2. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с.
  3. Активизация учебно-воспитательного процесса глухих .и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е. Г. Речицкая. М., 1997. 356с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. — 144с.
  6. Е.В. Социальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 165с.
  7. Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 165с.
  8. Н. Д. О типах диалогического стимулировании // Теория и практика лингвистического описания иноязычной разговорной речи. Учен. .зап. Горьковского пед. ин-та ин. яз., вып. 49, 1972. с. 65−70.
  9. В.Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. / Под ред. А. Ф. Понгильской. М., 1957. — 64 с.
  10. В.Н. Речевые игры в школе глухонемых детей. М., 1957.-48с.
  11. В.Н. Опыт проведения ролевых игр с учащимися первого класса: Из опыта работы по формированию речевого общения глухих детей. / Под ред. А. Ф. Понгильской.- М., 1960. с. 61−75.
  12. А. Р. К проблеме функционально- лингвистического изучения диалога // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1974. — вып. 4 — с. 67−89.
  13. А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. -М., 1971. -22с.
  14. А.Г. О видах преемственной связи между классной и внеклассной работой в школе для глухих (I-IV) классы // Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Под ред. К. А. Волковой М., 1983 — С. 7−16.
  15. И.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Изд-во «Феликс», 1999.-503с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Изд-во «Искусство», 1986.-444с.
  17. Е.З. Введение в изучение психологии умственно-отсталого ребенка: Учебно-методич. пособие. Свердловск, 1975. — 75с.
  18. B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997. -440с.
  19. Т.Г., Ярошевич Н. О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. СПб.-М., 2000.-Вып. I, — с. 23−28.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199с.
  21. JI.B., Калашикова Т. В., Святоха Н. В., Яшина Т. М. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология. 2000. — № 3. — с. 82−96.
  22. М.Б. О типах диалога в пьесе Горького «Враги» // Очерки по лексикологии, фразеологии, стилистике. Учен. зап. ЛГУ. 1956. — серия филол. наук, № 24 — с. 72−84.
  23. P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во «Советский спорт», 2004.-304с.
  24. P.M. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора // Известия АПН РСФСР. Вып. 48. М., 1953. -200с.
  25. JI.M. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV—XV вв. -М.: Высшая школа, 1977. 254с.
  26. М. Я и ты. -М.: Высшая школа, 1993. 173с.
  27. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.-Воронеж, 1999. — 288 с.
  28. В.И. К проблеме функциональной парадигмы простого предложения (о функциональной вариативности высказывания). // Сб. науч. трудов Ярослав, пед. ин-та. 1975. — вып. 147. — с. 68−79.
  29. Быкова J1.M. Развитие связной речи глухих учащихся младших классов. — М.: Педагогика, 1989.-144 с.
  30. JT.M., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. JL, 1979. — 92 с.
  31. Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. — М., 1967.-95с.
  32. Г. В. Об основных типах ответных предложений диалогической речи. // Учен. зап. Рост. пед. ин-та, Юбил. сб. — Ростов-н/Д, 1955.-с. 55−65.
  33. A.M. Модальность неместоименных общевопросительных предложений в диалогический речи (на материале современного русского языка): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1973. -23с.
  34. В.В. О художественной прозе. M.-JL, Гос. Изд-во, 1930. -132с.
  35. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1992. -135с.
  36. Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогический речи в современном русском языке: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1953.-20с.
  37. Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие речи ребёнка. -М., 1954,—131с.
  38. Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих / Под ред. А. Г. Зикеева и В. В. Тимохина. М., 1978. — 163с.
  39. К.А. Задачи, содержание работы над произношением глухих учащихся во внеклассное время // Формирование словесной речи у глухих детей (в условиях внеклассной и внешкольной работы). / Под ред. К. А. Волковой М., 1979. — с. 3−12.
  40. К.А., Попова Е. К. Кружок техники речи как форма внеклассной работы над произношением глухих учащихся //
  41. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы. М., 1983. — с. 72−78.
  42. З.М., Николаева Т. М., Сегаль Д. М., Цивьян Т. В. Жестовая коммуникация и ее место среди других систем человеческого общения // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. -М., 1962.-с. 172−180.
  43. В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода и науки о языке. Л.: Изд-во «Прибой», 1929. — 429с.
  44. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый-ребенок» / Отв. ред. А. В. Бондарко, М. Д. Войкова. СПб.: «Наука», 2006. — 456 с.
  45. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие. / Под ред. Т. Н. Пенина, З. А. Пономаревой. СПб.: КАРО, 2006. — 496с.
  46. Воспитание младших школьников с нарушением слухом / М. И. Никитина, Т. Н. Пеннин, З. А. Пономарева. СПб.: Сев.-Зап. отд-ние РАО, 1996.- 125с.
  47. Воспитательная работа в школе слабослышащих. / Сост. Никулина Л. В. -М., 1985.- 128с.
  48. Воспитательная работа в школе-интернате для глухих детей. / Под ред. С. А. Зыкова.-М., 1963.- 173с.
  49. Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. / Под ред. Г. Н. Пенина и З. А. Пономаревой. СПб., 2006. — 496 с.
  50. Г. Л. Игровая деятельность глухих детей // Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьёва. М., 1971.-е. 357−361.
  51. Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.-М., 1975.- 133с.
  52. JI.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956. — С. 39−389.
  53. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1983, Т. 5.: Основы дефектологии. -368с.
  54. JI.C. Основы дефектологии СПб.: Издательство «Лань», 2003−656с.
  55. Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2005. 135 с.
  56. Гак. В. Г. Русский язык в зеркале французского. Очерки 6, 7. Структура диалогической речи. Русский язык за рубежом. — 1971. — № 2. — с.29−36.
  57. А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.-471 с.
  58. Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения. // Дефектология. 1998. — № 3. — с. 314.
  59. Н.Е. Изучение лирики в школе для детей с недостатками слуха (2−6 классы). СПб., 2000. — 158 с.
  60. О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: Дисс.. доктора педагог, наук: 13.00.03.- М., 2007.- 489 с.
  61. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детских садов, училищ, начальныхклассов. / Дмитриев Ю. А., Газина О. М., Ерофеева Т. И., Казакова Р. Г. и др. М.: А.П.О., 1994. — 72с.
  62. Диагностика развития дошкольника (Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов вуза) / Под ред. Н. И. Бочаровой Орёл, 1999. — 64с.
  63. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. -М., 1999. 109с.
  64. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
  65. Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. 160 с.
  66. Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 2000. — 190 с.
  67. А.Г. Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих. / Под ред. А. Г. Зикеева и В. В. Тимохина. М.: Просвещение, 1978.— 112с.
  68. А.Г. Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих. / Под ред. К. Г. Коровина. М., 1988. — 87с.
  69. А.Г. Книга для учителя школы слабослышащих. / Под ред. К. Г. Коровина.-М., 1988. 120 с.
  70. А.Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся // Дефектология. М., 1975. — № 3. — с. 28−31.
  71. А.Г. Работа над речью вне класса согласно новым программам в школе слабослышащих // Дефектология. М., 1974. — № 5. — с. 44−50.
  72. А.Г. Развитие речи в системе обучения слабослышащих учащихся языку. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. -М., 1983.-39с.
  73. А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I-VI классы 2-го отделения). М.: Педагогика, 1976. — 240с.
  74. А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976. — 317с.
  75. С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формированию речевого общения. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-360 с.
  76. М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
  77. М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. 2001. № 3. — с. 35−43.
  78. Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения. // Дефектология. — 1988. — № 5. — с. 43−49.
  79. Т.С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
  80. Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей. // Дефектология. 1984. — № 6. — с. 3−7.
  81. Йотов Цветан. Диалог в общении и обучении. София: Народна просвета, 1979. — 128с.
  82. Йотов Цветан. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога (на материале современного русского языка): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1977. — 19с.
  83. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. — 496 с.
  84. Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому языку, чтению, произношению. 4.1. / Под ред. К. Г. Коровина.- М., 1995. 160с.
  85. А.И., Реут М. Н. Социализация неслышащей молодёжи. -М.: Социум, 2001. 222 с.
  86. М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. — 223 с.
  87. JI.H. Этикет: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Орел: ОГУ, 1998. — с. 88.
  88. И.В. Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса. Методическое письмо. М., 1972. — 62с.
  89. К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. — 2-е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом „ОНИКС 21 век“, 2005. — 223с.
  90. К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976. — 195с.
  91. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. -СПб., 1992.-240с.
  92. И.А. Что мешает взаимопониманию между педагогами и детьми? // Химия в школе. 1997. — № 3, С. 13−17.
  93. О.А. Младшие слабослышащие школьники как читатели. // Дефектология. 2005. № 2. — С. 9−18.
  94. П.А. Психолого-педагогические условия социализации лиц с нарушениями слуха // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Вып. П.-СПб.-М., 2001.
  95. Е.С. Культура общения и преодоление конфликта // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Д., 1970, с. 93−93.
  96. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение. 1989. — 127с.
  97. В. Стилистическая организация текста» художественной прозы // Лингвистика текста, ч. 1. М., 1974. — с. 72−79.
  98. А. В. К исследованию интонации реплик-подхватов в английской диалогической речи. // В кн.: Экспериментальная фонетика. Минск, 1972.-с. 102−109.
  99. Г. М. Диалог и мышление. Минск, Изд-во БГУ, 1983. — 190с.
  100. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999. — 592 с.
  101. А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. -М., 1963. 139 с.
  102. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 220 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
  104. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982.-№ 4.-С. 18−35.
  105. О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997. — 165с.
  106. .Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981. — 115с.
  107. А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 1−6. -М., 1970.- 143 с.
  108. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1998. -336с.
  109. А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1958.-220с.
  110. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф, дис.. .док.пед.наук. М, 1996.-74с.
  111. Е.Н. Кружки. Драматический кружок // Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С. А. Зыкова.-М., 1961.-С. 200−214.
  112. Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих детей. М., 1985.-210с.
  113. В.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. 2-е изд, испр. — М.: Просвещение, 1983. — 104с.
  114. Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Л., 1986. — 138с.
  115. М.К. Прямая речь в художественной прозе. Ростов-н/Д., 1958. -95с.
  116. М.А. Из наблюдений над синтаксическими особенностями диалогической речи: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1956. -20с.
  117. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365с.
  118. А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. — 319с.
  119. Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С 74−77.
  120. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 2004.-398 с.
  121. Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. М., 1992. — 210с.
  122. Р.С. Психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 688с.
  123. Т.В. Овладение глухими школьниками речевым общением в условиях предметно-практического обучения: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1973.- 148с.
  124. Т.В. Развитие устной диалогической речи глухих младших школьников // Вопросы сурдопедагогики: история и современность. М., 2001. — С. 65−80.
  125. М.И., Кантор В. З. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития: Моногр. — СПб., 2000. 78с.
  126. М.И., Красильшикова О. А. Развитие речи на уроках чтения.-СПб., 1997.- 171 с.
  127. М.И., Пенин Г. Н., Пономарёва З. А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб., 1996. — 125 с.
  128. JI.B. Воспитательная работа в школе слабослышащих. -М., 1985.- 130с.
  129. JI.A. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. М., 1983. — 95 с.
  130. Л.П. Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1992. -40с.
  131. М.Н. Структура диалога в современном русском языке (Вопросно-ответная форма): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. -Саратов, 1968.- 19с.
  132. Основы социально-психологической теории. / Под ред. А. А. Бадалева и А. Н. Сухова. М., 1995. — 225с.
  133. Особенности мышления и речи глухих школьников / под ред. Т. В. Розановой. М., 1985. — 84 с.
  134. Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО «Издательство ACT», 1997.-464 с.
  135. Пед агогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Педкасистого. М., 1998. -410с.14 5. Пед агогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999. — 190с.
  136. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659с.
  137. С.И. Искусство спора: о теории и практике спора. 2-е изд., исп. и доп. — ПГ «Начатки знаний». — 1923. — 128с.
  138. Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе слабослышащих на начальном этапе обучения // Сборник научных трудов. -М., 1982.-98с.
  139. А.С. Исследование форм и средств совершенствования коммуникативной практики учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1982.-222 с.
  140. В.А. Интонационно-структурные особенности диалогических единств с повторами (на материале современного английского языка): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. Киев, 1971. -20с.
  141. Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1984. — 176с.
  142. Проблемы онтолингвистики 2009: материалы международной конференции (17−19 июня 2009 г., Санкт-Петербург). — СПб.: Златоуст, 2009.-388 с.
  143. Проблемы и перспективы совершенствования образования неслышащих детей. Тамбов, 1999. — 129с.
  144. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. / Отв. ред. Е. Г. Речицкая. М., 1994. — 259с.
  145. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (сост. Зикеев А. Г., Тигранова Л. И. и др.). Изд. 2-е, испр. -М.: Просвещение, 2006. -430с.
  146. Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса (методическое письмо). М.: Просвещение, 1977. — 76с.
  147. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внеклассной работы. / Отв. ред. К. А. Волкова. М., 1983. — 380с.
  148. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
  149. Рекомендации к работе воспитателя в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М., 1976. — 72с.
  150. М.Н. Особенности социализации неслышащей молодёжи: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М., 2000. 20 с.
  151. Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988. — 61с.
  152. Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. -М., 2005. 156 с.
  153. Е.Г. Совершенствование процесса обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Л., 1990. — 108с.
  154. Е.Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М., 2000. — 192 с.
  155. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354с.
  156. А.Г., Рейнстейн А. Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослым // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М. И. Лисиной. -М., 1985.-с. 173−190.
  157. Л.И. Влияние депривации общения в раннем детстве на понимание невербального поведения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов н/Д., 1990.-С. 108−115.
  158. И.И. Повторы как средство синтаксической связи реплик в современном русском языке // Учен. зап. МГИИ, № 148, Русский язык, вып. 10. -М., 1960.-с. 28−35.
  159. И. П. Типы диалогических реплик в современном русском языке: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. -М., 1967. 19с.
  160. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. 423с.
  161. В.А., Исаев И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 2000. -450с.
  162. Н. Социология: основные проблемы и направления исследования / Социальная педагогика. Хрестоматия. М.: Аспект пресс, 1999.-336с.
  163. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса (методические рекомендации). М., 1977. — 42с.
  164. А.К. О некоторых общих вопросах диалога. — ВЯ, 1965, № 6., с.103−110.
  165. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. — 22 с.
  166. Социология. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Л. Я. Рубинной. Екатеринбург, 1999. — 290с.
  167. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Вузов. / Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2002. — 400с.
  168. Сурдопедагогика: учеб. для вузов. / Под ред. Е. Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004. — 655с.
  169. И.И. К вопросу об актуальном членении диалогического текста. // Сб. науч. трудов МГПНЯ, вып. 82, 1974. — с. 26−67.
  170. Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978. — 115с.
  171. К.И. Развитие диалогической речи слабослышащих учащихся 2-го отделения во внеклассное время // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. — 37−45.
  172. К.И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1967. -17 с.
  173. К.И. Дидактика коррекционных учреждений I и II вида: теоретический курс: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 31 600 -сурдопедагогика. М.: Прометей МПГУ, 2004. — 208с.
  174. А. А. Доминанта М. Л., 1996. — 215с.
  175. Р.П. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. — М., 2001. — 597 с.
  176. А. А. О типологии речи. // Историко-филологические исследования, т. 1. К 75-летию акад. Н. И. Конрада. — М., «Наука», 1967. -с. 92−99.
  177. Э.Н. Рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М., 1976. -38 с.
  178. Э.Н. Пути изучения воспитательной работы в I-IV классах школы для глухих детей // Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих / под ред. А. Г. Зикеева и др. М., 1981. -С. 52−61.
  179. A.JI. О порядке слов диалогической речи. // РЯШ, 1965, № 1. с. 22−27.
  180. И.Л. Грамматика в школе для слабослышащих. Оренбург, 2000.- 179с.
  181. О.П. Структура простого предложения в диалогической речи: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. Одесса, 1969. — 20с.
  182. Н.Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики-повторы. // ВЯ, 1956, № 2. с. 13−19.
  183. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-261с.
  184. Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960.-281с.
  185. А.Н. Философские основы образования. Воронеж: Воронеж, гос. агр. ун-т им. К. Д. Глинки, 1999. — 118с.
  186. Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. — 130с.
  187. Е. II. Реплики диалога как предложения. // РЯШ, 1966, № 6. с. 39−46.
  188. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.-318 с.
  189. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 203с.
  190. Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. М., 1986, с. 36−71.
  191. . Я. Опыт социально-психологического анализа диалога в условиях совместного решения задач. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971, № 1, с. 15−18.
  192. . Я. Социально-психологические проблемы диалога в процессе сотрудничества между людьми. // Психолингвистика за рубежом. М., 1972, с. 89−101.
  193. , P.W. (1997). The discovery of spoken language. A Bradford Book. The MIT Press.-NY.
  194. , P., & Quigley, S. (1990). Educathion and deaftiess. New York: Longman.
  195. , S. (1994). Language and children with hearing inpairement. In V. Reed (Ed.), An introdacthion to children with language desorders (pp. 258−289). New York: Macmillan.
Заполнить форму текущей работой