Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности
Диссертация
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе II вида проводится целенаправленная работа по развитию устной коммуникации учащихся. Однако, она ограничивается, фактически, только уроками развития речичто недостаточнодля полноценного овладения' слабослышащимишкольниками необходимыми коммуникативными умениями. Вто же время оптимальные условия для совершенствования диалогической речи… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
- 1. 1. Диалог как полисодержательный феномен
- 1. 2. Социализирующая роль диалога в процессе развития 36 ребенка
- 1. 3. Диалогическая речь как предмет педагогического 41 воздействия (методический аспект)
- 1. 4. Проблема диалогической речи детей с нарушенным слухом
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Характеристика участников констатирующего эксперимента
- 2. 2. Организация и проведение констатирующего эксперимента
- 2. 3. Результаты констатирующего эксперимента
- ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Работа над диалогической речью слабослышащих учащихся 93 во внеурочной деятельности (формирующий эксперимент)
- 3. 2. Результаты экспериментального обучения (контрольный 110 эксперимент)
Список литературы
- Агавелян М.Г. Опознавание невербального поведения человека умственно-отсталыми школьниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Екатеринбург, 1998. — 19 с.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с.
- Активизация учебно-воспитательного процесса глухих .и слабослышащих учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Е. Г. Речицкая. М., 1997. 356с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. — 144с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 165с.
- Андросова Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 165с.
- Арутюнова Н. Д. О типах диалогического стимулировании // Теория и практика лингвистического описания иноязычной разговорной речи. Учен. .зап. Горьковского пед. ин-та ин. яз., вып. 49, 1972. с. 65−70.
- Базилевская В.Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. / Под ред. А. Ф. Понгильской. М., 1957. — 64 с.
- Базилевская В.Н. Речевые игры в школе глухонемых детей. М., 1957.-48с.
- Базилевская В.Н. Опыт проведения ролевых игр с учащимися первого класса: Из опыта работы по формированию речевого общения глухих детей. / Под ред. А. Ф. Понгильской.- М., 1960. с. 61−75.
- Балаян А. Р. К проблеме функционально- лингвистического изучения диалога // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1974. — вып. 4 — с. 67−89.
- Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. -М., 1971. -22с.
- Басова А.Г. О видах преемственной связи между классной и внеклассной работой в школе для глухих (I-IV) классы // Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Под ред. К. А. Волковой М., 1983 — С. 7−16.
- Басова И.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Изд-во «Феликс», 1999.-503с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Изд-во «Искусство», 1986.-444с.
- Безрукова Е.З. Введение в изучение психологии умственно-отсталого ребенка: Учебно-методич. пособие. Свердловск, 1975. — 75с.
- Библер B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997. -440с.
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н. О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. СПб.-М., 2000.-Вып. I, — с. 23−28.
- Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199с.
- Болбат JI.B., Калашикова Т. В., Святоха Н. В., Яшина Т. М. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология. 2000. — № 3. — с. 82−96.
- Борисова М.Б. О типах диалога в пьесе Горького «Враги» // Очерки по лексикологии, фразеологии, стилистике. Учен. зап. ЛГУ. 1956. — серия филол. наук, № 24 — с. 72−84.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во «Советский спорт», 2004.-304с.
- Боскис P.M. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора // Известия АПН РСФСР. Вып. 48. М., 1953. -200с.
- Брагина JI.M. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV—XV вв. -М.: Высшая школа, 1977. 254с.
- Бубер М. Я и ты. -М.: Высшая школа, 1993. 173с.
- Будонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.-Воронеж, 1999. — 288 с.
- Бухарин В.И. К проблеме функциональной парадигмы простого предложения (о функциональной вариативности высказывания). // Сб. науч. трудов Ярослав, пед. ин-та. 1975. — вып. 147. — с. 68−79.
- Быкова J1.M. Развитие связной речи глухих учащихся младших классов. — М.: Педагогика, 1989.-144 с.
- Быкова JT.M., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глухих школьников в младших классах. JL, 1979. — 92 с.
- Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. — М., 1967.-95с.
- Валимова Г. В. Об основных типах ответных предложений диалогической речи. // Учен. зап. Рост. пед. ин-та, Юбил. сб. — Ростов-н/Д, 1955.-с. 55−65.
- Визгина A.M. Модальность неместоименных общевопросительных предложений в диалогический речи (на материале современного русского языка): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1973. -23с.
- Виноградов В.В. О художественной прозе. M.-JL, Гос. Изд-во, 1930. -132с.
- Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1992. -135с.
- Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогический речи в современном русском языке: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1953.-20с.
- Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие речи ребёнка. -М., 1954,—131с.
- Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих / Под ред. А. Г. Зикеева и В. В. Тимохина. М., 1978. — 163с.
- Волкова К.А. Задачи, содержание работы над произношением глухих учащихся во внеклассное время // Формирование словесной речи у глухих детей (в условиях внеклассной и внешкольной работы). / Под ред. К. А. Волковой М., 1979. — с. 3−12.
- Волкова К.А., Попова Е. К. Кружок техники речи как форма внеклассной работы над произношением глухих учащихся //
- Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы. М., 1983. — с. 72−78.
- Волоцкая З.М., Николаева Т. М., Сегаль Д. М., Цивьян Т. В. Жестовая коммуникация и ее место среди других систем человеческого общения // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. -М., 1962.-с. 172−180.
- Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода и науки о языке. Л.: Изд-во «Прибой», 1929. — 429с.
- Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый-ребенок» / Отв. ред. А. В. Бондарко, М. Д. Войкова. СПб.: «Наука», 2006. — 456 с.
- Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие. / Под ред. Т. Н. Пенина, З. А. Пономаревой. СПб.: КАРО, 2006. — 496с.
- Воспитание младших школьников с нарушением слухом / М. И. Никитина, Т. Н. Пеннин, З. А. Пономарева. СПб.: Сев.-Зап. отд-ние РАО, 1996.- 125с.
- Воспитательная работа в школе слабослышащих. / Сост. Никулина Л. В. -М., 1985.- 128с.
- Воспитательная работа в школе-интернате для глухих детей. / Под ред. С. А. Зыкова.-М., 1963.- 173с.
- Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. / Под ред. Г. Н. Пенина и З. А. Пономаревой. СПб., 2006. — 496 с.
- Выгодская Г. Л. Игровая деятельность глухих детей // Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьёва. М., 1971.-е. 357−361.
- Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.-М., 1975.- 133с.
- Выготский JI.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956. — С. 39−389.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1983, Т. 5.: Основы дефектологии. -368с.
- Выготский JI.C. Основы дефектологии СПб.: Издательство «Лань», 2003−656с.
- Гайдова Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2005. 135 с.
- Гак. В. Г. Русский язык в зеркале французского. Очерки 6, 7. Структура диалогической речи. Русский язык за рубежом. — 1971. — № 2. — с.29−36.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.-471 с.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения. // Дефектология. 1998. — № 3. — с. 314.
- Граш Н.Е. Изучение лирики в школе для детей с недостатками слуха (2−6 классы). СПб., 2000. — 158 с.
- Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: Дисс.. доктора педагог, наук: 13.00.03.- М., 2007.- 489 с.
- Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детских садов, училищ, начальныхклассов. / Дмитриев Ю. А., Газина О. М., Ерофеева Т. И., Казакова Р. Г. и др. М.: А.П.О., 1994. — 72с.
- Диагностика развития дошкольника (Методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов вуза) / Под ред. Н. И. Бочаровой Орёл, 1999. — 64с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. -М., 1999. 109с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. 160 с.
- Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 2000. — 190 с.
- Зикеев А.Г. Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих. / Под ред. А. Г. Зикеева и В. В. Тимохина. М.: Просвещение, 1978.— 112с.
- Зикеев А.Г. Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих. / Под ред. К. Г. Коровина. М., 1988. — 87с.
- Зикеев А.Г. Книга для учителя школы слабослышащих. / Под ред. К. Г. Коровина.-М., 1988. 120 с.
- Зикеев А.Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся // Дефектология. М., 1975. — № 3. — с. 28−31.
- Зикеев А.Г. Работа над речью вне класса согласно новым программам в школе слабослышащих // Дефектология. М., 1974. — № 5. — с. 44−50.
- Зикеев А.Г. Развитие речи в системе обучения слабослышащих учащихся языку. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. -М., 1983.-39с.
- Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I-VI классы 2-го отделения). М.: Педагогика, 1976. — 240с.
- Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976. — 317с.
- Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формированию речевого общения. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-360 с.
- Зыкова М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
- Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. 2001. № 3. — с. 35−43.
- Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения. // Дефектология. — 1988. — № 5. — с. 43−49.
- Зыкова Т.С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
- Исенина Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей. // Дефектология. 1984. — № 6. — с. 3−7.
- Йотов Цветан. Диалог в общении и обучении. София: Народна просвета, 1979. — 128с.
- Йотов Цветан. Некоторые структурно-функциональные характеристики диалога (на материале современного русского языка): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1977. — 19с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. — 496 с.
- Книга для учителя школы слабослышащих. Обучение русскому языку, чтению, произношению. 4.1. / Под ред. К. Г. Коровина.- М., 1995. 160с.
- Ковалева А.И., Реут М. Н. Социализация неслышащей молодёжи. -М.: Социум, 2001. 222 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. — 223 с.
- Колесникова JI.H. Этикет: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Орел: ОГУ, 1998. — с. 88.
- Колтуненко И.В. Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса. Методическое письмо. М., 1972. — 62с.
- Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. — 2-е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом „ОНИКС 21 век“, 2005. — 223с.
- Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976. — 195с.
- Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. -СПб., 1992.-240с.
- Костенченко И.А. Что мешает взаимопониманию между педагогами и детьми? // Химия в школе. 1997. — № 3, С. 13−17.
- Красильникова О.А. Младшие слабослышащие школьники как читатели. // Дефектология. 2005. № 2. — С. 9−18.
- Крысанов П.А. Психолого-педагогические условия социализации лиц с нарушениями слуха // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Вып. П.-СПб.-М., 2001.
- Кузьмин Е.С. Культура общения и преодоление конфликта // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Д., 1970, с. 93−93.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение. 1989. — 127с.
- Кухаренко В. Стилистическая организация текста» художественной прозы // Лингвистика текста, ч. 1. М., 1974. — с. 72−79.
- Кучер А. В. К исследованию интонации реплик-подхватов в английской диалогической речи. // В кн.: Экспериментальная фонетика. Минск, 1972.-с. 102−109.
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, Изд-во БГУ, 1983. — 190с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999. — 592 с.
- Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. -М., 1963. 139 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 220 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982.-№ 4.-С. 18−35.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997. — 165с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981. — 115с.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 1−6. -М., 1970.- 143 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1998. -336с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1958.-220с.
- Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф, дис.. .док.пед.наук. М, 1996.-74с.
- Марциновская Е.Н. Кружки. Драматический кружок // Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С. А. Зыкова.-М., 1961.-С. 200−214.
- Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих детей. М., 1985.-210с.
- Мачихина В.Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. 2-е изд, испр. — М.: Просвещение, 1983. — 104с.
- Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Л., 1986. — 138с.
- Милых М.К. Прямая речь в художественной прозе. Ростов-н/Д., 1958. -95с.
- Михлина М.А. Из наблюдений над синтаксическими особенностями диалогической речи: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. М., 1956. -20с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. — 319с.
- Мухина Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С 74−77.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 2004.-398 с.
- Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. М., 1992. — 210с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 688с.
- Нестерович Т.В. Овладение глухими школьниками речевым общением в условиях предметно-практического обучения: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1973.- 148с.
- Нестерович Т.В. Развитие устной диалогической речи глухих младших школьников // Вопросы сурдопедагогики: история и современность. М., 2001. — С. 65−80.
- Никитина М.И., Кантор В. З. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития: Моногр. — СПб., 2000. 78с.
- Никитина М.И., Красильшикова О. А. Развитие речи на уроках чтения.-СПб., 1997.- 171 с.
- Никитина М.И., Пенин Г. Н., Пономарёва З. А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб., 1996. — 125 с.
- Никулина JI.B. Воспитательная работа в школе слабослышащих. -М., 1985.- 130с.
- Новосёлов JI.A. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. М., 1983. — 95 с.
- Носкова Л.П. Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1992. -40с.
- Орлова М.Н. Структура диалога в современном русском языке (Вопросно-ответная форма): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. -Саратов, 1968.- 19с.
- Основы социально-психологической теории. / Под ред. А. А. Бадалева и А. Н. Сухова. М., 1995. — 225с.
- Особенности мышления и речи глухих школьников / под ред. Т. В. Розановой. М., 1985. — 84 с.
- Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО «Издательство ACT», 1997.-464 с.
- Пед агогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Педкасистого. М., 1998. -410с.14 5. Пед агогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999. — 190с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659с.
- Поварнин С.И. Искусство спора: о теории и практике спора. 2-е изд., исп. и доп. — ПГ «Начатки знаний». — 1923. — 128с.
- Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в школе слабослышащих на начальном этапе обучения // Сборник научных трудов. -М., 1982.-98с.
- Погребенный А.С. Исследование форм и средств совершенствования коммуникативной практики учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1982.-222 с.
- Пономарчук В.А. Интонационно-структурные особенности диалогических единств с повторами (на материале современного английского языка): Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. Киев, 1971. -20с.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1984. — 176с.
- Проблемы онтолингвистики 2009: материалы международной конференции (17−19 июня 2009 г., Санкт-Петербург). — СПб.: Златоуст, 2009.-388 с.
- Проблемы и перспективы совершенствования образования неслышащих детей. Тамбов, 1999. — 129с.
- Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. / Отв. ред. Е. Г. Речицкая. М., 1994. — 259с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (сост. Зикеев А. Г., Тигранова Л. И. и др.). Изд. 2-е, испр. -М.: Просвещение, 2006. -430с.
- Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса (методическое письмо). М.: Просвещение, 1977. — 76с.
- Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внеклассной работы. / Отв. ред. К. А. Волкова. М., 1983. — 380с.
- Рамзаева Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
- Рекомендации к работе воспитателя в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М., 1976. — 72с.
- Реут М.Н. Особенности социализации неслышащей молодёжи: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М., 2000. 20 с.
- Речицкая Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988. — 61с.
- Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. -М., 2005. 156 с.
- Речицкая Е.Г. Совершенствование процесса обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Л., 1990. — 108с.
- Речицкая Е.Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. — М., 2000. — 192 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354с.
- Рузская А.Г., Рейнстейн А. Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослым // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М. И. Лисиной. -М., 1985.-с. 173−190.
- Рюмшина Л.И. Влияние депривации общения в раннем детстве на понимание невербального поведения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов н/Д., 1990.-С. 108−115.
- Святогор И.И. Повторы как средство синтаксической связи реплик в современном русском языке // Учен. зап. МГИИ, № 148, Русский язык, вып. 10. -М., 1960.-с. 28−35.
- Святогор И. П. Типы диалогических реплик в современном русском языке: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. -М., 1967. 19с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. 423с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 2000. -450с.
- Смелзер Н. Социология: основные проблемы и направления исследования / Социальная педагогика. Хрестоматия. М.: Аспект пресс, 1999.-336с.
- Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса (методические рекомендации). М., 1977. — 42с.
- Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. — ВЯ, 1965, № 6., с.103−110.
- Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. — 22 с.
- Социология. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Л. Я. Рубинной. Екатеринбург, 1999. — 290с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Вузов. / Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2002. — 400с.
- Сурдопедагогика: учеб. для вузов. / Под ред. Е. Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004. — 655с.
- Теплицкая И.И. К вопросу об актуальном членении диалогического текста. // Сб. науч. трудов МГПНЯ, вып. 82, 1974. — с. 26−67.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978. — 115с.
- Туджанова К.И. Развитие диалогической речи слабослышащих учащихся 2-го отделения во внеклассное время // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984. — 37−45.
- Туджанова К.И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1967. -17 с.
- Туджанова К.И. Дидактика коррекционных учреждений I и II вида: теоретический курс: учеб. пособие для студентов вузов по спец. 31 600 -сурдопедагогика. М.: Прометей МПГУ, 2004. — 208с.
- Ухтомский А. А. Доминанта М. Л., 1996. — 215с.
- Фрадкина Р.П. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. — М., 2001. — 597 с.
- Холодович А. А. О типологии речи. // Историко-филологические исследования, т. 1. К 75-летию акад. Н. И. Конрада. — М., «Наука», 1967. -с. 92−99.
- Хотеева Э.Н. Рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. М., 1976. -38 с.
- Хотеева Э.Н. Пути изучения воспитательной работы в I-IV классах школы для глухих детей // Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих / под ред. А. Г. Зикеева и др. М., 1981. -С. 52−61.
- Чистякова A.JI. О порядке слов диалогической речи. // РЯШ, 1965, № 1. с. 22−27.
- Шаповал И.Л. Грамматика в школе для слабослышащих. Оренбург, 2000.- 179с.
- Шаройко О.П. Структура простого предложения в диалогической речи: Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. Одесса, 1969. — 20с.
- Шведова Н.Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики-повторы. // ВЯ, 1956, № 2. с. 13−19.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-261с.
- Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960.-281с.
- Шимина А.Н. Философские основы образования. Воронеж: Воронеж, гос. агр. ун-т им. К. Д. Глинки, 1999. — 118с.
- Шипицина Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. — 130с.
- Ширяев Е. II. Реплики диалога как предложения. // РЯШ, 1966, № 6. с. 39−46.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.-318 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 203с.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. М., 1986, с. 36−71.
- Яноушек. Я. Опыт социально-психологического анализа диалога в условиях совместного решения задач. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971, № 1, с. 15−18.
- Яноушек. Я. Социально-психологические проблемы диалога в процессе сотрудничества между людьми. // Психолингвистика за рубежом. М., 1972, с. 89−101.
- Jusczyc, P.W. (1997). The discovery of spoken language. A Bradford Book. The MIT Press.-NY.
- Paul, P., & Quigley, S. (1990). Educathion and deaftiess. New York: Longman.
- Shaw, S. (1994). Language and children with hearing inpairement. In V. Reed (Ed.), An introdacthion to children with language desorders (pp. 258−289). New York: Macmillan.