Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Элементы исследовательской деятельности учащихся при изучении лексики в 5-6 классах

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Применялись также следующие приемы и задания: 1) распределение слов по группам, 2) составление тематических таблиц, 3) соединение начала и конца пословиц для получения новой пословицы, 4) нахождение слов, используемых в переносном значении, 5) лабораторные и самостоятельные работы по работе со словарем, анализе слов и текста. Наше исследование показало, что использование на уроке русского языка… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Лингвистические и психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности учащихся при изучении лексики
    • 1. 1. Лингвистическое описание лексических понятий в научной литературе
    • 1. 2. Психологические особенности учащихся 5−6 классов
    • 1. 3. Методические приёмы организации учебной деятельности учащихся 5 — 6 классов по изучению лексики
  • Глава 2. Особенности и эффективность применения исследовательских методов при изучении лексики на уроках русского языка с
    • 2. 1. Анализ программ и учебников на предмет исследования
    • 2. 2. Отражение вопросов изучение лексики в школе в методической литературе
    • 2. 3. Поисковые задания при изучении лексики
    • 2. 4. Эффективность предложенных педагогических условий и комплекса заданий и упражнений исследовательского характера для изучения лексики на уроках русского языка
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 6

Элементы исследовательской деятельности учащихся при изучении лексики в 5-6 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применялись также следующие приемы и задания: 1) распределение слов по группам, 2) составление тематических таблиц, 3) соединение начала и конца пословиц для получения новой пословицы, 4) нахождение слов, используемых в переносном значении, 5) лабораторные и самостоятельные работы по работе со словарем, анализе слов и текста.

Проведенный затем сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностики респондентов экспериментальной и контрольной группы показал, что после проведения формирующего этапа экспериментальной работы уровень умения пользоваться словарями; сформированности навыка лексического анализа слова; владения навыком использования прямого и переносного значения слова; сформированности навыка построения целостного речевого высказывания с использованием изобразительно-выразительных средств языка в ЭГ заметно превышает аналогичные показатели в КГ. То есть благодаря поисково-исследовательским элементам ученики экспериментальной группы показали при повторной диагностике более высокий результат.

Наше исследование показало, что использование на уроке русского языка при изучении лексики заданий и упражнений, направленных на исследовательскую деятельность учащихся, повышает успешность и активность усвоения учениками лексических норм русского языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. — М., 2008. — 344 с.
  2. , А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А. Т. Арсирий. — М.: Просвещение, 2005. — 168 с.
  3. , М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в IV — VIII классах [Текст] / М. Т. Баранов // Урок русского языка на современном этапе. — М., 1998. = С. 64 — 67.
  4. , Т.Г. Компетентностный подход в обучении русскому языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/publ. — Загл. с экрана. — (дата обращения 22.02.2018).
  5. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 30 — 33.
  6. , Е.В. Реализация принципа непрерывности и преемственности образования (на примере курсов русского языка и риторики) [Текст] / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, З. И. Курцева // Начальная шк. плюс До и После. — 2010. — № 11. — С. 2−6.
  7. , В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография [Текст] / В. В. Виноградов. — М.: Наука, 1977. С. 10.
  8. , Б.С. Психология подростка [Текст] / Б. С. Волков. — М., 2005. — 322 с.
  9. , Т.В. Исследовательские методы при изучении лексики [Текст] / Т. В. Воробьева // Филологический класс. 2008. — № 3. — С. 44 — 47.
  10. , С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст] / С. Г. Воровщиков. — М.: УЦ «Перспектива», 2011. — 212 с.
  11. , Е.А. Оппозиции в текстах сказок как средство обогащения словаря ребенка [Текст] / Е. А. Гаранина, И. В. Филатова // Самар. науч. вестн. — 2013. — № 2 (3). — С. 23 — 26.
  12. , А.Г. Практическая психология для подростков и родителей [Текст] / А. Г. Грецов. — СПб.: Питер, 2006. — 322 с.
  13. , В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями [Текст] / В. Н. Зимин. — Иркутск, 2009. — 276 с.
  14. , Л.А. Формирование коммуникативных учебных действий на уроках родного языка [Электронный ресурс] / Л. А. Карамова. — Режим доступа: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-rodnogo-iazyka. — Загл. с экрана. — (дата просмотра 21. 02.2018).
  15. , Н.А. Современный русский язык. Лексикология. Теория, тренинг, контроль [Текст] / Н. А. Кузьмина. — М.: Флинта, 2012. — 376 с.
  16. , И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Вагриус, 2005. — 754 с.
  17. , М.Д. Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы [Текст] / М. Д. Матвеева // Шк. педагогика. — 2017. — № 1. — С. 74−77.
  18. , С.Е. Помощь в адаптации к средней школе [Текст] / С. Е. Матушкина // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 58 — 62.
  19. , С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности [Текст] / С. И. Мелезина. — Киров, 2006. — 298 с.
  20. , Л.С. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка / Л. С. Меликина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7−2 (18). [Электронный ресурс]. — Режим просмотра: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-russkogo-yazyka. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 20.03.2018).
  21. , В.С. Возрастная психология. Детство. Юность. Отрочество [Текст] / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — М.: Академия, 2011. — 576 с.
  22. , И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / И. М. Осмоловская. — М.: МПСИ, 2005. — 210 с.
  23. Основы методики русского языка в 4−8 классах [Текст] / под ред. А. В. Текучеваю. — М.: Просвещение, 2002. — 268 с.
  24. , Т.М. Изучение лексики по учебному комплексу [Текст] / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. — 1996. — № 4. — С. 34 — 36.
  25. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5−9 классов [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2009. — 156 с.
  26. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Л. А. Регуш. — СПб.: Питер, 2015. — 386 с.
  27. Русский язык. 5 класс [Текст]: учеб. для. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2012. — Ч. 1, 2.
  28. Русский язык. 6 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2015. — Ч. 1, 2.
  29. , А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] /А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. — 2005. — № 1. — С. 30−33.
  30. , И.А. О системных отношениях в лексике в классах гуманитарного профиля [Текст] / И. А. Салтанова // Русский язык в профильном обучении. Материалы Всерос. науч.-практич. конференции: В 2 ч. / сост. А. Д. Дейкина, О. В. Гордиенко, В. Д. Янченко. — М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2005. — Ч.1. — С.126−127.
  31. , Н.М. Совершенствование процесса обучения / [Текст] / Н. М. Скаткин. — М.: Педагогика, 2011. — 208 с.
  32. , А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / А. А. Смирнов. — М.: АПН, 1999. — 278 с.
  33. , Е.В. Когнитивный аспект детской языковой картины мира [Текст] / Е. В. Тарасенко // Концепт и культура: материалы II Междунар. науч. конф. (Кемерово, 30−31 марта 2006 г.). — Прокопьевск: Полиграф-Центр, 2006. — С. 64 — 65.
  34. , А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. — 2005. — 12 декабря. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения:22.03.2018).
  35. , С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. — М., 2000. — 288 с.
  36. , В.А. Активные методы обучения в вузе [Текст] / В. А. Шамис // Сибирск. торгово-эконом. журн. — 2011. — № 14. — С.50 — 52.
  37. Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование [Текст] / Н. М. Шанский. — М. — «Просвещение», 1995. — 376 с.
  38. , Н.Х. Возрастная психолингвистика: хрестоматия [Текст] / Н. Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2004. — 426 с.
  39. , М.Х. К вопросу о лексическом значении слова [Текст] / М. Х. Шхапацева, Л. М. Пазова // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 2. Филология и искусствоведение. — 2014. — № 3. — С. 42 — 46.
  40. , В.Д. Что и как рассказывать школьникам об ученых-лексикографах [Текст] / В. Д. Янченко // Рус. яз. в шк. 1997. № 6. — С. 27 — 28.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ