Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии
Диссертация
Реальностью современного образования является профильная дифференциация, которая предусматривает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и спецификой включенных в них тем и разделов. Выбор каждого из профилей предполагает наличие некоторого обязательного (базового) уровня знаний по тому или иному предмету, среди которых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА АНАЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
- 1. Философский и психологический аспекты понятий творчества и творческого мышления
- 2. Особенности развития творческого мышления учащихся в процессе обучения геометрии
- 3. Аналогия как метод познания и как средство развития творческого мышления учащихся в процессе обучения геометрии
- 4. Теоретическая модель развивающего обучения, обеспечивающая развитие творческого мышления у учащихся посредством метода аналогии
- Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЭЛЕМЕНТАМ СФЕРИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА АНАЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- 1. Обучение учащихся элементам сферической геометрии на основе идеи фузионизма, их роль в геометрическом образовании учащихся
- 2. Методика обучения учащихся элементам сферической геометрии посредством метода аналогии
- 3. Использование аналогии на интегрированных уроках с целью развития творческого мышления учащихся
- 4. Организация и результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Адамар Ж. Элементарная геометрия. Часть I. Планиметрия.-М.: Учпедиз, 1948.-607 с.
- Адамар Ж. Элементарная геометрия. Часть II. Стереометрия. — М.: Учпедиз, 1958.-760 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. // под ред. И. Б. Погребысского М.: Сов. радио, 1970. — 151с.
- Александров А.Д. Внутренняя геометрия выпуклых поверхностей. М.: Гостехтеоретиздат, 1948. — 263 с.
- Александров А.Д., Нецветаев Н. Ю. Геометрия М.: Наука, 1990. — 672 с.
- Александров А.Д., Вернер А. А., Рыжик В. И. Геометрия 10−11. // Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. -М.: Просвещение, 1992. -464 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. — СПб: Питер, 2001.-272 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1980.- 121 с.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981. — 352 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- П.Байдак В. А. Деятельностный подход в обучении математике в школе: Методические рекомендации для студентов физико-математических факультетов по курсу «Методика преподавания математики». — Омск: Изд-во Омского пединститута, 1990. 38 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе. / Автореферат диссер. Канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 18 с.
- БатищевГ.С. Диалектика творчества. М.: Наука, 1984. — 132с.
- Батороев К.Б. Аналогия и модели в познании. Новосибирск, Наука, 1981. -319 с.
- Беляев Е.А., Киселева Н. А., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 112 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. -М.: Книга, 1991. 445 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Книга, 1993. — 214 с.
- Берулава Г. А. Роль социально-психологических нормативов в развитии творческого мышления. // Психологические проблемы творческих способностей в условиях гуманизации образования М., 1995, С. 3−17
- Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М., 1984. — 195 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1983.- 190 с.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. — 269 с.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии, № 4, 1994.- С.69−79
- Болтянский В.Г. Аналогия общность аксиоматики // Советская педагогика. — № 1. — 1975. — С. 73−82.
- Болтянский В.Г., Глейзер Г. Д. Геометрия 7−9. Углубленный курс развивающего математического образования. М., 1998. — 165 с.
- Бондарь С.Ф. Дидактические основы применения аналогии на уроке (на материале предметов естественно-математического цикла): дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1975. — 178 с.
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976.- 143 с.
- Боровков А.А. Математическая статистика. Новосибирск- Наука- Изд-во института математики, 1997. — 772 с.
- Брунер Д. Процесс обучения. М.: Педагогика, 1962. — 264 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 95 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 192 с.
- Буземан Г. Выпуклые поверхности. // Перевод с англ. Залгаллера М.: Наука, 1964.-238 с.
- Буй Зуи Хынг Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе: дисс.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1991. -164 с.
- Буй Зуи Хынг Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -— Санкт-Петербург, 1991. — 17 с.
- Вернер А.Л., Рыжик В. И., Ходот Т. Г. Геометрия 7 // Математика, 2000, № 6.- С.13−14
- Вилькеев Д.В. О соотношении методов науки и методов школьного обучения (на примере метода объяснения)// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе: Сб. статей / Под ред. Ю. К. Бабанского и др. М.: Педагогика, 1980.- С. 40−48.
- Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия 10. М., Просвещение, 1987. -158 с.
- Воробьев Н.В. Умозаключение по аналогии. — М.: Изд-во МГУ, 1963. -26 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991 480 с.
- Галин A.JI. Личность и творчество. Психологические этюды. -Новосибирск: Новосиб. книж. изд-во., 1989. 128 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в современной психологии М., 1966.- С. 236−277
- Гальперин П.Я., Котин Н. Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии, 1982, № 5. С. 80 — 84
- Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 159 с.
- Танеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике. -Екатеринбург, 1997. 102 с.
- Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1975, Т.1, Наука оогики. 452 с.
- Геометрия. Теория и ее использование для решения задач. Учебное пособие./ под ред. Г. Н. Яковлева Минск, Изд-во «Альф», 1995. — 335 с.
- Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 335 с.
- Геометрия: Учеб. для 10−11 кл. сред. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 1992. -207 с.
- Глазман М.С. Научное и художественное мышление. М., 1973. — 199 с.
- Глейзер Г. Д. Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии. // Преподавание геометрии в 9−10 классах / Сост. З. А. Скопец, Р. А. Хабиб. М.: Просвещение, 1980, — С. 253−269.
- Голубева Э.А., Изюмова С. А., Кабардова М. К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения. // Вопросы психологии, 1991, № 2.- С. 21−26
- Горбачева Н.В. Краткий курс сферической геометрии для классов естественно-математического профиля. // Учебное пособие для учителей иучащихся классов с углубленной математической подготовкой. Омск: Изд-во ОмИПКРО, 1999. — с. 65
- Горский Д.П., Ивин А. А., Никифоров A.J1. Краткий словарь по логике. -М.: Просвещение, 1991.-208 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Григорьева Т.П., Иванова Т. А., Кузнецова Л. И., Перевощикова Е. Н. Основы технологии развивающего обучения математике. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1997. — 134 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. -239 с.
- Далингер В.А. Метод аналогии как средство обучения учащихся стереометрии: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — 67 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей в школьном курсе алгебры: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1981. -21с.
- Далингер В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии // Математика в школе. — № 6. — 1995.- С. 16−21
- Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей / ОмИПКРО Омск, 1993.-323 с.
- Далингер В.А., Костюченко Р. Ю. Предельная аналогия как эффективный метод обучения геометрии // Математика. № 3. -2000.- С. 3−9
- Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.- 157 с.
- Далингер В.А., Грибова Е. Н. Фейерверк замечательных кривых. Омск: Из-во ОмГПУ, 1998. — 87 с.
- Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация в процессе обучения математике. Омск: Изд-во ОмИПК РО, 1993. — 156с.
- Далингер В.А. Стереометрические задачи на построение. Санкт-Петербург: Тесса, 2000. — 122 с.
- Далингер В.А. Методика работы над формулировкой, доказательством и закреплением теоремы. Омск: Изд-во ИПКРО, 1995. — 196 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., Т. 1. -М.: Русский язык, 1978. 699 с.
- Дорофеев Г. В. и др. Дифференциация в обучении математике. // Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов. // Математ. в школе, № 4, 1990.- С. 15−21
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд-е. Санкт-Петербург: Питер. Ком, 1999. — 368 с.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность. // Психологический журнал, Т. 15, № 4.- С.83−93
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
- Евклид Начала Евклида. Книги VII-X / Пер. с греч. и коммент. Д.Д. Мордухай-Болтовского. При ред. участии И. Н. Веселовского. М.-Л.: Гостехтеоретиздат, 1949. — 512 с.
- Егоров И. Т. Основания геометрии. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191 с.
- Ермакова Е.С. Экспериментальное исследование гибкости мышления детей дошкольного возраста. // Психология познавательной деятельности учащихся и студентов М., 1990. — 120 с.
- Жафяров А.Ж. Аналитическая геометрия: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. 260 с.
- Жафяров А.Ж., Меднис Н. Е. Концепция и учебные планы профильного обучения в 11-летней (12-летней) школе. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.-48 с.
- Жафяров А.Ж., Абрамов А. В. Основания геометрии: конспекты лекций. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 68 с.
- Житомирский В.Т., Шеврин J1.H. Путешествие по стране геометрии. М.: МИРОС, 1999.-200 с.
- Жохов А.Л. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы: автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 1979.- 20 с.
- Жохов А.Л. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы: дисс. канд. пед. наук. М., 1978. -243 с.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьников. М.: Знание, 1982.-96 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. -М.: Новая школа, 1996. -432 с.
- Иванова Т.А. Методология научного поиска основа технологии развивающего обучения. // Матем. в школе, № 5, 1995.- С. 17−21
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
- Избранные вопросы математики. Факультативный курс. 10 класс. // Под ред. В.В. Фирсова- М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
- Извольский Н.А. Комбинационная работа. М., 1908. — 96 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Знание, 1979.-48 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.- 121 с.
- Камацу М. Многообразия геометрии. -М.: Знание, 1981. 183 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. -М.: Знание, 1994. 75 с.
- Клеев С.А., Волков С. А. Обработка результатов педагогического эксперимента. Методические рекомендации. Новосибирск: НИПКиПРО, 1997−36с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. // Вопросы философии, № 2, 1994.- С. 110−122
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977.- 110 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 2: Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М.: Просвещение, 1977.- 144 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь / Отв. ред. Д. П. Горский. М.: Наука, 1971.-656 с.
- Кондрушенко Е.М. Развитие интуиции на уроках стереометрии.// Матем. в школе, № 5, 1991.-е. 14−15
- Костюченко Р.Ю. Метод аналогии как средство реализации внутрипредметных связей при обучении стереометрии: Учебное пособие / Под ред. В. А. Далингера. Омск: Издательство ОмГПУ, 1999. — 78 с.
- Костюченко Р.Ю. Обучение учащихся предельной аналогии при реализации внутрипредметных связей школьного курса геометрии. Дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Омск, 2000, 170 с.
- КривоваВ.А. Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе (на примере изучения геометрического материала). Автореферат дис. на соиск. уч. степ. кан. пед. наук. / Моск. гос. пед. университет. М., 1999. — 16 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
- Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет.// Психологические исследования познавательных процессов личности. М.: Наука, 1983.- С.79−84
- Курвите В.Э. и др. Проблемное обучение. Таллин, 1975. — 201 с.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
- Левитас Г. Г. Введение в геометрию. М., Изд-во «Авангард», 1998. — 80 с.
- Левитас Г. Г. Фузионизм в школьной геометрии.//Матем. в школе, № 6, 1995.-С. 21
- Лезан Развитие математической инициативы. М., 1908. — 101 с.
- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей.// Сов. Педагогика, № 1, 1974.- С 18
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974. 162 с.
- Лернер И.Я. Качество знаний пути их определения и обеспечения в учебном процессе. / Результаты новых исследований в педагогике. — М.: Педагогика, 1988. — 47 с.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. В сб.: Научное творчество, под ред. Микулинского С. Р., Ярошевского М. Г. — М: Педагогика, 1969. — 79 с.
- Ликонцева В. Некоторые аспекты построения курса геометрии в развивающем обучении.// Математика, 2000, № 29.- С. 31−32
- Линдсей Г., Халл К, Томсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Лурье И.А. Профильная дифференциация при обучении математике. // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Дифференциация в обучении математике». Кутаиси: НИИ СиМО, 1989. — С. 12−14
- Майергойз Д.М. Аналогия в педагогическом процессе // Математика в школе. № 1. — 1947.- С. 60−65
- Математическая энциклопедия. / Гл. ред. И. М. Виноградов. М., 1979, Т. 2. — 1104 е.- 1985, Т. 5. — 1152 с.
- Материалы Всесоюзной научной конференции «Творчество и педагогика», секция 5 «Детство и творчество», М., 1988. 69 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. — 208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Методика преподавания математики. Общая методика.Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Составители: Колягин Ю. М. и др. М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / Составители: Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. -336 с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Сост.
- А.Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд. — М.: Посвещение, 1980. — 368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед, ин-тов по физ.-мат. спец. / Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Составители: Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин и др. М.: Просвещение, 1977. -480 с.
- Монахов В.М., Орлов В. А. и др. Дифференциация обучения в средней школе. // Сов. педагогика, № 8, 1990.- С. 42−47
- Наглядно-конструктивное изучение школьной стереометрии./ Сост. Г. П. Сенников. Горький, 1990, Ч. 1, 2. — 88 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 1 8-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Кругловой. М.: Педагогика, 1988. -192 с.
- О совершенствовании методов обучения математике. Сборник статей, сост. B.C. Крамор. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978 — 160с.
- Петухова И.А. О развитии мышления на уроках иностранного языка. // Ин. яз. в школе, № 1, 1987. С. 29−33
- Пиаже Ж. О природе креативности. // Вестник МГУ, серия 14 1996, № 3. — С. 8−16
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М., 1980. 184 с.
- Планирование обязательных результатов обучения математике/ Сост.
- B.В.Фирсов. М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7−11 кл. сред. шк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 384 с.
- Повышение эффективности обучения математике в школе. Книга для учителя. Из опыта работы, сост. Г. Д. Глейзер. М.: Пр., 1989. — 240 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1959. — 208 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. — 463 с.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967. -264 с.
- Пономарев Я.И. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.И. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Пономарев Я.И. Исследования творческого потенциала человека. // Психологический журнал 1991 — Т. 12. — С. 3−11
- Пономарев Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества./ЛПсихологический журнал, Т. 17, № 2, 1986, С.3−12
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию М., 1983. -216с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1983.1. C. 3−19.
- Преемственность в обучении математике: Пособие для учителей / Сост. А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — 239 с.
- Психологические исследования творческой деятельности. // Отв. редактор О. К. Тихомиров М., 1975. — 169 с.
- Пуанкаре А. Математическое творчество. СПб, 1909. — 155 с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. -Уфа, 1989.- 122 с.
- Розанов В.В. Три принципа образования (по поводу замечаний Д.И. Иловайского). // Сумерки просвещения М., 1990. — 303 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 Т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Бол. Рос. энцикл., 1998. — 672 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.- 147 с.
- Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы). Сборник статей, сост. С. И. Демидова, Л. О. Денищева М.: Пр., 1985. — 191 с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
- Саранцев Г. И., Лунина Л. С. Обучение методу аналогии // Математика в школе. № 4. — 1989. — С. 42−26.
- Сизова М.Н. Преемственность в формировании аналогии при обучении математике в начальных и 5−6 классах средней школы: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 19 с.
- Симонов П.В. Мозг и творчество. // Вопросы философии, № 11, 1992. -С.3−24
- Система. // Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1976.-560 с.
- Смирнова И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения. // Автореферат диссер. доктора пед. наук. М., 1995. — 38 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 1 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Аспект-пресс, 1995. — 254 с.
- Старченко А.А. Роль аналогии в познании. М.: Высшая школа, 1961. -52 с.
- Столяр А.А. Методы обучения математике: Учебное пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов. и матем. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1966. — 190 с.
- Телегина Э.Д. Психическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности и проблема ее развития в обучении. // Вопросы психологической познавательной деятельности школьников и студентов -М., 1988.-С.33−53
- Телегина Э.Д., Терехов В. А. Исследование креативности как познавательной деятельности. -М., 1979. С. 20−28
- Теплов Б.М. Ум полководца. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 270 с.
- Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. Из истории физико-математических наук. М.: Наука, 1970. — 264 с.
- Уемов А.И. Аналогия и учебный процесс // Логика и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1977. — С. 11−36.
- Уемов А.И. О достоверности выводов по аналогии // Философские вопросы современной формальной логики. М.: Наука, 1962. С. 27−42.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте. // Диссертация на соискание кандидата психологических наук М., 1994. — 181 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. б-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители :Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1998. -576 с.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.-224 с.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных задач. М.: Педагогика, 1977. — 207 с.
- Ходот Т.Г. Курс геометрии 5−6 классов в структуре непрерывного геометрического образования. // Математика, 2000, № 18. С. 11−12
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та., Москва: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
- Цукарь А .Я. Использование аналогии в преподавании математики // Математика в школе. № 4. — 1981. — С. 22−24.
- Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество. // Вестник Московского университета. Серия философии, № 6, 1992.-С.71−79
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 7−9 классы. М.:"Дрофа", 1998 — 352 с.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия. Стереометрия. Задачник 10−11 классы. Пособие для учащихся. М.: Дрофа, 1998. — 400 с.
- Шарыгин И.Ф. Математика. 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы. М., 1999. — 304 с.
- Шарыгин И.Ф., Бузиниер М. А., Гордин Р. К. и др. Информационно-поисковая система по учебным задачам. // Математика в школе. 1993, № 2, С. 12−15
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. М.: ДРОФА, 1995.- 190 с.
- Шохор-Троцкий С. И. Геометрия на задачах. М., 1908. — 108 с.
- Штульман Э.А. Специфика методического эксперимента. // Сов. Педагогика, № 3, 1986. С. 22−27
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культ.-истор. Теории JI.C. Выготского. — М.: Тривола, 1994. 167 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. // под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Эмпахер А. Сила аналогий / Перевод с польского Ф. Г. Хацянова, под ред. А. В. Шилейко. М.: Мир, 1965. — 154 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910. — 99 с.
- Эрдниев П.М. Аналогия в математике. М.: Знание, 1971. — 86 с.
- Эрдниев П.М. О технологии творческого обучения математике. //Математика в школе. № 6.-1990. — С. 35−39.
- Эрдниев П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике. М.: Учпедгиз, 1960. — 152 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1976.- 165 с.
- Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. — 295 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии, № 2, 1994. С. 64−77
- Ясиновский Э.А. Задачи, составленные по аналогии с другими задачами // Математика в школе. № 1. — 1974. — С. 56−58
- Guillford J.P. The nature of human intelligence. N. Y: Mc-Grawhill, 1967
- Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing. // Jn: R. J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N. Y: Cambridge University Press, 1988, P.43−75
- Wollach M.A., Kogan N. A new look of the creativity- intelligence distinction. J. of Personality. 1965, V.33, № 3, P. 348−369