Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода
Диссертация
Условиями эффективности формирования экологической культуры являются: а) включенность человека в гуманную деятельность по преобразованию окружающей природной средыб) место экологических проблем в системе индивидуальных материальных и духовных ценностей педагогав) разнообразие способов стимулирования экологической деятельности, в которую включается будущий учитель на этапе его подготовкиг… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Идеи системно-деятельностного подхода в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Теоретические основы системно-деятельностного подхода в экологическом воспитании
- 1. 2. Экологическое воспитание студентов как педагогическая проблема
- Глава 2. Система экологического воспитания студентов педагогического вуза
- 2. 1. Моделирование системы экологического воспитания студентов педагогического вуза
- 2. 2. Содержание экологического воспитания студентов
- Глава 3. Методика экспериментального апробирования варианта экологического воспитания
- 3. 1. Содержание и методика экспериментальной проверки предложенной системы
- 3. 2. Анализ полученных данных и
- выводы
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
- Абдуллина О.А. Педагогический мониторинг качества подготовки учителя // Преподаватель. 1998. — № 6.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Мысль, 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -303 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.-263 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. М., 1980. — Т. 1. — 232 с.
- Андреева Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы .//Советская педагогика. 1988. — № 8.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2 ч.- Казань: Изд-во КГУ, 1998. Кн. 2.-318 с.
- Андриенко Н.К. Педагогические основы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у студентов педвуза: Дис.. канд. соц. наук. Майкоп, 1996. — 187 с.
- Асадуллин P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Проблемы управления. -Уфа, 1991.
- Асадуллин Р. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров //Учитель Башкирии. 1991. — № 6. — С. 6−39.
- Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
- Афанасьев В.Г. О целостных системах //Вопросы философии. -1980.- № 6. -С. 70.
- Афонин А.В. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников. Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1989. — 16 с.
- Ахияров К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований / Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования. Уфа, 1991.
- Баранова Т.Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе (на материале 4−10-х классов): Автореф. дис. канд. псих. наук. -Киев, 1984. 18 с.
- Басов М.Я. Личность и профессия. М.- Л., — 1926. — 146 с.
- Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. (Из опыта работы школ Республики Татарстан). Дис.канд.пед.нак. Казань, 1996. — 143 с.
- Белов Г. А. Эволюция нормативной политической системы современного российского общества //Общественные науки и современность. -1996.- № 1.-С.48.
- Беляев Д. Генетика, общество, личность //Коммунист. 1987. — № 7 — С. 97.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986.-424 с.
- Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем критический обзор// Исследования общей теории систем. — М.: Прогресс, — 422 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
- Бестужев -Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М., 1987.
- Биология в школе. 1993.-№ 4, — № 5.
- Биология в школе 1994.- № 3.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1977. — 269 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Системный подход // БСЭ. 3-е изд.-М., 1976. Т. 23.
- Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание// Психология и дети.-1917.- № 1.
- Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). 4.1. Л. -М.: Книга, 1925. С. 25- РАУ, 1992. 115 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
- Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. (В условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования): Дис. канд.пед.наук. -Волгоград, 1996. 149 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
- Вартовский М. Модели: Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. -М., 1988.
- Васильева З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в подготовке учителя //Советская педагогика. — 1979. — № 1. — С.91−98.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. М., 1989.
- Вебер Э.А. Структура ценностного отношения к природе //Проблемы природоохранительного образования и воспитания /Под ред. Т. В. Васильева, Н. С. Егорова. М., 1982.
- Величковская Б. Т, Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997. 240 с.
- Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза. Казань: Таткнигоиздат. — 1975. — 160 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Вопросы воспитания: Системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой -М., 1981.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования).-Сборник научных статей /Под ред. Б. Т. Лихачева и Н. С. Дежниковой. М., 1997.-64 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч. В 6-ти т. М., 1984.-Т.2.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Габдуллин Г. Г, Шайхесламов Р. Ф. Управление системой образования в Республике Татарстан. Казань: КГУ. 1998.
- Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Автореф. дис. док. пед. наук. Казань, 2000. — 41 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд. МГУ, 1976. -150 с.
- Гершунский Б.С. Россия: обращение в будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: МО РФ, Челябинский филиал ИГО. — 1993. — 240 с.
- Гиляров A.M. Культура ниша для выживания слабейших? //Экология и жизнь. 1999. — № 1. — С. 10−12.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 1998.
- Глазачев С.Н., Ильин B.C. Целостный подход в подготовке будущего учителя //Советская педагогика. 1987. — № 5. — С. 80−84.
- Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в школе. 1996. — № 3.
- Гройсман A.JI. Личность, творчество, регуляция состояния. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. — 436 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Данилов М. А. Процесс обучения и воспитания в советской школе. М., 1960.
- Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический. //Педагогика. -1994.-№ 5.-С. 37−40.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов -на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 480 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147 с.
- Диалектика познания сложных систем /Под ред. В. С. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988.-361 с.
- Дмитриев Д.А. и др. Окружающая среда и здоровье населения Чувашской республики /Под ред. А. Д. Дмитриева. Чебоксары. Международная • академия информатизации. Чувашский госпединститут им. И. Я. Яковлева. — 1995.
- Доклад о состоянии окружающей природной среды в Стерлитама-ке в 1996 году // Стерлитамакское территориальное управление охраны окружающей среды. Стерлитамак, 1997.
- Елягина Л.Н. Воспитание экологического отношения к жизни по концепции «педагогики жизни» Т. Ф. Акбашева: Материалы конференции
- Экологическое образование: перспективы и концепции инвайронменталь-ной педагогики". — Уфа, 1995. 206 с.
- Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: (на опыте работы школ Чувашской республики). Автореф.канд.пед.наук. М., 1995. — 16 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М., 1958.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, — 1981.- 184 с.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения школьников к природе //Советская педагогика. 1983.- № 12.
- Зверев И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания //Проблемы природоохранительного образования и воспитания / Под ред. Г. В. Васильева, Н. С. Егорова. М., 1982.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения школьников к природе //Советская педагогика. 1983.- № 12.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. -1991.- № 1−6.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. -128 с.
- Зубаков В.А. Куда идем: к экокатострофе или экореволюции? Философия и общество //Научно-теоретический журнал. 1998. — № 1.
- Ибрагимова К.К., Рахимова И. И. Система экологической подготовки в педагогическом вузе. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство /Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: КПТУ, 1999. — 415 С. С. 199.
- Каган. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) -М., 1974.
- Казначеев В.П. Очерки по теории и практике экологии человека. М, 1988.
- Калинская М.В. Системный анализ как метод разработки концепции «Школа развития личности»//Межрегиональный вестник школ развития личности. :Феникс. Выпуск 5. — 1996.
- Камакин А. Молодое поколение насквозь ущербно. //Независимая газета. 1998, 3 июля.
- Каропа Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ). Минск, «Университэцкая». 1994.-212 с.
- Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1.
- Каропа Г. Н. Работа классного руководителя по экологическому воспитанию школьников // Классному руководителю.- Гомель, 1989.
- Кашлев С. С Внеучебная деятельность в процессе подготовки студентов педвуза к работе по экологическому воспитанию школьников: Ав-тореф. дис. канд. пед наук. Волгоград, 1988.- 18 с.
- Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации. Ярославль, 1992.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд. Казан, университета, 1982. — 224 с.
- Клаус Г. Кибернетика и философия: Пер. с нем. М., 1967.
- Ковалева Т. Педагогика миротворчества, социальная ответственность сотрудничество. В кн.: Приоритеты современной педагогики. Мир -Экология -Сотрудничество /Под ред. Э. С. Соколовой, сост. В. С. Митина. -М, 1993.-160 с.
- Козлова П.П. Принцип природосообразности и проблемы подготовки будущего учителя //Сб. История, культура народов Евразии. Уфа, 1992.
- Комаров В.Д. Социальная экология: Филосовские аспекты. Л., 1990.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Концепция воспитания школьников в современных условиях /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, З. А. Мальковой. -М.: Изд. НТП и MHO. 1993.- 20 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Советская педагогика. 1970. — № 9.
- Коротов В.М. Воспитательные системы педагогического проектирования //Педагогика. 1997.- № 5.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.-312 с.
- Кристя И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: теоретико-методологический аспект: Дис.. канд. соц. наук. М., 1997. — 169 с.
- Кубанцев Б.С. Природоохранная подготовка студентов как форма профессиональной подготовки будущих специалистов //Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Волгоград, 1989. -С.53−63.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989- Мир профессий: «Человек-человек», — 1987.- № 1.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. М., 1967.
- Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб: Питер Пресс, 1996. — 144 с.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. 1970.- № 10.
- Кучер Т.В. Экологическое образование и воспитание в процессе обучения географии: Методические рекомендации. М., 1985. Ч.
- Легостаева Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: (на примере изучения естественных дисциплин). Уфа, 1995. — 22 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т.-М.: Педагогика, 1983. Т. 2.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка //Советская педагогика. 1944. — N 4.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Леске М., Редлов Г., Штиллер Г., Почему имеет смысл спорить о понятиях. /Пер. с нем.- М., 1987. С. 141.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1 996 528 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-282 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981.- Т.2, N5.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии // Под ред. В.А. Барабан-щикова, Д. Н. Завалищиной и В. А. Пономаренко. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
- ПЗ. Лызь Н. А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студента технического вуза: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Таганрог, 1998. — 28 с.
- Майор Ф. Воспитание-сверхзадача: Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. Москва, 1990.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996.-52 с.
- Методологические подходы к предмету педагогики. А. С. Крупник // Педагогика 2000. № 4, с. 21−26.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.
- Миркин Б.М. Введение в общую экологию. Уфа. 1991. — 80 с.
- Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989. — 220 с.
- Мишин О.В. и др. Диагностика уровня сформированности общественно-полезной деятельности как способ психологической характеристики воспитательного процесса // Психологический журнал. Т. 11. -1990.- № 4.-
- Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Зеленый мир, 1994. № 12.
- Моисеев Н.Н. Третьего варианта нам не дано //Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — с. 100.
- Моргулис А.В. Категория деятельности человека //Философские науки. -1975. № 2.
- Мочалова Н.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования. Учебное пособие для учителей. Казань: КГПУ, 1995.
- Мочалова О. Б Методика изучения учебных способностей и умственной одаренности учащихся. Учебно-методическое пособие. Казань, 1997. 45 с.
- Мясищев В.Н., Ковалев А. Г. Психологические особенности человека. В 2-х т. Ленинград, 1957.
- Нагаева Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами. Дис. канд.пед. наук Казань, 1994. — 230 с.
- Нагаев B.C. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности: (на материале национальных школ Башкортостана). М., 1994. — 19 с.
- Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.:Высшая школа. 1989. — 102 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. -200 с.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. Курс лекций по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Казань, 1996. — 182 с.
- Николов Любен Структуры человеческой деятельности.- М., 1984.
- Новиков Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. -Л., 1979.
- Новиков Ю.В. Природа и человек. М, 1991.
- Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников. Дис.. .канд.соц.наук. М., 1996. — 144 с.
- Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С.34−44.
- Отношение школьников к природе /Под ред. И. Д. Зверева, Н. Т. Суравегиной. М., 1988.
- Оценка профессионально-значимых качеств учителя. Методическое пособие. Часть l./Под ред. Мочаловой Н. М. Казань, 1997. — 152 с.
- Панова В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Дис.канд.пед.наук. Ростов н/Д., 1996.- 147 с.
- Пайкес В.Г. Методика составления расписания занятий в образовательном учреждении. М.: РКТИ, 1997. — 18 с.
- Панфилов А.А., Сосунова И. А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования //Социально-политический журнал. 1997. -№ 6. — с.28−37.
- Панчешникова JI.M. О системном подходе в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1973.- № 4 .
- Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов /Бабанский Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. 2-е изд. М., 1988.
- Петрищева Г. В. Нравственные аспекты воспитания и образования в области экологобезопасного устойчивого развития. В сборнике статей: Философские проблемы образования /Отв. ред. Д. Т. Жовтун. М.: Изд-во РАГС, 1966.-266 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы.-М., 1989.
- Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики /Пер. с англ. B.C. Занадворова. М.: Финансы и статистика, 1982.-344 с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Попов В. Закон ментальной идентичности./НГ-сценарий. 1997. -№ 9. — с.7.
- Приказ Министерства образования России N 237 от 07.06. 93
- Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейса-хова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. — 271 с
- Программы для общеобразовательных учреждений. Экология. -М.: Просвещение, 1994.-46 с.
- Проблема здоровья участников образовательного процесса. А. Р. Найн, С. Г. Сериков //Педагогика. 1989. — № 6.
- Профредность и профпатология /Под ред. Н. А. Семашко. Санкт-Петербург, 1928.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань, 1991. 168 с.
- Психолого-педагогический словарь /Автор-составитель: В. А. Ленжериков.: Феникс, Ростов — на- Дону. 1998. — 544 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: «Россия молодая», -1994. — 367 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика.: Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление личности. -М.:Просвещение, 1994. 480 с.
- Российский стандарт школьного экологического образования. Базовый уровень /Под ред. И. Т. Суравегиной и Н. М. Черновой. М.: Институт общеобразовательно." оды/1993. — 70 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1.- М., 1993.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
- Рыбаков О.Ю. Человек экологическая проблема//Социально-политический журнал. — 1996. — № 2. — С.1 Ы5.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-т. М.: Педагогика, 1989.
- Садовский В.Н. Система //БСЭ. 3-е изд. М., 1976.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1970.-278 с.
- Светловский Н.И. Труд детей в сельском хозяйстве //Начальная школа. 1994.- № 2.
- Сенкевич В.М. Педагогические условия подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников на филологических факультетах //Педагогические принципы и условия экологического образования.- М., 1983.
- Сериков Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993.-170 с.
- Сериков Г. Н. Отбор содержания экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода. Дис. .канд. пед. наук -Екатеринбург, 1996. 175 с.
- Сидельковский А.П. Человек и природа: формирование отношений. Ставрополь, 1975. -209 с.
- Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Системный подход. Дис. .д-ра пед. наук,-Ставрополь, 1986.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Изд-во Российское пед. Агентство, 1997. — 264 с.
- Симонова JI.B. Формирование и развитие системных экологических знаний учащихся в курсе природоведения: Автореф.дис. канд. пед наук.- Л., 1987.
- Сироткин Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Учебное пособие для студентов университетов и педагогических институтов /Самарский гос. пединститут.- Самара, 1991. 243 с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
- Смирнова С.Е. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л., 1984.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986.
- Степанов Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие //Классный руководитель. -1998. № 1.
- Стерлигова Е.А. Экологическая подготовка студентов в процессе летней педагогической практики //Проблемы экологической подготовки. -Пермь, 1985.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии: Дис. .д-ра пед.наук.- М., 1986.
- Суравегина И. Т. Система экологического образования в школе.: Концепция и модель //Экология, культура, образование: Материалы к конф. М., 1989.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М., 1989.
- Тарасов JI.B. Почему «экология» и почему «диалектика»? //Школьная психология. 1997. — N2.
- Теория социальных представлений в социальной психологии. Дискуссии 80−90 х годов. — М.: ИНИОН, 1996.
- Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя (педагогическая технология академика В.М.Монахова). Волгоград-Москва-Михайловка: Перемена — 1998. -55 с.
- Труд и здоровье педагога /Под ред. И. Равкина, Я.Соколова. -М., 1926.
- Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: Кн. для учителя. М., 1988.
- Тюхтин B.C., Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1978. — 319 с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1972.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
- Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. — № 1.
- Ушинский К.Д. Собр. соч.-М.-Л: 1952, Т. II.
- Фаустова Э. Межличностные отношения в студенческой среде //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С.96−97.
- Федоров Е.К. Диалектика взаимодействия общества и природы.-М., 1984.
- Федоров В.Д., Гильманов Т. Г. Экология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
- Филонов Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система //Педагогика. 1998. — № 8. — С.35−40.
- Фрейд 3. Писхология бессознательного. М.: Проев., 1990. 447 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды.- М.: Мысль, 1986.175 с.
- Чернова Н.М., Былова A.M. Экология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологической специальности. М.: Просвещение, 1981.- 255 с.
- Шалаев И.К. Здоровье студентов прежде всего //Барнаульский вестник. 1996.- № 4.
- Шевцов А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологически основы. Екатеринбург, 1992.
- Школа радости и здоровья //Педагогический вестник.- 1995.- № 3.
- Штофер В. А. Моделирование и философия.- М., 1966.
- Щадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Щедровицкий Г. П. Исходные предпосылки и категориальные средства теории деятельности //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании.- JL, 1975.
- Экология: Учебное пособие для студентов пединститутов по биологической специальности. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
- Экология, здоровье, образ жизни. /Под ред. Файзуллина Ф. С, Крюковой А. Я. Уфа, 1997. — 148 с.
- Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. /Под ред. С. Н Глазачева, В. И. Данилова-Данильяна, Д. Ж. Марковича М.: Изд-во Горизонт, 1998. — 463 с.
- Экологическое образование перспективы и концепции инвай-ронментальной педагогики. Материалы конференции от 29−30 ноября 1995 года! Уфа., 1995.-206 с.
- Экологическое образование школьников /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
- Экологически очерки о природе и человека/Под ред. Б. Гржимека: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 623 с.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко.- М.: Педагогика, 1984. 136 с.
- Эстетическое воспитание в школе /сост. Г. А. Петрова и др. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.-182 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
- Юдин Э.Г. Деятельность и системность //Системные исследования. Ежегодник. 1976. М., 1977.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Дис. канд. пед.наук.-КГПУ, 1998. 184 с.
- Яницкий О.Н. Экологическая социология как риск рефлексия // Социологические исследования. — 1999. — № 6. С. 50 -60.
- Grassel Н. Problems und Ergabnisse der Lehrerforechung // Studienmaterial sum Studium des Padagjgischen Psichologie. Rostok, 1976.
- Green M. Existential encounters for teachers //Philosophic alternatives in education /Ed. by G. Gutch. Columbus, 1984. P. 216.
- St. Thomas Aguinas. Decemlibros ethicorum. Bk. 1, Sect. i- Summf theologiae, 11 a, 11 ae, g. 58, g. 47,11.