Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Условиями эффективности формирования экологической культуры являются: а) включенность человека в гуманную деятельность по преобразованию окружающей природной средыб) место экологических проблем в системе индивидуальных материальных и духовных ценностей педагогав) разнообразие способов стимулирования экологической деятельности, в которую включается будущий учитель на этапе его подготовкиг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Идеи системно-деятельностного подхода в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Теоретические основы системно-деятельностного подхода в экологическом воспитании
    • 1. 2. Экологическое воспитание студентов как педагогическая проблема
  • Глава 2. Система экологического воспитания студентов педагогического вуза
    • 2. 1. Моделирование системы экологического воспитания студентов педагогического вуза
    • 2. 2. Содержание экологического воспитания студентов
  • Глава 3. Методика экспериментального апробирования варианта экологического воспитания
    • 3. 1. Содержание и методика экспериментальной проверки предложенной системы
    • 3. 2. Анализ полученных данных и
  • выводы

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологически неблагоприятная обстановка значительно осложняет жизнедеятельность людей, особенно тех, кто работает в области «человек-человек». Помимо неблагоприятных природных экологических факторов, связанных с загрязнением и другими деформациями природной среды, на них воздействуют и факторы специфические, связанные с условиями их работы: обычно называемые производственными.

К ним относятся условия работы в педагогической сфере. Работники педагогической сферы испытывают на себе влияние неспецифических шумов с постоянно меняющейся тональностью, периодичностью, интенсивностью. В отличие от обычных производственных шумов, эти шумы, во-первых, являются в большинстве своем содержательными, то есть оказывают дополнительное не только шумовое, но и информационное давление, при повышении пороговых значений ведущее к очень опасной для здоровья информационной перегрузке.

Во-вторых, если обычные производственные шумы работник не только может, но и старается игнорировать, то направленные содержательные школьные шумы, напротив, требуют сосредоточения внимания, включения механизмов их дифференцирования и анализа с последующим способом реагирования, критерия оценки или целостной стратегии поведения. Все это многократно повышает интенсивность их воздействия на психику человека, усиливает временное утомление. Утомляемость, как нежелательная, побочная сторона деятельности учителя, увеличивает степень вреда для здоровья в целом.

Этот эффект наблюдается даже при простом, не отягощенном отрицательными эмоциями учебном или внеурочном общении. Когда же фон этого общения отрицательный, то его разрушительное влияние на здоровье усиливается дополнительно.

Есть и другие экологические феномены, влияющие на безопасность и здоровье человека, такие как тревожность, конфликтность, напряженность педагогического труда, повышенно агрессивное воздействие на психику педагога и обучающегося неблагоприятного климата недружественных отношений людей, которые не рассматривались сквозь призму проблемы экологического воспитания.

В психолого-педагогической науке проведено немало исследований проблемы экологического воспитания, в большинстве своем раскрывающих задачи и содержание экологического образования школьников или будущих учителей. На ранних этапах становления педагогики как науки обоснованы и развиты положения о значении общения личности с природой для его образования и воспитания, о содержании научных знаний о природе, о формировании мировоззрения в процессе изучения природы. На роль природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка указывали великие педагоги прошлого Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталоцци, А.Дистервег. А. Гумбольдт и Ж.-Ж.Руссо говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения ее облагораживающего влияния на человека.

Русские просветители В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский призывали к введению в школу обширных знаний о природе. Особое внимание уделялось их влиянию на формирование моральных качеств личности, которые определяли поведение человека в природе.

К.Д.Ушинский горячо призывал увеличить общение ребенка с природой и указывал на то, «что воспитательное влияние природы. так мало оценено в педагогике» [194, с. 56]. Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др.

Методологические принципы экологического образования рассматриваются в трудах С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, Т. В. Кучер, Г. Н. Каропы, И. М. Мамедова, В. ЛНечаева, В.М. Сенке-вич, И. Т. Суравегиной, А. Д. Урсула, С. В. Фролова.

За последние десятилетия выполнен ряд частно-методических исследований, направленных на формирование экологической культуры школьников, главным образом на материале учебных предметов (И.Т.Гайсин, Р. Я. Дыганова, Н. Н. Родзевич, Е. С. Сластенина, В. М. Сенкевич, И.Л.Мас-лов, В. И. Никольская, О. Д. Холодина, С.С.Кашлев).

Различные аспекты экологического образования школьников рассматриваются в работах З. Я. Андриевской, Н. А. Городецкой, Т. Б. Денисовой, И. И. Зарецкой, В. М. Заровного, Б. Г. Иоганзена, М. Г. Кучер, С. С. Соловьева и др.

Особое внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения личности к природе Б. Г. Иоганзеном и Н. А. Рыковым.

Природоохранительная работа учащихся, основанная на изучении природы родного края, исследуется П. В. Ивановым, А. Р. Батыршиной, Н. Э. Якубовой.

В научной литературе освещены и вопросы экологического образования и воспитания будущих учителей (С.Н.Глазачев, Б. С. Кубанцев, Н. Н. Радзевич, Е.С.Сластенина), исследован процесс подготовки учителя к экологическому воспитанию школьников (А.В.Афонин, С. С. Кашлев, Л. А. Реут, П. В. Романенко, Е.В.Яковлева).

Л.И.Новикова, В. А. Караковский, А. А. Бодалев, З. А. Малькова [91], указывают на необходимость обращения образовательных учреждений к функциям поддержки и защиты обучаемого, от которых во многом зависит успешность обучения, воспитания и развития личности. Они проводят мысль о том, что школа должна стать своеобразной защитной средой, гарантирующей безопасность и стабильность, необходимые для успешного развития личности.

Изучением ряда систем стабилизации личности и социально-психологических механизмов устранения тревожности, конфликтности занимаются В. Н. Мясищев [126], А. А. Бодалев [31], Б. В. Зейгарник [72], З. Фрейд [201], Э. Фромм [202], К. Роджерс [159], Р. Бернс [21].

Анализ трудностей педагога, классификацию ситуаций, которые характеризуют педагогические системы в действии проведены в исследованиях Н. В. Кузьминой [98]. Педагогические ситуации, являющиеся потенциально конфликтогенными, рассматриваются М. М. Рыбаковым [163].

В 80-е годы широкое распространение получили такие термины, как «экологическое образование» [68, 119], «экологическое воспитание» [67, 75, 180, 217], «экологическое образование и воспитание» [67, 152]. Некоторыми учеными предлагаются и используются другие термины, например, «ноосферное воспитание» [7].

Особое внимание в научных трудах 80-х годов уделяется использованию учеными в качестве частной научной методологии идей системного подхода [41, 61, 80, 144, 167, 173, 179].

С позиций системного подхода процесс развития личности во взаимодействии с окружающей средой рассматривают в своих работах Б. З. Вульфов, Ю. С. Манулов, С. В. Мягченков, Л. И. Новикова.

Необходимо отметить, что системный подход не выступает в ходе исследования в чистом виде, в отрыве от других онтологических принципов, идей, подходов. В этой связи И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин пишут, что «такая методологическая квалификация того или иного исследования помимо указания на его системный характер непременно должна включать в себя и другие определения» [27, с. 111]. Так, например, в психолого-педагогических исследованиях системный подход всегда дополняется идеями личностного, деятельностного, структурно-функционального и др. методологических подходов.

К настоящему времени отечественной и зарубежной педагогикой и психологией накоплен значительный объем информации о различных экологических феноменах и их влиянии на безопасность и здоровье человека.

Таким образом, проведено немало исследований в области проблем экологического воспитания, в которых рассматриваются различные аспекты этой многогранной проблемы.

Вместе с тем, формируя соответствующую систему отношений к природе, действующая система экологического воспитания недостаточно внимания уделяет такой ее составной части как человеку, рассматривая его в основном как жертву экологических катастроф.

Человек уже с раннего детства находится в жерновах двойной экологической катастрофы: ухудшающегося состояния окружающей природной среды и повышенно агрессивного воздействия на его психику неблагоприятного климата недружественных отношений людей.

Отсюда и проблема экологического воспитания в настоящее время имеет две плоскости: природную и психологическую. Второй аспект, особенно важный для людей, работающих в сфере «человек-человек», в том числе и учителей, в педагогике является наименее раскрытым, хотя в психологических и управленческих исследованиях ему уделяется немалое внимание.

Проблема комплексного рассмотрения деятельности учителя с позиций охраны его физического и психического здоровья и направленности экологического воспитания студента педагогического вуза не только на сбережение окружающей среды, но, прежде всего самого себя, почти не исследовалась.

Решение этой проблемы возможно только в условиях системно — дея-тельностного подхода. Исследование неупорядоченного в систему набора факторов, условий, положительных и отрицательных влияний не может дать достоверного знания вследствие неучтенности их взаимовлияния, которое обеспечивают системные связи.

Причину недостаточного внимания к этой проблеме мы видим в со-циоцентричности ныне устаревшей коммунистической идеологии на любви к человечеству, на фоне которой любовь к самому себе трактовалась как нечто постыдное и неприличное. Преувеличение таких моральных ценностей как самоотверженность и самоотдача, отнесение к рангу отрицательного качества себялюбия, которое отождествлялось с эгоизмом и усиленно противопоставлялось почетной самоотверженности, привело, на наш взгляд, к явному моральному перекосу: человек утратил привычку заниматься собой, своим здоровьем, бытом и любимыми делами.

С другой стороны, воспитание бережного, внимательного отношения к себе как человеку, личности, члену человеческого сообщества не должно перейти ту черту, которая отделяет разумное самоуважение и доброжелательность к себе от эгоизма, когда собственные достижения осуществляется за счет других и в ущерб другим людям.

Это возымело особенно опасные последствия там, где речь шла об учителе. Он имеет дело с ребенком, когда тот наиболее податлив на внушаемость. Не умеющий и не приученный регулировать собственное здоровье и эмоции, учитель не только не мог научить этому своих учеников, но и не ставил перед собой такую задачу. Напротив, велась массированная интенсивная обработка сознания детей, привитие им взглядов, что всякая забота о себе и внимание к своим проблемам — это проявление эгоизма.

Таким образом, практически не исследована проблема подготовки к экологической самозащите учителя, особенно к защите от непосредственного влияния неблагоприятных условий его работы. Учителю приходится иметь дело с огромным количеством взаимодействующих с ним людей. Все они отличаются по возрасту, целям вхождения в деловой или неделовой контакт с учителем, направленности, характеру, интенсивности и задаваемому ему темпу общения, собственными качествами, убеждениями, отношениями к учителю, предмету обсуждения и др.

В ряде других сфер работник имеет дело с более или менее предсказуемой ситуаций, а ситуации, содержащие весьма стрессогенный фактор неопределенности, встречаются реже и относятся к области не часто встречающихся происшествий. Поэтому работник к большинству ситуаций скоро приспосабливается: адаптируется и накапливает набор готовых шаблонов реагирования на них.

Специфика же учительской работы такова, что возможное количество ситуаций, создаваемых контактирующими с ним учениками, коллегами, управленцами, родителями, необозримо велико в силу многообразия характеристик каждого из них. Варианты ответного реагирования также невозможно предусмотреть, поскольку и сами учителя — индивидуальности с совершенно различными характеристиками, качествами, отношениями к одному и тому же факту и явлению, способами реагирования на них.

Таким образом, проблема не просто подготовки студентов педагогического вуза к осуществлению экологического воспитания школьников, но и наряду с этим подготовка его к выполнению самозащитных функций является на сегодня одной из наиболее актуальных. Ее актуальность подтверждается специфичностью и разрушительностью учительских заболеваний нервно — психического характера, нередко вызывающих и соматические болезни, неудовлетворенностью своей работой или ее результатами и др.

Возникло противоречие между все большим обострением природной экологической обстановки, степенью напряженности современного педагогического общения учителя и учащихся, сложностью новых поставленных перед школой задач и не разработанностью механизмов защиты учителя от травмирующего воздействия всей этой совокупности факторов.

Из всего вышеизложенного, следует, что в современных условиях возникла потребность в новых подходах в изучении проблемы экологического воспитания студентов педагогического вуза.

Это и определило тему нашего исследования «Экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно — деятельно-стного подхода».

Целью исследования является теоретическая разработка методики экологического воспитания студентов небиологических факультетов педагогического вуза, имеющей системное строение и обеспечивающей способность студентов правильно оценивать и нейтрализовать факторы отрицательного влияния на здоровье, связанные с его будущей профессией.

Объектом исследования является экологическое воспитание студентов педагогического вуза в аспекте их самозащиты от неблагоприятных факторов на этапе обучения и будущей профессиональной деятельности, предметом — особенности системно-деятельностного подхода к его осуществлению.

Гипотеза исследования: экологическое воспитание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода обеспечит комплексное развитие его оценочных способностей в этой области и способностей принимать оптимальные педагогические решения в неблагоприятных ситуациях, связанных со спецификой его профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Исследование специфики системно-деятельностного подхода в решении проблемы экологического воспитания студентов педагогического вуза.

2. Выявление комплекса педагогических условий экологического воспитания студентов небиологических факультетов, основанных на принципах системно-деятельностного подхода.

3. Проведение экспериментальной проверки эффективности предложенной системы в решении задач экологического воспитания студентов педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке нового подхода к решению проблемы экологического воспитания студентов, обнаружении недостаточно изученных аспектов о характере влияния на эмоциональное, психологическое, физиологическое состояние учителя различных факторов, обусловленных условиями и спецификой его профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке разносторонней методической системы экологического воспитания студентов небиологических факультетов педагогического вуза, материалов и мероприятий, которые могут быть использованы в воспитательной работе и адаптированы к специфике других вузов, готовящих специалистов по профессиям сферы «человек-человек».

Новизна исследования заключается в рассмотрении специфического аспекта экологического воспитания: подготовки студентов к реализации самозащитных функций в процессе обучения и будущей профессиональной деятельностив создании соответствующей методической системы экологического воспитания студентов небиологических факультетов педагогического вуза.

На защиту выносятся:

1. Исследование специфики системно — деятельностного подхода как средства решения экологического воспитания студентов в области развития способностей к защительным функциям личности от воздействия неблагоприятных экологических факторов.

2. Основные цели и требования к содержанию экологического воспитания будущего учителя как системе развития прогностических способностей и способностей принимать оптимальные педагогические решения в стрессогенных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

Методологической основой исследования проблемы экологического воспитания студентов педагогического вуза явились:

— концепция системного подхода к изучению и проектированию педагогических явлений;

— философская, психологическая теория деятельности;

— концепция взаимодействия человека с природой;

— концепция самореализации, самоутверждения личности в различных сферах деятельности;

— психолого-педагогические теории развития личности будущего педагога;

— теоретические положения по развитию профессиональных качеств учителя.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялся комплекс теоретических подходов и практических методов:

— теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы;

— изучение и анализ нормативно-правовых документов используемых в экологическом образовании и воспитании;

— системный анализ объекта исследования;

— изучение и анализ уровня подготовленности выпускников педагогического вуза к экологическому воспитанию школьников;

— экспериментальная работа со студентами, в ходе которой использовались методы: наблюдение, анкетирование, беседы, решение творческих задач, моделирование, тестирование, анализ контрольных работ, анализ творческих работстатистическая обработка материалов исследования.

Основные этапы исследования.

Первый этап работы (1992;1995) заключал в себе практическую деятельность в качестве методиста Стерлитамакского филиала Башкирского института повышения квалификации работников образования, на этом этапе изучался опыт учителей-практиков, исследовался круг педагогических проблем, сложившихся в экологическом воспитании школьниковизучалась психолого-педагогическая литература по теме исследования.

Второй этап (1996;1998) — дальнейшее изучение психолого-педагогической, физиологической, медицинской, философской литературы по проблеме исследования. На втором этапе была сформулирована рабочая гипотеза исследования, определены его основные методыпроведено изучение и обобщение передового педагогического опыта южного региона Республики Башкортостанподготовлено содержание программы эксперимента и констатирующих срезов, определена база экспериментальной работы.

Третий этап (1998;2000) — проведение формирующего эксперимента, в ходе которого подтвердилась гипотеза исследования. В ходе третьего этапа был обобщен и систематизирован экспериментальный и накопленный теоретический материал, сформулированы основные теоретические выводы исследования, а также проведено внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений.

Базой для осуществления экспериментальной работы явились Стерлитамакский государственный педагогический институт (филологический факультет и факультет башкирской филологии), Стерлитамакский учебно-консультационный центр Башкирского института развития образования, средние общеобразовательные школы Аургазинского и Кугарчин-ского районов, городов Салават и Стерлитамак.

Ход исследования и отдельные результаты получили отражение в следующих публикациях:

1. Этноэкологические аспекты формирования экологической культуры. Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докладов и сообщений (1−5 июня 1997 г.): В 2 — х ч. — Уфа: «Восточный университет», 1997. — 4.1. — 216 с. С. 187);

2. Экологическая культура. Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докладов и сообщений (1−5 июня 1997 г.): В 2 — х ч. — Уфа: «Восточный университет», 1997. — ч.1. — 216 с. С. 108);

3. Проблема формирования ценностных ориентаций учащихся (в соавторстве).// Ценностные ориентации в подготовке специалистов. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летнему юбилею БПТИ (29−30 сентября 1997 г.) — Уфа: БГПИ, 1997;

4. Оценка профессионально-значимых качеств учителя. Методическое пособие. Часть 1. Казань. 1997. — 152 с. (в соавторстве);

5. Личностный аспект экологического воспитания школьников.// Интенсификация учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Сборник статей. Казань. КГПУ. 1998. С.91−93;

6. Системно-деятельностный подход к воспитанию. // Современные технологии в организации учебно-воспитательного процесса в вузе и школе. Сборник материалов: В 2 ч.//Региональная научно-практическая конференция. — Стерлитамак. 1998.

7. Теоретические основы системно-деятельностного подхода в экологическом воспитании. //Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию Уфимского учительского института. — Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999. — 260 с. С. 148.

Выводы.

Проведенное теоретическое исследование позволило сформулировать определенные выводы.

Основаниями для определения содержания экологического воспитания студентов педагогического вуза являются социальный заказ общества, структура готовности будущего учителя, исходной уровень экологической образованности и воспитанности студентов. Кроме того, в качестве одного из оснований отбора содержания можно выделить характеристики экологической культуры личности, определяющая экологическим сознанием.

Важным фактором при отборе содержания экологического воспитания будущего учителя является учет индивидуальных, личностных качеств студента. При этом содержание экологического воспитания рассматривается как специфическая система.

1. Результатом реализации учебных задач курса экологии студентами должны стать: а) овладение специальной экологической терминологиейб) знание фундаментальных экологических закономерностейв) понимание места экологии в современной концепции научной картины мираг) знание основных проблем и задач экологической науки и практикид) умение принимать оптимальные экологические решения в соответствии с существующей образовательной ситуациейе) формирование навыков рационального отношения к миру и происходящим в нем событиямж) интегрирование всего перечисленного в феномен экологического сознания и мировоззрения.

2. Условиями эффективности формирования экологической культуры являются: а) включенность человека в гуманную деятельность по преобразованию окружающей природной средыб) место экологических проблем в системе индивидуальных материальных и духовных ценностей педагогав) разнообразие способов стимулирования экологической деятельности, в которую включается будущий учитель на этапе его подготовкиг) качество окружающей и природной средд) направленность личности и поведения студентов и его преподавателяе) экологическая культура семьи и других участников учебно-воспитательного процессаж) характер и эффективность деятельности государственных природоохранных органов и общественных движенийз) включенность в процесс экологического воспитания средств массовой информациии) четкость постановки целей экологического воспитанияк) значимость результата экологической деятельностил) положительный эмоциональный фон организации процесса экологического воспитаниям) включение студентов в творческий процесс путем организации научно-исследовательской работын) учет его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов студентов педагогического вуза.

Глава 3. Методика экспериментального апробирования варианта экологического воспитания.

3.1. Содержание и методика экспериментальной проверки предложенной системы.

Теоретическая часть нашего исследования определяет цели и задачи, раскрывает принципы, формы и методы организации экологического воспитания, условия его эффективности. В ней проведено моделирование экологической воспитательной системы, уточнено содержание системы экологического воспитания студентов педагогического вуза с учетом предложенной диссертантом концепции.

Системная модель экологического воспитания представляет собой совокупность моделей, дающие представление о соответствующих подсистемах, раскрывающих отдельные компоненты и функции общей модели воспитания. В свете теории системного подхода внутренние свойства данной системы специально подбираются так, чтобы обеспечить реализацию функций, определенных целевым заказом. Важнейшими из таких функций является воспитание экологически грамотного студента:

— убежденного в необходимости развития человеческой цивилизации с одной стороны, и необходимостью сохранения экологического равновесия на планете — с другой;

— способного прогнозировать экологически неблагоприятные ситуации и не допускать их, а также правильно оценивать и нейтрализовать факторы отрицательного влияния на его здоровье.

Экологическое воспитание студентов представляет собой сложную систему, включающую в себя большое количество компонентов, характеризующих большим разнообразием взаимосвязей и взаимодействиям. Она является сложной, открытой, нелинейной системой, поэтому не может ставиться вопрос о прямом замере уровней экологической воспитанности будущего учителя и степени его изменения в результате экспериментальных действий. Экспериментальное подтверждение эффективности полученных теоретических разработок предполагает постановку и решение следующей задачи: выбрать несколько наиболее значимых личностных характеристик экологической воспитанности, которые под даются более или менее точному измерению, и оценить сдвиги по каждому компоненту.

Для решения этой задачи был проведен эксперимент по формированию экологической воспитанности студентов различными содержательными средствами.

В качестве личностных характеристик, развитие которых мы предполагали проследить, качественно и количественно оценить, мы определили:

1. Способность к саморегуляции, к организации своей деятельности согласовывая ее с усилиями других, прогнозируя свои действия и анализируя результаты своей деятельности. Адекватность поведения в соответствии с различными жизненными ситуациями. Способность проявлять волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.

2. Осознанность, выражающаяся в понимании опасности нарушения равновесия в природе, необходимости разрешения противоречий в окружающей среде, гармоничности развития природы и общества. Осознание причин ухудшения экологической обстановки, необходимости поиска новых путей решения экологических задач и ориентация при этом на имеющиеся у студентов личностные склонности и потребности. Осознание необходимости защиты природной среды и самого себя от вредных воздействий окружающей среды. Осознание значимости своих поступков для состояния окружающей среды, сознательное соблюдение норм поведения в природе.

3. Действенность заключается в применении полученных экологических знаний в сфере профессиональной педагогической деятельности и в быту, в расширение своих экологических знаний, в принятии конкретных мер по решению экологических проблем, конфликтных, проблемных ситуаций с использованием полученных знаний о средствах и методах защиты окружающей среды и здоровья человека. Умение анализировать и прогнозировать результаты своих воздействий. Способность к многоаспектным подходам к решению конкретных задач. Способность предвидеть последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу и на самого себя.

4. При формировании экологической культуры студентов педагогического вуза особого внимания требует такой ее аспект, как ответственность личности, она проявляется в ответственности за принятые решения в профессиональной сфере, при различных жизненных ситуациях, поведении в природе.

Экологическая ответственность должна быть присуща каждому человеку, и в первую очередь будущим учителям, широкая разъяснительная и просветительская деятельность которых приобретает в современных условиях большое значение.

Для определения степени соответствия экологической воспитанности студентов охарактеризованным выше показателям, мы разработали трехбалльную шкалу оценки экологической воспитанности. Эта шкала предусматривает выделение трех уровней воспитанности студентов по каждому из четырех выделенных показателей (см. табл. 5).

Заключение

.

Теоретическая и практическая подготовка студентов педагогического вуза является одной из актуальнейших задач, в решении которых особое место занимает экологическое воспитание.

Экологическое воспитание и образование все больше воспринимается как целесообразная деятельность. В процессе экологического воспитания происходит становление субъекта как представителя системы «человекприрода — обществопроизводство».

Исследование научно-теоретических основ экологического образования и воспитания «а основе системно-деятельностного подхода позволяет отметить, что имеется значительный объем информации о различных экологических феноменахразработаны общие системные принципы, встречающиеся в различных системных исследованиях, а также принципы деятельностного подхода, которые могут быть использованы при конструировании модели экологического воспитания студентов педагогического вуза. Создана концепция воспитательной системы, использование которой позволяет осуществлять поиск методов обучения и воспитания, позволяющих включить личность в системную деятельность.

Однако, в настоящее время, имеется ряд аспектов проблемы экологического воспитания, которые требуют к себе пристального внимания. В частности, практически не используется системно-деятельностный подход к экологическому образованию и воспитанию, упускается из внимания психологическая составляющая проблемы экологического воспитания.

Изучение литературы по экологическому воспитанию, а также проведенный автором анализ учебно-воспитательного процесса в школах южного региона Республики Башкортостан показал, что в общей системе непрерывного экологического образования и воспитания уделяется мало внимания проблемам здоровья непосредственных участников учебно-воспитательного процесса. Не формируются умения находить педагогически верные решения в стрессовых ситуациях. Мало внимания уделяется развитию способностей к рефлексии, ценностному самоопределению, самодиагностике, психологической защите.

На основании изучения теоретического, фактического материала и на основе экспериментального апробирования варианта экологического воспитания нами решены следующие задачи:

I. Исходя из современных требований к деятельности преподавателей по воспитанию студентов нами использован системно-деятельностный подход к общей профессиональной подготовке будущих учителей на основе учета общих целей, задач, принципов и содержания экологического воспитания и учета специфики их будущей профессиональной деятельности. Системно-деятельностный подход предполагает изучение целевых, содержательных, процессуальных характеристик экологического воспитания во взаимосвязи их компонентов. Его функции заключаются в том, чтобы:

1.Обеспечить студентов педагогического вуза всем комплексом информации о положительных и отрицательных факторах влияния внешней и внутренней среды на физическое и психическое здоровье человека, об особенностях и способах сохранения окружающей природной среды, о правилах и способах здорового образа жизни, оптимальных режимах труда и питанияо механизмах и способах предупреждения стрессов, внешних и внутренних конфликтов, об управлении собой и другими.

2. Сформировать соответствующие отношения, убеждения, качества и привычки студентов, повышающих эффективность экологического воспитания.

3. Развить те компоненты интеллектуальных способностей, которые обеспечат адекватное восприятие и оценивание экологически опасных ситуаций, принятие своевременных и точных решений.

4. При организации экологического воспитания студентов на собственное саморазвитие в конкретной, значимой для него деятельности и создать для нее необходимые условия.

5. Определить и использовать возможности социальной среды в предоставлении студентам свободы выбора того экологически благоприятного вида деятельности, который соответствует его интересам, потребностям, склонностям и способностям и дает ему необходимое моральное и материальное удовлетворение.

6. Создать атмосферу, способствующую сохранению и укреплению здоровья студентов.

II. Исследована психологическая составляющая проблемы экологического воспитания, которой в отличие от природной составляющей, практически не уделяется внимания. Этот аспект, особенно важный для людей, работающих в сфере «человек-человек», в педагогике является наименее раскрытым, хотя в психологических и управленческих исследованиях ему уделяется немалое внимания. Мы рассмотрели не только педагогический, но и психологический аспект, в структуре экологического сознания личности. Его роль заключается в сохранении психологического равновесия во взаимоотношениях между людьми, создании педагогических условий в образовательных учреждениях, направленных на охрану здоровья, поддержания в ней физического, психического и нравственного здоровья.

III. Нами определен комплекс педагогических условий подготовки студентов к экологическому воспитанию. Он, наряду с общепринятыми условиями, включает и аспект развития тех умственных способностей, без которых индивид не может адекватно воспринимать и оценивать экологические проблемы. На первое место в перечне педагогических условий повышения эффективности экологического воспитания должны быть поставлены:

1. Развитие аналитического мышления и оценочных способностей студентов педагогического вуза.

2. Знание насущных экологических проблем и учет специфики современной экологической обстановки.

3. Формирование дивергентного мышления и способности гибко реагировать на изменения экологической ситуации.

4. Формирование прогностических способностей, позволяющих предупреждать возникновение экологически неблагоприятных ситуаций.

5. Реализация системно-деятельностного подхода в решении задач экологического воспитания.

IY. Изучена проблема комплексного рассмотрения деятельности учителя с позиций охраны его физического и психического здоровья и направленности экологического воспитания студента педагогического вуза не только на сбережение окружающей среды, но, прежде всего самого себя. На основе этого предложено включить в систему экологического воспитания подготовку студентов педагогического вуза к способам защиты и противостояния к действиям экологических факторов, умение предотвратить профессиональные конфликты и стрессы. Запас теоретических знаний и практических умений в области ситуации стрессов, конфликтов, педагогических ошибок и действии других социальных и экологических факторов, а также забота о собственном внутреннем мире, его психологическом равновесии, здоровье и выносливости могут служить источником самосохранения.

Y. Разработана теоретическая модель экологической воспитательной системы как объекта педагогической действительности, которая отражает необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных компонентов: педагог и студент как субъекты воспитательного процесса, цель, принципы и задачи, содержание, формы, методы, средства, характеризующие пути достижения цели, результат.

Создание нами модели экологической воспитательной системы было подчинено достижению следующих целей, таких как, моделирование структуры готовности студентов педагогического вуза к экологическому воспитанию, выявление основных компонентов экологической воспитанности и определение основных требований к профессиональной экологической образованности и воспитанности. Моделирование мы использовали как некое практическое средство поиска направлений улучшения системы экологического воспитания, повышения результативности этой работы.

Рассмотренная нами системная модель экологического воспитания представляет собой совокупность моделей, которые дают представление о соответствующих подсистемах, раскрывающих отдельные компоненты и функции общей модели воспитания. В свете теории системного подхода внутренние свойства данной системы специально подбираются так, чтобы обеспечить реализацию функций, определенных целевым заказом.

YL Исследовано содержание экологического воспитания студентов педагогического вуза. При этом особое внимание уделено следующим его компонентам: педагогическим условиям формирования экологической культуры и условиям его эффективности, а также результатам реализации учебных и воспитательных задача курса экологии.

YII. Проведено экспериментальное апробирование варианта экологического воспитания. Результаты формирующего эксперимента показали заметное различение в отношении студентов разных групп к природоохранным аспектам педагогической деятельности. У студентов, обучавшихся по экспериментальной программе, наблюдался существенный прирост экологической воспитанности, действенности, осознанности, способности к саморегуляции. Итоги проведенного исследования свидетельствуют о том, что подтверждены основные положения, гипотезы, решены поставленные задачи.

Работа не претендует на исчерпывающее решение проблемы экологического воспитания.

Экологическое воспитание студентов педагогического вуза — это многогранный, динамичный, многоступенчатый процесс, исследование которого возможно с различных позиций. Автором представлен лишь один, наименее изученный на сегодняшний день подход к анализу столь сложного явления как экологический воспитательный процесс, а именно систем-но-деятельностный. Именно этот подход, на наш взгляд, наиболее эффективен в решении насущных задач воспитания экологически ответственного человека, характерной особенностью которого является его способность предсказывать, определять заранее последствия своих действий и поведения и ослаблять их негативное влияние и на природу и на самого себя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. О.А. Педагогический мониторинг качества подготовки учителя // Преподаватель. 1998. — № 6.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Мысль, 1980.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -303 с.
  5. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.-263 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. М., 1980. — Т. 1. — 232 с.
  7. Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы .//Советская педагогика. 1988. — № 8.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2 ч.- Казань: Изд-во КГУ, 1998. Кн. 2.-318 с.
  9. Н.К. Педагогические основы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у студентов педвуза: Дис.. канд. соц. наук. Майкоп, 1996. — 187 с.
  10. P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Проблемы управления. -Уфа, 1991.
  11. Р. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров //Учитель Башкирии. 1991. — № 6. — С. 6−39.
  12. В.Г. Общество, системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  13. В.Г. О целостных системах //Вопросы философии. -1980.- № 6. -С. 70.
  14. А.В. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников. Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1989. — 16 с.
  15. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований / Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования. Уфа, 1991.
  16. Т.Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе (на материале 4−10-х классов): Автореф. дис. канд. псих. наук. -Киев, 1984. 18 с.
  17. М.Я. Личность и профессия. М.- Л., — 1926. — 146 с.
  18. А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. (Из опыта работы школ Республики Татарстан). Дис.канд.пед.нак. Казань, 1996. — 143 с.
  19. Г. А. Эволюция нормативной политической системы современного российского общества //Общественные науки и современность. -1996.- № 1.-С.48.
  20. Д. Генетика, общество, личность //Коммунист. 1987. — № 7 — С. 97.
  21. Р. Развитие Я концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986.-424 с.
  22. Л. Фон. Общая теория систем критический обзор// Исследования общей теории систем. — М.: Прогресс, — 422 с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  24. Бестужев -Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. М., 1987.
  25. Биология в школе. 1993.-№ 4, — № 5.
  26. Биология в школе 1994.- № 3.
  27. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1977. — 269 с.
  28. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход // БСЭ. 3-е изд.-М., 1976. Т. 23.
  29. П.П. Личность ребенка и воспитание// Психология и дети.-1917.- № 1.
  30. А. Всеобщая организационная наука (тектология). 4.1. Л. -М.: Книга, 1925. С. 25- РАУ, 1992. 115 с.
  31. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  32. А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. (В условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования): Дис. канд.пед.наук. -Волгоград, 1996. 149 с.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  34. М. Модели: Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. -М., 1988.
  35. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в подготовке учителя //Советская педагогика. — 1979. — № 1. — С.91−98.
  36. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. М., 1989.
  37. Э.А. Структура ценностного отношения к природе //Проблемы природоохранительного образования и воспитания /Под ред. Т. В. Васильева, Н. С. Егорова. М., 1982.
  38. Величковская Б. Т, Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997. 240 с.
  39. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза. Казань: Таткнигоиздат. — 1975. — 160 с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  41. Вопросы воспитания: Системный подход /Под ред. Л. И. Новиковой -М., 1981.
  42. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования).-Сборник научных статей /Под ред. Б. Т. Лихачева и Н. С. Дежниковой. М., 1997.-64 с.
  43. Л.С. Педология подростка //Собр. соч. В 6-ти т. М., 1984.-Т.2.
  44. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  45. Габдуллин Г. Г, Шайхесламов Р. Ф. Управление системой образования в Республике Татарстан. Казань: КГУ. 1998.
  46. И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Автореф. дис. док. пед. наук. Казань, 2000. — 41 с.
  47. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд. МГУ, 1976. -150 с.
  48. .С. Россия: обращение в будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: МО РФ, Челябинский филиал ИГО. — 1993. — 240 с.
  49. A.M. Культура ниша для выживания слабейших? //Экология и жизнь. 1999. — № 1. — С. 10−12.
  50. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 1998.
  51. С.Н., Ильин B.C. Целостный подход в подготовке будущего учителя //Советская педагогика. 1987. — № 5. — С. 80−84.
  52. В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в школе. 1996. — № 3.
  53. A.JI. Личность, творчество, регуляция состояния. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. — 436 с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  55. М. А. Процесс обучения и воспитания в советской школе. М., 1960.
  56. Н.С. Учитель как человек экологический. //Педагогика. -1994.-№ 5.-С. 37−40.
  57. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов -на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 480 с.
  58. С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147 с.
  59. Диалектика познания сложных систем /Под ред. В. С. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988.-361 с.
  60. Д.А. и др. Окружающая среда и здоровье населения Чувашской республики /Под ред. А. Д. Дмитриева. Чебоксары. Международная • академия информатизации. Чувашский госпединститут им. И. Я. Яковлева. — 1995.
  61. Доклад о состоянии окружающей природной среды в Стерлитама-ке в 1996 году // Стерлитамакское территориальное управление охраны окружающей среды. Стерлитамак, 1997.
  62. Л.Н. Воспитание экологического отношения к жизни по концепции «педагогики жизни» Т. Ф. Акбашева: Материалы конференции
  63. Экологическое образование: перспективы и концепции инвайронменталь-ной педагогики". — Уфа, 1995. 206 с.
  64. М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: (на опыте работы школ Чувашской республики). Автореф.канд.пед.наук. М., 1995. — 16 с.
  65. Н.И. Механизмы речи.- М., 1958.
  66. А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, — 1981.- 184 с.
  67. И.Д. Формирование ответственного отношения школьников к природе //Советская педагогика. 1983.- № 12.
  68. И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания //Проблемы природоохранительного образования и воспитания / Под ред. Г. В. Васильева, Н. С. Егорова. М., 1982.
  69. И.Д. Формирование ответственного отношения школьников к природе //Советская педагогика. 1983.- № 12.
  70. И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. -1991.- № 1−6.
  71. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. -128 с.
  72. В.А. Куда идем: к экокатострофе или экореволюции? Философия и общество //Научно-теоретический журнал. 1998. — № 1.
  73. К.К., Рахимова И. И. Система экологической подготовки в педагогическом вузе. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство /Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: КПТУ, 1999. — 415 С. С. 199.
  74. . М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) -М., 1974.
  75. В.П. Очерки по теории и практике экологии человека. М, 1988.
  76. М.В. Системный анализ как метод разработки концепции «Школа развития личности»//Межрегиональный вестник школ развития личности. :Феникс. Выпуск 5. — 1996.
  77. А. Молодое поколение насквозь ущербно. //Независимая газета. 1998, 3 июля.
  78. Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ). Минск, «Университэцкая». 1994.-212 с.
  79. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1.
  80. Г. Н. Работа классного руководителя по экологическому воспитанию школьников // Классному руководителю.- Гомель, 1989.
  81. Кашлев С. С Внеучебная деятельность в процессе подготовки студентов педвуза к работе по экологическому воспитанию школьников: Ав-тореф. дис. канд. пед наук. Волгоград, 1988.- 18 с.
  82. М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации. Ярославль, 1992.
  83. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд. Казан, университета, 1982. — 224 с.
  84. Г. Кибернетика и философия: Пер. с нем. М., 1967.
  85. Т. Педагогика миротворчества, социальная ответственность сотрудничество. В кн.: Приоритеты современной педагогики. Мир -Экология -Сотрудничество /Под ред. Э. С. Соколовой, сост. В. С. Митина. -М, 1993.-160 с.
  86. П.П. Принцип природосообразности и проблемы подготовки будущего учителя //Сб. История, культура народов Евразии. Уфа, 1992.
  87. В.Д. Социальная экология: Филосовские аспекты. Л., 1990.
  88. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  89. Концепция воспитания школьников в современных условиях /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, З. А. Мальковой. -М.: Изд. НТП и MHO. 1993.- 20 с.
  90. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Советская педагогика. 1970. — № 9.
  91. В.М. Воспитательные системы педагогического проектирования //Педагогика. 1997.- № 5.
  92. А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.-312 с.
  93. И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: теоретико-методологический аспект: Дис.. канд. соц. наук. М., 1997. — 169 с.
  94. .С. Природоохранная подготовка студентов как форма профессиональной подготовки будущих специалистов //Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Волгоград, 1989. -С.53−63.
  95. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989- Мир профессий: «Человек-человек», — 1987.- № 1.
  96. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. М., 1967.
  97. В. Ваш психологический портрет. СПб: Питер Пресс, 1996. — 144 с.
  98. А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. 1970.- № 10.
  99. Т.В. Экологическое образование и воспитание в процессе обучения географии: Методические рекомендации. М., 1985. Ч.
  100. Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: (на примере изучения естественных дисциплин). Уфа, 1995. — 22 с.
  101. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
  102. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  103. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т.-М.: Педагогика, 1983. Т. 2.
  104. А.Н. К теории развития психики ребенка //Советская педагогика. 1944. — N 4.
  105. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  106. М., Редлов Г., Штиллер Г., Почему имеет смысл спорить о понятиях. /Пер. с нем.- М., 1987. С. 141.
  107. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1 996 528 с.
  108. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  109. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981.- Т.2, N5.
  110. .Ф. Системность в психологии // Под ред. В.А. Барабан-щикова, Д. Н. Завалищиной и В. А. Пономаренко. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  111. ПЗ. Лызь Н. А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студента технического вуза: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Таганрог, 1998. — 28 с.
  112. Ф. Воспитание-сверхзадача: Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. Москва, 1990.
  113. Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996.-52 с.
  114. Методологические подходы к предмету педагогики. А. С. Крупник // Педагогика 2000. № 4, с. 21−26.
  115. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.
  116. .М. Введение в общую экологию. Уфа. 1991. — 80 с.
  117. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989. — 220 с.
  118. О.В. и др. Диагностика уровня сформированности общественно-полезной деятельности как способ психологической характеристики воспитательного процесса // Психологический журнал. Т. 11. -1990.- № 4.-
  119. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Зеленый мир, 1994. № 12.
  120. Н.Н. Третьего варианта нам не дано //Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — с. 100.
  121. А.В. Категория деятельности человека //Философские науки. -1975. № 2.
  122. Н.М. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования. Учебное пособие для учителей. Казань: КГПУ, 1995.
  123. Мочалова О. Б Методика изучения учебных способностей и умственной одаренности учащихся. Учебно-методическое пособие. Казань, 1997. 45 с.
  124. В.Н., Ковалев А. Г. Психологические особенности человека. В 2-х т. Ленинград, 1957.
  125. Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами. Дис. канд.пед. наук Казань, 1994. — 230 с.
  126. B.C. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности: (на материале национальных школ Башкортостана). М., 1994. — 19 с.
  127. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.:Высшая школа. 1989. — 102 с.
  128. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. -200 с.
  129. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. Курс лекций по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Казань, 1996. — 182 с.
  130. Николов Любен Структуры человеческой деятельности.- М., 1984.
  131. Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. -Л., 1979.
  132. Ю.В. Природа и человек. М, 1991.
  133. .А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников. Дис.. .канд.соц.наук. М., 1996. — 144 с.
  134. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С.34−44.
  135. Отношение школьников к природе /Под ред. И. Д. Зверева, Н. Т. Суравегиной. М., 1988.
  136. Оценка профессионально-значимых качеств учителя. Методическое пособие. Часть l./Под ред. Мочаловой Н. М. Казань, 1997. — 152 с.
  137. В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Дис.канд.пед.наук. Ростов н/Д., 1996.- 147 с.
  138. В.Г. Методика составления расписания занятий в образовательном учреждении. М.: РКТИ, 1997. — 18 с.
  139. А.А., Сосунова И. А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования //Социально-политический журнал. 1997. -№ 6. — с.28−37.
  140. JI.M. О системном подходе в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1973.- № 4 .
  141. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов /Бабанский Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. 2-е изд. М., 1988.
  142. Г. В. Нравственные аспекты воспитания и образования в области экологобезопасного устойчивого развития. В сборнике статей: Философские проблемы образования /Отв. ред. Д. Т. Жовтун. М.: Изд-во РАГС, 1966.-266 с.
  143. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  144. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы.-М., 1989.
  145. Дж. Справочник по вычислительным методам статистики /Пер. с англ. B.C. Занадворова. М.: Финансы и статистика, 1982.-344 с.
  146. С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  147. В. Закон ментальной идентичности./НГ-сценарий. 1997. -№ 9. — с.7.
  148. Приказ Министерства образования России N 237 от 07.06. 93
  149. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейса-хова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. — 271 с
  150. Программы для общеобразовательных учреждений. Экология. -М.: Просвещение, 1994.-46 с.
  151. Проблема здоровья участников образовательного процесса. А. Р. Найн, С. Г. Сериков //Педагогика. 1989. — № 6.
  152. Профредность и профпатология /Под ред. Н. А. Семашко. Санкт-Петербург, 1928.
  153. А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань, 1991. 168 с.
  154. Психолого-педагогический словарь /Автор-составитель: В. А. Ленжериков.: Феникс, Ростов — на- Дону. 1998. — 544 с.
  155. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: «Россия молодая», -1994. — 367 с.
  156. Е.И. Личность учителя: теория и практика.: Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  157. К. Взгляд на психотерапию. Становление личности. -М.:Просвещение, 1994. 480 с.
  158. Российский стандарт школьного экологического образования. Базовый уровень /Под ред. И. Т. Суравегиной и Н. М. Черновой. М.: Институт общеобразовательно." оды/1993. — 70 с.
  159. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1.- М., 1993.
  160. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  161. О.Ю. Человек экологическая проблема//Социально-политический журнал. — 1996. — № 2. — С.1 Ы5.
  162. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  163. С.Л. Основы общей психологии: В 2-т. М.: Педагогика, 1989.
  164. В.Н. Система //БСЭ. 3-е изд. М., 1976.
  165. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1970.-278 с.
  166. Н.И. Труд детей в сельском хозяйстве //Начальная школа. 1994.- № 2.
  167. В.М. Педагогические условия подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников на филологических факультетах //Педагогические принципы и условия экологического образования.- М., 1983.
  168. Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993.-170 с.
  169. Г. Н. Отбор содержания экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода. Дис. .канд. пед. наук -Екатеринбург, 1996. 175 с.
  170. А.П. Человек и природа: формирование отношений. Ставрополь, 1975. -209 с.
  171. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Системный подход. Дис. .д-ра пед. наук,-Ставрополь, 1986.
  172. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. 2-е изд., исправ. и доп. — М.: Изд-во Российское пед. Агентство, 1997. — 264 с.
  173. JI.B. Формирование и развитие системных экологических знаний учащихся в курсе природоведения: Автореф.дис. канд. пед наук.- Л., 1987.
  174. Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Учебное пособие для студентов университетов и педагогических институтов /Самарский гос. пединститут.- Самара, 1991. 243 с.
  175. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  176. С.Е. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л., 1984.
  177. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986.
  178. Е.Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие //Классный руководитель. -1998. № 1.
  179. Е.А. Экологическая подготовка студентов в процессе летней педагогической практики //Проблемы экологической подготовки. -Пермь, 1985.
  180. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии: Дис. .д-ра пед.наук.- М., 1986.
  181. И. Т. Система экологического образования в школе.: Концепция и модель //Экология, культура, образование: Материалы к конф. М., 1989.
  182. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М., 1989.
  183. JI.B. Почему «экология» и почему «диалектика»? //Школьная психология. 1997. — N2.
  184. Теория социальных представлений в социальной психологии. Дискуссии 80−90 х годов. — М.: ИНИОН, 1996.
  185. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя (педагогическая технология академика В.М.Монахова). Волгоград-Москва-Михайловка: Перемена — 1998. -55 с.
  186. Труд и здоровье педагога /Под ред. И. Равкина, Я.Соколова. -М., 1926.
  187. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: Кн. для учителя. М., 1988.
  188. B.C., Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1978. — 319 с.
  189. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1972.
  190. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
  191. А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 1986. — № 1.
  192. К.Д. Собр. соч.-М.-Л: 1952, Т. II.
  193. Э. Межличностные отношения в студенческой среде //Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С.96−97.
  194. Е.К. Диалектика взаимодействия общества и природы.-М., 1984.
  195. В.Д., Гильманов Т. Г. Экология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  196. Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  197. Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система //Педагогика. 1998. — № 8. — С.35−40.
  198. Фрейд 3. Писхология бессознательного. М.: Проев., 1990. 447 с.
  199. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  200. М. Психология жизненной среды.- М.: Мысль, 1986.175 с.
  201. Н.М., Былова A.M. Экология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологической специальности. М.: Просвещение, 1981.- 255 с.
  202. И.К. Здоровье студентов прежде всего //Барнаульский вестник. 1996.- № 4.
  203. А.Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологически основы. Екатеринбург, 1992.
  204. Школа радости и здоровья //Педагогический вестник.- 1995.- № 3.
  205. В. А. Моделирование и философия.- М., 1966.
  206. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  207. Г. П. Исходные предпосылки и категориальные средства теории деятельности //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании.- JL, 1975.
  208. Экология: Учебное пособие для студентов пединститутов по биологической специальности. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
  209. Экология, здоровье, образ жизни. /Под ред. Файзуллина Ф. С, Крюковой А. Я. Уфа, 1997. — 148 с.
  210. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. /Под ред. С. Н Глазачева, В. И. Данилова-Данильяна, Д. Ж. Марковича М.: Изд-во Горизонт, 1998. — 463 с.
  211. Экологическое образование перспективы и концепции инвай-ронментальной педагогики. Материалы конференции от 29−30 ноября 1995 года! Уфа., 1995.-206 с.
  212. Экологическое образование школьников /Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  213. Экологически очерки о природе и человека/Под ред. Б. Гржимека: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 623 с.
  214. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко.- М.: Педагогика, 1984. 136 с.
  215. Эстетическое воспитание в школе /сост. Г. А. Петрова и др. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.-182 с.
  216. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
  217. Э.Г. Деятельность и системность //Системные исследования. Ежегодник. 1976. М., 1977.
  218. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Дис. канд. пед.наук.-КГПУ, 1998. 184 с.
  219. О.Н. Экологическая социология как риск рефлексия // Социологические исследования. — 1999. — № 6. С. 50 -60.
  220. Grassel Н. Problems und Ergabnisse der Lehrerforechung // Studienmaterial sum Studium des Padagjgischen Psichologie. Rostok, 1976.
  221. Green M. Existential encounters for teachers //Philosophic alternatives in education /Ed. by G. Gutch. Columbus, 1984. P. 216.
  222. St. Thomas Aguinas. Decemlibros ethicorum. Bk. 1, Sect. i- Summf theologiae, 11 a, 11 ae, g. 58, g. 47,11.
Заполнить форму текущей работой