Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей технологии в современных условиях
![Диссертация: Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей технологии в современных условиях](https://westud.ru/work/5422843/cover.png)
Диссертация
На первом этапе (2006;2007 гг.) проводилось изучение теоретических составляющих темы исследования, состояние и содержание преподавания учебной дисциплины технологии в школах и вузовской подготовке учителя технологии. С этим этапом связан выбор темы нашего диссертационного исследования. На первом этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение нормативных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. 1. Теоретические основы оптимизации педагогической деятельности учителя технологии. ^
- 1. 1. Характеристика сущности понятий «профессионально-педагогическая подготовка» и «профессионально — методическая подготовка»
- §-1.2.Использование системного и деятельностного подходов при формировании профессионально- методической подготовки ^ будущего учителя
- §-1.3.Проблемы формирования, контроля и оценки уровня профессионализма учителя технологии
- 1. 4. Содержание методической подготовки будущих учителей технологии
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Опытно — экспериментальная работа по приобщению будущих учителей тех* прикладного искусства. будущих учителей технологии к творчеству мастеров декоративно
- 2. 1. Ознакомление студентов с художественной культурой Таджикистана и творчеством народных мастеров по декоративно-прикладному искусству
- §-2.2.Принципы конструирования и организации спецкурсов
- §-2.3.Специфика организации кружковых занятий по технологии художественного труда
- §-2.4.Результаты опытно-экспериментальной работы по профессиональнометодической подготовке будущих учителей технологии
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина O.A. К проблеме педагогических умений.// Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. — М., 1972.-230 с.
- Абдуллина О.Л., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов. -М.: Просвещение, 1989.- 173 с.
- Абросимова А.Л. Художественная резьба по дереву, кости и рогу./Учебное пособие для ПТУ. М.: Высшая школа, 1984. — 159 с.
- Активизация познавательной деятельности студентов. / Сборник научных трудов. Редактор Н. Д. Никандров. Л.: 1973. — 46- 57 с.
- Актуальные проблемы педагогики высшей школы и высшего педагогического образования // Известия Воронежского Госпединститута, том 165./ Отв. ред. проф. К. И. Васильев. — Воронеж: 1974. — 137 с.
- Алай С.И., Григорьев П. М., Ростовцев А. Н. Технология конструкционных материалов. -М.: Просвещение, 1986. 303 с.
- Алимухамбетова Г. Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности. -Алматы: 1994. 131с.
- Алпатов Н.И. Педагогическая практика студентов 1−4 курсов педагогических институтов без отрыва от учебных занятий./"Советская педагогика", 1960, № 7. 37−42с.
- Алпатов Н.И. О методической подготовке студентов./"Советская педагогика", 1961, № 12. 56- 63 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний./"Вестник высшей школы", 1972, № 1, 42−56 с.
- Антонов Л.П., Муравьёв Е. М. Обработка конструкционных материалов./ Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1982. — 431с.
- Архангельский С.М. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974, — 386 с.
- Архангельский С.М. и др. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. 198 с.
- Арыстанов М.Ж. и др. Проблемно модельное обучение. Вопросы теории и технологии. — Алма — ата- Мектеп, 1980. — 224 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.- Педагогика, 1976. — 176 с.
- Афанасьев В.Г. Научно техническая революция, управление, образование — М.: Политиздат, 1972. — 413 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). — Ростов на Дону, 1972. -327 с.
- Бака И.М., Берштейн Д. М. Актуальные вопросы методической подготовки руководителей научно — технического творчества учащихся. Проблемы методической подготовки учителя трудового обучения./ Сборник науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 44−53 с.
- Бардина P.A. и др. Математические модели планирования образования. -М.: Наука, 1972- 113 с.
- Батурина Г. И., Байиер У. Цели и критерии эффективности обучения./ «Советская педагогика», 1975, № 4. 22−29 с.
- Безрукова B.C., Бажутин В. В., Лысцов H.A. Методические вопросы высшего инженерно — педагогического образования. Методология исследования инженерно — педагогического образования.// Сб. науч. тр. -Свердловск: СИПИ, 1987. 6 -17 с.
- Березина Л.Ю. Графы и их применение. М.: 1979. — 143с.
- Вермонт М.А. и др. Математические модели планирования образования. -М.: Наука, 1972- 113 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: 1977. -217 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно — воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.- 141 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.- Изд. ЛПН РФСР, 1959. 324с.
- Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков./ «Советская педагогика», 1955,№ 1, 37−44 с.
- Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание.1974. — 72 с.
- Боровков Ю.Л. и др. Технический справочник учителя труда. М.: Просвещение, 1980. -223 с.
- Васильева-Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда-М.: Просвещение. 1987.- 119 с.
- Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов.// Под. ред. A.B. Петровского.- М.: 1973. 371 с.
- Вопросы содержания и организации педагогической практики студентов педвузов (материалы Всесоюзного совещания). Белгород, 1973.- 24−29с.
- Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей.// Под. ред. А. И. Пискунова, М.: МГПИ, 1972. — 215 с.
- Вопросы индустриально — педагогического образования.// Сборник. М.: 1962. — 229 с.
- Вопросы методов педагогических исследований.// Сборник. Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: 1973. — 271 с.
- Вопросы профессиональной подготовки учителя.// Учёные записки Ивановского пединститута, том. 90. Иваново, 1973. — 217 с.
- Вопросы развития и модернизации образования (информация с VIII конференции Министров высшего образования социалистических стран). М.: Педагогика, 1975. — 281 с.
- Вопросы совершенствования профессионально педагогической подготовки будущего учителя.// Сборник. — Барнаул, 1973. — 146 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирования умственных действий и понятий». — М.: изд. МГУ, 1965. -167 с.
- Гришин Э.Л. Профессионально этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования — Владимир. 1973. — 215 с.
- Громов Г. Л., Солодников H.H. Практикум по деревообработке. — М.: Просвещение, 1977. 83 с.
- Громцева Л.К. Самообразование старшеклассников в общеобразовательной школе.// Методическое пособие. Л.: 1974.- 224 с.
- Двойникова Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М.: Высшая школа, 1972. — 184 с.
- Деркачев Л.Л. Опыт построения методической подготовки учителей технологии. Реформа школы и совершенствование подготовки учителя труда, // Сборник науч. тр. Волгоград, 1987.-11−12 с.
- Дорошкевич Л.М. Общеметодическая подготовка учителя труда. Проблемы методической подготовки учителя трудового обучения.// Сборник науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985, — 3−7 с.
- Ералин К. Изобразительное искусство Казахстан в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и технологии, (пединститут от автореф. дисс. д.п.н-М.: 1992.-29 с.)
- Ерастов П.П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 1985. — 79 с.
- Есараева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974.- 136 с.
- Ивахнова A.A. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов. — Алматы: Гылым, 1995.- 185 с.
- Ильина Т.А. Структурно системный подход к организации обучения. Вып. 1,2,3. М.: Знания, 1972, 1973.-383 с.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М.: 1964.-378 с.
- Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Душанбе, 2004.
- Закон Республики Таджикистан «О высшем профессиональном образовании и профессиональном послевузовском образовании». — Душанбе, 2003.
- Кадыров Б. Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся. Душанбе, 2004.
- Кадыров С. Труд основа гражданского воспитания молодёжи. -Душанбе: Сино, 1995.- 130 с.
- Кадыров С., Лиферов Л. А., Шарапов Ш. Профессиональная ориентация школьников. Душанбе: Сино, 1997. — 60 с.
- Казакевич В.А., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. -М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
- Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: изд. МГУ, 1974, — 193 с.
- Каримова ИХ. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы. Дисс. докт. пед. наук.-Душанбе, 2000, — 385с.
- Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как наука. М.: Педагогика, 1979.- 168 с.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
- Кобылицкий И.И. Дидактические основы учебного процесса высшей школе. Одесса, 1972. — 237 с.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. Изд. 3- е, М.: Просвещение, 1970. -215 с.
- Кодиров К.Б. Педагогика и дидактика суфизма. Душанбе, 2000.
- Кодиров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа, (на тадж.яз.). Душанбе: 1996.
- Козыбаков М.Ж. Проблемы профессионально методической подготовки учителей технологии. — Алматы: Рауан, 1996. — 326 с.
- Колосов Т.С. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). Л.: 1971. — 42 -48 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно воспитательного процесса и управление школой. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Конститутсия Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
- Концепция национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе: 1994.
- Королёв Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях, 1970, № 2−12−24 с.
- Косырев В.П. Формирование профессионально методических умений при подготовке инженеров — педагогов. Автореферат дисс. канд.пед.наук. — Свердловск: 1991. — 19 с.
- Крейндлин Л.И. Столярные работы М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
- Кривоспицкая В.П. Единство педагогической и методической подготовки инженера педагога. Методология исследования инженерно —педагогического образования.// Сборник науч. тр. — Свердловск: СИПИ, 1987.-59−61 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М.: Просвещение, 1972.-447 с.
- Кудайкулов М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма — ата: Мектеп, 1975. — 96 с.
- Кудайкулов М.А. Методика измерения и оценки результатов труда педагогов (пособие «Стимул»). Алматы, 1993. — 23с.
- Кудайкулов М.А. Дидактические проблемы формирования профессионально методических умений у будущего учителя. — автореф. док. дисс. Алма — ата, 1975. — 44с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). Педагогика, 1975. — 225 с.
- Кузин B.C. Психолого педагогических основы детского изобразительного искусства.// «Творчество юных». — М.: Просвещение, 1972.-47−54 с.
- Кузнецова B.C. О формировании организаторских умений студентов в процессе педагогической практики.// Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. М, 1972.- 43−48 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- 186 с
- Кузьмина Н.В. Проблема стандартизации методов в педагогических исследованиях.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). Д.: 1971. — 33- 39с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. 118 с.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Санкт — Петербург: НИИПТО, 2003. — 54 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 247 с.
- Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Минск. БГУ, 1978.-474−245с.
- Левитов Н.Л. Психология труда. М.: Уч. педгиз, 1963. — 273 с.
- Левитов Н.Л. Очерки педагогической психологии. М.: 1948. — 384 с.
- Леднев B.C. Некоторые актуальные вопросы предметной структуры содержания общего среднего образования./"Советская педагогика", 1973, № 3.-41−49 с.
- Леднев B.C., Сова А. Н., Кузнецова А. А. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. М.: 1977. -137 с.
- Лемберг Р.Г. Методы обучения в школе. Алма — ата, 1958.-213 с.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии. //"Вопросы психологии", 1972,№ 9. 44 — 57 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии. М.,/ «Вопросы психологии», 1972, № 9. 44 — 57 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972.
- Лернер И.П. Дидактические основы методов обучения. -М.: 1981.- 185с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. «Вопросы психологии», 2/ 1975. 17 32 с.
- Лутфуллоев М. Современная дидактика, (на тадж. яз.). Душанбе, 2001. — 318 с.
- Лутфуллоев М. Педагогика милосердия. Душанбе, 1994. — 48с.
- Лутфуллоев М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе: изд.1. Дониш, 1997.- 150 с.
- Лутфуллоев М. Книга наставлений Аджама. Душанбе, 2004.1
- Лында A.C. Требования к учителю трудового обучения.// Школа в производстве, 1964,№ 1. -66−69 с.
- Майер Б., Сангов Н., Рахимов С., Азизов А. Техника и обучение. -Душанбе: «Эр граф», 2011. — 280 с.
- Максимов В.Г. Некоторые пути повышения эффективности педагогической практики в педвузе.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). Л.: 1971.-43 -48 с.
- Малъковская Т.Н., Буторина Т. С., Волков И. П. и др. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Сост. Маленкова Л.И.- Под ред. Мальковской. М.: Просвещение, 1983. — 184 с. — (Б-ка учителя труда).
- Мартенсон А. Начинаем мастерить из древесины./ Перевод с англ. В. М. Синюкова. М.: Просвещение, 1979. — 224 с.
- Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1978. -176 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 309 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-475 с.
- Мачнев Н.Ф., Мекейлюк Г. М. Методические рекомендации в помощь студентам и преподавателям педагогических институтов по организации непрерывной педагогической практики. Алма — ата: 1986. — 70 с.
- Методические рекомендации по разработке профессиограмм и педагогических кадров сферы производства. Л.: Мысль, 1979. — 47 с.
- Мигур П.Х., Рихак О. В. Обработка металла в школьных мастерских. — М.: Просвещение, 1991. 175 с.
- Миралиев A.M. Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников. Душанбе: «ИРФОН», 2004, 258 с.
- Монументальное искусство Таджикистана./ Альбом. Составитель -автор С.Курбанов. Душанбе: 1989.-152с.
- Моргунов И.Б. применение графов в разработке учебных планов и планирование учебного процесса.// «Советская педагогика», 1966, № 3.47−61 с.
- Муравьев М.Н., Молодцов М. Т. Практикум в школьных мастерских. -М.: Просвещение, 1987. 272 с.
- Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2003.
- Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан. -Душанбе.2006.
- Нешушов Б.П., Корешков В. В. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. 164 с.
- Никандров H.JI. Активизация познавательной деятельности студентов. -Л.: изд. ЛГУ, 1973.-286 с.
- Нишаналиев У.Н. Теория и практика подготовки учителей труда в истории советского педагогического образования. Ташкент: Фан, 1981. -94 с.
- Общетехническая и методическая подготовка будущего учителя труда.// Сборник науч. тр.- Ташкент: ТГПИ, 1986. 67с.
- Общая психология.// Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1976.- 407 с.
- Овчинников A.A., Пучинский B.C. Сетевые методы планирования и организации учебного процесса. М.: Высшая школа, 1972. — 207 с.
- Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе.// «Советская педагогика», 1975,№ 2.-3 -17 с.
- Омельяненко Б.Jl. Профессионально техническое образование в зарубежных странах. — М.: высшая школа, 1969. — 224 с.
- О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.// Сборник науч. тр. Под ред. Л. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976, вып. 1. — 3 — 29 с.
- Основы профессиональной педагогики.//Под ред. Батышева и Шакорипецкого С. Л. М.: высшая школа, 1977. — 304 с.
- Основы художественного ремесла.// Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979, кн. 1,2. — 320 с.
- Основы вузовской педагогики./ Под ред. Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1972.-311с.
- Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. Просвещение, 1983. — 608 с.
- Педагогика высшей школы./ Отв. Ред. Н. Л. Никандров. Л.: ЛГПИ, 1974, — 116 с.
- Пискунов А.И. Основные проблемы и задачи исследований в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе.// Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. — М.: 1972.- 18 с.
- Платонов К.К. вопросы психологии труда. — М.: Медицина, изд.2 е, 1970.-218 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. 256 с.
- Политехническая подготовка школьников в процессе труда./Под ред. П. Р. Атутова. М.: педагогика, 1984.
- Поляков В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников./ Под. ред. Шибанова A.A. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
- Поляков B.JI. Ставровский A.E. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: Просвещение, 1980. — 111с.
- Поляков В.Л. и др. Основы методики трудового профессионального обучения. М.: Просвещение, 1986. — 168 с.
- Пономарьков С.М. Декоративное оформительское искусство в школе. -М.: Просвещение, 1976. 136 с.
- Пономарев Я.Л. Психология творчество мышления. М., 1960. — 264 с.
- Прозоровский Л.И. Технология отделки столярных изделий. М.: Высшая школа, 1983. — 288 с.
- Проблемы педагогической квалиметрии.// Сборник вып.1. М.: 1974. -174 с.
- Проблемы педагогического образования в капиталистических странах (США, Англия, Франция, ФРГ).// Сб. науч. тр. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1975.-77с.
- Решетова З.А., Жуков A.A. Подготовка специалистов по основам теории управляемого обучения (методические указания). Серпухов: 1968. — 56 с.
- Рихак Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. — М.: Просвещение, 1984, 175 с.
- Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.- 239 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973. — 378 с.
- Рыков Н.Л., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы (методическая разработка). — Л.: 1971.-98 с.
- Сатканов О. Трудовое обучение с применением национального декоративного прикладного искусства (Методическое пособие). -Алматы: Payan, 1993. — 141 с.
- Светловская H.H. О методике технологии педагогического труда и о педагогическом творчестве./ «Начальная школа», 1991, № 2. 17 — 23 с.
- Сейтешев А.П., Абдыкаримов Б. А. Научные основы профессионально -технической педагогики. Алматы: 1992. — 432 с.
- Сейтешев А.П. Пути профессионального становления учащейся молодёжи. М.: Высшая школа, 1988. — 240 с.
- Скрипкин А.Г. Педагогические основы использования искусства в подготовке будущего учителя. Ташкент: «Укитувчи», 1992. — 128 с.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка и формирование личности будущего учителя географии. — М.: 1974. 4 — 28 с.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы./ «Советская педагогика», 1973, № 5. 36 48 с.
- Смирнова Е.О. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: ЛГУ, 1977. — 136 с.
- Совершенствование содержания и процесса подготовки учителей труда./ Сб. науч. тр. Редколлегия Ю. К. Васильев и др. — М.: изд. АПН СССР, 1987.-86 с.
- Сорокова А.Н. Самостоятельная работа студентов важнейший элемент современной подготовки учителя.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). — Л.: 1971.-17−21 с.
- Сорокин H.A. Дипломные работы как средство улучшения подготовки учителей в педагогических институтах./ «Советская педагогика», 1965, № 5.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала (вопросы дидактического анализа). М.: Педагогика, 1974. — 306 с.172
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма как модель личности будущего педагога./ Пути совершенствования системы профессионально -педагогической направленности. Саратов: вып.5, 1977. — 55- 65 с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — Санкт — Петербург: 1995.- 168 с.
- Стефанов Н. и др. Управление, моделирование и прогнозирование. М: Экономика, 1972. —243 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972.-253 с.
- Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе./ «Советская педагогика», 1973, № 7, 41 — 56 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-279 с.
- Турбович Л.Т. Информационно сематическая модель обучения. — Л.: ЛГУ, 1970.-147 с.
- Уемов А.И. Основные принципы классификации систем // Материалы к сипозиуму по логике науки. Киев, 1966. — 215 с.
- Усова Л.В., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.-80с.
- Фледров A.B. Художественная обработка металлов. М.: Просвещение, 1976. 74 с.
- Хасанов Р.Х. Методические основы художественного образования и воспитания учащихся в узбекской школе. Ташкент: «Фан», 1990. — 215 с.
- Хворостов A.C. Декоративно прикладное искусство в школе. — М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
- Хворостов A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. — М.: Просвещение, 1977.- 175 с.
- Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. Алма — ата, Мектеп, 1984. — 115 с.
- Худяков JI.B. Деревообрабатывающие станки. М.: Высшая школа, 1987.-296 с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Педагогика, 1969. -218 с.
- Ченцов JI.JT. Использование сетевых графиков при планировании учебной деятельности./"Советская педагогика", 1971, № 4.
- Черкасов Б.П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования. — М.: Высшая школа, 1975. 167 с.
- Шамков М.Л. Педагогические основы производственной практики учащихся профтехучилищ. — М.: Высшая школа, 1989. — 73 с.
- Шарифзода Ф., Каримова И. Х. Педагогика. (Курс лекций). Душанбе: «Ирфон», 2008. 284 с.
- Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1. Душанбе, «Ирфон», 2009. 459 с.
- Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 2. Душанбе, «Ирфон», 2010. 328 с.
- Шарифзода Файзулло (Шарифов). Интегрированное обучение — основа развития и воспитания. Душанбе, Маориф, 1995. — 143 с.
- Шарифзода Файзулло (Шарифов). Интегрированное обучение: проблемы, поиски и размышления: в 2 х частях. — Душанбе. 1999, 2000.
- Шарифзода Файзулло (Шарифов). Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997. — 194 с.
- Шарифов Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. дисс. док. пед. наук. Душанбе. 1997. — 48 с.
- Шаропов Ш. А. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях Республики Таджикистан. Дисс. докт. пед.наук. Алма -ата, 1996.-356 с.
- Шитопок H.A. Методика статической обработки и сравнительные оценки успеваемости при педагогических экспериментах. КВИРТУ, 1967.- 117 с.
- Шорохов В.Е. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979. 303 с.
- Шуман В.М. Проблемное обучение как одно из условий формирования профессиональной направленности будущих учителей.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). -JI.:1971. -46−54 с.
- Щербаков A.M. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.// Психология труда и личности учителя. Л.: вып.1 1976.-3−29 с.
- Щербаков Л.И. О взаимосвязи курсов психологии и методика преподавания учебного предмета в общеобразовательной школе в системе педагогического образования.// Научно теоретическая конференция JII’НИ им. А. И. Герцена. — Л.: Психология, 1967. 14 — 25 с.
- Щукина Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов./"Советская педагогика" 1975, № 2.-47- 60 с.
- Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. -Душанбе, 2002.
- Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации. Душанбе, 2003.
- Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли. Душанбе, (20.04.2012), 63 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.