Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей технологии в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (2006;2007 гг.) проводилось изучение теоретических составляющих темы исследования, состояние и содержание преподавания учебной дисциплины технологии в школах и вузовской подготовке учителя технологии. С этим этапом связан выбор темы нашего диссертационного исследования. На первом этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение нормативных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. 1. Теоретические основы оптимизации педагогической деятельности учителя технологии. ^
    • 1. 1. Характеристика сущности понятий «профессионально-педагогическая подготовка» и «профессионально — методическая подготовка»
  • §-1.2.Использование системного и деятельностного подходов при формировании профессионально- методической подготовки ^ будущего учителя
  • §-1.3.Проблемы формирования, контроля и оценки уровня профессионализма учителя технологии
    • 1. 4. Содержание методической подготовки будущих учителей технологии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Опытно — экспериментальная работа по приобщению будущих учителей тех* прикладного искусства. будущих учителей технологии к творчеству мастеров декоративно
    • 2. 1. Ознакомление студентов с художественной культурой Таджикистана и творчеством народных мастеров по декоративно-прикладному искусству
  • §-2.2.Принципы конструирования и организации спецкурсов
  • §-2.3.Специфика организации кружковых занятий по технологии художественного труда
  • §-2.4.Результаты опытно-экспериментальной работы по профессиональнометодической подготовке будущих учителей технологии
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей технологии в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы. Переход Республики Таджикистан на путь глубоких социально-экономических преобразований требует новых подходов к системе подготовки учителей и поиска эффективных форм организации учебного процесса. Современная система образования Республики Таджикистан ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, что сопровождается существенными изменениями в педагогической науке и практике. В новых принятых законах «Об образовании» (2013), «О высшем профессиональном образовании и послевузовском образовании» (2003) и в ряде других документов: «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», (2003), «О Государственном стандарте образования в Республике Таджикистан» (2009) и др. заложены нормы, обеспечивающие демократизацию и гуманизацию образования. Этими документами была определена главная задача образования — создание государством необходимых условий для формирования и развития целостной личности на основе национальной и мировой культуры, общечеловеческих ценностей.

В связи с реформированием системы образования меняются также формы и методы учебно-воспитательного процесса и, конечно, само содержание образования, разработан государственный стандарт образования, имеются вариативные учебные планы.

Это касается как системы среднего, так и высшего образования, как системы подготовки педагогических кадров, так и системы подготовки кадров для экономики в целом. Соответственно, всё это предполагает кардинальное изменение содержания профессионального образования и подготовки будущих учителей. В этой связи, возрастает объективная значимость ориентации и адаптации учителя к новым, рыночным условиям труда. Аналогичное содержание должно приобретать и система общего и профессионального образования школьников. У них должны быть сформированы производственно-экономические и предпринимательские знания, умения и навыки. В совокупности всё это требует совершенствования стандарта профессионально-педагогической подготовки учителей технологии. Этими положениями и обстоятельствами обуславливается актуальность нашего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Начиная с 30-х годов прошлого столетия, в педагогической науке обобщался опыт работы учителей, и исследовались проблемы совершенствования их профессионального мастерства (А.С.Макаренко, Ю. Ф. Головин, Н. Г. Кушков, Н. Д. Левитов и др.). В исследованиях 19 501 960;х годов, особое внимание уделялось психологии педагогической деятельности и вопросам качества подготовки педагогических кадров (Ф.Н.Гоноболин, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, С. Н. Архангельский и др.). В дальнейшем появилось большое число исследований, посвященных психологической структуре деятельности учителя, методам обучения педагогическому мастерству, вопросам формирования педагогических умений у будущих учителей (А.И. Щербакова, Н. В. Кузьмина, И. Т. Огородников, О. А. Абдуллина и др.). С. И. Зиновьев, С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, З. Ф. Есарева, Г. А. Засобина, М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, И. Х. Каримова, Н. Д. Хмель и другие рассмотрели различные аспекты вузовской педагогики, проблемы формирования педагогического мастерства и квалификационных умений учителей-предметников. Однако, в указанных исследованиях, проблемы педагогического мастерства учителей были разработаны без учёта специфики деятельности учителя технологии.

Различные аспекты совершенствования подготовки учителей технологии исследовали Ю. К. Васильев (политехническая подготовка), А. П. Сейтешев, И. В. Карамзин, В. В. Егоров (подготовка инженеров-педагогов), У. Н. Нишаналиев, Ш. Рузиев (профессионально-педагогическое образование учителей технологии), Г. А. Уманов (профессиональнотехническое образование), С. Кодиров, Ш. А. Шарапов, А. М. Миралиев (профессиональная ориентация и трудовая подготовка школьников), Б. К. Белесов, В. А. Кочетова (вопросы политехнизма), К. Е. Ералин, Г. А. Хамидуллина (изобразительное искусство и народный промысел) и другие.

Различные аспекты профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии нашли отражения в трудах учёных Республики Таджикистан: А. Асророва, Р. Ашурова, Х. Джонназарова, Ш. Шарапова, Ш. Рузиева, А. Азизова, С. Рахимова, М. Кузиева, С. Хасанова и др. В исследованиях В. С. Безрукова, В. Г. Афанасьева, А. Г. Видякина и др. разработаны следующие три подхода к формированию взглядов на дальнейшее развитие системы образования: экологический или природосообразныйсоциально-экономическийпедагогический. Целям нашего исследования соответствует педагогический подход, суть которого заключается в стремлении реформирования образования за счёт «внутренних резервов» — совершенствования педагогических систем.

Однако, в указанных трудах не сделаны попытки по созданию новых учебных планов и программ, ориентированных на рыночный трудпо разработке новой специализации — «Учитель технологии», удовлетворяющей современные требования рыночной экономики.

Таким образом, проблемы подготовки учителя технологии в вузах требуют специального исследования с учетом современных условий. Возникает вопрос о профессионально-методической подготовке учителя, что тесно связано с понятием педагогического мастерства. Педагогическое мастерство следует рассматривать как сложное и многогранное явление, включающее в себя научные знания, методическое искусство, практические умения и навыки, а также определенные личные качества учителя (Н.В.Кузьмина, О. А. Абдуллина и др.). Отсюда вытекает, что методическая подготовка учителя является основой его педагогического мастерства, она служит основным компонентом профессионального становления будущего учителя. Поэтому учителя называют по профессии (специальности) педагогом, а по квалификации — учителем по преподаваемому предмету (например, физики, математики, технологии и т. д.). Без определённой квалификации профессия педагога, по существу, лишена смысла, т.к. все педагоги школ являются учителями-предметниками. Соответственно, профессия педагога предполагает профессионально-педагогическую подготовку, квалификация «учитель-предметник» требует профессионально-методической подготовки.

Исходя из таких специфических обстоятельств, мастерство учителя по преподаваемому предмету называется методическим мастерством, а его подготовку к преподавательской деятельности можно называть методической подготовкой. Следовательно, под профессионально-методической подготовкой учителя технологии можно понимать его способность, сформированную на основе специальных научных педагогических знаний, умений и навыков, а также знаний и навыков, приобретённых на основе приобщения с опытом народных мастеров по различным видам народных ремесел, необходимую для выполнения его преподавательской деятельности.

Такой подход вызван наличием объективно-сложившихся противоречий:

— между необходимостью совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии и недостаточной её разработанностью в соответствии с современными требованиями рыночной реформы;

— несоответствием между возросшими требованиями современного образования и необходимостью модернизации технологической подготовки школьников;

— между общепринятыми методами обучения и необходимостью внедрения инновационных технологий, интегрирующих формирование трудовой и технологической компетенции будущего учителя технологии.

Обнаруженные противоречия указывают на наличие проблемы, суть которой заключается в выявлении дидактических особенностей подготовки учителей технологии, способствующих повышению качества профессионально-педагогической подготовки будущего педагога.

Актуальность, научная значимость, теоретическая и практическая не разработанность данной проблемы предопределили выбор темы исследования — «Педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей технологии в современных условиях».

Цель исследования — теоретическое и методологическое обоснование процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии.

Объект исследования — профессионально-педагогическая деятельность, направленная на подготовку будущих учителей технологии.

Предмет исследования — процесс и педагогические условия профессионально-педагогической и профессионально-методической подготовки учителя технологии в современных условиях.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии в современных условиях будет эффективным, если:

— научно обосновать теоретико-методологические основы профессионально-педагогической деятельности;

— разработать структурную модель учителя технологии, опирающуюся на синтез технологических и художественно-искусствоведческих компонентов подготовки учителя;

— внедрить в учебный процесс новую систему специальных, факультативных курсов и кружковых занятий, учитывающих этнографические особенности таджикского народа, что позволит совершенствовать процесс профессионально-педагогической и профессионально-методической подготовки учителя технологии с новой квалификацией, соответствующей современным требованиям рыночной экономики, так как, при этом, будут реализованы познавательные потребности, способности к самореализации и целеполаганию специалиста.

Задачи исследования.

Разработать теоретико-методологические основы процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии.

2.Определить дидактические основы совершенствования процесса профессиональной подготовки учителя технологии.

3.Разработать принципы отбора системы курсов по выбору в качестве средств формирования квалификационных знаний и умений студентов.

4.Показать динамику сформированности профессиональных знаний и умений у будущих учителей технологии на основе опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования является теория личности и целостного педагогического процессао диалектике общего, особенного и частного в философском понимании явлений окружающей действительностисистемно-структурный и деятельностно-функциональный подходыконцептуальные положения о закономерностях психолого-педагогической наукилогические принципы построения системы учебных предметов.

Теоретическая основа исследования: философские, психолого-педагогические, концептуальные положения модернизации национального образования, гуманистическая направленность целостного развития личности (С.И.Гессен, Б. С. Гершунский, Б. Т. Лихачев, М. Лутфуллоев, И. Х. Каримова, А. В. Петровский, П. Г. Щедровский, Н.В.Щуркова) — деятельностный подход (Т.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — комплексный подход к обучению и воспитанию (О.А.Обдумны, В. П. Беспалько, Ю.П.Сокольников) — культурологический подход (Е.В.Бондаревская, Л. Н. Новикова и др.) — средовый подход 8.

Ю.С.Майнулов, В. И. Панов, У. Зубайдов) — моделирование деятельности (Н.И.Болдырева, О. С. Газман, М. И. Рожков, В. П. Сергеева, Е. Н. Степанов и.

ДР-).

Источниками исследования явились труды учёных-философов, психологов, педагогов, методистов, искусствоведов по проблемам формирования личности и профессиональной подготовки учителейинструктивные и нормативные документы Правительства, Министерства образования Республики Таджикистан.

Основными методами исследования явились теоретический анализ существующих источников по рассматриваемой проблеме, изучение законодательных и нормативных актов по проблемам образования, изучение профессионально-методической деятельности учителя, а также этнографической основы подготовки учителей технологии, анализ и обобщение опыта педагогической деятельности в общеобразовательных школах, тестирование, анкетирование, беседы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, методы математической статистики.

Организация и основные этапы исследования.

На первом этапе (2006;2007 гг.) проводилось изучение теоретических составляющих темы исследования, состояние и содержание преподавания учебной дисциплины технологии в школах и вузовской подготовке учителя технологии. С этим этапом связан выбор темы нашего диссертационного исследования. На первом этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение нормативных документов, литературы и диссертационных работ, изучение и обобщение опыта работ школ и вузов, системный анализ, деятельностно-функциональный подход, анализ состояния подготовки учителей технологии, систематизация материалов о художественной культуре Таджикистана, анкетирование, беседа с учителями школ и преподавателями вуза.

На втором этапе (2008;2009 гг.) конкретизировались основные направления исследования, его формы и методы, продолжалась работа по исследованию особенностей развития художественной культуры Республики Таджикистан с целью внедрения её в учебный процесс школы и вуза в форме организации факультативных и специальных курсов. Анализировались учебные планы и программы вуза с использованием методов математического моделирования и сетевых графиков, а также изучалась квалификационная деятельность учителя технологии и изобразительного искусства. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа, носящая поисковый и констатирующий характер.

На третьем этапе (2010;2012 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, которая носила преобразующий характер. Составлялись экспериментальные, контрольные варианты курсов по выбору. Определялась методика опытно-экспериментальной работы. Разрабатывались модели квалификационной деятельности учителя технологии. Обрабатывались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. Завершалось оформление диссертации. При этом, использовались методы исследования, адекватные задачи третьего этапа работы: опытная работа, обучающий педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, сетевой график, теория графов, математическая статистика.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились физико-технические и художественно-графические факультеты Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, общеобразовательные школы № 4,22,24, лицей № 1 имени академика М. Осими г. Худжанда, № 1,24 Б. Гафуровского района Согдийской области.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и обоснованы педагогические особенности совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии, нормативно — стандартная характеристика сущности и содержания квалификации учителя технологии;

— определены общность и различие в квалификациях учителя технологии и художественного труда, их структурно-содержательная и функциональная характеристики;

— разработана и экспериментально апробирована прогностическая уровневая модель совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя технологии;

— доказана целесообразность ориентации профессии учителя технологии к условиям рыночной экономики;

— разработаны и уточнены дидактические условия совершенствования профессионально-методической подготовки будущего учителя технологии.

Теоретическая значимость исследования: -обоснованы теоретико-методологические, психолого-педагогические, акмеологические, нормативно-стандартные основы профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии- -представлены теоретические основы профессионально-содержательного и организационного аспектов кружков по художественному труду;

— расширено представление о трудовом воспитании школьников в условиях рыночной экономики;

— доказаны теоретические основы элементов научной и народной педагогики при трудовом воспитании школьников.

Практическая значимость исследования:

— разработаны учебные планы, программы методические рекомендации по организации кружков технологии;

— представлены синтезированные учебные материалы технологического, художественного и искусствоведческого характера;

— составлены примерные рекомендации по технике и технологии применения материалов декоративно-прикладного искусства, творчества И народных мастеров для оптимизации подготовки будущих учителей технологии;

— выявлены психолого-педагогические и организационные условия формирования профессионально-квалификационных знаний, умений и навыков будущего учителя технологии;

На защиту выносятся следующие положения: -психолого-педагогическая интерпретация системы понятий о «профессионально-педагогической подготовке» учителя технологии;

— структурно-функциональные, деятельностные и акмеологические подходы к исследованию педагогической деятельности, как основополагающие в деле подготовки будущих учителей технологии;

— особенности модели совершенствования профессионально-методической деятельности учителей технологии, содержащие взаимосвязь мотивационных, содержательных и процессуальных сфер личности;

— критерии и показатели сформированности квалификационных знаний и умений студентов.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается научно-методологическим подходом (системный, функциональный, личностный, деятельностный, акмеологический, модельный, сетевой) к исследованию профессионально-методической подготовки учителей технологии и художественного трудаприменением комплекса методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачампланомерностью опытно-экспериментальной работы, позволившей провести качественный и количественный анализ результатов исследованияширокой базой апробации и внедрения результатов исследования в практику вузов и школдоказательством репрезентативности количественных данных опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, научно-практических конференциях аспирантов и молодых исследователей, на ежегодных научно-теоретических конференциях (2006;2012гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации автора и выступления перед различными аудиториями учительской общественности, при подготовке и проведении методологических семинаров с учителями и студентами.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Содержание диссертации изложено на 159 страницах и включает 11 таблиц, 12 рисунков. Список использованной литературы насчитывает 201 наименование.

Выводы по второй главе.

1 .Приобщение будущих учителей технологии к художественной культуре Таджикистана способствует формированию системы искусствоведческих знаний, умений и навыков, а также формированию эстетических взглядов и вкусов, которые, в совокупности, составляют основу их профессионально-методической подготовки.

2.При профессионально-методической подготовке будущих учителей технологии следует исходить из единства формы и содержания. Эти два аспекта предполагают одинаковое к ним отношение, во избежание односторонного подхода. Умения и навыки изображения, формы, определения пропорций у изделий декоративно-прикладного искусства у будущего учителя формируются в процессе изучения специальных предметов: рисунок, живопись, композиция и основы дизайна. Параллельное изучение материалов по художественной культуре Таджикистана способствует подготовке будущих специалистов к содержательному аспекту своей профессиональной деятельности.

3.

Введение

фольклорной практики студентов художественно-графического факультета способствует ознакомлению студентов с формами развития художественной культуры Таджикистана, а также изучению студентами — практикантами творчества народных мастеров, занимающихся созданием изделий декоративно-прикладного искусства.

4.Как показала наша опытно-экспериментальная работа, в связи с переходом к рыночной экономике, следует пересмотреть процесс подготовки будущих учителей технологии путем внесения определенных изменений в систему изучаемых дисциплин и характера излагаемого учебного материала курсов по выбору. Такая система дисциплин по выбору обеспечивает изучение студентами современных вузов вопросов таких, как искусство и рынок, предпринимательство и конъюнктура художественных изделий, организация выставок и выставок-аукционов произведений искусства, маркетинга и менеджмента искусства и др.

5.Знания в кружках декоративно-прикладного искусства в увлекательной форме закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии, позволяют учащимся приобщаться к увлекательному делу, которое способствует формированию эстетического вкуса и обогащению духовного мира.

6.Разработанные нами нормативно-документальные основы в виде учебных планов, программ, и также методические рекомендации по профессионально-методической подготовке будущих учителей технологии в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили свою теоретическую обоснованность и практическую рациональность применительно к новым условиям рыночной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

До настоящего времени проблемы подготовки учителей исследовались, в основном, в двух направлениях:

1) в профессионально-педагогическом аспекте (для всех педагогов);

2) в профессионально-методическом аспекте (для всех учителей-предметников).

Из них, второй аспект всё ещё остаётся малоизученным. Несмотря на то, что любой педагог является преподавателем определённых школьных предметов, качество обучения и воспитания учащихся, в конечном счёте, зависят от его квалификационной подготовки. Этим характеризуется важность и злободневность исследования дидактических проблем совершенствования профессионально-методической (иначе квалификационной) подготовки будущих учителей технологии.

Для нового рыночного общества, где базисом общественной формации является частная собственность, нужно готовить предпринимателя, т.к. наше общество может развиваться только на основе принципа предпринимательской экономики. Если в бывшем советском социалистическом обществе школы готовили «строителей коммунизма», то сейчас, в рыночном обществе, кого мы должны готовить? Разумеется, следует готовить только предпринимателей — людей, умеющих вести свою самостоятельную предпринимательскую деятельность (индивидуальную или групповую). В первую очередь, школьные уроки технологии должны решать эти новые задачи современных рыночных отношений. Следовательно, школьников надо обучать к технологии труда, чтобы они на занятиях технологии смогли получить навыки изготовления конъюнктурной продукции, соответствующей требованиям сегодняшнего рынка.

Эта задача, на наш взгляд, лучше решается не только путём повышения качества подготовки учителей труда, как это было до сих пор, а путём изменения их квалификации на «учителя технологии».

Исходя из этих обстоятельств, в своём диссертационном исследовании мы:

1.Выявили формы ознакомления студентов с художественной культурой и творчеством народных мастеров на этнографической основе.

2.Изучили нормативные основы совершенствования учебных планов и модели квалификационной деятельности учителя технологии.

3. Определили динамику сформированности системы квалификационных знаний и умений у студентов и получили экспериментальное доказательство эффективности предложенной «дидактической системы».

Из результатов нашего исследования вытекают следующие основные выводы:

1. Анализ педагогической деятельности учителя технологии с позиции системно-структурного, деятельностного и акмеологического подходов позволили разработать научно-обоснованную логическую модель новой специализации «Учитель технологии», которая более полно ориентирована на рыночный труд в новых специально-экономических условиях. Структурными компонентами, которой являются технологический, художественный и искусствоведческий циклы дисциплин.

2. Содержательную основу новой специализации составляют элементы таджикского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, способствующие формированию у студентов искусствоведческих знаний, практических умений и навыков по изготовлению национальных художественных изделий.

3.На основе построенной нами модели специализации разработаны новые учебные планы и программы, тематические планы специальных и факультативных курсов, позволяющие освоить студентами взаимосвязь искусства и рынка, предпринимательства и конъюнктуры художественных изделий, характер маркетинга и менеджмента искусства.

4.Исходя из современных требований рынка и необходимости обучения школьников изготовлению художественных изделий учителями технологии, разработаны программы 4-х школьных кружков, формы организации и способы проведения кружковых занятий по художественному труду.

5. В данной системе особое место занимают исследования нормативных основ совершенствования учебных планов и программ с использованием сетевых методов планирования, основанных на теории графиков.

6. В результате анализа состояния преподавания художественно-технологических дисциплин в вузах выявлены роль и функции технической и искусствоведческой терминологии для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

7.Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили ранее выдвинутую гипотезу исследования, обоснованность исходных теоретических положений и доказали эффективность разработанной нами модели новой специализации «Учитель технологии» и методики её реализации в учебном процессе вуза.

Наша диссертационная работа способствует проведению исследования в перспективе по ряду следующих проблем:

1.Разработка учебных программ и учебно-методических пособий по подготовке учителя технологии.

2.Разработка политехнических основ подготовки учителя технологии.

3.Усовершенствование взаимосвязи технологии и предпринимательства.

4.Определение роли и значения предмета технологии для качественного повышения профориентационной работы по современной технологии рынка.

5.Выявление путей и форм выбора школьниками сельскохозяйственных, промышленных и рыночных профессий. б. Изучение акмеологических основ педагогического мастерства учителей технологии.

7.Организация самостоятельной работы студентов.

Каждая из этих тем вполне может служить предметом дальнейших самостоятельных исследований.

Это ещё раз подтверждает актуальность и перспективность исследованных нами проблем совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. К проблеме педагогических умений.// Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. — М., 1972.-230 с.
  2. О.Л., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов. -М.: Просвещение, 1989.- 173 с.
  3. А.Л. Художественная резьба по дереву, кости и рогу./Учебное пособие для ПТУ. М.: Высшая школа, 1984. — 159 с.
  4. Активизация познавательной деятельности студентов. / Сборник научных трудов. Редактор Н. Д. Никандров. Л.: 1973. — 46- 57 с.
  5. Актуальные проблемы педагогики высшей школы и высшего педагогического образования // Известия Воронежского Госпединститута, том 165./ Отв. ред. проф. К. И. Васильев. — Воронеж: 1974. — 137 с.
  6. С.И., Григорьев П. М., Ростовцев А. Н. Технология конструкционных материалов. -М.: Просвещение, 1986. 303 с.
  7. Г. Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности. -Алматы: 1994. 131с.
  8. Н.И. Педагогическая практика студентов 1−4 курсов педагогических институтов без отрыва от учебных занятий./"Советская педагогика", 1960, № 7. 37−42с.
  9. Н.И. О методической подготовке студентов./"Советская педагогика", 1961, № 12. 56- 63 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний./"Вестник высшей школы", 1972, № 1, 42−56 с.
  11. Л.П., Муравьёв Е. М. Обработка конструкционных материалов./ Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1982. — 431с.
  12. С.М. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974, — 386 с.
  13. С.М. и др. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. 198 с.
  14. М.Ж. и др. Проблемно модельное обучение. Вопросы теории и технологии. — Алма — ата- Мектеп, 1980. — 224 с.
  15. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.- Педагогика, 1976. — 176 с.
  16. В.Г. Научно техническая революция, управление, образование — М.: Политиздат, 1972. — 413 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). — Ростов на Дону, 1972. -327 с.
  18. И.М., Берштейн Д. М. Актуальные вопросы методической подготовки руководителей научно — технического творчества учащихся. Проблемы методической подготовки учителя трудового обучения./ Сборник науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 44−53 с.
  19. P.A. и др. Математические модели планирования образования. -М.: Наука, 1972- 113 с.
  20. Г. И., Байиер У. Цели и критерии эффективности обучения./ «Советская педагогика», 1975, № 4. 22−29 с.
  21. B.C., Бажутин В. В., Лысцов H.A. Методические вопросы высшего инженерно — педагогического образования. Методология исследования инженерно — педагогического образования.// Сб. науч. тр. -Свердловск: СИПИ, 1987. 6 -17 с.
  22. Л.Ю. Графы и их применение. М.: 1979. — 143с.
  23. М.А. и др. Математические модели планирования образования. -М.: Наука, 1972- 113 с.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: 1977. -217 с.
  25. В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно — воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.- 141 с.
  26. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.- Изд. ЛПН РФСР, 1959. 324с.
  27. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков./ «Советская педагогика», 1955,№ 1, 37−44 с.
  28. С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание.1974. — 72 с.
  29. Ю.Л. и др. Технический справочник учителя труда. М.: Просвещение, 1980. -223 с.
  30. Васильева-Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда-М.: Просвещение. 1987.- 119 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов.// Под. ред. A.B. Петровского.- М.: 1973. 371 с.
  32. Вопросы содержания и организации педагогической практики студентов педвузов (материалы Всесоюзного совещания). Белгород, 1973.- 24−29с.
  33. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей.// Под. ред. А. И. Пискунова, М.: МГПИ, 1972. — 215 с.
  34. Вопросы индустриально — педагогического образования.// Сборник. М.: 1962. — 229 с.
  35. Вопросы методов педагогических исследований.// Сборник. Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: 1973. — 271 с.
  36. Вопросы профессиональной подготовки учителя.// Учёные записки Ивановского пединститута, том. 90. Иваново, 1973. — 217 с.
  37. Вопросы развития и модернизации образования (информация с VIII конференции Министров высшего образования социалистических стран). М.: Педагогика, 1975. — 281 с.
  38. Вопросы совершенствования профессионально педагогической подготовки будущего учителя.// Сборник. — Барнаул, 1973. — 146 с.
  39. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирования умственных действий и понятий». — М.: изд. МГУ, 1965. -167 с.
  40. Э.Л. Профессионально этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования — Владимир. 1973. — 215 с.
  41. Г. Л., Солодников H.H. Практикум по деревообработке. — М.: Просвещение, 1977. 83 с.
  42. Л.К. Самообразование старшеклассников в общеобразовательной школе.// Методическое пособие. Л.: 1974.- 224 с.
  43. Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М.: Высшая школа, 1972. — 184 с.
  44. Л.Л. Опыт построения методической подготовки учителей технологии. Реформа школы и совершенствование подготовки учителя труда, // Сборник науч. тр. Волгоград, 1987.-11−12 с.
  45. Л.М. Общеметодическая подготовка учителя труда. Проблемы методической подготовки учителя трудового обучения.// Сборник науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985, — 3−7 с.
  46. К. Изобразительное искусство Казахстан в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и технологии, (пединститут от автореф. дисс. д.п.н-М.: 1992.-29 с.)
  47. П.П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 1985. — 79 с.
  48. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.: ЛГУ, 1974.- 136 с.
  49. A.A. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов. — Алматы: Гылым, 1995.- 185 с.
  50. Т.А. Структурно системный подход к организации обучения. Вып. 1,2,3. М.: Знания, 1972, 1973.-383 с.
  51. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М.: 1964.-378 с.
  52. Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Душанбе, 2004.
  53. Закон Республики Таджикистан «О высшем профессиональном образовании и профессиональном послевузовском образовании». — Душанбе, 2003.
  54. . Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся. Душанбе, 2004.
  55. С. Труд основа гражданского воспитания молодёжи. -Душанбе: Сино, 1995.- 130 с.
  56. С., Лиферов Л. А., Шарапов Ш. Профессиональная ориентация школьников. Душанбе: Сино, 1997. — 60 с.
  57. В.А., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. -М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
  58. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: изд. МГУ, 1974, — 193 с.
  59. ИХ. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы. Дисс. докт. пед. наук.-Душанбе, 2000, — 385с.
  60. Л.Ф. Структура методики обучения как наука. М.: Педагогика, 1979.- 168 с.
  61. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  62. И.И. Дидактические основы учебного процесса высшей школе. Одесса, 1972. — 237 с.
  63. А.Г. Психология личности. Изд. 3- е, М.: Просвещение, 1970. -215 с.
  64. К.Б. Педагогика и дидактика суфизма. Душанбе, 2000.
  65. К.Б. История педагогической мысли таджикского народа, (на тадж.яз.). Душанбе: 1996.
  66. М.Ж. Проблемы профессионально методической подготовки учителей технологии. — Алматы: Рауан, 1996. — 326 с.
  67. Т.С. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). Л.: 1971. — 42 -48 с.
  68. Ю.А. Педагогический анализ учебно воспитательного процесса и управление школой. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  69. Конститутсия Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
  70. Концепция национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе: 1994.
  71. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях, 1970, № 2−12−24 с.
  72. В.П. Формирование профессионально методических умений при подготовке инженеров — педагогов. Автореферат дисс. канд.пед.наук. — Свердловск: 1991. — 19 с.
  73. Л.И. Столярные работы М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  74. В.П. Единство педагогической и методической подготовки инженера педагога. Методология исследования инженерно —педагогического образования.// Сборник науч. тр. — Свердловск: СИПИ, 1987.-59−61 с.
  75. В.А. Основы педагогической психологии М.: Просвещение, 1972.-447 с.
  76. М.А. Совершенствование учебного процесса и профессиональная подготовка учителя. Алма — ата: Мектеп, 1975. — 96 с.
  77. М.А. Методика измерения и оценки результатов труда педагогов (пособие «Стимул»). Алматы, 1993. — 23с.
  78. М.А. Дидактические проблемы формирования профессионально методических умений у будущего учителя. — автореф. док. дисс. Алма — ата, 1975. — 44с.
  79. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). Педагогика, 1975. — 225 с.
  80. B.C. Психолого педагогических основы детского изобразительного искусства.// «Творчество юных». — М.: Просвещение, 1972.-47−54 с.
  81. B.C. О формировании организаторских умений студентов в процессе педагогической практики.// Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. М, 1972.- 43−48 с.
  82. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- 186 с
  83. Н.В. Проблема стандартизации методов в педагогических исследованиях.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). Д.: 1971. — 33- 39с.
  84. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. 118 с.
  85. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Санкт — Петербург: НИИПТО, 2003. — 54 с.
  86. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 247 с.
  87. Н.В. Педагогическая теория и школьная практика. Минск. БГУ, 1978.-474−245с.
  88. Н.Л. Психология труда. М.: Уч. педгиз, 1963. — 273 с.
  89. Н.Л. Очерки педагогической психологии. М.: 1948. — 384 с.
  90. B.C. Некоторые актуальные вопросы предметной структуры содержания общего среднего образования./"Советская педагогика", 1973, № 3.-41−49 с.
  91. B.C., Сова А. Н., Кузнецова А. А. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. М.: 1977. -137 с.
  92. Р.Г. Методы обучения в школе. Алма — ата, 1958.-213 с.
  93. А.Н. Обучение как проблема психологии. //"Вопросы психологии", 1972,№ 9. 44 — 57 с.
  94. А.Н. Проблемы деятельности в психологии. М.,/ «Вопросы психологии», 1972, № 9. 44 — 57 с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972.
  96. И.П. Дидактические основы методов обучения. -М.: 1981.- 185с.
  97. .Ф. О системном подходе в психологии. «Вопросы психологии», 2/ 1975. 17 32 с.
  98. М. Современная дидактика, (на тадж. яз.). Душанбе, 2001. — 318 с.
  99. М. Педагогика милосердия. Душанбе, 1994. — 48с.
  100. М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе: изд.1. Дониш, 1997.- 150 с.
  101. М. Книга наставлений Аджама. Душанбе, 2004.1
  102. A.C. Требования к учителю трудового обучения.// Школа в производстве, 1964,№ 1. -66−69 с.
  103. ., Сангов Н., Рахимов С., Азизов А. Техника и обучение. -Душанбе: «Эр граф», 2011. — 280 с.
  104. В.Г. Некоторые пути повышения эффективности педагогической практики в педвузе.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). Л.: 1971.-43 -48 с.
  105. Т.Н., Буторина Т. С., Волков И. П. и др. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Сост. Маленкова Л.И.- Под ред. Мальковской. М.: Просвещение, 1983. — 184 с. — (Б-ка учителя труда).
  106. А. Начинаем мастерить из древесины./ Перевод с англ. В. М. Синюкова. М.: Просвещение, 1979. — 224 с.
  107. Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1978. -176 с.
  108. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 309 с.
  109. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.-475 с.
  110. Н.Ф., Мекейлюк Г. М. Методические рекомендации в помощь студентам и преподавателям педагогических институтов по организации непрерывной педагогической практики. Алма — ата: 1986. — 70 с.
  111. Методические рекомендации по разработке профессиограмм и педагогических кадров сферы производства. Л.: Мысль, 1979. — 47 с.
  112. П.Х., Рихак О. В. Обработка металла в школьных мастерских. — М.: Просвещение, 1991. 175 с.
  113. A.M. Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников. Душанбе: «ИРФОН», 2004, 258 с.
  114. Монументальное искусство Таджикистана./ Альбом. Составитель -автор С.Курбанов. Душанбе: 1989.-152с.
  115. И.Б. применение графов в разработке учебных планов и планирование учебного процесса.// «Советская педагогика», 1966, № 3.47−61 с.
  116. М.Н., Молодцов М. Т. Практикум в школьных мастерских. -М.: Просвещение, 1987. 272 с.
  117. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2003.
  118. Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан. -Душанбе.2006.
  119. .П., Корешков В. В. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. 164 с.
  120. H.JI. Активизация познавательной деятельности студентов. -Л.: изд. ЛГУ, 1973.-286 с.
  121. У.Н. Теория и практика подготовки учителей труда в истории советского педагогического образования. Ташкент: Фан, 1981. -94 с.
  122. Общетехническая и методическая подготовка будущего учителя труда.// Сборник науч. тр.- Ташкент: ТГПИ, 1986. 67с.
  123. Общая психология.// Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1976.- 407 с.
  124. A.A., Пучинский B.C. Сетевые методы планирования и организации учебного процесса. М.: Высшая школа, 1972. — 207 с.
  125. И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе.// «Советская педагогика», 1975,№ 2.-3 -17 с.
  126. .Jl. Профессионально техническое образование в зарубежных странах. — М.: высшая школа, 1969. — 224 с.
  127. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.// Сборник науч. тр. Под ред. Л. И. Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976, вып. 1. — 3 — 29 с.
  128. Основы профессиональной педагогики.//Под ред. Батышева и Шакорипецкого С. Л. М.: высшая школа, 1977. — 304 с.
  129. Основы художественного ремесла.// Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979, кн. 1,2. — 320 с.
  130. Основы вузовской педагогики./ Под ред. Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1972.-311с.
  131. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. Просвещение, 1983. — 608 с.
  132. Педагогика высшей школы./ Отв. Ред. Н. Л. Никандров. Л.: ЛГПИ, 1974, — 116 с.
  133. А.И. Основные проблемы и задачи исследований в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе.// Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. — М.: 1972.- 18 с.
  134. К.К. вопросы психологии труда. — М.: Медицина, изд.2 е, 1970.-218 с.
  135. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. 256 с.
  136. Политехническая подготовка школьников в процессе труда./Под ред. П. Р. Атутова. М.: педагогика, 1984.
  137. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников./ Под. ред. Шибанова A.A. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
  138. B.JI. Ставровский A.E. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: Просвещение, 1980. — 111с.
  139. В.Л. и др. Основы методики трудового профессионального обучения. М.: Просвещение, 1986. — 168 с.
  140. С.М. Декоративное оформительское искусство в школе. -М.: Просвещение, 1976. 136 с.
  141. Я.Л. Психология творчество мышления. М., 1960. — 264 с.
  142. Л.И. Технология отделки столярных изделий. М.: Высшая школа, 1983. — 288 с.
  143. Проблемы педагогической квалиметрии.// Сборник вып.1. М.: 1974. -174 с.
  144. Проблемы педагогического образования в капиталистических странах (США, Англия, Франция, ФРГ).// Сб. науч. тр. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1975.-77с.
  145. З.А., Жуков A.A. Подготовка специалистов по основам теории управляемого обучения (методические указания). Серпухов: 1968. — 56 с.
  146. Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. — М.: Просвещение, 1984, 175 с.
  147. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.- 239 с.
  148. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973. — 378 с.
  149. Н.Л., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы (методическая разработка). — Л.: 1971.-98 с.
  150. О. Трудовое обучение с применением национального декоративного прикладного искусства (Методическое пособие). -Алматы: Payan, 1993. — 141 с.
  151. H.H. О методике технологии педагогического труда и о педагогическом творчестве./ «Начальная школа», 1991, № 2. 17 — 23 с.
  152. А.П., Абдыкаримов Б. А. Научные основы профессионально -технической педагогики. Алматы: 1992. — 432 с.
  153. А.П. Пути профессионального становления учащейся молодёжи. М.: Высшая школа, 1988. — 240 с.
  154. А.Г. Педагогические основы использования искусства в подготовке будущего учителя. Ташкент: «Укитувчи», 1992. — 128 с.
  155. В.А. Профессиональная подготовка и формирование личности будущего учителя географии. — М.: 1974. 4 — 28 с.
  156. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы./ «Советская педагогика», 1973, № 5. 36 48 с.
  157. Е.О. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  158. Совершенствование содержания и процесса подготовки учителей труда./ Сб. науч. тр. Редколлегия Ю. К. Васильев и др. — М.: изд. АПН СССР, 1987.-86 с.
  159. А.Н. Самостоятельная работа студентов важнейший элемент современной подготовки учителя.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). — Л.: 1971.-17−21 с.
  160. H.A. Дипломные работы как средство улучшения подготовки учителей в педагогических институтах./ «Советская педагогика», 1965, № 5.
  161. A.M. Логическая структура учебного материала (вопросы дидактического анализа). М.: Педагогика, 1974. — 306 с.172
  162. Л.Ф. Профессиограмма как модель личности будущего педагога./ Пути совершенствования системы профессионально -педагогической направленности. Саратов: вып.5, 1977. — 55- 65 с.
  163. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — Санкт — Петербург: 1995.- 168 с.
  164. Н. и др. Управление, моделирование и прогнозирование. М: Экономика, 1972. —243 с.
  165. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972.-253 с.
  166. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе./ «Советская педагогика», 1973, № 7, 41 — 56 с.
  167. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-279 с.
  168. Л.Т. Информационно сематическая модель обучения. — Л.: ЛГУ, 1970.-147 с.
  169. А.И. Основные принципы классификации систем // Материалы к сипозиуму по логике науки. Киев, 1966. — 215 с.
  170. Л.В., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987.-80с.
  171. A.B. Художественная обработка металлов. М.: Просвещение, 1976. 74 с.
  172. Р.Х. Методические основы художественного образования и воспитания учащихся в узбекской школе. Ташкент: «Фан», 1990. — 215 с.
  173. A.C. Декоративно прикладное искусство в школе. — М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
  174. A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. — М.: Просвещение, 1977.- 175 с.
  175. Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. Алма — ата, Мектеп, 1984. — 115 с.
  176. JI.B. Деревообрабатывающие станки. М.: Высшая школа, 1987.-296 с.
  177. В.В. Психология трудового обучения. М.: Педагогика, 1969. -218 с.
  178. JI.JT. Использование сетевых графиков при планировании учебной деятельности./"Советская педагогика", 1971, № 4.
  179. .П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования. — М.: Высшая школа, 1975. 167 с.
  180. М.Л. Педагогические основы производственной практики учащихся профтехучилищ. — М.: Высшая школа, 1989. — 73 с.
  181. Ф., Каримова И. Х. Педагогика. (Курс лекций). Душанбе: «Ирфон», 2008. 284 с.
  182. Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1. Душанбе, «Ирфон», 2009. 459 с.
  183. Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 2. Душанбе, «Ирфон», 2010. 328 с.
  184. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Интегрированное обучение — основа развития и воспитания. Душанбе, Маориф, 1995. — 143 с.
  185. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Интегрированное обучение: проблемы, поиски и размышления: в 2 х частях. — Душанбе. 1999, 2000.
  186. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997. — 194 с.
  187. Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. дисс. док. пед. наук. Душанбе. 1997. — 48 с.
  188. Ш. А. Педагогическая система подготовки старшеклассников к труду в условиях Республики Таджикистан. Дисс. докт. пед.наук. Алма -ата, 1996.-356 с.
  189. H.A. Методика статической обработки и сравнительные оценки успеваемости при педагогических экспериментах. КВИРТУ, 1967.- 117 с.
  190. В.Е. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979. 303 с.
  191. В.М. Проблемное обучение как одно из условий формирования профессиональной направленности будущих учителей.// Проблемы высшего педагогического образования (материалы конференции). -JI.:1971. -46−54 с.
  192. A.M. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.// Психология труда и личности учителя. Л.: вып.1 1976.-3−29 с.
  193. Л.И. О взаимосвязи курсов психологии и методика преподавания учебного предмета в общеобразовательной школе в системе педагогического образования.// Научно теоретическая конференция JII’НИ им. А. И. Герцена. — Л.: Психология, 1967. 14 — 25 с.
  194. Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов./"Советская педагогика" 1975, № 2.-47- 60 с.
  195. Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. -Душанбе, 2002.
  196. Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации. Душанбе, 2003.
  197. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли. Душанбе, (20.04.2012), 63 с.
  198. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
Заполнить форму текущей работой