Типы и серии картин.
- 1. Праздничные.
- 2. Жизнь детей в игре и труде.
- 3. Жизнь взрослых в труде: 1) труд в быту; 2) ремесленный труд; 3) фабричный труд, фабрика, завод; 4) сельскохозяйственный труд.
- 4. Стройка. Жилище людей.
- 5. Обиход повседневной жизни (изображение отдельных предметов по категориям): 1) мебель, 2) посуда, 3) предметы жизненной обстановки, 4) платье, 5) белье, 6) обувь, 7) орудия труда.
- 6. Транспорт. Средства передвижения.
- 7. Природа. Времена года и их явления. Лес. Поле. ЛУГ. Огород. Вода (реки, озеро, и т. п.). Животные, домашние и дикие. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся, Насекомые. Мир растений — деревья и кусты, цветы, плоды, овощи, грибы.
Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.
По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития.
- 1) Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.
- 2) Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.
- 3) Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребёнок проявляет интерес и внимание.
- 4) Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно.
- 5) Воспитание наблюдательности и сознательности созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.
- 6) Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании воспитателем и детьми речевого общения.
- 7) Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против неё полукругом. Для показа необходима специальная палочка. Показывать пальцем не дозволяется.
- 8) Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.
Виды работы по картинам сводятся к следующему:
Номенклатура. Название: а) предметов и их частей, б) действий и состояний предметов, в) качеств и признаков предметов.
Описание. Перечисление качеств, признаков и состояний предметов.
Сравнение. Одновременное и параллельное описание двух и более предметов.
Описание картины. Выяснение момента, изображенного на картине.
Систематизация картин. Подбор мелких картинок по видам и категориям: животные, птицы, цветы, мебель и т. д.
Подбор картинок к теме.
Подбор картинок к стихам, рассказам.
Рассказ по картине (от 6 до 7 лет). Выяснение трех моментов: настоящего, представленного на картине, предшествовавшего и последующего — в их причинном и логическом взаимоотношении.