Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам в высшем военном учебном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определить педагогические условия, способствующие функционированию и развитию разрабатываемой модели системы патриотического воспитания: направленность содержания воспитания на формирование потребностей в самореализации сущностных патриотических характеристик личностиорганизация и координация усилий педагогов, направленных на развитие патриотической деятельности личности курсанта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам
    • 1. 1. Историко-педагогическое развитие патриотического воспитания военнослужащих в Российской Армии
    • 1. 2. Состояние проблемы патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения военно-специальным дисциплинам
    • 1. 3. Теоретико-методологические основания разработки модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам
    • 2. 1. Педагогические условия функционирования модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам
    • 2. 2. Критерии и показатели патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам
    • 2. 3. Особенности педагогической деятельности преподавателей по патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Экспериментальная проверка эффективности модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам
    • 3. 1. Задачи и методика проведения опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по третьей главе

Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам в высшем военном учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования в общественной жизни России за годы последнего десятилетия оказали существенное влияние на формирование новых потребностей общества, направленных на развитие личности, ее качеств, соответствующих требованиям динамично развивающегося общества.

В связи с этим основной целью правительственной стратегии модернизации образования является достижение нового качества образования — качества, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. Стратегия модернизации образования описана в целом ряде государственных документов последних лет: Национальная доктрина образования в Российской Федерации [136]- Федеральная программа развития образования 2001 — 2005 гг. [200]- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 годы) [157]- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [86]. Анализ этих документов показывает, какие новые социальные требования к системе российского образования предъявляет общество: «Вузы должны стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности: предприимчивости, способности принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способности к сотрудничеству, мобильности, динамизма, конструктивности, высокой ответственности за судьбу страны» [86, с. 29].

Модернизация высшей школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [86, с. 29]. Так, в Концепции подчеркивается, что «важнейшими задачами воспитания является формирование у обучаемых гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности и активной адаптации на рынке труда» [86].

Изменения в общественной жизни страны, связанные с социально-экономическими переменами, зеркально отразились, на состоянии дел в Вооруженных Силах, а социальные требования, предъявляемые обществом к системе российского образования, получили свое логическое продолжение в системе военного образования. С учетом нарастающих противоречий в Вооруженных Силах, связанных с социально-экономическими преобразованиями в обществе, а также с учетом изменений в военно-образовательной системе, вызванных наличием этих противоречий, на федеральном уровне была принята Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2010 года [88]. В частности, в ней сказано: «Основной целью реформирования системы военного образования считается — пополнение и улучшение качества профессионализма офицерского корпусавоспитание патриотизмаучёт приоритетов личности и её интересов при максимальном развитии способностей"[88, с. 6]. На первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса в военном вузе, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом патриотического воспитания, находиться в гуще образовательного процесса.

На основании данной концепции, с целью вычленения проблем военного образования из числа общих задач, стоящих перед Вооруженными Силами, а также для конкретизации поиска и определения путей решения данных проблем Министерством обороны Российской Федерации изданы соответствующие приказы: приказ Министра обороны Российской Федерации № 80 «Об утверждении руководства по организации работы военных вузов МО РФ» (2003 г.) [151]- приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.) [152]. Анализ данных документов подтвердил принятый рассматриваемой Концепцией курс на акцентирование внимания военно-образовательного процесса в Вооруженных Силах на формирование нравственно-патриотически воспитанной личности военнослужащего. Принятые на федеральном уровне Концепция военно-патриотического воспитания молодежи (1998 г.) [87], а затем Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 — 2005 годы» (2001 г.) [58] - прямое этому подтверждение.

В связи с вышесказанным перед системой военного образования в целом и перед каждым педагогом в частности стоит сложная задача, решение которой предполагает научную обоснованность подхода к её решению и вместе с тем наличие высокого уровня знаний и умений в военной науке и практике. В своё время над этой проблемой работали многие отечественные учёные. Большой вклад в организацию учебно-воспитательного процесса в Вооруженных Силах внесли военные ученые, среди которых особо следует отметить Д. И. Антипова, А. Б. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, Д. А. Волкогонова,.

A.Д. Глоточкина, П. Н. Гордова, Б. П. Груздева, В. П. Давыдова, В. Г. Демина, М. И. Дьяченко, А. Ф. Железняка, Н. С. Кравчуна, И. И. Малопурина, Ю. В. Минаева, С. С. Муцыпанова, А. И. Мещерякова, М. Д. Новожилова,.

B.И. Петрова, Я. В. Подоляк, Д. П. Познанского, В. М. Савка, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко, и многих других. Ими были разработаны теоретические и методологические основы организации процессов обучения и воспитания военнослужащих. Свой вклад в решение вопросов воспитания в процессе обучения военнослужащих внесли ученые-исследователи, среди которых В. А. Белевцев, Ю. М. Дедяев, А. В. Дудко, С. П. Желтобрюх, А. Ю. Кривицкий, Д. М. Нуждин, А. И. Сопочкин, В. Е. Уткин, Ш. Ш. Хайрулин, И. Н. Шкадов, Р. Г. Яновский и многие другие. В своих трудах эти учёные рассматривали не только вопросы профессиональной подготовленности, но и вопросы морального, нравственного и патриотического воспитания будущих офицеров. Они указывали на невозможность разделения профессионального, морально-нравственного и патриотического становления офицера.

На сегодняшний день для формирования и развития патриотических качеств личности в системе военного образования профессорско-преподавательскому составу военных вузов необходимо строить свою педагогическую деятельность на основе современных взглядов в педагогике, учитывая при моделировании и реализации учебно-воспитательного процесса те глобальные перемены, которые происходят в обществе и в системе образования России. К сожалению, эта работа в военных вузах на современном этапе сопряжена с наличием определенных трудностей, одной из которых является недостаточная разработанность теоретико-методологических основ патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения военно-специальным дисциплинам. Преподавание военных и военно-специальпых дисциплин в процентном отношении, в зависимости от профиля военного вуза, занимает от 40% до 50%, что позволяет сделать вывод о целесообразности поиска путей решения проблемы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их этим дисциплинам.

Учитывая новые, общественно-значимые тенденции формирования личности в обществе, в системе военно-профессиональной подготовки курсантов можно выделить следующие противоречия:

— между потребностью общества в личности с высокоразвитыми положительными общечеловеческими качествами, способной к самореализации и самоопределению во благо этого общества, и недостаточной теоретической и методологической разработанностью основ патриотического воспитания;

— между возрастающими потребностями в формировании патриотических качеств личности будущих офицеров и отсутствием инновационных подходов, ориентированных на повышение уровня патриотического воспитания курсантов;

— между возрастающей потребностью в самореализации личности в новой профессиональной среде и традиционной системой образования в военных вузах, направленной на формирование профессиональных качеств офицера.

Проблема исследования заключается в поиске путей преодоления указанных противоречий посредством разработки теоретико-методологического обеспечения процесса обучения курсантов военно-специальным дисциплинам в военных вузах, направленного на повышение качества патриотического воспитания курсантов с учетом новых, общественно значимых тенденций формирования личности в обществе и системе образования.

Актуальность темы

исследования обусловлена:

— требованиями Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2010 года о необходимости реформирования системы военного образования, пополнения и улучшения качества профессионализма офицерского корпусавоспитания чувства патриотизма у военнослужащих;

— необходимостью поиска педагогических подходов, направленных на повышение качества патриотического воспитания будущих офицеров в процессе обучения военно-специальным дисциплинам;

— недостаточной разработанностью методики патриотического воспитания курсантов в военных вузах.

Подготовка будущего офицера складывается не только из его профессиональных качеств и навыков, но и будущей жизненной морали, воспитания офицерской чести. Воспитание молодых офицеров сильными духом, высоконравственными, с развитым чувством патриотизма — одна из главных задач профессорско-преподавательского состава военного вуза. С учетом вышесказанного перед преподавателями военно-специальных дисциплин стоит сложная задача: не только подготовка офицера-профессионала, но и решение проблемы формирования патриотических качеств личности будущих командиров, привитие им соответствующих воспитательных навыков, использование и применение которых будет необходимо им в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Всё вышеизложенное определило выбор темы данного исследования -«Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам в высшем военном учебном заведении».

Цель исследования — разработка модели системы, способствующей патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам.

Объект исследования: военно-профессиональная подготовка курсантов в высшем военном учебном заведении.

Предмет исследования: процесс патриотического воспитания курсантов в ходе обучения их военно-специальным дисциплинам.

В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза.

Процесс патриотического воспитания курсантов в ходе обучения их военно-специальным дисциплинам окажется более успешным и результативным, если: разработать и реализовать на практике модель системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, включающую в себя взаимосвязанные компоненты: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный;

— определить педагогические условия, способствующие функционированию и развитию разрабатываемой модели системы патриотического воспитания: направленность содержания воспитания на формирование потребностей в самореализации сущностных патриотических характеристик личностиорганизация и координация усилий педагогов, направленных на развитие патриотической деятельности личности курсанта в образовательном процессепреемственность патриотического воспитания курсантов на различных этапах учебно-воспитательного процесса военного вузаопределить содержание деятельности преподавателей военно-специальных дисциплин по патриотическому воспитанию курсантов на основе гуманистического, аксиологического, системно-оптимизационного и личностно ориентированного подходов, позволяющих оптимально осуществлять связь между проектируемым и реальным учебно-воспитательным процессами.

Задачи исследования:

1. Анализ состояния проблемы патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения военно-специальным дисциплинам.

2. Определение теоретико-методологических подходов к разработке модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам.

3. Разработка модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам.

4. Определение педагогических условий, способствующих эффективному функционированию и развитию модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам.

5. Изучение особенностей педагогической деятельности преподавателей военно-специальных дисциплин, направленной на активизацию процесса патриотического воспитания курсантов.

6. Разработка учебно-методических рекомендаций способствующих патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— педагогическая концепция оптимизации современного высшего образования, в своей основе трактующая современное понимание человека как триединой сущности (совокупность материальных, духовных и соционормативных общественных отношений) (IO.K. Бабанский, М. С. Каган, П. И. Пидкасистый, А. В. Усова, В. А. Черкасов и другие);

— методологическая концепция системного подхода в педагогике (Ю.А. Конаржевский, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, В. В. Краевский, В. Н. Садовский и другие);

— теория гуманистической направленности воспитания личности (А.С. Бароненко, О. С. Газман, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Н. М. Яковлева и другие);

— теория личностно ориентированного подхода в процессе обучения и воспитания с учетом ее деятельности и взаимодействия с обществом (Н.А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, А.В. Муд-рик, В. А. Сластенин и другие);

— теория моделирования педагогических систем (В.П. Беспалько, Б. С. Грязнов, В. В. Давыдов, Е. П. Никитин, В. А. Штофф и другие) — педагогический принцип единства обучения и воспитания (А.В. Барабанщиков, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие);

— аксиологический подход в педагогических исследованиях (А.Ф. Ани-симов, Т. Н. Власова, Б. И. Додонов, М. С. Каган, В. А. Сластенин и другие);

— системно-оптимизационный подход как взаимосвязь ценностного, итеративного и комплексно-деятельностного подходов к образовательному процессу (Ю.К. Бабанский, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, В. А. Черкасов и другие).

Исследование строилось с учетом содержания директивных документов по реформированию государственного и военного образования, современных требований к демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в военных вузах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ научной литературы с целью выявления состояния проблемы патриотического воспитания в процессе обучения курсантов военно-специальным дисциплинам в военных вузаханализ учебно-воспитательных планов военно-специальных дисциплин, разработанности их воспитательных основ, целей и задач;

— изучение и обобщение педагогического опыта преподавателей кафедр военно-специальных дисциплин, работающих над усилением процесса патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения, с целью поиска путей решения данной проблемы;

— теоретическое моделирование системы патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения военно-специальным дисциплинам в военном вузе;

— методы анкетирования, тестирования и интервьюирования, собеседования, ранжирования участников исследования с целью выявления их мотивации к сотрудничеству и динамики изменения уровня развития патриотических качеств личности курсантов;

— педагогическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса, позволяющее изучать степень развития патриотических качеств личности курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам.

— педагогический эксперимент, результаты которого проверялись посредством использования непараметрических методов математической статистики, анализа, рефлексивного управления и самоуправления для обработки результатов эксперимента с целью оценки их достоверности.

Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2001 по 2005 годы.

Первый этап исследования (январь 2001 г. — январь 2002 г.) -проблемно-аналитический. Изучалось историко-педагогическое развитие проблемы патриотического воспитания курсантов военных вузов. Анализировалась научная литература по проблеме исследования, а также осуществлялось уточнение специфики обучения и воспитания курсантов в процессе изучения военно-специальных дисциплин в высших военных учебных заведениях. Разрабатывался понятийный аппарат, определялись основные цели и задачи исследования. Осуществлялся констатирующий этап эксперимента.

Второй этап исследования (февраль 2002 г. — декабрь 2003 г.) -поисково-экспериментальный. Продолжалась теоретическая разработка основной концепции исследования, направленной на создание модели воспитательной системы, способствующей развитию патриотических качеств личности курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам. Продолжалось уточнение понятийного аппарата по теме исследования и программы эксперимента. Осуществлялся пробный этап эксперимента. Осуществлялись теоретический и эмпирический анализ результатов пробного эксперимента. Выполнялась работа по написанию диссертации.

Третий этан исследования (январь 2004 г. — сентябрь 2005 г.) -формирующе-аналитический. Осуществлялся формирующий этап эксперимента. Проводилась корректировка методики проведения педагогического эксперимента, проверка эффективности разработанной модели воспитательной системы, завершение педагогического эксперимента с целью подтверждения положений исходной гипотезы и оценки достоверности экспериментальных результатов. Разрабатывались рекомендации для преподавателей военно-специальных дисциплин военных вузов по реализации разрабатываемой модели воспитательной системы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в практику обучения и завершение оформления диссертации.

Опытно-экспериментальная база. Работа по теме исследования осуществлялась на базе Челябинского высшего военного командного училища. В эксперименте приняли участие: курсантов — 241 человек, офицеров, проходящих службу по призыву — 127 человек, преподавателей военно-специальных дисциплин — 49 человек, офицеров экспертной группы — 16 человек, командиров курсантских подразделений — 32 человека. В ходе исследовательской работы велись активные консультации с воспитательным отделом и группой профессионального отбора данного военного вуза, а также с отделом общественных связей областного военного комиссариата.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. На основе гуманистического, аксиологического, системно-оптимизационного и личностно ориентированного подходов сконструирована, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам в военном вузе, состоящая из ценностно-целевого, субъект-субъектного, содержательного, процессуально-коммуникативного и диагностико-результативного компонентов.

2. На основе учета процессуально-содержательной составляющей моделируемой системы раскрывающей патриотическую ценность сущпостно-содержательного аспекта военно-специальных дисциплин осуществлен процесс активизации патриотического воспитания курсантов в ходе обучения их этим дисциплинам, обеспечивающий в свою очередь:

— создание педагогической технологии решения поставленной проблемы;

— разработку воспитательной системы, адекватной особенностям процесса патриотического воспитания обучаемых;

— повышение уровня развития патриотических качеств личности будущих офицеров.

3. Теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий функционирования и развития модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам:

— направленность содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющих на формирование у курсантов потребностей в самореализации сущностных патриотических характеристик личности;

— организация и координация усилий педагогов, направленных на развитие патриотической деятельности личности курсанта в образовательном процессе;

— преемственность патриотического воспитания курсантов на различных этапах учебно-воспитательного процесса военного вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в уточнении сущности понятия «процесс патриотического воспитания курсантов», его конкретизации применительно к обучению военно-специальным дисциплинамв обосновании целесообразности осуществления процесса патриотического воспитания курсантов в ходе обучения их военно-специальным дисциплинам в военном вузе на основе моделирования систем соответствующей воспитательной направленности;

— в определении методологически обоснованных подходов реализации разработанной модели системы патриотического воспитания в процессе преподавания других дисциплин в военном вузе, основанных на выявлении и использовании ценностно-значимой составляющей содержания изучаемых дисциплин;

— в расширении научных представлений о структуре и содержании процесса патриотического воспитания молодых офицеров и особенностях его осуществления в условиях высшего военного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию воспитания в процессе высшего военно-профессионально образования, а также развитию содержательно-технологического обеспечения процесса патриотического воспитания будущего офицера. Она определяется: 1) реализацией модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам в условиях учебно-воспитательного процесса в военном вузе- 2) определением и характеристикой критериев и уроьней оценки патриотических качеств личности курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам- 3) определением критериев отбора содержания учебного материала, способствующего патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, и возможности применения этих критериев в процессе изучения других дисциплин в военном вузе- 4) разработкой учебно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам. Предложенные методические рекомендации позволят осуществлять научно обоснованный отбор содержания учебного материала, способствующего патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, с учетом ценностной патриотической направленности содержания изучаемых предметов. Активное внедрение результатов исследования будет способствовать повышению качества подготовки преподавателей военно-специальных дисциплин к осуществлению патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их этим дисциплинам. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки офицерских кадров, а также при изучении дисциплин в системе боевой подготовки в войсках.

Достоверность результатов и обоснованность основных выводов исследования обеспечиваются использованием методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью выборки, проведением педагогического эксперимента в строго контролируемых условиях. Достоверность данного исследования также обеспечивается количественным и качественным анализом полученных данных с использованием методов непараметрической математической статистики, внутренней непротиворечивостью и взаимосоответсвием теоретических положений и эмпирических результатов исследования.

На защиту выносятся:

1. Модель системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, включающую в себя: взаимосвязанные компоненты: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагности-ко-результативный;

— содержание деятельности преподавателей военно-специальных дисциплин по патриотическому воспитанию курсантов, основанной на гуманистическом, аксиологическом, системно-оптимизационном и личностпо ориентированном подходах, позволяющих оптимально осуществлять связь между проектируемым и реальным учебно-воспитательным процессами.

2. Педагогические условия реализации модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам: направленность содержания воспитания на формирование потребностей в самореализации сущностных патриотических характеристик личностиорганизация и координация усилий педагогов, направленных на развитие патриотической деятельности личности курсанта в образовательном процессепреемственность патриотического воспитания курсантов на различных этапах учебно-воспитательного процесса военного вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— посредством публикаций материалов исследования в печати;

— в процессе выступлений на региональных межвузовских научно-практических конференциях: «Проблемы военной культуры и особенности их проявления в современном российском обществе» (Челябинск, ЧВВКУ (ВИ), 2003 — 2004 гг.) — «Проблемы сущности человека и типа личности», .Модернизация общего и профессионального образования" (Челябинск, ЧГПУ, 2002 — 2005 гг.) — «Современный военный институт: проблемы и пути развития» (Челябинск, ЧВВАИШ (ВИ), 2004 — 2005 гг.).

— в процессе выступлений на методических совещаниях руководящего состава Челябинского ВВКУ (ВИ), преподавателей и командиров курсантских подразделений (2000 — 2005 гг.), на ученых советах ЧВВКУ (ВИ) (2001 — 2005 гг.), а также на кафедре педагогики ЧГПУ.

Проблемы диссертационного исследования докладывались на заседаниях Управления образования Сухопутных войск Министерства Обороны РФ (2002, 2003гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Челябинском ВВКУ (ВИ), Челябинском ВВАКИУ (ВИ) и Челябинском ВВАУШ (ВИ) в период с 2004 по 2006 годы.

Структура диссертационного исследования определена задачами работы, логикой раскрытия темы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. Текст состоит из 166 страниц, 16 таблиц, 8 рисунков, 3 приложенийбиблиографический список содержит 231 наименование литературы.

Выводы по третьей главе.

Анализ результатов педагогического эксперимента позволил сделать следующие выводы:

1. Процесс патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам станет более эффективным при условии, если оно будет выступать в качестве составляющей учебно-воспитательного процесса военного вуза, в рамках которого функционирует модель системы патриотического воспитания.

2. Особенности педагогических условий патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам определены содержанием и специфичностью преподавания данных дисциплин, получивших соответствующий учет и отражение в содержании и основных положениях модели системы.

3. Критерии оценки уровня развития патриотических качеств личности курсантов апробированы, правильность их отбора подтверждена. Отобранный учебный материал, способствующий патриотическому воспитанию курсантов, оказался доступным для усвоения большей частью курсантов военных вузов.

4. Применение элементов содержания модели системы оказывает положительное влияние на образовательный уровень роста личности курсантов, а также на уровень сформированности патриотических качеств личности.

5. Качественная характеристика личности обучаемых курсантов в процессе применения модели системы существенно изменилась. Курсанты стали более требовательны к себе, их внутренний мир стал духовно богаче. Происходящие переоценки ценностей и взглядов обучаемых, стали оказывать влияние на формирование их жизненной позиции.

6. Апробация, разработанной модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам выявила её достаточную эффективность и практическую достоверность. Осуществляемые математические расчеты подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного теоретического и экспериментального этапов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены следующие основные научные результаты.

1. На основе теоретического анализа научно-методической литературы и исследований ученых-педагогов была выявлена многоаспектность подходов к решению проблемы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, выявлена необходимость ее дальнейшей разработки в условиях функционирования военного вуза.

2. В результате осуществления анализа ключевых понятий рассматриваемой проблемы, было выявлено, что патриотическое воспитание личности, является основой воспитания военнослужащих и основывается на историческом прошлом и культурном наследии нашего Отечества, любви и беззаветной преданности своему народу, готовности к его защите и служению интересам Родины.

3. Поиск решения проблемы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам с учетом парадиг-мально-концептуальных взглядов на оптимизацию образования целесообразно осуществлять через разработку модели системы патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их данным дисциплинам.

4. Модель системы патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения военно-специальным дисциплинам является сложным социально-педагогическим и психолого-педагогическим комплексом, отличающимся гуманистической направленностью, полиструктурностью компонентов и элементов, упорядоченностью в развитии.

5. Успешное использование модели системы предусматривает тщательный анализ содержания данной системы, подразделяющегося по своему процессуально-значимому предназначению на следующие компоненты: ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный и диагностико-результативный, применение содержания данных компонентов в сочетании с выявленными педагогическими условиями, максимально способствует решению рассматриваемой проблемы.

6. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, окажется более успешным, если оно будет строиться на основе гуманистического, системно-оптимизационного, аксиологического и личностно ориентированного подходов, когда происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, создаются условия для успешной самореализации личности курсантов, ориентированной на патриотические ценности.

7. Комплекс педагогических условий способствующих эффективному применению модели системы, основан на постоянной повседневной воспитательной деятельности со стороны педагогов-воспитателей. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам будет более эффективным, с обязательным использованием мероприятий соответствующей направленности, проводимых с участием курсантов в рамках повседневной деятельности в военном вузе.

8. Содержание процесса патриотического воспитания детерминировано требованиями общества к личности. В их составе могут быть требования базисные и требования, постоянно развивающиеся. Их дифференциация и диагностика отвечают задачам прикладного характера. Без этого аспекта решение задач патриотического воспитания было бы менее успешным. Аналитическая деятельность педагога позволяет иметь постоянную картину движения личности к желаемым результатам, а в случае необходимости — вносить коррективы в систему воспитания.

9. Целью патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам в стратегическом плане является создание условий становления и развития каждого обучаемого как социально-активной личности, формирование офицера с присущими ему развитыми патриотическими качествами.

10. Выдвинутая нами в начале педагогического исследования гипотеза полностью подтвердилась. Диссертационная работа не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать: внедрение и реализация разработанной модели системы в учебно-воспитательный процесс по изучению других дисциплин в военном вузе, обобщение воспитательной деятельности по реализации модели системы до уровня технологии организации воспитательной деятельности в масштабе военного вуза в целом, использование данной модели системы патриотического воспитания курсантов в практике массового обучения. Решение этих проблем составляет предмет наших дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Понятие личпостно ориентированного обучения //Завуч.1999. -№ 3.- С. 113−126.
  2. С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассниковкак направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород: ГПУ, 2003. — 212 с.
  3. С. В. Педагогические условия формирования нравственных качеств личности старшеклассника в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 196 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996. 494 с.
  5. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-230 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: КГУ, 1988. 239 с.
  7. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.:1. Мысль, 1988.-С. 15−45.
  8. JJ.M. Роль и место нравственного воспитания в системеформирования нового человека // Вопросы философии. -1977. № 1. С. 13−24.
  9. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382 с.
  10. Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.
  11. М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 312 с.
  14. А.В. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы. М.: Воениздат, 1985. — 235 с.
  15. А.В. О закономерностях военно-педагогического процесса.-М.: ВПА, 1967.-196 с.
  16. А.В. Психология воинского коллектива. М.: Воеииздат, 1967.-252 с.
  17. А.С. Проблема воспитания молодежи в современных условиях.
  18. В помощь учителю (педагогическая теория и практика). Челябинск: ЧелГУ, 2000.
  19. И.В. Педагогическая и практическая психология: Учеб. Пособие.
  20. Ростов Н/Д.: Феникс, 2000. 416 с.
  21. В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Дис. капд. пед. наук Ставрополь: СГУ, 2000. — 184 с.
  22. В. Г. Сочинения: В 6 т. М.: АН СССР, 1954. — Т.4. — 396 с.
  23. Н.А. Самопознание. М.: Лениздат, 1991. — 398 с.
  24. В.И. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский пединститут, 1977.-231 с.
  25. В.И. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1983, — 192 с.
  26. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: МГУ, 1999.-400 с.
  27. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис. док. пед. наук. — Казань, 1993. 322 с.
  28. К. Е. Прежде думай о Родине. М.: Воениздат, 1995. — 267 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-463 с.
  30. И.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории.
  31. М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  32. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Отв. ред. A.M. Прохоров. 5-еизд.-М.: Советская энциклопедия, 1970- 1978 гг.
  33. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17 — 24.
  34. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов Н/Д: РГПУ, 2000. — 352 с.
  35. В.В. Воспитательная роль учебного процесса в ввузе. Ярославль: ЯФВФЭУ, 1996. — 68 с.
  36. В.И. Профессионально-педагогическая этика преподавателя и некоторые вопросы воспитания его нравственных качеств. Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВУ МО, 1994.-С. 69 -78.
  37. И. М. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и условия управления. М.: Мысль, 1974. — 156 с.
  38. Взаимосвязь философского мировоззрения, веры в человека и его культуру, светской духовности основа образования XXI века / Под ред. В. А. Черкасова. Челябинск: ЧелГУ, 2000, — 224 с.
  39. Великие полководцы / Под ред. П. Р. Ляхова. М.: АСТРЕЛЬ, 2000. -479с.
  40. Т.Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитаниядуховности современных школьников. Дис. докт. пед. наук. Ростов н/Д: — 1999. — 366 с.
  41. Д.И. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников: Дис. докт. пед. наук. М.: МГУ, 1970. — 329 с.
  42. Военная педагогика: Учебное пособие. / А. И. Антипов, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов. М.: ВПА, 1987. — 375 с.
  43. Военная педагогика: Учеб. пособие для высших воен.-полит. училищ / Под. ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1973. — 367 с.
  44. Военная педагогика и психология. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. -М.: Воениздат, 1986.-241 с.
  45. Военная психология: Учеб. пособие / Феденко Н. Ф., Дьяченко М. К., и др.
  46. Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1988. — 334 с.
  47. Военная энциклопедия: В Ют.-СПб, 1912.-Т. 9.-705 с.
  48. Д.А. Личность военного руководителя. М.: Красная звезда, 1984.-375 с.
  49. Д.А. Методология идейного воспитания: Вопросы теории идейно-воспитательной работы в Вооруженных Силах. М.: Воениздат, 1980.-352 с.
  50. С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. — 368 с.
  51. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / В. Н. Баскаков, А. В. Барабанщиков. А. А. Братцев. М.: Воениздат. 1986. — 523 с.
  52. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. А. В. Усова, В. В. Завьялов. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  53. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АН СССР, 1956.-345 с.
  54. М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общей психологии»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М: Просвещение, 1986. 370 с.
  55. А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы. Монография. Челябинск: ЧГПУ, Факел, 1995. — 238 с.
  56. А.С. Теория и практика гражданского воспитания старшеклассников в процессе педагогической деятельности: Дис. докт. пед. паук. -Бирск: Бирский пединститут, 1994. -357 с.
  57. Г’ллкин М. Н. Новый путь современного офицера. М.: Воениздат, 1996.212с.
  58. И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Липецк: ЛГПУ, 2002.-174 с.
  59. Н.К. Армия и воспитание. М.: Воениздат, 1996. — 221 с.
  60. Н.К. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения.
  61. М.: Изд. АПН РСФСР, 1980. 376 с.
  62. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. М.: ВАП, 1973. — 173 с.
  63. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе.-М.: ВПА, 1983.- 125 с.
  64. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на2001 2005 годы» (февраль 2001 г.) // Воспитание школьников. — 2001. -№ 4.-С. 6−10.
  65. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1998.-214 с.
  66. .П. Дидактические проблемы военного образования. М.: БАТВ, 1995.-218 с.
  67. В.П. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. -М.: ВПА, 1977. 176 с.
  68. В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших учебных заведений в процессе обучения. М.: ВПА, 1975. — 193 с.
  69. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 2 т. М.:
  70. Русский язык, 1989. Т. 1. — 562 с.
  71. Ю.М. Близость офицеров к подчиненным. М.: Воениздат, 1988.284 с.вв. Демин В. Г. Проблемы развития обучения. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  72. .И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978.-350 с.
  73. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956. — 688 с.
  74. А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебныхзаведений: Дис. канд. пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 2002. — 197 с.
  75. Н.В. Повышение уровня нравственно-патриотических качествличности курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам: Учеб.-метод. пособие для вузов сухопутных войск. Челябинск: ЧВВКУ, 2005. — 128 с.
  76. С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: Дис. канд. пед. наук. Ярославль: ЯФВФЭУ, 1996.- 157 с.
  77. П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX XXстолетий (1881- 1903 гг.).-М.: Мысль, 1973.-374 с.
  78. Задачи нравственно-патриотического воспитания студентов и учащейся молодежи в современной России: Тезисы, доклады и сообщений Ш-й межвузовской научно-практической конференции. Челябинск: ЮУр-ГУ, 2001.-72 с.
  79. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. — 61с.
  80. Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.93 г. // Военное право. 1998. — № 4. — С. 8 — 19.
  81. Закон «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 03.03.95 г. //
  82. Военное право. 1999. — № 1. — С. 14 — 21.
  83. Закон «Об обороне» от 24.07.92 г. // Военно-правовое образование.1996. -№ 3. С. 5 -23.
  84. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога: Учеб. пособие. Свердловск: УрГУ, 1988. — 120 с.
  85. А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Педагогика.1992. № 11.-С. 22−26.
  86. О.И. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Просвещение, 1971.- 195 с.
  87. И.А. Нравственное развитие детей в процессе воспитания. Проблемы социалистической педагогики. М.: Просвещение, 1973. — 437 с.
  88. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода). М.:
  89. Политиздат. 1974. — 328 с.
  90. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основацелостного учебно-воспитательного процесса. -М.: Педагогика, 1993 — 75с.
  91. JJ.H. Цель и смысл жизни. Сочинения. М.: Наука, 1984. — 389 с.
  92. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. 2002. -№ 31. — С. 3 — 5.
  93. Концепции военно-патриотического воспитания молодежи от 06.03.98. // Ориентир. 1998. — № 4. — С. 28 — 31.
  94. Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2010 г. // Уральские военные вести. -2003. -№ 48. С. 4- 9.
  95. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 289 с.
  96. Коменскт7 Я. А. Материнская школа: Перевод с немецкого. //Избранные сочинения. В 2 т. — М. Просвещение, 1982. Т. 1. — С. 229 — 237.
  97. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. М.: Просвещение, 1970. — 268 с.
  98. В.М. Принципы нравственного формирования личности школьника. Активная позиция молодежи. -М.: Просвещение, 1980. 214 с.
  99. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1997.-200 с.
  100. И. М. Из опыта нравственного просвещения в средней школе— М.: Учпедгиз, 1958.-295с.
  101. Краткий педагогический словарь пропагандиста / Под ред. М. И. Колдоковой, А. С. Вишнековой. — М.: Политиздат, 1984. 319 с.
  102. А. Ю. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат. 1945.286 с.
  103. М.В., Шульгин В. Н. В борьбе за марксистскую педагогику.
  104. М.: Политиздат, 1929. 276 с.
  105. Н.К. Педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1964. -358с.
  106. Крупская Н. К Педагогические сочинения. В Ют. / Под ред. Н.К. Гончарова- М.: Педагогика, 1959. Т 2.
  107. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Культура, 1967. -291 с.
  108. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании / Под ред. А. И. Пискулова. М.: Педагогика, 1980. — 217 с.
  109. И.С. Методология исследования систем военного назначепия-М.: МО СССР, 1986.- 167 с.
  110. В.И. Избранные сочинения: В 10 т. М.: Политиздат, 1984 -1987гг.-Т. 3.-587 е.,
  111. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.-318 с.
  112. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-392 с.
  113. . Т. Функции воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  114. . Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -193с.
  115. .Т. Философия воспитания. Спецкурс: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Прометей, 1995. — 285 с.
  116. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  117. Л.С. Нравственное развитие личности: Методологические аспекты проблемы оптимизации. Челябинск: ЧелГУ, 1990. — 238 с.
  118. В.П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы: Дис. канд. пед. наук. М.: МГОУ, 2003. — 165 с.
  119. И.П. Межпредметные связи физики с военно-специальными и военно-техническими дисциплинами: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2002.-174 с.
  120. А.С. Сочинения: В 5 т. М.: АПН РСФСР, 1958. — т. 5.
  121. А.С. Сочинения: В 7 т. М.: АПН РСФСР, 1985 — 1987 гг. -т. 3.
  122. А. С. Трудовое воспитание. Минск, 1977. — 256 с.
  123. И.И. Психологические основы обучения танкистов. М.: Воениздат, 1973.- 198 с.
  124. В.Л. Педагогические основы изучения личности военнослужащего. Проблемы профотбора и профориентации. JL: ЛГУ, 1977. -110 с.
  125. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 8 т. М.: АПН РСФСР, 1964 -1968гг.-т. 1.
  126. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-251 с.
  127. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1980.- 183 с.
  128. И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности школьника // Советская педагогика. 1970. -№ 6. — С. 32 — 43.
  129. А. Г. Самореализация: Пер. с англ. // Тексты. М.: Просвещение, 1982.-132 с.
  130. А. Г. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г. А. Балла и др. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  131. С.Е. Первоосновы нравственности. Челябинск: ЧелГУ, 2004.- 104 с.
  132. Н.И. Патриотизм и интернационализм советского народа. -М.: МГУ, 1975.-416 с.
  133. А.И. Развитие психики в процессе формирования поведения. -М.: Педагогика, 1974. 325 с.
  134. Н.Н. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск: МГПУ, 1999.-221 с.
  135. Модернизация общего и профессионального образования: Мат. регион, науч.-практ. конф. (III Томинские чтения). Ч. II. Челябинск: ЧГПУ, 2005.-201 с.
  136. Э.И. Проблемы теории и методики воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1978.-200 с.
  137. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1990.-191 с.
  138. С.С. Проблемы педагогической культуры. М.: ОВА «Выстрел», 1980.-207 с.
  139. На службе отечеству: Об истории Российского государства и армии, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы/ Под ред. Н. Г. Белкова. Екатеринбург: Уральские военные вести, 1997.-279 с.
  140. Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика, 3-е изд. М.: BJIA-ДОС, 1998.-632 с.
  141. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990.-301 с.
  142. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. // Учительская газета. 2000. — № 43. — С.6 — 7.
  143. В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 85 с.
  144. Д.М. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза. Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. -208с.
  145. О воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения. А. В. Усова, З. А. Вологодская. Челябинск: ЧГПУ, 1999.-98 с.
  146. О долге и чести воинской в Российской армии, собрание материалов документов и статей / Под ред. Лобова В. Н. М.: Воениздат, 1981.- 365 с.
  147. С.И. «Словарь русского языка». Издание четвертое дополненное. М.: Русская академия наук, 2003.-941 с.
  148. Павловские среды: В 3 т.-М.: АН СССР, 1949.-Т. 3.-523 с.
  149. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое общество, 1996.-602 с.
  150. Педагогическая энциклопедия: В Ют. / Под ред. И. А. Каирова- М.: Согветская энциклопедия, 1965 -1967 гг.
  151. В. И. Священный долг Отчизну защищать. М.: Воениздат, 1990.-176 с.
  152. А.П. Воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассника в процессе изучения истории в современных условиях: Дис. канд. пед. наук. Казань: РАО. Институт среднего профессионального образования, 2002. — 184 с.
  153. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996. 432 с.
  154. Д.П. Использование войскового опыта в преподавании военной педагогики и психологии: Учебное пособие. М.: ВПА, 1975. -217с.
  155. Я. В. Личность и коллектив. М.: Воениздат, 1989. — 349 с.
  156. Приказ Министра обороны № 338 1998 года «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации» // Уральские военные вести. —1998. № 57. — С. 2 — 4.
  157. Приказ МО РФ № 80 от 12.03.03 г. «Об утверждении руководства по организации работы военных вузов МО РФ» // Уральские военные вести. -2003.-№ 36-С. 3−5.
  158. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11.03.2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» // Уральские военные вести. 2004. -№ 64. — С.2 — 6.
  159. Применение математической статистики в педагогическом исследовании. Грабарь М. И., Краснянская К. А. М.: Педагогика, 1977. -336 с.
  160. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Мысль, 1980. — 179 с.
  161. Проблема сущности человека и типа личности: Мат. II и III регион, межвуз. конф. / Гл. ред. В. В. Латюшин. Челябинск: ЧГПУ, 2003. -289с.
  162. Проблемы сущности человека и типа личности: Мат. IV регион, межвуз. конф. 17−19 апреля 2004. Челябинск: ЧГПУ, 2004. — 228 с.
  163. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы). // Учительская газета. — 2003. -№ 173. С. 2−4.
  164. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 -2001г. // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1. — С.236 -259.
  165. Психолого-педагогическое содействие самоопределению молодежи на военную службу: Метод, пособие. Н. В. Ермоленко, О. П. Бибик, В.II. Шипилов. Челябинск: ЧВВКУ, 2005. — 120 с.
  166. Развитие духовности школьника (аспект оптимизации светского образования). В. А. Черкасов, Т. Н. Фомина, Ш. Ш. Хайрулин. Челябинск: Чел-ГУ, 1993,-С. 34−38.
  167. Н.И. Психология личности. М.: Университет дружбы пародов, 1987.-540 с.
  168. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  169. C.JI. Основы общей психологии. JI.: ЛГУ, 1989. -486 с.
  170. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1981. -184 с.
  171. В.М. Педагогические проблемы совершенствования деятельности вузов по подготовке офицерских кадров. М.: Воениздат, 1993. — 198 с.
  172. В.Н. Системный подход: Предпосылки, проблемы, трудности- М.: Знание, 1969. 248 с.
  173. М. Г. Нравственно-правовое воспитание курсантов в военно-экономическом вузе. Дис.канд. пед. наук. Ярославский: ГПУ, 2001. -149 с.
  174. В.Д. Воинские ритуалы.-М.: Воениздат, 1981.-213 с.
  175. Г. Н. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  176. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -1994. -№ 5. С. 16−21.
  177. Системно-оптимизационный подход к построению методической службы. В. А. Черкасов, К. Г. Тротт, Т. Т. Кучина. Челябинск: ЧелГУ, 1991.-213 с.
  178. В.А. Гуманитарная парадигма педагогического образования // Магистр. 1994.-№ 6.-С. 14−18.
  179. МА.Сластенип В. А. Педагогический процесс как система. М.: Дом Магистр-Пресс, 2000. — 238 с.
  180. Смысл жизни и личность. А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение РАН, 1989. — 218 с.
  181. Социология: проблемы духовной жизни: Учеб. пособие по курсу социологии для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. Л.Н. Когана-Челябипск: ЧелГУ, 1992.-263 с.
  182. А.И. Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1998.- 189 с.
  183. Становление светской духовности как явления и понятия в истории развития философской мысли России / Проблема сущности человека и типа личности. В. В. Латюшин, В. А. Черкасов Челябинск, ЧГПУ, 2004.-218 с.
  184. Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. докт. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1999.-315 с.
  185. В.А. Избранное. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 324 с.
  186. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.-239 с.
  187. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.336 с.
  188. Сто великих битв / Отв. ред. А. И. Мячина. М.: Вече, 1998. — 632 с.
  189. Л.Д. Социальная психология. М.: Просвещение, 2001−546с.
  190. А.В. Полковое учреждение. М.: Воениздат, 1949. — 479 с.
  191. Творцы победы: От рядового до маршала. М.: Советская Россия, 1987.-320 с.
  192. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  193. Теория и практика воспитательной системы: В 2-х кн. /Под ред. Л. И. Новиковой и др.-М.: ИТПи МИО РАО, 1993.-Кн. 1.-349 с.
  194. К.А. Сборник статей. М.: Вестник высшей школы, 1967. -№ 6.
  195. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
  196. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. Т. И. Шаманова, Т. Д. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -384 с.
  197. Управление развитием инновационных процессов в системе современного образования / Под ред. В. А. Черкасова. Челябинск, ЧелГУ, 1997−179с.
  198. Условия реализации ценностного подхода к развитию духовности личности средствами образования/ Под ред. В. А. Черкасова. Челябинск:1. ЧелГУ, 1995.-228 с.
  199. А.В. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения. -Челябинск: ЧГПУ, 2004. 215 с.
  200. В.Е. Военно-патриотическое воспитание. Проблемы, содержание, методы. Казань: КФЧТИ, 2000. — 136 с.
  201. В.Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях: Дис. канд. пед. наук. Казань: КГПУ, 2000. — 195 с.
  202. К.Д. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Учпедгиз, 1950. — т. 2. -576 с.
  203. К.Д. Избранное. Педагогические произведения. Проблемы единства воспитания и обучения. М.: Просвещение, 1968. — 558 с.
  204. Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М.: ВПА, 1986.-228 с.
  205. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. -2000.-№ 12.-С. 3−70.
  206. Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М.: ОГИЗ, 1947,-402 с.
  207. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденция развития// Педагогика. 1999. — № 8. — С. 45 -53.
  208. Философский словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. М.: Просвещение, 1986.-354 с.
  209. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 837с.
  210. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991,-288 с.
  211. М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1984. — 412 с.
  212. Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПИ, 1996. — 160 с.
  213. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. 3-е изд. -М.: Юрист, 1997.-512 с.
  214. И.Ф. Педагогика: Курс лекций (для университетов и пединститутов). Мн.: БГУ, 1979. — 464 с.
  215. Чем заполнить духовный вакуум? Б. Каневский, П. Шебардин //Армия. -1993. -№ 3. С. 12−20.
  216. В.А. Комплексно-деятельностный подход в исследовании проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса. Проблемы формирования и развития личности. — Новосибирск, 1992, 116 с.
  217. В.А. Оптимизация методов и приёмов обучения в общеобразовательной школе. Иркутск. 1985. — 198 с.
  218. В.А. Прогностическая модель оптимизации учебно-воспитательного процесса. Оптимизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования целостной личности Новосибирск, 1995.-214с.
  219. Шаманова Т. И Управление образовательной системой: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  220. О. Р. Воспитание нравственности учащихся в процессе обучения физике. Челябинск: ЧГПУ, 2003. — 171 с.
  221. О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма, учащихся в процессе обучения физике. Монография. Челябинск: ЧГПУ, 2002.-155 с.
  222. О.Р. Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя физики: Теория и практика: Монография. Челябинск: ИИ-УМЦ «Образование», 2004. — 166 с.
  223. И.И. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. М.: Воениздат, 1976. — 325 с.
  224. В.А. Новое в новом: размышления о душе. М.: Юстас, 1994. -195 с.
  225. Р.Н. Ценностные ориентации физического образования // Педагогика, 2000. — № 9. — С. 37 — 42.
  226. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-144 с.
  227. Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология. -М.: Пед. общество России, 2000. 256 с.
  228. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки. -М.: Наука, 1978. -391 с.
  229. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  230. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  231. Н.М. Теория и практика педагогического творчества / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 68 с.
  232. И.О. Концепция педагогического проектирования: Монографические аспекты: Монография. М.: Центр АТиСО, 2002. — 194 с.
  233. Е.В. Педагогическая система с позиций системного подхода / Актуальные проблемы управления качеством образования. Челябинск: ЧГПУ, 2001. Выпуск 6. — С. 48 — 60.
  234. Е.В. Теория и практика внутривузовского управления качеством образования: Дис.док. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2000. -418 с.
  235. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988. — 188 с.
  236. Р.Г. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях. Новосибирск: Советский воин, 1975. — 210 с.183
Заполнить форму текущей работой