Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель дополнительного творческого образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Написание рефератов. Эта форма работы была выбрана для вовлечения в творческий процесс максимально возможного количества учащихся. В школе было объявлено, что любой ученик может работать над рефератом по интересующей его теме. Эта работа приобрела массовый характер. Более 400 учащихся 5—11-х классов выразили желание подготовить такой реферат. Необходимо признать, что эта форма не является… Читать ещё >

Модель дополнительного творческого образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Примером модели творческого дополнительного образования может служить система работы над развитием творческих способностей в школе-лаборатории № 1265 г. Москвы [152. С. 46].

В основе организации учебного процесса в школе лежит идея Д. Б. Богоявленской о связи творческой способности и личностных качеств человека. Только человек, проявляющий «надситуативную активность», способен быть творцом. Важное значение для проявления креативности имеет мотивация. Д. Б. Богоявленская считает, что общие и специальные способности проявляются только через мотивационную структуру личности, ее ценностные ориентации. Было выделено два типа мотивации, одна — познавательная — мотивация стимулирует творчество, другая — внешняя по отношению к процессу познания (например, стремление к успеху) — тормозит его. Рассмотрим формы работы, используемые в школе-лаборатории для работы с детьми.

1. Исследовательские объединения. В школе создана целая сеть таких объединений. Учащиеся имеют возможность выбора направления исследовательской работы, тему и способ продвижения в предмете. Эта форма работы противопоставляется ставшей традиционной форме усложнения и увеличения объема учебных программ, часто вызывающей не творчество, а перегрузку. Исследовательская деятельность призвана обеспечить более высокий уровень системности знаний.

Все педагоги в школе разделены по различным предметным кафедрам. Каждый педагог школы возглавляет межклассовые объединения — секции. К руководству такими секциями также привлекаются наиболее одаренные ученики. Они же являются руководителями классных исследовательских объединений по данному предмету. Таким образом, в процессе работы над одной проблемой могут участвовать учащиеся разных возрастов, перенося затем то, что наработано в межвозрастной группе, к себе в класс.

  • 2. Написание рефератов. Эта форма работы была выбрана для вовлечения в творческий процесс максимально возможного количества учащихся. В школе было объявлено, что любой ученик может работать над рефератом по интересующей его теме. Эта работа приобрела массовый характер. Более 400 учащихся 5—11-х классов выразили желание подготовить такой реферат. Необходимо признать, что эта форма не является основной в начальной школе. Однако в некоторых случаях учащиеся и начальной школы способны написать реферат-сочинение на интересующую их тему. Так, к примеру, учащиеся по системе Л. В. Занкова с первого класса пишут сочинения, часть из которых является, по сути, реферированием литературных источников с целью поиска интересных фактов и явлений. Такие рефераты-сочинения, конечно, не соответствуют всем требованиям к оформлению реферата, однако учат работать с литературой, развивают любознательность и интерес к печатным изданиям.
  • 3. Обсуждения и дискуссии по поводу рефератов. Большинство написанных рефератов обсуждались с согласия авторов. Для обсуждений характерны:
    • — межвозрастная аудитория;
    • — гуманистическая интонация;
    • — обоснованность возражений и тезисов автора.
  • 4. Рецензирование рефератов. Детское рецензирование позволяло проявить эрудицию и высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. По свидетельству авторов, модели рецензии, как правило, «. были бескомпромиссны и удивительно профессиональны» [152. С. 49]. В начальной школе рецензирование рефератов может быть организовано как групповая работа. Дети в этом случае могут обсуждать реферат либо фрагмент реферата по заранее обозначенным критериям. Их работа сводится к поиску показателей выделенных критериев, аргументации своей точки зрения. Когда происходит параллельный анализ одного реферата несколькими группами детей, то между ними возникает своего рода соревнование на поиск большего количества положительных и отрицательных отличительных особенностей.
В гимназии № 1543 г. Москвы также одним из главных направлений развития детей является «…подготовка своих воспитанников к творческому интеллектуальному труду» [152. С. 51]. Несмотря на то, что эта гимназия использует и целый ряд приемов работы следующей модели — обогащающего образования, она также дает много интересных форм для организации модели дополнительного образования. Во внеурочное время в гимназии используются самые разные формы работы с учащимися.
  • 5. Развитая система факультативных курсов и кружков (до 30 наименований). Учащиеся каждой параллели могут выбирать из 5—6 вариантов.
  • 6. Полевая практика. Проводится с учащимися биологических классов в каникулярное время. В период практики проводятся лабораторные занятия, экскурсии и самостоятельная исследовательская работа с наиболее сильными учащимися.
  • 7. Профильные летние практики. Проводятся с учащимися 10-х классов всех трех профилей в июне. Эта практика проводится на базе научноисследовательских институтов, музеев, архивов и т. д. В ходе практики учащиеся ведут исследовательскую работу, готовят доклад на конференцию в сентябре, пишут отчет по образцу научной статьи.
  • 8. Выездная зимняя междисциплинарная школа. Она работает в зимние каникулы на базе биологического института г. Пущино. Участникам зимней школы читаются лекции и проводятся семинарские занятия по междисциплинарным проблемам с приглашением ученых и специалистов института.
  • 9. Научно-исследовательская работа учащихся. Как правило, в эту работу вовлекаются ученики 9—11-х классов. Однако поскольку участие в данной работе добровольное, то иногда желание в ней участвовать высказывают и ученики 5—8-х классов. В начале учебного года ученик выбирает тему исследования и руководителя, вместе с которым они составляют программу исследования (определяют цель, предмет, гипотезу, этапы исследования). Работа выполняется в течение года, и итоги подводятся на традиционной общегимназической конференции. Учащиеся также готовят статьи в сборники ученических работ.
  • 10. «Погружение в культуру». Является основой воспитательной системы в гимназии. Проводится в два этапа. На первом этапе учащиеся посещают музеи, памятные места, спектакли, лекции, репетиции спектаклей и т. п. Одновременно идет подготовка помещений гимназии, создание имитированной среды. На втором этапе происходит погружение в имитированную среду в форме различных спектаклей, концертов, литературных салонов.
  • 11. Конкурсы творческих работ. Эти конкурсы (литературные, художественные и др.) связаны с основными событиями конкретного учебного года: День гимназии (декабрь), Ярмарка (февраль) и Весенний праздник культуры (май).

В целом система воспитательной работы нацеливает на приобретение навыков исследовательской деятельности и формирование чувства причастности к культуре и культурным ценностям. Развитие данной системы ее авторы видят в совершенствовании системы диагностики одаренности и организации индивидуальной психолого-педагогической помощи каждому одаренному учащемуся. Безусловно, перечисленные формы работ больше соответствуют возрастным особенностям учащихся средней и старшей школы. Однако некоторые из форм могут быть заимствованы и использованы для работы с младшими школьниками. Так, учащиеся начальной школы могут быть «погружены в культуру», что блестяще продемонстрировал С. Курганов в своей книге «Ребенок и взрослый в учебном диалоге».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой