Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
Диссертация
Повышению эффективности процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности способствует создание комплекс педагогических условий, включающий в себя: формирование инновационной направленности в преподавании информационных технологий студентам факультета иностранных языковобеспечение взаимосвязи всех… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научно-теоретические основы формирования готовности студентов факультетов иностранных языков к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности
- 1. Сущность и содержание понятия «готовность будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности»
- 2. Модель процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
- 3. Основные показатели и уровни готовности студентов факультета иностранных языков к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
- 1. Организация и содержание и опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов ФИЯ к применению информационных технологий в профессиональной деятельности
- 2. Педагогические условия совершенствования процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Абдуразаков М.М., Матросов В. Л. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования // Наука и современное общество. 2003. — № 1. — С. 3−7.
- Аверьянов Л.Я., Рунов А. В. Современные проблемы Интернет-обучения // Информатика и образование. 2003. — № 5. — С. 70−75.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Андреев А.А. Педагогика высшей школы (новый курс). М.: Московский международный институт экономики, финансов и права, 2002. — 264 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1994.-247 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 199 с.
- Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.-384 с.
- П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. 386 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 241 с.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94 с.
- Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. -157 с.
- Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995.- 141 с.
- Беликов В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем: Пособие для аспирантов и соискателей. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 40 с.
- Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41−45.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: ВГУ, 1983.- 175 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995.-336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 192с.
- Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. -№ 1. — С. 3−8.
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. — № 8. — С. 39−50.
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование // Информатика и образование. 1999. -№ 6. — С. 21−27.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды / Под редакцией Д. И. Фельдитейна. Воронеж: Институт практической психологии: НПО «Модэк», 1995. — 349 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Исаев Ю., Морозов В. В. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся старших классов средней школы. — М.: Просвещение, 1991. 179 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Петрунько А. В. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании // Подготовка специалиста в области образования. Р.: РГПУ, 1994. — С. 3240.
- Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. -2003.-№ 4.-С. 21−31.
- Везиров Т.Г., Раджабалиев Г. П. Основы компьютерных технологий. -Махачкала: ДГПУ, 2000. 70 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
- Воронин Ю.А. Компьютерные технологии в процессе предметной подготовке учителя // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 53−59.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
- Глушков В.М. Человек и вычислительная техника. Киев: Наукова думка, 1971.-295 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
- Гриценко В.И., Паныпин Б. Н. Информационная технология: Вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988. — 272 с.
- Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм их значение для современного образования //Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 175−180.
- Даль В.М. Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. М. И. Бодуэна де Куртене. в 4-х томах. — Т.2. — М.: Цитадель, 1998. — 1024 с.
- Данилевский И.Г., Петухов И. Л., Шабанов B.C. Информационная технология в промышленности. JL: Машиностроение, 1988. — 283 с.
- Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. — № 1 С. 65−73.
- Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 34−42.
- Демкин В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 127−129.
- Денисова A. JL, Молоткова Н. В. Концептуальные основы организации системы управления качеством образовательных услуг в условиях информатизации // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 124−127.
- Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных систем обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1997. — № 4. — С. 22−27.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1983. -340 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
- Ефимов О.В., Моисеев М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. М.: Наука, 1997. — 145 с.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2003. — 192 с.
- Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: введение в курс. Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под. ред. И. И. Горловой. Краснодар, 1996. — 274 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993.-219 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. -208 с.
- Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.: Союз, 2001. — 192 с.
- Кардашев В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
- Кирьякова А.В. Информатизация образования как педагогическая проблема в меняющемся мире // Материалы научно-методической конференции. Проблемы и практика дистанционного образования. Оренбург, 2000.-С. 56−63.
- Ковалева Е.А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. — 182 с.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
- Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы (Alma mater). 2002. — № 8. — С. 3−9.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 242с.
- Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. -М.: Госкомвуз, 1994. 108 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. -М.: Минобразования России. Проблемы информатизации высшей школы (спец. выпуск), 1998. 322 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ // Официальные документы в образовании. 2002 — № 4. — С. 3−31.
- Коцик A.M. Основные индикаторы использования ИКТ в европейском образовании // Информатика и образование. 2002. — № 8. — С. 43−52.
- Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. — № 4. — С. 21−27.
- Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: Дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. — 161 с.
- Кудрина Т.А. Религия в структуре информационной культуры // Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее. Между-нар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 11−14 сентября 1996 г. Тез. докл. Краснодар, 1996. — С. 36−41.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — JL: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.-144 с.
- Куписевич Ч., Янушкевич Ф. Технология обучения и ее влияние на модернизацию системы высшего образования в Польше // Современная высшая школа. Варшава, 1977. — № 1 (17). — С. 75−89.
- Кушинерко А.Г., Леонов А. Г. и др. Что такое Интернет? // Информатика и образование. 1998.-№ 5.-С. 91−100.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека. М.: Учпедизд, 1964.- 158 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975. — 328 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 523 с.
- Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореферат дисс .докт.пед.наук. -М., 1992. 39 с.
- Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 35 с.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982.-267 с.
- Маслыко Е.А. Проблемы компьютерного обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание. Минск: МГПИ, 1986. — С. 87−92.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения. М.: Педагогика, 1986. — 280с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986.-80 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
- Могилев А.В. Информатика: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К, Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 816 с.
- Мясницев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / Под редакцией А. А. Бодалева. М.: Воронеж: Институт практической психологии: НПО «Модэк», 1995. — 356 с.
- Небаба А.Н. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности (на примере изучения информатики в педагогическом вузе): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2003. -26 с.
- Николаева В.Д., Ушницкая В. В., Нестерова А. С. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку // Информатика и образование. 2003. — № 7. — С. 35−36.
- Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 32−38.
- Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах // Педагогика. -2001.-№ 5.-С. 87−90.
- Носенко Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе. М.: Высшая школа, 1988.-104 с. 94,Общая психология / Под редакцией А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-462 с.
- Павлова И.П. Объекты, способы и приемы контроля при программированном обучении // Объекты и формы контроля при обучении иностранным языкам. М.: МГПИИЯ, 1983. — Вып. 2231. — С. 14−32.
- Педагогика и психология высшей школы / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.-497 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2002. 512 с.
- Петрова Н.П. Новые технологии образования // Вестник России. 1996. -№ 1. — С. 85−86,154−162.
- Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языков. JL: ЛГУ, 1988.-236 с.
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. 1998. — № 5. — С. 6−11.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
- Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы их использования // Информатика и образование. 1991. — № 4 — С. 18−25.
- Романов Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-245 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.:Сов. энциклопедия, 1993.-Т. 1.-608 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / Сост., авт. Коммент. И послеслов. А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
- Ю.Рыжков М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 20−23.
- Ш. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореферат дис .докт. психол. наук. Новосибирск: НГПУ, 1998. — 68 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики//НТИ. Сер. 1. 1994. -№ 1.-С. 1−8.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование в России: традиции, проблемы, перспективы // Наука и школа. 1998. — № 2. — С. 14−27.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1998.-800 с.
- Словарь русского языка / Гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1981.-794 с.
- Смирнов Е.Н. О воспитании информационной культуры студентов вуза. -Л.: ЛГПИ, 1999.-54 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 224 с.
- Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1600 с.
- Специализация 30 109 Организация информатизации образования // Информатика и образование. — 2002. — № 4. — С. 5−11.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательных действий учащихся младшей школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Танглян С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. 1995. -№ 1. — С. 13−20.
- Тихонов Т.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 2−6.
- Толоконников А.Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руководителей и специалистов: Автореф. дисс .канд. пед. наук. Тольятти, 2000. — 21 с.
- Трутнев А.Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 194 с.
- ИО.Тыщенко О. Диалог компьютера и студента // Высшее образование в России. -2000.- № 6.-С. 120−121.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 171 с.
- Усова А.В., Бобров JI.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси: АНГВУЗ. ССР, 1961. 210 с.
- Фадеева В.В. Формирование информационно-компьютерной готовности будущих военно-морских специалистов: Автореф. дисс .канд. пед. наук. -М., 2000.- 16 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -39 с.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1972.-486 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под редакцией В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
- Фридланд А.Я. Основные понятия информатики: информация информационный процесс — информационная культура // Информатика и образование. — 2003. — № 7. — С. 121−124.
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: кн. для учителя: Пер. с. англ. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Харитонова JI.А. Создание информационной среды в процессе информатизации образования: Сб. науч. трудов студентов и преподавателей ФИЯ Linguarum Terra 2003. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — С. 69−75.
- Харитонова Л.А. Аспекты использования НИТ при обучении иностранным языкам // Международная научно-практическая конференция: Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде. Ч. 1. Чебоксары: ЧГУ, 2004.-С. 320−325.
- Харитонова Л.А. Информационная культура будущего учителя иностранного языка // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе / Под ред. Г. П. Захаровой, Л. М. Костиной. Чебоксары, 2004. — Выпуск II. — С. 269−272.
- Харитонова Л.А. К вопросу об использовании новых информационных технологий в обучении иностранным языкам / Язык. Коммуникация. Перевод: Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. — С. 203−207.
- Харитонова JI.А. Информационные технологии: понятийный аппарат // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. -Чебоксары: ЧГПУ, 2004. № 1(3). — Том 1. — С. 7−11.
- Харитонова Л.А. Использование новых информационных технологий в обучении иностранным языкам в школе: Программа спецкурса. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. — 23 с.
- Харитонова Л.А. Готовность будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. — № 2(4).- С. 120−125.
- Харитонова Л.А. Развитие творческого потенциала студентов ФИЯ в процессе использования информационных технологий // Педагогический процесс в условиях модернизации образования: Сб. научно-методических статей. М., 2005. — С. 221−225.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
- Чернилевский Д.В. Креативный подход к использованию компьютерной техники//Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 157−159.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии: в 2 ч. Ч. 1: Основы информатики и информационных технологий. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. — 320 с.
- Шмелева С.А. Информационно-коммуникационная подготовка студентов в вузах (на материалах естественнонаучных и правовых дисциплин): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Калининград, 2002. — 43 с.
- Штофф В.А. Современные проблемы методологии научного познания. -Л.: Знание, 1975.-40 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес школьников. Л.: ЛГУ, 1988. -208 с.
- Ядов В.Я. Методология и техника социологического исследования. -Тарту, 1996.-217 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Пр2освещение, 1969. — 317 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-402 с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. -Челябинск: Книга, 1991. — 123 с.
- Baudry М. L’ordinateur au service de l’apprentissage de l’ecrit // Ecriture, informatique, pedagogie. Paris: CNDP, 1987. — 64 p.
- Bork A. Computer in Education in the United States // Computers and Education!) Oxford, 1984.-Vol. 8.-№ 4.-P. 335−341.
- Guilford J. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. — 286 p.
- Hewer S. Communiquer par l’ordinateur // Nouvelles technologies et apprentissages des langues. Paris: EDICEF, 1988. — P. 30−38. .
- Holmes G. La visualisation de la grammaire fran9aise a l’ordinateur // Marche Romane. 1982. — № 32. — P. 7−16.
- Perez V. C. Internet au service des professeurs de fran9ais // Le fran9ais dans le monde. № 299. — Paris: hachette FLE, 1993. — 205p.
- Perez V. Cuisinons grace a l’internet // Le fran9ais dans le monde. -№ 312.2000. P. 24−25.
- Perez V. C. Le karaoke grace a l’internet // Le fran9ais dans le monde. № 312.-2000.-P. 27−29.
- Perez V. C. Exploiter ler ressources de l’internet en utilisant l’internet // Le fran9ais dans le monde. № 309. — 2000. — P. 21−23.
- Спецкурс «Использование информационных технологий в обучениииностранным языкам в школе"1. Тематический план1. Лекции
- Содержание лекций Количество часов
- Тема 1. Информатизация общества и системы образования 2
- Тема 2. Образовательные возможности информационных технологий 2
- Тема 3. Психолого-педагогические аспекты использования новых информационных технологий 2
- Тема 4. Создание среды учебного информационного взаимодействия на уроках иностранного языка 2
- Тема 5. Использование средств компьютерных коммуникаций в обучении иностранным языкам 2
- Тема 6. Учебный проект как форма работы на уроках иностранного языка 2
- Тема 7. Дидактические особенности электронного учебного курса 2
- Тема 8. Возможности информационных технологий по развитию творческих способностей школьников на уроках иностранного языка 21. Практические занятия
- Содержание практических занятий Количество часов
- Практическое занятие № 1. Основы обработки графических изображений 2
- Практическое занятие № 2. Работа с процессором MS Word. Основные операции с текстом 2
- Практическое занятие № 3. Работа с таблицами и рисунками в MS Word 2
- Практическое занятие № 4. Электронные таблицы (Microsoft Excel) 2
- Практическое занятие № 5. Подготовка презентаций (Microsoft PowerPoint). Разработка критерий оценивания мультимедийных презентаций. Демонстрация слайдов 2
- Практическое занятие № 6. Создание публикаций (Microsoft Publisher). Разработка критерий оценивания публикаций 2
- Практическое занятие № 7. Поиск в Интернете. Электронная почта. Электронные энциклопедии 2
- Практическое занятие № 8. Работа с мультимедийным учебником 2
- Захарова КГ. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003.-192с.
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 256с.
- Могилев А.В. Информатика: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К, Хеннера. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -816с.
- Берестова JI.M. Новые образовательные технологии в учебном процессе // Инновации в образовании. 2003. — № 2. — С. 76−78.
- Информационные технологии в образовании // Мир ПК. 2002. — С. 140 145.
- Красылъникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. — № 4. — С. 21−27.1. Вопросы по теме
- Каковы основные этапы информатизации образования?
- Каковы основные индикаторы использования новых информационныхтехнологий в европейском образовании?
- Раскройте основные положения концепции информатизации образования1. Российской Федерации.
- Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995.-336с.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003.-192с.
- Машбиц Е. К Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
- Могшее А.В. Информатика: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К, Хеннера. 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -816с.
- Психолого-педагогический словарь дл2я учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Изд-во „Феникс“, 1998. -544с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии образования: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: „Школа-пресс“, 1994.-205с.
- Воронин Ю.А. Компьютерные технологии в процессе предметной подготовке учителя // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 53−59.
- Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 27−33.
- Информационные технологии и гуманитарное образование: Сб. ст. Все-рос. науч.-метод. конф / ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 2003.-352с.
- Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 32−38.
- Рудакова Г., Якимов С. По информационным технологиям // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 124−128.1. Вопросы по теме
- Чем отличаются „информационные технологии обучения“ от „информационных технологий для обучения“?
- Каковы педагогические и методические цели использования информационных технологий в обучении иностранным языкам в школе?
- На каком уровне реализуются возможности информационных технологий в обучении иностранным языкам на современном этапе информатизации обучения?
- Каким образом с помощью информационных технологий реализуется коммуникативная направленность обучения иностранным языкам в школе?
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003.-192с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 325с.
- Кушнир А. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии. -1997.-№ 6.-С. 54−68.
- Мамбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 192с.
- Анисимова Н.С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46−50.
- Латышев B.JI. Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования // Информатика и образование. 2003. — № 6. — С. 113−116.
- Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (Круглый стол) // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 60−84.1. Вопросы по теме
- Что понимают под познавательной активностью учащихся?
- Каким образом информационные технологии влияют на развитие памяти учащихся?
- Может ли компьютер заменить учителя иностранного языка?
- Какую помощь могут оказать информационные технологии учителям иностранного языка?
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -192с.
- Башмаков М. И. Поздняков СЛ., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде сред // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 133 158.
- Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
- Прозорова Ю.А. Организация среды учебного информационного взаимодействия на базе Интернета // Информатика и образование. 2003. — № 3. — С. 63−66.
- Прозорова Ю.А., Касторнова В. А. Создание среды учебного информационного взаимодействия в компьютерных телеконференциях // Информатика и образование. 2003. — № 6. — С. 84−92.1. Вопросы по теме
- Каким образом происходит общение между компьютером, учеником и преподавателем?
- Как с помощью информационных технологий обеспечить возможность реализации каждым обучаемым индивидуальной образовательной траектории?
- Как осуществляется процесс обучения иностранным языкам в информационно-обучающей среде?
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -192с.
- Могилев А.В. Информатика: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- Под ред. Е. К, Хеннера. — 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -816с.
- Аверьянов Л.Я., РуновА.В. Современные проблемы Интернет-обучения // Информатика и образование. 2003. — № 5. — С. 70−75.
- Белкин П.Ю. Обучение поиску информации в Интернете // Информатика и образование. 2002. — № 5. — С. 55−61.
- Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 39−40.
- Коломиец В.А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2003. — № 1.-С. 21−26.
- Коптюг Н.М. Интернет проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. — С. 62−66.
- Николаева В.Д., Ушницкая В. В., Нестерова А. С. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку // Информатика и образование. 2003. — № 7. — С.1. Вопросы по теме
- Каковы основные технологии Интернет, которые можно использовать в обучении иностранным языкам?
- В чем заключается специфика технологий Интернет?
- Как используется электронная почта на уроках иностранного языка в школе?
- В чем заключается особенность асинхронной и синхронной коммуникационных сред?
- Карамышева Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.: Издательство „Союз“, 2001. — 192с.
- Шаталова Н. Проблема 2005. // Поиск. 2003. — № 42. 17 октября. — С. 5. С1. Вопросы по теме
- Какова методика организации и проведения учебного проекта?
- Как организовать мультимедийную презентацию в школе?
- Каковы основные пути использования электронных энциклопедий в деятельности обучающихся по проекту?
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -192с.
- Карамышева Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.: Издательство „Союз“, 2001. — 192с.
- Арапов М. Когда текст обретает смысл // Знание сила. — 2003. — № 1. — С. 47−51.
- Беспалько В.П. Образование с участием компьютеров. (Педагогика третьего тысячелетия): Учеб. метод, пособие. М.: Воронеж: НПО „МОДЗК“. — 2002. — 349с.
- Николаева В.Д., Ушницкая В. В., Нестерова А. С. Применение информаци-, онных технологий в обучении иностранному языку // Информатика и об' ' разование. 2003. — № 7. — С 27−30.
- Чуксина И.А. О некоторых особенностях электронного учебника по иностранному языку // Вестник Высшей школы (Alma mater). 2002. — № 9. -С. 55−56.1. Вопросы по теме
- Как соотносятся между собой понятия „электронный учебный курс“ и „автоматизированная обучающая система“?
- Для обеспечения каких видов учебной деятельности наиболее важны электронные учебные курсы?
- Какие функциональные блоки можно выделить в электронном учебном курсе?
- Каковы дидактические особенности и возможности гипертекстовых технологий?
- Тема 8. Возможности информационных технологий по развитию творческой активности школьников
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280с.
- V» • 2. Дмитриева О. Д. Развитие творческой активности детей в системе художественного воспитания // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2002. — № 3(27).-С.96−98.
- Павлов В.И. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся / В. И. Павлов. Чебоксары: ЧГПУ, 1999. — 166с.
- Назовите подходы к стимулированию и развитию творческой активности учащихся в процессе изучения иностранного языка с помощью информационных технологий?2
- Что такое «дивергентное мышление» и чем оно характеризуется?1. Практические занятия
- Практическое занятие № 2. <, Работа с процессором MS WordiVt47 основные операции с текстом- создание, загрузка и сохранение файлов- набор, оформление текстов на иностранном языке
- Взаимоотношения в семье, со сверстниками и взрослыми3. Учеба и выбор профессии
- Проблемы свободного времени
- Здоровый образ жизни, спорт
- Международные молодежные контакты
- Города (села) своей страны и стран изучаемого языка и их достопримечательности (музеи, театры, кино, выставки)8. Путешествие9. Покупки
- Средства массовой информации П. Молодежная мода
- Праздники знаменательные даты13. Природа и экология14. Деятели культуры и науки
- Сведения о культуре страны изучаемого языка и их вклад в мировую культуру
- Географические и природные условия стран изучаемого языка 17. Организация быта и досуга в странах изучаемого языка
- Общие сведения о системе образования в странах изучаемого языка1. Анкета для преподавателей1. Уважаемый коллега!
- Обращаемся к Вам с просьбой ответить на предложенные вопросы. 1. Считаете ли Вы необходимым включение средств информационных технологий в содержание обучения будущих учителей иностранных языков?
- Используете ли Вы средства информационных технологий в учебном ро-цесе?
- Чем Вы руководствуетесь, включая информационные технологии в учебный процесс? а) возможностью профессионального роста студентов-в) желанием повысить мотивацию и познавательную активность студентов-1. С)
- Какие средства информационных технологий Вы чаще всего используете в учебном процессе?
- Считаете ли Вы, что студенты, будущие учителя иностранных языков, будут использовать информационные технологии в их профессиональной деятельности?
- Анкета для учителей иностранных языков1. Уважаемый коллега!
- Обращаемся к Вам с просьб2ой ответить на предложенные вопросы. Ответив на них, Вы можете улучшить работу факультета иностранных языков. Заранее благодарны.1. Ф.И.О.2. Ваш стаж в школе.
- Какое высшее учебное заведение Вы закончили?
- Изучали ли Вы в вузе информационные технологии и возможности их применения в вашей профессиональной деятельности?
- Какие цели Вы ставите перед собой, используя средства информационных технологий на уроках иностранного языка?
- Помогает ли Вам использование средств информационных технологий в Вашей профессиональной деятельности? Если нет, назовите причину.
- Как часто Вы применяете средства информационных технологий в учебном процессе? а) не применяю в) редко с) часто
- Вы освоили компьютер самостоятельно? а) самостоятельноб) на курсахс) с помощью друзей
- Ваши пожелания по улучшению преподавания иностранных языков с помощью компьютера.1. Анкета для студентов 1
- Ваше отношение к информационным технологиям.
- Как Вы считаете, с какой целью средства информационных технологий должны использоваться на занятиях по иностранному языку?
- Должен ли будущий специалист иностранных языков использовать средства информационных технологий в своей профессиональной деятельности?2
- На каком этапе изучения иностранного языка нужно начинать использовать средства информационных технологий?
- Способствует ли решению воспитательных задач применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе? Если да, то каких?
- Какие, на Ваш взгляд, проблемы связанны с внедрением средств информационных технологий в учебно-воспитательный процесс?
- Для осуществления каких видов работы Вы применяете средства информационных технологий?
- Какие информационные технологии Вы чаще всего выбираете для осуществления разных видов работ при изучении иностранных языков?
- Готовы ли Вы использовать средства информационных технологий в Вашей будущей профессиональной деятельности?
- Помогут ли Вам знания информационных технологий в Вашей будущей работе учителя?1. Анкета для студентов 21. Фамилия ИмяОтчество1. ОтделениеКурсГруппа
- Как Вы оцениваете свои навыки работы с персональным компьютером? а) владею достаточно уверенно-б) имею первичные навыки-с) пока испытываю некоторые затруднения.
- Имеете ли Вы дома персональный компьютер? а) имею-в) не имею-с) собираюсь завести.
- Давно ли Вы работаете в Интернете? а) давно-в) недавно-с) не работаю совсем.
- Следите ли Вы за новинками в области информационных технологий? а) да- в) нет.1. ТЕСТ
- ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИпо В.И. Андрееву)
- В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.
- Однако следует помнить, что все оценки относительны. При самооценке мысленно представьте себе наивысший (4-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.
- Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
- Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы — генератор идей?
- В какой степени вы относите себя к людям решительным?
- В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
- Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?
- Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
- Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
- Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
- Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?
- Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
- Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
- В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
- Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?
- Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
- Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?
- Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
- Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
- Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?
- По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь.
- Кроме того, вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.
- Суммарное число баллов Уровень творческогопотенциала личности18.54рецептивный уровень55.84репродуктивный уровень114.85продуктивный уровень115.162творческий уровень
- Отметьте ваше согласие знаком «+ «или несогласие знаком «- «с нижеследующими утверждениями. Текст опросника:
- Лучшая атмосфера на занятии атмосфера свободных высказываний.
- Обычно я работаю с большим напряжением.
- У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
- Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.
- Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
- Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
- Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
- Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
- Большое удовольствие мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
- Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.11 .Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
- Я твердо уверен в правильности выбора профессии.13.0т каких присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
- М.При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты галки, записи, формулы).
- Самое замечательное время жизни студенческие годы.
- У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
- Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
- При возможности я поступил бы в другой вуз.
- Я обычно в начале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.
- Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.21 .Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
- Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
- Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
- Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
- Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
- У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
- Жизнь для меня всегда связана с необычайным напряжением.
- Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
- Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
- Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.
- Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.
- Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
- Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
- Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
- Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
- Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
- Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
- Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
- Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
- Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей специальности.
- Меня весьма тревожат возможные неудачи.
- Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
- Мой выбор данного вуза окончателен.
- Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.
- Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.
- У меня обычно ровное и хорошее настроение.
- Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
- До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
- Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
- Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.
- Обработка результатов. Ключ к опроснику.
- Шкала «приобретения знаний» за согласие («+ «) с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла- по п. 17 — 3,6 балла- по п. 26 — 2,4 балла- за несогласие («- «) с утверждением по п. 28 — 1,2 балла- по п. 42 — 1,8 балла. Максимум — 12,6 балла.
- Шкала «овладение профессией» за согласие по п. 9 — 1 балл- по п. 31 — 2 балла- по п. 33 — 2 балла, по п. 43 — 3 балла- по п. 48 — 1 балл и по п. 49 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.
- Шкала «получение диплома» за несогласие по п. 11 — 3,5 балла- за согласие по п. 24 — 2, 5 балла- по п. 35 — 1,5 балла- по п. 38 — 1.5 балла и по п. 44 — 1 балл. Максимум 10 баллов.
- Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.1. Выводы.
- Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствуют об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.1. ЯI• !ч. < штш