Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль вузов современного образца в развитии территории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другим аспектом взаимодействия с территорией является разработка и реализация совместных проектов Данная деятельность больше связана с реализацией научного как исследовательского, так и прикладного потенциала вуза. Такие проекты могут быть направлены на выявление и решение непосредственных проблем территории. К ним можно отнести проведение социальных исследований, разработку прикладных проектов… Читать ещё >

Роль вузов современного образца в развитии территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

университет устойчивый созидательный Образовательное учреждение не может существовать в отрыве от окружающей его среды, как социальной, так и физической. С одной стороны, взаимодействие с местным сообществом является неотъемлемой частью его функционирования. Вуз коммуницирует с внешней средой в своей повседневной деятельности. Например, организация питания, как правило, отдана на аутсорсинг специализированной компании. Поварами являются специально нанятые сотрудники, которые не имеют никакого прямого отношения к функционированию вуза, ежедневно производится закупка продуктов для приготовления и вывоз отходов. Конечно, эти процессы находятся в ведении аутсорсинговой компании, но при этом продукты и люди все-таки приходят из внешней среды. Кроме того, вуз является крупным инфраструктурным объектом. Кампусы интегрированы в городскую среду, а студенты, перемещающиеся между ними, задают определенные транспортные потоки. Например, для того, чтобы студенты СПбГУ, живущие в общежитиях Петергофе, могли добираться до занятий на городских факультетах был разработан и запущен дополнительный автобусный маршрут.

С другой стороны, большинство учебных программ предполагает, что студенты должны проходить учебную, производственную и педагогическую практики. В таком случае, вуз должен заключать с организациями определенные соглашения, делающие возможными такое сотрудничество…

Таким образом, можно наблюдать как прямое, так и косвенное «вынужденное» взаимодействие с окружающей средой. Такое взаимодействие по большей части относится к материально-технической части вуза.

Другим аспектом взаимодействия с территорией является разработка и реализация совместных проектов Данная деятельность больше связана с реализацией научного как исследовательского, так и прикладного потенциала вуза. Такие проекты могут быть направлены на выявление и решение непосредственных проблем территории. К ним можно отнести проведение социальных исследований, разработку прикладных проектов по договоренности с местной администрацией. В качестве примера можно привести проект по экологическому просвещению, реализованный в 2007 году студентами кафедры Экологической безопасности и устойчивого развития регионов совместно с администрацией МО № 8 Василеостровского района.

Кроме того, образовательные учреждения нацелены на развитие научных школ, для чего на площадках вузов периодически проводятся разнообразные научно-практические мероприятия: конференции, симпозиумы, форумы и т. д. На такие мероприятия также привлекаются внутренние и внешние ресурсы вуза: помещения, волонтеры из числа студентов для помощи в проведении, участники из числа обучающихся и профессорско-преподавательского состава, инженерно-технические сотрудники и администрация ответственная за проведение мероприятий; часто привлекаются внешние эксперты и представители научных школ из других образовательных и научно-исследовательских организаций. В зависимости от тематики мероприятия, в нем так же могут принимать участие представители бизнеса и власти. Основной целью таких мероприятий является обсуждение каких-либо научных или прикладных исследований, обмен опытом, презентация новейших разработок в заявленной отрасли.

Более современной тенденцией является проведение открытых публичных мероприятий, связанных с популяризацией науки. Примерами таких мероприятий могут стать фестиваль науки и техники «Полифест», проводимый СПБПУ Петра Великого; лекторий «Открытый Университет», являющийся совместным проектом Университета ИТМО, Европейского Университета, Политехнического университета и Новой Сцены Александринского театра. Более локальными примерами являются ежегодно проходящий в Институте Наук о Земле СПбГУ цикл лекций «Многоликая ГЕО» и цикл лекций «Открытый Философский факультет». Основной целью таких мероприятий является популяризация науки для широкой аудитории, они рассчитаны больше на внешних слушателей и студентов других вузов, чем на собственных студентов. Отличительной чертой для подобных мероприятий является не только свободный вход, но то, что многие из них проводятся вне стен университета, что так же является интеграцией в окружающую среду.

Однако, такое взаимодействие является, хоть и периодическим, но бессистемным и не комплексным. Оно позволяет решить лишь точечные проблемы территории. В таком случае деятельность вуза направлена на то, чтобы достигнуть собственных целей, среди которых привлечение дополнительного спонсорского финансирования, повышение имиджа вуза, привлечение студентов, улучшение количественных показателей, что способствует в больше степени развитию вуза, чем территории.

Таким образом, несмотря на то, что вузы аккумулируют в себе инновации и знания, необходимые для эффективного принятия управленческих решений, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов и сохранение природных богатств, их потенциал для недостаточно эффективно используется для решения практических проблем развития.

Пути и методы работы с территорией, которые в настоящее время используются российскими вузами можно назвать несостоятельными. Это доказывается в результате изучения территории экспертными командами.

Одним из ярких примеров является опыт Устьянского района Архангельской области. Работа на данной территории ведется экспертами в области устойчивого развития из числа студентов, аспирантов и преподавателей кафедры Экологической безопасности и устойчивого развития регионов СПбГУ с 2012 года. Работа на территории Устьян началась, когда администрация района обратилась в СПбГУ за помощью в решении проблем территории.

В ходе исследования было выявлено что, с точки зрения социально-экономического развития район можно назвать упадочным. Основной отраслью экономики является лесная промышленность. Наблюдается сильный отток населения и нехватка высоквалифицированных кадров.

Суть процессов устойчивого развития территории заключается в том, что на территории создается местная команда инициаторов, которые при поддержке внешних экспертов выявляет и способствует решению проблем территории. Дальнейшее развитие территории основывается на принципах самоорганизации местных сообществ. Одним из ядер развития территории могут быть образовательные учреждения, находящиеся непосредственно на этой территории. В таком случае вся деятельность образовательного учреждения должна быть устремлена на развитие потенциала территории. Вуз должен способствовать разработке и реализации проектов, инициируемых жителями территории. Однако, вузы современного образца стремятся к решению только своих собственных задач и проблем, что видно из анализа стратегий развития. Такое поведение образовательных учреждений не способствует устойчивому развитию территории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой