Информационные технологии и проблема здоровья
Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот… Читать ещё >
Информационные технологии и проблема здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.
Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
Использование ТСО в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты позже обычного. Использование ТСО в интервалах 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35 минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.
Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость.
При монотонном использовании одного средства нового материала у учащихся уже к 30 минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение.
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет: для учащихся начальной школы — 10−15 минут, средней ступени — 20 — 25 минут, старшей ступени — 30 минут.
Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120, 200 минут.
Поэтому, чтобы исключить переутомляемость учащихся на уроках с использованием информационных технологий, следует обязательно включать в план урока различные упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером или мультимедиапроектором.
Например:
Упражнения для глаз:
- 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1−4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1−6. Повторить 4 — 5 раз.
- 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1−4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 -6. Повторить 4 — 5 раз.
Упражнения для снятия общего напряжения:
- 1. Исходное положение — ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты. На счет «раз» — «удар» правой рукой вперед с поворотом туловища налево, «два» — и.п. затем то же в другую сторону. Повторить 6−8 раз. Дыхание не задерживать.
- 2. И.П. — руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. Руки вверх, завести за голову и.п. Повторить 4−6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
Для снятия утомления плечевого пояса и рук.
1)На счет «раз» — руки вперед, ладони внизу, на счет «два» — «четыре» — зигзагообразные движения руками в стороны. На счет «пять» — «шесть» — руки вперед, на «семь» — «восемь» — руки расслабленно вниз. Повторить 4 -6 раз. Темп средний.
И так далее.