Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения занятия: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей. Она проводится при проектировании каждого конкретного занятия на основе предварительного системного планирования. Определение начальных условий оказывает существенное влияние на поставку целей и задач занятия, которые учителю придется решать в ходе занятия. Диагностика проводится по трем основным направлениям, которые присутствуют в учебно-воспитательном процессе в целом и на каждом занятии в частности — обучение, воспитание, развитие.
С точки зрения достижения образовательных целей необходимо понять:
- — что знают ученики (уровень обученности);
- — какими умениями и навыками они уже владеют;
- — как имеющиеся знания и умения учеников соотносятся с характером нового учебного материала, его особенностями;
- — имеет ли новый материал практическую значимость для учащихся.
Осуществление воспитательных целей требует знания:
- — норм и ценностей, сформированных у учащихся;
- — их отношения к изучаемому предмету;
- — предпочитаемых видов работы на уроке (индивидуальная, коллективная, групповая);
Для реализации развивающих целей следует диагностировать:
- — уровень развития познавательных процессов (наглядно-образного, абстрактно-теоретического, логического, мышления учащихся и т. д.);
- — их готовность к самостоятельной, творческой деятельности;
— развитие общеучебных умений (работа с текстом (чтение, умение определить главное, умение выделить логические связи), письмо, слушание, умение ставить вопросы и т. д.).
Данная работа позволит уточнить цели занятия, выстроить систему задач как путь к достижению целей и организовать при необходимости дополнительную работу с учебным материалом (повторение опорных знаний, выделение основного, актуализация собственных знаний учеников, чтобы они были готовы к восприятию нового). Диагностика создаст базу для определения структуры урока, затрат времени на повторение, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
Кроме этого необходимо изучить информационные, материальные, социальные ресурсы для освоения учебного предмета, что позволит определить и создать в дальнейшем необходимые условия для достижения образовательных результатов.