Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования разработаны следующие компоненты технологии реализации программы адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания: учет морфо-функциональных и психофизиологических особенностей развития детей данного возрастаобеспечение первоклассникам преодоление школьного адаптационного синдромаакцентирование внимания на развитие способностей, наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки адаптации детей к обучению в школе средствами физического воспитания
    • 1. 1. Особенности адаптации первоклассников к школе
    • 1. 2. Физическое воспитание как средство адаптации детей к школе
    • 1. 3. Программный подход к адаптации первоклассников к образовательному процессу школы средствами физической культуры
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности программы адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания
    • 2. 1. Реализация программы адаптации детей к школе средствами физического воспитания
    • 2. 2. Организация и методика исследования адаптации детей к школе
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы адаптации первоклассников к обучению в школе
  • Выводы по второй главе

Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования.

На современном этапе модернизации отечественной системы образования перед школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизации процесса физического воспитания учащихся, в частности детей младшего школьного возраста и создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области социологии, психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания и др. (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андрееева, М. Р. Битянова, М. М. Врублевска, JI.JI. Головина, Ю. А. Копылов, J1.B. Корель, Л. И. Лубышева, С. М. Редлих, Н. А. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития. К основными факторам, влияющим на негативное состояние психического здоровья ребенка, относятся авторитарный стиль общения педагогов, его неспособность справиться с учебной нагрузкой, и как следствие этого неприятие ребенка детским коллективом (М.Г. Березина, А. Н. Волков, Е. С. Гольдшмидт, В. Г. Дружинин, В. И. Иванов, Э.М. Казин).

В настоящее время многие ученые указывают на необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета, способствовал не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья (Р.И. Айзман, Н. М. Амосов, P.M. Баевский, И. И. Брехман, В. М. Дильман, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, В. П. Петленко, С. И. Петухов, А. Г. Щедрина и др.).

В педагогике школы физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы социальной адаптации первоклассников. Значение физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами по физической культуре и спорту (В.К. Бальсевич, Л. Д. Глазырина, Ю. В. Гравит, Н. А. Козырева, Т. А. Лопатик, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров и др.).

Физкультурно-спортивная деятельность оказывает влияние и на адаптацию к правилам в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые в учебной деятельности. Исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между успехами учащихся на уроках физкультуры и социальным статусом младшего школьника. Физкультурно-спортивная деятельность, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде (Л.П. Матвеев).

Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе социальной адаптации и личностного развития детей младшего школьного возраста. Воспитательные возможности физической культуры используются недостаточно.

Анализ программ по физической культуре и методических пособий указывает на то, что существует достаточно объемный методический материал по организации и проведению урока, но психолого-педагогические аспекты руководства социальной адаптацией первоклассников в процессе физического воспитания не конкретизируются.

В связи с чем, возникают противоречия между потребностью в обосновании педагогических основ адаптации первоклассников к образовательному процессу средствами физического воспитания и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке, и практикемежду целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее значительными возможностями как средства личностного социального развития школьниковмежду объективно возрастающими требованиями общества к педагогу как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности.

Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в выявлении организационно-педагогических условий адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания.

Это определило выбор темы исследования: «Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания».

Цель исследования: выявить, научно обосновать и проверить в эксперименте организационно-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания.

Объект исследования: адаптация детей к образовательному процессу школы.

Предмет исследования: процесс физического воспитания первоклассников как средство повышения их адаптационных возможностей.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы сущности процесса адаптации первоклассников к школе и возможностей физического воспитания для повышения эффективности данного процесса.

2. Разработать программу адаптации первоклассников к обучению в школе и технологию ее реализации средствами физического воспитания.

3. Разработать методические рекомендации по адаптации первоклассников к процессу обучения средствами физического воспитания.

Гипотеза исследования заключается в том, что адаптация первоклассников к образовательному процессу школы станет более эффективной, если:

— она осуществляется как целостный педагогический процесс на основе разработанной программы с использованием средств физического воспитания и выделенных социально-психологических и физиологических показателей с учетом индивидуально-типологических особенностей детей;

— используются специально разработанные формы и методы физического воспитания в режиме дня, направленные на развитие психических функций, физических, когнитивных и социальных способностей и функциональных возможностей учащихся;

— проводится комплексный социально-психологический и физиологический мониторинг компонентов адаптации первоклассников.

Методологическая основа исследования: положения психологической теории личности (А.Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский и др.);

— теория адаптационных возможностей детей младшего школьного возраста (Э.М. Александровская, Д. А. Андреева, М. М. Безруких, Ф. Б. Березин, М. Н. Битянова, JI.A. Гордон Н. В. Дубровина, И. К. Кряжева, В. И. Медведев, Н. В. Нижегородцева, И. Н. Никитина, В. Д. Шадриков, В. Р. Цылев, М. С. Яницкий и др.);

— концепция внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий (Э.Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, Г. А. Кураев и др.);

— теоретические положения организации построения системы физического воспитания школьников (В.К. Бальсевич, М. А. Годик, И. М. Козлов, В. В. Кузин, П. Ф. Лесгафт, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров, Ю. А. Янсон и др.).

— концепция сохранения физического и психического здоровья младших школьников (Р.И. Айзман, Н. М. Амосов, P.M. Баевский, И. И. Брехман,.

B.М. Дильман, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, В. П. Петленко, С. И. Петухов,.

A.Г. Щедрина и др.).

— психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев,.

C.Л. Рубинштейн и др.);

— концепции системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Е. П. Белозерцев,.

B.C. Ильин, В. В. Краевский, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — концептуальные идеи личностно ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

— исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в начальной школе, эффективных технологий обучения и воспитания детей (О.С. Анисимов, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенин и др).

Методы исследования выбраны в соответствии с задачами и выдвинутой гипотезой.

Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования (обобщение, синтез знаний о формировании готовности) — моделирование.

Эмпирические: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с учениками, учителями и родителями) — педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов эксперимента.

Научная новизна исследования: выявлены организационно-педагогические условия повышающие эффективность процесса адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания: реализация программы адаптации первоклассников к обучению в школе с использованием средств физического воспитанияиспользование специально разработанных форм и методов физического воспитания в режиме днякомплексный социально-психологический и физиологический мониторинг развития компонентов адаптации первоклассников. разработана и научно обоснована программа, обеспечивающая адаптацию детей к обучению в школе средствами физического воспитания с учетом их индивидуальных показателей развития на основе сочетания различных групп методов, в том числе нетрадиционного характера (кинезиологические упражнения, роуп-скиппинг и т. д.);

— определены содержание, средства, методы и формы процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с учетом индивидуально-типологических и адаптационных возможностей организма, особенностей формирования структуры движений и развития у них психических функций, когнитивных, социальных и физических способностей;

— обоснована необходимость включения в систему социальных факторов школьной адаптации первоклассников детско-родительских отношений и поведения родителейдоказано, что показатели физического состояния оказывают значительное влияние на процесс развития адаптационных возможностей ребёнка;

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии научных подходов к исследованию проблемы на основе синтеза современных положений теории адаптации и физического воспитания, который позволяет более глубоко рассмотреть закономерности адаптации детей к обучению в школе с учетом их индивидуальных показателей здоровья и развития в процессе физического воспитанияраскрытии существующих теоретических подходов к построению научного знания в области теории развития адаптационных возможностей первоклассниковобобщении результатов исследований, посвященных взаимосвязи двигательного и социально-психологического развития детей младшего школьного возраставыявлении возможностей физической культуры для развития адаптационных ресурсов детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитаниянаучно-методических рекомендаций «Адаптация первоклассников к образовательному процессу школы" — системы работы с первоклассниками, родителями и учителями, которая дает возможность не только отслеживать, как проходит процесс адаптации у учащихся к школьному обучению, но и своевременно его корректировать. Разработанные программа адаптации детей и научно-методические рекомендации внедрены в деятельность учителей начальных классов г. Новокузнецка и могут быть использованы в других школах Кузбасского региона, а также в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация первоклассников к школе средствами физического воспитания базируется на психолого-педагогической концепции гармонизации взаимоотношений личности, среды, учеников и педагогического коллектива начальной школы. При таком подходе младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе.

2. Программа адаптации первоклассников к школе средствами физической культуры включает следующие составляющие: цель, задачи, принципы, условия, методыкомпоненты (психофизиологический, когнитивный, личностный, эмоциональный, конативный (поведенческий) и физический), этапы реализации программы (аналитический, проектировочный, внедренческий и рефлексивный), а также систему работы по реализации физического воспитания первоклассников.

Реализация программы адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания осуществляется в системе развития психомоторных способностей детей как отражения их двигательной деятельности, определяющей оптимальное формирование физических, психических, когнитивных, конативных, личностных и социальных процессов на основе сознательного осмысленного овладения двигательными действиями, анализа и произвольного управления мышечно-двигательными ощущениями, а также увеличения адаптивных возможностей и функционального резерва организма детей с учетом индивидуально-типологических особенностей развития в процессе физического воспитания.

3. Организационно-педагогическими условиями эффективности адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания являются: реализация программы адаптации первоклассников к обучению в школе с использованием средств физического воспитанияиспользование специально разработанных форм и методов физического воспитания в режиме днякомплексный социально-психологический и физиологический мониторинг развития компонентов адаптации первоклассников.

Опытно экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Муниципально-образовательных учреждений № 73, № 8 г. Новокузнецка, в исследовании приняло участие 123 первоклассника.

Этапы исследования:

Первый этап (2001;2002 гг.) — поисково-теоретический. Изучалось состояние научного знания по проблеме исследования, разрабатывался научный аппарат: установлены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, выбраны методы исследования и разработана программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2002;2003 гг.) — опытно-экспериментальный. Осуществлялась разработка программы адаптации первоклассников к образовательному процессу школы средствами физической культуры и подготавливалась ее реализациявыявлялись дидактические условия и система средств, обеспечивающих ее эффективностьпроводились констатирующий и формирующий этап эксперимента.

Третий этап (2003;2005 гг.) — обобщающий. Осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнялись основные его положения, формулировались заключительные теоретические выводы, проводилось литературное оформление текста диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к решению проблемытеоретико-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положенийкорректной организацией опытно-экспериментальной работыприменением адекватных предмету изучения теоретических и эмпирических методов исследования и обработки, полученных в ходе эксперимента данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на: Международных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы безопасности здоровья при занятиях спортом и физической культурой» (Томск, 2004 г.), «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2006 г.) — Всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» (Кемерово, 2004 г.), «Реализация концепции модернизации Российского образования в педагогической практике» (Санкт-Петербург,.

2004 г.), «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» (Новокузнецк,.

2005 г.) — Межрегиональной научно-практической конференции: «Физическая культура и спорт Сибири» (Кемерово, 2003 г.) — «Внедрение здоровье сберегающих технологий на основе интеграции педагогических и психолого-физиологических подходов в практику общеобразовательных учреждений» (Новокузнецк, 2003 г.).

С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступал на ежегодных научно-практических конференциях (2001 — 2005 гг.) Кузбасской государственной педагогической академии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 190 наименований, из которых 13 на иностранном языке, 16 таблиц, 4 рисунков, приложения. Общий объем работы составляет 244 страниц.

Выводы по второй главе.

1. Полноценное физическое воспитание жизненно необходимо для гармоничного умственного и физического развития ребенка, а также способствует адаптации детей к школе.

2. К педагогическим условиям, повышающим успешность адаптации детей к обучению в школе средствами физической культуры можно отнести: организацию системы работы с первоклассниками, родителями и учителямиучёт индивидуальных особенностей детейукрепление физического и психического здоровья детейиспользование разнообразных форм работы по физическому воспитаниюприменение кинезиологических упражнений в режиме дня и на занятиях.

3. Для успешной адаптации первоклассников к школе, преодоления имеющихся нарушений в развитии у детей, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение кинезиологической коррекции. Применение упражнений кинезиологического комплекса дает как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

4. Реализация разработанной нами программы адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания включающая в себя кинезиологические упражнения, способствует развитию личности детей и может быть использована для формирования индивидуального алгоритма обучения с учетом разработанных способов и методов познавательно-развивающей направленности.

5. При выборе форм организации педагогического процесса, наиболее эффективных в решении задач умственного и двигательного развития, учитывались их массовость, практичность, направленность на повышение эффективности адаптации первоклассников к школе и т. д. К таким формам работы относятся: уроки физкультуры, сюжетно-ролевые физкультурные занятия, уроки здоровья, спортивные игры, подвижные игры, физкультурные праздники, спортивные эстафеты, оздоровительный бег, динамический час, утренняя гимнастика, активный совместный отдых на прогулке, использование кинезиологических упражнений во время различных занятий и в свободное время, самостоятельная двигательная деятельность детей, использование элементов туризма, пешие экскурсии, физкультурные паузы, закаливание, дорожка здоровья, спортивные и танцевальные перемены, самомассаж, плавание в бассейне.

6. Большое внимание мы уделяли проведению спортивных и подвижных игр, физкультурных праздников и спортивных эстафет, которые не только решали задачи физического воспитания и успешной адаптации, но и, по нашим наблюдениям, способствовали формированию мотивации занятий физкультурой, сплочению детского коллектива, чувства ответственности за свою команду.

7. В процессе реализации разработанной нами программы адаптации детей к школе средствами физического воспитания нами была разработана система работы с первоклассниками, родителями и учителями, которая позволяла не только отслеживать, как проходит процесс адаптации у детей к школьному обучению, но и своевременно его корректировать.

8. Разработанная нами программа адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания и ее реализация, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует успешной адаптации детей к обучению в школе, физическому и психическому развитию ребенка, развитию познавательных способностей младших школьников в процессе физического воспитания, а также формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой.

9. Результаты нашего исследования подтвердили предположение о том, что разработанная нами программа адаптации детей к школе средствами физического воспитания и её реализация оказали положительное влияние на успешность адаптации детей к школе. Её основные положения: опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности, сотрудничество, содействие, доброжелательность, безопасность, защита здоровья, рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Заключение

.

Анализ состояния проблемы исследования в теории и практической деятельности подтвердил актуальность и своевременность разработки программы адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания.

Свидетельством адаптации служит внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности, что способствует его успешному обучению. Большинство детей адаптируются достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т. д.

В проведении опытно-экспериментальной работы мы выделили следующие этапы: поисково-аналитический, опытно-экспериментальный и обобщающий. На поисково-аналитическом этапе путем изучения литературных источников и имеющегося опыта практической работы было проанализировано состояние проблемы в теории и практике. На этом этапе также разработана программа адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания, специальные рисуночные тесты, анкеты, опросники. На опытно-экспериментальном этапе осуществлялись диагностика (начальный и итоговый срезы) и практическая реализация программы адаптации первоклассников к образовательному процессу школы средствами физической культуры. Результаты анкетирования и тестирования дополнялись данными педагогических наблюдений. На обобщающем этапе проводилась обработка полученных результатов, их качественный и количественный анализ, проверка их соответствия цели, задачам и выдвинутой гипотезе.

Проведенное исследование показало, что школьная адаптация являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

На основании наблюдений мы установили, что успешной адаптации ребенка к школьному обучению способствуют: высокие требования к ребёнку, эмоциональное принятие ребёнка, наличие доброжелательной обстановки, в семье, доверительное отношение к ребенку, устойчивость стиля воспитания, единство требований и т. д. Снижают успешность процесса адаптации ребёнка к школе: наличие внутрисемейного конфликта, чрезмерно высокий уровень запретов, завышенные или заниженные требования к ребенку, отсутствие благоприятного психологического климата в семье.

В результате проведённой опытно-экспериментальной работы, обоснованного использования комплекса педагогических и психологических методов исследования, выявлена эффективность программы адаптации детей к школе средствами физического воспитания, интегрирующей умственное • и двигательное развитие школьников в процессе физического воспитания. На это указывают как результаты диагностики уровня умственного развития, так и показатели исследования физической подготовленности мальчиков и девочек контрольной и опытно-экспериментальной групп. Реализация нашей программы, учёт индивидуальных особенностей детей, использование физических упражнений, сочетающихся с дидактическими заданиями и играми, обеспечили лучшие условия для формирования показателей умственного развития, прежде всего, действий наглядно-образного и логического мышления, способствовали более осознанному, активному выполнению двигательных действий, что, в свою очередь, положительно отразилось на формировании основных физических качеств и общих координационных способностей.

Таким образом, целенаправленная работа с детьми по разработанной нами программе адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания показала ее высокую эффективность. Все показатели физического развития, творческого и логического мышления, интеллектуальной деятельности, а также адаптации детей к школе достоверно увеличились после реализации нашей программы. Следовательно, для обеспечения гармонизации деятельности ребенка и создания ситуации успеха в школе, которые обеспечивают успешную адаптацию, необходима дифференцированная система подбора методик обучения и развития в соответствии с психофизиологическим профилем ребенка.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Школьная адаптация в нашем исследовании рассматривается как приспособление ребенка к новым условиям социальной жизни, новым отношением, требованиям, видам деятельности, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Теоретико-методологические основы процесса адаптации включают определение теоретических и методических подходов, принципов, условий, содержания, форм и методов обеспечения данного процесса. Физическое воспитание жизненно необходимо для гармоничного умственного и физического развития ребенка, оно способствует и адаптации детей к школе. Для того чтобы уроки физического воспитания способствовали адаптации, они проводились интересно, эмоционально, для этого мы использовали различные средства физической рекреации, в том числе самые новые, современные, вызывающие повышенный интерес у детей (кинезиологические упражнения, роуп-скиппинг и т. д.).

2. Разработанная нами программа адаптации первоклассников к школе средствами физического воспитания и ее реализация, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует успешной адаптации детей к обучению в школе, физическому и психическому развитию ребенка, развитию познавательных способностей младших школьников в процессе физического воспитания, а также формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой.

3. В процессе исследования разработаны следующие компоненты технологии реализации программы адаптации первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания: учет морфо-функциональных и психофизиологических особенностей развития детей данного возрастаобеспечение первоклассникам преодоление школьного адаптационного синдромаакцентирование внимания на развитие способностей, наиболее значимых на этом этапесоздание на уроках положительного эмоционального фонавключение в каждый урок подвижных игр, соответствующих задачам урока (или эстафет) — планирование нагрузки в соответствии с возможностями организма первоклассниковосуществление на занятиях индивидуального подходавоспитание адекватности самооценки детейвключение в программу урока кинезиологических упражненийиспользование на уроках различных форм организации деятельности детей.

4. Разработаны научно-методические рекомендации «Адаптация первоклассников к образовательному процессу школы» — система работы с первоклассниками, родителями и учителями, которая дает возможность отслеживать, как проходит процесс адаптации у учащихся к школьному обучению.

5. На основе наблюдений показатели успешной адаптации детей к школе выражаются в благоприятной динамике работоспособности и ее улучшении на протяжении первого полугодия, отсутствии выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошем усвоении учебной программы. Индикатором сложности процесса адаптации к школе, как правило, являлись изменения в поведении детей.

6. В ходе создания педагогических условий, обеспечивающих адаптацию детей к обучению в школе, в процессе физического воспитания необходимо учитывать, что личность ребенка является био-психо-социокультурной системой, включающей совокупность анатомических, физиологических, биомеханических, нейродинамических, психодинамических компонентов и сознания.

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза подтвердилась на статистически достоверном уровне.

Вместе с тем, выполненное исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы адаптации первоклассников к школе средствами физической культуры. Перспективным направлением работы является повышение уровня адаптационных возможностей детей путем формирования здорового образа жизни младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К. Возрастные аспекты адаптации к мышечной деятельности // Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности: Тезисы докладов XVII научной конференции. Д., 1984. — С. 6−7.
  2. И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательных функций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1983.-22 с.
  3. О.Б. К проблеме организационного проектирования. Программирование культурного развития: региональные аспекты. М., 1991. -221с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Д., 1968. — 148 с.
  5. А.А. Психологическое тестирование. Т. 1.- М., 1982. -318с.
  6. Г. А. О понятии адаптации // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Д., 1973. — 184 с.
  7. Г. А. Социальная психология. М., 1997. — 373 с.
  8. М.В. Морфофизиологические критерии школьной зрелости // Физиологические критерии готовности к обучению в школе. М, 1977. — С. 8−9.
  9. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников // Физиология человека. 1997. — Т. 23 — № 1. — С. 98−102.
  10. М.В., Ефимова СП., Лосева О. А. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1983. — 160 с.
  11. В.А., Арсланова Л. М. Состояние тонуса мышц у школьников младшего возраста // Растущий организм в условиях мышечной деятельности. Казань, 1990. — С. 18−21.
  12. Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школев детском саду // Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду.- Л.: ЛГПИ, 1989.-С. 24−29.
  13. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  14. В.А. Развитие познавательных процессов детей 6−10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1. — С. 24−26.
  15. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.- 176 с.
  16. М.М., Фарбер Д. А. Здоровый ребенок. Рост и развитие ребенка в онтогенезе // Мат. 5 конгресса педиатров России. М., 1999. — 55 с.
  17. А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983.- 128 с.
  18. Н.В. Подготовка будущих педагогов в плане профилактики дезадаптационных состояний у школьников. Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 16 Омск, 1998 — С. 148−152.
  19. Н.А. О ловкости и её развитии М.: Физкультура и спорт, 1991.-288 с.
  20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — 349 с.
  21. А. А. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций (исследования на детях 5−10 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук -М., 1976.-20 с.
  22. И.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 183 — 204.
  23. .Н. Влияние некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы психологической службы. М., 1987. — 98 с.
  24. Л.И. Отношение дошкольника к учению как психологическая проблема. // Вопросы психологии школьника. М., 1951. — 173 с.
  25. Т.Г., Залевский Г. В. К проблеме необходимости и возможности психической коррекции ригидности у детей. Сибирский психологический журнал. 1997. — № 5. — С. 141−143.
  26. Д.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Педагогика, 1975. — 159 с.
  27. Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. — 24 с.
  28. Ю.Н., Фомин Н. А. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  29. АЛ. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действия // Новыеисследования в психологии. 1979. — № 1. — С. 21−34.
  30. JI.A. Программа «Развитие» для подготовительной группы детского сада (седьмой год жизни). М., 1992. — 183 с.
  31. JI.A. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. 1977. — № 9. — С. 40 — 44.
  32. JI.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве. М., 1984. — С. 133 — 145.
  33. JI.A., Венгер A.JI. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. — 192 с.
  34. А.Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. Ярославль, 1996. — С. 9−64.
  35. Э.С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет: Дис.. доктора пед. наук. — Киев, 1989.-368 с.
  36. Возрастные закономерности развития двигательных возможностей человека: Сб. науч. ст. КазИФК. Алма-Ата, 1987. — 96 с.
  37. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского М., 1979. — 296 е.
  38. В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 5−6. -С. 41−42.
  39. A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего детского возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 25 с.
  40. JI.C. Детская психология. Собр. соч. М., 1982. — Т.4. — 457с.
  41. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН, I960. — 184 с.
  42. Э.В. К вопросу о взаимосвязи психическойригидности, тревожности и адаптации к школе учащихся начальных классов // Сибирский психологический журнал. 1996 — № 2. — С. 55−56.
  43. В.А. Волшебная веревочка // Физическая культура в школе. 1999. — № 3. — С. 26−28.
  44. В.В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994 — № 6. — С. 31−37.
  45. В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978. — С. 142−159.
  46. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психол. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  47. В.Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста // Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Ю. Давыдова. Волгоград, 1993.- С. 24−29.
  48. В.Ю. Морфофункциональные, психофизиологические показатели и двигательные качества детей 7−10-летнего возраста разных типов конституций. Волгоград, 1994. — 33 с.
  49. Л.С., Медведев А. С. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств. М., 1985. — 32 с.
  50. Н.И. Взаимосвязь, силовых и психических качеств дошкольников 3−6 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 7−11.
  51. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. -СПб., 1993.- 125 с.
  52. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М., 2000.- 144 с.
  53. Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6−7 лет в дошкольном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 169 с.
  54. Т.П., Короткова Е. А., Стародубцева И.В Как определить физическую подготовленность детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие Тюмень: ТОГИРРО, 2001.-31 с.
  55. В.М. Двигательные качества спортсмена: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1968. — 43 с.
  56. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. учрежд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 336 с.
  57. Д.А., Шаробайко Н. В., Гуринович Е. Г. Разработка оценки физического развития и двигательных способностей детей младшего школьного возраста // Тезисы научной конференции. СПб.: Научно-исслед. институт физ. культуры, 1995. — С. 17 — 18.
  58. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). Научный доклад. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 1999. -24 с.
  59. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. / Под. ред. Тереховой Н. Т. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — 142 с.
  60. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. Н. Прозументовой. Барнаул-Томск: ААЭП, 1997. -128 с.
  61. З.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов. Автореф. дис.. к. б. н. — Казань, 1991. -32 с.
  62. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр.психологии. 1984. — № 4. с. 84−96.
  63. Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной- активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 11 — 12.-С. 40−41.
  64. Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 27 с.
  65. З.И., Кутейникова Л. И. Физическое воспитание ребенка и возрастная динамика мышечного тонуса // Научные основы физической культуры и спорта. Саратов, 1970. — С. 284 — 286.
  66. Кардиоинтервалография в оценке реактивности и тяжести состояния больных детей Методические рекомендации. — М: Министерство здравоохранения РСФСР, 1985.
  67. Л.В., Щебеко В. Н., Логвина Т. Ю. Диагностика физического развития дошкольников. Минск, 1992. — 184 с.
  68. А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  69. В.К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.- 123 с.
  70. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  71. Г. В., Рублева Л. В. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5−9 лет // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. С. 54−59.
  72. Г. И. Как учитывать биологический возраст и особенности телосложения подростков при подготовке прыгунов в высоту // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 11. — С. 30 — 32.
  73. Я.П., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., 1988. — 190 с.
  74. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.-М., 1973.-144 с.
  75. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы / Под ред. И. В. Оранского. -М.: Просвещение, 1987. 47 с.
  76. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. — № 4. — С. 3−20.
  77. Т.П. Особенности психомоторного развития дошкольников, живущих в городской и сельской местности? / Т. П. Королёва // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. С. 54−55.
  78. Е.А. Дифференцированное физкультурное образование школьников / Е. А. Короткова. — Монография. — Тюмень: ТюмГУ, 2000. -183 с.
  79. А.П., Баландин В. А. Взаимосвязь различных сторон координационных способностей учащихся 1−10 классов — общеобразовательных школ сельской местности // Сб. науч. тр., посвященный 25-летию КГАФК. Краснодар, 1994. — С. 13−16.
  80. Г. Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. -1991. № 7. — С.81−84.
  81. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. — 77 с.
  82. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. — 152 с.
  83. Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев.- 1976. — 96 с.
  84. В.В. Проблемы научного обоснования содержания обучения. М., 1977. — 264 с.
  85. Т.С. Особенности физического развития детей иподростков. Кишинев, 1976. — 96 с.
  86. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. -196 с.
  87. В.Т. Преемственность ступеней образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии 1998. — № 5. — С. 59 — 68.
  88. З.И. Развитие двигательных качеств школьников. М., 1967.-84 с.
  89. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьнкова и др.- Под. ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 314 с.
  90. Н.Т. Динамика двигательной активности и возможности ее регулирования у младших школьников // Энергетика поведения и спонтанная деятельность. Л., 1971. — С. 11−19.
  91. А.Н. К теории развития психики ребенка // Советская педагогика. 1945. — № 4. — С. 3−12.
  92. П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М. Л. Ивановой М.: Изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.-416 с.
  93. Г. И., Ноткина Н. И. Оценка физической подготовленности детей // Дошкольное воспитание. 1989. — № 10. С. 35−40.
  94. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс.. докт. психол. наук-М., 1974.-40 с.
  95. М.И., Канчеля Г. И. Общение со взрослыми и психическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987. — 136 с.
  96. Е.Н. Программа физического воспитания учащихся 1−11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М.: Просвещение, 1992.- 78 с.
  97. С.А., Алексанянц Г. Д., Сулимова Т. Г. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков // ПГ и ПФК, 1991. № 10. — С. 53−54.
  98. Л.И. «Президентские состязания» новый проект организации физкультурно-спортивного движения детей и молодежи // Воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 3. — С. 58 — 59.
  99. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. -1990.-№ 9.-С. 10−15.
  100. Л.Т. Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Омск: СибТАФК, 2000. — 56 с.
  101. Н.В., Кольченко Н. В., Майдиков Ю. Л. Определение функциональной подвижности нервной системы человека на приборе ПНН-3 // Журнал высшей нервной деятельности. 1984. — Т.34. — Вып. 5. — С. 972−974.
  102. К.И. Самоконтроль в учебной работе младших школьников. // Вопросы учебной деятельности младших школьников.- М., 1962.-С. 42−74.
  103. А. А. Вопросы возрастной физиологии. М. Просвещение, 1974. — 223 с.
  104. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М., 1997. — 120 с.
  105. Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  106. Л.М. Структура социальной адаптации. Автореф.дисс.. канд. пед. наук. Л., 1974. — 19 с.
  107. Н.А. Методы отбора юных акробатов в ДЮСШ: Методические рекомендации. М., 1988. — 42 с.
  108. Л. М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. — 160 с.
  109. Модель // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1974. -Т.16. — С. 399.
  110. М. Разум ребенка. М.: «Грааль», 1997. — 173 с.
  111. И.В. Возможности организма человека. М., 1988. — 89 с.
  112. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  113. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990. — 179 с.
  114. Л. Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств // Теория и практика физической культуры. 2001, -№ 6. — С. 53−57.
  115. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
  116. Т.А. Психологические различия в отношениях к школе и учению у шести- и семилетних школьников в начале и в конце первого года обучения // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981.- 194 с.
  117. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512с.
  118. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  119. Ю.М. Физическая культура: Человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. № 7. — 1999. — С. 2−7.
  120. В.Н. Диагностика физического состояния как основа эффективного педагогического руководства двигательным развитием детей5.7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984.- 27 с.
  121. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1978. — 493 с.
  122. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 21 с.
  123. Об организации взаимодействия общеобразовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. (Методическое письмо Министерства образования РФ) // Учительская газета. -1994.- № 17−18, 26 апреля.
  124. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе / Под ред. О. А. Лосевой. М., 1987. — 160 с.
  125. А.Ф. Детская психология. Теория. Факты. Проблемы. М.: Просвещение. — 1995. — 360 с.
  126. В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002. — 320 с.
  127. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Ноткина НА., Казьмина Л. И., Бойнович Н. Н. -СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995. 36 с.
  128. В. А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к «здоровому» // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 9. — С. 4952.
  129. Н.М. Закономерности динамики психических явлений. -Казань, 1984.
  130. В.А. Адаптивность-неадаптивность // Психология: словарь / Под. ред. А. В. Петровского, М. П. Ярошевского. М., 1990. — С. 47−62.
  131. С.И. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис. докт. пед. наук. Кемерово, 2001. — 40 с.
  132. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  133. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988. -216 с.
  134. Е.Т. О психологической готовности к школе первоклассника // Дошкольное воспитание. 1977. — № 8. — С. 34 -37.
  135. Р.Н., Бованенко В. В. Физическая тренировка в группах здоровья. Киев: Здоровье, 1989. — 94 с.
  136. Рац М.В., Ойзерман М. Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии. 1991.- № 1. — С. 8−19.
  137. С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов. Новокузнецк, 1999 106 с.
  138. Роль индивидуальной психофизиологической диагностики в комплексной оценке учащихся различных профилей обучения / Под ред. Э. М. Казина, В. Ф. Кривошеева, Ю. Л. Майдикова. М., 1995. — 214 с.
  139. Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр. НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1980. — 143 с.
  140. РостуновА. Т. Формирование профессиональной пригодности. -Минск, 1984. 176 с.
  141. С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989. Т. 2. — 184 с.
  142. И.Н. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников средствами физического воспитания. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 2. — С. 26−31.
  143. В.Я. Истерические состояния.- М., Медицина, 1988.- 172 с.
  144. А.И., Дубровина Т. Н. Психологические аспекты обучения детей в школе с 6-летнего возраста. Кишинев, 1988. — 98 с.
  145. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Меж. вуз. сб. науч. тр. / Гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. JL: ЛГПИ, 1989. -162 с.
  146. А.К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 24 с.
  147. B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994. — 214 с.
  148. М.И. Что такое «школьная зрелость» // Справочник для родителей будущего первоклассника. М.: CAT, 1999. С. 3−6.
  149. И. И. Ниясова Н.С., Короткова Е. А. Содержание и технология дифференцированного физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. -1995. № 9.-С. 52−56.
  150. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  151. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1957.-67 с.
  152. B.C. Физиологические основы классификаций физических упражнений // Физиология мышечной деятельности труда и спорта. Л., 1969. -С. 425−439.
  153. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М, 1974, — 173 с.
  154. С.О. О формировании психологической готовности к обучению в школе // Дошкольное воспитание. 1977. — № 8. — С. 18−23.
  155. Философские проблемы теории адаптации
  156. В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методика ее воспитания вусловиях детского сада. М., 1977. — 71 с.
  157. Г. А. Координационные способности в физическом воспитании Берлин: Народ и знание, 1985. — 64 с.
  158. Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М: Просвещение, 1984. — 206 с.
  159. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. -Томск: Пеленг, 1992. 133 с.
  160. Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983.- № 4. — С. 46−54.
  161. В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4.- С. 31−37.
  162. В.М. Физиологическое обоснование физических упражнений в дошкольном возрасте // Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Ю. Давыдова Волгоград, 1993. — С. 32−27.
  163. Чепель Т. Ю, Яковенко Т. А. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в современных условиях // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 18−22.
  164. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии 1997. — № 3. — С. 102−112.
  165. В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
  166. А.В., Хасанова Н. Н., Глазун Т. В. и др. Модель онтогенетического развития детей и подростков в условиях вариативных образовательных сред // Российский физиологический журнал им.
  167. И.М.Сеченова.-2004. № 8. -С. 415.
  168. Д.Б. Психологические условия развивающего обучения. -Киев, 1975.-148 с.
  169. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.- 184 с.
  170. Г. П. К вопросу об адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей дошкольного возраста к мышечной работе // Тезисы Всесоюзной научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1972. — С. 373−374.
  171. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии 1995. — № 2. — С. 28−34.
  172. Л.Б. Влияние мышечных нагрузок на функциональное состояние ЦНС детей дошкольного возраста с разными индивидуально-типологическими особенностями ВИД. М., 1974. — 63 с.
  173. Blair S. N. Resource manual for guidelines for exercise and prescription / Amer. college of sports medicine. Philadelphia: Lea & Febiger, 1988. — С. XXI. -436 p.
  174. Clairambault J., Curzi-Dascalova L., Kauffmann F. et al. Heart rate variability in normal sleeping full-term and preterm neonates // Early Hum. Dev. 1992.- V. 28(2). -P. 169−174
  175. Finley J.P., Nugent S.T. Heart rate variability in infants, children and young adults // J. Auton. Nerv. Syst. 1995. V.51(2). — P. 103−108
  176. Gerev G. Experiments from the detain of monotony and vigilance // Studie psychologica, 1978. V. 20. — P. 36−41.
  177. Hoste G. Rope skipping. Game, amusement, helth // CESS Bulletin V. 6. 1997.-P. 2.
  178. Ken M. Solis. Ropics. The jimp rope primer // Human Kinetics Books. Champaing, Illinois. 1991. 89 p.
  179. Lollge H. Recomendations and standard guidelines forse conf. Jnergometry, Jilisce 1987. London: Acad. Press, 1988. — 37 p.
  180. Masironi R. Denolin H. Physical activity in disease provention and treatmtent. Padua: Piccin- Boston etc: Butter worth, 1985. — VIII. — 206 p.
  181. Nakao M., Shone J., Murfkami H. Aging process ol leg muscle endurance in males and females // Eur. J. Appl. and Occup. Physiol. 1989. — № 3. -P. 209−214.
  182. Picherot R. Ashects socio economigues et socio — culturels del, echec, scolare. — Hev. Hyg. Med. Scol. — 1980. — № 77. — 93 p.
  183. Sleap M, Warburton P. Physical activity patterns of primary school children. Interim Report happy heart project, Health Education Authority. Tomas Nelson and Sons Ltd, 1990. — 397 p.
  184. Susan E. Skip to health. Champaing, Illinois. 1990. 123 p.
Заполнить форму текущей работой