Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Варианты построения образовательных маршрутов в условиях дополнительного образования детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Печиваются за счет дифференциации этих способностей. Выделяются группы детей, которым нужна помощь в обучении, коррекционные и одаренные дети. Разнообразие маршрутов возможно также за счет организации клубной или досуговой деятельности. В коллективе хореографии также применяется принцип дифференциации групп для выстраивания индивидуальных маршрутов, например, смешанные группы детей, группы… Читать ещё >

Варианты построения образовательных маршрутов в условиях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выше отмечалась взаимосвязь образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории ребенка. Подчеркнем, что осознанность и успешность реализации индивидуальной образовательной траектории зависят от возможности обоснованно выбирать индивидуальный образовательный маршрут.

Выбор индивидуального образовательного маршрута позволит ребенку выстроить собственную модель дополнительного образования. В системе ДОД она может быть представлена, например, в виде программы личностного роста. Важно, чтобы ребенок сам реализовал право своего выбора. Задача взрослых (родителей и педагогов) помочь ему выстроить свой путь развития. Для создания индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении необходимо обеспечить следующие условия: изучение интересов, потребностей и способностей детей, многообразие и разнообразие деятельности и программ, предоставление ребенку свободы выбора, обеспечение готовности педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга развития ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка или группы детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать при разработке вариативной части дополнительной образовательной программы. Индивидуальный образовательный маршрут может выстраиваться на основе как внешнего, так и внутреннего сотрудничества; может быть как одно-, так и многоцелевым. По содержанию индивидуальный образовательный маршрут может быть однонаправленным или комплексным. Понимание индивидуального образовательного маршрута подразумевает направленность не от содержания образования к ребёнку, а от обучающегося к содержанию образования; учет возможностей, которыми располагает ребёнок; обучение его с учётом потенциальных способностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

По нашему мнению, процесс выбора индивидуального образовательного маршрута может представлять собой выбор вариантов интеграции содержания и форм организации образовательной деятельности в рамках системы дополнительного образования детей.

Выбор содержания дополнительного образования детей отражает интеграцию в различных вариантах следующих составляющих образовательного процесса:

  • • функций деятельности (образовательных и (или) социально-педагогических) — в зависимости от потребностей, проблем или интересов детей. Например, при подготовке в вуз ребенок выбирает образовательную деятельность, а при выборе профессии — социальнопедагогическую;
  • • направленностей деятельности (художественноэстетической, социально-педагогической и эколого-биологической и

др-);

  • • учебных предметов (однопредметными или многопредметными программами, внутри многопредметной программы и др.);
  • • информационных источников для освоения содержания (учебная литература, Интернет и др.).

Выбор форм организации образовательного процесса может отражать интеграцию в следующих вариантах:

  • • уровней освоения образовательного процесса (например, ознакомительного, репродуктивного, творческого и др.);
  • • продолжительности освоения программы (от нескольких месяцев до 3 и более лет, в зависимости от желания ребенка);
  • • разных субъектов образовательного процесса (детей разного возраста, детей и родителей и др.);
  • • форм организации образовательного процесса (кружок, школа, студия, мастерская, лаборатория, клуб и др.);
  • • педагогических технологий (теоретическое и практическое учебное занятие, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, игра и мероприятие и др.);
  • • способов обучения в соответствии с индивидуальноличностными характеристиками (при этом скорость обучения соответствует индивидуальным возможностям ребенка);
  • • темпов продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями;
  • • форм, видов и времени контроля по согласованию с педагогом.

Выбор маршрута ребенка в системе дополнительного образования детей может осуществляться в различных вариантах. Приведем примеры некоторых из них.

Первый вариант. Выбор маршрута осуществляется в рамках одной дополнительной образовательной программы или образовательного объединения. Например, в Центре внешкольной работы г. Ростова Ярославской области существует следующий опыт. В деятельности шахматной школы индивидуальные образовательные маршруты выстраиваются на основе изучения способностей детей и обес- 100.

печиваются за счет дифференциации этих способностей. Выделяются группы детей, которым нужна помощь в обучении, коррекционные и одаренные дети. Разнообразие маршрутов возможно также за счет организации клубной или досуговой деятельности. В коллективе хореографии также применяется принцип дифференциации групп для выстраивания индивидуальных маршрутов, например, смешанные группы детей, группы девочек или мальчиков, группы одаренных детей (претенденты на роль солистов). В кружке «Мягкая игрушка» индивидуализация дополнительного образования обеспечивается благодаря разнообразию видов деятельности и фиксируется в индивидуальных программах детей. Спортивный клуб использует возможности индивидуального маршруга для подготовки детей к соревнованиям, школа юного модельера — при подготовке разнообразных коллекций одежды.

Другим примером реализации идеи вариативного выбора ребенком индивидуального образовательного маршрута внутри образовательного объединения может служить опыт школы педагогической ориентации (ШПО) Ярославского городского Центра внешкольной работы (педагог — М.Г. Андреева), представленный Т. Н. Гущиной. Старшеклассникам предлагаются четыре индивидуальных образовательных маршрута личносгно-допрофессионального совершенствования: «Олимп познания», «Организатор», «Творец», «Самопознание».

A) «Образовательный маршрут «Олимп познания» может быть рекомендован старшеклассникам, которые, по их собственному мнению, утвердились в выборе педагогической профессии. Это, как правило, дети, участвующие в городской и областной педагогических олимпиадах.

Б) Образовательный маршрут «Творец» может быть выбран детьми, которые хотят развить свои творческие способности, поработать в творческих группах и самореализоваться в индивидуальной или коллективной творческой деятельности.

B) Образовательный маршрут «Организатор» рекомендуется детям, которые стремятся развить свои организаторские способности и лидерские качества; хотят проявить себя в организаторской, общественно-полезной деятельности.

Г) Образовательный маршрут «Самопознание» предлагается выбрать старшеклассникам, которые стремятся к познанию самих себя, освоению способов самовоспитания и самосовершенствованию. Предложенные инварианты программы позволят детям не только углубленно работать в выбранном направлении, но и соизмерять такие понятия, как цель и предполагаемые шаги ее достижения.

Второй вариант. Выбор маршрута осуществляется внутри УДОД или образовательного учреждения другого типа (школы, ПУ). В реальной практике деятельности УДОД встречаются дети, которые за несколько лет детского и юношеского возраста посетили большинство образовательных объединений (и танцевальный кружок, и театральный, и спортивную секцию и т. д.). Например, при разработке вариантов содержания и форм организации деятельности Станции юных туристов г. Ростова Ярославской области создаются так называемые «образовательные цепочки». Варианты содержания деятельности строятся в рамках туристической и краеведческой направленностей деятельности как внутри каждой, так и между ними. Например, ребенок, освоивший программу «Юный турист», может продолжить обучение в программе «Юный географ» (историк, эколог и т. д.). Определенный интерес представляют варианты интеграции в рамках форм организации образовательной деятельггости — учебного занятия, образовательной программы, образовательггого объединения. Например, лагерь туристического актива «Ростов Великий» предполагает следующие варианты его участников — дети УДОД, учащиеся Ростовского муниципального округа, смешанный состав, организаторы туристскокраеведческой деятельности, иногородний контингент и др. Кроме того, предусмотрены варианты форм ггроведения лагеря — стационарный — в помещениях СЮТур, других образовательных учреждениях; палаточный — стационарный или передвижной; смешанный — так называемый «лагерь на колесах». Особо ярко интеграция представлена в формах проведения занятий — интегрированные — урок-поход, урокигра, урок-экскурсия и др. Интеграция предполагает разные вариаггтьг участников (дети разггьгх школ и возрастов), содержания (туризм и краеведение), формы проведения, которые может выбирать ребенок.

Третий вариант. Выбор маршрута предусматривает использование ресурсов УДОД и других образовательных учреждений. В этом случае в основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит преемственность дополнительного и общего образования. Нами было установлено, что основанием для преемственности могут быть разные уровни результатов дополнительного образования детей:

  • -учебные результаты — от начальных знаний, умений и навыков к углубленным, например, с выходом на олимпиадную подготовку школьников;
  • -результаты развития - от начального уровня развития способностей (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, предметнопрактических и др.) до высокого уровня развития, например, до индивидуальной работы с одаренными детьми;
  • -социально-педагогические результаты — от выявления до решения разнообразных проблем детей (социальной адаптации, оздоровления, поддержки и др.), например, до создания детских производственных бригад или индивидуальной работы с «трудными детьми».

Примером создания индивидуальных образовательных маршрутов детей с использованием ресурсов УДОД и других образовательных учреждений может служить компьютерное объединение «Навигатор» Центра внешкольной работы г. Ростова Ярославской области, где в индивидуальную программу входит творческий проект, который может быть защищен на экзамене по выбору в общеобразовательной школе. Также создаются индивидуальные маршруты детей Центром внешкольной работы и станцией юных натуралистов г. Ростова в процессе организации проектной деятельности.

Четвертый вариант. Образовательный маршрут ребенка с целью получения дополнительного образования выстраивается с помощью заочной формы обучения, самообразования, использования ресурсов Интернета. Сегодня достаточно много детей, которые удовлетворяют свои образовательные интересы и потребности, обращаясь к различным электронным источникам, в заочные школы с целью подготовки к поступлению в учреждения профессионального образования. Так, например, в Великосельской средней школе Гаврилов-Ямского района Ярославской области после определения образовательных и профессиональных планов учащегося тьютор или классный руководитель помогает ему выстроить образовательный маршрут, используя средства самообразования и привлекая ресурсы областного центра «Олимп», программы заочного дополнительного образования.

Возможны и другие варианты выбора и построения образовательного маршрута с целью получения дополнительного образования. В соответствии с ФГОС образовательное учреждение несет ответственность за образовательные результаты, создание условий для общего и дополнительного образования детей, оптимальное использование ресурсов УДОД. В этой связи для проектирования индивидуальной образовательной деятельности, осознанного и обоснованного выбора ребенком индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении должна быть создана следующая система условий:

  • организационные - изучение интересов, потребностей и способностей детей, обеспечение разнообразия деятельности и программ, предоставление ребенку свободы выбора, обеспечение готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга ее реализации;
  • кадровые — подбор, приглашение специалистов и обучение кадров (проведение «круглых столов» по обмену опытом работы, коллективных продуктивных игр, мастер-классов и др.);
  • научно-методические - разработка педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальные образовательные маршруты, создание информационной базы, обобщение опыта работы и др.;
  • материально-технические — приобретение специального и дифференцированного оборудования для обеспечения разных маршрутов детей;
  • мотивационные — создание системы стимулирования детей, родителей и педагогов к проектированию образовательной деятельности детей;
  • нормативные — разработка норм нагрузки на педагога и ребенка при реализации технологий проектирования индивидуальной образоватсльггой деятельности детей.

Таким образом, вариативный выбор индивидуального образовательного маршрута заключается в том, что возникает возможность учитывать конкретные интересы и потребности ребенка, оггределять содержание дополнительного образования в соответствии с возможностями самого учреждения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой