Формирование деонтологической компетентности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа
![Диссертация: Формирование деонтологической компетентности в профессиональной подготовке студентов медицинского колледжа](https://westud.ru/work/2515252/cover.png)
Диссертация
Деонтологическая компетентность медицинского работника представляет собой свойство личности специалиста, позволяющее ему продуктивно взаимодействовать с внутренней (профессиональной) и внешней (социальной) средой благодаря наличию деонтологических знаний, умений и навыков, профессионально важных деонтологических качеств, направленное на успешное личностно-профессиональное взаимодействие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- 1. 1. Характеристика требований, предъявляемых к профессиональной подготовке и деятельности медицинских работников
- 1. 2. Сущность и структура деонтологической компетентности специалистов медицинского профиля
- 1. 3. Модель формирования деонтологической компетентности студентов медицинского колледжа
- Выводы
- ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- 2. 1. Психолого-педагогические условия реализации модели формирования деонтологической компетентности студентов медицинского колледжа
- 2. 2. Сущность и содержание механизма реализации модели формирования деонтологической компетентности
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- 2. 3. 1. Методика организации и проведения
- I. опытно-экспериментального исследования
- 2. 3. 2. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы
- 2. 3. 3. Анализ результатов формирующего этапа
- I. экспериментальной работы. к
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. — 288 с.
- Абчук, В. А. Интенсификация: принятие решений / В. А. Абчук, В. А. Бункин. Л., 1987. — 118 с.
- Агапов, В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика / В. С. Агапов. М.: Ин-т молодежи, 1999. — 164 с.
- Амиров, Н. X. Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания / Н. X. Амиров, В. Ю. Альбицкий, Ф. Т. Нежметдинова // Казанский медицинский журнал. 1998. № 2. С. 82.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 284 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. — 340 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 566 с.
- Андриянова, Е. А. Биоэтика / Е. А. Андриянова, В. В. Власов. -Саратов, 2003.-С. 11.
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : книга для учителя / Н. П. Аникеева. -Новосибирск, 1994.- 318с.
- Анцыферова, JI. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
- Анцыферова, Л. И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1970. — № 3.
- Анцыферова, Л. И. О динамическом подходе к изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал.- 1991 -№ 2. Т.2.- С. 4.
- Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей, школе. -М.: Высшая школа, 1976. -198 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М., 1980. — 368 с.
- Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
- Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 100−104.
- Балакирева, Е. И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. И. Балакирева. Саратов, 1996. — 24 с.
- Барышников, E.H. О воспитании и воспитательных системах / Е. Н. Барышников, И. А. Колесникова. СПб., 1996. — С.10−15.
- Беспалько, В. П. О критериях качества подготовки специалиста / В. П. Беспалько // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 7−11.
- Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж, 1977. — 120 с.
- Биомедицинская этика: учеб. пособие / под общ. ред. Т. Мишат-киной и др. Минск: ТетраСистемс, 2003. — 320 с.
- Богомолова, Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / Н. Н. Богомолова // Теоретическиеи методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 4−7.
- Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта-Наука, 1998. -168 с.
- Большая Советская Энциклопедия: в 20 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — Т. 20. — 680 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова,
- B. П. Зинченко. СПб.: Прайм — Еврознак, 2006. — 672 с.
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 2000. — 1434 с.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4. — С.11−17.
- Бубнова, С. С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств / С. С. Бубнова // Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1980.1. C.67−83.
- Бунилович Н.Т. Краткий словарь современных понятий / Н. Т. Бунилович. М.: Республика, 2000. — С.252.
- Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория само актуализации / Е. Е. Вахромов. М.: Междунар. пед. акад., 2001. — 170 с.
- Вахромов, Е. Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности / Е. Е. Вахромов // М (Ж8ТЕКА#5: Философские проблемы социально-гуманитарного знания. -Вып. 5. М.: МГТУ «МАМИ», 2005. — С. 197−210.'
- Введенский, Б. А. Энциклопедический словарь / Б. А. Введенский. Т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1964. — С.47.
- Вербицкий, А. А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности / А. А. Вербицкий // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1977. — С. 19−24.
- Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.- С.21−28.
- Волков, И. П. Руководителю- о человеческом факторе: социал.-психол. практикум / И. П. Волков. Л.: Лениздат, 1989. — 39 с.
- Вопросы формирования готовности к профессиональной' деятельности: экспресс-информация / отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. — 76 с.
- Врачебная этика и медицинская деонтология / под ред. Б. В. Петровского- АМН СССР. М., 1998. — С.11.
- Гаврилов, В. Е. Модульный подход к психологической классификации профессий / В. Е. Гаврилов // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. Л., 1986.
- Гартман, Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения / Ф. Гарт-ман. М., 2001. — С. 173.
- Гиппократ. Этика и общая медицина / пер. с древнегреч. СПб.: Азбука, 2001.-352 с.
- Годник, С. М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования / С. М. Годник // Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гер-шунского. М.: Педагогика, 1990.- С.148−163.
- Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. М., 1964.365 с.
- Гончаров, Н. К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974. — 286 с.
- Гостев, А. А. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств / А. А. Гостев, В. Г. Зазы-кин. М.: ГКТР, 1988. — 61 с.
- Грандо, А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / А. А. Грандо. Киев, 1998. — 320 с.
- Гуггенбюль-Крейг, А. Власть архетипа в психотерапии и медицине / А. Гуггенбюль-Крейг. СПб., 1997. — С.59.
- Деонтология в медицине / под ред. Б. В. Петровского. М., 1998. Т.2. — 390 с.
- Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 536 с.
- Деркач, А. А. Основы общей и прикладной акмеологии / А. А. Деркач. М., 1995. — С. 163.
- Деркач, А. А. Психология развития профессионала : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, JL И. Ор-бан. М.: Изд-во РАГС, 1995. — 210 с.
- Деркач, A.A. Акмеология: пути достижения профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: Изд-во РАГС, 1993. — 223 с.
- Дорофеев, А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. Дорофеев // Высшее образование в России. — 2005.- № 4.
- Ермаков, В. В. О профессии врача: некоторые аспекты высшего медицинского образования / В. В. Ермаков, И. И. Косарев. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Ефимов, В. М. Введение в управленческие имитационные игры / В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров. М.: Наука, 1980. — 190 с.
- Ефимов, В. М. К теории управленческих имитационных игр / В. М. Ефимов // Динамическая и вероятностная оптимизация экономики. — Новосибирск: Наука, 1978. С. 12−17.
- Железовская, Г. И. Педагогика в понятиях и определениях / Г. И. Железовская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 56 с.
- Железовская, Г. И. Педагогическая поддержка социализации личности подростка / Г. И. Железовская. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 160 с.
- Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. М.: Педагогика, 1975. — 78 с.
- Жуковский, В. П. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «школа-военный вуз» : дис.. д-ра пед. наук / В. П. Жуковский. Тольятти, 1999. — 413 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая высш. шк., 1992. — 72 с.
- Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.26−27.
- Злобин, Н. С. Культурные смыслы науки / Н. С. Злобин. М.: OJIMA-ПРЕСС, 1997. — С.134.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. -2-е изд. М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
- Караковский, В. А. Стать человеком / В. А. Караковский. М., 1993. — С.45−47.
- Карпов, А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности / А. В. Карпов. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1991.- 153 с.
- Кирпиченко, А. А. Основы медицинской психологии и коммуникации : учеб. пособие / А. А. Кирпиченко. Минск: Вышейш. шк., 2004. -174 с.
- Клаус, Г. Кибернетика и философия / Г. Клаус. М., 1963.1. С. 262.
- Клименко, Е. А. Моральный облик и культура медицинской сестры / Е. А. Клименко // Медицинская сестра. 1965. — № 12. — С. 18−22.
- Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 400 с.
- Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М., 1970.250 с.
- Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. М.: Наука, 1988. — С. 182−192.
- Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов // Воспитание школьников: научно-методический журнал. 2004. — № 9. — С. 38−40.
- Колбановский, В. Н. Потребности как источник активности / В. Н. Колбановский // Материалы 2-й межвуз. науч. конф. по проблеме психологии воли. Рязань, 1967. — С. 56−64.
- Колесникова, И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышникова. СПб., 1994.
- Колесникова, И. А. Воспитание человеческих качеств / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 26−32.
- Комаров, Ф. И. Права человека и биомедицинская этика / Ф. И. Комаров, Ю. М. Лопухин // Клиническая медицина. 1998. — № 4. — С.4−6.
- Комаров, Б. Д. Скорая помощь сегодня / Б. Д. Комаров. М.: Знание, 1979. — 64 с.
- Коменский, Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. / Я. А. Коменский. М., 1982. Т.1.-354 с.
- Кондаков, Н. И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. М., 1971.-720 с.
- Конфликтология / К. Е. Халин, Ю. В. Климова, Е. В. Левкина, Н. А. Богатырева. М.: Экзамен, 2005. — 192 с.
- Корвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Корвасарский. СПб., 1998. — 428 с.
- Короткое, Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. М.: Академический проект: Мир, 2006. -С. 209.
- Костенко, Н. В. Ценности профессиональной деятельности / Н. В. Костенко, В. Л. Оссовский. Киев, 1986. — 150 с.
- Краевский, В. В. Процесс обучения и его закономерности / В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной педагогики. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1982. — С. 129−181.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие / Н. Б. Крылова. М: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Кузнецов, Ю. Г. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: метод, пособие / Ю. Г. Кузнецов, А. А. Толмачев. М.: Высш. шк., 1990. — 56 с.
- Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : монография / А. Г. Кузнецова. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с.
- Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-172 с.
- Куракин, А.Т. Об актуальных проблемах теории >и практики воспитания: материалы к совещанию 28.06.68 / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. -М.: Ред. журн. «Сов. педагогика», 1968. 30 с.
- Кэдьюсон, X. Практикум по игровой психотерапии / X. Кэдью-сон, Ч. Шефер. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
- Левитов, Н. Д. Психология / Н. Д. Левитов. М., 1964. — 220 с.
- Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М., 1964. — 344 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 67−89.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.
- Леонтьев, А. H. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1972. 575 с.
- Лернер, И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер.- М., 1981.-80 с.
- Лихачев, Б. Т. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 75 с.
- Лихтенштейн, Е. И. Помнить о больном : пособие по медицинской деонтологии / Е. И. Лихтенштейн. Киев: Вища шк., 1989. — 228 с.
- Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / О.В.Лишин- под ред. Д. И. Фельд-штейна. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 252 с.
- Ломов, Б. Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1987. — № Г. — С. 12 -19.
- Магазаник, Н. А. Искусство общения с больными / Н. А. Мага-заник. -М.: Медицина, 1991. 186 с.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Пйтер, 2000. — 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Макаренко, А. С. Игра / A.C. Макаренко // Соч. 2-е изд. -М., 1957.-Т. 4,5.
- Макеева, Л. А. Теоретические проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии в условиях современной НТР : автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. А. Макеева. Л., 1985. — 21 с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника/ И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 108−117.
- Матвеев, В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии / В. Ф. Матвеев. М., 1984. — 218 с.
- Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека: сб. статей / под ред. С. И. Никишина. М.: Изд-во МГУ, 1986.-244 с.
- Медицинский словарь / сост. А.Болотина. М.: Руссо, 1999.776 с.
- Международный кодекс медицинской этики // Врач. 1994. -№ 4. — С. 47.
- Мерлин, В. С. Очерки психологии личности / B.C. Мерлин. -Пермь, 1959. 88 с.
- Мерлин, B.C. Лекции по психологии мотивов человека / B.C. Мерлин. Пермь, 1971. — 110 с.
- Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.- под ред. Л. И. Рувинского. -М.: Просвещение, 1989. 335 с.
- Мишаткина, Т. В. Педагогическая этика : учеб. пособие для вузов / Т. В. Мишаткина. Ростов н / Д: Феникс- Минск: ТетраСистемс, 2004. -304 с.
- Момов, В. Человек, мораль, воспитание : пер. с болгарск. / В. Момов. М., 1975. — 163 с.
- Моральные ценности и личность / С. Ф. Анисимов, Ю. М. Смо-ленцев, А. В. Разин и др.- под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 175 с.
- Мясищев, В. Н. Проблемы потребностей в системе психологии / В. Н. Мясищев//Уч. зап. ЛГУ. 1957. -№ 244. -Вып. 11. — С. 114−126.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М. Воронеж, 1995.- 312 с.
- Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действиям / В. Н. Мясшцев. М.: АПН РСФСР, 1956. — 257 с.
- Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР / под ред. Б. Г. Ананьева. М., 1960. — Т.2. — С. 87−99.
- Мясищев, В.Н. Психические состояния и отношения человека / В. Н. Мясищев // Обозр. Ин-та психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. -№ 1−2. — С. 8−14.
- Найн, А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: УралГАФК, 1995. — 281 с.
- Небылицин, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. М., 1976. — 310 с.
- Нейштадт, Я. Без деонтологии и этики врачу не обойтись // Медицинская газета. 1998. — 14 янв. — С. 7.
- Никонова, JI. М. О некоторых сторонах содержания и структуры направленности личности / JI. М. Никонова // Социальная активность личности. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1976. — С. 65−79.
- Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т. П. Обуховец, Т. А. Склярова, О. В. Чернова — под ред. Б. В. Кабарухина. 8-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 505 с.
- Огарев, Е. И. Компетентность как социальный феномен // Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования / Ред. Е. П. Тонконогая. СПб.: ИОВ РАО, 1994.-С. 7−10.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1985. — 798 с.
- Остапенко, А. JI. Деонтология медицинской сестры при проведении некоторых диагностических манипуляций / А. JI. Остапенко // Медицинская сестра. 1994. — № 1. — С. 18−19.
- Островская, И. В. Медсестра и пациент : общение для обмена полезной информацией / И. В. Островская // Медицинская сестра. 2000. -№ 4. — С. 14−15.
- Петровская, JI. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / JI. А. Петровская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 154 с.
- Петровский, Б. В. Вопросы врачебной этики и современность / Б. В. Петровский // Вестник Рос. АМН. 1996. — № 11. — С. 3−5.
- Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъект-ности / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
- Пищита, А. Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. Теоретико-правовые аспекты / А. Н. Пищита. -М.: ЦКБ РАН, 2008. 196 с.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. 2-е изд. — М., 1984. — 88 с.
- Платонов, К. К. Метод обобщения независимых характеристик в социальной психологии / К. К. Платонов // Методология и методы социальной психологии. М.: Медицина, 1977. — С. 2−14.
- Платонов, К. К. О системе в психологии / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Плотникова, Е. В. Ценности в процессе передачи опыта поколений : автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. В. Плотникова.- М., 1993.-24 с.
- Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медицинского вуза: сб. науч. трудов 1-го Моск. мед. ин-та им. И. М. Сеченова. -М., 1976.-212 с.
- Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. — М.: Профессиональное образование, 1997. 512 с.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 2. — 248 с.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 438 с.
- Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: Прометей, 1992. — С. 197.
- Радугин, А. А. Этика : учеб. пособие / А. А. Радугин. М.: Центр, 2003. — 224 с.
- Реан, А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А. А. Реан. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
- Реан, А. А. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие / А. А. Реан. СПб.: Питер, 1999. — 416 с. (Мастера психологии).
- Решетова, 3. А. Психологические основы профессионального обучения / 3. А. Решетова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 207 с.
- Ригельман, Р. Как избежать врачебных ошибок: книга практикующего врача / Р. Ригельман- пер. с англ. Ю. Л. Амченкова- под ред. М. А. Осипова. М.: Практика, 1994. — 208 с.
- Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. М., 1984. — С. 34−45.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М., 1946. — 704 с.
- Рубинштейн, C.JI. Принципы и пути развития психологии / С. JI. Рубинштейн. М., 1959. — 218 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М., 1976. — 546 с.
- Рубинштейн, C.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 463 с.
- Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО: http://www. ethos.narod.ru/lesson.html
- Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадков-ский. М.: Педагогика, 1972. — 144 с.
- Секач, Н. Ф. Психология здоровья : учеб. пособие / Н. Ф. Секач- Моск. откр. соц. ун-т. 2-е изд. — М.: Академический проект- Гаудеамус, 2005. — 192 с.
- Семашко, Н. А. Об облике советского врача // Избранные произв. / Н. А. Семашко. М., 1954. — С. 242.
- Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пособие / Е. М. Семенова. 3-е изд. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.
- Семушина, JI. Г. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования / JL Г. Семушина и др. // Специалист. 1993. — № 10. — С.36−38.
- Семушина, JI. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / JL Г. Семушина // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов: межвуз. сб. науч. тр. -М.: Просвещение, 1986. С. 87−89.
- Сериков, B.B. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М., 1999.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1984. — 220 с.
- Скотт, Д. Г. Конфликты, пути их преодоления / Д. Г. Скотт. -Киев, 1988. 230 с.
- Сластенин, В. А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенин // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 41−42.
- Смирнова, Р. И. Групповая работа на уроке как игровое взаимодействие / Р. И. Смирнова // Методология и практика применения имитационных игр. Новосибирск, 1983. — С. 35−40.
- Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
- Современный справочник медицинской сестры / авт.-сост. Н. Б. Садикова. Минск: Современный литератор, 1998. — 736 с.
- Соколов, В.М. Социология нравственного развития личности / В. М. Соколов. М.: Политиздат, 1980. — 240 с.
- Соколова, Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Г. Н. Соколова. Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 144 с.
- Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 174 с.
- Старовойтенко, Е. Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития / Е. Б. Старовойтенко. Киев: Лыбидь, 1992. -216 с.
- Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
- Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
- Субетто, А. И. Гуманизация российского общества / А. И. Су-бетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- 154 с.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. — 292 с.
- Тарский, Ю. И. Акмеологические основы формирования образовательных умений курсантов / Ю. И. Тарский. М.: НИИ ВО, 1995. -138 с.
- Телешевская, М. Э. Вопросы врачебной деонтологии / М. Э. Те-лешевская, Н. И. Погибко. М.: Медицина, 1996. — 245 с.
- Теория и практика воспитательных систем / под ред. JI. И. Новиковой. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
- Терский, В. Н. Игра. Творчество. Жизнь / В. Н. Терский, О. С. Кель. М.: Просвещение, 1966. — 155 с.
- Тесты по профориентации для учащихся / сост. А. А. Аркадьев. Минск: Соврем, шк., 2008. — 727 с.
- Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / сост. В. И. Даль. М., 1964. — Т.4. — С.404−405.
- Трохачев, С. Ю. Этика и общая медицина / Гиппократ- С. Ю. Трохачев. СПб.: Азбука, 2001. — 352 с.
- Трошин, В. Д. Биомедицинская этика : монография / В. Д. Тро-шин. Н. Новгород: Медицина, 2002. — 432 с.
- Туровский, М. Б. Человеческая ответственность науки / М. Б. Туровский // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.
- Туровский, М.Б. Отражения в культуре отношений нравственности / М. Б. Туровский // Философские науки. 1989. — № 11.
- Тюнникова, С. М. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации : метод, рекомендации / С. М. Тюнникова. М.: АПН СССР, 1988. — 46 с.
- Угрюмов, В. А. О медицинской деонтологии / В. А. Угрюмов // Клиническая медицина. 1993. — № 3. — С. 9−11.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и пути решения / под ред. В .А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 1999. — С.8.
- Фалмер, Р. М. Энциклопедия современного управления. Т.1/ Р. М. Фалмер. М.: ВИПКэнерго, 1992. — 168 с.
- Фаулер, М. Этика и сестринское дело / М. Фаулер. М., 1994.144 с.
- Фейдисмен, Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдисмен, Р. Фрейгер. М., 1991. — Вып.1. — С.23−26.
- Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М., 1995.
- Феофилова, В. П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения : дис.. канд. пед. наук / В. П. Феофилова. Л., 1983. — 212 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Философский энциклопедический1 словарь / под ред. А. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фокина, Т. П. Проблематика рефлексивных процессов / Т. П. Фокина. Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 1996. — 76 с.
- Фокина, Т. П. Самоменеджмент / Т. П. Фокина, Н. Ю. Григорьева. Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 1995. -40 с.
- Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания / И. Ф. Харламов. Минск, 1972.
- Харламов, И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание/ И. Ф. Харламов // Советская педагогика. 1990. — № 12.
- Чернова, Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения / под ред. В. В. Щипанова. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. -163 с.
- Шадриков, В. Д. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации / В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: Изд-во Ярослав, гос. ун-та, 1979. — 320 с.
- Шамов, И. А. Искусство врачевания / И. А. Шамов. Махачкала, 1987. — С.119−142.
- Шилова, В. С. Социально-экологическая диагностика : аспект моделирования (теоретические предпосылки) / В. С. Шилова — Белгородский государственный университет, Россия http://www.t21.raups.ni/doc/l/23.doc
- Шуркова, Н. Нравственное воспитание / Н. Шуркова // Воспитание школьников. 1990. — № 1−3.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 140 с.
- Элыптейн, Н. В. Медицинская этика и современность / Н. В. Элылтейн // Клиническая медицина. 2000. — № 1V. — С. 14.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3 т. / Гл. ред. Б. В. Петровский. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — Т.1. — С. 155.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М., 1998. — 568 с.
- Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Яровинский, М. Я. Медицинский работник и пациент : конспект лекции / М. Я. Яровинский // Медицинская помощь. 1996. — № 5. — С. 32−39.
- Яровинский, М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика) / М. Я. Яровинский. М.: Медицина, 1999. — Вып.1. — С. 24, 148.
- Яровинский, М.Я. Формирование основных понятий медицинской этики и деонтологии / М. Я. Яровинский // История врачебной деонтологии: V Симпозиум по истории медицины СССР ГДР: тез. докл. — М., 1983. — С.13−17.
- Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. М.: Владос, 1999. — 224 с.
- Cross-cultural Psychology: Research and1 Applications. Cambridge: University Press, 1999. — 459 p.
- Hahn, Т. Motivation. Motivforschung, Motivtheorien / Toni Hahn. -Berlin: Deutscher Verl. Der Wissensck, 1985. 132 s.
- Hall, E. Psychology today / E. Hall, M. Lamb, M. Perlmutter. -Random House, New York, 1986. 506 p.
- National Center for Health Statistics. Advance report of final mortality statistics. 1986 Monthly Vital Statistics Report /vol. 37/no/6/ Hyattsville / MD Department of Health and Human Services. 1988. — 354 p.
- Rahmencurriculum fur den berufsorierten Unterricht // Daf in deri
- Sekundarstufe II, Leonardo project (1/97/1/29 279/P MILa.60N) Projektleitung und Autorin des Curriculums: Dorothea Levy-Hillerich.
- Tenbruk, F.N. Reprasentative kultur / F.N. Tenbruk // Sozia strukturund kultur / Hrsg. Von H. Haferkamp / Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.
- The Handbook of Social Studies in Health and Medicine / Edited by Gary L. Albrecht, Ray Fitzpatrik, and Susan C. Scrimshow. London: SAGE Publications, 2000. — 545 p.
- Учебно-тематический план спецкурса «Основы медицинской деонтологии»
- Темы спецкурса Количество часов
- Тема 1. Общая характеристика понятия деонтологии. Понятие медицинской деонтологии 4
- Тема 2. Исторические предпосылки развития деонтологических принципов в медицине. Модели Гиппократа, Парацельса, современная деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга») 4
- Тема 3. Морально-этические и ценностно-правовые аспекты медицинской деонтологии 4
- Тема 4. Медико-психологические аспекты деонтологии 2
- Тема 5. Клятва российского врача, ее принципы. Этический кодекс медицинских сестер России 2
- Тема 6. Принцип информированного согласия в медицинской деонтологии 2
- Тема 7. Модели взаимоотношений врача и пациента: патерналистская модель, модель сотрудничества 4
- Тема 8. Деонтологические принципы взаимоотношений медицинская сестра пациент 4
- Тема 9. Нравственные качества, коммуникативные навыки, необходимые в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала 4
- Тема 10. Основы медицинской биоэтики. Компетентность в биоэтике 2
- Тема 11. Взаимоотношения в системе «врач пациент — машина» в современной медицинской практике 41. Общее количество часов 36
- Дидактические материалы и методический инструментарийк спецкурсу «Основы медицинской деонтологии» (образец)
- Тема: ЧТО ТАКОЕ МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
- Преподаватель. Мы с вами будем говорить о деонтологии. Прежде чем начать, беседу, давайте определим смысл некоторых понятий.- Что такое деонтология?
- Деонтология это наука о должном, внутренней потребности выполнять долг.
- Часто деонтология и медицинская этика «употребляются как синонимы.- Чем медицинская этика отличается* от деонтологии?
- Медицинской этикой следует именовать целостную систему взглядовна взаимоотношения врача и пациента.- Зачем врачу нужна деонтология?
- На деонтологии основываются взаимоотношения врача и пациента, строятся личные и общие представления о врачебном долге.
- Действительно, трудно представить медицинского работника без нравственных норм. У любого врача имеются какие-то представления о долге, об обязанности помогать больному.- Может ли врач иметь собственные представления о долге, отличные от общепринятых?
- Попробуем начать с простого. Вспомните и запишите наиболее значимые для себя собственные поступки. (Студенты записывают.)
- Диагностика деонтологической направленности медицинскогоработника
- Пример: 1. 3- 2. — 4 и т. д.1. Высказывания:
- Я часто бываю добрым с пациентами.
- Мне важно помочь больному справиться с недугом.
- Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми пациентами.
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне пациенту.
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать во взаимоотношениях с пациентами.
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание больного в мой адрес.
- Если кого-то в группе дразнят, то я его тоже дразню.
- Мне приятно доставлять пациентам радость.
- Мне кажется, что нужно уметь прощать больным их отрицательные поступки.
- Я думаю, что важно понимать больных, даже если они не правы.1. Обработка результатов