Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I ЭТАП (1998 — 1999 гг.). Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы с целью выявления современного состояния проблемы исследования. Обоснование актуальности проблемы и разработка исходных теоретических положений. Выбор методики исследования. Анализ подходов к отбору содержания профильных курсов информатики, обеспечивающих допрофессиональную подготовку… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КУРСОВ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. 1. Основные подходы к отбору содержания профильных курсов информатики, обеспечивающих допрофессиональную подготовку
    • 1. 2. Формирование содержания линии «Информационные и коммуникационные технологии» в профильных курсах информатики
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛЬНЫХ КУРСАХ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Дидактические условия, обеспечивающие допрофессиональную и общеобразовательную подготовку старшеклассников при изучении информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики.

2.2. Организация обучения информационным и коммуникационным технологиям в профильных курсах информатики.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

3.1. Методика преподавания содержательной линии «Информационные и коммуникационные технологии» для экономических классов.

3.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики.

ВЫВОДЫ.

Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Развитие общества в современных условиях характеризуется проникновением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности [61, 266, 301, 320]. Способность ориентироваться в информационных потоках, умение работать с информационной техникой, способность к адаптации в быстро меняющихся условиях и многие другие характеристики личности, связанные с оперированием информацией, становятся определяющим фактором квалификации специалиста в любой профессиональной деятельности. Вся система образования, все учебные дисциплины, так или иначе, направлены на формирование умений работать с информацией, но определяющая роль в этом принадлежит курсу информатики [71, 158, 277, 280, 286, 295].

В соответствии с новой Концепцией структуры и содержания обучения информатике в общеобразовательной школе изучение информационных и коммуникационных технологий предусмотрено как в базовом курсе, так и на старшей ступени в профильных курсах [140, 149, 154, 230, 237, 299]. Основной задачей этих курсов, наряду с систематизацией, углублением и расширением знаний учащихся, полученных в базовом курсе информатики, является допрофессиональная подготовка. Это согласуется с известным в педагогике положением о том, что старший школьный возраст характеризуется, прежде всего, взрослением, в процессе которого решаются специфические образовательные задачи и одна из основных среди нихвыбор профессиональной карьеры. Проблемы выявления результативных форм и методов подготовки учащихся к выбору профессии освещены в работах С. С. Гриншпуна, A.M. Зимичева, JI.A. Йовайши, С. П. Крегжде и др. Методологические основы профессиональной подготовки учащихся содержатся в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, В. А. Сластенина, С. Н. Чистяковой.

Изучение информационных технологий на старшей ступени, таким образом, выполняет как общеобразовательные задачи, так и допрофессиональную подготовку в рамках данного профиля.

Отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения информатике и информационным технологиям на старшей ступени должны иметь специфику для каждого профиля. Теоретико-методологические основы построения профильных курсов информатики рассматривались в работах В. Н. Агеева, Н. В. Апатовой, В. К. Белошапки, С. А. Бешенкова, М. В. Богданова, А. Г. Гейна, Т. Б. Захаровой, А. А. Кузнецова, B.C. Леднева, В. Ф. Ляховича, Н. В. Макаровой, А. С. Лесневского, А. Л. Семенова, И. Г. Семакина, Л. В. Смолиной, Н. Д. Угриновича, А. Ю. Федосова, Е. К. Хеннера, Ю. А. Шафрина и др.

Место, роль, назначение, методы и формы преподавания содержательных линий курса информатики на разных ступенях обучения не могут быть одинаковыми. Если в базовом курсе информатики, все содержательные линии должны быть сбалансированными, чтобы обеспечить знакомство школьников со всеми основными вопросами информатики, то при обучении информатике и информационным технологиям в профильных курсах целесообразно углубленно изучать ту или иную линию в рамках конкретной профессиональной информационной деятельности.

Изучение средств и технологий обработки информации начинается в базовом курсе информатики. При этом, как правило, они изучаются изолированно друг от друга в соответствии с принципом от простого к сложному: сначала — графический редактор, затем — текстовый и т. д. Причем, для изучения каждого средства подбираются отдельные задачи.

На старшей ступени изучение информационных и коммуникационных технологий должно быть существенно иным. На их преподавание накладывают отпечаток, с одной стороны, специфика информационной деятельности специалиста, с другой стороны, возможности и функции современных программных средств (системность, совместимость, взаимодополняемость, мультимедийность и пр.).

Информационная деятельность специалиста, на которую следует ориентироваться, осуществляя изучение информационных и телекоммуникационных технологий, связана с преимущественно комплексным, системным использованием программных средств общего назначения (офисных пакетов). Решение практически всех профессиональных задач требует применения совокупности программ (редакторов, систем управления базами данных, информационно-поисковых систем и пр.). Это совпадает с общими подходами к построению содержания обучения информатики и информационных технологий на старшей ступени, где одной из главных задач является развитие системного подхода, изучение информационных систем и протекающих в них информационных процессов.

Системный подход к изучению современных программных средств должен найти отражение в выборе форм и методов организации занятий. Отражением этого подхода на старшей ступени может выступать интегрированный подход к изучению средств и технологий обработки информации, состоящий в специальном подборе учебных заданий, сочетающих в себе элементы различных дисциплин, которые позволяют раскрыть системный характер профессиональной информационной деятельности и используемых в ней программных средств. Отчасти теоретические подходы к решению проблемы интеграции в информатике рассматривались в работах [20, 41, 93, 87, 283 и др.]. Тем не менее, в методическом плане эта проблема еще далека от окончательного решения.

Таким образом, проблема данного исследования состоит в разрешении противоречий между:

• необходимостью разработки методических подходов к профильному изучению информационных и коммуникационных технологий в курсе информатики на старшей ступени общеобразовательной школы и недостаточной содержательно-методической проработкой этого вопроса в педагогических исследованиях;

• широкими возможностями современных программных средств, которые соответствуют системному характеру современной информационной деятельности, и отсутствием их адекватного отражения при изучении средств и технологий обработки информации на старшей ступени общеобразовательной школы.

Цель исследования состоит в разработке методических подходов к изучению информационных и коммуникационных технологий на старшей ступени общеобразовательной школы в профильных курсах информатики и их реализации для экономических классов социально-экономического профиля.

Объект исследования — профильное обучение информатике на старшей ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования — содержание и методика обучения информационным и коммуникационным технологиям в профильном курсе информатики на старшей ступени общеобразовательной школы.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что обучение информационным и коммуникационным технологиям в профильных курсах информатики на старшей ступени общеобразовательной школы будет более эффективным, если:

• отбор содержания производится с учетом основных видов информационной деятельности, которые должны найти отражение в приоритетности изучения содержательных линий курса различных профилей, средств и технологий обработки информации;

• при выборе методов и форм обучения средствам и технологиям обработки информации находит отражение системный, мультимедийный характер современных программных средств общего назначения, унифицированность технологий выполнения основных информационных процессов, многопрограммный режим работы современных операционных систем, что позволяет связать изучение информационных и коммуникационных технологий с теоретическими разделами курса информатики;

• реализация названного подхода основана на разработке и использовании системы профессионально-ориентированных задач, отбор которых производится в соответствии с принципами последовательности (результаты решения предыдущей задачи являются исходными данными для следующей), интегрированного использования данных (данные вводятся в систему один раз, используются многократно), интегрированного использования программных средств (решение одной задачи подразумевает «одновременную» работу в нескольких программных средах), кумулятивности знаний (накопления, обобщения, систематизации), полученных при изучении профильных учебных предметов.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать роль информатики в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов общеобразовательной школы.

2. Определить методические подходы к изучению информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики.

3. Определить дидактические условия, обеспечивающие допрофессиональную и общеобразовательную подготовку старшеклассников при изучении информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики.

4. Разработать учебно-методический комплекс для изучения информационных и коммуникационных технологий в экономических классах социально-экономического профиля.

5. Экспериментально проверить результативность предложенного подхода.

Теоретико-методологическая основа исследования. При проведении исследования в основу положены: методология, теория и практика профильного обучения информатике (В.К. Белошапка, С. А. Бешенков,.

A.Г.Гейн, Т. Б. Захарова, A. J1. Семенов, А. Ю. Уваров, Н. Д. Угринович,.

B.Ф.Шолохович и др.) — исследования в области методики преподавания информатики (Б.А. Бекзатов, А. И. Бочкин, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, B.C. Леднев, А. И. Сенокосов, Е. К. Хеннер и др.), в частности, информационных и коммуникационных технологий (К.К. Колин, Н. В. Макарова, Д. Ш. Матрос, И. А. Мизин, В. М. Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) — исследования в области профориентации (П.Р. Атутов, А. Е. Голомшток, Э. Н. Истратова, Л. А. Колосова, В. Османьска-Фурманэк, А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров, В. Д. Симоненко, Н. В. Филимонова,.

C.Н.Чистякова и др.), психологии и профессионального самоопределения (Е.М.Борисова, О. Е. Меркурьева, Н. С. Пряжников, Л. В. Смолина, С. А. Телкова и др.) — деятельностный подход к пониманию развития личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), теория системного подхода (И.В. Блауберг, Л. Я. Зорина, Э.Г. Юдин), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияметоды системного анализаанализ обобщенного и собственного педагогического опыта преподавания профильных курсов для старшеклассниковэмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности обучающихся) — педагогический экспериментметодика для оценки эффективности образовательного процесса (В.П.Симонов) — методы математической статистики.

Этапы исследования.

I ЭТАП (1998 — 1999 гг.). Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы с целью выявления современного состояния проблемы исследования. Обоснование актуальности проблемы и разработка исходных теоретических положений. Выбор методики исследования. Анализ подходов к отбору содержания профильных курсов информатики, обеспечивающих допрофессиональную подготовку. Определение приоритетности содержательных линий для каждого профиля. Разработка методических подходов к отбору содержания линии «Информационные и коммуникационные технологии» для профильных курсов информатики. Выявление состояния уровня владения старшеклассниками средствами информационных технологий (ИТ) при решении разнообразных задач. Определение объекта и предмета исследования, его цели, гипотезы, задач и методов.

II ЭТАП (1999 — 2000 гг.). Анализ информационной деятельности специалистов и выделение основных понятий, общих для профильных дисциплин. Определение дидактических условий, обеспечивающих допрофессиональную и общеобразовательную подготовку при изучении средств и технологий обработки информации. Определение и обоснование методов, форм и средств обучения для профильных курсов информатики. Разработка модели организации обучения информационным и коммуникационным технологиям на старшей ступени общеобразовательной школы. Разработка методики преподавания линии «Информационные и коммуникационные технологии» для экономических классов социально-экономического профиля и дидактических материалов (тетрадь с печатной основой для учащихся, методические рекомендации по проведению занятий, тесты). Планирование и проведение констатирующего эксперимента по проверке гипотезы исследования. Обобщение и систематизация экспериментального материала. III ЭТАП (2000 ~ 2001 гг.). Проведение обучающего эксперимента с целью проверки эффективности предложенных подходов к организации обучения информационным и коммуникационным технологиям в профильных курсах информатики и разработанной методики обучения. Теоретическое осмысление эмпирических данных Уточнение отдельных положений. Статистическая обработка результатов эксперимента. Структурный анализ, интерпретация полученных результатов. Формулирование выводов. Оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики проходила в течение 1998 — 2001 гг. Опытно-экспериментальной базой исследования служили Тамбовский многопрофильный лицей, Тамбовский областной физико-математический лицей, Мичуринский лицей-интернат для одаренных детей, Сампурская и Моршанская средние общеобразовательные школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в:

• обосновании построения профильных курсов информатики на основе выделения приоритета содержательных линий;

• определении подходов к изучению содержательной линии «Информационные и коммуникационные технологии» на старшей ступени общеобразовательной школы, позволяющих отразить системный характер информационной деятельности современных специалистов;

• определении дидактических условий, обеспечивающих допрофессиональную и общеобразовательную подготовку при изучении информационных и коммуникационных технологий в рамках профильных курсов на старшей ступени общеобразовательной школы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

• результаты исследования могут использоваться при организации обучения информационным и коммуникационным технологиям в различных профильных курсах информатики;

• разработанный учебно-методический комплекс для изучения средств и технологий обработки информации может использоваться при обучении информатике в экономических классах социально-экономического профиля, студентов экономических факультетов;

• результаты исследования внедрены в учебный процесс ряда школ г. Тамбова и Тамбовской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профильное обучение информатике целесообразно строить на основе выделения приоритетных содержательных линий и их отражения в программах курса. Приоритетной линией курса информатики экономического профиля на старшей ступени школы является линия информационных и коммуникационных технологий.

2. Основой для построения методики обучения информационным и коммуникационным технологиям в рамках профильного обучения информатике является системность, комплексность использования специалистами стандартных программных средств, входящих в «офисные пакеты», что обуславливает целесообразность интегрированного изучения их основных функций и технологий обработки данных. Это подразумевает: одновременную работу" с несколькими программными средствами при компенсации недостающих функций одних средств ИТ за счет Другихосвоение унифицированных функций программных средствсовместное рассмотрение аналогичных объектов (текст и гипертекст, анимация и динамические объекты на Web-страницах и т. п.) на основе использования специальной системы задач, построенной в соответствии с принципами последовательности, интегрированного использования данных, интегрированного использования программных средств, обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении профильных предметов.

3. В качестве системообразующего элемента учебной деятельности при изучении линии информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики может выступать учебный проект, имитирующий разнообразную информационную деятельность специалиста. Организации эффективной учебной деятельности способствует использование специально разработанного учебно-методического комплекса.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методической конференции «Современные системы, технологии, методы обучения предметам естественно-математического цикла» (г. Тамбов, Институт повышения квалификации работников образования в 1997 г.), второй и третьей научно-практических конференциях работников образования «Информатизация образования в регионе» (г. Тамбов, Институт повышения квалификации работников образования в 1998, 2000 гг.), первой региональной научно-практической конференции «Проблемы преподавания дисциплин естественно-математического цикла» (г. Липецк, Липецкий государственный институт усовершенствования учителей в 1998 г.), первой Всероссийской научно-технической конференции «Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве» (г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный технический университет в 1999 г.), IV-VI научных конференциях ТГТУ (г. Тамбов, Тамбовский государственный технический университет в 1999;2001 гг.), Ill—V Тамбовских межвузовских научных конференциях «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (г. Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина в 1999;2001 гг.), X юбилейной международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (г, Москва, Московский государственный инженерно-физический институт в 2000 г.), на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (1998, 1999,2000, 2001 гг.).

ВЫВОДЫ.

1. Разработанная методика изучения информационных и коммуникационных технологий полнее реализует межпредметные связи информатики, математики, экономики, повышает эффективность допрофессиональной подготовки старшеклассников.

2. Разработанная система лабораторных занятий, комплекс заданий и упражнений для организации самостоятельной работы, тесты для организации контроля способствуют формированию у школьников умений осознанного применения средств ИТ для решения профессионально-ориентированных задач.

Проведенный педагогический эксперимент показал целесообразность и эффективность предложенных подходов к преподаванию содержательной линии «Информационные и коммуникационные технологии» в профильном курсе информатики.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что старшеклассники успешно усвоили содержание курса и готовы к дальнейшему самообразованию в области использования средств ИТ и продолжению образования в выбранной сфере деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить все поставленные задачи. Были сделаны следующие основные выводы.

1. В профильных курсах информатики содержание обучение конструируется на основе содержательных линий, выделенных в обязательном минимуме содержания обучения для средних общеобразовательных учреждений. Но если в программах базового курса все содержательные линии должны быть сбалансированными, чтобы обеспечить знакомство школьников со всеми основными вопросами школьного курса информатики, то профильное обучение информатике целесообразно строить на основе выделения приоритетных содержательных линий и их отражения в программах курса.

2. Основаниями для определения приоритета содержательных линий могут выступать:

• виды информационной деятельности специалистов данного профиля;

• учебные дисциплины, основные для данного профиля;

• ведущие методы решения профессиональных задач соответствующего профиля.

Анализ деятельности специалистов экономического профиля и вузовских учебных программ соответствующих специальностей показал, что приоритетной линией курса информатики социально-экономического профиля является линия информационных и коммуникационных технологий.

3. Выбор форм и методов преподавания содержательной линии «Информационные и коммуникационные технологии» целесообразно осуществлять на основе интегрированного подхода, что способствует достижению следующих целей:

• формирование умений работы с информацией разного вида на базе широкого использования межпредметных связей и знаний, полученных при изучении профильных дисциплин;

• формирование умений интегрированного использования программных средств ИТ для решения реальных, профессионально-ориентированных, неформализованных задач;

• развитие общеучебных навыков работы с информацией (структурирование, формализация, поиск) в сочетании с допрофессиональной подготовкой.

4. Эффективное изучение линии «Информационные и коммуникационные технологии» в профильных курсах на старшей ступени школы возможно при соблюдении следующих дидактических условий:

• имитация информационной деятельности специалиста;

• учет мультимедийного характера современных программных средств общего назначения, унифицированности технологий выполнения основных информационных процессов, многопрограммного режима работы современных операционных систем;

• использование системы профессионально-ориентированных задач, отбор которых производится в соответствии с принципами последовательности, интегрированного использования данных, интегрированного использования программных средств, кумулятивности знаний, полученных на профильных учебных предметах.

5. Системообразующим элементом учебной деятельности при изучении линии информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики может выступать учебный проект, имитирующий разнообразную информационную деятельность специалиста.

6. Результаты внедрения учебно-методического комплекса для преподавания линии «Информационные и коммуникационные технологии» в школы и лицеи Тамбовской области дают основания утверждать, что предложенные подходы могут использоваться при отборе содержания, выборе форм и методов изучения средств и технологий обработки информации в различных профильных курсах информатики.

7. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных подходов и разработанной методики преподавания линии «Информационные и коммуникационные технологии» в профильных курсах информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. -летняя школа: Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. B.C. Леднева. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАН, 1999.
  2. С.Г., Шиянова Е. Б., Юдашкина Н. И., Якиманская И. С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 44 — 52.
  3. В.А. Экономико-математические методы. СПб.: Союз, 1999. -318с.
  4. В.Н., Шафрин Ю. А. Информатика 10 И. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
  5. В.Г. О логическом и творческом обучении // Вестник высшей школы.- 1988.-№ 3.
  6. Г. Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения. Автореф.. д-рапед. наук. -М., 1993.
  7. Л.Ф. Проблемы активности личности в психологии. Автореф.. д-ра психолог, наук. Новосибирск: ПГПУ, 1997.
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001, 288 с.
  9. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. Дисс.. доктора пед. наук. М., 1994.
  10. И. Аралина Л. Н. Глобальные сети как эффективное средство информационного обеспечения предпринимательской деятельности //
  11. Проектирование, обеспечение и контроль качества образования и образовательных услуг: Сб. материалов второй Всероссийской конференции. Тольятти, 1999. — С. 209 -211.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
  13. С.М. Колледжи и университеты США. М., 1993
  14. П.Р., Калюга С. У. Политехническое образование в условиях интеграции науки и производства // Советская педагогика. 1991. — № 9. -С. 35−40.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  16. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  17. Е.В. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий. Дисс.. д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ, 2000.
  18. С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
  19. Г. П. Начала финансовой математики. М.: Инфра-М, 1998.
  20. .А. Система интегрированного изучения информатики и экономики в школах и университетах республики Казахстан. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1998.
  21. H.JI. и др. Информатика и программирование: физико-математический профиль / H.JI. Беленькая, А. Г. Гейн, С. Л. Островский // Информатика: Сб. учеб. программ. М.: Просвещение, 1998.
  22. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. -Омск, 1993.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 192 с.
  24. С.А. Дидактические основы профильного обучения информатике. М., 1991.
  25. С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения // Информатика и образование. 1999. — № 10.
  26. С.А. Проблемы профильного обучения информатике. М.: РАО, 1993.-90 с.
  27. С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии // Информатика и образование. 2000. ~ № 7.
  28. С.А. и др. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов / С. А. Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: УрГПУ, 1995.- 127 с.
  29. С.А., Григорьев С. Г. Информатика: Учеб. пособие для лицеев и гимназий гуманитарной ориентации. М., 1993.
  30. С.А., Кузнецов А. А., Леднев B.C. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 2000. — № 2.
  31. С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование // Информатика и образование. 1999. -№ 5, 6, 7.
  32. С.А. и др. Информация и информационные процессы / С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. Омск: Издательство ОмГПУ, 1999.-85 с.
  33. С.А., Ракитина Е. А. Информатика 10 11.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
  34. Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.
  35. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Знание, 1972.
  36. П.П. Педология. М.: ВЛАДОС, 2000. — 287 с.
  37. М.В. Обучение старшеклассников основам предпринимательской деятельности. Автореф.. канд. пед. наук. -Самара, 1999.
  38. А.В. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения (с использованием средств информационных технологий). Автореф.. канд. пед. наук. -Чебоксары: ЧГУ, 1999.
  39. Е.В. Методика изучения способов интеграции информационных технологий в профильном курсе информатики гуманитарных классов средней школы. Автореф.. канд. пед. наук. -М., 1999.
  40. Большая Советская энциклопедия, 1975. Т. 20. — С. 1530.
  41. Л.Л. Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий. Автореф.. канд. пед. наук. М.: МГОПУ, 2000.
  42. А.И. Методика преподавания информатики. Минск: Высш. шк, 1998.-431с.
  43. А.И. О программе курса «Современные проблемы преподавания информатики» // Информатика и образование. 1999. — № 3.
  44. А.И., Трашкова И. А. Локальные сети как инструмент совместной деятельности школьников // Информатика и образование. -1999. -№ 1.
  45. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся // Специалист. 1996. -№ 4. -С. 9−10.
  46. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. Автореф.. д-ра пед. наук. М.: МГОПУ, 1996.
  47. Л.В., Колесников В. Г. Психологическое сопровождение выбора карьеры: Прогр. проф. ориентации старшеклассников «в поисках своего призвания» // Дет. практич. психолог. 1996. ~ №½. — С. 80 — 83.
  48. Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М.: Мир, 1962.
  49. О.В. Методика организации и проведения учебных телеконференций // X Международная конференция «Применение новых технологий в образовании»: Сб. материалов. Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 1999. — С. 128 — 129.
  50. Я.А., Каракозов С. Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование) // Педагогическая информатика. 1997. — № 3. — С. 67 — 84.
  51. Я.А. и др. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Я. А. Ваграменко, И. В. Роберт, В. Л. Львовский. М., 1992.
  52. В.А. Российские академические сети и Internet (состояние, проблемы, решения) / Под ред. В. А. Садовничего. М., РЭФИА, 1997. -173 с.
  53. В.Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // Информатика и образование. 1996. — № 2.
  54. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. -№ 1.
  55. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. -М., 1991. -207 с.
  56. С.И. Способности и выбор профессии // Шк. и пр-во. 1996. — № 4. — С. 92−95.
  57. С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованием профессий // Шк. и пр-во. 1996. — № 3. — С. 90 — 93.
  58. Л.В. Формирование естественнонаучного миропонимания учащихся посредством интегрированных курсов «Окружающий мир» и «Естествознание» (1−6 класс). Автореф.. канд. пед. наук. Томск, 1998.
  59. В., Романкова Л., Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России. 1995. — № 3.-С. 35−44.
  60. В.В., Федосеев А. А., Христочевский С. А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика. 1993. — № 1.
  61. И.П., Теплова Т. В. Экономическая статистика: Учеб. пособие. -М.: Моск. ин-т радиотехники, электроники и автоматики, 1993. 48 с.
  62. И.А., Котов В. М., Харитонович А. И. Вариации на тему поиска // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 89 — 95.
  63. Т.А. Об изучении курса «Делопроизводство на компьютере» / Предисл. Е. А. Озеровой // Шк. и пр-во. 1994. — № з. С 80 — 81.
  64. Т.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина, В. П. Кашицин, О. П. Молчанова. М.: АМО, 1995.
  65. Н.М., Лысова Е. Б. и др. Дифференциация обучения в школах капиталистических стран. М., 1988.
  66. JI.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  67. А.И., Соколова И. Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика. М., 1981.
  68. П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. М., 1978.
  69. А.Г. Мир информатики на пороге III тысячелетия // Вестник РАН, — 1996.-Т. 66.-№ 7.
  70. А.Г. и др. Информатика 10−11 классы / А. Г. Гейн, Д. И. Уткин, Н. А. Юнерман. Екатеринбург: Изд. Дома учителя, 2000. — 168 с.
  71. А.Г. Информатика информационные технологии: какой союз поставить между ними? // Информатика. — 1998. — № 33. — С. 1−11.
  72. А.Г. Школьный курс информатики в свете его межпредметных связей // III Международная конференция памяти академика А. П. Ершова «Перспективы систем информатики». Секция «Школьная информатика»: Доклады и тезисы. Н., 1999. — С. 28 — 30.
  73. А.Г. и др. Информатика (естественнонаучный профиль) / А. Г. Гейн, И. И. Данилина, В. Ф. Шолохович // Информатика: Сб. учеб. программ. М.: Просвещение, 1998.
  74. А.Г., Сенокосов А. И. Информатика 7−9 классы / Программно-методические материалы: Информатика. М.: Дрофа, 1998.
  75. А.Г., Сенокосов А. И. Информатика: Учеб. для 7 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 1999.
  76. А.Г., Шолохович В. Ф. Основы информатики и вычислительной техники // Информатика: Сб. учеб. программ. М.: Просвещение, 1998.
  77. A.M., Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социол. исслед. 1996. — № 8. — С. 66 — 72.
  78. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
  79. Н.В. Формирование представлений об автоматизации получения и обработки экспериментальных данных при профильном обучении информатике. Автореф. с. канд. пед. наук. М., 1999.
  80. И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. 1998. — № 6.
  81. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  82. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1990.
  83. А.Е. Методика изучения учащихся в целях профориентации // Шк. и пр-во. 1994. — № 2. — С. 86 — 88.
  84. Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях. М., 1971.
  85. С.В. Интегративный методический инструментарий для подготовки в области информатики и математики специалистов сельскохозяйственного профиля. Автореф.. канд. пед. наук. М., 1999.
  86. М.И. Применение вероятностных процессов и факторного анализа в педагогике и психологии // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 1997. — № 7.
  87. С.Г. Преемственность в обучении математике учащихся средней школы и студентов экономического вуза. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2000.
  88. С.Г., Гриншкун В. В., Шелухина В. В. Организация системы Интранет в средней школе // IX Международная конференция-выставка ИТО-99: Сб. трудов. Часть III. М.: МИФИ, 1999.
  89. С.С. Оценка и развитие коммуникативных умений школьников // Шк. и пр-во. 1995. — № 5. — С. 92 — 96.
  90. С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии//Шк. и пр-во. 1995. -№ 1. — С. 9 — 13.
  91. А.Н., Угринович Н. Д. Информационные технологии и основы предпринимательской деятельности // Сборник программ по информатике. М., 1998.
  92. Л.Л. Исследование мышления как решения задач. Автореф,. д-ра психолог, наук. М., 1975.
  93. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  94. В.А. Самостоятельная деятельность учащихся основа развивающего обучения // Математика в школе. — 1994. — № 6. — С. 17 -21.
  95. Декларация II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». Т. 1. — P. XI.
  96. К.Г. Преемственность в системе «школа вуз». — Киев: Общество Знаний УССР, 1986.
  97. Дж. Демократизация и образование. -М.: Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.
  98. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. 160 с.
  99. А.А. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики в школе (на примере механики). Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999.
  100. А.П. От компьютерной грамотности школьников к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. — № 2.
  101. Т.Б. Использование баз данных для учащихся гуманитарных (X-XI) классов средней школы // Сборник программ по информатике. -М.: Министерство общего и профессионального образования, 1997.
  102. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. Дисс.. д-ра пед. наук. -М.: ИОСО, 1997.
  103. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.
  104. М.И. Организационно-педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе гимназии. Дисс.. канд. пед. наук. -М.: ИПКиПРНО, 2000.
  105. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. ~ № 6.
  106. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. Автореф.. д-ра пед. наук. Киев, 1989.
  107. И.А. Психология слушания и говорения. Автореф.. д-ра психолог, наук. М., 1974.
  108. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1979.
  109. Из Федерального экспертного совета министерства образования Российской Федерации // Информатика и образование. 1999. — № 10.
  110. Информатизация образования в России: сети, информационные ресурсы, технологии (аналитический доклад). М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), 1997. — 52 с.
  111. Информатика 10−11/ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 1999.
  112. Э.Р., Лаптева Е. Е. Программа обучения информатике в школах экономического профиля // Информатика и образование. 1994. — № 1. -с. 38−39.
  113. Э.Н., Колосова Л. А. Профессиональная ориентация в современных условиях. Воронеж, 1999. -21 с.
  114. Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии. Автореф.. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1970.
  115. В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10−11 кл. сред. шк. / В. А. Каймин, Е. А. Ерохина, А. Г. Щеголев. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
  116. . В.А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование. 1991. — № 6.
  117. З.И. Развитие продуктивного мышления школьников (Экспериментальное исследование). Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1976.
  118. М.Е. Технология формирования профессионально значимых качеств специалиста в системе непрерывного образования (на примере технического лицея). Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  119. В.А., Полукаров В. П. Педагогика коллектива. -Свердловск, 1985.
  120. .М. Предметы и взаимосвязь естественных наук. М., 1967.
  121. Д.М. Избранные произведения. М., 1993.
  122. Кент П. Internet с Windows 95: Пер. с англ. М.: Компьютер: ЮНИТИ, 1996.
  123. Т. Форматы файлов Internet: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
  124. С. Новые информационные технологии и реформа школы // Информатика и образование. 1993. -№ 5.
  125. В.Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. — № 5.
  126. Е.В. Построение методической системы обучению разделу «Новые информационные технологии» в школьном курсе информатики. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 1999.
  127. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1982.
  128. Е.В. Интенсификация обучения математике студентов технических вузов посредством использования новых информационных технологий. Автореф.. канд. пед. наук. Саранск, 1999.
  129. Г. М. Теоретико-методологические предпосылки формирования профессиональной направленности учащийся молодежи // Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в обучении. Самара: СГПУ, 1997. — С. 58 — 63.
  130. О.А. Школьная и вузовская информатика: разрыв на стыке // Проблемы информатизации высшей школы. 1997. — № 3 — 4 (9 — 10).
  131. К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. 2000. — № 10.
  132. К.К., Мизин И. А. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. Вып. 8. — М.: «Наука. Физматлит», 1996. — С. 1 — 13.
  133. К.К., Норенков И. П., Нариньяни А. С. Состояние и перспективы развития информационных технологий // Информационные технологии. 1999. -№ 1.
  134. Ю.М., Луканкин Г. Л., Федорова Н. Е. О создании курса математики для школ и классов экономического направления // Математика в школе. 1993. — № 3. — С. 43 — 45.
  135. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  136. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале средней общеобразовательной школы). Автореф.. д-ра психолог, наук. М., 1978.
  137. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. 2000. — № 2.
  138. А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалиста экономического профиля. Дисс.. канд. пед. наук. Орел, 2000.
  139. А.А. Применение табличного процессора Excel при изучении курса финансовой математики // Компьютерные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы межвузовского научно-методического семинара. Орел: ОГАУ, 1999. — С. 54 — 61.
  140. И.Е. Новые информационные технологии и программные системы в школьной практике и педагогическом образовании // Педагогическая информатика. 1999. — № 1- С. 45 — 54.
  141. А.Ю., Мануйлов В. Г. Педагогические мультимедийные мастер-шаблоны в среде Microsoft Office 97 // Информатика и образование. 1999. — № 5. — С. 77 — 80.
  142. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.-163 с.
  143. С.В. Проблемы и особенности профильной дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе / Педагогический поиск. 1998.-№ 11.-С. 9- 12.
  144. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Автореф.. д-ра психолог, наук. Вильнюс, 1984.
  145. А.О. Перспективные Internet-технологии информационного обеспечения образовательных услуг // Информационные технологии. -1998.-№ 8.-С. 34−40.
  146. Круглый стол: обсуждаем концепцию содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. 2000. -№ 5.-С. 22−29.
  147. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1992.
  148. Р.И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения (созданию и использованию средств обучения). Дисс.. д-ра пед. наук. М.: ИОСО РАО, 1997.
  149. В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1976.
  150. Крэйнек Дж. Netscape Navigator: Windows 95: Пер. с англ. М.: Компьютер ЮНИТИ, 1996.
  151. А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // Информатика и образование. -2000. № 7. — С. 2 — 7.
  152. А.А. О месте информатики в учебном плане школы // Информатика и образование. 1999. — Xs Ю. — С. 7 — 10.
  153. А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике // Информатика и образование. 1994. — № I. — С. 5 — 12.
  154. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1989.
  155. А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. -1999. -№ 1.
  156. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики в педагогическом институте. Дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1990.
  157. С.К. Организационно-педагогические условия информационной поддержки выбора профессии учащимися с использованием компьютерных сетей. Автореф.. канд. пед. наук. М., 1999.
  158. И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Нач. шк. 1995. — № 6. — С. 41 — 43.
  159. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL, 1980.- 172 с.
  160. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.
  161. А.Г. и др. Информатика. 7 9 кл. / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Я. Н. Зайдельман // Программно-методические материалы: Информатика. -М.: Дрофа, 1998.
  162. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Сворень // Информатика: Сб. учеб. программ. М.: Просвещение, 1998.
  163. А.Г., Эпиктетов М. Г. Активные гипертекстовые среды на уроках информатики // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 27−36.
  164. М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. -Свердловск, 1987.
  165. B.C. Проблемы структуры содержания общего образования. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1980.
  166. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  167. М.Р. О преподавании информатики // Народное образование. -2000,-№ 7.
  168. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  169. А.С. Об основных понятиях школьного курса информатики // Информатика и образование. 1994. — № 2. — С. 41 — 44.
  170. А.С. Становление системы понятий информатики в школьном образовании. Автореф.. д-ра пед. наук. М.: ИОО РАО, 1996.
  171. В. Подготовка выпускников школ в области компьюторики // Информатика и образование. 1999. — № 7. — С. 91 — 95.
  172. В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 2000.
  173. И.В. Экономика в средней школе: чему и как учить? // Шк. и пр-во. 1995.-№ 3. — С. 10−14.
  174. О.В. Методика обучения учащихся средствам представления знаний в рамках профильного спецкурса по информатике. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999.
  175. Н.А. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся средней школы. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1985.
  176. С.И. Актуальность предпринимательской подготовки учащихся в Российской Федерации // Научно-практическая конференция г. Пушкина Московской области: Сб. материалов, 1999.
  177. Л.И. Управление качеством подготовки специалистов-исследователей в системе непрерывного образования школа-вуз // Межрегиональная научно-практическая конференция. Пермь, 1999. -С. 42−61.
  178. Я., Иванов А., Баранкина Э. Содержание и методы непрерывного обучения информатике // Информатика и образование. -1991.-№ 2.
  179. Мак Федрис П. Windows 95: Пер. с англ. М.: Компьютер ЮНИТИ, 1996.
  180. Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.- 135 с.
  181. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии. Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1992.
  182. С.В., Смолянинова О. Г. Информационные технологии в обучении экономике: Учебное пособие. Красноярск. КГПУ, 2000. — 66 с.
  183. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988.
  184. В.В. Учебники по информационным технологиям: проблемы терминологии // XI Междунар. науч. конференция «Применение новых технологий в образовании: Сб. материалов. Троицк: ФНТО «Байтик», 2000.-С. 180- 182.
  185. В.Г. Основы информационных технологий: Программы прикладного курса для VI-XI классов с экономической подготовкой // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С. 82 — 90.
  186. С.Г. Теория и практика совершенствования профессиональной подготовки учащихся технического лицея на основе рефлексивной технологии. Автореф.. канд. пед. наук. М., 1999.
  187. Матрос Д.1Л. и др. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. 2000. — № 8.
  188. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1975.
  189. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  190. Л.Д. Принципы построения интеграционной дидактической игры по экономическим знаниям // Сб. науч. трудов. Новосибирск: Изд-во СИФБД, 2000. — С. 30 — 42.
  191. И.С. Информационные технологии и бизнес. М.: «Гарант-Парк», 1997.
  192. О.Е. Профессиональное самоопределение: Метод, материалы. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. — 30 с.
  193. М.В. Факультатив по телекоммуникациям // Информатика и образование. 1996.-№ 5.-С. 133 — 141.
  194. В.М. Концепция информатизации школьного образования: научно-методические аспекты // Информатизация школьного образования. Москва-Берлин, 1990.
  195. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 17 — 22.
  196. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 47 — 52.
  197. В.М., Кузнецов А. А., Шварцбурд С. И. Обеспечить компьютерную грамотность школьников // Советская педагогика. -1985.1.-С. 21 -28.
  198. О. О современных технологиях автоматизации корпоративного документооборота // Российский экономический журнал. 1999. — № 3. — С. 93 — 96.
  199. Т.В. Методика организации работы учащихся с задачами на уроках информатики в классах гуманитарной ориентации. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.
  200. П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования. Автореф.. д-ра пед. наук. Екатеринбург: УГППУ, 1997.
  201. Новые информационные технологии в образовании на базе компьютеров Макинтош // Всеросс. конференция: Тез. докл. М., 1997.
  202. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: ACADEMA, 1999.
  203. О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе в 2000/2001 учебном году // Информатика и образование. 2000. — № 5.
  204. Обязательный минимум содержания образования по информатике // Информатика и образование. 1999. — № 7. — С. 3 — 7.
  205. Османьска-Фурманэк В. Новые информационные технологии как средство оптимизации профессиональной ориентации учащихся (на материалах республики Польша). Дисс.. д-ра пед. наук. М.: ИОСО РАО, 1996.
  206. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М.: Высш. шк., 1989. — 400 с.
  207. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий. Дисс.. д-ра пед. наук. М.: МГОПУ, 2000.
  208. Пак Н.И., Лаврентьев В. Н. Концепция электронного учебника. Телекоммуникационная среда электронных учебников // Избранные труды КГПУ. Красноярск: КГПУ, 2000.
  209. Пак Н.И., Филипов В. В. Телекоммуникационная интегрированная среда компьютерного тестирования // Избранные труды КГПУ. Красноярск: КГПУ, 2000.
  210. Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатика и образование. 1996. — № 2. — С. 52 — 54.
  211. Педагогическая энциклопедия, 1966. С. 486.
  212. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект) / Под. ред. В. А. Извозчикова. СПб., 1997.
  213. С. Поворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
  214. Ю.А. Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 41 — 44.
  215. В.В., Переверзев М. П. Экономические задачи на персональном компьютере: Учебное пособие. Тула: Изд. ТВАИУ, 1996.-71 с.
  216. В.В., Румянцев. И. А. Компьютерный курс «Использование вычислительной техники в учебном процессе» // Педагогическая информатика. 1999. -№ 1. — С. 34 — 37.
  217. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982. — 255 с.
  218. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. -М., 1994.
  219. П. И. Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: МПУ, 1996. — 268 с.
  220. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255 с.
  221. Ю.П. Психологические основы коллективной деятельности. Автореф.. д-ра психолог, наук. Л., 1991.
  222. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1970. — 452с.
  223. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. -М., 1994.
  224. Программа курса к учебнику авторского коллектива А. Г. Гейна, В. Г. Житомирского, Е. В. Линецкого, М. В. Сапиро, В. Ф. Шолоховича. М.: Просвещение, 1991.
  225. Программно-методические материалы: Информатика. 1 11 кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. — М.: Дрофа, 1998. — 96 с.
  226. Проект Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Информатика и образование. 2000. -№ 1.
  227. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников. Автореф.. д-ра пед. наук. -М.: ИРЛ РАО, 1998.
  228. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Автореф.. д-ра пед. наук. -Екатеринбург: УГППУ, 1996.
  229. М.И. Профильный курс математических приложений информатики как средство формирования творческой направленности старшеклассников. Автореф.. канд. пед. наук. Омск, 1999.
  230. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии» 7 Под ред. И. А. Мизина. М: Институт проблем информатики АН СССР, 1991.
  231. А.В., Прутченков А. С. Деловые игры и экономические практикумы. М., 1993.
  232. С. Система непрерывной практической бизнес-подготовки и трудоустройства студентов экономических специальностей: опыт конкретного вуза // Российский экономический журнал. 1999. — № 9−10.-С. 77−83.
  233. Решение совещания по обсуждению концепции школьной информатики в 12-летней школе // Информатика и образование. 1999. — № 10.
  234. Е. Компьютеры в обучении: Пер. с швед. В. Н. Каптелина // Информатика и образование. 1992. — № 1.
  235. И.В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» // Информатика и образование. 1997. -№ 8.
  236. О. Теоретические основы оптимального применения учебных задач в обучении. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1981.
  237. И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США. Автореф.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  238. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Мн.: Высш. шк., 1984.- 176 с.
  239. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  240. В.В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности. Автореф.. д-ра психолог, наук. -М., 1986.
  241. С. А. Пути совершенствования работы по социально-профессиональной адаптации // Нова я парадигма образования и пути ее реализации: технология, экономика, адаптация. Вып. 2. Новокузнецк, 1999.-С. 20−26.
  242. А.Д. Теория и практика профессиональной ориентации школьников. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1979.
  243. В.А. Подготовка студентов педвуза к использованию компьютерных технологий в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах. Автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  244. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1990.
  245. В.Ф. Система профессиональной ориентации учащихся средней школы. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1983.
  246. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.
  247. И.Г., Хеннер Е. К. Информатика 10 11. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
  248. A.JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании // Информатика и образование. 2001. — № 2.
  249. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. 1989. — С. 127 — 146.
  250. Ю.А. Протоколы и ресурсы Internet. М.: Радио и связь, 1996. -320 с.
  251. В.В. Дидактические основы реализации политехнической направленности общеобразовательных предметов в средней школе. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1989.
  252. В.Д. Педагогические основы профессиональной ориентации учащихся сельских школ. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1987.
  253. А.С. О непрерывном экономическом образовании в системе «Школа-Вуз-Школа» // Современные проблемы математики, механики, информатики. Тула, 2000. — С. 178- 179.
  254. В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. — 189 с.
  255. М.Н. Основные понятия современной дидактики. М., 1971.
  256. О.Ю. Информационные технологии обучения в современном образовании США (гуманистический аспект). Дисс.. канд. пед. наук. -Волгоград: ВГПУ, 2000.
  257. В.А. Доминанта деятельности // Наука и образование. 1998. — № 9.
  258. Словарь русского языка в четырех томах. М.: Изд-во «Русский язык», 1981.-Т. 1.-С. 514.
  259. А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1993.
  260. Т.С. О роли самостоятельных занятий под руководством преподавателя в процессе обучения // Проблемы фундаментализации высшего образования: Тез. докл. регион, научн.-метод. конф. Иваново, 1999.-С. 82−83.
  261. Л.В. Профильный курс экономических приложений информатики как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.
  262. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий в России. М.: Научный Совет по Государственной научно-технической программе «Информатизация России», 1995. — 330 с.
  263. Г. Ю. Теория и методика обучения работе в сети Internet (на примере подготовки преподавателя информатики, методиста-организатора НИТ). Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  264. И.Ю. Методические рекомендации для преподавателей по обучению курсу страноведения с использованием метода проектов в специализированных вузах. М., 2000.
  265. М.В., Кузнецова О. А. Составление документов на компьютере. М.: «ПРИОР», 1996. — 144 с.
  266. О.С. Педагогические основы применения информационных технологий при подготовке экономистов // Вестник Ставропольского государственного университета. Психолого-педагогические науки. -Вып. 25.-2000.-С. 69−76.
  267. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1984.
  268. Н.Т. Профильное обучение информатике и современное состояние проблемы // Герценовские чтения РГПУ им. А. Н. Герцена: Тез. докл. СПб., 2000. — С. 3.
  269. Сухова J1.В. Развитие мотивационной профессиональной подготовки будущих специалистов // Психология, педагогика, медицина: пути взаимодействия в образовании. Тольятти: ТФ СГПУ, 2000. — С. 160 — 163.
  270. Н.Ф., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста / Под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: СГУ, 1987.
  271. С.А. Профессиональное самоопределение школьников // Современные проблемы науки // Сборник статей ученых и практиков / Под ред. Л. А. Колосовой. Воронеж: ВГУ, 2000. — С. 24 — 27.
  272. O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969.
  273. А.Н. Образование и информатика на пороге XXI века // Международное сотрудничество. 1996. — № 2.
  274. Ю.С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. Автореф.. д-ра пед. наук. -Казань, 1990.
  275. А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. Барнаул, 1996.
  276. А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // Информатика и образование. 2000. — № 2.
  277. Н.Д. Информатика и информационные технологии. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  278. Н.Д. Основы Internet // Информатика и образование. 1999. -№ 9.
  279. Н.Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // Информатика и образование. 1993. — № 1.
  280. Н.Д., Лаушкина И. С. Разработка Web-сайтов и их публикация в Интернете // Информатика и образование. 2001. — № 1.
  281. Унт И. Э. Концепция индивидуализации обучения в дидактических экспериментах и в школьной практике ЭССР // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 1990.
  282. А.Д. Социальная информатика и становление информационного общества // Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. 1990. — № 1. — С. 3 — 12.
  283. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материалах курса физики первой ступени). Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1970.
  284. Э.А. Сборники ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг»: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1996. 64 с.
  285. А.А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении // Системы и средства информатики. Вып. 8. -М.: «Наука. Физматлит», 1996. — С. 54 — 68.
  286. А.Ю. Обучение современным информационным технологиям в школе-городской экспериментальной площадке. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.
  287. JI.H. Решение экономических задач математическими методами // Сб. науч. тр. молодых ученых. Волгоград: РПК «Политехник», 1998. — С. 102 — 108.
  288. Философский энциклопедический словарь, 1989. С. 507.
  289. Т.Б. Информационные технологии и основы предпринимательства // Информатика и образование. 2000. — № 7.
  290. В.Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства // Информатика и образование. 2001. — № 3.
  291. Л.М., Турецкий Е. И. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение. 1989. — 192 с.
  292. М.Н., Валькман Ю. Р. Компьютерные технологии обучения в школе. Киев: Фирма «КИТ», 1995.
  293. Л.А. Интеграция химических и экономических знаний учащихся в средней школе. Автореф.. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 2000.
  294. Е.К. Проект стандарта образования по основам информатики и вычислительной техники // Информатика и образование. 1994. — № 2. -С. 27−30.
  295. П.Б. Лабиринт Internet: Практ. рук. М.: «Электрониформ», 1996.
  296. С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? // Информатика и образование. 1997. — № 3. — С. 75 — 79.
  297. И.А. Применение новых информационных технологий при изучении общетехнических дисциплин. Дисс.. канд. пед. наук. -Брянск: БГПУ, 2000.
  298. Э.А. Психономика или Программируемый человек. СПб.: Лань, 2000.- 188 с.
  299. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Автореф.. д-ра пед. наук. -Тбилиси, 1988.
  300. Ш. Ш. Некоторые проблемы внедрения в сферу образования современных и перспективных телекоммуникационных информационных технологий // Системы и средства информатики. -Вып. 8. М.: «Наука. Физматлит», 1996. — С. 45 — 54.
  301. С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1987.
  302. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  303. Г. М. Современные компьютерные технологии. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.-Ч. 1.-Ч. 2.
  304. Т.В. Методические основы развития познавательной деятельности студентов гуманитарного вуза в процессе изучения информационных технологий. Автореф.. канд. пед. наук. М., 1999.
  305. В.В. Теоретические основы содержания общетехнической подготовки учащихся профтехучилищ. Автореф.. д-ра пед. наук. -СПб., 1991.
  306. ЗП.Шафрин Ю. А. Информационные технологии. М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. — Ч. 1 — 2.
  307. Ю.А. Основы компьютерной технологии. М.: ABF, 1996.
  308. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф.. д-ра пед. наук. СПб., 1994.
  309. А.И. Построение телекоммуникационных исследовательских проектов в географическом краеведении // Наука, Школа, Вуз. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 175 — 179.
  310. А.В., Гриншкун В. В. Преподавание информатики в условиях непрерывного образования // Психолого-педагогические факторыстановления личности в условиях частного колледжа / Под. ред. М. О. Резванцевой. Вып. 1. — Алматы, 1998.
  311. А.П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы на примере курса «Компьютерное математическое моделирование». Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 1999.
  312. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 5 — 14.
  313. М.А. «Электронные таблицы и телекоммуникация» //Информатика и образование. 1997. — № 1. — С. 97
  314. А.А. Корпоративные информационные технологии // Информационные технологии. 1998. — № 2.
  315. А.Е. Подготовка учителя к применению информационных и коммуникационных технологий // Ученые записки ИИО РАО. Вып. 3. -М.: РАО, 1999.-С. 27−36.
  316. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. М.: ШКП, 1995. — С. 232 -298.
  317. Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1968.
  318. Эпштейн B. J1. Гипертекст новая парадигма информатики // Автоматика и телемеханика. — 1991. — № 11.
  319. П.А. Теоретические основы модульного обучения. Автореф.. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990.
  320. О.А. Дидактические основы построения интегративных курсов в школьном естественнонаучном образовании: Монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 247 с.
  321. М.Н., Сохор A.M. Методика и техника урока. М.: Просвещение, 1985.
  322. Brown P. Integrated hypertext and program understanding tools // IBM Syst. J. 1991.-V. 30.-№ 3.
  323. Cawkll The real information society: present situation and some foretales // J. Of Inf. Sci. 1986. — № 12.
  324. European Information Technology Observatory 1996 EITO. -Frankfurt/Main, 1996. — 360 c.
  325. Herber A. Inners Differenzirung in Unterricht. Stuttgart, 1983.
  326. Quentin-Baxter M., Dewhurst D. A method for evaluating the efficiency of presenting information in a hypermedia environment. Computers & Education — Pergamon Press. — 1992. — Vol. 18. — № 1 — 3.
  327. Russell F.K. Receive-site facilitator practices and student performance in satellite-delivered instruction. / Proceedings of Annual Convention of the Association for Educational Communications and Technology. 1991. -ERIC: ED335011.
  328. The 500. Information Week. — Sept. 9. — 1996.
  329. Zunde P. Experial laws and theory of information and software sciences // Inf. Prosess and Manag. 1986. — № 2.
Заполнить форму текущей работой