Обучение пересказу умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения
Диссертация
Устные пересказы умственно отсталых старшеклассников внепрограммных литературных произведений в большинстве случаев характеризовались непониманием авторского замысла, мотивов поведения героев, его композиционного оформления, выраженных в неполноте (пропуске главных и второстепенных смысловых звеньев произведения и его деталей), нарушении последовательности (логики происходящих событий: пропуск… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема обучения пересказу в общей и специальной педагогике и психологии
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к анализу речевой деятельности
- 1. 2. Основные направления методической системы работы над пересказом в общеобразовательной школе в 19−21 вв
- 1. 3. Работа над пересказом в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
- Глава II. Особенности воспроизведения содержания литературных произведений эпического характера умственно отсталыми старшеклассниками
- II. 1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
- 11. 2. Специфика передачи содержания литературного произведения умственно отсталыми старшеклассниками без предварительной работы над ним на уроке чтения (I серия)
- 11. 3. Своеобразие передачи умственно отсталыми старшеклассниками содержания литературных произведений, отработанных на уроках чтения (II серия)
- II. 4. Результаты констатирующего эксперимента
- II. 5. Изучение опыта работы над пересказом на уроках чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
- III. 1. Принципы организации экспериментальной методической системы работы пересказом на уроках чтения
- III. 2. Методика работы над пересказом в старших классах
- III. 3. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Адамович Е.А. Объяснительное чтение художественных произведений в начальной школе. М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 13-я тип. треста «Поли-графкнига» в Мск., 1948, 208 с.
- Адамович Е.А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах. М.: Просвещение, 1967, 263 с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 320 с.
- Актуальные проблемы развития речи учащихся. / Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980, 151 с.
- Баранов С.П., Болотина Л. Р., Воликова Т. В., Сластенин В. А. Педагогика. -М.: Просвещение, 1981, 376 с.
- Боскис P.M., Левина Р. Е. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции и детей // Известия АПН РСФСР, вып. 15. М., 1948, с. 167−191.
- Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. М.: Рабпрос, 1930, 320 с.
- Бёдор Ено Словесное воспроизведение умственно отсталыми школьниками содержания прочитанного им рассказа // Вопросы обучения и изучения аномальных детей. Сб. науч. трудов. / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963.- С.29−34.
- Бектаева К.Ж. Система работы над изложением в старших классах вспомогательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1982, 22 с.
- Ю.Божович Л. И., Леонтьев А. Н., Морозова Н. Г., Эльконин Д. Б. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950, 190 с.
- Болотнова Н.С. Гармонизация общения и лексическая структура художественного текста. СПб, 1992, 54 с.
- Бояринцева Г. С. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие. Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева, 1980, 84 с.
- Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975. -№ 10.-С. 109−117.
- Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. — С.162−172.
- Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. Прилож. к журналу «Сов. Педагогика» М.: АПН РСФСР, 1953, 412 с.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941, 248 с.
- Вавина Л.С. Обучение русскому языку учащихся вспомогательной школы. -Киев: Рад. Школа, 1986, 124 с.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960, 120 с.
- Бенедиктова Н.К. Доступность текстов как условие их понимания. В сб.: Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1996. — С.36−46.
- Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-разви-вающем обучении русскому языку умственно отсталых школьников I-IV классов. Автореф. дис.. доктора пед. наук. М.: ИПК и ПРНО МО, 47 с.
- Воронкова В.В. Русский (родной) язык. Чтение и развитие речи. Грамматика, правописание и развитие речи. // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5−9 классы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С.3−28.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994, 416 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.-Т.2.-504 с.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — С. 231−256.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981, 139 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961, 471 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976, 495 с.
- Глебова М.И. Объяснительное чтение в школе глухонемых (на материале 5 класса школы глухих). М.: Учпедгиз, 1957, 52 с.
- Глебова М.И. Обучение глухих школьников русскому языку в V-VII классах. -М.: Просвещение, 1964, 191 с.
- Гнездилов М.Ф. К вопросу о развитии речи // Учебно-воспитательная работа в специальных школах для глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Учпедгиз, вып.4, 1946. — С. 95−108.
- Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. Пособие для учителей вспомогательных школ. М.-Л.: Учпедгиз, 1947, 130 с.
- Гнездилов М.Ф. Пути развития сознательности речи умственно отсталых школьников. Известия АПН РСФСР. М., 1958, вып. 98. — С. 113−141.
- Гнездилов М.Ф. Приемы объяснительного чтения // Специальная школа. -М.: Учпедгиз. 1958. — № 3. — С. 57−63.
- Гнездилов М.Ф. Развитие речи учащихся в процессе обучения. Труды II научной сессии по дефектологии. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. — С. 87−92.
- Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. М.: Учпедгиз, 1959, 246 с.
- Гнездилов М.Ф. Обучение чтению в старших классах вспомогательной школы. (В порядке обсуждения) М.: Изд. АПН РСФСР, 1959, 57 с.
- Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962, 134 с.
- Гнездилов М.Ф., Айтметова С. Ш. Использование трудовой деятельности в работе над развитием речи учащихся. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961, 20 с.
- Гончаренко С.А. Формирование у умственно отсталых школьников умения понимать значение незнакомых слов на основе контекста. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978, 22 с.
- Горбунова Е.А. Виды работ по развитию речи в связи с чтением в 5−7 классах школах глухих // Вопросы дефектологии. Ученые записки. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1964. — С.222−229.
- Гордиенко Е.А. Использование картин для развития речи учащихся вспомогательной школы //Дефектология. 1971. — № 4. — С. 57−64.
- Гордиенко Е.А. Совершенствование форм и методов речевого развития учащихся на уроках чтения. В сб.: Развитие речи учащихся вспомогательной школы. Ташкент, 1989. — С. 3−20.
- Горецкий В.Г. Устные рассказы художественных текстов // Начальная школа. 1954. — № 4. — С. 34−44.
- Гулевич О.Е. Развитие речи учащихся. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1956, 134 с.
- Доблаев Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982, 176 с.
- Доблаев Л.Г. Анализ и понимание текста // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы обучение технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста», 12−15 мая 1988 г. М.: Знание, 1989. — С. 58−60.
- Дроздова Т.А. Психологические особенности понимания текста как процесса // Психологические механизмы порождения и восприятия текста. Сб. науч. тр. / Ред. кол.: И. А. Зимняя и др. Вып. 243 М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1985, 187 с.
- Дубовис Арановская Д. М. О некоторых условиях понимания структуры текста учащимися // Вопросы психологии. — 1962. — № 1. — С. 53−60.
- Дульнев Г. М. О значении намерения для точности и полноты воспроизведения текста // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. -М., 1940. С. 38−69.
- Ельницкий К.В. Методика начального обучения отечественному языку. Учебное руководство. Спб: Гутзац, 1915, 195 с.
- Ермолаев Б.А., Шахнарович A.M. Понимание текстов детьми // Материалы V Всесоюзного симпозиума по психологии, психолингвистике и теории коммуникации. М., 1975, 4.2. — С. 156−161.
- Егоров М.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М.: Учпедгиз, 1953, 114 с.
- Егоров М.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: АПН РСФСР, 1953,264 с.
- Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика.1954. № 6.-С. 79−94.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982, 155 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979, 184 с.
- Занков JI.B. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Учпедгиз, 1939, 64 с.
- Занков JI.B., Гнездилов М. Ф. Развитие устной и письменной речи школьников // Новые пути в дефектологии. Сб. науч. трудов. М.: Учпедгиз, 1935. -С.5−33.
- Занков Л.В. Последовательность воспроизведения и ее особенности у умственно отсталых школьников. В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1941. — С. 123−151.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960, 310 с.
- Захаров А.Ю. Коррекционно-речевая работа на уроках трудового обучения в 4−5 классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 1986. — № 4. — С. 50−55.
- Зикеев А.Г. Понимание и воспроизведение связного текста слабослышащими учащимися старших классов. В кн.: Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. P.M. Боскис, К. Г. Коровина. М.: Педагогика, 1981. — С. 40−65.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000, 200 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. Отв. ред. Т. М. Дридзе .- М: Наука, 1976, 264 с.
- Ильина С.Ю. Работа над текстом на уроках русского языка в 5−6 классах вспомогательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1989, 16 с.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М: Высшая школа, 1990, 152 с.
- Каноныкин Н.П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. Д., 1955, 280 с.
- Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — С. 115−124.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1988, 207 с.
- Книга для чтения. Учебник для 6 класса вспомогательной школы. Авторы-составители И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина. М.: Просвещение, 2000, 207 с.
- Книга для чтения. Учебник для 7 класса вспомогательной школы. Автор-составитель А. К. Аксенова. М.: Просвещение, 1995, 272 с.
- Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа. 1990. — № 3. — С. 67−68.
- Комская С.Н. Методические рекомендации к урокам русского языка и развития связной устной речи в V VII классах вспомогательной школы. -Свердловск, 1972, 40 с.
- Комская С.Н. Коррекционная роль обучения умственно отсталых школьников старших классов пониманию и использованию образных сравнений. Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973, 24 с.
- Коркунова Н. Словарная работа на уроках чтения в шестых классах вспомогательной школы. В кн.: Вопросы дефектологии. Свердловск, 1973. — С. 25−33.
- Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1976, 80 с.
- Корст И.О. Очерки по методике анализа художественного произведения. -М.: Учпедгиз, 1963, 280 с.
- Корф Н. Русская начальная школа. СПб: Руководство для земских гласных и учителей сельских школ, 1879, 283 с.
- Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах // Начальная школа. 1981. — № 5. — С.20−23.
- Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения в 1 классе // Начальная школа. 1985. — № 12. — С. 30−34.
- Ладыженская Т.С. Анализ устной речи учащихся V-VI классов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, вып. 125, 135 с.
- Ладыженская Т.С. Система упражнений по развитию связной речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. М., 1981. — С.43−47.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе. Автореф. дис.. доктора пед. наук.-М., 1989, 34 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие. СПб.: СОЮЗ, 1998, 224 с.
- Лапшин В.А. Особенности понимания образной речи учащимися вспомогательной школы и коррекционно-воспитательная работа в связи с её развитием. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МГГТИ им. В. И. Ленина, 1972, 30 с.
- Левина Р.Е., Каше Г. А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. 4. М.: Учпедгиз, 1954. С. 14−21.
- Лемещенко В.А. Художественный пересказ как средство развития монологической речи учащихся при изучении произведений разных жанров. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1997, 168 с.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965, 245 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М: Наука, 1969, 308 с.
- Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. Материалы науч. конф. М., 1974. — С. 18−24.
- Леонтьев А.Н. Психологическое исследование речи // Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, Т.1. — С. 65−75.
- Липкина А.И. Взаимосвязь образа и слова в работе над учебным текстом // Известия АПН РСФСР. М., 1954, вып. 61. — С. 23−52.
- Липкина А.И. Об особенностях представлений, возникающих у умственно отсталых детей на основе словесного описания // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. -М., 1961. С. 81−99.
- Липкина А.И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967, 224 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999, 464 с.
- Логвинова Л.Л. Обучение монологической речи умственно отсталых школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983, 22 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Искусство, 1970, 384 с.
- U2. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1975,250 с.
- ИЗ. Лурия А. Р. Язык и сознание. М: Изд-во МГУ, 1979, 319 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, 94 с.
- Луцкина P.M. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974, 18 с.
- Луцкина P.M. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Пос. для учителей. Алма-Ата: Мектеп, 1984, 55 с.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Просвещение, 1975, 176 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи. М.: «Академия», 2000, 248 с.
- Масюкова Н. А. Использование графических моделей текстов в обучении младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. -1986. -№ 4.-С. 44−50.
- Мастюкова Е.М. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1983. — № 3. — С. 3−9.
- Менчинская Н.А. Понимание // Психология / Под ред. А. А. Смирнова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова. М., 1962. — С. 263−267.
- Методика обучения чтению и письму в начальной школе. Избранные труды. / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, 427 с.
- Методика развития связной речи в начальной школе: Пособие для учителя. Р. Т. Гребенкина и др. СПб.: ЛОИУУ, 1995, 108 с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: «Академия», 2000, 472 с.
- Мещеряков В.Н., Охомуш Е. А. Пересказ как учебный жанр связной речи. Днепропетровск: ДГУ, 1980, 51 с.
- Морозова Н.Г. О понимании текста. М.: Изд-во АПН РСФСР, вып.7, 1947, 156 с.
- Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания текста младшими школьниками // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1965. — С. 164 182.
- Назарова А.В. Особенности понимания слов слабослышащими детьми при чтении // Дефектология. 1970. — № 6. — С. 50−54
- Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу // Начальная школа. -1997. № 5.-С. 59−63.
- Нгуен Кань Тхин. Влияние способов восприятия текста на его запоминание умственно отсталыми школьниками старших классов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1982, 21 с.
- Одинаева JI.A. Система работы над пересказом художественных текстов в III-IV классах вспомогательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990, 15 с.
- Одинаева JI.A. Работа над пересказом художественных произведений в младших классах вспомогательной школы // Дефектология. 1990. — № 5. -С. 31−34.
- Озолайте В.-В. А. Работа над пересказом прочитанного текста в младших классах вспомогательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975, 19 с.
- Озолайте В.-В. А. Методика работы над текстами различного характера в младших классах вспомогательной школы // Дефектология. 1979. — № 2. -С. 43−47.
- Оморокова М.И. Построение уроков чтения в начальных классах // Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1965. — С. 292−318.
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. М.: АРКТИ, 1999, 160 с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965, 343 с.
- Павлова Н.В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушением интеллекта. Автореф. канд.. дис. пед.наук. М, 2002, 23 с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, 222 с.
- Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Известия АПН РСФСР. М., 1948, вып. 16. — С. 18−47.
- Перехода Л.П. Построение предложений в устной речи умственно отсталыми школьниками 3−5 классов // Вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Алма-Ата: КПИ им. Абая, 1984. — С. 3641.
- Петрова В.Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками // Специальная школа. М.: Учпедгиз. — 1958. — вып. 3 (86). — С. 64−68.
- Петрова В.Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов умственно отсталых школьников // Труды второй научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 100−106.
- Петрова В.Г. О развитии устной речи учащихся вспомогательной школы // Специальная школа. М.: Учпедгиз. — 1960. — вып. 3 (97). — С. 47−50.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977, 200 с.
- Пинский Б.И. Процесс воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательных школ (олигофренов) // Известия АПН РСФСР. М., 199 954, вып 57. — С. 27−66.
- Понгильская А.Ф. О понимании читаемого текста учащимися школы глухонемых. В сб.: Вопросы обучения и воспитания глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1941. — С. 5−20.
- Понгильская А.Ф. Обучение глухих детей русскому языку. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963,311 с.
- Психология. / Под ред. К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, JI.M. Шварца. -М.: ГУПИ Наркомпроса РСФСР, 1938, 323 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика, Пресс, 1996, 440 с.
- Развитие речи младших школьников. / Под ред. М. Р. Львова. М.: Просвещение, 1983, 143 с.
- Разуван Е.И. Развитие речи учащихся специальной школы (На примере наречий, местоимений, имен числительных): Учеб. пособие для учит, и восп. спец. школ. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996, 136 с.
- Редозубов С.П. Методические приемы на уроках объяснительного чтения художественных произведений. В кн.: Методика обучения чтению и письму в начальной школе // Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 221−232.
- Речевое развитие младших школьников. Сб. ст. / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970, 222 с.
- Рубинштейн C.JI. О понимании // Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1976, 416 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Просвещение, 1989, Т. I.-С. 442−483.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970, 170с.
- Русина К.Д. Развитие речи и логического мышления умственно отсталых детей на уроках чтения // Специальная школа. М.: Учпедгиз. — 1960. — вып. 3(97).-С. 41−46.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952, Т.1,326 с.
- Сильченкова Л.С. Чтение крупнообъемных произведений в начальной школе. -М.: МГПИ, 1987, 37 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966, 423 с.
- Смирнова З.Н. Понимание и употребление прилагательных учащимися вспомогательной школы и развитие их речи в связи с изучением данной грамматической категории. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1964,21 с.
- Соловьева М.С. Особенности употребления глаголов учащимися 7 класса вспомогательной школы // Специальная школа. М.: Просвещение. — 1967.-вып. 1(121).-С.79−83.
- Сорокина Н.К. Особенности навыков чтения у детей олигофренов разного возраста // Вопросы изучения, обучения и воспитания аномальных детей. Тезисы докладов. — М., 1974, — С. 104−105.
- Соседова Н.В. Система работы над познавательными статьями в младших классах вспомогательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985, 17 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. СПб.: Отд. рус. яз. и словесности Акад. наук, 1899, 185 с.
- Стадненко Н.М. Особенности понимания учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. школа, 1980, 143 с.
- Сумарокова В.А. Психологический анализ понимания и запоминания словесного материала при разных способах его восприятия // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе (вып. 2). -М., 1977.-С. 66−75.
- Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973, 16 с.
- Тарасенко Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы на уроках объяснительного чтения // Вопросы изучения, обучения и воспитания аномальных детей. Тезисы докладов. М., 1974. — С. 106−108.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1970, 606 с.
- Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. Методика. Руководство для учителей подготовительной и народной школы. М.: Начальная школа, 1914, 268 с.
- Толстой JI.H. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Изд-во «Правда», 1987, f Т. 9.
- Торшина Л.Г. Использование сюжетных картин на уроках чтения в младших классах вспомогательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985, 17 с.
- Тумим Г. Г. Уроки объяснительного чтения. Методическая хрестоматия. -Петроград: Издание Н. П. Карбасникова, 1915, 270 с.
- Тумим Г. Г., Соколов Н. М. На уроках родного языка. Обучение чтению и письму. Петроград: ГИЗ, 1917, 220 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л., 1949, Т.6, 300 с.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранные педагогические произведения. М., 1968. — С. 186−201.
- Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащихся вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, 132 с.
- Цыпина Н.А. Особенности чтения. В кн.: Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.-С. 196−215.
- Шилова Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства): Учебное пособие. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1997, 55 с.
- Шиф Ж. И. Понимание читаемого текста учащимися младших классов // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1965. С. 123- 145.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998, 112 с.
- Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного // Начальная школа, 1985. — № 1. — С.53−58, № 2.-С. 50−54.