Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы и методы работы по формированию этнокультурной толерантности в дошкольных образовательных учреждениях города Ижевска

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде всего, воспитательная. Дети — будущее страны. Законом «О государственных языках УР и иных языках народов УР» от 27 ноября 2001 года повседневной нормой общения признается многоязычие, а государственным языком Удмуртской Республики — русский и удмуртский. Тем не менее, основным языком, на котором ведется воспитание и обучение в дошкольных учреждениях города Ижевска, является русский… Читать ещё >

Формы и методы работы по формированию этнокультурной толерантности в дошкольных образовательных учреждениях города Ижевска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детские сады г. Ижевска посещают дети разных национальностей: удмурты и русские, татары и марийцы, башкиры и евреи… Всего более 50 национальностей. И всем нам известно, как важно с детства заложить в сердце ребенка зернышко добра и любви, научить понимать, ценить и гордиться наследием не только своих предков, но и принимать и понимать культуру другого народа. Управление дошкольного образования и воспитания (УДОиВ) Администрации г. Ижевска направляет и поддерживает деятельность муниципальных дошкольных образовательных учреждений города по краеведению и обучению детей национальным языкам[21].

В соответствии с Конституцией, государственной национальной политикой УР, благодаря качеству и вариативности содержания дошкольное образование столицы Удмуртии обеспечивает запросы родителей в воспитании детей на основе этнокультурного наследия разных народов[9].

Краеведческие компоненты, так или иначе, несут в себе все комплексные образовательные программы, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) города, будь то «Радуга», «Развитие», «Детство» или любая другая. Углубленную работу по воспитанию и обучению детей в этом направлении ведут 56% ДОУ г. Ижевска[21].

В каждом детском саду разработаны планы мероприятий по знакомству детей дошкольного возраста с государственной символикой. Неоценимую помощь педагогам детских садов г. Ижевска по внедрению национального регионального компонента оказывает Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР. Работники дошкольных учреждений имеют возможность повышать свою квалификацию, ежегодно посещая семинары-практикумы.

Язык — душа нации. Язык является посредником для постижения неизвестного и установления понимания, согласия, дружбы. Один из способов сохранения национальных языков — создание многоязычной среды, поэтому особую роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений играет обучение детей национальным языкам. Почему специалисты отрасли дошкольного образования заговорили о создании такой среды? На то есть несколько причин[20].

Прежде всего, воспитательная. Дети — будущее страны. Законом «О государственных языках УР и иных языках народов УР» от 27 ноября 2001 года повседневной нормой общения признается многоязычие, а государственным языком Удмуртской Республики — русский и удмуртский. Тем не менее, основным языком, на котором ведется воспитание и обучение в дошкольных учреждениях города Ижевска, является русский. Мы не должны забывать, что язык — это история народа, путь цивилизации и культуры. Потому обучение детей языку своих предков является для нас не праздным занятием, а насущной необходимостью[13].

Вторая причина — социальная. Гете сказал: «Кто не знает чужих языков, не имеет понятия о своем». Для нас, педагогов, национальная или иностранная речь — это не только предмет занятий, а, прежде всего, путь к развитию в ребенке коммуникативных качеств. Это позволит ему комфортно чувствовать себя в иноязычной среде, проявить себя как личность, быть успешным. Это путь к познанию через язык другой, неведомой ему ранее культуры[18].

И, наконец, третья причина — образовательная. Хотелось бы остановиться на уникальности дошкольного периода, которая заключается в сензитивности. Именно в это время у ребенка просыпаются максимальные возможности для усвоения. Происходит бурный рост мозговых клеток, активно формируются горизонтальные связи между полушариями мозга. В этот период ребенок должен освоить колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь: овладеть родным языком (а в двуязычной среде — двумя), у него создаются представления о пространстве и времени, цветах, формах, количестве, родственных отношениях, причинно-следственных связях. Чем больше раздражителей поступает в человеческий мозг в это время, тем активнее идет формирование связей между мозговыми клетками, нейронами, и чем больше этих связей, тем выше базовый интеллект человека. А чем выше интеллект, тем лучше ребенок схватывает, анализирует, запоминает информацию. Поэтому очень важно своевременно заложить базу для дальнейшего развития интеллекта ребенка, дать ему основы тех знаний и навыков, без которых немыслима современная европейская цивилизация[18].

Для создания соответствующей среды Управлением дошкольного образования и воспитания был решен ряд вопросов и задач, среди которых: создание благоприятных условий для развития языковых способностей детей, программно-методическое обеспечение, наличие высококвалифицированных педагогических кадров, обеспечение научного руководства.

Дошкольные учреждения были сгруппированы по направлениям в творческие методические объединения. В первую группу вошли детские сады, которые углубленно работали по приобщению детей к истокам русской народной культуры, во вторую группу вошли дошкольные учреждения по изучению культуры и языка удмуртского народа, в третью — по изучению культуры и языка татарского народа. Педагогам, работающим в данном направлении, была предоставлена возможность общаться, обмениваться практическим опытом, с использованием самых разнообразных форм: это и проблемные семинары, и семинары-практикумы, круглые столы и научно-практические конференции. Нередко участниками таких мероприятий становятся родители воспитанников, так как они являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родители, бабушки и дедушки охотно делятся своими семейными традициями воспитания детей. За последнее время заметно возрос интерес к изучению второго языка со стороны родителей[13].

В 21-м МДОУ углубленно работа ведется по ознакомлению с удмуртской культурой и изучению удмуртского языка, в 14-и МДОУ — по ознакомлению с русской культурой, в 4-х МДОУ — по ознакомлению с татарской культурой и изучению татарского языка, в МДОУ № 280 открыты 2 группы по ознакомлению с еврейской культурой и изучению иврита. В 2008;2009 учебном году планируется открытие татарской группы на базе МДОУ № 2 Индустриального района по просьбе родителей и инициативе татарского общественного центра УР. В 58-и МДОУ есть комнаты национального быта, где собраны уникальные материалы, экспонаты быта и культуры удмуртского, русского, татарского народов. Дети имеют возможность в практическом смысле слова соприкоснуться со стариной: подержать в руках утварь, рассмотреть домотканые мужской и женский костюмы, разные украшения и аксессуары, которые носили прапрабабушки и прапрадедушки. В 30-и МДОУ внедряется региональная программа по изобразительной деятельности Е. М. Редькиной «Синяя птица», в основе которой заложены мифы, сказания, легенды удмуртского народа[13].

Большую помощь в создании условий в ДОУ по раннему языковому образованию оказали Управлению дошкольного образования и воспитания Русский, Татарский и Еврейский общественные центры. Они же проявили инициативу и по открытию новых национальных групп.

Активно включилось в работу Министерство национальной политики УР. Результатом сотрудничества стали такие совместные проекты, как «Мосты дружбы», «Радуга планеты». Книжка-раскраска «Размышляйка», изданная Министерством национальной политики УР, стала дидактическим материалом по знакомству малышей с мужскими и женскими костюмами 17 национальностей, проживающих в Ижевске[19].

К сожалению, комплексной программы для дошкольников по краеведению и обучению удмуртскому языку до сих пор нет. Большую помощь Управлению дошкольного образования и воспитания в сопровождении программно-методическим обеспечением по раннему языковому образованию ДОУ оказывают Министерство образования и науки УР и Институт иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета. Сотрудничество с последним длится более десяти лет. Благодаря научному руководству доктора педагогических наук, профессора А. Н. Утехиной и преподавателей кафедры дидактики раннего обучения иностранным и национальным языкам, качество преподавания в ДОУ значительно выросло. Высшую и первую квалификационную категорию имеют 84% преподавателей. За период с 1998 по 2008 г. на базе ИИЯЛ УдГУ воспитатели ДОУ г. Ижевска имели возможность трижды повысить свою квалификацию. Обучение включало в себя теоретическую и практическую части с защитой авторефератов. Неоценимую помощь в работе по раннему языковому образованию в ДОУ г. Ижевска сыграла «Интегративная программа «Лингва», авторы А. Н. Утехина и Т. И. Зеленина. Дошкольные учреждения были обеспечены методическими рекомендациями по обучению детей удмуртскому языку Е. А. Булатовой и программой «Ошмес син» А.П. Пронькиной[20].

В последние годы отрадно ощущать поддержку средств массовой информации. Печатные СМИ охотно работают с Управлением и дошкольными образовательными учреждениями в освещении национально-патриотического воспитания. Как правило, это национальные издания: журнал «Вордскем кыл», «Удмурт дунне», «Кизили», «Кипарис», «Зечбур!», «Русская газета в Удмуртии"[21].

Наша республика живет в преддверии двух знаменательных дат: 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства и 250-летия города Ижевска. И, безусловно, Управлением дошкольного образования и воспитания два года назад, в 2006 году, был составлен план мероприятий по подготовке и проведению этих праздничных событий[18].

Именно этим датам был посвящен первый фольклорный фестиваль детей дошкольного возраста города Ижевска «Тюрагай» («Жаворонок»), который был проведен 31 мая 2007 года на территории архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай». Основная цель фестиваля — воспитание подрастающего поколения на традициях истинной народной самобытной культуры[18].

Управлением дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, педагогов и родителей в 2006 году издана книга «Мой Ижевск». Книга может использоваться как самостоятельно, для обогащения знаний детей и привития им любви к родному городу, так и в качестве дополнительного материала к региональной программе по краеведению Г. А. Корняевой «Детям об Ижевске"[19].

Детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно осознать и представить исторические этапы развития русского и удмуртского народов, предшествовавшие 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства, оценить важность последствий этого события. В связи с этим УДОиВ разработан и реализован проект «Навеки с Россией». В рамках этого проекта в 2008 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагогов и родителей издана книга «Удмуртия навеки с Россией», которая поспособствует лучшему детьми усвоению исторического материала[20].

Вся деятельность Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска направлена на повышение качества образования дошкольников, на реализацию Закона о языках УР в МДОУ города Ижевска и способствует возрождению национальных традиций среди детей дошкольного возраста, расширению межведомственных и международных связей. Именно опыт, накопленный за многие десятилетия, стал базовым для активизации работы в этом направлении и позволил достигнуть сегодня тех результатов, которыми мы можем гордиться[18].

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, то есть к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог [9].

Воспитание толерантности — сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с дошкольного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой — ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы формирования этнокультурной толерантности у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данной проблеме, которые можно взять на вооружение при формировании этнокультурной толерантности у детей дошкольного возрата.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой