Музыкально-ритмическая деятельность детей
Музыкально-ритмическая деятельность детей предоставляет большие возможности для развития танцевального и музыкально-игрового творчества дошкольников. Между музыкой и движением устанавливается тесная взаимосвязь, поэтому с помощью движений ребенок стремится выразить содержание музыкального образа. Это дает простор для творческих проявлений детей. В процессе музыкально-игровой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ, передавая свое собственное отношение к нему и свое понимание. Движения в данном случае можно рассматривать как своеобразные выразительно-изобразительные средства, которыми пользуется ребенок для воплощения содержания музыки.
Становление и развитие музыкально-игрового или танцевального образа, который создает ребенок, во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность. По мнению Н. А. Ветлугиной, процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть представлен схематично: музыка — переживания ребенка — создание им музыкальноигрового образа. В данном случае ребенок сначала выступает «как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию. А затем как создатель новых форм движений, нового художественного образа». От степени увлеченности ребенка и понимания им поставленной задачи будет зависеть качество создаваемого им творческого продукта.
Возникновение и развитие музыкально-игрового и танцевального творчества детей зависит от качества педагогического руководства. Для того, чтобы активизировать творческие проявления детей, педагог должен создавать условия для приобщения детей к музыкально-игровой и танцевальной деятельности: обогащать опыт ребенка жизненными впечатлениями, предоставлять ребенку свободу выбора действия, способствовать развитию творческого воображения и мышления, руководить процессом творчества.
Изучение проблемы развития детского творчества в музыкальной деятельности показало, что творчество в танце и в музыкальных играх успешно развивается при следующих педагогических условиях: создании эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях; обогащении музыкальных впечатлений и музыкального опыта детей; формировании у них определенных умений и навыков, связанных с музыкальноритмической деятельностью; активизации интереса детей к созданию творческих замыслов и к их реализации; развитии у детей способности к оценке качества своей творческой продукции и творчества своих сверстников; применении педагогом активных методов, способствующих творческим проявлениям детей.