Образование — это процесс овладения системой знаний, умений и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности.
Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести, рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.
В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая — на уровне воспроизведения.
Важный результат обучения — это умения, т. е. способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний (знания служат инструментом при освоении умений). К. К. Платонов писал: «Умение — это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса — его завершением». Умения же, как утверждает психология, формируются и проявляются в деятельности. Без деятельности нет умений. Умения и навыки ученики приобретают и отрабатывают на практических занятиях. К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия. химический эксперимент лабораторный галоген Исторически лабораторные занятия появились позже книжного и устного обучения. Они вошли в программу обучения, когда потребовалось усвоение навыков, накопленных предыдущими поколениями. Лабораторные работы, как элемент в системе учебно-воспитательного процесса, имеют широкие дидактические возможности. Несмотря на то, что практическим работам в школьном курсе отводится небольшое количество часов, именно эта форма обучения обладает многочисленными образовательными и воспитательными функциями. Хотя и считается, что лабораторный практикум призван вырабатывать у учащихся определенные экспериментальные навыки, культуру экспериментирования, но, тем не менее, основная роль практикума заключается в развитии у учащихся научного мышления, в формировании умений интеллектуального проникновения в сущность изучаемых явлений, в пробуждении интереса к науке, в приобщении к научному поиску.
Лабораторные работы — это важнейшая форма самостоятельной работы учащихся в учебное время для приобретения новых знаний.
Цель данной работы — разработка методики проведения лабораторного химического практикума в школе.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
- 1. Рассмотреть такую форму организации обучения как лабораторный практикум.
- 2. Рассмотреть формы лабораторного практикума, требования к нему, его цели и основные функции.
- 3. Рассмотреть методику проведения лабораторного занятия.
- 4. Разработать лабораторные занятия по теме «Галогены».