Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зарождение методики обучения биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVII в. в России было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. «Проблемата». В этом многотомном трактате с большими искажениями излагались идеи Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником этого периода, содержащим только зоологические сведения, был трактат «Бестиарий» греческого проповедника XVI в. Дамаскина Студита. Характерно, что при изложении фактического… Читать ещё >

Зарождение методики обучения биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первоначальные представления о природе на Руси получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии. На уроках обсуждались положения натуралистического порядка — строение земли и неба, различные метеорологические явления, свойства предметов неживой природы, например минералов, свойства растений, животных и человека.

Одна из первых книг XV в., по которой обучали детей на Руси, — сборник рассказов «Физиолог» о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан во II — III вв. н. э. на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и других странах в качестве учебника был популярен «Шестоднев» — сочинение епископа Василия Великого. В нем автор изложил библейский рассказ о сотворении мира, дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии животных, растений, об их свойствах.

Помимо «Шестоднева» в XVв. на Руси имел хождение и другой сборник византийского происхождения — «Толковая Палея», составленный из различных сочинений религиозного характера и произведений античных писателей — Аристотеля, Плиния, Оппиана и др., обработанных в духе религиозной идеологии. При изложении истории о сотворении мира авторы «Толковой Палеи» приводят много сведений по естествознанию: о солнце, луне, звездах, различных животных и растениях, но, как и в «Шестодневе», объяснение дается на основе библейских традиций.

В XVII в. в России было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. «Проблемата». В этом многотомном трактате с большими искажениями излагались идеи Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником этого периода, содержащим только зоологические сведения, был трактат «Бестиарий» греческого проповедника XVI в. Дамаскина Студита. Характерно, что при изложении фактического материала о животных в «Бестиарий» в отличие от «Физиолога», «Толковой Палеи» нет нравоучительных сравнений и поучений. Однако, как и во всех вышеназванных трудах, предназначенных для натуралистического просвещения, в «Бестиарий» истина очень густо перемешана с вымыслом без анализа и проверки фактов, без соотнесения их с научными данными.

Значительный интерес для России XVIII в. представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданный в Москве в июле 1723 года по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы. Оно включало сведения о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Курс излагался с позиций философии Аристотеля, но знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслом, суевериями и фантазиями. Такое мистико-символическое объяснение природных явлений свидетельствовало о средневековом уровне мышления.

Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой