Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: ® Определены особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей: учет социально-экономических условий и нравственной культуры общества, возможностей учрежденияобеспечение педагогами добровольности участия подростков в деятельности творческих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей
    • 1. 1. Нравственное воспитание подростков в современной социально-педагогической, психологической теории и практике

    1.2 Особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей 41 1.3 Факторы, влияющие на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей.

    Выводы по главе 1.

    ГЛАВА 2. Организационно-педагогические условия нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей.

    2.1 Организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образования детей.

    2.2 Реализация комплексного подхода к нравственному воспитанию подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей.

    2.3 Совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению нравственного воспитания подростков.

    Выводы по главе 2.

Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Нравственное воспитание личностиодин из наиболее важных и трудных разделов теории и практики воспитания подрастающего поколения. Оно относится к сложной и тонкой сфере человеческих отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных воздействий — людей, жизненных явлений, целенаправленных воспитательных влияний. Нравственное воспитание способствует приобщению подрастающего поколения к накопленному обществом моральному опыту, формированию нравственного сознания, развитию нравственных чувств, выработке навыков и привычек нравственного поведения. Большое значение нравственное воспитание имеет именно в подростковом возрасте, т.к. в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются моральные представления, понятия, суждения, которые способствуют активному, осознанному освоению подростками моральных норм.

Изучению влияния различных факторов на нравственное воспитание личности посвящены труды отечественных ученых педагогов, психологов. В разработку теории нравственного воспитания большой вклад внесли работы российских этиков С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, А. Н. Маслина, Н. В. Рыбакова, К. А. Шварцмана, А. Ф. Шишкина, и др., а также зарубежных авторов Г. Бека, В. Драмалиева, В. Момова, А. Г. Харчева, Я. Энгста и др. Психологические аспекты нравственного воспитания рассмотрены в работах А. С. Арсеньева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, Э. Ш. Натанзона, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона и др., а также у зарубежных авторов К. Гил-лиган, Л. Кольберга, Ж. Пиаже и др. Теоретические основы нравственного воспитания представлены в работах Ш. А. Амонашвили, М. Н. Аплетаева, Л. А. Высотиной, Т. Е. Конниковой, И. С. Марьенко, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, Ю. Е. Риверса, Л. И. Рувинского, И. Ф. Свадковского, Е. В. Субботского, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова, П. Н. Шимбириева, Г. И. Щукиной, Н. Е. Щурковой и др.

Теория деятельности, как основа нравственного воспитания, изложена в работах А. Л. Леонтьева, С. А. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. С. Кагана и др., в которых теоретически обоснованы особенности нравственной деятельности подростков. Кроме того, учеными-педагогами, психологами решались вопросы нравственного воспитания личности:

• формирования и развития у школьников разного возраста нравственной воспитанности, нравственных убеждений: И. М. Краснобаев, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, О. И. Рута, В. А. Сухомлинский и др.- нравственных чувств: В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, П. М. Якобсон и др.- нравственных привычек и культуры поведения: А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина и др.- нравственного формирования школьников в процессе их общения в коллективе и социализации: П. П. Блонский, Т. Е. Конникова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, И. С. Шмаков и др.- в взаимосвязи нравственного воспитания и самовоспитания: А. Я. Арет, А. А. Бодал ев, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский, В. А. Сухомлинский, М. Г. Тайчинов и др.- воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности подростков как основы нравственного воспитания: В. Е. Гмурман, В. А. Кру-тецкий, Н. С. Лукин, А. С. Макаренко, Л. С. Славина и др.;

• нравственного воспитания подростков в труде: А. Ю. Гордин, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.;

• учета результатов нравственного воспитания в деятельности педагогов: 3. И. Васильева, А. В. Зосимовский, Т. Ф. Лысенко, Е. С. Маклах, И. С. Марьенко, 3. М. Шилина и др.

Таким образом, круг проблем нравственного воспитания достаточно широкий и разнообразный. Однако вопросы, требующие современного теоретического и практического решения, по-прежнему остаются.

Так, в работах М. И. Ковалевой, Т. Ю. Лавринец, Н. Г. Лыковой и др., посвященных нравственному воспитанию подростков, исследуются вопросы нравственного воспитания учащихся старших классов (на примере России и США) — ориентации подростков на формирование гуманистических идеалов в воспитательном процессе детского домавозможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся.

В качестве одного из ведущих факторов нравственного воспитания личности ученые выделяют деятельность учреждений внешкольного воспитания Л. К. Балясная, П. П. Блонский, М. Б. Коваль, И. И. Митина, Г. Д. Попова, Г. В. Чубарова, С. Т. Шацкий и др. Указывали на большое значение для нравственного воспитания и развития подростков деятельности учреждений дополнительного образования детей Е. В. Богданова, А. К. Бруднов, Е. Б. Евдлатова, О. Е. Лебедев, Е. Б. Логинова, Л. А. Николаева и др.,.

В психолого-педагогической литературе не представлены работы, изучающие особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детейне выделяются факторы, влияющие на нравственное воспитание подростков в исследуемом процессене выявлены организационно-педагогические условия нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов данных учреждений.

Изучив нормативно-правовые документы, Государственные программы развития воспитания в системе образования России на 2001;2005 гг. и до 2010 г., а таюке новые учебные издания «От внешкольной работы — к дополнительному образованию», журналы «Дополнительное образование», «Внешкольник» и диссертационные исследования В. Д. Абрауховой, А. Г. Андрейченко, Н. А. Черновой и др., мы убедились, что недостаточно исследовано нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей. Вместе с тем, как подчеркивается в Государственных программах развития воспитания в системе образования России до 2010 года, надлежит повсеместно обеспечить воспитание подрастающего поколения на основе новых парадигм гуманизма, антропоцентризма, свободы, нравственности, национального достоинства в образовательных учреждениях страны.

Анализ теории и практики нравственного воспитания личности позволили выявить противоречие между потребностью общества в совершенствовании нравственного воспитания подростков и недостаточной разработанностью его осуществления в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей.

С учетом выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы особенности организации нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей. Все это позволяет констатировать актуальность педагогическои ля го исследования.

С учетом уровня разработки проблемы, ее актуальности и социальной значимости, была определена тема исследования: «Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреяедений дополнительного образования детей». Теоретическое обоснование особенностей, выявление и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей является целью педагогического исследования.

Объект исследования: нравственное воспитание современных подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей.

В основу исследования положена гипотеза: нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей будет осуществляться, если:

• в организации и осуществлении деятельности педагогов учреждений дополнительного образования учитываются особенности нравственного воспитания подростков и факторы, влияющие на исследуемый процессв организуется и осуществляется педагогами воспитывающая деятельность подростков по нравственному воспитанию;

• реализуется комплексный подход к нравственному воспитанию подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детейв осуществляется совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в реализации ими нравственного воспитания подростков.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в работе выдвигаются и решаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей.

2. Выделить факторы, влияющие на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей.

4. Разработать научно-методические рекомендации педагогам по организации и осуществлению нравственного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования детей.

Методологической основой педагогического исследования являются положения материалистической теории о морали (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, А. Ф. Шишкин и др.) — педагогических и психологических теорий нравственного воспитания подрастающего поколения (Т. Е. Конникова, А. П. Краковский, В. А. Крутецкий, И. С. Марьенко, Л. И. Рувинский, В. А. Сухомлинский, Д. И. Фельдштейн, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова, Д. Б. Эльконин и др.) — определения результатов нравственного воспитания в деятельности педагогов (3. И. Васильева, А. В. Зосимовский, М. Г. Казакина, 3. М. Шилина и др.), особенностей нравственного воспитания учреждений (внешкольного воспитания) дополнительного образования детей (Л. К. Балясная, Е. Б. Богданова, Л. А. Бруднов, Е. Б. Евдлатова, М. Б. Коваль, Л. А. Николаева, Г. В. Чубарова и др.) — реализация комплексного (личностного, дифференцированного, деятельностного) подхода к нравственному воспитанию (Е. В. Бондаревская, М. С. Каган, А. Л. Леонтьев, В. В. Сериков, И. М. Чередов и др.) — совершенствования и самосовершенствования профессионального мастерства педагогов (Ю. П. Азаров, И. П. Андриади, Н. В. Кузьмина и др.). '.

Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы: теоретические — изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение независимых характеристик, педагогического опыта работы учреждений дополнительного образования в аспекте рассматриваемой проблемыэмпирические — педагогическое наблюдение, опрос, индивидуальные и групповые беседы, интервьюирование, педагогический эксперимент, изучение творческих работ подростков, анкетирование, ранжирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования являются учреждения дополнительного образования города Кемерово (Детско-юношеский центр гуманитарно-экологического развития, Дворец творчества детей и молодежи Ленинского района, Центр творчества детей и юношества «Светлячок» поселка Кедровка). В исследовании и эксперименте принимали участие 660 подростков, 124 педагога.

Основные этапы проведения теоретико-экспериментального исследования:

На первом этапе (2001;2003 гг.) определялись исходные позиции исследования, изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, определялся научный аппарат, разрабатывался эксперимент, определялись задачи исследования, формулировалась гипотеза, определялись методологические основы изучения проблемы, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2003;2007 гг.) осуществлялись экспериментальная проверка организационно-педагогических условий нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детейизучение нравственной воспитанности современных подростковразработка комплекса соответствующих методических и дидактических документов для руководства и педагогов учреждений дополнительного образования детейобобщение и анализ результатов исследования.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) проводилась обработка и интерпретация полученных результатов нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детейформулировались выводы, и оформлялось диссертационное исследование. Разработаны научно-методические рекомендации с целью внедрения результатов в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем: ® Определены особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей: учет социально-экономических условий и нравственной культуры общества, возможностей учрежденияобеспечение педагогами добровольности участия подростков в деятельности творческих объединенийдемократичность обстановки, характеризующаяся субъект-субъектными отношениями педагогов и воспитанниковопора педагогов на интересы и потребности воспитанниковпостоянное совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов. Дополнен комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей: общих (уровень развития социально-экономической культуры общества, разработка и реализация государственных программ воспитания, влияние средств массовой информациинедостаточная сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалииморальная и материальная поддержка педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и др.) — частных: организационно-педагогических (организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работыпреобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях дополнительного образования, недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и др.) — психологических (уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников, самооценка подростками наличия нравственных качеств и др.). о Выявлены, теоретически обоснованы организационно-педагогические условия нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей: организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитаниюреализация комплексного подхода к нравственному воспитанию подростковсовершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов по осуществлению ими нравственного воспитания подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит: о в выявлении и обобщении существующих теоретических подходов к нравственному воспитанию подростков в современных учреждениях дополнительного образования детейо в обосновании теоретических основ нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительно.

§ го образования детей (в выявлении особенностей нравственного воспитания подростков в деятельности педагоговфакторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагоговорганизационно-педагогических условий, способствующих нравственному воспитанию подростков в деятельности педагогов), что дополнило теорию воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оп- 1 ределены и экспериментально проверены организационно-педагогические условия нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов уч- • реждений дополнительного образованияразработаны и реализованы научно! методические рекомендации педагогам учреждений дополнительного образования детей по организации и осуществлению нравственного воспитания подростковадаптированы к применению в учреждениях дополнительного образования детей диагностические методики, позволяющие выявить уровень нравственной воспитанности современных подростковразработан комплекс соответствующих методических и дидактических документов для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих осуществление воспитательного процесса (программы ор— ганизации нравственного воспитания подростков, работы с родителями и пеI дагогическим коллективомтехнологии формирования нравственной воспитанности и др.).

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов состояло в проведении анализа проблемы, в разработке организационно-педагогических условий нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей, в проведении экспериментального исследования, обработке и описании его результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенностями нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей являются: учет социально-экономических условий и нравственной культуры общества, возможностей учрежденияобеспечение педагогами добровольности участия подростков в деятельности творческих объединенийдемократичность обстановки, характеризующаяся субъект-субъектными отношениями педагогов и воспитанниковопора педагогов на интересы и потребности воспитанниковпостоянное совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов.

2. На нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей, влияют факторы: общие (уровень развития социально-экономической культуры общества, разработка реализация Государственных программ воспитания, влияние средств массовой информациинедостаточная сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалииморальная и материальная поддержка педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и др.) — частные: организационно-педагогические (организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работыпреобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и др.) — психологические (уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников, самооценка подростками наличия нравственных качеств и др.).

3. Организационно-педагогическими условиями нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей являются: организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитаниюреализация комплексного подхода к нравственному воспитанию подростковсовершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов по организации и осуществлению нравственного воспитания подростков (специальные занятия, семинары, индивидуальная работа с педагогами и др.).

Достоверность и обоснованность материалов и выводов исследования подтверждается общим методологическим подходом к изучению нравственного воспитания подростковприменением различных методов и методик, адекватных предмету исследованияпозитивными результатами опытноэкспериментальной работы, выразившимися в динамике показателей уровня сформированности нравственной воспитанности подростковв сформированное&tradeнравственных отношений воспитанников к обществу, труду, к людям, к себе, к Родине.

Апробация работы и внедрение полученных в ходе исследования результатов осуществлялись посредством публикаций и выступлений на научно-практических конференциях разного уровня: Всероссийских «Управление качеством образования (регион, вуз, школа)» (Тверь, 2007) — областных «Социально-профессиональная адаптация будущего педагога в системе непрерывного образования» (Кемерово, 2001) — «Формирование толерантного сознания как одна из задач современного образования» (Новокузнецк, 2002) — «Аспекты модернизации воспитательно-образовательного процесса» (Кемерово, 2003) — в процессе реализации Программы нравственного воспитания подростков в Детско-юношеском центре гуманитарно-экологического развития г. Кемерово.

Материалы исследования изложены в публикациях и статьях научно-методических изданий, в научно-методическом пособии «Организация нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования» (Кемерово, 2006), используются в учреждениях дополнительного образования г. Кемерово. ! I I.

Выводы по главе 2.

Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей является одним из важных компонентов в осуществлении целенаправленного педагогического процесса.

Организационно-педагогическими условиями нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей являются: организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образования детейреализация комплексного подхода к нравственному воспитанию подростков в учреждениях дополнительного образованиясовершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению нравственного воспитания подростков.

Организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается на основе региональных особенностей, особенностей деятельности учреждений дополнительного образования детей, особенностей деятельности педагогов дополнительного образования, с учетом выдвижения цели, диагностики нравственной воспитанности подростков, занимающихся в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей, на основе совместно планирования с воспитанниками, распределения поручений, осуществления деятельности, подведения итогов работы, при тесном сотрудничестве, взаимодействии участников воспитательного процесса в организации и осуществлении деятельности, в которой подростки являются инициаторами, организаторами, участниками игр, фестивалей, конкурсов, акций и др.

Комплексный подход к нравственному воспитанию подростков в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется на основе единства личностного, дифференцированного, деятельностного подходов. Педагоги не передают готовые образцы нравственной культуры, а создают, вырабатывают их вместе с воспитанниками, осуществляя совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельностипри этом педагоги признают личность развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважают уникальность и своеобразие каждого воспитанника, относятся к нему как субъекту собственного развитияотбирают содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с региональными особенностями, особенностями учреждения, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса, осуществляя совместную деятельность с воспитанниками по реализации вместе выработанных целей и задач в процессе создания ситуаций деятельности, оказания педагогической помощи и поддержки, вовлечения в различные виды трудовой, общественно-полезной деятельности, ситуаций выбора и успеха, назначения ответственного, рефлексии, оказании доверия, уважения, одобрения, авансирования и др.

Совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению ими нравственного воспитания подростков является неотъемлемым элементом повышения качества воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и реализуется через работу педагогических, административных советов, методических объединенийцеленаправленную работу методической и психологической служб учреждениявзаимопосещения воспитательных мероприятий, творческие встречи, организацию самообразования педагоговнакопление методического фонда по вопросам нравственного воспитания в методическом кабинете учрежденияорганизацию выставок психолого-педагогической литературыпроведение семинаров, конкурсов на лучшее воспитательное мероприятиеоказание консультативной помощи педагогам по вопросам нравственного воспитания.

В ходе экспериментальной работы подтвердилось предположение: нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей будет осуществляться, если:

• в организации и осуществлении деятельности педагогов учреждений дополнительного образования учитываются факторы, влияющие на нравственное воспитание современных подростков, особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей;

• организуется и осуществляется педагогами воспитывающая деятельность подростков по нравственному воспитанию;

• реализуется комплексный подход к нравственному воспитанию подростков в учреждениях дополнительного образования детей;

• осуществляется совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования в реализации ими нравственного воспитания подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нравственное воспитание — один из наиболее важных и трудных разделов теории и практики воспитания подрастающего поколения. Оно относится к сложной и тонкой сфере человеческих отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных воздействий: людей, жизненных явлений, целенаправленных воспитательных влияний. Нравственное воспитание способствует приобщению подрастающего поколения к накопленному обществом моральному опыту, формированию нравственного сознания, развитию нравственных чувств, выработке навыков и привычек нравственного поведения. Большое значение нравственное воспитание имеет именно в подростковом возрасте, т.к. в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются моральные представления, понятия, суждения, которые способствуют активному, осознанному освоению ими моральных норм.

Основой нравственного воспитания является мораль, существующая в данном обществе. Нравственность — это единство нравственного сознания, чувств и поведения. Нравственные качества человека могут сформироваться только при взаимодействии с другими людьми. Они могут формироваться либо неосознанно (подражание), либо осознанно в процессе самовоспитания.

Нравственность проявляется:

• в отношении к людям: доброта, отзывчивость, чуткость;

• в отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, ответственность;

• в отношении к труду: дисциплинированность, трудолюбие;

• в отношении к самому себе: самокритичность, скромность;

• в отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе.

Учреждения дополнительного образования детей обладают большим воспитательным потенциалом. В них нравственное воспитание подростков является одним из направлений деятельности педагогов по целенаправленному созданию организационно-педагогических условий, способствующих саморазвитию, самовоспитанию, самоформированию подростками нравственного сознания, отношений, навыков и привычек нравственного поведенияосуществляется на основе воспитывающей деятельности, взаимодействии, сотрудничестве участников воспитательного процесса. Воспитывающей деятельность является в том случае, если подростки проявляют активность и самостоятельность в ее организации и осуществлении. Особенностями нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей являются следующие: учет социально-экономических условий и нравственной культуры обществаобеспечение педагогами добровольности участия подростков в деятельности творческих объединенийдемократичность обстановки, характеризующаяся субъект-субъектными отношениями педагогов и воспитанниковопора педагогов на интересы и потребности воспитанниковпостоянное совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов.

Учет результатов нравственного воспитания требует всестороннего изучения подростков, выявления уровня их нравственной воспитанности. Критериями нравственной воспитанности являются:

• сформированность у подростков нравственных знаний (интеллектуальный критерий);

• сформированность у подростков активно положительного, устойчивого отношения к нравственным нормам (мотивационный критерий);

• оценка проявления нравственных качеств в поведении подростков со стороны сверстников, педагогов (практически результативный критерий).

Показателями нравственной воспитанности являются степень проявления нравственных качеств в отношениях и поведении подростков.

Общими факторами, влияющими на нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей, являются: уровень развития социально-экономической культуры общества, разработка и реализация Государственных программ воспитаниявлияние средств массовой информации;

• недостаточная сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;

• моральная и материальная поддержка педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание детей, что способствует мотивации деятельности педагогов и др.

В группу частных факторов, влияющих на нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования, входят: организаг^ионно-педагогические (организация и осуществление нравственного воспитания подростков учреждениями дополнительного образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работыпреобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях дополнительного образования, недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания подростковпсихологические (уровень сформированности нравственных знаний подростков, отношение подростков к обществу, к людям, к себе, к труду, к Родине, проявление нравственных качеств в поступках и поведении подростков, самооценка подростками наличия нравственных качеств).

Подростковый возраст — это сенситивный период реализации нравственного воспитания. Современных подростков характеризует понимание содержания нравственных отношений к обществу, к труду, к людям, к себе, к Родине, которые проявляются в нравственных качествах: трудолюбии, дисциплинированности, бережном отношении к природе, патриотизме и др. Вместе с тем, они испытывают трудности в реализации данных отношений. Им еще сложно увидеть в жизни тех, кто нуждается в проявлении их чуткости, доброты, внимания и др., трудно оценить, где и почему необходимы дисциплинированность, трудолюбие, ответственность и др., понять, как выработать у себя данные качества, поступки и поведение. Они не всегда хотят отвечать за свои поступки и часто не задумываются о последствиях того, что ими сделано.

Организационно-педагогическими условиями нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей являются:

• организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образования;

• реализация комплексного подхода к нравственному воспитанию подростков в учреждениях дополнительного образования;

• совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению нравственного воспитания подростков.

Организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается на основе региональных особенностей, особенностей деятельности учреждений дополнительного образования детей, особенностей деятельности педагогов дополнительного образования, с учетом выдвижения цели, диагностики нравственной воспитанности подростков, занимающихся в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей, на основе совместно планирования с воспитанниками, распределения поручений, осуществления деятельности, подведения итогов работы, при тесном сотрудничестве, взаимодействии участников воспитательного процесса в организации и осуществлении деятельности, в которой подростки являются инициаторами, организаторами, участниками игр, фестивалей, конкурсов, концертов и др.

Комплексный подход к нравственному воспитанию подростков в учреждениях дополнительного образования детей осуществляется на основе единства личностного, дифференцированного, деятельностного подходов. Педагоги не передают готовые образцы нравственной культуры, а создают, вырабатывают их вместе с воспитанниками, осуществляя совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельностипри этом педагоги признают личность развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважают уникальность и своеобразие каждого воспитанника, относятся к нему как субъекту собственного развитияотбирают содержание, формы и методы воспитательной работы в соответствии с региональными особенностями, особенностями учреждения, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса, осуществляя совместную деятельность с воспитанниками по реализации вместе выработанных целей и задач в процессе создания ситуаций деятельности, оказания педагогической помощи и поддержки, вовлечения в различные виды трудовой, общественно-полезной деятельности, ситуаций выбора и успеха, назначения ответственного, рефлексии, оказании доверия, уважения, одобрения, авансирования и др.

Совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению нравственного воспитания подростков является неотъемлемым элементом повышения качества воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования и реализуется через работу педагогических, административных советов, методических объединенийцеленаправленную работу методической и психологической служб учреждениявзаимопосещения воспитательных мероприятий, творческие встречи, организацию самообразования педагоговнакопление методического фонда по вопросам нравственного воспитания в методическом кабинете учрежденияорганизацию выставок психолого-педагогической литературыпроведение семинаров, конкурсов на лучшее воспитательное мероприятиеоказание консультативной помощи педагогам по вопросам нравственного воспитания.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Детско-юношеском центре гуманитарно-экологического развития на основе разработанной программы нравственного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования детей. В процессе ее реализации количество подростков с низким уровнем сократилось на 16,4%, с высоким увеличилось на 2%, средний уровень наблюдается у 80,7% подростков, результат работы составил 32,8%. Мы считаем эти показатели удовлетворительными, поскольку выявилась положительная динамика формирования нравственной воспитанности подростков.

Администрацией, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, методистами, родителями обсуждались результаты опытно-экспериментальной работы, они отметили рост нравственной воспитанности подростков, занимающихся в творческих объединениях Детско-юношеского центра гуманитарно-экологического развития.

Таким образом, нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей, по нашему мнению, зависит от организации и осуществления педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образованияреализации комплексного подхода к нравственному воспитанию подростков в учреждениях дополнительного образованиясовершенствовании и самосовершенствовании профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению нравственного воспитания подростков. Эти положения теоретически обоснованы в диссертационном исследовании и проверены в ходе опытно-экспериментальной работы, что подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Мы не претендуем в нашем исследовании на исчерпывающее рассмотрение проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшего изучения и уточнения. Мы полагаем, что целесообразно рассмотреть методы взаимодействия субъектов воспитаниясовершенствование процесса с учетом особенностей современных подростков, специфики учреждения, а также изучить проблему с учетом разного возраста воспитанников и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. А., Богатырева, А. В. Дети и телевизионный экран Текст. / В. А. Абраменкова, А. В. Богатырева // Воспитание школьников. -М., 2006. № 6. — С. 28−30.
  2. , Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. -М.: Академия, 1997. 702 с.
  3. , В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждений дополнительного образования как средство его развития Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Абраухова. Ростов-на-Дону. — 1997. -279с.
  4. , Ю. П., Байтенова, Л. М. и др. Методика воспитательной работы [Текст] / Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова [и др.]. М.: Просвещение, 1989.-335 с.
  5. , Л. В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования Текст. / Л. В. Алиева // Внешкольник. — М., 2004. № 4. — С. 5−8.
  6. , Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Университетское из-во, 1990. — 560 с.
  7. , А. Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Андрейченко. Казань. — 1997. — 249с.
  8. , И. П. Основы педагогического мастерства Текст. / И. П. Андриади. М.: Академия, 1999. — 160с.
  9. , С. Ф. Мораль и поведение Текст. / С. Ф. Анисимов. 2-е. изд. — М.: Мысль, 1985. — 155 с.
  10. , А. Я. Самовоспитание школьников Текст. / А. Я. Арет. — М.: Педагогика, 1976. 160 с.
  11. , Ю. А., Фортовая, А. Ф. Внешкольные учреждения могутактивнее способствовать развитию интеллекта детей Текст. / Ю. А. Арке-лов, А. Ф. Фортовая // Воспитание школьников. М., 1991. — № 2. — С. 9−10.
  12. , А. С. Научное образование и нравственное воспитание Текст. / А. С. Арсеньев // в книге: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: НИИ общ. пед АПНСССР, 1979. — С. 30−59.
  13. Л. М. Актуальные проблемы марксистской этики Текст. / Л. М. Архангельский // Вопросы философии. М., 1981. — № 1. — С. 39−51.
  14. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990.-367 с.
  15. , А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития Текст. / А. Г. Асмолов // Внешкольник. М., 1997. — № 9. — С. 68.
  16. , Л. В., Гребенюк, О. С., Рожков, М. И., Концепция организации воспитательного процесса Текст. / Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. И. Рожков,. М.: ТЦ Сфера, 2000. — 123 с.
  17. , Л. К. Внешкольному воспитанию детей пристальное внимание педагогической науки и практики Текст. / Л. К. Балясная // Советская педагогика. — М., 1980. — № 3. — С. 35−42.
  18. , Л. К. Улучшить работу внешкольных учреждений Текст. / Л. К. Балясная // Советская педагогика. М., 1959. — № 10. — С. 919.
  19. Бек, Г. О марксистской этике и социальной морали Текст. / Г. Бек — пер. с нем. О. Р. Медведевой. М.: Иностранная лит., 1962. — 251 с.
  20. , В.С. Гусейнов, А. А., Титаренко, А. И., и др. Перестройка и нравственность [Текст] / В. С. Библер, А. А. Гусейнов, А. И. Титаренко// Вопросы философии. 1990. — № 7. — С. 3−25.
  21. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский — под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — т. 1. — 304 с.
  22. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский — под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1964. — т. 2. — 547 с.
  23. , О. С., Черенкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников Текст. / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988.-206 с.
  24. , А. А., Караковский, В. А., Новикова, Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях Текст. / А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова // Советская педагогика. -М., 1991.-№ 5.-С. 11−20.
  25. , А. А., Ковалев, А. Г., Психология и педагогика самовоспитания Текст. / А. А. Бодалев, А. Г. Ковалек,. Л.: Ленингр. ун-та, 1958. -90 с.
  26. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. , Л. И., Конникова, Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей Текст. / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. -М., 1975. -№ 1. С. 80−89.
  28. , Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  29. Большая советская энциклопедия Текст.: в 30 т. / Под редакцией А. М. Прохорова. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — т. 16. -616 с.
  30. , Е. В. Смысл и стратегии личностно-ориентиро -ванного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. М., 2001. -№ 1. — С. 17−24.
  31. , Н. Б. Улучшать работу Дворцов и Домов пионеров ишкольников Текст. / Н. Б. Бондарчик // Воспитание школьников. М., 1981. — № 4. — С. 23−27.
  32. , А. А. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиски, решения) Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. — М., 1992. — № 3−4. — С. 3−5.
  33. , А. А. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. -М., 1996.-№ 4.- С. 2−6.
  34. , А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. М., 1995. — № 2. -С. 2−3.
  35. , А. А. Улучшать работу внешкольных учреждений. (Внешкольные учреждения: проблемы эффективности воспитательной работы) Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. М., 1986. — № 2. — С. 53−57.
  36. , Г. П. Внешкольные учреждения: Состояния и перспективы Текст. / Г. П. Бруднова // Советская педагогика. М., 1986. — № 5. -С. 19−21.
  37. , Л. В., Степанец, С. Г., Школа интересных каникул Текст. / Л. В. Бучкова, С. Г. Степанец, / Программа дополнительного лидерского образования детей // Дополнительное образование и воспитание. М., 2006. -№ 7. -С. 22−31.
  38. Васильева, 3. И. Изучение личности школьника учителем Текст. / 3. И. Васильева. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  39. , И. В., Клабукова, С. К., Рыбаков, С. Р. и др. Опытом делятся педагоги дополнительного образования Республики Татарстан [Текст] / И. В. Ветрова, С. К. Клаблукова, С. Р. Рыбакова // Воспитание школьников. М., 2000. — № 6. — С. 28−34.
  40. , Л. В. В учреждениях дополнительного образования
  41. Текст. / Л. В. Владимирова // Воспитание школьников. — М., 1993. — № 3. — С. 12−13.
  42. Внешкольные учреждения Текст. / Под ред Л. К. Балясной // Пособие для работников внешкольных учреждений / сост. Л. И. Филатов, В. С. Муратова, М.: Просвещение, 1978. — 256 с.
  43. Внешкольные учреждения: сигнал тревоги Текст. / /Воспитание школьников. 1991. -№ 4. — С. 2−3.
  44. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 534 с.
  45. Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» Текст. / /Внешкольник. 1998. — № 5. — С. 2−9.
  46. , Л. А. Система и процесс нравственного воспитания Текст. / Л. А. Высотина // Советская педагогика. М., 1966. — № 11. — С. 28−36.
  47. , О. С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки Текст. / О. С. Газман // Первое сентября. М., 1995. — 21 ноября.-С. 8−10.
  48. , В. Е. Дисциплина в школе Текст. / В. Е. Гмурман. М.: АПН РСФСР, 1958. — 239 с.
  49. , Л. Н., Озерская, Ф. С., Вопросы нравственного воспитания в трудах Н. К. Крупской Текст. / Ф. С. Озерская, Л. Н. Гончарова: сборник. -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. 181с.
  50. , А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде Текст. / А. Ю. Гордин. М.: Просвещение, 1967. — 119 с.
  51. Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006−20 Югоды Текст. / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2005. — № 422 Москва // Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 2—8.
  52. , О. В., Данилюк, А. Я. Воспитание в современной России Текст. / О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк // Педагогика. М., 2005. -№ 10. -С. 13−17.V
  53. , И. Г. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками Текст. / И. Г. Гундарева // Воспитание школьников. М., 2005. — № 9. — С. 49−53.
  54. , Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации Текст. / Р. Г. Гурова // Педагогика. — М., 2000. -№ 10.-С. 32−38.
  55. , А. А. Социальная природа нравственности Текст. / А. А. Гусейнов. М.: Московский университет, 1974. — 157 с.
  56. , С. В. Проблемы развития детей в Российской Федерации Текст. / С. В. Дармодехин // Педагогика. М., 2001. — № 1. — С. 1014.
  57. Дополнительное образование детей Текст. / Под ред. О. Е. Лебедева // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  58. , Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте Текст. / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии. — М., 1972. № 2. — С. 2539.
  59. , Л. К вопросу о специфике нравственности в системе общественного сознания Текст. / Л. Драмалиев // Вопросы философии. -М., 1973. № 7. — С. 153−160.
  60. , О. Г. Проблемы нравственности Текст. / О. Г.
  61. Дробницкий. -М.: Наука, 1977. 333 с.
  62. , О. Г. Моральное сознание и его структура Текст. / О. Г. Дробницкий // Вопросы философии. М., 1972. — № 2. — С. 31−42.
  63. , Н. П. Наследование биологическое и социальное Текст. / Н. П. Дубинин // Коммунист. М., 1980. -№ 11. — С. 62−74.
  64. , Е. Б., Николаева, Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития Текст. / Е. Б. Евдлатова, Л. А. Николаева // Педагогика. М., 1995. — № 5. — С. 39−43.
  65. , Н. В. К вопросу об учете результатов воспитания Текст. / Н. В. Ефременко // Советская педагогика. М., 1991. — № 6. — С. 5763.
  66. , Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды Текст. / Р. Р. Заззо // Вопросы психологии. М., 1967. — № 2. — С. 111−134.
  67. , Г. К., Зайцев, А. Г., Хаптанова, Т. Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью Текст. / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев, Т. Г. Хаптанова // Вопросы психологии. М., 2002. — № 3. — С. 3340.
  68. Закон Божий (для семьи и школы со многими иллюстрациями) Текст. / сост. Протаерей Серафим Слободской. 4-е изд., Московская патриархия Пермское епархиальное управление, 1987. — С. 576−584.
  69. , А. В. Диагностика моральной воспитанности личности Текст. / А. В. Зосимовский // Советская педагогика. — М., 1970. — № 7. — С. 31−38.
  70. , А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен Текст. / А. В. Зосимовский // Педагогика. — М., 1998.- № 7. С. 74−77.
  71. , В. Г., Рыбакова, Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики Текст. / В. Г. Иванов, Н. В. Рыбакова. JI.: Ленингр. ун-та, 1963. — 232с.
  72. , В. К. Нравственное формирование подростка в пионерской организации Текст. / В. К. Иванова. М.: Народная асвета, 1976. — 160с.
  73. Из досье «Учительской Газеты»: Статистика по внешкольным учреждениям Текст. // Учительская газета. — 1992. № 23. — С. 19.
  74. , Д. Н., Каган, В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. / Д. Н. Исаева, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1979. -183с.
  75. Календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися на 2005 год Текст. // Воспитание школьников. М., 2005. — № 1. — С. 9−22.
  76. , М. Психология подростка Текст. / М. Канн — пер. с фр. Lex-perience addescente. M.: Педагогика, 1991. — 178c.
  77. , В. А., Новикова, Л. И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996.- 158 с.
  78. , В. К. Подростковое одиночество: причины и последствия Текст. / В. К. Киселева // Воспитание школьников. М., 2003. — № 6. — С. 47−51.
  79. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие Текст. / М. Клее — пер. с фр. Lexperience addescente. M.: Педагогика, 1991.- 171с.
  80. , М. И. Нравственное воспитание учащихся старших классов (на примере России и США) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /М. И. Ковалева.-Кемерово.-2003.-217с.
  81. , М. Б. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений Текст. / М. Б. Коваль. М.: АПН СССР, 1985.-105 с.
  82. , М. Б. Проблемы совершенствования деятельности внешкольных учреждений в современных условиях Текст. / М. Б. Коваль // Советская педагогика. М., 1978. — № 7. — С. 44−50.
  83. , Д. В., Мягков, И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка Текст. / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. -80 с.
  84. , JI. С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ инфекции Текст. / JI. С. Колесова // Педагогика. — М, 2002. — № 1. -С. 34−41.
  85. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. 225 с.
  86. , Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе Текст. / Т. Е. Конникова. -М.: Учпедгиз, 1957. — 145 с.
  87. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. (принята коллегией Российской Федерации от 6.10.04) Текст. // Воспитание школьников. — 2005. № 6. — С. 2−9.
  88. , В. М. Развитие воспитательных функций коллектива Текст. / В. М. Коротов. М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
  89. , А. И. Самовоспитание подростка Текст. / А. И. Кочетов. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1967. — 166 с.
  90. Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. Спб.: Питер, 2000. — 992с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  91. , А. П. О подростках Текст. / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970.—271 с.
  92. , И. М. Из опыта нравственного просвещения в средней школе Текст. / И. М. Краснобаев. — М.: Учпедгиз, 1959. 95 с.
  93. Краткий словарь по философии Текст. / Под общей ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. — 413 с.
  94. , И. М., Крупенин, А. Л. Эффективный учитель Текст. / И. М. Крохина, А. Л. Крупенин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 480 с.
  95. , В. А. Возрастные психологические особенности подростка Текст. / В. А. Крутецкий // Советская педагогика. М., 1970. — № 1. — С. 87−99.
  96. , В. А., Лукин, Н. С. Воспитание дисциплинированности у подростка Текст. / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. М.: Учпедгиз, 1960. -270 с.
  97. , Н. Н. Мораль в действии. (О закономерностях влияния морали на поведение личности) Текст. / Н. Н. Крутов. — М.: Политиздат, 1977.-255 с.
  98. , Н. В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Ленинградский ун-т, 1961. — 98с.
  99. , С. В. Мораль и ее место в системе социальных норм Текст. / С. В. Курылев // Вопросы философии. М., 1966. — № 9. — С. 15−24.
  100. , Т. Ю. Ориентация подростков на формирование гуманистических идеалов в воспитательном процессе детского дома Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Лавринец. — Карачаевск. — 2006. — 218с.
  101. , В. И. Сочинения Текст. / В. И. Ленин: Выступление на III съезде РСДРП. — М.: Политиздат (институт марксизма-ленинизма при ЦККПСС), изд. 5.-Т.30.-С. 411—413.
  102. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  103. , Б. Т. Теория коммунистического воспитания Текст. / Б.
  104. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1974. — 496 с.
  105. , Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей Текст. / Л. Г. Логинова. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 240 с.
  106. , А. В. О воспитании и образовании Текст. / А. В. Луначарский — под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова [и др.], М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  107. , Н. Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Г. Лыкова. Тюмень, — 2003. — 198с.
  108. , И. Г. К итогам всероссийского совещания по вопросам внеклассной и внешкольной работы с детьми Текст. / И. Г. Майорова // Советская педагогика. М., 1952.-№ 11.-С. 124−130.
  109. , А. С. Сочинения Текст.: в7 т. / А. С. Макаренко — Воспитание в советской школе. М.: АПНРСФСР, 1960. — Т.5. — 558 с.
  110. , К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс — Анти-Дюринг. 2-е изд. — М.): Госполитиздат (институт марксизма-ленинизма при ЦККПСС), 1961. — т. 20. — С. 85−147.
  111. , И. С. Нравственное становление личности школьника Текст. / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  112. , А. Н. Нравственность и духовная культура коммунизма Текст. / А. Н. Маслин // Вопросы философии. М., 1964. — № 12. — С. 3−13.
  113. , Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования Текст. / Е. Н. Медынский — лекции, читаемые на пед. ф-те Уральского ун-та в 1920—1922 гг. -М.: Госиздат, 1923. Т1. — 138 с- Т2. — 104с.
  114. , С. М. Мировоззренческие аспекты работы с семьей Текст. / С. М. Мелина // Воспитание школьников. М., 2005. — № 5. — С. 17−21.
  115. Методическая служба Петербургского образования: поиски ипроблемы Текст. // Взаимодействие методических служб основного и дополнительного образования: сб. ст. / Под ред. В. Ю. Кричевского, С-Петербург. — 1999. — 278с.
  116. , И. И. Детские внешкольные учреждения в СССР Текст. / И. И. Митина // Советская педагогика. М., 1977. — № 10. — С. 103−109.
  117. , В. Человек. Мораль. Воспитание Текст. / В. Момов. М.: Прогресс, 1975. — 163 с.
  118. , Н. И. Об учете результатов воспитания школьников Текст. / Н. И. Монахов // Советская педагогика. М., 1966. — № 7. — С. 7886.
  119. , Э. М. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников Текст. / Э. М. Моносзон. — М.: Педагогика, 1983. -320 с.
  120. , Н. Н. Система воспитательной работы на муниципальном уровне Текст. / Н. Н. Москвичев // Воспитание школьников. — М., 2005.-№ 8.-С. 13−17.
  121. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111с.
  122. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. -Л.: Ленинг. ун-та, 1960. 426 с.
  123. На XIII всероссийских юношеских чтениях Текст. // Дополнительное образование и воспитание. М., 2006. — № 6. — С. 57 — 59.
  124. , Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика Текст. / Э. Ш. Натанзон. -М.: Просвещение, 1991. 126 с.
  125. , Л. Н. О конкурентоспособности учреждений дополнительного образования детей на рынке образовательных услуг Текст. / Л. Н. Никитина // Внешкольник. М., 1999. — № 7−8. — С. 16−18.
  126. , Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории Текст. / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 143 с.
  127. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики Текст. / Акад. Обществ. Наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики / Под ред. А. К. Уледова. М.: Мысль, 1979. -303 с.
  128. О создании научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи (Приказ Министерства Образования от 26.11.99 № 970) Текст. // Вестник образования. 2000. — № 9. — С. 13−17.
  129. О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей Российской Федерации в 1993—1996 гг. (и до 2000 г.) Текст. // Воспитание школьников. — 1994. № 1. — С. 61−63.
  130. О состоянии и тенденциях развития системы дополнительного образования в регионах (Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 ноября 1997 г. № 13/2) Текст. // Вестник образования. 1998. — № 6. — С. 23−32.
  131. , И. Т. и Шимбириев,. П. Н. К вопросу о методах нравственного воспитания Текст. / И. Т. Огородников, П. Н. Шимбириев // Советская педагогика. М., 1946. — № 12. — С. 20—25.
  132. Основные направления обеспечения деятельности внешкольных учреждений (Из программы стабилизации и развития российского образования в переходный период) Текст. // Воспитание школьников. — 1992. — № 1. 2. С. 3−5.
  133. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей Текст.: сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под. ред. А. К. Бруднова. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 544с.
  134. Педагогический словарь в 2-х т. Текст. / Под ред. Г. М. Волов-никова. — М.: Академия Педагогических Наук, 1960. Т.1 — 774 с. -Т.2 -766с.
  135. , Г. В. Программа дополнительного образования американских школьников «4Н» Текст. / Г. В. Пичугина // Педагогика. М., 1999.-№ 5.-С. 110−116.
  136. , Г. П. Дом (Дворец) пионеров летом (Внешкольные учреждения: проблемы эффективности воспитательной работы) Текст. / Г. П. Попов // Воспитание школьников. М., 1988. — № 3. — С. 4315.
  137. , А. М. Книга для родителей подростков: Программа развития и воспитания Текст. / А. М. Прихожан. М.: ТЦ «Сфера», 1999. -159 с.
  138. Программа Министерства образования Российской Федерации программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 2005годы (приказ от 30.10.01 № 3511) Текст. // Вестник образования. — 2001. — № 23. — С. 45−52.
  139. Программа развития воспитания в системе образования России 2001 2005 и до 2010 гг. Текст. // Вестник образования. — 2001. — № 12. -С. 12−42.
  140. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы Текст. // Вестник образования. — 1999. — № 12. — С. 1619.
  141. Развитие дополнительного образования детей: взгляд на проблемы и перспективы Текст.: сб. по материалам городской научно-практической конференции / Под ред. Э. В. Шагова. С-Петербург. — 1997. — 106с.
  142. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 624с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  143. , О. Р. Что скрывается за сленгом 14 — 16-летних Текст. / О. Р. Решетников // Воспитание школьников. М., 2004. — № 4. — С. 16−21.
  144. , С. М. О принципах и методах воспитания коммунистической морали Текст. / С. М. Риверс // Советская педагогика. — М., 1947. — № 12.-С. 13−37.
  145. , К., Фрейберг, Дж. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. М.: «Смысл», 2002. — 527с.
  146. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Т.2. Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608с.
  147. , С. JI. Основы общей психологии Текст. В 2 т. Т.1. Психология / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488с. — (Тр. д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  148. , C.JI. Основы общей психологии Текст. В 2 т. Т.2. Психология / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328с. — (Тр. д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  149. , JI. И. Нравственное воспитание подростков Текст. / Л. И. Рувинский. Киев.: Знание УССР, 1980. — 48 с.
  150. , Л. И. О сущности процесса самовоспитания Текст. / Л. И. Рувинский // Вопросы психологии. М., 1968. — № 5. — С. 111−118.
  151. , О. М. Беседы о нравственном воспитании детей Текст. / О. М. Рута. Красноярск.: Кн. изд-во., 1962. — 112 с.
  152. , Н. Р. На мировоззренческом перепутье Текст. / Н. Р. Рыбаков // Воспитание школьников. М., 2000. — № 8. — С. 2—4.
  153. , И. Ф. Нравственное воспитание Текст. / И. Ф. Свадковский. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
  154. , М. 3. Право и нравственность Текст. / М. 3 Селектор // Вопросы философии. М., 1954. -№ 2. — С. 71−88.
  155. , Г. С. Есть основания для оптимизма Текст. / Г. С. Семенов // Воспитание школьников. М., 2000. — № 5. — С. 23−26.
  156. , Н. Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования Текст. / Н. Ю. Синягина // Внешкольник. — М., 2002.-№ 2.-С. 28−29.
  157. Словарь по этике Текст. / Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 430с.
  158. , В. П. Что возведем на месте развалин? Текст. / В. П. Созонов // Народное образование. М., 1995. — № 5. — С. 19−25- № 6. — С. 15−19.
  159. , Е. С. Нравственные представления младших подростков Текст. / Е. С. Соловцова // Воспитание школьников. М., 2000. — № 1.-С. 10−11.
  160. , Т. В. Внешкольную воспитательную работу на уровень требований времени Текст. / Т. В. Сорокина // Воспитание школьников. — М., 1985. — № 6. — С. 12−14.
  161. Состояние воспитания детей школьного возраста в семье Текст. // Воспитание школьников. 2000. — № 3. — С. 16−17.
  162. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. (Аналитическая записка коллегии Министерства образования Российской Федерации 25 мая 1994) Текст. // Воспитание школьников. 1994. — № 5. — С. 2−4.
  163. , Е. В. Формирование морального действия у ребенка Текст. / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. — М., 1979. — № 3. С. 47−55.
  164. , В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: АПН РСФСР, 1959. — 146 с.
  165. , В. А. Методика воспитания коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  166. , В. А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский — пер. с укр. Н. Д. Дангуловой. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1979.-335с.
  167. , М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников Текст. / М. Г. Тайчинов. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  168. , Б. К. Внешкольное образование в России в конце XIX-начале XX в. Текст. / Б. К. Тебиев // Советская педагогика. М., 1984. — № 4. — С. 98−104
  169. Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы в системе дополнительного образования: Нормативно-методический сборник Текст. / Под ред. Т. Н. Мартыновой. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 62с.
  170. , Л. Н. Воспитание старшеклассниц Текст. / Л. Н. Тимошенко. — М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  171. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22 февраля 1997 № 212 Текст. // Вестник образования. 1997. — № 6. — С. 12−20.
  172. , А. И. Критерии нравственного прогресса Текст. / А. И. Титаренко. М.: Мысль, 1967. — 190 с.
  173. Толковый словарь русского языка Текст. / Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова 72 000 слов и 7500 фразеологических выражений- Российская Академия Наук. Институт русского языка, Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. — 960с.
  174. , Е. В. Вопросы управления процессом воспитания школьников Текст. / Е. В. Тонков. Белгород, 1972. — 159 с.
  175. , H. А. О перспективах развития морали и права в их взаимном отношении Текст. / Н. А. Трофимов // Вопросы философии. — М., 1962.-№ 5.-С. 23−29.
  176. , H. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Текст. / H. М. Трофимова // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−66
  177. , А. А. Общая газета Текст. № 3/28,21 — 27января, 1994.
  178. , В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Ленинг. ун-та, 1960. — 155 с.
  179. , С. В. Идейно-воспитательная работа внешкольных учреждений Текст. / С. В. Тупиченков // Советская педагогика. М., 1986. -№ 5.-С. 9−15.
  180. , К. Д. Избр. педагогические сочинения Текст. в 2-х т. Т1 Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1953. — 635 с.
  181. , П. Н. Культура и мораль Текст. / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. -М., 1973. -№ 4. С. 2311.
  182. , Д. И. Психология развития личности Текст. / Д. И. Фельдштеин. Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  183. , Г. Н. Воспитание: традиции и современность Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. М., 2003. — № 7. — С. 14−20.
  184. Флейвелл, Джон Генетическая психология Жана Пиаже Текст. / Джнон Флейвелл / Пер. с англ. [Послесл. П. Я. Гальперина и Д. Б. Элькони-на, 596 621]. — М.: Просвещение, 1967, — 623 с.
  185. , Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст. / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  186. , И. Ф. Нравственное воспитание школьников Текст. / И. Ф. Харламов. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  187. , А. Г. Мораль как предмет социологического исследования Текст. / А. Г. Харчев // Вопросы философии. М., 1965. — № 1. — С. 45
  188. , Т. В. Моральная оценка и ее особенности Текст. / Т. В. Холостова // Вопросы философии. М., 1968. — № 4. — С. 93- 103.
  189. , И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе Текст. / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987.-150с.
  190. , Н. А. Педагогические условия развития дополнительного образования (на примере региона) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Чернова. Кемерово. — 1997. — 194 с.
  191. , Г. Г. Всесоюзный смотр внешкольных учреждений продолжается Текст. / Г. Г. Чубарова // Воспитание школьников. — М., 1974.-№ 2.-С. 37−40.
  192. Шапиро, 3. Ш. Детское театральное творчество как средство коммунистического воспитания Текст. / 3. Ш. Шапиро // Советская педагогика.-М., 1951.-№ 4. -С. 69−73.
  193. , С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т.1 / С. Т. Шацкий — Внеклассная и внешкольная работа / Сост. Я. Н. Скаткин и [др.] - [Вступит, статья Н. П. Кузина, с. 7 22]. — М.: Педагогика, 1980.-304 с.
  194. , К. А., Шишкин, А. Ф. О некоторых философских проблемах этики Текст. / К. А. Шварцман, А. Ф. Шишкин // Вопросы философии.-М., 1965.-№ 4.-С. 81−91.
  195. , В. М. Социально-психологические проблемы воспитания Текст. / В. М. Шепель. М.: Московский рабочий, 1987. — 239 с.
  196. Шилина, 3. М. Формирование общественной направленностиличности школьника. В помощь классному руководителю Текст. / 3. М. Шилина. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  197. , П. Н. Методы воспитания коммунистической морали Текст. / П. Н. Шимбириев // Советская педагогика. М., 1951. — № 10. -С. 16−38.
  198. , А. Ф. О предмете этики как науки Текст. / А. Ф. Шишкин // Вопросы философии. М., 1964. — № 1. — С. 21−32.
  199. , А. Ф., Шварцман, К. А. Мировоззрение и мораль, философия и этика Текст. / А. Ф. Шишкин, К. А. Шварцман // Вопросы философии. -М., 1971. -№ 8. -С. 38−50.
  200. , Т. Ш. Об Эллочке-людоетке и ее словаре Текст. / Т. ТТТ. Шишова // Воспитание школьников. М., 2004. — № 5. — С. 50−53.
  201. , В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации Текст. / В. Э. Шляпентох. -М.: Статистика, 1976. 213с.
  202. , Г. И. Теория и методика коммунистического воспитания в школе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
  203. , Н. Е. Нравственное воспитание школьников Текст. / Н. Е. Щуркова//Воспитание школьников.-М., 1990. -№ 1. —С. 13−15.
  204. , Н. Е., Питюкова, В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюкова. М.: Творческая педагогика, 1993. — 112 с.
  205. , Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -М., 1971. -№ 4. -С. 6−21.
  206. , Я. Некоторые проблемы научной этики Текст. / Я. Энгст — пер. с чешского А. П. Серцовой, В. Н. Съедина. — М.: Иностранная лит., 1960.-295 с.
  207. , П. М. Психологические основы формирования эмоциональной сферы школьника Текст. / П. М. Якобсон // Советская педагогика. -М., 1971.-J4o6.-C. 101−111.
Заполнить форму текущей работой