Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей
Научная новизна исследования заключается в следующем: ® Определены особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей: учет социально-экономических условий и нравственной культуры общества, возможностей учрежденияобеспечение педагогами добровольности участия подростков в деятельности творческих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей
- 1. 1. Нравственное воспитание подростков в современной социально-педагогической, психологической теории и практике
1.2 Особенности нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей 41 1.3 Факторы, влияющие на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Выводы по главе 1.
ГЛАВА 2. Организационно-педагогические условия нравственного воспитания подростков в деятельности педагогов современных учреждений дополнительного образования детей.
2.1 Организация и осуществление педагогами воспитывающей деятельности подростков по нравственному воспитанию в учреждениях дополнительного образования детей.
2.2 Реализация комплексного подхода к нравственному воспитанию подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей.
2.3 Совершенствование и самосовершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования по осуществлению нравственного воспитания подростков.
Выводы по главе 2.
Список литературы
- Абраменкова, В. А., Богатырева, А. В. Дети и телевизионный экран Текст. / В. А. Абраменкова, А. В. Богатырева // Воспитание школьников. -М., 2006. № 6. — С. 28−30.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. -М.: Академия, 1997. 702 с.
- Абраухова, В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждений дополнительного образования как средство его развития Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Абраухова. Ростов-на-Дону. — 1997. -279с.
- Азаров, Ю. П., Байтенова, Л. М. и др. Методика воспитательной работы [Текст] / Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова [и др.]. М.: Просвещение, 1989.-335 с.
- Алиева, Л. В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования Текст. / Л. В. Алиева // Внешкольник. — М., 2004. № 4. — С. 5−8.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Университетское из-во, 1990. — 560 с.
- Андрейченко, А. Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Андрейченко. Казань. — 1997. — 249с.
- Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства Текст. / И. П. Андриади. М.: Академия, 1999. — 160с.
- Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение Текст. / С. Ф. Анисимов. 2-е. изд. — М.: Мысль, 1985. — 155 с.
- Арет, А. Я. Самовоспитание школьников Текст. / А. Я. Арет. — М.: Педагогика, 1976. 160 с.
- Аркелов, Ю. А., Фортовая, А. Ф. Внешкольные учреждения могутактивнее способствовать развитию интеллекта детей Текст. / Ю. А. Арке-лов, А. Ф. Фортовая // Воспитание школьников. М., 1991. — № 2. — С. 9−10.
- Арсеньев, А. С. Научное образование и нравственное воспитание Текст. / А. С. Арсеньев // в книге: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: НИИ общ. пед АПНСССР, 1979. — С. 30−59.
- Архангельский Л. М. Актуальные проблемы марксистской этики Текст. / Л. М. Архангельский // Вопросы философии. М., 1981. — № 1. — С. 39−51.
- Асмолов, А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990.-367 с.
- Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития Текст. / А. Г. Асмолов // Внешкольник. М., 1997. — № 9. — С. 68.
- Байбородова, Л. В., Гребенюк, О. С., Рожков, М. И., Концепция организации воспитательного процесса Текст. / Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. И. Рожков,. М.: ТЦ Сфера, 2000. — 123 с.
- Балясная, Л. К. Внешкольному воспитанию детей пристальное внимание педагогической науки и практики Текст. / Л. К. Балясная // Советская педагогика. — М., 1980. — № 3. — С. 35−42.
- Балясная, Л. К. Улучшить работу внешкольных учреждений Текст. / Л. К. Балясная // Советская педагогика. М., 1959. — № 10. — С. 919.
- Бек, Г. О марксистской этике и социальной морали Текст. / Г. Бек — пер. с нем. О. Р. Медведевой. М.: Иностранная лит., 1962. — 251 с.
- Библер, В.С. Гусейнов, А. А., Титаренко, А. И., и др. Перестройка и нравственность [Текст] / В. С. Библер, А. А. Гусейнов, А. И. Титаренко// Вопросы философии. 1990. — № 7. — С. 3−25.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский — под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — т. 1. — 304 с.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2 т. / П. П. Блонский — под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1964. — т. 2. — 547 с.
- Богданова, О. С., Черенкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников Текст. / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988.-206 с.
- Бодалев, А. А., Караковский, В. А., Новикова, Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях Текст. / А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова // Советская педагогика. -М., 1991.-№ 5.-С. 11−20.
- Бодалев, А. А., Ковалев, А. Г., Психология и педагогика самовоспитания Текст. / А. А. Бодалев, А. Г. Ковалек,. Л.: Ленингр. ун-та, 1958. -90 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович, Л. И., Конникова, Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей Текст. / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. -М., 1975. -№ 1. С. 80−89.
- Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Большая советская энциклопедия Текст.: в 30 т. / Под редакцией А. М. Прохорова. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — т. 16. -616 с.
- Бондаревская, Е. В. Смысл и стратегии личностно-ориентиро -ванного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. М., 2001. -№ 1. — С. 17−24.
- Бондарчик, Н. Б. Улучшать работу Дворцов и Домов пионеров ишкольников Текст. / Н. Б. Бондарчик // Воспитание школьников. М., 1981. — № 4. — С. 23−27.
- Бруднов, А. А. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиски, решения) Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. — М., 1992. — № 3−4. — С. 3−5.
- Бруднов, А. А. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. -М., 1996.-№ 4.- С. 2−6.
- Бруднов, А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждений Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. М., 1995. — № 2. -С. 2−3.
- Бруднов, А. А. Улучшать работу внешкольных учреждений. (Внешкольные учреждения: проблемы эффективности воспитательной работы) Текст. / А. А. Бруднов // Воспитание школьников. М., 1986. — № 2. — С. 53−57.
- Буданова, Г. П. Внешкольные учреждения: Состояния и перспективы Текст. / Г. П. Бруднова // Советская педагогика. М., 1986. — № 5. -С. 19−21.
- Бучкова, Л. В., Степанец, С. Г., Школа интересных каникул Текст. / Л. В. Бучкова, С. Г. Степанец, / Программа дополнительного лидерского образования детей // Дополнительное образование и воспитание. М., 2006. -№ 7. -С. 22−31.
- Васильева, 3. И. Изучение личности школьника учителем Текст. / 3. И. Васильева. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
- Ветрова, И. В., Клабукова, С. К., Рыбаков, С. Р. и др. Опытом делятся педагоги дополнительного образования Республики Татарстан [Текст] / И. В. Ветрова, С. К. Клаблукова, С. Р. Рыбакова // Воспитание школьников. М., 2000. — № 6. — С. 28−34.
- Владимирова, Л. В. В учреждениях дополнительного образования
- Текст. / Л. В. Владимирова // Воспитание школьников. — М., 1993. — № 3. — С. 12−13.
- Внешкольные учреждения Текст. / Под ред Л. К. Балясной // Пособие для работников внешкольных учреждений / сост. Л. И. Филатов, В. С. Муратова, М.: Просвещение, 1978. — 256 с.
- Внешкольные учреждения: сигнал тревоги Текст. / /Воспитание школьников. 1991. -№ 4. — С. 2−3.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 534 с.
- Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» Текст. / /Внешкольник. 1998. — № 5. — С. 2−9.
- Высотина, Л. А. Система и процесс нравственного воспитания Текст. / Л. А. Высотина // Советская педагогика. М., 1966. — № 11. — С. 28−36.
- Газман, О. С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки Текст. / О. С. Газман // Первое сентября. М., 1995. — 21 ноября.-С. 8−10.
- Гмурман, В. Е. Дисциплина в школе Текст. / В. Е. Гмурман. М.: АПН РСФСР, 1958. — 239 с.
- Гончарова, Л. Н., Озерская, Ф. С., Вопросы нравственного воспитания в трудах Н. К. Крупской Текст. / Ф. С. Озерская, Л. Н. Гончарова: сборник. -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. 181с.
- Гордин, А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде Текст. / А. Ю. Гордин. М.: Просвещение, 1967. — 119 с.
- Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006−20 Югоды Текст. / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2005. — № 422 Москва // Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 2—8.
- Гукаленко, О. В., Данилюк, А. Я. Воспитание в современной России Текст. / О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк // Педагогика. М., 2005. -№ 10. -С. 13−17.V
- Гундарева, И. Г. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками Текст. / И. Г. Гундарева // Воспитание школьников. М., 2005. — № 9. — С. 49−53.
- Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации Текст. / Р. Г. Гурова // Педагогика. — М., 2000. -№ 10.-С. 32−38.
- Гусейнов, А. А. Социальная природа нравственности Текст. / А. А. Гусейнов. М.: Московский университет, 1974. — 157 с.
- Дармодехин, С. В. Проблемы развития детей в Российской Федерации Текст. / С. В. Дармодехин // Педагогика. М., 2001. — № 1. — С. 1014.
- Дополнительное образование детей Текст. / Под ред. О. Е. Лебедева // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
- Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте Текст. / Т. В. Драгунова // Вопросы психологии. — М., 1972. № 2. — С. 2539.
- Драмалиев, Л. К вопросу о специфике нравственности в системе общественного сознания Текст. / Л. Драмалиев // Вопросы философии. -М., 1973. № 7. — С. 153−160.
- Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности Текст. / О. Г.
- Дробницкий. -М.: Наука, 1977. 333 с.
- Дробницкий, О. Г. Моральное сознание и его структура Текст. / О. Г. Дробницкий // Вопросы философии. М., 1972. — № 2. — С. 31−42.
- Дубинин, Н. П. Наследование биологическое и социальное Текст. / Н. П. Дубинин // Коммунист. М., 1980. -№ 11. — С. 62−74.
- Евдлатова, Е. Б., Николаева, Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития Текст. / Е. Б. Евдлатова, Л. А. Николаева // Педагогика. М., 1995. — № 5. — С. 39−43.
- Ефременко, Н. В. К вопросу об учете результатов воспитания Текст. / Н. В. Ефременко // Советская педагогика. М., 1991. — № 6. — С. 5763.
- Заззо, Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды Текст. / Р. Р. Заззо // Вопросы психологии. М., 1967. — № 2. — С. 111−134.
- Зайцев, Г. К., Зайцев, А. Г., Хаптанова, Т. Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью Текст. / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев, Т. Г. Хаптанова // Вопросы психологии. М., 2002. — № 3. — С. 3340.
- Закон Божий (для семьи и школы со многими иллюстрациями) Текст. / сост. Протаерей Серафим Слободской. 4-е изд., Московская патриархия Пермское епархиальное управление, 1987. — С. 576−584.
- Зосимовский, А. В. Диагностика моральной воспитанности личности Текст. / А. В. Зосимовский // Советская педагогика. — М., 1970. — № 7. — С. 31−38.
- Зосимовский, А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен Текст. / А. В. Зосимовский // Педагогика. — М., 1998.- № 7. С. 74−77.
- Иванов, В. Г., Рыбакова, Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики Текст. / В. Г. Иванов, Н. В. Рыбакова. JI.: Ленингр. ун-та, 1963. — 232с.
- Иванова, В. К. Нравственное формирование подростка в пионерской организации Текст. / В. К. Иванова. М.: Народная асвета, 1976. — 160с.
- Из досье «Учительской Газеты»: Статистика по внешкольным учреждениям Текст. // Учительская газета. — 1992. № 23. — С. 19.
- Исаева, Д. Н., Каган, В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. / Д. Н. Исаева, В. Е. Каган. Л.: Медицина, 1979. -183с.
- Календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися на 2005 год Текст. // Воспитание школьников. М., 2005. — № 1. — С. 9−22.
- Канн, М. Психология подростка Текст. / М. Канн — пер. с фр. Lex-perience addescente. M.: Педагогика, 1991. — 178c.
- Караковский, В. А., Новикова, Л. И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательных систем Текст. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996.- 158 с.
- Киселева, В. К. Подростковое одиночество: причины и последствия Текст. / В. К. Киселева // Воспитание школьников. М., 2003. — № 6. — С. 47−51.
- Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие Текст. / М. Клее — пер. с фр. Lexperience addescente. M.: Педагогика, 1991.- 171с.
- Ковалева, М. И. Нравственное воспитание учащихся старших классов (на примере России и США) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /М. И. Ковалева.-Кемерово.-2003.-217с.
- Коваль, М. Б. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений Текст. / М. Б. Коваль. М.: АПН СССР, 1985.-105 с.
- Коваль, М. Б. Проблемы совершенствования деятельности внешкольных учреждений в современных условиях Текст. / М. Б. Коваль // Советская педагогика. М., 1978. — № 7. — С. 44−50.
- Колесов, Д. В., Мягков, И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка Текст. / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. -80 с.
- Колесова, JI. С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ инфекции Текст. / JI. С. Колесова // Педагогика. — М, 2002. — № 1. -С. 34−41.
- Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. 225 с.
- Конникова, Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе Текст. / Т. Е. Конникова. -М.: Учпедгиз, 1957. — 145 с.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. (принята коллегией Российской Федерации от 6.10.04) Текст. // Воспитание школьников. — 2005. № 6. — С. 2−9.
- Коротов, В. М. Развитие воспитательных функций коллектива Текст. / В. М. Коротов. М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
- Кочетов, А. И. Самовоспитание подростка Текст. / А. И. Кочетов. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1967. — 166 с.
- Крайг Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. Спб.: Питер, 2000. — 992с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
- Краковский, А. П. О подростках Текст. / А. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970.—271 с.
- Краснобаев, И. М. Из опыта нравственного просвещения в средней школе Текст. / И. М. Краснобаев. — М.: Учпедгиз, 1959. 95 с.
- Краткий словарь по философии Текст. / Под общей ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. — 413 с.
- Крохина, И. М., Крупенин, А. Л. Эффективный учитель Текст. / И. М. Крохина, А. Л. Крупенин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 480 с.
- Крутецкий, В. А. Возрастные психологические особенности подростка Текст. / В. А. Крутецкий // Советская педагогика. М., 1970. — № 1. — С. 87−99.
- Крутецкий, В. А., Лукин, Н. С. Воспитание дисциплинированности у подростка Текст. / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. М.: Учпедгиз, 1960. -270 с.
- Крутов, Н. Н. Мораль в действии. (О закономерностях влияния морали на поведение личности) Текст. / Н. Н. Крутов. — М.: Политиздат, 1977.-255 с.
- Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Ленинградский ун-т, 1961. — 98с.
- Курылев, С. В. Мораль и ее место в системе социальных норм Текст. / С. В. Курылев // Вопросы философии. М., 1966. — № 9. — С. 15−24.
- Лавринец, Т. Ю. Ориентация подростков на формирование гуманистических идеалов в воспитательном процессе детского дома Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Лавринец. — Карачаевск. — 2006. — 218с.
- Ленин, В. И. Сочинения Текст. / В. И. Ленин: Выступление на III съезде РСДРП. — М.: Политиздат (институт марксизма-ленинизма при ЦККПСС), изд. 5.-Т.30.-С. 411—413.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лихачев, Б. Т. Теория коммунистического воспитания Текст. / Б.
- Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1974. — 496 с.
- Логинова, Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей Текст. / Л. Г. Логинова. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 240 с.
- Луначарский, А. В. О воспитании и образовании Текст. / А. В. Луначарский — под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова [и др.], М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
- Лыкова, Н. Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Г. Лыкова. Тюмень, — 2003. — 198с.
- Майорова, И. Г. К итогам всероссийского совещания по вопросам внеклассной и внешкольной работы с детьми Текст. / И. Г. Майорова // Советская педагогика. М., 1952.-№ 11.-С. 124−130.
- Макаренко, А. С. Сочинения Текст.: в7 т. / А. С. Макаренко — Воспитание в советской школе. М.: АПНРСФСР, 1960. — Т.5. — 558 с.
- Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс — Анти-Дюринг. 2-е изд. — М.): Госполитиздат (институт марксизма-ленинизма при ЦККПСС), 1961. — т. 20. — С. 85−147.
- Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника Текст. / И. С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
- Маслин, А. Н. Нравственность и духовная культура коммунизма Текст. / А. Н. Маслин // Вопросы философии. М., 1964. — № 12. — С. 3−13.
- Медынский, Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования Текст. / Е. Н. Медынский — лекции, читаемые на пед. ф-те Уральского ун-та в 1920—1922 гг. -М.: Госиздат, 1923. Т1. — 138 с- Т2. — 104с.
- Мелина, С. М. Мировоззренческие аспекты работы с семьей Текст. / С. М. Мелина // Воспитание школьников. М., 2005. — № 5. — С. 17−21.
- Методическая служба Петербургского образования: поиски ипроблемы Текст. // Взаимодействие методических служб основного и дополнительного образования: сб. ст. / Под ред. В. Ю. Кричевского, С-Петербург. — 1999. — 278с.
- Митина, И. И. Детские внешкольные учреждения в СССР Текст. / И. И. Митина // Советская педагогика. М., 1977. — № 10. — С. 103−109.
- Момов, В. Человек. Мораль. Воспитание Текст. / В. Момов. М.: Прогресс, 1975. — 163 с.
- Монахов, Н. И. Об учете результатов воспитания школьников Текст. / Н. И. Монахов // Советская педагогика. М., 1966. — № 7. — С. 7886.
- Моносзон, Э. М. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников Текст. / Э. М. Моносзон. — М.: Педагогика, 1983. -320 с.
- Москвичев, Н. Н. Система воспитательной работы на муниципальном уровне Текст. / Н. Н. Москвичев // Воспитание школьников. — М., 2005.-№ 8.-С. 13−17.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111с.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. -Л.: Ленинг. ун-та, 1960. 426 с.
- На XIII всероссийских юношеских чтениях Текст. // Дополнительное образование и воспитание. М., 2006. — № 6. — С. 57 — 59.
- Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика Текст. / Э. Ш. Натанзон. -М.: Просвещение, 1991. 126 с.
- Никитина, Л. Н. О конкурентоспособности учреждений дополнительного образования детей на рынке образовательных услуг Текст. / Л. Н. Никитина // Внешкольник. М., 1999. — № 7−8. — С. 16−18.
- Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории Текст. / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 143 с.
- Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики Текст. / Акад. Обществ. Наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. социальной психологии и педагогики / Под ред. А. К. Уледова. М.: Мысль, 1979. -303 с.
- О создании научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи (Приказ Министерства Образования от 26.11.99 № 970) Текст. // Вестник образования. 2000. — № 9. — С. 13−17.
- О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей Российской Федерации в 1993—1996 гг. (и до 2000 г.) Текст. // Воспитание школьников. — 1994. № 1. — С. 61−63.
- О состоянии и тенденциях развития системы дополнительного образования в регионах (Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 ноября 1997 г. № 13/2) Текст. // Вестник образования. 1998. — № 6. — С. 23−32.
- Огородников, И. Т. и Шимбириев,. П. Н. К вопросу о методах нравственного воспитания Текст. / И. Т. Огородников, П. Н. Шимбириев // Советская педагогика. М., 1946. — № 12. — С. 20—25.
- Основные направления обеспечения деятельности внешкольных учреждений (Из программы стабилизации и развития российского образования в переходный период) Текст. // Воспитание школьников. — 1992. — № 1. 2. С. 3−5.
- От внешкольной работы к дополнительному образованию детей Текст.: сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под. ред. А. К. Бруднова. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 544с.
- Педагогический словарь в 2-х т. Текст. / Под ред. Г. М. Волов-никова. — М.: Академия Педагогических Наук, 1960. Т.1 — 774 с. -Т.2 -766с.
- Пичугина, Г. В. Программа дополнительного образования американских школьников «4Н» Текст. / Г. В. Пичугина // Педагогика. М., 1999.-№ 5.-С. 110−116.
- Попов, Г. П. Дом (Дворец) пионеров летом (Внешкольные учреждения: проблемы эффективности воспитательной работы) Текст. / Г. П. Попов // Воспитание школьников. М., 1988. — № 3. — С. 4315.
- Прихожан, А. М. Книга для родителей подростков: Программа развития и воспитания Текст. / А. М. Прихожан. М.: ТЦ «Сфера», 1999. -159 с.
- Программа Министерства образования Российской Федерации программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 2005годы (приказ от 30.10.01 № 3511) Текст. // Вестник образования. — 2001. — № 23. — С. 45−52.
- Программа развития воспитания в системе образования России 2001 2005 и до 2010 гг. Текст. // Вестник образования. — 2001. — № 12. -С. 12−42.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы Текст. // Вестник образования. — 1999. — № 12. — С. 1619.
- Развитие дополнительного образования детей: взгляд на проблемы и перспективы Текст.: сб. по материалам городской научно-практической конференции / Под ред. Э. В. Шагова. С-Петербург. — 1997. — 106с.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 624с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Решетников, О. Р. Что скрывается за сленгом 14 — 16-летних Текст. / О. Р. Решетников // Воспитание школьников. М., 2004. — № 4. — С. 16−21.
- Риверс, С. М. О принципах и методах воспитания коммунистической морали Текст. / С. М. Риверс // Советская педагогика. — М., 1947. — № 12.-С. 13−37.
- Роджерс, К., Фрейберг, Дж. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. М.: «Смысл», 2002. — 527с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Т.2. Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. В 2 т. Т.1. Психология / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488с. — (Тр. д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. В 2 т. Т.2. Психология / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328с. — (Тр. д.чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Рувинский, JI. И. Нравственное воспитание подростков Текст. / Л. И. Рувинский. Киев.: Знание УССР, 1980. — 48 с.
- Рувинский, Л. И. О сущности процесса самовоспитания Текст. / Л. И. Рувинский // Вопросы психологии. М., 1968. — № 5. — С. 111−118.
- Рута, О. М. Беседы о нравственном воспитании детей Текст. / О. М. Рута. Красноярск.: Кн. изд-во., 1962. — 112 с.
- Рыбаков, Н. Р. На мировоззренческом перепутье Текст. / Н. Р. Рыбаков // Воспитание школьников. М., 2000. — № 8. — С. 2—4.
- Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание Текст. / И. Ф. Свадковский. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
- Селектор, М. 3. Право и нравственность Текст. / М. 3 Селектор // Вопросы философии. М., 1954. -№ 2. — С. 71−88.
- Семенов, Г. С. Есть основания для оптимизма Текст. / Г. С. Семенов // Воспитание школьников. М., 2000. — № 5. — С. 23−26.
- Синягина, Н. Ю. Психологические особенности педагога дополнительного образования Текст. / Н. Ю. Синягина // Внешкольник. — М., 2002.-№ 2.-С. 28−29.
- Словарь по этике Текст. / Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 430с.
- Созонов, В. П. Что возведем на месте развалин? Текст. / В. П. Созонов // Народное образование. М., 1995. — № 5. — С. 19−25- № 6. — С. 15−19.
- Соловцова, Е. С. Нравственные представления младших подростков Текст. / Е. С. Соловцова // Воспитание школьников. М., 2000. — № 1.-С. 10−11.
- Сорокина, Т. В. Внешкольную воспитательную работу на уровень требований времени Текст. / Т. В. Сорокина // Воспитание школьников. — М., 1985. — № 6. — С. 12−14.
- Состояние воспитания детей школьного возраста в семье Текст. // Воспитание школьников. 2000. — № 3. — С. 16−17.
- Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. (Аналитическая записка коллегии Министерства образования Российской Федерации 25 мая 1994) Текст. // Воспитание школьников. 1994. — № 5. — С. 2−4.
- Субботский, Е. В. Формирование морального действия у ребенка Текст. / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. — М., 1979. — № 3. С. 47−55.
- Сухомлинский, В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: АПН РСФСР, 1959. — 146 с.
- Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
- Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский — пер. с укр. Н. Д. Дангуловой. 3-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1979.-335с.
- Тайчинов, М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников Текст. / М. Г. Тайчинов. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- Тебиев, Б. К. Внешкольное образование в России в конце XIX-начале XX в. Текст. / Б. К. Тебиев // Советская педагогика. М., 1984. — № 4. — С. 98−104
- Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы в системе дополнительного образования: Нормативно-методический сборник Текст. / Под ред. Т. Н. Мартыновой. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 62с.
- Тимощенко, Л. Н. Воспитание старшеклассниц Текст. / Л. Н. Тимошенко. — М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22 февраля 1997 № 212 Текст. // Вестник образования. 1997. — № 6. — С. 12−20.
- Титаренко, А. И. Критерии нравственного прогресса Текст. / А. И. Титаренко. М.: Мысль, 1967. — 190 с.
- Толковый словарь русского языка Текст. / Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова 72 000 слов и 7500 фразеологических выражений- Российская Академия Наук. Институт русского языка, Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. — 960с.
- Тонков, Е. В. Вопросы управления процессом воспитания школьников Текст. / Е. В. Тонков. Белгород, 1972. — 159 с.
- Трофимов, H. А. О перспективах развития морали и права в их взаимном отношении Текст. / Н. А. Трофимов // Вопросы философии. — М., 1962.-№ 5.-С. 23−29.
- Трофимова, H. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Текст. / H. М. Трофимова // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−66
- Тубельский, А. А. Общая газета Текст. № 3/28,21 — 27января, 1994.
- Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Ленинг. ун-та, 1960. — 155 с.
- Тупиченков, С. В. Идейно-воспитательная работа внешкольных учреждений Текст. / С. В. Тупиченков // Советская педагогика. М., 1986. -№ 5.-С. 9−15.
- Ушинский, К. Д. Избр. педагогические сочинения Текст. в 2-х т. Т1 Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1953. — 635 с.
- Федосеев, П. Н. Культура и мораль Текст. / П. Н. Федосеев // Вопросы философии. -М., 1973. -№ 4. С. 2311.
- Фельдштеин, Д. И. Психология развития личности Текст. / Д. И. Фельдштеин. Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Филонов, Г. Н. Воспитание: традиции и современность Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. М., 2003. — № 7. — С. 14−20.
- Флейвелл, Джон Генетическая психология Жана Пиаже Текст. / Джнон Флейвелл / Пер. с англ. [Послесл. П. Я. Гальперина и Д. Б. Элькони-на, 596 621]. — М.: Просвещение, 1967, — 623 с.
- Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов Текст. / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников Текст. / И. Ф. Харламов. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
- Харчев, А. Г. Мораль как предмет социологического исследования Текст. / А. Г. Харчев // Вопросы философии. М., 1965. — № 1. — С. 45
- Холостова, Т. В. Моральная оценка и ее особенности Текст. / Т. В. Холостова // Вопросы философии. М., 1968. — № 4. — С. 93- 103.
- Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе Текст. / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987.-150с.
- Чернова, Н. А. Педагогические условия развития дополнительного образования (на примере региона) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Чернова. Кемерово. — 1997. — 194 с.
- Чубарова, Г. Г. Всесоюзный смотр внешкольных учреждений продолжается Текст. / Г. Г. Чубарова // Воспитание школьников. — М., 1974.-№ 2.-С. 37−40.
- Шапиро, 3. Ш. Детское театральное творчество как средство коммунистического воспитания Текст. / 3. Ш. Шапиро // Советская педагогика.-М., 1951.-№ 4. -С. 69−73.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т.1 / С. Т. Шацкий — Внеклассная и внешкольная работа / Сост. Я. Н. Скаткин и [др.] - [Вступит, статья Н. П. Кузина, с. 7 22]. — М.: Педагогика, 1980.-304 с.
- Шварцман, К. А., Шишкин, А. Ф. О некоторых философских проблемах этики Текст. / К. А. Шварцман, А. Ф. Шишкин // Вопросы философии.-М., 1965.-№ 4.-С. 81−91.
- Шепель, В. М. Социально-психологические проблемы воспитания Текст. / В. М. Шепель. М.: Московский рабочий, 1987. — 239 с.
- Шилина, 3. М. Формирование общественной направленностиличности школьника. В помощь классному руководителю Текст. / 3. М. Шилина. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Шимбириев, П. Н. Методы воспитания коммунистической морали Текст. / П. Н. Шимбириев // Советская педагогика. М., 1951. — № 10. -С. 16−38.
- Шишкин, А. Ф. О предмете этики как науки Текст. / А. Ф. Шишкин // Вопросы философии. М., 1964. — № 1. — С. 21−32.
- Шишкин, А. Ф., Шварцман, К. А. Мировоззрение и мораль, философия и этика Текст. / А. Ф. Шишкин, К. А. Шварцман // Вопросы философии. -М., 1971. -№ 8. -С. 38−50.
- Шишова, Т. Ш. Об Эллочке-людоетке и ее словаре Текст. / Т. ТТТ. Шишова // Воспитание школьников. М., 2004. — № 5. — С. 50−53.
- Шляпентох, В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации Текст. / В. Э. Шляпентох. -М.: Статистика, 1976. 213с.
- Щукина, Г. И. Теория и методика коммунистического воспитания в школе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1974. — 288 с.
- Щуркова, Н. Е. Нравственное воспитание школьников Текст. / Н. Е. Щуркова//Воспитание школьников.-М., 1990. -№ 1. —С. 13−15.
- Щуркова, Н. Е., Питюкова, В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюкова. М.: Творческая педагогика, 1993. — 112 с.
- Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -М., 1971. -№ 4. -С. 6−21.
- Энгст, Я. Некоторые проблемы научной этики Текст. / Я. Энгст — пер. с чешского А. П. Серцовой, В. Н. Съедина. — М.: Иностранная лит., 1960.-295 с.
- Якобсон, П. М. Психологические основы формирования эмоциональной сферы школьника Текст. / П. М. Якобсон // Советская педагогика. -М., 1971.-J4o6.-C. 101−111.