Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование поликультурной личности на материале любого учебного предмета в первой ступени предполагает усвоение ценностных основ «своей» культуры, что является первостепенным условием интеграции в другие культуры, а во второй ступени — приобщение к основам мировой культуры. Исследование первого этапа подготовки учителя к формированию поликультурной личности школьников на уроках изобразительного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности
    • 1. 2. Условия подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника
    • 1. 3. Модель подготовки учителя изобразительного искусства к
  • Ф формированию поликультурной личности школьника на уроках изобразительного искусства
  • Глава 2. Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника

2.1 Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в процессе изучения специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе».

2.2 Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника средствами современных образовательных технологий.

2.3 Динамика процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.

Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена реализацией принципов государственной политики Российской Федерации в области образования: принципа защиты и развития национальных культур в условиях многонационального государства, закрепленный в Законе «Об образовании». Данный закон также устанавливает общее требование к содержанию образования, которое должно обеспечить «интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [45]. В этой связи сущность современного образования заключается не только в технологических вопросах, т. е. «чему учить» и «как учить», но, прежде всего, в реализации принципиальных методологических проблем. «Среди них особое место занимает возрождение этнокультурных традиций, соотношение национальной самобытности и общечеловеческих ценностей в содержании образования» [1].

Интенсивные поиски создания новой модели образования, ориентированной на преемственность отечественных и мировых культурных традиций, характерны не только для образовательной системы Казахстана, но и для других стран содружества, в частности, для образовательной ситуации постсоветской России. Так, по мнению А. Ю. Белогурова, для современной российской образовательной системы характерно усиление этнизации содержания образования, возрастание роли национальной культуры в процессе социализации и интерио-ризации личности, именно этнокультурный фактор должен выступать основой для поликультурного образования [14,с.43]. Следовательно, решающим на этапе становления национальной школы является вопрос: «какой должна быть система образования, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, зарождающемуся гражданскому обществу, новому качеству национальных культур и новому пониманию явления поликультурности?» [69,с.12].

Мнение ученых по данному вопросу однозначно: национальная школа должна развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей, так как система образования призвана закладывать основу для формирования и развития поликультурного сознания личности. Ведь поликультурность человека, по мнению А. Н. Джуринского, закладывается отнюдь не на генетическом уровне [39]. Она социально детерминирована и может быть сформирована путем интеграции практически во все предметные области школьного образования, в том числе и в предметы художественно-эстетического цикла.

Предпосылкой для создания модели образования, отвечающей требованиям современного общества, выступает Концепция этнокультурного образования, в которой указано, что этнокультурное образование — это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [70].

В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ изучения национальной культуры (К.Ж. Амиргазин, М. Ж. Козыбаков, В. А. Кобылянский, B.C. Кузин, И. Л. Ленский, Б. М. Йеменский, М. Ю. Новицкая, М. Г. Тайчинов, Ф. Ф. Харисов, З. Т. Часанов, Т.Я. Шпи-калова и мн. др.). В Республике Казахстан исследованию проблемы введения этнои поликультурного компонента в содержание современного образования посвящены труды Ж. Ж. Наурызбая, М. Х. Балтабаева, Б. Е. Каировой и др. В них исследователи подчеркивают, что сложный этап формирования гражданской идентичности невозможен без сохранения национальной самобытности народов, населяющих ее территорию. Данная проблема актуальна для других поликультурных государств, в частности, для России. Таким образом, воспитание поликультурной личности и многоязычного индивида, гражданина своего Отечества, является стратегической целью современного образования и отвечает требованиям государственной политики Республики Казахстан и других поликультурных государств.

Как бы ни были разноаспектны работы ученых по введению в содержание профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и художественного труда национальной культуры, однако до сих пор недостаточно рассматривался вопрос художественного образования как средства формирования поликультурной личности школьника. Художественные дисциплины обладают тем огромным воспитательным потенциалом, который необходим для формирования поликультурной личности, так как усвоение национальной художественной культуры переходит в практику создания художественных произведений, что «позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску» [70]. В этой связи ведущая идея нашего исследования — формирование поликультурной личности школьников — может быть осуществлена и средствами художественных дисциплин, содержание которых строится с учетом особенностей национальной художественной культуры. При этом национальная художественная культура является обязательным элементом содержания учебного предмета [51].

Поликультурная личность — это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры — это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами — основание для духовного обогащения и развития. Применительно к данному исследованию сказанное обуславливает необходимость подготовки учителя к изучению с учащимися своей национальной культуры и основ мировой художественной культуры. С одной стороны, изучение и воспроизведение элементов собственной национальной художественной культуры школьником является фундаментом для их творческой интерпретации в художественных работах, с другой стороны, этот процесс способствует формированию интереса к другим национальным художественным культурам.

Отсюда возникает необходимость в обеспечении индивиду возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, в создании условий для равноправного диалога культур, вовлечении растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях. Это и есть главные приоритеты, определяющие основные задачи, стоящие перед современной школой.

В центре обозначенной проблемы стоит учитель, именно учителю отводится главная роль в деле подготовки подрастающего поколения. Подготовка учителя к формированию у учащихся интереса к своей и мировой художественной культуре может быть осуществлена на художественно-графических факультетах, включающих различные виды изобразительной деятельности, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Искусство выполняет познавательную, аксиологическую, прогностическую и коммуникативную функции, служит взаимопониманию разных возрастов, разных регионов, разных национальностей. «Задача искусства состоит в том, чтобы показать суть, своеобразие одной культуры в отличие от других культур в ее целостности» [50]. Искусство выступает как «код» культуры, который делает вхождение и приобщение к иной культуре более легким и интересным. «Учебные предметы искусства, и только они, способны опытом предков формировать культуру чувств» [95]. Учителю изобразительного искусства отведена ведущая роль в деле формирования «культуры чувств» средствами национальной и мировой художественной культуры.

Поэтому возникает объективное противоречие: между необходимостью введения этнои поликультурного компонента в содержание учебного процесса школы и недостаточной подготовкой будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности. Этнокультурные потребности общества в области образования и недостаточная разработанность методики подготовки будущего учителя изобразительного искусства к воспитанию поликультурной личности определили выбор темы данного исследования. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой содержания и методики подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в педагогическом вузе. Это составляет проблему нашего исследования.

Цель исследования — научное обоснование и разработка содержания и методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования — содержание и методика подготовки студентов художественно-графических факультетов к формированию поликультурной личности школьников.

Гипотеза исследования — подготовка будущих учителей изобразительного искусства в вузе к формированию поликультурной личности школьника будет успешной, если:

— национальная художественная культура рассматривается как средство формирования поликультурной личности;

— в разработке модели подготовки педагога к данному аспекту профессиональной деятельности используется теория этнической идентичности, теория межкультурной компетентности и системный подход, включающий единство художественно-практического, этнокультурологического и методического компонентов;

— методика основана на современных педагогических технологиях, адекватных содержанию этнои поликультурного образования.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

— раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности;

— рассмотреть этапы формирования поликультурной личности и в соответствии с ними определить условия подготовки учителя изобразительного искусства;

— разработать модель подготовки, включающую критерии, показатели и возможные уровни подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;

— разработать специальный курс «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе» и методические рекомендации к его изучению для подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;

— провести экспериментальное исследование с целью проверки эффективности предложенной методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.

Методологическую основу исследования составляют: теория этнокультурного и поликультурного образованиятеория этнической идентичности и межкультурной компетентностиконцепция педагогического процесса как объекта деятельности учителяпсихологическая теория учения.

Источники исследования: труды философов, психологов, дидактов, этнологов, культурологов, социологов, методистов по проблемам содержания образования средствами этнокультурного и поликультурного компонентов, Национальная доктрина образования Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Концепция художественного образования РФ, Закон РК «Об образовании», Концепция этнокультурного образования РК, учебные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных и художественных школ.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, этнопсихологической, методической, этнографической, культурологической, искусствоведческой литературыанализ вузовских и школьных программметод сравнений и аналогийметод обобщенийпедагогический эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что:

— рассмотрены психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности и научно обоснована необходимость подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;

— раскрыта роль теорий этнической идентичности и межкультурной компетенции в подготовке будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;

— разработана модель подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьникаопределены критерии, показатели и уровни подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьникаразработана методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника, основанная на современных педагогических технологиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана программа специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе», а также методические рекомендации к ее изучению, которые способствуют эффективности подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьникаразработана система заданий и учебных плакатов по изучению орнаментального искусстваразработана методика диагностики уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьникасоставлен словарь по проблемам этнои поликультурного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на международных, межвузовских научно-практических конференциях России, Казахстана (г. Алматы — 2000, 2004 гг., г. Жезказган — 2005 г., г. Омск — 2005 г., г. Талды-Курган — 2006 г.), сообщались на научно-практических конференциях Казахского национального педагогического университета им. Абая, Жезказганского университета имени академика О. А. Байконурова, на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университетаосновные положения отражены в методических пособиях, в статьях, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов;

— методические рекомендации и результаты исследования внедрены в практику обучения рисунку, живописи, ДПИ, методики обучения изобразительному искусству на художественно-графическом факультете КазНПУ им. Абая, ЖезУ им. академика О. А. Байконурова, в образовательный процесс Алмаа-тинского педагогического колледжа № 2 и средней школы № 26 (г. Алматы);

— в 2005 — 2006 г. г. по теме диссертационного исследования проводилась методическая работа со слушателями Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (г. Алматы).

Положения, выносимые на защиту:

— обоснование необходимости подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;

— формирование позитивной этнической идентичности на уроках изобразительного искусства как первый этап формирования поликультурной личности школьника, с которого начинается усвоение национальной художественной культуры и возникает интерес к мировой художественной культуре;

— модель подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника, выражающаяся совокупностью критериев, показателей и возможных уровней подготовки;

— методика подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника, включающая единство художественно-практического, этнокультурологического и методического компонентов.

Достоверность и обоснованность основных научных результатов, полученных в исследовании, обеспечивается совокупностью методов, адекватных целям и задачам исследованиякачественным и количественным анализом результатов исследованиясистемой апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику школы и вуза.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 8 лет и включало несколько этапов. На первом этапе (1997 — 2000 гг.) осуществлялось изучение состояния разработанности проблемы исследования в трудах по этнои поликультурному образованию, разрабатывались основные теоретические положениявыявлялись наиболее значимые показатели теоретического, практического и методического планов исследуемой подготовкипроводился анализ учебных программ по рассмотрению возможностей специальных дисциплин в подготовке будущего учителя к формированию поликультурной личности школьника.

На втором этапе (2001 — 2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент по изучению исходного состояния подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьникабыло определено содержание опытно-педагогической работы, обоснована методика подготовки учителя к исследуемому аспекту профессиональной деятельности. На этом этапе уточнялись многие теоретические положения исследования по проблемам развития этнической идентичности, теории национальной художественной культуры и искусства, применения теории межкультурной компетентности в подготовке будущего учителя изобразительного искусства. Третий этап (2003 — 2005 гг.) — проведение опытно-педагогической работы по проверке эффективности методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника. Подготовка к исследуемому аспекту профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства проводилась на основе современных педагогических технологий обучения.

На четвертом этапе (2004 — 2006 гг.) осуществлялась корректировка теоретических положений и оформление результатов исследования в форме методических, учебных пособий и диссертации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Результаты исследования по проблемам подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника открывают перспективы для ряда прикладных работ в данной области и смежных областях науки, таких как: детальное проектирование педагогической модели поликультурной личности школьникакомплексное исследование проблем формирования межкультурной компетентности учителя изобразительного искусства (на основе культурологических дисциплин) — более глубокое исследование технологий этнои поликультурного образования.

На данном этапе развития этнои поликультурного образования в системе высшего учебного заведения наша работа обосновывает необходимость создания междисциплинарной кафедры, занимающейся разработкой единых методологических подходов к подготовке учителей любого профиля к формированию поликультурной личности школьника. Данная диссертационная работа не претендует на исчерпывающее решение проблем подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности, а демонстрирует лишь один из вариантов решения этой актуальной проблемы.

Заключение

.

Подготовка будущих учителей любого профиля к реализации принципов этнои поликультурного образования в современной школе — актуальная проблема, обуславливающая необходимость активной разработки и уточнения целей, задач, функций, содержания, технологий этого компонента в образовательном процессе высшего учебного заведения. В настоящей работе раскрывается один из подходов к проблеме подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.

Анализ теории этнои поликультурного образования показал, что базовой для данной подготовки является национальная культура. Таким образом, исследуемая подготовка результативна в условиях функционирования педагогического процесса предметов специальности, содержание которых направлено на всестороннее и глубокое изучение национальной художественной культуры. При этом, согласно мнению исследователя А. Ю. Белогурова, само понятие «национальная культура» приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл, как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре [14].

Сказанное означает, что национальная культура обладает интегративным характером, обуславливающим его многоаспектность, междисциплинарность, способность «функционировать», действовать в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественно-научного и художественно-эстетического циклов.

Анализ содержания вузовских программ предметов специальности и школьных программ по изобразительному искусству свидетельствует о том, что национальная художественная культура уже является их компонентом. Хотя общедоступность языка невербальных форм художественной культуры (музыка, живопись, танец) вовсе не означает общепонятность транслируемых ими смыслов. Для действительного познания национальной художественной культуры необходимо усвоение не только «внешних» элементов (формы, виды и.т.д.), но и ее «внутренних пластов», основанных на ментальности народа.

Изучение национальной художественной культуры с вышеназванной позиции способствует воспитанию человека культуры, человека духовного, способного к осмыслению ценностных ориентаций не только своей, но и иной культуры, т. е. воспитанию поликультурной личности школьника.

Формирование поликультурной личности на материале любого учебного предмета в первой ступени предполагает усвоение ценностных основ «своей» культуры, что является первостепенным условием интеграции в другие культуры, а во второй ступени — приобщение к основам мировой культуры. Исследование первого этапа подготовки учителя к формированию поликультурной личности школьников на уроках изобразительного искусства обусловило необходимость рассмотрения вопросов в области этнопсихологии, а в частности, некоторых аспектов развития позитивной этнической идентичности личности. В процессе исследования возможностей развития и трансформации этнической идентичности на уроках изобразительного искусства были определены некоторые элементы подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьников. На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется этническая осведомленность, которая в процессе трансформации через уроки изобразительного искусства выражается в знании и понимании особенностей «своей» художественной культурыв усвоении этнической специфики культурыв умении «читать» этнокультурную информацию, «закодированную» в ее произведениях, т. е. в понимании произведения национального искусства.

Теоретическая разработка второго этапа формирования поликультурной личности школьников обусловила введение в исследуемую подготовку элементов теории межкультурной компетентности. Учитель изобразительного искусства, с точки зрения теории межкультурной компетентности, выступает как специалист по национальной художественной культуре, основополагающими ^ характеристиками которого являются: глубокое знание собственной художественной культурызнание и понимание различных художественных культурзнание принципов применения «диалога культур» на уроках изобразительного искусства.

Анализ литературы по проблеме позволил определить элементы межкультурной компетентности учителя изобразительного искусства, которые формируются при следующих основных условиях:

— система обучения национальной художественной культуре построена на особенностях национального видения мира;

— содержание обучения предмету разработано, как минимум, на основе двух культур, и способствует формированию интеркультуры.

Данные условия вызвали необходимость введения в содержание специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе» следующих тематических аспектов: теория межкультурной компетентности на уроках изобразительного искусстваосновные подходы в исследовании национальной художественной культурыотражение национальной картины мира при изучении художественной культуры этносаприменение технологии «диалога культур» на уроках изобразительного искусства и многое другое.

Таким образом, исследование базовых понятий этнои поликультурного образования, некоторых аспектов этнопсихологии, теории межкультурной компетентности, основных принципов системы подготовки учителя изобразительного искусства позволило теоретически обосновать и реализовать практически модель подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.

В данном исследовании обоснована и реализована практически модель подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника которая выражается в совокупности художественно-практического, этнокультурологического и методического компонентов. Количественно эти компоненты выражаются 3 критериями и 15 показателями, позволяющими определить уровни подготовки: высокий, достаточный, средний и низкий.

В ходе исследования разработаны и научно обоснованы содержание и методика подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника. Таким образом, была достигнута цель нашего исследования. Доказано, что предложенная методика подготовки, результативна, если она основана на современных педагогических технологиях, адекватных содержанию этнои поликультурного компонента.

Изучение исходного состояния уровней подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в ходе констатирующего эксперимента показало, что у студентов контрольной и экспериментальной групп обнаруживаются в основном низкий и частично средние уровни. Результатом констатирующего эксперимента стал вывод о необходимости специально организованной, целенаправленной работы по подготовке учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.

Основываясь на теоретических положениях, результатах констатирующего эксперимента, нами разработана поэтапная методика исследуемой подготовки, состоящая из 2-х взаимосвязанных этапов.

В ходе формирующего эксперимента на каждом этапе решалась определенная совокупность задач, которая позволила будущим учителям непрерывно овладевать суммой необходимых знаний, умений и навыков по методике формирования поликультурной личности на уроках изобразительного искусства.

Итоги формирующего эксперимента показали, что овладение компонентами подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника становится условием приобщения учащихся к культуре, готовности к пониманию национальных художественных культур, к реальному диалогу культур.

Результаты опытно-экспериментального обучения студентов подтверждают эффективность разработанной методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьников. Обнаруживается стабильное продвижение студентов опытной группы по всем показателям относительно исходного состояния. Количество студентов с «низким» уровнем снизилось в четыре раза в экспериментальной группе (ЭГ) и только в 1,2 раза в контрольной группе (КГ), со «средним» уровнем стало в ЭГ меньше в 2 раза по сравнению с КГ. Появились студенты с «высоким» уровнем в ЭГ — 11,7%, в КГ — «высокий» уровень отсутствует. Значительно выросли показатели «достаточного» уровня у студентов ЭГ, составляют 44,7%, что в 16,5 раз выше, чем у студентов КГ — всего 2,7%. Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности подготовки учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в рамках учебно-воспитательного процесса на художественно-графических факультетах университета в условиях специального курса. Это подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что успешность подготовки учителя к исследуемому аспекту профессиональной деятельности обеспечивается построением содержания и методики подготовки в соответствии с особенностями модели, включающей единство художественно-творческого, этнокультурологи-ческого и методического компонентов, и основанной на современных педагогических технологиях.

Разработанные теоретические положения и результаты опытно-педагогической работы нашего исследования позволяют сделать следующие выводы: — доказана необходимость деятельности учителя изобразительного искусства по формированию поликультурной личности школьника, которая является результатом целенаправленной подготовки в условиях специального курса, включающего рассмотрение психолого-педагогических аспектов проблемы формирования поликультурной личности- - раскрыты теоретико-методологические основы понятия «развитие позитивной этнической идентичности» как первого этапа формирования поликультурной личности школьника на уроках изобразительного искусства- - обоснована роль теории межкультурной компетентности в подготовке учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника- - доказана результативность разработанной модели подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника- - доказана эффективность методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника- - установлено, что реализация идеи подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника возможна в условиях учебного процесса художественно-графических факультетов при изучении специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе» и апробировании методики формирования поликультурной личности в ходе прохождения педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Поворот к этнокультурным традициям // Мысль. Алматы,-1996. -№ 11.-С.75 — 80.
  2. О.Х. Основы этнопсихологии: Учебное пособие. Алма-ты: Литера. — 2003. — 178 с.
  3. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Ав-тореф. д. пед. наук. -М., 1992. 32 с.
  4. К.Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ КазССР): Автореф.к.п.н., М. 1984. — 17 с.
  5. Л.Г. Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию сельских школьников средствами традиционных ремесел татарского народа: Автореф.к.п.н., Казань 1996. — 16 с.
  6. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). 2-е. изд., перераб. и доп. — Киев: Рад. шк.- 1984, — 287 с.
  7. М.Х. Основы музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами казахской традиционной художественной культуры: Автореф.. д.п.н. Алматы, 1994. — 35 с.
  8. S 8. Балкенов Ж. Ш. Традиции народного творчества в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат к.п.н., М. -1987.- 17 с.
  9. О.М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. .к.п.н., Ярославль 1996. — 17 с.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. — 1979. -424 с.
  11. Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. Карачаевск.: Изд-во К. — Ч. пед. института. — 1994. — 100 с.
  12. А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. Махачкала: ДГУ. — 2001.-С. 43−51.
  13. Bennett М. J. A Developmental Approach to Training for Inter cultural Sensi tivity II International Journal of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10. P. 179 -196.
  14. H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. -М.: Флинта ООО, 1999. 312 с.
  15. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат. — 1991.-413 с.
  16. Ю.В. К разработке понятийно терминологического аспекта национальной проблематики // Советская этнография. -1989. — № 6. — С. 3 -17.
  17. Ф. Границы сравнительного подхода в антропологии //Антология исследований культуры. Т.1: Интеграция культуры. СПб.: Университетская книга. — 1997.-С. 509−519.
  18. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. -544 с.
  19. Р.И. Национальная культура и проблемы образования // Мат. международной конференции: Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск, 1993. — С. 195 — 199.
  20. А.Д. Национальная культура: этническое и общечеловеческое // Материалы международной конференции: Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск, 1993. — С. 191 — 193.
  21. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2001.
  22. B.M. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X XX веков. — М.: Советский художник, 1974. — 293 с.
  23. B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. — 350 с.
  24. М.Л. Отражение идей гуманистической педагогики и психологии в теории поликультурного образования // Вестник ПГЛУ.: Этнопеда-гогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. 2004. -№ 13.-С. 9−12.
  25. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. // Материалы международной конференции: Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск, 1993. — С. 45 — 51.
  26. Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 105 107.
  27. А.П. Подготовка студентов педвуза к трудовому обучению на основе народных промыслов: Автореф.к.п.н., Чарджоу. 1996. — 17с.
  28. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестник МГУ, серия 14. Психология.-М.: МГУ. 1979-С. 54−63. ¦
  29. З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 51 — 57.
  30. O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 86 — 95.
  31. З.И. Национальный образ мира и художественное образование // Искусство и образование. 2004. — № 1.- С. 11- 23.
  32. И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика.- 2000.-№ 1,-С. 20−23.
  33. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство.-1981.-359 с.
  34. А.Я. Изучение ментальности // Советская этнография. 1988. — № 6.-С. 17−21.
  35. Т.А. Структура содержания и методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства при подготовке студентов: Авто-реф. .к.п.н., М. 1986. — 16 с.
  36. М. В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетах заочных отделений педагогических вузов (раздел орнамент): Автореф. к.п.н., -М. 1989. — 16 с.
  37. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. — № 12. — С. 93 — 96.
  38. А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. — 400с.
  39. Г. Д. Многокультурное образование.- М.: Народное образование, 1999.-207 с.
  40. С.М. Психологическая структура процесса обучения. А.: К, азак- университет!, 2004. — С. 244 — 269.
  41. JI.M. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции и современном обществе. М. — № 5. -1990. -С.17−23.
  42. К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства ихудожественного труда в педагогическом институте: Автореф.д.п.н., М. 1992.-30 с.
  43. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» от 12' января 1996 г. № 12-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — С.150 — 155.
  44. Л., Джуманова Г. Мировоззрение кочевников / В сб. традиционная культура кочевников.- Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова. 2000. -С. 43−59.
  45. Л.Р. Культурологическая направленность полихудожественного образования // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Художественное образование: искусство теория — методика» — № 2 (5). — 2004. — С. 49 — 54.
  46. ИбраеваК.Т. Казахский орнамент. Алматы: Онер, 1994. — 128 с.
  47. История и культура малочисленных народов Казахстана: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных школ / Абусейтова М. Х., Ауелбаев Б. А., Каримова Р. У. и другие. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. — 452 с.
  48. Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства. Омск: ОмГПУ, 2003. — 130 с.
  49. Изобразительное искусство и художественный труд 1−4 кл.: Книга для учителя / Под ред. Неменского Б. М., Фомина Н. Н., Гросул и Н.В. и др,-М.: Просвещение. 1991. — 192 с.
  50. М.С. Принципы построения историко-культурной типологии. Изд.
  51. Сев. Кавк. науч. центра высшая школа Обществ. Науки, 1976. — № 13.1. С. 41−44.
  52. М.С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. — М.: Наука. — 1994. — 160 с.
  53. М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. JL: Художник РСФСР. — 1961.- 158 с.
  54. Кабылбекова 3. Поликультурная личность как новый педагогический ориентир // Высшая школа Казахстана. 2000. — № 1.- С. 176 — 184.
  55. .Е. Педагогические условия усвоения этнокультуры казахов учащимися технических колледжей: Автореф.к.п.н., А., 1990. — 16 с.
  56. А. В статье: Исследование национального характера и картины мира // Отечественные записки. 2002. — № 3. — С. 17−19.
  57. .К., Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры.- Алматы: Евразия 1993. — 45 с.
  58. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. Москва. — 1998. — № 5. — С. 52 — 58.
  59. М.Ж. Проблемы профессионально-методической подготовки учителя художественного труда: Монография. Алматы: Рауан. — 1996. -323 с.
  60. М.С., Кричевская К. С. Региональный компонент и межкультурная компетенция в подготовке и повышении квалификации учителей немецкого языка // Ярославский педагогический вестник. 1996. — № 2. -С.16 — 21.
  61. Jl.В. Социально-педагогические аспекты механизма формирования межэтнической адаптации студенческой молодежи: Автореф. к.п.н. Караганда: КарГУ, 2001. — 16 с.
  62. Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов крайнего Северо Востока СССР (XVIII — XX вв.). — Л.: Наука. — 1989. -199 с.
  63. Колин Пауэр. Развитие образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры // Материалы международной конференции под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы: Национальная школа: концепция и технология развития. -Якутск, 1993. С. 12 — 14.
  64. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда. 1996. — 7 августа.
  65. К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 13 — 19.
  66. B.C. Психология живописи: Учебное пособие.- 4-е изд., доп. и переработанное М.: Оникс 21 век. — 2005. — 304 с.
  67. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и переработанное — М.: Просвещение. -1977.-С. 205.
  68. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1−2 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 4.2: Волшебный мир. М.: Дрофа, 20.01. — 128 с.
  69. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. — № 6, — С. 3 — 11.
  70. Культурология: Учебник для студентов вузов и колледжей / Сост. Т. Габи-тов. Алматы: Раритет, 2005. — 408 с.
  71. О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М.: Наука. -1992. — 299 с.
  72. И.Л. Культура межнациональных отношений в педагогической публицистике // Педагогика.- Москва. 1998. — № 6. — С.112 — 116.
  73. Р. В статье: Исследование национального характера и картины мира // Отечественные записки. 2002. — № 3. — С. 17 — 19.
  74. И.Н. Художественная культура: термины, понятия. Значения: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС. — 2002. — 240 с.'
  75. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов. М.: Просвещение. — 1979. -168 с.
  76. В.В. Система стержневой истины, 2-е изд., переработанное и доп. — СПб.: Малая академия искусств. — 1999. — 181 с.
  77. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999. — № 4 — С. 5−10.
  78. В.А. Лингвокультурология.: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 208 с.
  79. А.Ш. Формирование художественно-технологических знаний, умений и навыков по казахскому декоративно-прикладному искусству: Ав-тореф. канд. пед. наук. Караганда: КарГУ — 2004. — 15 с.
  80. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика. — 1975. — 367 с.
  81. О.Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших школьников: Автореф. канд. пед. наук. М.: ГосНИИ семьи и воспитания. — 2000. — 18 с.
  82. Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата, 1980. — 88 с.
  83. А.С. К построению исторической типологии культуры / В кн.: Искусство в системе культуры. / Под. ред. Каган М. С. JL: Наука. — 1987. -271 с.
  84. Национальная доктрина образования РФ // Официальные документы в образовании.- № 21.- 2000.-С. 3−11. ¦
  85. Народная художественная культура: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Т. И. Бакланова, Г. П. Блинова и др.- Под общ. редакцией Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2000. — 412 с.
  86. Н.А. В потоке истории. Алматы: Атам^ра, 1999. — 296 с.
  87. .Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. — 140 с.
  88. М.Ю. Этнокультурная направленность учебно-воспитательного процесса// Сибирский учитель. 1999. — № 3 (4). — С.14 — 19.
  89. .М. Мудрость красоты: — о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  90. Д.Н. Человеческая индивидуальность (социально-философские аспекты). Алматы: «Ак-ыл ютабы», 1998. — 171 с.
  91. А.И. Канон в народном творчестве // Декоративное искусство СССР.-1971.-№ 5.- С. 29−32.
  92. Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства: Монография. М.: Алетейя. — 2003. — 400 с.
  93. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. — № 6. — С.41 — 47.
  94. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение. — 1969. — 658 с.
  95. Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов педагогических вузов: Автореф.к.п.н., М 1990. — 16 с.
  96. М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 3 — 11.
  97. Проблемы народного творчества на современном этапе: Сборник научных статей. Алматы: Издательство КазНИИКИ, 2005. — 76 с.
  98. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1−9 кл. С краткими методическими рекомендациями / Под ред. Б. М. Йеменского. -М.: Просвещение. 2005. — 144 с.
  99. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: 1−8кл. / Под рук. Т. Я. Шпикаловой. изд. 3-е. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  100. Программы общеобразовательных учреждений: Сборник программ интегрированных курсов «Искусство» / Под ред. Б. П. Юсова М.: Просвещение. — 1995.-223 с.
  101. Программы общеобразовательных учреждений: Художественная культура народов России: 5−8 классы- Русская художественная культура: 10 11 классы / Бакланова Т. И., Рапацкая JI.A. — М.: Просвещение. — 2002 г. — 45 с.
  102. Н.Н. Методика преподавания изобразительного' искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. институтов. 2-е изд., доп. и переработанное — М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  103. O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф.к. псих, наук: М., 1994. 16 с.
  104. А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение. — 1969. -296 с.
  105. А.А. Методика подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов: Автореф.к.п.н., М. 1985. -11с. ¦
  106. М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов. Алматы: Гылым, 1997. — 152 с.
  107. ПЗ.Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов // Вестник АГУ им. Абая -1991. № 1. — С. 4 -13.
  108. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград: Перемена — 1994. — С. 112 — 114.
  109. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование — 1998. — 256 с.
  110. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: Учебное пособие. Издательство: Академия.2003.- 368 с.
  111. К.Б. Картина мира и искусство / В кн.: Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. — С. 56 — 81.
  112. Т.Г. Социальная и этническая идентичность / В кн.: Идентичность: Хрестоматия. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 272 с.
  113. К.А. Научно-практические аспекты регионального этнокультурного образования: Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТОИПКРО, 2004. 60 с.
  114. Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister.-2000.-№ 3.-С. 79−81. .
  115. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 92 — 101.
  116. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. Москва. — 1999. — № 2. — С. 12 -18.
  117. Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания //Этнокультурная специфика языкового сознания. Под ред. Н. В. Уфимцевой — М.: Институт языкознания РАН -1996. — 166 с.
  118. В.А. Искусство как код культуры / В кн.: Искусство в системе культуры. Под редакцией Каган М.С.- Л.: Наука 1987. — 271 с.
  119. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории / Алимбай Н. А., Муканов М. С., Арынбаев X. Алматы: Гылым.-1998.-234 с.
  120. Традиционная культура казахов: Сборник научных статей. Алматы: Зи-ят пресс. -2004.- 160 с.
  121. Э. Бегство от свободы / Общ. ред. и послесловие П. С. Гуревича. -М.: Прогресс. 1989. — 272 с.
  122. Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. Москва. -1998. — № 4. — С. 51 — 58.
  123. Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы: Гылым, 1998. — 320 с.
  124. Hoopes D. Intercultural communication and the psychology of intercultural experience // Puch M. D.: Multicultural education. A cross-cultural training approach. Chicago, 1981.- Pp. 9 — 38.
  125. З.Б. Этнопедагогический диалог культур. Владикавказ: Издательство СО-ГУ, 2002.- 197 с.
  126. Т.К. Лингводидактика. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы // Иностранные языки в школе. № 1. -2004.-С. 24−36.
  127. З.Т. Национальное отношение и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика.- Москва. -1996. -№ 6. С. 51 — 55.
  128. Чинь Тхи Ким Нгок. Лингвокультурологические основы диалога культур: Автореф. к.п.н., М., 2000. — 18 с.
  129. К.В. Этнические, региональные и местные традиции: некоторые вопросы теории и перспективы // Местные традиции материальной и духовной культуры народов Карелии: Тез. докладов. Петрозаводск. — 1981.-С.З -4.
  130. Г. К. Этнос. Культура. Самосознание. Алматы: Атам^ра.-1995.-240 с.
  131. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. .д.п.н.-М., 1997.-32 с.
  132. Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы: Гылым. — 1998. — 184 с.
  133. Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М.: Изд. — во: Владос. — 2000. — 272 с.
  134. Г. К. Искусство как этнокультурное явление / В кн.: Искусство в системе культуры. Под ред. М. С. Каган. Л.: Наука — 1987. -271 с.
  135. А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве, — 3-е изд. доп., М.: ИКИ, 2004. — 560 с.
  136. Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы / Сост. B.C. Библер.-Кемерово: Алеф, 1993. С. 5 — 6 .
  137. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М.: Просвещение, 1992. — 4.2. — 145 с.
Заполнить форму текущей работой