Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника
![Диссертация: Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника](https://westud.ru/work/3596393/cover.png)
Формирование поликультурной личности на материале любого учебного предмета в первой ступени предполагает усвоение ценностных основ «своей» культуры, что является первостепенным условием интеграции в другие культуры, а во второй ступени — приобщение к основам мировой культуры. Исследование первого этапа подготовки учителя к формированию поликультурной личности школьников на уроках изобразительного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника
- 1. 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности
- 1. 2. Условия подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника
- 1. 3. Модель подготовки учителя изобразительного искусства к
- Ф формированию поликультурной личности школьника на уроках изобразительного искусства
- Глава 2. Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника
2.1 Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в процессе изучения специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе».
2.2 Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника средствами современных образовательных технологий.
2.3 Динамика процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.
Список литературы
- Айталиев А. Поворот к этнокультурным традициям // Мысль. Алматы,-1996. -№ 11.-С.75 — 80.
- Аймаганбетова О.Х. Основы этнопсихологии: Учебное пособие. Алма-ты: Литера. — 2003. — 178 с.
- Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Ав-тореф. д. пед. наук. -М., 1992. 32 с.
- Амиргазин К.Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ КазССР): Автореф.к.п.н., М. 1984. — 17 с.
- Ахметов Л.Г. Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию сельских школьников средствами традиционных ремесел татарского народа: Автореф.к.п.н., Казань 1996. — 16 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). 2-е. изд., перераб. и доп. — Киев: Рад. шк.- 1984, — 287 с.
- Балтабаев М.Х. Основы музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами казахской традиционной художественной культуры: Автореф.. д.п.н. Алматы, 1994. — 35 с.
- S 8. Балкенов Ж. Ш. Традиции народного творчества в системе навыков изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат к.п.н., М. -1987.- 17 с.
- Батчаев О.М. Использование национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. .к.п.н., Ярославль 1996. — 17 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. — 1979. -424 с.
- Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. Карачаевск.: Изд-во К. — Ч. пед. института. — 1994. — 100 с.
- Белогуров А.Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: Международный сборник научных статей. Махачкала: ДГУ. — 2001.-С. 43−51.
- Bennett М. J. A Developmental Approach to Training for Inter cultural Sensi tivity II International Journal of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10. P. 179 -196.
- Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. -М.: Флинта ООО, 1999. 312 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат. — 1991.-413 с.
- Бромлей Ю.В. К разработке понятийно терминологического аспекта национальной проблематики // Советская этнография. -1989. — № 6. — С. 3 -17.
- Боас Ф. Границы сравнительного подхода в антропологии //Антология исследований культуры. Т.1: Интеграция культуры. СПб.: Университетская книга. — 1997.-С. 509−519.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. -544 с.
- Бравина Р.И. Национальная культура и проблемы образования // Мат. международной конференции: Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск, 1993. — С. 195 — 199.
- Бравин А.Д. Национальная культура: этническое и общечеловеческое // Материалы международной конференции: Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск, 1993. — С. 191 — 193.
- Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2001.
- Василенко B.M. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X XX веков. — М.: Советский художник, 1974. — 293 с.
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. — 350 с.
- Воловикова М.Л. Отражение идей гуманистической педагогики и психологии в теории поликультурного образования // Вестник ПГЛУ.: Этнопеда-гогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. 2004. -№ 13.-С. 9−12.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. // Материалы международной конференции: Национальная школа: концепция и технология развития. Якутск, 1993. — С. 45 — 51.
- Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. -2000.-№ 2.-С. 105 107.
- Гапбаров А.П. Подготовка студентов педвуза к трудовому обучению на основе народных промыслов: Автореф.к.п.н., Чарджоу. 1996. — 17с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вестник МГУ, серия 14. Психология.-М.: МГУ. 1979-С. 54−63. ¦
- Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 51 — 57.
- Гаганова O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 86 — 95.
- Гладких З.И. Национальный образ мира и художественное образование // Искусство и образование. 2004. — № 1.- С. 11- 23.
- Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика.- 2000.-№ 1,-С. 20−23.
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство.-1981.-359 с.
- Гуревич А.Я. Изучение ментальности // Советская этнография. 1988. — № 6.-С. 17−21.
- Давидова Т.А. Структура содержания и методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства при подготовке студентов: Авто-реф. .к.п.н., М. 1986. — 16 с.
- Дароган М. В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетах заочных отделений педагогических вузов (раздел орнамент): Автореф. к.п.н., -М. 1989. — 16 с.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. — № 12. — С. 93 — 96.
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. — 400с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование.- М.: Народное образование, 1999.-207 с.
- Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. А.: К, азак- университет!, 2004. — С. 244 — 269.
- Дробижева JI.M. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции и современном обществе. М. — № 5. -1990. -С.17−23.
- Ералин К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства ихудожественного труда в педагогическом институте: Автореф.д.п.н., М. 1992.-30 с.
- Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» от 12' января 1996 г. № 12-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — С.150 — 155.
- Заурбекова Л., Джуманова Г. Мировоззрение кочевников / В сб. традиционная культура кочевников.- Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова. 2000. -С. 43−59.
- Золотарева Л.Р. Культурологическая направленность полихудожественного образования // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Художественное образование: искусство теория — методика» — № 2 (5). — 2004. — С. 49 — 54.
- ИбраеваК.Т. Казахский орнамент. Алматы: Онер, 1994. — 128 с.
- История и культура малочисленных народов Казахстана: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных школ / Абусейтова М. Х., Ауелбаев Б. А., Каримова Р. У. и другие. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. — 452 с.
- Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства. Омск: ОмГПУ, 2003. — 130 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−4 кл.: Книга для учителя / Под ред. Неменского Б. М., Фомина Н. Н., Гросул и Н.В. и др,-М.: Просвещение. 1991. — 192 с.
- Каган М.С. Принципы построения историко-культурной типологии. Изд.
- Сев. Кавк. науч. центра высшая школа Обществ. Науки, 1976. — № 13.1. С. 41−44.
- Каган М.С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. — М.: Наука. — 1994. — 160 с.
- Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. JL: Художник РСФСР. — 1961.- 158 с.
- Кабылбекова 3. Поликультурная личность как новый педагогический ориентир // Высшая школа Казахстана. 2000. — № 1.- С. 176 — 184.
- Каирова Б.Е. Педагогические условия усвоения этнокультуры казахов учащимися технических колледжей: Автореф.к.п.н., А., 1990. — 16 с.
- Кардинер А. В статье: Исследование национального характера и картины мира // Отечественные записки. 2002. — № 3. — С. 17−19.
- Каракузова Ж.К., Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры.- Алматы: Евразия 1993. — 45 с.
- Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. Москва. — 1998. — № 5. — С. 52 — 58.
- Козыбаков М.Ж. Проблемы профессионально-методической подготовки учителя художественного труда: Монография. Алматы: Рауан. — 1996. -323 с.
- Колесникова М.С., Кричевская К. С. Региональный компонент и межкультурная компетенция в подготовке и повышении квалификации учителей немецкого языка // Ярославский педагогический вестник. 1996. — № 2. -С.16 — 21.
- Колесникова Jl.В. Социально-педагогические аспекты механизма формирования межэтнической адаптации студенческой молодежи: Автореф. к.п.н. Караганда: КарГУ, 2001. — 16 с.
- Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов крайнего Северо Востока СССР (XVIII — XX вв.). — Л.: Наука. — 1989. -199 с.
- Колин Пауэр. Развитие образовательных систем в контексте общечеловеческой культуры // Материалы международной конференции под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы: Национальная школа: концепция и технология развития. -Якутск, 1993. С. 12 — 14.
- Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан // Казахстанская правда. 1996. — 7 августа.
- Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 13 — 19.
- Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие.- 4-е изд., доп. и переработанное М.: Оникс 21 век. — 2005. — 304 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и переработанное — М.: Просвещение. -1977.-С. 205.
- Кузин B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1−2 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 4.2: Волшебный мир. М.: Дрофа, 20.01. — 128 с.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. — № 6, — С. 3 — 11.
- Культурология: Учебник для студентов вузов и колледжей / Сост. Т. Габи-тов. Алматы: Раритет, 2005. — 408 с.
- Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М.: Наука. -1992. — 299 с.
- Ленский И.Л. Культура межнациональных отношений в педагогической публицистике // Педагогика.- Москва. 1998. — № 6. — С.112 — 116.
- Линтон Р. В статье: Исследование национального характера и картины мира // Отечественные записки. 2002. — № 3. — С. 17 — 19.
- Лисаковский И.Н. Художественная культура: термины, понятия. Значения: Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС. — 2002. — 240 с.'
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов. М.: Просвещение. — 1979. -168 с.
- Лубенко В.В. Система стержневой истины, 2-е изд., переработанное и доп. — СПб.: Малая академия искусств. — 1999. — 181 с.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999. — № 4 — С. 5−10.
- Маслова В.А. Лингвокультурология.: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Манабаева А.Ш. Формирование художественно-технологических знаний, умений и навыков по казахскому декоративно-прикладному искусству: Ав-тореф. канд. пед. наук. Караганда: КарГУ — 2004. — 15 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика. — 1975. — 367 с.
- Морева О.Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших школьников: Автореф. канд. пед. наук. М.: ГосНИИ семьи и воспитания. — 2000. — 18 с.
- Медведев Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата, 1980. — 88 с.
- Мыльников А.С. К построению исторической типологии культуры / В кн.: Искусство в системе культуры. / Под. ред. Каган М. С. JL: Наука. — 1987. -271 с.
- Национальная доктрина образования РФ // Официальные документы в образовании.- № 21.- 2000.-С. 3−11. ¦
- Народная художественная культура: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / Т. И. Бакланова, Г. П. Блинова и др.- Под общ. редакцией Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2000. — 412 с.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атам^ра, 1999. — 296 с.
- Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. — 140 с.
- Новицкая М.Ю. Этнокультурная направленность учебно-воспитательного процесса// Сибирский учитель. 1999. — № 3 (4). — С.14 — 19.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: — о проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
- Нурманбетова Д.Н. Человеческая индивидуальность (социально-философские аспекты). Алматы: «Ак-ыл ютабы», 1998. — 171 с.
- Некрасов А.И. Канон в народном творчестве // Декоративное искусство СССР.-1971.-№ 5.- С. 29−32.
- Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства: Монография. М.: Алетейя. — 2003. — 400 с.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. — № 6. — С.41 — 47.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. — 1969. — 658 с.
- Поровская Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов педагогических вузов: Автореф.к.п.н., М 1990. — 16 с.
- Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 3 — 11.
- Проблемы народного творчества на современном этапе: Сборник научных статей. Алматы: Издательство КазНИИКИ, 2005. — 76 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1−9 кл. С краткими методическими рекомендациями / Под ред. Б. М. Йеменского. -М.: Просвещение. 2005. — 144 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: 1−8кл. / Под рук. Т. Я. Шпикаловой. изд. 3-е. — М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Сборник программ интегрированных курсов «Искусство» / Под ред. Б. П. Юсова М.: Просвещение. — 1995.-223 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Художественная культура народов России: 5−8 классы- Русская художественная культура: 10 11 классы / Бакланова Т. И., Рапацкая JI.A. — М.: Просвещение. — 2002 г. — 45 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного' искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. институтов. 2-е изд., доп. и переработанное — М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
- Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф.к. псих, наук: М., 1994. 16 с.
- Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение. — 1969. -296 с.
- Сарбагышев А.А. Методика подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов: Автореф.к.п.н., М. 1985. -11с. ¦
- Сарыбеков М.Н. Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов. Алматы: Гылым, 1997. — 152 с.
- ПЗ.Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов // Вестник АГУ им. Абая -1991. № 1. — С. 4 -13.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград: Перемена — 1994. — С. 112 — 114.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование — 1998. — 256 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: Учебное пособие. Издательство: Академия.2003.- 368 с.
- Соколов К.Б. Картина мира и искусство / В кн.: Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. — С. 56 — 81.
- Стефаненко Т.Г. Социальная и этническая идентичность / В кн.: Идентичность: Хрестоматия. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 272 с.
- Строков К.А. Научно-практические аспекты регионального этнокультурного образования: Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТОИПКРО, 2004. 60 с.
- Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister.-2000.-№ 3.-С. 79−81. .
- Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 92 — 101.
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. Москва. — 1999. — № 2. — С. 12 -18.
- Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания //Этнокультурная специфика языкового сознания. Под ред. Н. В. Уфимцевой — М.: Институт языкознания РАН -1996. — 166 с.
- Тарасов В.А. Искусство как код культуры / В кн.: Искусство в системе культуры. Под редакцией Каган М.С.- Л.: Наука 1987. — 271 с.
- Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории / Алимбай Н. А., Муканов М. С., Арынбаев X. Алматы: Гылым.-1998.-234 с.
- Традиционная культура казахов: Сборник научных статей. Алматы: Зи-ят пресс. -2004.- 160 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. и послесловие П. С. Гуревича. -М.: Прогресс. 1989. — 272 с.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. Москва. -1998. — № 4. — С. 51 — 58.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы: Гылым, 1998. — 320 с.
- Hoopes D. Intercultural communication and the psychology of intercultural experience // Puch M. D.: Multicultural education. A cross-cultural training approach. Chicago, 1981.- Pp. 9 — 38.
- Цаллагова З.Б. Этнопедагогический диалог культур. Владикавказ: Издательство СО-ГУ, 2002.- 197 с.
- Цветкова Т.К. Лингводидактика. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы // Иностранные языки в школе. № 1. -2004.-С. 24−36.
- Часанов З.Т. Национальное отношение и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика.- Москва. -1996. -№ 6. С. 51 — 55.
- Чинь Тхи Ким Нгок. Лингвокультурологические основы диалога культур: Автореф. к.п.н., М., 2000. — 18 с.
- Чистов К.В. Этнические, региональные и местные традиции: некоторые вопросы теории и перспективы // Местные традиции материальной и духовной культуры народов Карелии: Тез. докладов. Петрозаводск. — 1981.-С.З -4.
- Шалабаева Г. К. Этнос. Культура. Самосознание. Алматы: Атам^ра.-1995.-240 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. .д.п.н.-М., 1997.-32 с.
- Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы: Гылым. — 1998. — 184 с.
- Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М.: Изд. — во: Владос. — 2000. — 272 с.
- Щедрин Г. К. Искусство как этнокультурное явление / В кн.: Искусство в системе культуры. Под ред. М. С. Каган. Л.: Наука — 1987. -271 с.
- Шубников А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве, — 3-е изд. доп., М.: ИКИ, 2004. — 560 с.
- Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы / Сост. B.C. Библер.-Кемерово: Алеф, 1993. С. 5 — 6 .
- Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М.: Просвещение, 1992. — 4.2. — 145 с.