Организационно-педагогические условия формирования профессиональной направленности у будущих регионоведов: На примере подготовки востоковедов
Диссертация
Над проблемой формирования профессиональной направленности путем активизации учебного процесса работают Е. П. Бочарова, Г. К. Кюкова, В. И. Кустова, А. Г. Ковалев, В. Минеев, J1.T. Кутнева, Н. С. Вяткина, C.B. Юдакова, И. А. Дехерт, O. J1. Назарова, В. А. Макова и др. Разработкой проблемы формирования профессиональной направленности путем создания профессионально-направленных учебных курсов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ГШДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Профессиональная направленность как одна из важнейших составляющих общей направленности личности
- 1. 2. Роль профессиональной направленности в процессе подготовки специалиста в вузе
- 1. 3. Проблема критериев измерения и методик диагностики профессиональной направленности личности
- 1. 4. Пути и средства формирования профессиональной направленности личности
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ РЕГИОНОВЕДОВ-ВОСТОКОВЕДОВ
- 2. 1. Особенности системы профессиональной направленности регионоведа-востоковеда
- 2. 2. Социально-психологический портрет студента-регионоведа в зависимости от его профессиональной направленности
- 2. 3. Анализ профессиональной направленности студентов в традиционной системе обучения
- 2. 4. Дидактические основы формирования профессиональной направленности
- 2. 5. Содержание программы экспериментального формирования профессиональной направленности у студентоврегионоведов
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ РЕГИОНОВЕДОВ-ВОСТОКОВЕДОВ
- 3. 1. Изменение структуры профессиональной направленности студентов регионоведов-востоковедов в условиях эксперимента
- 3. 2. Динамика профессиональной направленности студентов в условиях эксперимента
- 3. 3. Влияние профессиональной направленности на результаты учебной деятельности студентов
- 3. 4. Профессиональные значимые качества личности и профессиональные умения у студентов регионоведов-востоковедов
- 3. 5. Самостоятельная творческая активность студентов в условиях экспериментального обучения
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. A.B. Запорожца и др.- М.: Изд-во МГУ, 1983, — 288 с.
- Абрамов Ю.Ф., Лапшин А. Н. Введение в регионоведение.- Иркутск: Изд-во ИГУ, 1999.-243 с.
- Абрамова H.A. Конфуцианство в духовной культуре Китая.- Чита: Изд-во ЧитГТУ, 2001,-123с.
- Акимова А.П. О формировании у студентов университета ценностного отношения к педагогической теории // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета, — Иваново, 1986.- С. 52−57.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество.- Л., 1967.- С. 235−249 .
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339с.
- Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. М., 1975.- Т. 1.- С. 320−550.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во МГУ, 1984.-104 с.
- Афанаскина М.С. Создание условий для самостоятельной работы студентов//Специалист, — 1998.-№ 9.-С. 12−14.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 558 (2) с.
- Багрова Н.В. Роль высшего образования в формировании профессиональной ориентации молодежи // Вестн. Чуваш, пед. ун-та им. Яковлева.-Чебоксары, 1999.-№ 4.-С. 132−133.
- Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика.- М.: Просвещение, 1986.-336с.
- Белова В.Л. Регионообразующие факторы // Современное гуманитарное Ю' знание.- 1999.- № 2.- С. 57−67.
- Бодалев A.A. Психология о личности.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187(3)с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.-464с.
- Болотина О.П. Концепция подготовки востоковедов в условиях технического университета// Современные проблемы высшего образования в странах АТР.- Владивосток, 1998.- С. 26−28.
- Болотина О.П. Акмеология образования и некоторые аспекты подготовки будущих переводчиков-востоковедов в условиях технического университета//Акмеология.- СПб., 1999.-С. 19−26.
- Бочарова Е.П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности: Дис.. канд. пед. наук.- Л., 1985.-300с.
- Бочарова Е.П. Роль самоконтроля знаний в формировании педагогической направленности у студентов университета // Формирование профессионально-педагогической направленности уIстудентов университета.-Иваново, 1986.- С. 101−108.
- Бочарова Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1995.- 92с.
- Вахонина O.A. Общественно-политическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- J1., 1981.- 19с.
- Введение в педагогическую профессию / Под ред. Н. К. Сергеева. -Волгоград: Перемена, 1998.- 230 с.
- Викторова B.C. Проблема педагогического интереса и его формирования у студентов первых курсов педагогического института // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 74−77.
- Власов В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию // Высшее образование в России.- 1998.- № 4. -.С. 29−32.
- Воробьева Т.А. Методика определения профпригодности поступающих в педагогические вузы // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.- Л., 1973.- С. 80−92.
- Воронова Т.А. Изучение взаимосвязи самообразовательной деятельности студентов и их профессионально-педагогической направленности // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 68−75.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.- 479 (1)с.
- Вяткина Н. С, Формирование профессиональной направленности в различных формах педагогической деятельности // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 75−83.
- Городничева A.C. Дидактические технологии развития
- ЩУ профессионально-педагогической направленности студентов (в курсепедагогики): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Шуя, 1999.-18с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 350 300 «Регионоведение». Н
- М.: УМО вузов РФ по образованию в области международных отношений, 2000.- 24 с.
- Грань Т.Н. Методические основы профессиональной направленности курса «Методика преподавания математики» в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2000.-18 с.
- Губайдулина А.Г. Дидактические условия формирования профессиональной направленности личности студентов-билингвов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Казань, 2000.- 21с.
- Дехерт И.А. Профессионально-ориентированная организация процесса обучения аудированию иноязычной речи // Вестн. Бурят, ун-та.- Улан-Удэ, 1998, — Вып. 3.- С. 117−127.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1975.- 319с. .
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.- М, 1956.- 378с.
- Долженко О. Студент сегодня: социальный портрет, отношение к учебе Н Альма Матер.- 1997.- № 3- С. 45−48.I
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие, — М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
- Дьяченко Г. Н. Индивидуально направленная воспитательно-Ü-Xj) профессиональная ориентация первокурсника // Всероссийскаямежвузовская научно-практическая конференция «Российский вуз: в центре внимания личность».- Ростов н/Д, 1999.- Т.2.- С. 29−32.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как фактор формирования направленности личности студентов // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.Ч. 2.-С. 118−122.
- Засобина Г. А., Стенович В. А. Педагогическая направленность студентов университета // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 27−36.
- Зимичева С.А., Кузьмина Н. В. Методика исследования педагогической направленности // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 87−91.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Дону: Феникс, 1997.476 с.
- Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии.- 1991.- № 4.- С. 35−42.
- Иванченко A.B. Формирование профессиональных идеалов у студентов в процессе педагогической практики // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.
- Игнатов Н.Я., Маркова Н. П. Некоторые аспекты формирования у студентов профессионально-педагогической направленности // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза,-Владимир, 1972,-4.2.- С. 130−132.
- Ильин B.C. Об эмпирическом и теоретическом уровнях педагогического исследования.- Ростов н/Д, 1970.- 347 с.
- Имаева Н.И. Проблемы формирования профессиональной педагогической направленности у студентов университета // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 95−101.
- Казначеева Е.В. Оптимизация системы профессионально-направленного обучения иноязычной текстовой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Тамбов, 2000.- 24с.
- Каневская М.Е., Фирсова JI.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопросы психологии.-1990.-№ 3- С. 69−75.
- Климов Е.А., Чистякова С. Н. Выбор профессии. В 2 ч. Ч 2.- М.:К
- Ковалев А., Минеев В. Системный подход к подготовке специалиста. О роли НИРС в формировании системы ценностных ориентаций: студенческой молодежи // Альма Матер.- 1992.- № 1, — С. 19−24.
- Ковалев А.Г. Психология личности.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1970.- 391 с.
- Колчанова И.В. Формирование профессионально-педагогической направленности через кружковую работу СНО // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Владимир, 1972, — Ч. 1.- С. 161 -164.
- Кондаков И.М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование.- 1997.- № 2.- С. 62−74.
- Копытов А.Д. Содержание понятия «профессиональный интерес» // Вестн. Том. пед. ун-та.- Томск, 1999.- Вып.1.- С. 35−37.
- Кореляков Ю.А. Методика экспрессдиагностики психологической направленности учителя (МЭДПНАУ) // Психологическая наука и образование.- 1997.- № 2.- С. 75−80.
- Кореляков Ю.А. Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя «Сам себе психолог» // Психологическая наука и образование.- 1998.- № 3−4.- С. 74−85.
- Корнилов К.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1964.-238 с.
- Котов В.В. К вопросу о профессиональной направленности слушателей подготовительного отделения педагогического вуза // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 8−12.
- Кузин B.C. Психология.- М.: Высш. шк., 1982.- 256 с.4
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 114с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах,-Л., 1970.-С. 47−61 .
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: Высш. шк., 1990.- 117(2)с.
- Лавренина А.Н. Система профессионально направленного обучения физике студентов электротехнических специальностей вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Тольятти, 1999.- 17с.
- Лапшин А.Н. Формирование регионологического знания (методологический аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук.-Иркутск, 2000.- 18с.
- Ларина И.Б. Профессиональная направленность курса стохастики в педвузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук, — М., 1997.-18с.
- Левитов Н.Д. Психология.- М.: Высш. шк., 1964.- 256 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1969.- 424 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 2-е изд., доп.- М.: Мысль, 1965.- 572с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 3-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1972.-575 с.
- Ли Цзянь Вэнь. Направленность личности в профессиональном становлении педагога-тренера по спорту: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- СПб., 1999.- 17с.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии,— М.: Наука, 1984, — 444 с.
- Маркова В. А. Роль дипломных работ по методике химии в формировании профессиональной направленности выпускников университета // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 87−91.
- Машков В.Н. Адаптивная методика профессиональных интересов и склонностей //Вопросы психологии.- 1991.- № 3.- С. 85−89.
- Мерлин B.C. Очерк психологии личности.- Пермь: Кн. изд-во, 1959.-173с.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента.- М.: Просвещение, 1964.- 304 с.
- Методические указания по проведению педагогического (методического) эксперимента / Сост. Е. Я. Городецкая, Е. П. Бочарова.- Владивосток: Изд-во Дальневост. политехи, ин-та, 1988, — 24 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой.- JL: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172с.
- Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России.- 1995.- № 9.- С. 82−89.
- Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии.- 1990.- № 1.- С. 77−86.
- Мир профессий. Человек-знаковая система: Сб. / Сост. С. Н. Левиева, B.C. Шнейдеров.- М.: Мол. гвардия, 1988.- 351 с.
- Мир профессий. Человек-человек: Энцикл. изд. / Сост. Р. Д. Каверина.-М.: Мол. гвардия, 1986.- 300 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии.- 1997.-№ 4- С. 28−38.
- Миттов H.K. О педагогической направленности в работе института по подготовке студентов к деятельности учителя-воспитателя // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 32−35.
- Михалевская Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности.- СПб.: Эго, 2001.- 291с.
- Морозова И.В. О некоторых проблемах формирования профессиональной направленности будущих учителей технологии и предпринимательства в педагогических вузах // Гуманитар, и соц.-эконом. науки, — 2000, — № 1.- С. 126−127.
- Мощевитина Л.Я. К формированию профессионального самосознания и профессиональной направленности студентов // Вестн. Кузбас. техн. ун-та.-Кемерово, 2000.-№ 6.-С. 129−130. .
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. A.A. Бодалева.- М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356с.
- Назарова О.Л. Модель самообразовательной деятельности студентов // Специалист.- 1998.- № 9.- С. 15−18.
- Невская Т.В. Профессионально-педагогическая направленность и пути ее формирования у будущих учителей // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.- С. 12−27.
- Неймарк М.С. Изучение направленности подростка // Формирование личности в коллективе: XXIII междунар. психолог, конгр.- М., 1966.- С. 307−310.
- Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика, — М.: Просвещение: Владос, 1995.-512с.
- Никитина Г. H. Профессионально-педагогическая направленность будущих учителей начальных классов // Начальная школа.- 2000.- № 11.-С. 111−116.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией.- М.: Пед. поиск, 1994.146 с.
- Осипова С.М. Общественно-педагогическая практика как составная часть формирования профессиональной направленности студентов педвуза // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 54−56.
- Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972,-311с.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова, — М.: Просвещение, 1967.472 с.
- Осташев В.П. Представляемая студентом роль как психологический фактор профессиональной направленности // Пути совершенствования профессиональной направленности в педвузе.- Саратов, 1975.- С. 208 215.
- Остроушко C.B. Профессиональная направленность в физическом воспитании студентов финансово-экономических специальностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Хабаровск, 1999.- 24с.
- Педагогика высшей школы.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985.- 192с. I
- Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина.-Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 544 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
- Педагогический словарь. В 2 т. Т 2.- М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960.-766с.• 136 Перченок Р. Л. Техническая грамотность как средство подготовки школьников к выбору профессии: Дис. канд. пед. наук.- М., 1995.
- Петровский В.А. Личность в психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.512 с.
- Платонов К.К. Психологический практикум.- М.: Высш.шк., 1980.- 165с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.- 254 (1)с.
- Плотникова C.B. Профессиональная направленность обучения математическим дисциплинам студентов технических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2000.-16 с.
- Подобии А.Е. Вариативно-ситуативный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Кострома, 1999.- 23с.
- Попова В. И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности // Вестн. Оренбург, пед. ун-та. Гуманитарные науки.- Оренбург, 1999, — № 1.- С. 93 100.
- Попова В.И. Теоретические основы проблемы развития профессионально-педагогической направленности студентов-филологов // Вестн. Оренбург, пед. ун-та. Гуманитарные науки, — Оренбург, 1998.- № 3, — С. 119−127.I
- Практикум по общей и экспериментальной психологии. / Под ред. A.A. Крылова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 255с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы//Вестн. образования.- 1999.-№ 12.-С. 16−42.
- Прошьянц H.A., Шолох В. В. Отбор учебного материала основной фактор в организации обучения // 38 Всерос. межвуз. науч.-техн. конф.: Сб. докл.- Владивосток, 1995.- С. 152−155.
- Прошьянц H.A., Шолох В. В., Подопригора В. Д. Анализ основных учебных документов — один из методов определения содержания учебного материала // 40 Всерос. межвуз. науч.-техн. конф.: Сб. докл.-Владивосток, 1997.-С. 115−117.
- Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопр. психологии.- 1988.- № 1.- С. 83−88.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности.- М.: Ид-во ун-та дружбы народов, 1987.- 196(1)с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие. В 2 кн. Кн 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.- М.: Владос, 1998.- 480 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии, — М.: Наука, 1997.-С. 3−212.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т 2. —М.: Педагогика, 1989.-322с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии.- М.: Наука, 1997.- С. 213−461.
- Рудик П.А. Психология.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1976,-239 с.
- Рудик П.А. Психология. Краткий курс.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1967, — 232 с.
- Рязанова E.JI. Реализация профессиональной направленности в курсе физики медвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1999.- 22с.
- Савина Ф.К. Роль студенческого педагогического кружка в формировании профессиональных интересов студентов // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 94−98.
- Савотина H.A. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика.- 1997.- № 1.- С. 34−39.
- Саврасов В.П. Самосознание как фактор развития профессионально-педагогической направленности // Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета.- Иваново, 1986.-С. 91−95.
- Самарин Ю.А. К вопросу о соотношении темперамента и характера // Вопросы психологии личности.- М., I960.- С. 44−63.
- Сейтешев А. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащихся и молодых рабочих.- М.: Высш. шк., 1974.- 285с.
- Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности.- Алма-ата: Наука Казахской ССР, 1990.- 336 с.
- Скаткин М.Н. Вопросы профессиональной педагогики.- М.: Высш. шк., 1968.-439 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1984, — 95с.
- Слободчиков В.И., Исаева H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопр. психологии.- 1996.- № 4.- С. 7280.
- Страздас H.H. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1980.- 15с.
- Страхов И.В. Психология педагогического такта.- Саратов: Изд-во
- Сарат. ун-та, 1966.- 280с. г
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психологические основы).- 2-е изд., доп. и испр.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-344с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского.- М.: Педагогика, 1989.- 316 (2) с.
- Теплов Б.М. Психология.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-536 с.
- Томилова Г. А. Специальное обучение как средство формирования педагогической направленности у студентов вуза // Вопросы педагогики высшей школы.- Томск, 1978.- С. 30−42.
- Филиппенко JI.A. Роль эстетического фактора в формировании профессионально-педагогической направленнрсти студентов // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 116−119.
- Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики, 2000.- 519с.1. ЩГ
- Человек и его работа / Под ред. А. Г. Здравомыслова.- М.: Мысль, 1967.392 с.
- Человек и профессия / Под ред. Е. А. Климова, С. Н. Левиевой.- Л.: Лениздат, 1975.- 150с.
- Чернецкий Л.А. Формирование профессиональной направленности как момент социального управления // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.Ч. 2.-С. 165−170.
- Шамшина И.Г. Развитие профессиональных умений у студентов технического университета в условиях модульного обучения: Дис.. канд. пед. наук.- Владивосток, 2001.- 180с.
- Шилова Л.И. Воспитание интереса к педагогической профессии в процессе преподавания курса «Введение в педагогику» // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.-Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 170−173.
- Шубина Л.С. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе общественно-педагогической работы // Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза.- Владимир, 1972.- Ч. 2.- С. 173−175.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971.- 351 с.
- Юдакова C.B. Формирование направленности на самообразование у студентов педйгогического вуза // Актуальные проблемы педагогики.-М., 2000.-Вып. 4.-С. 19−23.
- Т/ 196 Языкова И. Н. Формирование профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Тр. Рубцов, индуст. ин-та.- Рубцовск, 2000.- Вып.7, — С. 83−85.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения
- Якунин В.А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний // Психология и управление.- Л., 1979.- С. 64−71.
- Е Цзешен. 21 шицзи цзяоюй синьлисюэ дэ ши да яньцзю фансян (Десять направлений психологических исследований в образовании 21 века) // Цзяоюйсюэ.- 1997.- № 5. С. 76−82.- Кит.яз.
- Чень Лифен. Лунь сучжи цзяоюй дэ шидайсин (О своевременности интерактивного образования) // Цзяоюйсюэ.- 2000.- № 5.- С. 42−48.-Кит.яз.
- Bootzin R.R. et. AI. Psychology today: an introduction.- N.Y., 1991.- 728p.
- Feldman S.R. Understanding psychology.-N.Y., 1990.- 750 p.
- Guilford J.P. Personality.- N.Y., 1959.- P. 434.1. АНКЕТА 1
- Просим вас обозначить наиболее важные для регионоведа качества личности баллами от 1 до 5 (1- наименее важное качество, 5 наиболее важноекачество).1. Профессиональный такт2. Любознательность3. Патриотизм
- Профессиональная терпимость5. Доброжелательность
- Быстрая вживаемость в новые условия
- АНКЕТА 2 определения отношения к профессии (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов)1. Ваша будущая профессия2. Какой курс
- Хотели бы вы перейти обучаться в другой вуз, по другой специальности?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
- А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о Вашей будущейпрофессии:4а. Что привлекает Вас в избранной Вами профессии? 46. Что не нравится Вам в избранной Вами профессии?
- Профессия интересная (предоставляет возможность для творчества, требует смекалки) 1. Профессия (монотонная, не дает возможности для творчества)
- Работа по профессии хорошо оплачивается 2. Работа по профессии плохо оплачивается
- Профессия дает возможность постоянного профессионального роста, повышения квалификации 3. Профессия не дает возможность постоянного профессионального роста, повышения квалификации
- Профессия требует постоянного самосовершенствования 4. Профессия не требует постоянного самосовершенствования
- Профессия имеет общественный престиж 5. Профессия • не имеет общественного престижа
- Профессия соответствует имеющимся способностям 6. Профессия не соответствует имеющимся способностям
- Профессия предусматривает возможность обучения, работы за границей 7. Профессия не предусматривает возможность обучения, работы за границей
- Профессия дает возможность совершенствования иностранного языка 8. Профессия не дает возможность совершенствования иностранного языка9. Не знаю 9. Не знаю
- Другие моменты (укажите какие именно) 10. Другие моменты, (укажите какие именно)1. Продолжение прил. 2
- Если бы у Вас появилось дополнительное свободное время, то как бы Выпредпочли использовать это время? Отметьте кружком порядковые номера тех видов деятельности с которыми Вы согласны, и вычеркните те виды деятельности, которые Вы отвергаете:
- Более активно участвовать в общественной работе факультета, вуза.
- Заниматься общественной работой по месту жительства.
- Больше участвовать в политической жизни.
- Больше времени отдавать учебе, повторению изученного материала
- Больше времени отдавать самообразованию, изучению материала сверх вузовской программы
- Найти работу по профессии, чтобы попрактиковаться
- Чаще посещать музеи и выставки11. Чаще ходить в театр12. Заниматься спортом
- Чаще посещать дискоклубы, бары
- Посещать разные спортивные зрелища
- Больше времени уделять любительским занятиям (фотография, автомобиль, кройка и шитье и др.)17. Заниматься туризмом18. Чаще смотреть телевизор
- Заниматься домашним хозяйством
- Больше времени проводить с семьей
- Найти какую-нибудь работу, чтобы заработать
- Просто отдыхать, ничего не делая
- Другие виды деятельности (укажите какие)
- С какой из нижеприведенных оценок Вы согласны?1. 2. 3. 4. 5. 6.
- Профессия Профес- К своей Профессия Профессия Немне сия мне профессии скорее не мне могунравится скорее отношусь нравится совсем не сказатьнравится, безразлично чем нравитсячем не нравится нравится
- Напишите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к профессии
- Выберите фразы, которые Вы считаете справедливыми и продолжите их:
- Я считаю, что мой интерес к профессии тесно связан с интересом к искусству, потому что
- Я считаю, что мой интерес к профессии тесно связан с интересом к науке, потому что
- Я считаю, что мой интерес к профессии тесно связан с интересом к общественной деятельности, потому что
- Я считаю, что мой интерес к профессии тесно связан с интересом к5 > >, потому что1. Продолжение прил. 2
- Если бы случилось так, что Вам снова пришлось бы выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
- Если у Вас есть желание переменить профессию, то кем именно Вы хотели бы стать?11.
- Профессия казалась мне интересной
- Привлекала хорошая оплата труда
- Обстоятельства сложились так, что иного выбора не было
- Другие моменты (например, традиции семьи, совет друзей и т. д., напишите что именно)5. Не могу ответить
- Какие трудности Вы испытываете в профессиональной подготовке?
- Трудности со здоровьем (слабое зрение, частые болезни)2. Нехватка времени
- Большие физические и умственные нагрузки
- Слабый интерес к профессии
- Слабая мотивация овладения профессией (т. е. мало потребностей и ^Т) стимулов деятельности, например, отсутствие перспективытрудоустройства, нехватка информации о возможных местах работы по специальности и т. д.)
- Недостаток информации об избранной профессии7. Плохие условия обучения
- Большое количество профессиональных знаний, необходимых для усвоения
- Недостаток практической тренировки профессиональных умений и навыков
- Не владение приемами организации самостоятельной работы и самоконтроля знаний12. Бытовые трудности13. Материальные трудности
- Случайность выбора профессии
- Трудности, связанные с некоторыми особенностями Вашей личности (например, слабость воли и характера)
- Другие трудности (укажите какие именно)
- Как Вы преодолеваете зависящие от Вас трудности профессиональной подготовки?1 .Совершенно не стараюсь их преодолеть
- Преодолеваю лишь самые незначительные трудностиI
- Стараюсь по мере возможности преодолевать трудности
- Стремлюсь преодолевать возникшие трудности
- Легко преодолеваю любую возникшую трудность
- Укажите, какие трудности Вы уже преодолели либо преодолеваете в настоящий момент:
- Укажите Ваши личные мотивы обучения по избранной специальности по 10-балльной шкале (1- минимальный балл, 10- максимальный):1. Продолжение прил. 2
- Профессиональные (например, получить профессию, стремление стать высококвалифицированным специалистом) —
- Познавательные (например, стремление повысить свой интеллектуальный уровень- для собственного развития) —
- Социальной идентификации (например, достижение высокого социальногоположения, достижения социального одобрения со стороны третьих лиц) —
- Утилитарные цели (воспользоваться преимуществами, которые предоставляются студентам, например, чтобы не служить в армии, получать стипендию).
- Оцените, пожалуйста, свои профессиональные свойства личности по следующей шкале:1. 2. 3. 4. 5.
- Крайне Низкие Средние Достаточно Высокиенизкие высокие
- Укажите, что Вы понимаете под выражением «профессиональные свойства личности»
- Что Вы знаете о Вашей профессии?
- Опишите Вашу будущую работу (должность, рабочие функции, объем работы, длительность и распорядок рабочего дня, права и обязанности, заработная плата, требования к качествам личности и к здоровью, трудности и непривлекательные моменты в работе).
- МЕТОДИКА ПОДСЧЕТА СУММАРНОГО ИНДЕКСА РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ПО КРИТЕРИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ1. НАПРАВЛЕННОСТИ
- А.Г. ЗДРАВОМЫСЛОВ, В.А. ЯДОВ)
- Для того, чтобы определить, кто из студентов удовлетворен профессией, а кто нет, воспользуемся методикой определения удовлетворенности профессией.
- Методика определения удовлетворенности профессией1. В. А. Ядов, Н.В. Кузьмина)
- Удовлетворенность профессией определяется на основе вопросов № 3, № 6, № 9 анкеты Прил.2.
- Хотели бы вы перейти обучаться в другой вуз, по другой специальности?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
- С какой из нижеприведенных оценок Вы согласны?1. 2. 3. 4. 5. 6.
- Профессия Профессия К своей Профессия Профессия Не могумне мне скорее профессии скорее не мне совсем сказатьнравится нравится отношусь нравится не нравитсячем не безразлично чем нравится нравится
- Если бы случилось так, что Вам снова пришлось бы выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?1.Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
- Сведем ответы на все три вопроса в логическом квадрате и получим цифру от 1 до 6.
- Техника обработки данных трех контрольных вопросов удовлетворенности избранной профессией представлена в «Логическом квадрате».1. ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ
- Нравиться ли Вам Ваша будущая профессия? Хотите ли Вы перейти в другой вуз?1. Нет Не знаю Да
- Избрали бы Вы вновь свою профессию?
- Да Не знаю Нет Да Не знаю Нет Да Не знаю Нет
- Профессия очень нравиться. 1 2 6 2 2 6 6 6 6
- Скорее нравиться, чем не нравиться. 2 2 3 2 3 3 6 3 6
- Безразлична. 3 3 3 3 3 3 3
- Скорее не нравиться, чем нравиться. 6 6 4 4 3 4 4
- Совершенно не нравиться. 6 6 6 6 4 4 6 4 5
- Не могу сказать. 2 3 6 3 3 3 6 3 4
- Например, если студент ответил на вопросы № 3 и № 9 «Нет», а на вопрос № 6 «Профессия мне нравится», значит, в логическом квадрате его ответы соответствуют цифре 1- максимально удовлетворен профессией.
- Чтобы определить суммарный индекс распределений по критерию удовлетворенность у каждой группы студентов, воспользуемся формулой (1).
- Пример подсчета индексов распределений по критериям профессиональной направленности дан в приложении 21. чТ"1. МЕТОДИКА САМООЦЕНОК1. Уважаемый студент!
- Будьте искренни в своих ответах. Работайте не торопясь, не пропускайте карточек!1. Карточки1. Студент, считающий, что он ошибся в выборе профессии
- Студент, уверенный в том, что правильно выбрал профессию1. Шкала
- Студент, у которого учебные занятия вызывают лишь ощущение скуки и безразличия
- Студент, у которого учебные занятия вызывают живой и постоянный интерес1. Шкала
- Студент, считающий, что учеба не может быть названа главным и единственным делом, на которое следует тратить силы и время
- Студент, считающий учебу главным и единственным делом, на которое следует тратить силы и время1. Шкала
- Студент, испытывающий повышенные трудности при общении с сокурсниками (замкнутый, социально робкий)
- Студент, легко и спокойно контактирующий с сокурсниками (общительный)1. Шкала
- Студент, которому очень трудно заставить себя сесть за занятия, особенно ежедневные, систематические
- Студент, который привык работать систематически, регулярно, плохо чувствует себя, когда эта систематичность нарушается
- Студент, которому учеба дается очень трудно
- Студент, которому учеба дается очень легко1. Шкала
- Студент, постоянно испытывающий тревогу и беспокойство, растерянность, неуверенность в себе Студент, всегда эмоционально уравновешенный и спокойный, уверенный в себе1. Шкала
- Студент, у которого во время занятий преобладают состояния монотонии, апатии, безразличия, сонливости Студент, у которого во время занятий преобладают состояния активности, заинтересованности, увлеченности1. Шкала
- Студент, испытывающий повышенные трудности при общении с преподавателями Студент, легко и свободно общающийся с преподавателями1. Шкала1 1. Студент, который в ситуации экзамена всегда испытывает сильную тревогу и волнение
- Студент, который в ситуации экзамена всегда спокоен1. Шкала
- Студент, который устает от занятий (к концу дня сильно утомляется)
- Студент, который не устает от занятий (к концу дня полон сил и бодрости)1. Шкала
- Студент, считающий, что подача учебного Студент, считающий, что подача учебного материала на занятиях не способствует его материала на занятиях способствует его успешному пониманию и усвоению успешному пониманию и усвоению1. Шкала
- Студент, считающий коллектив, членом которого он является, разобщенным и недружелюбным
- Студент, считающий коллектив, членом которого он является, сплоченным и дружным.1. Шкала
- АНКЕТА 3 Определения отношения к профессиипо методике Н.Г. Милорадовой)
- Уважаемый студент! Просим вас оценить свое отношение к профессии регионовед по 10-бальной шкале (1- минимальный балл, 10 максимальный).
- Я испытываю явный интерес к избранной профессии. Для меня очень важно получить работу по профессии после окончания вуза и реализоваться в ней. Вероятно, я бы желал (а) продолжить обучение по профессии в аспирантуре.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- В процессе обучения в вузе меня привлекает возможность получения качественного образования, которое позволит мне заняться собственным бизнесом, чем возможность получить профессию регионовед .12 345 67 89 10I
- Мое отношение к профессии регионовед еще не определилось окончательно. Получение образования для меня имеет такую же значимость, как создание семьи, решение бытовых и жилищных проблем.1 2345 67 8 9 10