В средней школе большинства ведущих стран мира сокращаются перечень и объем обязательных программ и одновременно нарастают масштабы использования (особенно в старших классах) программ профильного обучения. Тенденцией развития мирового полного общего образования является совершенствование вариативности, в особенности в виде профильного обучения. Суть профильного обучения чаще всего сводится к выбору углубленных учебных программ либо введению в старших классах единичных дополнительных учебных курсов по специальным дисциплинам в зависимости от профиля и ориентации при поступлении в вуз.
В мировой педагогике признается, что профильное обучение — реальная основа удовлетворения разнообразных интересов, способностей и склонностей учащихся. Профильное обучение рассматривается как эффективное средство повышения качества образования, обеспечения его непрерывности, формирования готовности к компетентному решению практических и жизненных задач, в том числе связанных с выбором профессии.
В практике профильного обучения сохраняются серьезные проблемы. Одна из наиболее актуальных — выбор профиля (неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся и др.). Профильное обучение содержит определенные риски для детей с разным уровнем подготовки. Как, к примеру, заявлял американский ученый Дж. Конант, требования к академическим дисциплинам, не входящим в обязательную программу, должны быть «такими высокими, чтобы у малоспособных учащихся не появился соблазн выбирать эти предметы»1.
В зависимости от профилей полное общее образование во многих странах осуществляется в обособленных отделениях школы или различных учебных заведениях. Целесообразность такого жесткого подразделения становится сомнительной, но мере роста числа профилей обучения. Прспективнее выглядит модель, при которой во всех школах наряду с изучением обязательных предметов предоставляются широкие возможности изучения предметов по выбору. При этом программы в старших классах включают не только собственно образовательные профили, но и такие, которые традиционно относились к среднему профессиональному образованию. Иными словами, на старшей ступени среднего образования, как ранее на первой ступени, происходит формирование некой универсальной «объединенной школы». Такая модель давно существует в США, Канаде, Японии. На пути к такой модели — Англия, Россия и Франция.