Актуальность исследования. В соответствии с концепцией нового образовательного стандарта целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова [250, с. 2]. Реализация этой цели сопряжена, прежде всего, с необходимостью целостного подхода к рассмотрению феноменов художественной культуры, который выработался в результате разнообразных научных изысканий XX века в области гуманитарных наук. Так, творчество писателя стало рассматриваться как системное и вместе с тем динамическое единство, а смысл текста определяться не только через анализ составляющих его элементов, но и через его диалогическую связь с другими произведениями автора.
Актуализация идеи о межпредметных и внутрипредметных связях литературы, появление новых педагогических концепций, предполагающих многоаспектный подход к рассмотрению текста, а также направленных на организацию разнообразных интегрированных уроков литературы — яркое свидетельство того, что в современной методике преподавания литературы художественное произведение изучается в разных контекстах. Нельзя не сказать о том, что понятие «контекст», употребляемое в самых разных отраслях знания, имеет широкое и узкое толкование. В широком смысле слова «контекст» — это среда, пространство, в котором существует объектв узком — это «фрагмент действительности, который отражается в информации» [282, с. 14]. Воспринимая и затем интерпретируя литературное произведение, можно рассматривать его существование в историческом, биографическом, культурном, j социальном, литературном контекстах. Если же сузить этот фокус восприятия, то нельзя не учесть и того, что литературное произведение существует, прежде всего, в контексте творчества писателя. Опираясь на узкое толкование термина «контекст», а также на соответствующие исследования философов, лингвистов, литературоведов, понятие «контекст творчества писателя» мы определяем как системное целое, состоящее из совокупности всех творений автора, относительно законченное и способное определенным образом влиять на интерпретацию художественного произведения. Безусловно, одно творение не может вместить в себя всей сложности и разносторонности художественного познания и воссоздания писателем жизни, потому важно рассматривать его не изолированно, а в контексте всей литературной деятельности этого автора или определенного этапа его творчества. Слова известного литературоведа-пушкиниста В. А. Грехнева подчеркивают целесообразность такого контекстуального анализа и с литературоведческой точки зрения: «Как бы ни был разносторонен дар художника, а все-таки у него есть своя любимая дума, которую он может развернуть только в совокупности творений, так что каждое из них оказывается лишь звеном этой становящейся мысли о мире, чаще всего, незавершенной, как незавершима сама жизнь» [66, с. 185].
Реальная школьная практика показывает, что усилия учителей и учащихся направлены, главным образом, на анализ содержания изучаемого нового произведения, зачастую, без включения его в общую систему знаний о писателе и уже ранее изученных школьниками произведений. При распространенном обращении к историческому, культурному контекстам отчетливо просматривается отсутствие внимания к контексту творчества писателя, что не позволяет учащимся глубоко проникнуть в авторскую концепцию произведения и осмыслить особенности творческой эволюции художника. Проблема изучения литературного произведения в контексте творчества писателя и до настоящих дней остается мало разработанной в методическом отношении.
Между тем, большинство современных школьных программ по литературе предполагает рассмотрение текста художественного произведения в его соотношении с контекстом, в том числе, в контексте других произведений одного и того же писателя, а также в контексте произведений других писателей, отечественных и зарубежных. Это проявляется как на уровне принципа построения программ в целом (линейный, концентрический), так и на уровне принципа построения отдельных курсов (тематический, историко-литературный), а также на уровне подбора произведений (для изучения в классе, для внеклассного, самостоятельного чтения) и их расположения в школьном курсе литературы. Таким образом, в программах и учебниках по литературе имплицитно заложен названный нами аспект анализа литературного произведения. Но, несмотря на это, контекст творчества писателя может и «не проявиться» при изучении литературного произведения, если не будут целенаправленно установлены и осмыслены определенные связи изучаемого произведения с другими произведениями автора, не расставлены необходимые акценты.
Говоря о современных учебных программах по литературе, нельзя не отметить и того, что в большинстве из них в качестве базового понятия при изучении литературы в старших классах обозначается такое понятие, как «художественный мир писателя». Данное понятие, сложившееся на основе системного подхода к литературе, помимо присущего автору мироощущению, его «формулы жизни», «вбирает в себя доминантные для художника мотивы и образы, проблематику, типологию героев, своеобразие поэтики» [254, с. 150]. Становится очевидным, что освоение на уроках литературы такого сложного и многозначного понятия, как «художественный мир писателя» предполагает обращение сразу к нескольким произведениям писателя, прочтение ранее изученных текстов уже на качественно ином уровне, выявление круга тем, мотивов, характерных для творчества писателя в целом, определение писательской концепции, определение индивидуального авторского стиля. Изучение литературного произведения в контексте творчества писателя в старших классах будет способствовать не только систематизации, но также и углублению сведений о самом писателе, о своеобразии его творчества, которые были накоплены школьниками на уроках литературы в основной школе. В связи с этим мы можем выявить такое свойство анализа произведения в обозначенном аспекте, как диалектичность («амбивалентность»). Включение изучаемого произведения в контекст творчества писателя (в частности, в контекст цикла, трилогии, контекст какого-либо этапа творчества писателя), с одной стороны, расширяет представления школьников о «художественном мире писателя», и, с другой стороны, углубляет анализ конкретного изучаемого произведения. Обозначенная двуплановость делает такой тип анализа произведения, как анализ в контексте творчества писателя, не только целесообразным, но и необходимым, в особенности на заключительном этапе литературного образования.
Своеобразную двунаправленность можно проследить и на уровне функций, которые выполняет контекст, привлеченный для постижения текста. Исходя из исследований, лингвистов И. Р. Гальперина [56], Г. В. Колшан-ского [22], И. А. Пасхаловой [151], Н. Э. Энквиста [294] и др., посвященных проблеме контекста, мы можем говорить о компенсирующей и интенсифицирующей функциях контекста, связанных с углублением смысла произведения и порождением все новых значений соответственно. Отсюда следует, что рассмотрение литературного произведения в контексте творчества писателя становится необходимым именно тогда, когда возникают предпосылки для реализации названных функций контекста, то есть когда анализ произведения в контексте творчества писателя способствует уточнению смысла анализируемого текста или же приращению к нему новых значений.
Кроме того, осуществление «диалога» изучаемого произведения с другими произведениями писателя (в том числе и с ранее прочитанными), посредством межтекстовых сопоставлений на основе внутрипредметных связей, позволяет сохранить целостность курса литературы в средней школе. Такая реализация принципа-преемственности в обучении, безусловно, положительно влияет на литературное развитие учащихся. Следует также отметить здесь, что обозначенный нами контекстуальный подход к анализу литературного произведения способствует не только развитию умений, связанных с усвоением и закреплением знаний, но также формирует у школьников способность к пересмотру и перестройке прочно усвоенного материала.
Как мы уже сказали выше, изучение литературного произведения в контексте творчества писателя наиболее актуально в старших классах средней школы. Во многом, это обусловлено психовозрастными особенностями мышления старших школьников, наличием у них определенного читательского опыта. Однако особенно важным является то, что в старших классахна завершающем этапе литературного образования — представляется необходимым сформировать у учащихся целостные представления о творчестве тех или иных писателей, привести, их к пониманию закономерностей творческого пути автора, обобщить изученный ранее материал. Реализации этих целей будет способствовать анализ произведения в обозначенном аспекте.
Актуальность нашего исследования обусловлена также и объективными условиями преподавания литературы в современной школе: обычно на уроках литературы учащиеся знакомятся с творчеством писателя на материале одного — двух произведений, за исключением А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, а также некоторых других писателей, чье творчество изучается довольно широко на разных этапах литературного образования школьников. В соответствии с этим возникают следующие условия изучения литературного произведения в контексте творчества писателя: с опорой на ранее изученные школьниками произведения этого автора, а также с опорой на самостоятельное чтение-учащихся, если творчество писателя изучается старшеклассниками впервые. Опора на ранее изученное предполагает, прежде всего, выявление уровня читательской подготовки школьников и, как следствие, актуализацию уже известного в их сознании. Опора на самостоятельную деятельность учащихся связана с разработкой различных индивидуальных и коллективных заданий, сопряжением уроков классного и внеклассного чтения.
Таким образом, реализация научного подхода в преподавании литературы в старших классах средней общеобразовательной школы, предполагающего целостное изучение художественного произведения, а также отсутствие специально разработанной методики изучения произведения в контексте творчества писателя определяют актуальность данного исследования.
Становится очевидной необходимость теоретического осмысления проблем контекстуального изучения произведений литературы, разработки методической модели изучения произведения в контексте творчества писателя.
Теоретико-методологической основой данного диссертационного исследования являются:
— труды по философии, эстетике, культурологии, в которых освещаются разнообразные подходы к осмыслению объектов художественной культуры. Среди них работы Р. Барта, М.'М.Бахтина, B.C. Библера, Ю. В. Борева, Х.-Г. Гадамера, И. П. Ильина, М. С. Кагана, О. И. Кривцуна, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, М. Б. Храпченко и др.
— труды по проблеме текста и контекста (в литературоведении — М. М. Бахтина, М. Л. Гаспарова, Г. А. Туковского, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Е. Н. Поспелова, Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского, Ю. М. Эйхенбаума, Е.Г. Эт-кинда, Р. Якобсона и др.- в лингвистике — В. В. Виноградова, И. Г. Гальперина, В. Г. Колшанского, Н. А. Пасхаловой, А. А. Потебни и др.
— психолого-педагогичёские исследования, посвященные особенностям. развития личности старшеклассника и специфике восприятия им произведений искусства, в частности, работы Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, О. Ю. Богдановой, Л.И. Божови-ча, В. Ф. Библера, Л. Г. Жабицкой, Н. Д. Молдавской, Л. И. Петриевой и др.;
— труды известных русских методистов-словесников: Ц. П. Балталона, Ф. И. Буслаева, В. И. Водовозова, В. В. Голубкова, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой, Н. М. Соколова, В. Я. Стоюнина и др.
— современные методические работы, отражающие концепцию целостного изучения литературного произведения в школе: Г. И. Беленького, Т. Г. Браже, В. А. Доманского, С. А. Зинина, Е. М. Колокольцева, Л. А. Крыловой, В. Г. Маранцмана, О. Б. Марьиной, И. А. Подругиной, Н. М. Свириной, В. Ф. Чертова и др.
Цель исследования -^теоретически обосновать необходимость и методологическую значимость’йзучения художественного произведения в контексте творчества писателя, разработать методическую модель изучения произведения в контексте творчества писателя и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность, 1 модели уроков по изучению произведения в заданном аспекте.
Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи:
— проанализировать значение понятия «контекст» в смежных научных дисциплинах (философия, лингвистика, литературоведение, психология);
— проследить и обобщить опыт контекстуального изучения литературных произведений в отечественной методике;
— определить современное состояние проблемы изучения произведения в контексте творчества писателя;
— систематизировать существующие приемы работы по изучению литературного произведения с учетом контекста творчества писателя;
— создать соответствующую научно-методическую модель;
— экспериментально проверить эффективность предложенной системы рабо ты по изучению литературного произведения в контексте творчества писателя в старших классах средней школы.
Объектом исследования является процесс изучения курса литературы в старших классах средней школы.
Предметом исследования выступает методика изучения литературного произведения в контексте^гёЬрчества писателя.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза — изучение литературного произведения в контексте творчества писателя будет способствовать более глубокому, многоаспектному осмыслению произведения, осознанию места данного произведения в художественном мире писателя, расширит границы постижения художественного мира того или иного автора, создаст базу для необходимых в рамках изучаемой монографической темы обобщений, а также поможет прочитать ранее изученные произведения на качественно новом уровне, если:
1) контекстуальный анШшз гармонично сочетается с анализом имманентным и на уроках литературы формируется целостный подход к изучению художественного произведения;
2) будет определена целесообразность контекстуального анализа произведения: контекст творчества писателя, в который «включается» изучаемое произведение, обеспечивает реализацию интенсифицирующей и компенсирующей функции контекста;
3) будет разработана методика привлечения контекста творчества писателя по разным направлениям: в контексте цикла (трилогии) и в контексте произведений писателя разной тематики, разных жанров, разных периодов его творчества. При этом работа по данным направлениям анализа будет осуществляться с опорой как на ранее изученные школьниками произведения, так и с опорой на самостоятельное чтение учащихся, если творчество писателя изучается старшекЖбсниками впервые;
4) будут выявлены уровни, по которым осуществляются сопоставления в рамках контекстуального анализа произведения (тематика, проблематика, жанровый, геройный уровни, язык писателя и др.);
5) при организации изучения произведений в заданном аспекте будут использоваться эффективные методы, приемы и формы занятий, эффективные методы, приемы и формы занятий, соответствующие контекстному изучению произведений и стимулирующие развитие исследовательской, творческой деятельности учащихся, предполагающие сопряжение классного и внеклассного чтения учащихся. «'^.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
— теоретический (изучение и анализ философской, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
— анализ программ, учебников по литературе, методических пособий для научного обоснования концепции работы;
— эмпирический: педагогические наблюдения за деятельностью учащихся старших классов в учебном процессе на этапе констатирующего и обучающего экспериментованкетирование и интервьюирование учителей и учащихся;
— экспериментальный: проверка результативности и эффективности разработанной методики изучения литературного произведения в контексте творчества писателя.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
— в обобщении опыта контекстуального изучения литературного произведения в школе, позволившее выявить диалектичность изучения литературного произведения в контексте творчества писателя, способствующего, с одной стороны, углублению прочтения «опорного» произведения, с другойрасширению представлений учащихся о художественном мире писателя;
— в раскрытии компенсирующей и интенсифицирующей функции контекста творчества писателя, позволяющей как углубить постижение смысла произведения школьниками, так и расширить его за счет дополнительных смысловых приращений;
— в построении соответствующей методической модели, в основе которой выделены два направления: контекст цикла (трилогии) и контекст других произведений писателя, различных по жанру, тематике, относящихся к разным периодам его творчествапри этом, работа по данным направлениям анализа предполагает опору как на ранее изученные школьниками произведения, так и на самостоятельное чтение учащихся;
— в определении приемов, соответствующих контекстному изучению произведения (поиск ключевых деталей в различных произведениях писателя, выявление лейтмотивов творчества, циклообразующих связей, определение сквозных тем творчества писателя и др.), осуществление которых предполагает сочетание исследовательского и творческого видов деятельности учащихся, индивидуальных коллективных форм работы школьников;
— в экспериментальном подтверждении необходимости изучения художественного произведения с учетом контекста творчества писателя.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
— предложено адаптированное к условиям преподавания в школе понятие «контекст творчества писателя»;
— разработаны принципы взаимодействия текста художественного произведения и контекста творчества писателя с опорой на предшествующий опыт школьника-читателя и на самостоятельное чтение учащихся;
— на основе положений литературоведения, эстетики, методики преподавания литературы, возрастной психологии разработана и экспериментально проверена методика изучения литературного произведения в контексте творчества писателя, доказана ее эффективность и целесообразность ее использования в процессе преподавания литературы в средней школе. Среди приемов, характерных для контекстного анализа литературного произведения выделены следующие: поиск’ключевых деталей в различных произведениях писателя, выявление лейтмотивов творчества, циклообразующих связей, определение сквозных тем творчества писателя и др. Для реализации данных приемов предложено как использование исследовательских и творческих видов заданий, так и сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности старшеклассников;
— уточнен круг теоретико-литературных понятий, необходимых для реализации изучения литературного произведения в заданном аспекте, среди них: «контекст», «контекст творчества писателя», «цикл», «лирический цикл», «циклообразующие связи», «лейтомотив творчества», «сквозные темы», «пафос творчества», «творческая эволюция художника», «художественный мир писателя» и др.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней:
— содержатся конкретные методические рекомендации по изучению произведений в контексте творчества писателя в старших классах средней школы;
— разработаны уроки, фрагменты уроков по анализу стихотворения А.
А. Ахматовой «Мужество» в. контексте цикла «Ветер войны», рассказа «Ионыч» в контексте некоторых произведений А. П. Чехова конца 80- х — 90- х гг., а также пьесы «Гроза» в контексте творчества А. Н. Островского;
— предложены дидактические материалы к урокам по творчеству А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. А. Ахматовой, представленные как в форме отдельных вопросов, заданийпроблемного, исследовательского, творческого характера, так и в форме лабораторной работы, карточек с заданиями, плана урока-семинара.
Материалы данного исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, а также на занятиях со студентами высших учебных заведений. • ¦" .
Предложенная нами методика может быть реализована на материале различных литературных произведений, вне зависимости от их жанрово-родовой специфики. В ходе обучающего эксперимента данная методика раскрывается на материале творчества А. А. Ахматовой, А. П. Чехова, А. Н. Островского. Обращенность данного исследования к творчеству этих художников слова обусловлена как особенностями поэтики их творчества, значимостью «контекста творчества» для постижения идейно-художественного своеобразия их произведений, а также личным педагогическим опытом исследователя.
Этапы исследования.
На первом этапе (2006;2007 гг.) проводилось педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса в общеобразовательных классах, изучалась литература по теории текста, и!'контекста, по истории отечественного преподавания литературы, определялись теоретические основы и формировалась гипотеза исследования.
На втором этапе (2007;2008 гг.) было дано теоретическое обоснование проблемы изучения литературного произведения в контексте творчества писателя в старших классах средней школы, проведены констатирующий и обучающий эксперименты, сформулирована гипотеза, цели и задачи иссле.
Г, ьП* дования, разработана методическая модель изучения литературного произведения в контексте творчества писателя в старших классах средней школы.
На третьем этапе (2008;2009 гг.) проходила статистическая обработка и сравнение результатовзавершение опытно-экспериментального исследования. Также обобщались результаты всего исследования в целом, намечались перспективы дальнейшей работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на международной конференции «Голубковские чтения» (Москва, 2008) — V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» памяти С. А. Леонова (Москва, 2008) — Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции,» взаимодействие", X и XI Кирилло-Мефодиевские чтения (Москва 2008, 2009) — в ходе выступлений на заседаниях кафедры методики преподавания литературы Mill Ув публикациях по теме исследованияв процессе преподавания в школах г. Москвы.
Обоснование и достоверность научных результатов, полученных в процессе работы над диссертационным исследованием, обеспечивается.
1) обращением к современным исследованиям в области литературоведения, педагогики, методики преподавания литературы, психологии, применительно к избранной проблеме;
2) изучением и обобщением наблюдений над современным преподаванием литературы в школе, а также педагогическим опытом автора (2005;2006 гг. — ГОУ СОШ № 169 г. Москвы- 2006;2007 гг. ГОУ СОШ № 179, ГОУ СОШ № 1907; 2008;2009 гг. — Московский педагогический государственный университет);
3) результатами анализа современных научно-методических концепций, школьных программ и учебников по литературе:
4) данными констатирующего и обучающего экспериментов, результаты которых оценивались на основе анкет, анализа письменных и устных ответов учащихся;
5) использованием данных материалов в публикациях по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исходя из того, что контекст творчества писателя — системное целое, состоящее из совокупности всех творений автора, при изучении литературного произведения в данном аспекте важно установление диалогических связей между исследуемым на «уроках литературы произведением и другими произведениями автора. При этом контекст творчества писателя может быть представлен циклом или трилогией, которым принадлежит изучаемое («опорное») произведение, а также другими произведениями этого же автора разной тематики, разных жанров, разных периодов его творчества.
2. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя отличается своеобразной диалектичностью, двунаправленностью. Использование возможностей такого анализа, с одной стороны, способствует более глубокому постижению конкретного изучаемого произведения на разных уровнях (тематика, проблематика, геройный, жанровый уровни, язык писателя и др.), а с другой стороны1, расширяет представления учащихся о художественном мире писателя, о его творческой эволюции и т. п.
3. Методическая модель изучения литературного произведения в контексте творчества писателя, представленная в данной работе, обеспечивает реализацию внутрипредметных связей при изучении курса литературы в старших классах средней школы. Мы выделяем следующие направления изучения литературного произведения в контексте творчества писателя: изучение литературного произведения в контексте цикла (трилогии), а также в контексте других произведений этого же автора разной тематики, разных жанров, разных периодов его творчества. Анализ литературных произведений в рамках этих направлений предполагает опору как на ранее изученные школьниками произведения писателя, так и на самостоятельное чтение старшеклассников, в условиях, когда с творчеством того или иного писателя школьники знакомятся впервые в старших классах.
4. При изучении литературного произведения следует учитывать, что привлечение контекста творчества писателя, а также выбор одного из направлений такой работы должны быть целесообразными, продиктованными определенными задачами работы с конкретным литературным произведением, а также способствовать реализации компенсирующей и интенсифицирующей функций контекста: углублению смысла анализируемого текста или добавлению к нему дополнительных значений.
5. Одним из ведущих методических приемов на уроках изучения литературного произведения в контексте творчества писателя является прием межтекстового сопоставления, способствующий, в том числе, развитию ана-литико-синтетического и ассоциативного мышления старшеклассников. При этом нами также выделены специфические приемы анализа текста, связанные с контекстным рассмотрением произведения, такие как: поиск ключевых деталей, характерных для произведений одного автора, выявление лейтмотивов творчества, циклообразующих связей, определение сквозных тем творчества писателя и др. Также опытным путем было подтверждено, что для эффективной реализации обозначенных приемов необходимо использование исследовательских и творческих видов заданий (выписки в таблицы повторяющихся слов, словосочетаний, имен собственных и др., чтение фрагментов текстов на уроке, поиск ответов на проблемные вопросы, выполнение лабораторной работы, написание эссе), сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности старшеклассников: выполнение заданий на карточках, участие в уроке-семинаре, работа в группах.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации составляет 216 страниц, список литературы включает 305 наименований.
Выводы по второй главе:
1. Как показал проведенный нами обучающий эксперимент изучение литературного произведения в контексте творчества писателя — необходимый аспект анализа произведения в школе, способствующий более глубокому, многоаспектному осмыслению произведения, а также формированию целостных представлений о творчестве писателя, осознанию места данного произведения в художественном мире писателя.
2. Изучение литературного произведения в контексте творчества писателя наиболее эффективно при применении межтекстового сопоставительного анализа, а также при использовании соответствующих контекстному рассмотрению произведения приемов, в сочетании с исследовательским и творческим видами деятельности, коллективной и индивидуальной формами работы.
3. Актуализация прочитанных ранее произведений писателя является важной составляющей работы по анализу произведения в заданном аспекте, способствующей прочтению уже знакомых школьникам произведений на качественно новом уровне.
4. Изучение произведения в контексте творчества писателя во взаимодействии с контекстом историческим, биографическим, социокультурным создает панорамное восприятие творчества писателя и литературного процесса в целом.
5. Привлечение контекста творчества писателя при анализе каждого конкретного произведения дблжно быть мотивированным особенностями творческого пути автора, содержанием и проблематикой произведения, специфическими задачами работы с каждым произведением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе проведенного нами диссертационного исследования была теоретически обоснована, разработана и экспериментально подтверждена методика изучения литературного произведения в контексте творчества писателя. Рассмотрение понятия «контекст» в смежных с методикой преподавания литературы научных дисциплинах (философия, лингвистика, литературоведение, психология) позволило нам сделать вывод о том, что контекстный подход лежит в основе методологии различных наук, в особенности наук гуманитарно-эстетического цикла. На основании проведенного анализа осмысления понятия «контекст» нами было выработано рабочее определение контекста творчества писателя, на которое'-мы опирались в нашей работе. Под контекстом творчества писателя мы понимаем системное целое, состоящее из совокупно" сти всех творений автора, относительно законченное и способное определенным образом влиять на интерпретацию художественного произведения, контекст (в том числе и контекст творчества писателя как его частное проявление) — это методологический принцип восприятия культурных явлений, лежащий в основе так называемого «контекстного» подхода к истолкованию литературных произведений.
Так как способность уча! цихся видеть особенности конкретного произведения в контексте творчества писателя — важнейший показатель читательской компетенции, изучение литературного произведения в контексте творчества писателя направлено на то, чтобы в результате у школьника сложились системные представления о творчестве писателя как о некой целостности. Таким образом, ряд произведений: отдельного писателя, изучаемых в разных классах, начиная с 5 и заканчивая 11 классом в сумме своей должны составить такое единство, которое и сможет сформировать в итоге «объективно верное представление о творчестве писателя» [95, с. 43]. Становится очевидным, что анализ произведенной обозначенном аспекте во многом обеспечивает курса литературы в школе.'" В ходе нашего исследования мы выявили своеобразную двунаправленность анализа произведения в контексте творчества писателя: он дает школьникам возможность не только более глубоко понять смысл изучаемого произведения, осознать место данного произведения в художественном мире писателя, но и, расширяя границы постижения художественного мира писателя, сформировать целостное представление о творческом пути писателя. Кроме того, рассмотрение литературного произведения в контексте творчества писателя создает основу для необходимых в рамках изу чаемой монографической темы обобщений. Наконец, уроки изучения литературного произведения в контексте творчества писателя являются уроками развития литературной зоркости учащихся, обучают их искусству вдумчивого чтения текста, побуждают прочитывать уже знакомые тексты на качественно новом уровне.
V .* г.
Систематизировав существующие приемы работы по изучению литературного произведения с учетом контекста творчества писателя, мы создали научно-методическую модель изучения литературного произведения в контексте творчества писателя. Выстраивая методическую модель изучения литературного произведения в контексте творчества писателя, мы выделили некоторые направления анализа произведения в заданном аспекте. Первое направление такого контекстного анализа — это анализ произведения в контексте какого-либо художественного-единства, например, цикла или трилогии, которым оно принадлежит, что позволяет учащимся увидеть развитие какой-либо темы, взгляда писателя на ту или иную проблему (в пределах цикла), углубить постижение школьниками проблематику анализируемого произведения. Второе направление анализа литературного произведения в контексте творчества писателя, — это анализ произведения в контексте других произведений этого же автора разной тематики, разных жанров, разных периодов его творчества. При этом обращение к выделенным нами направлениям мы считаем необходимым производить в двух ракурсах: с опорой на ранее изученные школьниками произведения, а также с опорой на самостоятельное чтение учащихся, если произведенияписателя изучаются школьниками впервые.
Анализ произведения в контексте цикла или других произведений писателя с опорой на ранее изученное школьниками сопряжен с изучением читательского опыта учащихся, обобщением их знаний о писателе и способствует более глубокому обоснованному истолкованию художественного произведения, постижению особенностей индивидуального стиля автора, обеспечивает возможность проследить творческую эволюцию писателя и особенности его художественного мира.
Анализ произведения в контексте творчества писателя с опорой на самостоятельное чтение связан с разработкой индивидуальных, групповых заданий, проведением уроков, основанных на взаимодействии классного и внеклассного чтения и также обеспечивает формирование более целостного представления о художественном мире, о пафосе творчества писателя, об особенностях его творческой Манеры.
Наиболее эффективными методами и приемами изучения литературного произведения в контексте творчества писателя являются следующие: метод эвристической беседы, исследовательский метод, использование приема межтекстовых сопоставлений, выражающийся, в заданиях проблемно-сопоставительного характера, которые предусматривают сравнение произведений одного и того же автора (на уровне тематики, проблематики, жанровых и языковых особенностей, специфики героя и др.), а также в специфических для контекстного изучения йрйемах: поиск ключевых деталей, характерных для произведений одного автора, выявление лейтмотивов творчества, циклообразующих связей, определение сквозных тем творчества писателя и др.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что характер работы по изучению литературного произведения в контексте творчества писателя должен иметь вариативный характер и определяться художественной спецификой самого произведения, а также целями и учебными задачами каждого урока, особенностями читательского опыта учащихся.
Проведенный нами обучающий эксперимент показал, что, несмотря на увеличение (в определенной''степени) объема изучаемого материала, анализ текста в заданном аспекте способствует повышению интереса учащихся не только к изучаемому произведению, но и к личности писателя в целом, побуждает школьников преодолеть стереотипность в восприятии уже прочитанных им произведений. В связи с этим учителю следует выстраивать свою работу по изучению произведения в контексте творчества писателя так, чтобы способствовать осмыслению учащимися его проблематики и художественных особенностей на более глубоком уровне постижения. Кроме того, при проведении обучающего эксперимента мы пришли также к выводу о том, что изучение произведения в обозначенном аспекте на уроках литературы в школе способствует выработке у учителя творческого подхода к освещению материала.
Представленная в данном диссертационном исследовании методика изучения литературного произведения в контексте творчества писателя сопряжена с целым рядом методических проблем: проблема актуализации ранее полученных знаний учащихся, проблема реализации внутрипредметных связей, организация исследовательской деятельности учащихся, расширение теоретико-литературной базы старшеклассников.
Разработанная нами методика, является частной реализацией контекстуального анализа литературных произведений в старшей школе и не претендует на единственно возможный вариант работы по изучению произведения в контексте творчества писателя.
Проведенное нами исследование открывает также некоторые перспективы, связанные с рассмотрением того, как реализуется предложенная методическая модель применительно к творчеству различных писателей и поэтов, с использованием данной методической модели на уроках литературы в старших классах гуманитарного профиля, с созданием элективного курса, посвященного анализу произведения в (Обозначенном аспекте.