Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика организации педагогического процесса в отечественных лицеях первой трети XIX века в контексте идеи интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что в отечественных лицеях интеграция проявлялась на уровне урочной и внеурочной деятельности (театральные постановки, издание рукописных журналов, учебноигровая деятельность, самостоятельные занятия лицеистов в библиотеке), на уровне организации предметного содержания (включение в учебные планы предметов гуманитарного цикла, обладающих повышенными интегративными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
    • 1. 1.
  • Глава 2.
    • 2. 1.

Специфика организации педагогического процесса в отечественных лицеях первой трети XIX века в контексте идеи интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития человеческого сообщества характеризуется усилением тенденций интеграции в самых разных областях: науке, технике, образовании. В то же время состояние современной системы образования все еще отражает общее стремление к предметному дроблению и специализации. Вместе с тем все большее ощущение тесной взаимозависимости мировых явлений и процессов убеждает нас в искусственности деления системы знаний на предметные сферы, что препятствует целостному восприятию учеником окружающих его явлений.

Сегодня, когда акцентируется роль ученика как активного субъекта познания, чрезвычайно важно отойти от идей узкой специализации, переосмыслить традиционную классно-урочную систему—продукт XVII века— и наметить пути интегрированного учебного познания. Одним из важнейших ориентиров образования становится обучение не просто фактам, а их взаимосвязям. Именно на решение этих задач и направлены интеграционные процессы в современной школе.

Чрезвычайно важным представляется определение эффективной школьной среды, позволяющей реализовать идею интеграции. На пути совершенствования современной школы мы все чаще обращаемся к ценному опыту учебных заведений повышенного уровня образования. Именно этим и объясняется поворот внимания исследователей к лицеям России XIX века, так как в системе этих учебных заведений интеграция просматривается на самых разных уровнях. Исторический опыт может стать важным инструментом в осмыслении актуальных проблем современной дидактики и послужит стимулом дальнейшей разработки теории интеграции и ее реализации в практике современных лицеев.

Внимание к интеграции усиливается сегодня и в контексте диалогового обучения как технологии личностно-ориентированного образования, так как общество выдвигает перед школой задачу воспитать конструктивно и созидательно мыслящую личность (М.М. Берулава, Е. В. Бондаревская, И.С. Якиманская). Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, ее переживание, осознание ценности. Концепция личностно-ориентированного образования во многом опирается на теорию интеграции. Интеграция и призвана создавать условия для возникновения у учеников личностных смыслов (В. В. Сериков), для «всесторонней отраженности и субъектных проявлений» (В. А. Петровский).

Идеи школы диалога, которая сегодня предстает как оппозиция школе монолога, обоснованные в контексте методологии М. М. Бахтина, B.C. Библера, а также наработок С. Ю. Курганова по уроку-диалогу, получили развитие в аспекте педагогической технологии в трудах Е. Г. Осовского, Ф. А. Фрадкина и стали предметом современной педагогической интерпретации в публикациях Л. И. Богомоловой, Л. А. Кирсановой, Е. Ю. Рогачевой, Е. Н. Селиверстовой, что позволило лучше осмыслить место и роль интеграции в контексте диалогизма как ориентации новой образовательной парадигмы. Теоретические наработки А. А. Романова, касающиеся анализа образовательной реформы начала XX века, помогли уяснить интегрированный характер проектной методики, активно использовавшейся советскими педагогами в практике опытных школ (С.Т. Шацкий и др.).

Что касается степени изученности проблемы, то идея интеграции берет свое начало еще в трудах античных философов (Аристотель, Демокрит). В философии понятие интеграции (от лат. integer — целый) рассматривается как восстановление, восполнение, как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных элементов. В психолого-педагогических науках данная проблема также имеет свою историю, становясь более актуальной в наше время: она получила отражение в работах зарубежных исследователей (Я.А. Коменский, И.Г.

Песталоцци, Дж. Локк, И. Гербарт) и русских ученых (К.Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Л. Н. Толстой, В.Я. Стоюнин). Однако именно сегодня представляется возможным систематизировать теоретический и практический опыт реализации данной идеи в контексте лицейской педагогики.

Выполнение исследования стало возможным благодаря осмыслению ценных работ, в которых отражена теоретико-методологическая сторона интеграционных тенденций в образовании (В.И. Безрукова, А. П. Лиферов, Л. Н. Талалова, Г. Ф. Федорец, B.C. Шубинский и др.) — разрабатываются общие методологические основы теории интегрированного обучения (Ю. К. Бабанский, В. Н. Максимова и др.) — определяются возможности совершенствования процесса обучения путем интеграции (В. С. Безрукова, А. А. Пинский, В. У. У санов и др.) — исследуются возможности интеграции различных предметных областей, прежде всего предметов гуманитарного цикла (Л. С. Айзерман, В. Н. Маранцман, 3. Я. Рез и др.);

В диссертационных исследованиях последних лет раскрываются различные аспекты идеи интеграции: интеграция рассматривается как один из действенных способов изменения качества педагогической реальности (Л.В. Веснина) — как способ воздействия не только на интеллектуальную, но и на чувственную сферу (О.Г. Трапезникова) — осмысливаются этапы становления теории интеграции в отечественной педагогике (М.А. Морозова) — разрабатываются варианты построения дидактической теории интегрированного обучения (А.Я. Данилюк, Д.В. Ровкин) — выявляются закономерности построения процесса обучения на интегративной основе (К. Ю. Колесина) — исследуются педагогические условия эффективности интегрированного обучения (А.И. Пайгусов) — разрабатываются технологии создания интегрированных курсов (Л. И. Орешкина, Л. А. Шевченко).

Однако анализ исследований, посвященных проблеме интеграции, позволил выявить следующие тенденции:

— до сих пор не определено само понятие «интеграция», которое часто подменяется понятием «межпредметные связи" — не дифференцируются понятия «бинарный урок», «интегрированный урок», «синтезированный урок», что свидетельствует о недостаточной разработанности методологии интегрированного познания- - не исследована педагогическая среда, в которой возможности интеграции могли быть реализованы наиболее полно. Наметившиеся тенденции стимулируют не только продолжение исследований в области теории и практики интеграции, но и осмысление возможностей лицейской среды в реализации обозначенной идеи.

Возрождение лицеев сегодня связано с надеждами на приближение к полузабытым, прекрасно зарекомендовавшим себя формам интеллектуальной подготовки учащихся в российских дореволюционных школах. Это уникальные образовательные учреждения, чья история протянулась от античности до наших дней. Причем всегда с этим типом учебных заведений связывались представления о гуманизме, гуманитарно-филологической направленности, дающей высокую общую культуру, серьезные знания, в целом что-то очень солидное, стабильное, классическое. Отсюда прогрессивные формы и методы работы, особый стиль отношений преподавателей и воспитанников.

Обобщая сегодня исторический опыт лицейского образования в России XIX века, важно разработать новые подходы и одновременно сохранить лучшие традиции организации образовательного процесса в логике интеграции.

Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует, что многие авторы пытались осмыслить феномен лицейской педагогики: были определены черты системы преподавания античного лицея (А. Боннар, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи и др.) — охарактеризован воспитательный процесс в лицеях Франции (Е. Я. Орехова) — обобщена история открытия лицеев России XIX в., их развития и реорганизации (Э. Д. Днепров, А. Д. Егоров, В. В. Кучигашева, Л. В. Полякова) — описаны педагогические системы ведущих лицейских педагогов (Н.К. Гончаров, И. П. Золотусский, М. Б. Храпченко) — охарактеризованы развивающие возможности лицейской среды (Ю. М. Лотман, А. В. Марков, М. Ф. Шабаева). Фундаментальными являются труды 3. И. Равкина, определяющие значение Царскосельского лицея в формировании пушкинского гения.

Анализ и обобщение накопленного опыта в исследовании лицейской педагогики убеждают, что лицеи были призваны воплотить в себе новые духовные ориентиры (профессионализм, эрудированность, широкую образованность, «основательное» знание наук) вместе с традиционными нравственными ценностями русского народаобъединить все лучшее, созданное европейской культурой, с педагогическими устоями Россиисинтезировать в своей программе функции среднего и высшего учебного заведения.

Однако нет работ, исследующих интеграцию как ведущую составляющую образовательной среды лицея, которая направляла содержание образования, организацию урочной и внеурочной деятельности. Лицейскую педагогику определяли принципы единства интеллектуального и духовного воспитания, новаторские принципы организации и оптимизации учебного процесса. Воплощение этих, прогрессивных не только для XIX века установок было невозможно без интеграции, реализованной на различных уровнях.

В качестве хронологических рамок исследования избрана первая треть XIX века: именно в этот период, означенный либеральными послаблениями, лицеи открывались и становились своеобразными творческими лабораториями, в которых апробировались нестандартные подходы к образованию. В таком контексте указанный временной отрезок приковывал внимание и стал предметом осмысления известных ученых Ю. М. Лотмана, З. И. Равкина, С. Д. Руденской. Эту позицию разделяет и Л. В. Полякова, разработавшая периодизацию развития педагогики лицеев. Первая треть XIX века была временем, благоприятным для воплощения возможностей инновационной педагогики, в том числе и в аспекте интеграции.

Погружение в широкий социокультурный контекст лицейской педагогики, а также исследование накопленного теоретического материала в области интегрированного познания позволило обнаружить противоречия: между объективной потребностью осмысления понятия интеграции и недостаточной разработкой категориального аппарата в теории интегрированного познаниямежду имеющимися попытками практической реализации идеи интеграции в современной школе и недостаточно глубоким теоретическим изучением историко-педагогического наследия в аспекте лицейской педагогики, ставшей впоследствии прочным фундаментом системы образования повышенного уровня.

Данные противоречия обозначили проблему исследования: в чем заключается положительный опыт реализации идеи интеграции в лицейском образовании первой трети XIX века и как можно творчески использовать его в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в современных учреждениях подобного типа.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Специфика организации педагогического процесса в отечественных лицеях первой трети XIX века в контексте идеи интеграции».

Объект исследования: педагогический процесс в системе лицейского образования обозначенного периода.

Предмет исследования: реализация идеи интеграции в отечественных лицеях первой трети XIX века на уровне содержания, форм и методов организации педагогического процесса.

Цель исследования: на основе анализа теории и практики лицейского образования обозначенного периода выявить особенности организации педагогического процесса в контексте идеи интеграции.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Проанализировать процесс становления и развития понятия интеграции в историкопедагогической науке.

2. На основе глубокого изучения теоретического и практического опыта отечественных лицеев первой трети XIX века выявить специфику этих учебных заведений в реализации идеи интеграции.

3. Раскрыть своеобразие содержания, форм и методов обучения и воспитания в системе лицейского образования обозначенного периода в аспекте идеи интеграции.

4. Выявить ценный опыт реализации идеи интеграции в лицейском образовании с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса в современной школе.

При решении поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

— метод анализа и научно-педагогической интерпретации философской, психологической, педагогической, художественной литературы, архивных документов в связи с поставленными целями и задачами исследования;

— сравнительно-сопоставительный анализ исторических фактов, концептуальных идей, подходов к рассмотрению педагогических явлений;

— метод единства исторического и логического, разработанный в трудах Э. В. Ильенкова, З. И. Равкина и др.;

— биографический метод, который, позволил через биографии ряда лицеистов и их педагогов лучше воспринять и эпоху, и смысл разработанных педагогами идейметод обобщения информации, содержащейся в монографической и периодической литературе по проблеме исследования, и систематизации полученных результатов и выводов. Теоретико-методологической основой исследования являются:

— философские концепции целостности и системности (М.М. Бахтин, В.

П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, П. Ф. Юдин);

— труды С. Д. Егорова, З. И. Равкина, посвященные закономерностям и тенденциям развития истории отечественной педагогики и образования;

— историко-педагогические исследования М. В. Богуславского, А. А. Романова, Ф. А. Фрадкина, касающиеся состояния опытных школ и комплексной системы обученияработы Г. Б. Корнетова в аспекте анализа подходов к созданию концептуальных моделей историко-педагогического процессатруды Е. А. Князева, отражающие генезис высшего педагогического образования в России исследуемого периода;

— методологические разработки В. В. Краевского, В. М. Полонского, направленные на повышение качества педагогических исследований;

— общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, А. К. Маркова, Д.Б. Эльконин);

— психологические основы характеристики разных видов связей — локальных, частносистемных, межсистемных (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Н. Я. Менчинская, Ю.А. Самарин);

— дидактические теории построения содержания общего образования и оптимизации учебного процесса (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т.И. Шамова) — концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (М.М. Берулава, Е. В. Бондаревская, И.С. Якиманская).

Стремление высветить изучаемое явление с позиций разных смежных научных дисциплин побудило нас обратиться к следующим источникам: трудам по философии, педагогике и психологии, по лингвистике, литературоведению, методикам преподавания гуманитарных предметов, художественным произведениям, архивным материалам НА РАО, ЦГАЛИ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— глубоко проработан категориальный аппарат теории интеграции, разведены понятия «межпредметные связи», «бинарный урок», «синтезированный урок», «интегрированный урок», где под интегрированным уроком, в отличие от рядоположенных категорий, понимается такой вид учебного занятия, на котором осуществляется глубокое взаимопроникновение знаний различных дисциплин, а результатом становится новое качество, представляющее собой неразрывное целоеэто обогащает теорию интегрированного познания;

— на основе анализа историко-педагогического материала и методологии интегрированного познания продуманы ходы моделирования интегрированного урока, которые могли бы быть использованы в практике лицейского образованияпредложена классификация видов, уровней и результатов интеграции;

— впервые предметом специального исследования стали вопросы реализации идеи интеграции в контексте лицейского образования (выбор содержания, форм, методов обучения и воспитания, подбор преподавательского состава, определение контингента учащихся);

— анализ содержания интеграции в лицейской педагогике исследуемого периода в контексте урочной и внеурочной деятельности позволил расширить представление об образовательных возможностях этого учебного заведения, а также обнаружить особые профессиональные требования к педагогам лицея.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— исторический опыт реализации интеграции в лицейском образовании может быть учтен при конструировании содержания образования в современных учебных заведениях повышенного типа: лицеях, гимназиях;

— материалы исследования могут быть активно использованы в курсе истории образования и педагогической мысли в педагогических вузах;

— результаты исследования могут служить хорошим материалом для организации спецкурсов и семинаров по проблеме лицейского образования и пополнить методический багаж преподавателей лицеев.

В исследовании можно выделить три условных этапа:

Первый этап (1994;2000г.): накопление собственного опыта разработки и проведения интегрированных уроков в условиях лицея-интернатапопытка осмысления и теоретизации накопленного опыта.

Второй этап (2000;2001г.): изучение и анализ философских, культурологических, лингвистических, литературоведческих, психолого-педагогических источников по проблеме исследования, архивных материаловопределение объекта и предмета исследования.

Третий этап (2001;2004г.): интерпретация, рефлексивный анализ, обобщение изученного материалаоформление результатов историко-педагогического исследования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются разнообразием привлеченных педагогических, историко-философских,. культурологических, психологических, литературоведческих, лингвистических, методических работприменением методов, адекватных предмету и задачам исследования, обращением к архивным материалам, учебным планам лицеев, использованием конспектов и записей лицейских преподавателей.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на Школе молодого ученого ВГПУна конференциях профессорско-преподавательского состава ВГПУна городских конференциях учителейна Педагогических чтениях памяти И. Я. Лернера (2000г., г. Владимир) — на международных конференциях «Феноменология художественного образования» (1997г.- 2001 г., г. Владимир), «Художественный текст и культура» (1999г., г. Владимир) — на межрегиональных конференцияхрезультаты отражены в публикациях местного, российского и международного уровня.

Внедрение результатов исследования проводилось в следующих формах: автором предпринимались попытки моделировать интегрированные уроки в контексте лицейского образования, что было частично апробировано в «Педагогическом марафоне" — материалы исследования внедрены в практику работы учителей г. Владимира, чему способствовали публикации в сборниках «Учитель и его творчество», изданных Городским методическим центромрезультаты исследования применяются в качестве учебного материала в лекционных и практических занятиях студентов ВГПУвидеозаписи уроков и внеклассных мероприятий в контексте заявленной темы пополнили копилку видеотеки Городского методического центра.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Считая целесообразным разведение таких понятий, как «интегрированный урок», «бинарный урок», «межпредметные связи», мы пришли к пониманию интеграции как взаимопроникновения различных сторон организации педагогического процесса, характеризующегося неразрывной связью, результатом чего становится принципиально новое качествов контексте лицейского образования это предстает как дидактический принцип, пронизывающий всю воспитательную систему учебного заведения и обуславливающий единство всего педагогического процесса (интеграция урочной и внеурочной деятельности, внутрилицейской и внелицейской среды).

2. Благоприятными предпосылками для реализации идеи интеграции в отечественной лицейской педагогике стали: особая внутренняя атмосфера, основанная на принципах демократичности и гуманности, подбор высокопрофессионального преподавательского состава, особый ученический коллектив, фактор закрытости, повышенный уровень образования.

3. Исследование показало, что в отечественных лицеях интеграция проявлялась на уровне урочной и внеурочной деятельности (театральные постановки, издание рукописных журналов, учебноигровая деятельность, самостоятельные занятия лицеистов в библиотеке), на уровне организации предметного содержания (включение в учебные планы предметов гуманитарного цикла, обладающих повышенными интегративными возможностями: словесности, истории, русского и иностранного языков, философии), а также отбора и баланса организационных форм и методов обучения (дискуссии, этические беседы, конференции, проблемные лекции, творческие задания), что создавало благоприятные условия для полноценного формирования целостной личности, воспринимающей мир в единстве его связей и отношений.

Опыт реализации идеи интеграции в отечественных лицеях первой трети XIX века, на наш взгляд, содержит много рациональных «зерен», которых могут быть конструктивно-творчески применены в практике современных лицеев (например, усиленное внимание к гуманитарной составляющей лицейского образования, способы формирования гражданской позиции лицеистов в ходе интеграции внутрилицейской и внелицейской среды).

Результаты исследования убеждают, что проблему гуманизации школы можно было эффективно решать не путем увеличения объема гуманитарных знаний, а путем междисциплинарной интеграции. В этой связи представляется крайне необходимым выявление ценного опыта реализации интеграции, который был успешно накоплен в отечественных лицеях первой трети XIX века. Преодоление обособленности между предметными сферами, разрыва между урочной и внеурочной деятельностью, органическое соединение внутрилицейской и внелицейской среды — вот зримые результаты интеграции. Основой интеграции в лицеях были идеи внутренней и внешней культуры, свободного творчества, высокого патриотизма, которые вкупе способствовали всестороннему развитию личности, формированию критического мышления, рефлексивной культуры. А эти идеи связаны с признанием самоценности личности, существования неповторимого индивидуального образа мира.

Кроме того, обращение к идее интеграции продиктовано гуманистической направленностью происходящих в образовании и обществе изменений — переосмыслением роли личности в культуре, развитием теории и технологии личностно-ориентированного обучения. Поэтому исследование особенностей интеграции в контексте лицейского образования позволяет глубже осмыслить и полнее отразить многие аспекты, касающиеся личности, ее развития и взаимоотношений с окружающим миром, ее права воспринимать мир во всем его многообразии — приоритетной проблемы гуманистической парадигмы образования.

Таким образом, на основе ретроспективного анализа идеи интеграции, анализа оригинальных источников по истории лицейского образования мы смогли выявить ценные крупицы опыта реализации интеграции в лицейской среде первой трети XIX века, который может быть не только учтен при организации образовательного процесса в современных лицеях, но развит и обогащен педагогическими находками сегодняшних преподавателей.

Хотелось бы подчеркнуть, что данная работа является лишь этапом на пути исследования всех возможностей интеграции, дальнейшей более полной систематизации категориального аппарата данной идеи, определения места интеграции в современном образовательном процессе, дальнейшего осмысления феномена лицейской педагогики, изучения опыта отечественных лицеев XIX века для интерпретации в современных учебных заведениях повышенного типа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Педагогические основы межпредметных связей в современных курсах обществоведческих дисциплин: Дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 165с.
  2. И.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М.: Учпедгиз, 1958. — 416с.
  3. М.А. Русская историческая мысль в Западной Европе XVII—XVIII вв.. М.: Просвещение, 1973. — 335с.
  4. В.В., Гаврилин А. В. Воспитательная система школы что это такое: Материалы в помощь руководителям органов народного образования, директорам школ, классным руководителям. — Владимир: Владимирская школа, 1991. — 172с.
  5. В.В., Ширяев П. Т. Педагогическая программа развития школы-интерната с лицейскими классам // Опыт разработки педагогических программ развития школы: Сб. статей / Под ред. А. В. Гаврилина. Владимир: Владимирская школа, 1995. — 41−51с
  6. П.В. А.С. Пушкин в Александровскую пору. М., 1874 г.
  7. П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М.: Современник, 1984. — 475с.
  8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюрев. М.: Педагогика, 1985. -363с.
  9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. — М.: Педагогика, 1987. 374с.
  10. Н. Пушкин в Царскосельском лицее. М.: Учпедгиз, 1950. -417с.
  11. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1976. — 409с.
  12. .А. Категориальный аппарат понятия интеграция // Диалектика как основа интеграции научного знания. — Л., 1984. 217−241с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1990. — 154с.
  14. М.В. Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1998. 151с.
  15. В.Г. Вольное общество любителей российской словесности. -Петрозаводск, 1949. 206с.
  16. В.А. Императорский Александровский лицей в ведомстве военно-учебных заведений (Историческая справка к 100-летию лицея). — СПб, 1911.- 217с.
  17. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Просвещение, 1989.-413с.
  18. С.Я. Советская школа на современном этапе. — М.: Педагогика, 1977. 214с.
  19. М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Книга, 1963. — 371с.
  20. Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Советская педагогика. 1977. — № 5.- 32−34с.
  21. В.Г. Избранные сочинения в 4-х т. Т.2. М.: Учпедгиз, 1952.-516с.
  22. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. — 127с.
  23. М.М. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. -11−13с.
  24. И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. В 3-х т. Т.1.-СП6., 1789−1791г.
  25. И.И. Наставления воспитателям.- ИВИА, ф. 314, д. 3492 за 1772 г., л. 12, № 6.
  26. И.И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетского кадетского корпуса, сколько принадлежит до воинской части. СПб., 1776 г.
  27. И.И. Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в С-Петербурге для обучения благородного российского юношества // Полное собрание законов Российской империи. Т. 17. СПб., 1776 г.
  28. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. — 304с.
  29. А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. -М.: Прогресс, 1982. 191с.
  30. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Учпедиз, 1959.- 456с.
  31. В.М., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. — № 1. — Май. — 8−9с.
  32. А.А. О факторах формирования у школьников отношения к другому человеку как к высшей ценности // Личность в воспитательной системе школы: Сб. статей / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. И. Новиковой. — Владимир: ВОИУУ, 1993. 71−79с.
  33. А.А. Психология общения. М.: Высшая школа, 1996. — 317с.
  34. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. О. Ю. Шмидт. Т.28. М.: Советская энциклопедия, 1937. — 606−607с.
  35. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов -на- Дону, 1997. — 161с.
  36. Е.В. Педагогическая культура: Учебное пособие. — Ростов- на- Дону, 1993. 290с.
  37. А. Греческая цивилизация. В 3-х т. Т.2. М.: Искусство, 1992. -399с.
  38. А.Ю. Традиции российского образования: Диалог культур и педагогическая реальность: Монография. — М.: Изд-во Московского философского фонда, 2001. 425с.
  39. Д.В. Что написано пером, того не вырубишь топором // Русские эстетические тракты первой трети XIX века. В 3-х т. Т.2.- М.: Мысль, 1974.-137−261с.
  40. В. Спутники Пушкина-М: Современник, 1990.- 411с.
  41. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Книга, 1987.- 215с.
  42. О. Дидактика как теория образования. В 2-х т. Т.2.- М., 1908. -705с.
  43. Н.Д. Педагогика как наука и искусство. М., 1912.- 156с.
  44. В Катковском лицее.- М., 1908.- 211с.
  45. Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь. Семинарий. Л.: Госуд. уч.-пед.изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1962. — 288с.
  46. Г. Н. У колыбели науки. М.: Просвещение, 1971.- 280с.
  47. Г. Н. Мир Пушкина. М.: Молодая гвардия, 1989. — 201с.
  48. Г. Н. Три лика культуры.-М.: Искусство, 1986. 310с.
  49. А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828г. СПб, 1886. -189с.
  50. Воспитательные системы школ: История и современность // Тез. докл. семинара-совещания 27 февр.-1 марта 1990 г. (Владимир) / Отв. ред. Г. Д. Аверьянова, Л. И. Новикова, Ф. А. Фрадкин. Владимир: ОИУУ, 1990. -185с.
  51. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М.: ИГОП, 1996. -269с.
  52. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышлениеи речь.-М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1956. 519с.
  53. JI.C. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991. -479с.
  54. Л.С. Психология искусства. -2-е изд., исправл. и дополн.-М.: Искусство, 1968. 576с.
  55. П.А. Полное собрание сочинений в 10-ти т. Т. 10.- СПб., 1892.- 246с.
  56. А. Интегративный урок // Народное образование. -1990. -№ 12.- 13−14с.
  57. А.В. Инновации в исторической ретроспективе // Инновационные процессы в образовании: опыт и перспективы: Межвуз. сб. Владимир: ВОИУУ, 1997. — 57−64с.
  58. А.В. Обретение своего лица // Директор школы. 1995. — № 3. -21−23с.
  59. А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. -2-е изд., исправл. Владимир: Владимирская школа, 1998. — 208с.
  60. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. № 2. — М.: Высшая школа, 1995. — 161с.
  61. Гельман 3. Вырваться из круга: Интегративный курс истории науки и культуры // Народное образование. 1990. — № 10. — 17−21с.
  62. Гербарт И.-Ф. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т.1.- М.: Учпедиз, 1940. 179с.
  63. А.И. Собрание сочинений в 30-ти т.Т. 2.- М.: Изд-во Академии Наук СССР., 1954.- 141с.
  64. М. Статьи о Пушкине. М.: Правда, 1926. — 84с.
  65. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр. -1991. Июнь. -15- 16с.
  66. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях. М.: Федерация, 1931. — 227с.
  67. П. Культурное измерение человека. Создание ценностей и человеческий прогресс // Вопросы философии. 1984.- № 3.- 27-ЗЗс.
  68. Гоголь в воспоминаниях современников. / Ред. текста, предисл. и коммент. С. Машинского. — М.: Гослитиздат, 1952. 41−64с.
  69. Гоголь- Головня О. В. Из семейной хроники Гоголей. Киев, 1909. -95с.
  70. М.И. Автобиографическая записка // Русский архив.-1902. -№ 4. 706−724с.
  71. Из воспоминаний о Гоголе (Письмо к С.Т. Аксакову) // Современник. -1913. IV, отд.ХШ. — 247−253с.
  72. К. П.Г.Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803−1886). Ярославль, 1887 г.
  73. К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: Кн. для внекл. чтения.-М.: Просвещение, 1984. 191с.
  74. А.И. А.С. Пушкин в истории русского языка. М.: Просвещение, 1993.- 176с.
  75. И.В. Возможности интегрированного обучения в современном образовательном процессе // Образование накануне XXI века: традиции и перспективы: Сб. научн. трудов. Владимир: ВГПУ, 1999. — 159−163с.
  76. И.В. Интегрированный урок в школе // Учитель и его творчество. Владимир: ГМЦ, 1994. — 5−9с.
  77. И.В. Идея интеграции в педагогической системе античного лицея // Сб. трудов молодых ученых ВГПУ. Владимир: ВГПУ, 2001.- 34−36с.
  78. И.В. Проблема интегрированного урока в современной школе // International Teacher. Дания. -1 марта 2001 г. -12−14с.
  79. И.В. Технологические возможности интегрированного обучения // Дидактика в предчувствии третьего тысячелетия: II межрегиональные пед. чтения памяти И. Я. Лернера. Владимир, 2000. -24−26с.
  80. И.В. Феноменологический подход к изучению творчества А.Фета // Феноменология художественного образования: методология, содержание, методики: Тезисы докладов и выступлений Междунар. конф. 10−11 декабря 1996 г. Владимир: ВГПУ, 1997. — 142−145с.
  81. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1990. — 142с.
  82. В.В. Исторические очерки русской школы. М.: 1900 г.
  83. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.еков. -М.: Прогресс, 1990. 413с.
  84. К.Я. Пушкинский лицей (1811−1817г.). Бумаги первого курса. -Пг., 1911 г.
  85. К.Я. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. 2-е изд. -СПб, 1899 г.
  86. Г. А. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946. — 365с.
  87. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под. общей ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336с.
  88. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 216с.
  89. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-315с.
  90. А.Я. Теоретико-методологические основы интерграции в образовании: Дисс. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1997. 208с.
  91. А.Я. Теория интегрированного образования: Научное издание. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. университета, 2000. -440с.
  92. Демидовский юридический лицей в Ярославле // Журнал Министерства народного просвещения, Новая серия- часть GGXII. СПб.: Тип. B.C. Балашова, 1880, нояб. — 27−32с.
  93. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т.2. М.: Учпедиз, 1956. — 203с.
  94. А.И. Политика и политии Аристотеля. M.-JL: Политиздат, 1985.-306с.
  95. С.Ю. Развитие самостоятельности мышления учащихся в условиях лицейского образования (На материале изучения иностранных языков): Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 178с.
  96. О.А., Кочергин А. И. Античная философия в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 289с.
  97. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения 1803−1864гг. -Спб., 1867−1896. 66с.
  98. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / Сост. М. В. Богуславский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160с.
  99. JI. Лицей. М.: Современник, 1977. — 350с.
  100. С. Гоголь-актёр // Театр и драматургия. 1934. — V. — 52−59с.
  101. А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия: Даты, события, факты. Иваново, 1992. — 151с.
  102. А.Д. Теория образования в педагогике России начала XX века. М.: Педагогика, 1987. — 216с.
  103. М.К. Интеграция изучаемого с известным школьникам: научные основы, технология управления: Учебное пособие. Чебоксары, 1995. 146с.
  104. В., Киселёва Г. Два предмета на одном уроке // Народное образование. 1994. — № 9−10.
  105. В.И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания // Советская педагогика. 1990. — № 4. — 8−11с.
  106. ИЗ. Журавлёв И. К., Зорина Р. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. — 1979. № 1.- с. 18−23.
  107. Г. Е. Очерки по античной педагогике. М.: Педагогика, 1963.-417с.
  108. Журнал департамента народного просвещения. СПб., 1821−1824г.
  109. Журнал Министерства народного просвещения, — СПб., 1803−1821г.
  110. П.А. Опыт обзора материалов для биографии Н.В. Гоголя в юношескую пору // Известия ОРЯС АН. 1902. — T. VII, кн.2. — 32−70с.
  111. П.А. К биографии Гоголя в полтавский период // Известия ОРЯС АН. 1912. — t. XVII, кн.2. — 1−27с.
  112. Р.Э. Исторический очерк Ришельевской гимназии. Одесса, 1881.-311с.
  113. Г. П. Педагогическая интеграция: проблемы, опыт, перспективы // Инновационные педагогические технологии.- Чебоксары, 1996.- 112с.
  114. Г. П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе: Дисс. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1997. 168с.
  115. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.:1. Педагогика, 1989. 219с.
  116. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. — № 12. -15−17с.
  117. В.В. История русской философии в 2-х т. М.: Мысль, 1991.-517с.
  118. В.Д. Царскосельский лицей // Социально- гуманитарные знания. 1999. — № 1. — 9−10с.
  119. В.П. Аристотель. М.: Современник, 1963. — 211с.
  120. Ибрагимов Г.-Г.И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950−1990г.): Дисс. докт. пед. наук. -Казань, 1993. 381с.
  121. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в 2-х т. Т.1 М.: Учпедиз, 1951. — 507с.
  122. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? М.: Педагогика, 1979. — 303с.
  123. Императорский Александровский лицей. 50-летний юбилей. СПб., 1861.- 190с.
  124. Д. Н.В. Гоголь. Детские и юношеские годы. Киев: Изд. АН УССР, 1951.-431с.
  125. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1993. — 309с.
  126. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / Под ред. А. Г. Небольсина. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1884. -257с.
  127. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., дополн. и перераб. — М: Педагогика, 1982 г. — 447с.
  128. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. -М. -Мысль, 1991.-590с.
  129. . Декабристы. М.: Прогресс, 1983. — 383с.
  130. З.А. П.Я. Чаадаев. М.: Современник, 1946. — 206с.
  131. З.А. Философские идеи русского Просвещения.- М.: Мысль, 1971. 193с.
  132. З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М.: Мысль, 1980.-231с.
  133. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1981. — 206с.
  134. П.Ф. Избранные сочинения в 3-х т. Т.З. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  135. М. Летопись Демидовского юридического лицея. -Ярославль, 1895. 163с.
  136. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Изд. РОУ, 1991. — 277с.
  137. В.А. Система воспитательной работы школы, её обновления и перестройка // Системный подход в воспитании: Сб. статей. -М.: Изд. РОУ, 1979. 63−81с.
  138. Н.М. Избранные сочинения в 10-ти т. Т.9. М.: Изд. АН СССР, 1995. — 502с.
  139. А.Г. Базисный план и российское образование в эпоху перемен. М.: Мирос, 1994. — 142с.
  140. А.Г. Педагогическая гимназия: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 112с.
  141. А. Биология плюс история, физика плюс география: Опытинтегрированного урока в школе интернате // Народное образование. -1990.-№ 10. -27−29с.
  142. Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII начала XX века: Смена парадигм. — М.: Сентябрь, 2001. — 240с.
  143. М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука. — 1997. — 465с.
  144. С.А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования до эпохи реформ Александра II. М., 1910. — 157с.
  145. Д. Императорский Царскосельский лицей. СПб., 1914 г.
  146. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Дисс. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1995. 162с.
  147. И.А. Методологические и психолого-педагогические проблемы интеграции в сфере образования. СПб., 1994. — 85с.
  148. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Педагогика, 1984. -418с.
  149. Г. Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 217с.
  150. Г. Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики // Свободное воспитание. Вып. 2. М., 1993. — 34−45с.
  151. В.М. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе // Народное образование. 1976. — № 4. -15−16с.
  152. Г. С. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1988.- 117с.
  153. Н.Т. Интеграция современного научного знания как философская проблема // Интеграция современного научного знания. -Киев: Виша школа, 1984. 181−199с.
  154. В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М.: Современник, 1987. — 315с.
  155. А. Детство и юность Гоголя // Московский сборник / Под ред. С. Шарапова. М., 1887. — 202−270с.
  156. В.В. Методологические основания формирования педагогической теории. М.: Сентябрь, 1998. — 258с.
  157. Л. Лицей и развитие поэтического дара Пушкина // Воспитание школьников. 1999. — № 1. -17−18с.
  158. А. Школы нового типа как зеркало перемен // Частная школа.- 1995. № 3. — 149−155с.
  159. П.Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика. 1964. — № 2. — 87−89с.
  160. И.Г. Воспоминания учителя // Москвитянин. 1854. -т. VI, отд.У. Смесь. -1−16с.
  161. С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге.- М.: Мысль, 1989.- 174с.
  162. В.В. Становление системы лицейского образования в России первой четверти XIX в.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996.- 178с.
  163. К чести России: Из частной переписки 1812 года / Сост., авт. предисл. М. Бойцов.- М.: Современник, 1988. 239с.
  164. Н.А. Гимназия высших наук кн. Безбородко в Нежине. 1820−1832. Киев, 1879. — 158с.
  165. A.M. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. Пг.: Тип. В. Д. Смирнова, 1916. — 154с.
  166. А.А. Честь: Духовная судьба и жизненная участь И. Д. Якушкина. М.: Политиздат, 1989. — 399с.
  167. Н.А. Исторический взгляд на учреждение учебных заведений в России с 1625 по 1855г. СПб., 1884 г.
  168. Н.И. Учебно-воспитательные заведения, из которых образовался Ришельевский лицей. -Одесса, 1903 г.
  169. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-211с.
  170. А.А. Психология общения. М.: Педагогика, 1997. — 154с.
  171. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  172. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 3. — 19−23с.
  173. А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Дисс. докт. пед. наук. Рязань, 1997. — 530с.
  174. А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия: Монография. — М.: Славянская школа, 1997. — 356с.
  175. Лицей князя Безбородко: Сборник. Пб., 1859. — 208с.
  176. Дж. Педагогические сочинения в 3-х т.Т.2.- М.: Учпедиз, 1939. -221с.
  177. О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -176с.
  178. .Ф. Проблема общения в психологии. М.: Педагогика, 1981. -159с.
  179. А.Ф. Античная философия истории. М.: Педагогика, 1977. -210с.
  180. А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. М.: Искусство, 1993. — 184с.
  181. Ю.М. А.С.Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. Л.: Просвещение, 1983. — 255с.
  182. Н.А. Межпредметные связи и их роль в формировании знаний и умений школьников. М.: Педагогика, 1967. — 120с.
  183. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // Советская педагогика. 1972. — № 6. -12−15с.
  184. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. — 240с.
  185. Любич-Романович В. И. Гоголь в Нежинском лицее // Ист. вестник. -1902. Т. LXXXVIII. — № 2. — 548−560с.
  186. К.К. Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого. Киев, 1904. — 134с.
  187. Г. П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М.: Просвещение, 1969. — 502с.
  188. Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е г.: 1830−1833. -Л., 1974. -413с.
  189. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Педагогика, 1988.-161с.
  190. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., 1980. — 235с.
  191. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1984. — 150с.
  192. В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема // Советская педагогика. -1981. № 8. — 8−9с.
  193. С.М. Единство картины мира в школьном классе // Первое сентября. 1993. — № 8. — 12−14с.
  194. Ю.И., Рымаренко В. Е. Об интегральном уроке в школе // Новые исследования в педагогических науках. 1990. — № 2. — 37−43с.
  195. А.В. Педагогические условия развития одарённости учащихся лицейских классов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 111с.
  196. A.M. Классификация предметных ситуаций // Вопросы психологии. 1970. — № 5. — 37−39с.
  197. М.И. Современный урок. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. -198с.
  198. С.И. Гоголь и «дело о вольнодумстве». М.: Сов. писатель, 1959. — 294с.
  199. . Пушкин и его эпоха // Звезда. 1949. — № 1−3.
  200. Мелик Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. -11−18с.
  201. Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук: Сб. статей / Отв. ред. М. В. Мостепаненко. М.: Наука, 1970. — 211с.
  202. Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Просвещение, 1990. -215с.
  203. В.И. Гуманитарный интегративный курс для младших школьников // Педагогика. 1995. — № 2. — с.32−38.
  204. Н.В.Гоголь. Материалы и исследования / Под ред. В. В. Гиппиуса. Т.1. М-Л.: Изд. АН СССР, 1936. — 360с.
  205. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Искусство, 1961. -112с.
  206. B.C. Поэзия и судьба. М.: Советский писатель, 1983. -371с.
  207. JI.H. Воспитательная система: Исходные позиции // Советская педагогика. -1991. -№ 11.- 17−21с.
  208. Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. статей. М.: РОУ, 1995. — 111−172с.
  209. В. В Царскосельском лицее // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — 15−17с.
  210. Л.А. Искусство слова.- 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. -144с.
  211. Н.И. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1954. 490с.
  212. Образование в конце XX века // Вопросы философии. 1992. — № 9.-3−4с.
  213. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН- Российский Фонд культуры. М.: Азъ, 1995. — 928с.
  214. Е.Я. Воспитание в лицеях Франции: Дисс. канд. пед. наук. -Тула, 1999. 164с.
  215. От школы монолога к школе диалога: К освоению идеи диалога в обучении / Под общей ред. Е. Н. Селиверстовой. Владимир, 1996. — 92с.
  216. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIIIb. первой половины XIX в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. — М.: Педагогика, 1973. — 605с.
  217. Очерки истории школьной и педагогической мысли народов СССР первой половины XIX в. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976.-412с.
  218. А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения: (На материале предметов гуманитарного и художественно- эстетического циклов): Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 114с.
  219. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-ов / Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478с.
  220. И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х т. Т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 426с.
  221. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3. — 44−45с.
  222. В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. — 21−23с.
  223. Е. Гимназия высших наук князя Безбородко в Нежине // Журнал Министерства народного просвещения, Новая серия, ч. CCCI. -СПб.: Тип. B.C. Балашова, 1895, сент. 72−129с.
  224. О. Русская цивилизация. М.: Роман — газета, 1995. — 224с.
  225. Л.В. Развитие лицейского образования в России в XIX-начале XX века: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 184с.
  226. С. Нежинский журнал Н.В. Гоголя // Киевская старина. -1884. Т.VIII. — № 5. — 143−146с.
  227. Я. Устав Слуцкого лицея: К истории организации школьного дела в Белоруссии в XVI—XVIII вв. // Неман. Минск. — 1967. -№ 3. — 183−186с.
  228. Последний год жизни Пушкина / Сост., вступ. очерки и примеч. В. В. Кунина. М.: Правда, 1989. — 704с.
  229. А.В. Очерки общественно-политической истории России первой четверти XIX в. М. — Л.: Изд. АН СССР, 1957. — 456с.
  230. В.И. Концепция цивилизации в русской общественной мысли первой половины XIX в. // Цивилизация и исторический процесс. -М.: Мысль, 1983. 198−284с.
  231. Примерное положение о лицее // Правительственный вестник. 1990.- Июль. № 30. — 6−7с.
  232. Прогностическая концепция целей и содержания образования: Сб. статей // Ред. И. Я. Лернер, И. К. Журавлёв. М.: Мысль, 1994. — 375с.
  233. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. — 96с.
  234. В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. 1983. — № 7. — 47с.
  235. А.С. Собрание сочинений в 5-ти т. Т.З. СПб.: Библиополис, 1993. -567с.
  236. А.С. и мировая культура: Учебные материалы / Авторы -сост. З. А. Бонами, А. И. Княжицкий, С. Т. Овчинникова. М.: МИРОС, 1992.-96с.
  237. И. И. Записки о. Пушкине // А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.1 М.: Правда, 1984. — 475с.
  238. З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811−1817г.г.): Историко- педагогический очерк. М.: Изд-во РАО, 1993. -129с.
  239. З.И. Педагоги Царскосельского лицея // Народное образование. 1979. — № 6. — 81−85с.
  240. З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: Изд-во РАО, 1993. — 206с.
  241. А.Н. Собрание сочинений в 3-х т.Т.1. М.: Изд. АН СССР, 1952.-316с.
  242. Д.В. Дидактические основы технологии конструирования интегративного содержания учебного предмета: Дисс. канд. пед. наук. -Омск, 1997. 161с.
  243. Е.Ю. Образование в логике феноменологического подхода // Философия образования: вопросы теории и практики. — Владимир: Изд.1. ВГПУ, 1999. 26с.
  244. П.Дж. В защиту греческих историков // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1994. — 162−180с.
  245. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного просвещения за 1802−1902г. СПб, 1902. -НА РАО. — 785с.
  246. С.В. Материалы для истории учебных реформ в России XVII и XIX веков. СПб., 1910. — НА РАО. — 112с.
  247. С.В. Очерки по истории системы народного просвещения в России XVIII-XIXb. СПб., 1912. — НА РАО. — 311с.
  248. В.В. Статьи о русских философах // Избранные произведения. -М.: Мысль, 1990.-483с.
  249. А.А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети XX века. М.: Школа, 1997. — 304с.
  250. C.JI. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. М.: Педагогика, 1981. — 515с.
  251. М.П., Руденская С. Д. Они учились с Пушкиным. Л., 1976.-381с.
  252. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Под общей ред. A.M. Докусова. 2е изд. — Л.: Госуд. уч.- пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1955.-459с.
  253. . . Эмиль, или о воспитании. М.: Учпедиз, 1976. — 324с.
  254. В.И. К истории о вольнодумстве в Гимназии высших наук кн. Безбородко. Харьков, 1909. — НА РАО. — 149с.
  255. Ю.А. Гоголь в Нежине // Уч. записки Нежинского пед. института, 1954. Т. IV-V. — 153−162с.
  256. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Педагогика, 1962. -418с.
  257. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Александра 1,1802−1825.г.г. — СПб.: Тип. АН, 1864. Т. 1. 34−44с.
  258. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Николая I, 1825−1855гг. СПб.: Тип. АН,(1825−1839гг.). Т.2, отдел 1,1864. — 42−63с.
  259. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения за 1802−1834гг. СПб.: Тип. АН, 1866. — Т.1. — 998с.
  260. И. Исторический очерк Императорского бывшего Царскосельского ныне Александровского лицея за первое его пятилетие. -СПб., 1861 г.
  261. Е.Н. От школы знания к школе созидания: Монография. — Владимир, ВГПУ. — 208с.
  262. И.Н., Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — 31 -40с.
  263. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994. -№ 5. 11−16с.
  264. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 157с.
  265. Синтез современного научного знания: Сб. статей / Отв. ред. М. В. Мостепанко. М.: Наука, 1973. — 373с.
  266. М.Н. О важнейших направлениях дидактических исследований // Народное образование. 1964. — № 3. — 5−6с.
  267. М.Н. Основные проблемы методики преподавания гуманитарных дисциплин, — М: АПН СССР, 1973. 340с.
  268. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
  269. Современная дидактика: Теория -практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва. М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 228с.
  270. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов — на — Дону: Феникс, 1995. — 69с.
  271. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. -740с.
  272. И.А. Материалы для биографии Н.В.Гоголя из архива Гимназии высших наук // Гоголевский сборник / Под. ред. М.Сперанского. -Киев, 1902.-289−425с.
  273. Н.Л. Н.В. Гоголь. Творческий путь. М.: Гослитиздат, 1959. -9−41с.
  274. А. С. Кононенко И.К. Новые страницы к «делу о вольнодумстве» в Нежинской гимназии высших наук // Уч. записки Нежинского пед. института, 1954. T. IV-V. — 163−208с.
  275. Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. М.: Изд-во РУДН, 2003. — 368с.
  276. Н.М. Урок: теория и практика // Советская педагогика. -1987. № 4. — 59−61с.
  277. Т. От «выученной беспомощности» к осознанному выбору // Народное образование. 1997. — № 1. — 17−19с.
  278. П.С. Чаадаев. М.: Мысль, 1991. — 398с.
  279. Теория и практика воспитательных систем / Отв. ред. Л. И. Новикова и др. В 2-х кн. Кн.1. М.: Изд. ИТО и П РАО, 1993. — 143с.
  280. Ю.Н. Пушкин: Роман / Всупит. статья В. Каверина. -К.:Дншро, 1987. 560с.
  281. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264с.
  282. А.Д. Философия и интегративно-общественные процессы. М.: Наука, 1981.-417с.
  283. А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. Челябинск, 1996. — 132с.
  284. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1974. 356с.
  285. Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: Пути развития. М: Педагогика, 1990. — 191с.
  286. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1983. 110с.
  287. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972.- 418с.
  288. Н.В. Народное образование в России в начале XIX столетия: Дисс. докт. пед. наук. Л., 1988. — 544с.
  289. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. -Ростов на -Дону, 1994. — 149с.
  290. В.Т. О взаимной связи проблемного и интегрированного обучения. Ростов — на -Дону, 1983. — 87с.
  291. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 1995. — 160с.
  292. Г. М. Из истории раннего творчества Гоголя // Гоголь. Статьи и материалы. Л.: Изд. ЛГУ, 1954. — 124−136с.
  293. Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Знание, 1997. — 112с.
  294. П.Я. Философические письма // Избранные произведения. -М.: Политиздат, 1989. 171−240с.
  295. М.Г. Интеграция науки. М.: Мысль, 1981. — 197с.
  296. A.M. Отношения Гоголя к матери // Ист. вестник., 1889.
  297. T.XXXVI- отд. VIII. 660−678c.
  298. Н.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х т.Т.1. М.: Педагогика, 1980. — 850с.
  299. М.Ф. Школа и учительство России в первой четверти XIX в. (от начала века до восстания декабристов): Дисс. докт. пед. наук. М., 1955.-640с.
  300. К.И. Музыка в Кременецком лицее // Памятники культуры: Новые открытия, Ежегодник. 1989. М: Наука, 1990. — 216−277с.
  301. А.В. Петербургская школа в первой половине XIX века: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1983. — 174с.
  302. В.И. Замечания к статье г. Заболотского // Известия ОРЯС АН. 1902. — Т. VII, кн.2. — 70−78 с.
  303. В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т.1. М., 1892. — 27−148с.
  304. Л., Шпейт И. Урок-сотрудничество // Народное образование. 1992. — № 3 — 4.
  305. П.Т. Коллектив-община в условиях воспитательной системы школы-интерната с лицейскими классами // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: РОУ, 1996. -77−81с.
  306. П.Т. Педагог-исследователь в школе-лаборатории // Инновационные процессы в образовании: опыт и перспективы. -Владимир: ВОИУУ, 1997. 17−19с.
  307. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. / Под общей ред. B.C. Библера. Кемерево, 1993. — 285с.
  308. Школьный класс: Проблемы и решения (Научн. -метод.сб.) / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во ЦСПО РСФСР, 1991. — 141с.
  309. П.С. Философия России XVIII века. М: Книга, 1992. -174с.
  310. С.М. Столетие училища имени Демидова: Демидовское училище высших наук. Демидовский лицей. Демидовский юридический лицей.1803−1093. Ярославль: Тип. Губернского правления, 1903. — 28с.
  311. П.Г. Очерки по философии образования: Статьи и лекции.- М: Педагогика, 1993. 258с.
  312. П., Хромченко М. С чем войдём в ХХ1век? // Знание-сила. -1991. № 7. — 15−16с.
  313. П.Е. Из школьных лет Н.В.Гоголя. Отец Гоголя. // Ист. вестник. 1892. — LXXX VII, № 2. — 509−547с.
  314. П.Е. Исторические этюды. СПб: Шиповник, 1913. — 31−128с.
  315. Н. Последний летописец.- М.: Книга, 1983. 176с.
  316. Н. Прекрасен наш союз .-М.: Мысль, 1991. 397с.
  317. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 175с.
  318. Е. Философия образования: между Сциллой и Харибдой: II слёт гимназий и лицеев // Частная школа. 1996. — № 6. — 19−27с.
  319. О. Преподавание словесности в Царскосельском лицее // Педагогика. 1998. — № 5. — 21−22с.
  320. Расписание занятий лицеистов (вторая половина 1811−12 учебного года) Царскосельский лицей3 Дни недели
  321. СО V Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота1. Учебные предметы 1 2 3 4 5 6 7
  322. Вставать, одеваться, молиться Богу и повторять уроки
  323. Латинский язык Французский язык Французский язык Немецкий язык Немецкий язык Немецкий язык
  324. Латинский язык Французский язык Французский язык Немецкий язык Немецкий язык Немецкий язык10 Завтрак и прогулка
  325. Математика Латинский язык Латинский язык Латинский язык Математика Французский язык
  326. Немецкий язык Русский язык Русский язык Русский язык Немецкий язык Французский язык
  327. Прогулка и повторение уроков14 Обед
  328. Логика Чистописание Математика Чистописание Чистописание Рисование
  329. Французский язык География Логика География География Рисование
  330. Французский язык История Латинский язык История История Закон Божий
  331. Чай, прогулка и гимнастические упражнения
  332. Французский язык Французский язык Математика Немецкий язык Немецкий язык Баня21 Ужин • * * •
Заполнить форму текущей работой