Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Волевая подготовка старшеклассников к призводительному труду в условиях городских УПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, любая активность есть сознательная мобилизация личностью всех своих психических и физических возможностей для преодоления встречающихся трудностей, а это означает, что она имеет волевую природу (А.В.Веденов, А. И. Высоцкий, К. К. Корнилов, С. М. Ривес, В.И.Селиванов). Следовательно, готовность к деятельности прежде всего связана с активизацией воли человека и является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕ Стр
  • КЛАССНИКОВ К ТРУДУ
    • I. I. Сущность, черты и признаки волевой готовности к труду
      • 1. 2. Состояние волевой готовности к труду у старшеклассников
      • 1. 3. Факторы формирования волевой готовности к труду
  • Глава 2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕР ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ТРУДУ
    • 2. 1. Волевая подготовка старшеклассников в процессе производительного труда
    • 2. 2. Влияние учебно-воспитательной работы в
  • УПК на волевую готовность к труду
    • 2. 3. Формирование волевой готовности к труду в процессе самовоспитания школьников.. I40-I6I

Волевая подготовка старшеклассников к призводительному труду в условиях городских УПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммунистическое воспитание предполагает всестороннюю подготовку подрастающего поколения к жизни и труду в обществе. Развивающееся социалистическое производство предъявляет высокие требования к профессиональной квалификации современного рабочего, к его умственному развитию, физической закалке, идейно-нравственной и волевой воспитанности. На июньском (1983) Пленуме Щ КПСС отмечалось, что первостепенной задачей партия и правительство считают «воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Ведь в труде человек не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин, активный строитель коммунизма» (15, с.36).

Для современного рабочего важны активная жизненная позиция, выражающаяся в коммунистической целеустремленности, настойчивости, решительности, самостоятельности и инициативности при выполнении трудовых задач. Все эти качества имеют нравственно-волевой характер, поэтому целостная подготовка личности к труду так или иначе связана с ее волевой сферой.

Реформа общеобразовательной школы именно в этом аспекте требует качественного улучшения системы трудового воспитания, непосредственного участия детей в общественно полезном и производительном труде.

Воля человека проявляется в единстве с его трудовой деятельностью. К. Маркс рассматривал труд как процесс, в котором «человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» (5, с.189).

Д.Н.Узнадзе, анализируя вопросы психологии деятельности, отмечал, что «.вне воли труд не сформировался бы в том, своем законченном виде, какой имеет на сей день, как специфическая особенность «человека. С другой стороны, и воля не достигла бы человеческой ступени своего развития, если бы труд не создал специфических условий для ее стимулирования и развития» (168,с.375).

Выделение человека из животного мира и становление его как общественного существа потребовало совершенствования системы саморегуляции организма и психики. Воля, ее социализированное проявление образует механизм саморегуляции. При этом «. необходимость природы есть первичное, а воля и сознание — вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой» (8, с.196). Взаимодействие человека с внешней средой, управление своей деятельностью и поведением происходит посредством активизации функционирования и развития его воли.

С позиций современной психологии, воля обеспечивает ряд функций в жизнедеятельности человека: а) управление эмоциями и чувствами, их регуляцию и проявление (К.К.Платонов, Г. Х. Шингаров, А.В.Шмаков) — б) осуществление связей между сознанием и поведением (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев и др.) — в) усиление взаимодействия сознания и самосознания (И.С.Кон, А. Е. Соловьева, А. Г. Спиркин, С. Н. Чистякова и др.) — г) регуляция самой деятельности человека, ее интенсификация, торможение, -чередование труда и отдыха, повышение эффективности затраченных усилий, поддержание высокой работоспособности и др. (А.И.Высоцкий, Г. Г. Голубев, К. К. Платонов, В.И.Селиванов). Следовательно, воля является основным регулятором деятельности, включающим в себя разумное и активное использование человеком своих сил и способностей.

В философской литературе структура личности вытекает из отношений с реальным миром и трактуется как единство системности, организованности и самодвижения (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, Л. А. Петрушенко, Э. Г. Юдин и др.). Сознательное восприятие окружающей действительности приводит к образованию у человека субъективных образов, которые отражаются в сознании и стереотипе поведения. Образ предстоящей деятельности или действий связан с возникновением у человека психических состояний, основным компонентом которых является готовность к действию (Л.Г.Воронин, Д. Н. Узнадзе и др.).

Волевая готовность, согласно учению И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлекторной природе психики, А. А. Ухтомского о доминанте, а также П. К. Анохина о механизмах обратной связи, есть не что иное как ответная реакция всего организма на раздражитель, в качестве которого выступает деятельность^ в ней человек осуществляет проверку своих планов, намерений, субъективных образов и представлений.

В советской психологии рассматриваются различные виды готовности к деятельности: психологическая, нравственная, практическая. Последние два вида готовности многие исследователи рассматривают как составляющие психологической. Так, М. И. Дьяченко и Л.А.Канды-бович определяют ее основной признак как способность психики к мобилизации в процессе деятельности. Подобная мобилизация проявляется в организованности и направленности внутреннего мира личности на то, что предстоит сделать, и вытекает из определения готовности как избирательной активности, настраивающей организм и психику личности на предстоящую деятельность.

Избирательная активность психики усиливается под действием возникающего образа предстоящей деятельности, в основе которого лежит как практический опыт, так и нравственная ответственность за ее выполнение.

С другой стороны, любая активность есть сознательная мобилизация личностью всех своих психических и физических возможностей для преодоления встречающихся трудностей, а это означает, что она имеет волевую природу (А.В.Веденов, А. И. Высоцкий, К. К. Корнилов, С. М. Ривес, В.И.Селиванов). Следовательно, готовность к деятельности прежде всего связана с активизацией воли человека и является результатом специальной психолого-педагогической подготовки. Такая подготовка, как отмечает К. К. Платонов, есть «вид формирования личности, цель которого — развитие способностей к определенной (обязательно определенной!) деятельности с учетом ее условий и усиление в ее мотивации и морального компонента» (131, с. 115). Она включает образование определенного соотношения качеств личности и обеспечивает наличие устойчивой связи между ними. При этом осуществляется развитие потребностей, мотивов, отношений (А.Г.Ковалев, В.А.Мясшцев).

Из различных видов психолого-педагогической подготовки к деятельности мы рассматривали волевую подготовку старшеклассников к производительному труду, считая ее важной составляющей трудового и нравственного воспитания. Это тесно связано с потребностью современной общеобразовательной школы в целенаправленном формировании нравственно-волевой сферы личности, подготовки ее к самостоятельному производительному труду.

Проблема воспитания нравственно-волевых и, особенно, волевых качеств личности изучена в педагогике недостаточно. В свое время А. С. Макаренко отмечал, что проблема воспитания воли, мужества, целеустремленности, настойчивости в стремлении к цели является одной из первостепенных, и для ее успешного решения необходима система правильно и широко организованных регулярных упражнений (115, с.426).

Вопросы развития нравственно-волевой сферы личности частично прослеживаются в работах по трудовому и нравственному воспитанию, преимущественно в аспекте производительного труда в условиях УПК (И.И.Бака, А. А. Васильев, Ю. К. Васильев, Ю. Е. Волков, Н. М. Короткий, Ю. С. Лошкарев, М. Л. Малышев, А. П. Сейтешев, Н. П. Семыкин, П. А. Ярмоленко и др.). Многие современные исследователи уделяют большое внимание формированию отдельных нравственно-волевых и волевых качеств личности. Так, ответственность и ее развитие в разных видах деятельности рассматривают К. А. Вазина, Л. Е. Коршунова, Я.Л.Коломин-ский, Л. И. Краева, С. В. Сальцева, Ю. П. Сокольников, Ю. Ф. Тамбовкин, Н. М. Тен, В. Д. Хрущцелеустремленность — Д. О. Оганесяндисциплинированность — Л. Ю. Гордин, И. С. Долинская, Т. Ф. Кузина, Э.И.Монос-зонсамостоятельность — Д. Н. Богоявленный, М. Г. Виноградова, В. А. Гольнева, Л. М. Пименоваинициативность — М. С. Говоров, Л. С. Новиков, С. А. Петухов, И. Э. Плотниексамокритичность — Г. И. Бизенков, Л. П. Елизарованастойчивость — М. Н. Любимцев, А. В. Полтев, Д.Г.Ре-бизов, Н. И. Судаков, А. П. Чернышеваорганизованность — В. А. Гольнева, Н. Ф. Пронина, С. Г. Якобсонрешительность — Ф. И. Иващенко, Е. А. Серебрякова.

В этих исследованиях установлено неодинаковое проявление названных качеств личности в различной деятельности. Результаты проанализированных исследований в то же время показали, что процесс развития как нравственно-волевых, так и волевых качеств активно осуществляется при определенном уровне развития мотива-ционной сферы, интересов к тому или иному виду деятельности, жизненного опыта и волевой воспитанности школьников. В этом аспекте представляются весьма интересными работы по формированию целого комплекса нравственно-волевых и волевых качеств личности в производственной деятельности (А.И.Высоцкий, К. М. Гуревич, С.А.Даш-таянц, Д. Г. Ребизов, В. И. Селиванов и др.). Так, В. И. Селиванов отмечает, «чтобы воспитывать волевые качества личности, надо знать, что такое воля», с одной стороны, а с другой — показать способы ее воспитания и руководства самовоспитанием воли в производительном труде (150, с.4).

На основе анализа литературы сложились опорные позиции настоящего исследования.

1. Производительный труд — волевой по своей природе процесс. Именно в нем воля человека проявляется, развивается, совершенствуется, воспитывается (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, А. И. Кочетов, К. К. Платонов, А. П. Сейтешев, В.И.Селиванов). Поэтому важно так организовать и мотивировать производительный труд, чтобы он психологически и практически готовил личность к труду.

2. Производительный труд и вся деятельность учащихся в УПК в целом предоставляют большие возможности для осуществления комплексного решения задач идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, стоящих перед общеобразовательной школой. Только на основе рациональной организации общественно полезного производительного труда, которая обеспечивает его тесцую связь с обучением, эффективно решаются задачи волевой подготовки старшеклассников к труду (Ю.К.Васильев, П. П. Костенков, М. Г. Минкевич, В. А. Поляков, Б. А. Соколов и др.).

3. В науке принято считать готовность к производительному труду сложным структурным образованием личности, которое является результатом различных видов подготовки: общеобразовательной, трудовой, идейно-политической, нравственной, психологической, эстетической, физическойотдельно выделяется формирование установки на производительный труд. Характеризуя готовность к труду, В. И. Ширинский включает в нее такие волевые качества личности, как дисциплинированность, инициативность, целеустремленность, нетерпимость к недостаткам в труде, организованность, деловитость, самостоятельность, называя их специфическими моральными и индивидуально-психологическими качествами личности. Эти же качества в трудах А. Г. Ковалева, Н. Д. Левитова, В. И. Селиванова и других названы волевыми.

4. Производительный труд воспитывает в единстве с обучением (П.Р.Атутов, М. Н. Скаткин, А. А. Шабаев и др.). Любой труд, а в особенности производительный, осмысливается с позиций науки и морали, а этой цели служит процесс обучения. В то же время, обучение дает систему знаний, которые только через год становятся убеждениями. Соединение обучения с производительным трудом в аспекте реформы советской общеобразовательной и профессиональной школы выступает основным условием формирования всесторонне развитой, целостной личности, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в обществе.

5. Воспитание волевых качеств в процессе производительного труда предполагает связь общеобразовательной, предпрофессиональ-ной и профессиональной подготовки с возможностями и способностями самой личности (А.А.Васильев, А. Е. Голомшток, Н. Д. Левитов,.

Н.К.Степаненков и др.). Самореализация личности (саморегуляция, мобилизация) в процессе производительного труда определяет направленность (т.е. основной путь) волевой подготовки личности старшеклассника, и в этом аспекте должны решаться проблемы педагогического руководства ею. Оно включает в себя как совершенствование организации производственной деятельности в УПК, так и побуждение к управлению собой через ученическое самоуправление. Отсюда объектами руководства выступают воспитание воли, характера, способностей, духовных и социальных потребностей, в том числе и потребности в труде, формирование мотивационной сферы личности и социально ценного практического опыта, конкретных трудовых умений и навыков.

6. Рассмотрев значение воли в деятельности человека, ученые установили, что готовность к труду носит нравственно-волевой характер, причем воля отражает закономерное развитие и функционирование внутреннего мира и для своего проявления нуждается в деятельности (принцип самодвижения, саморазвития).

Основными признаками волевой готовности к труду мы рассматриваем: а) проявление трудовой активности в течение длительного времениб) преодоление встречающихся трудностейв) подчинение своего поведения моральным нормамг) стремление к достижению высоких результатов в производственной деятельностид) осуществление контроля и самоконтроля в работе. Все названные признаки реализуются в деятельности и выступают одновременно показателями конкретных нравственно-волевых и волевых качеств личности.

В опыте общеобразовательных школ проблема волевой подготовки к труду специально не осуществляется. Мало что изменилось в практической ее реализации с того времени, когда А. С. Макаренко писал, «что воспитание воли, мужества и целеустремленности проходит иногда в порядке самотека, что сознательных, организующих и точных начинаний в этом деле недостаточно» (115, с.422).

Анализируя опыт школ и УПК, мы обнаружили, что работа по формированию нравственно-волевых и волевых качеств, которые необходимы для успешной трудовой и учебной деятельности школьников, ведется нецеленаправленно. Многие старшеклассники не умеют самостоятельно преодолевать возникающие трудности в работе, при необходимости находить и устранять допущенные ошибки, четко планировать предстоящий технологический процесс, поддерживать порядок на рабочем месте, соблюдать технику безопасности и др.

Все это — наличие определенных положительных предпосылок в науке, практическая необходимость и теоретическая неразработанность воспитания воли у школьников — определили тему настоящего исследования: «Волевая подготовка старшеклассников к производительному труду в условиях УПК» .

Цель исследования состояла в выявлении направленности, содержания и характера волевой подготовки к труду в процессе производительного труда старшеклассников.

Объект исследования — производительный труд, организованный как процесс волевой подготовки школьников.

Предмет исследования — формирование нравственно-волевых и волевых качеств личности, составляющих в совокупности и взаимосвязи готовность старшеклассников к труду.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и характер волевой готовности старшеклассников к труду в сфере материального производства.

2. Выявить возможности и особенности использования производительного труда для формирования нравственно-волевых и волевых качеств личности старшеклассника.

3. Разработать методику педагогического руководства волевой подготовкой учащихся к труду в его взаимосвязи с ученическим самоуправлением и саморегуляцией личности.

Гипотеза исследования. Поскольку готовность к труду зависит от возможности человека к управлению своей деятельностью и поведением, то ее формирование, вероятно, связано с мотивацией и направленностью личности, с одной стороны, и имеющимся трудовым опытом — с другой. Если обеспечить взаимосвязь волевой и нравственной подготовки школьников на основе производительного труда, то одновременно осуществляется процесс комплексной трудовой подготовки, целенаправленного воспитания и самовоспитания воли.

Опираясь на основные положения теории воли, разработанные советскими психологами А. В. Веденовым, К. Н. Корниловым, Н.Д.Левито-вым, К. К. Платоновым, В. И. Селивановым и другими, мы сформулировали понятие волевой готовности к труду: это нравственно-психологическая установка человека на самостоятельное и ответственное выполнение трудовых дел, активное применение своих возможностей, особенностей и способностей при преодолении возникающих трудностей, мобилизация знаний, опыта, умений и навыков на качественное выполнение поставленной трудовой задачи.

Методологической основой исследования является учение классиков научного коммунизма о социальной сущности труда и его волевой природе, о значении воли во всей жизнедеятельности человека, о саморегуляции личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой. Мы опирались на решения съездов КПСС, документы партии и правительства о воспитании подрастающего поколения, подготовке его к труду и жизни в обществе, о формировании ответственного отношения к порученному делу, сознательной дисциплины, самодисциплины, требовательности к себе, активности в борьбе за высокое качество труда.

Основные методы исследования. На первом этапе был проведен анализ и обобщение передового педагогического опыта УПК и экспериментальная проверка различных форм организации производительного труда учащихся, оказывающих наиболее сильное воздействие на формирование нравственно-волевых и волевых качеств личности. При этом мы старались максимально полно сохранить и творчески использовать педагогические находки работников УПК для решения своих исследовательских задач, учитывая корреляцию нравственно-волевых и волевых качеств в волевой подготовке школьников к труду.

При изучении волевой готовности старшеклассников к труду нами анализировалось влияние на уровень ее развития организации учебно производственной деятельности в межшкольных комбинатах. Для этого были выделены основные компоненты и признаки волевой готовности к труду и на их основе разработаны карта оценки и самооценки волевой воспитанности и анкета.

Второй этап включал период летней производственной практики и работы в лагере труда и отдыха, организованном на базе УПК Фрунзенского района г. Минска. В это время все учащиеся были включены в самостоятельный рационально организованный производительный труд либо на базовых предприятиях, либо в цехах УПК (срез проводился в начале 10-го класса). Производительный труд старшеклассников на протяжении всего периода обучения в 10-м классе составил третий этап эксперимента (срез проводился в конце 10-го класса).

Теоретическое значение исследования заключается в том, что впервые рассмотрено место и функции волевой готовности к труду в процессе целостного трудового становления личностиопределены элементы данного качества личности, его ведущие признаки, выявлены сущностные связи между ними, дана характеристика волевой воспитанности старшеклассников. Одновременно изучены и раскрыты возможности учебно-производственного процесса УПК в формировании волевых и нравственно-волевых качеств и то влияние, которое оказывает на них производительный труд, ученическое самоуправление и самовоспитание. Выявлены условия, обеспечивающие оптимальную подготовку школьников к труду.

Практическая значимость исследования состоит в создании методики изучения волевой воспитанности старшеклассников, в разработке программы и содержания воспитательной работы, направленной на формирование волевой готовности к труду в сфере материального производства, рассмотрены аспекты педагогического руководства ученическим самоуправлением, даны рекомендации по самовоспитанию воли.

Апробация и внедрение результатов исследования. В ходе исследования были составлены и апробированы в УПК Фрунзенского района г. Минска и г. Барановичи программы воспитания волевой готовности к труду на каждом этапе профессиональной подготовки учащихся. Исходя из поставленных и обоснованных целей каждого этапа исследования, мы определили ведущие задачи, содержание, методы и средства воспитательной работы и проверили их эффективность в массовой практике. Предложенная методика работы пропагандировалась и внедрялась через городской совет педагогического общества БССР, органы народного образования. Опубликованные методические рекомендации «Волевая подготовка старшеклассников к производительному труду в условиях УПК» используются в городских учебно-производственных комбинатах БССР и РСФСР, применяются в работе Республиканского института повышения квалификации работников профтехобразования (г.Минск). Материалы исследования обсуждались на научно-практической конференции молодых ученых, на научных сессиях профессорско-преподавательского состава и методологических семинарах в Минском педагогическом институте в 1982;1984 гг.- были сделаны доклады на производственных совещаниях в УПК.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Волевая подготовка старшеклассников к производительному труду осуществляется на основе взаимосвязи трудового и нравственного воспитания. Она включает формирование нравственно-волевых и волевых качеств личности, образующих в совокупности и взаимосвязи волевую готовность. При высоком уровне развития самостоятельности, самокритичности, дисциплинированности, ответственности осуществляется устойчивое взаимодействие и всех других качеств: настойчивости, решительности, организованности, инициативности.

Z, Все качества, составляющие волевую готовность к труду, имеют уровневую и комплексную структуру. Это означает, что на основе сформированности одних волевых качеств эффективно формируются другие. Однако это справедливо только в том случае, если развиваются и устойчиво проявляются их исходные и достаточные признаки.

3. Развитие волевых качеств личности происходит интенсивнее, если: а) осуществляется взаимосвязь нравственной и волевой подготовки к трудуб) накапливается и обогащается социально ценный жизненный опыт учащихсяв) целенаправленно и четко осуществляется в УПК соединение теоретической и практической подготовки с производительным трудомг) обеспечивается индивидуальная педагогическая коррекция и учет возрастных и других особенностей личностид) осуществляется опора на собственную активность каждого школьника при одновременном четком распределении функций между преподавателями, мастерами, работниками базовых предприятий и ученическим самоуправлением в процессе волевой подготовки старшеклассников к труду.

Выводы по главе 2.

1. Воля, согласно определениям советских психологов, есть не что иное как сложившаяся в процессе жизни совокупность волевых черт, позволяющая личности управлять своим поведением. Воля из всех психологических процессов наиболее тесно связана с личностью, с ее особенностями и проявлениями. Она предполагает осознанный выбор целей, путей, средств и методов ее достижения, совершение при этом целенаправленных действий и поступков, преодоление встречающихся трудностей.

Ведущими качествами воли являются самостоятельность, ответственность, целеустремленность и дисциплинированность. В советской психологии эти волевые качества рассматриваются не только как чисто волевые, но и одновременно как нравственные качества или точнее нравственно-волевые в зависимости от условий, в которых они проявляются. В нашем исследовании обнаружено, что все нравственно-волевые качества формируются во взаимосвязи друг с другом при формировании мотивов производительного труда и объективной самооценке его результатов.

Развитие и формирование волевых качеств личности происходит в совокупности последовательно чередующихся деятельностей. Цели деятельности задаются объективно — социальными факторами и существующими обстоятельствами. Включение личности в определенную деятельность идет по пути взаимодействия общих социальных целей с субъективными, их конкретизации с целями, установками и потребностями человека, т. е. мотивационной сферой личности.

2. Черты и признаки волевой готовности к труду проявляются в деятельности. Структура исследуемого качества и структура самой деятельности оказываются связанными между собой. Анализ трудовой деятельности с позиций современной психологии позволяет выделить в ней следующие составляющие: цель, содержание, процесс и результат. Причем каждый элемент деятельности, в конечном счете, связан~с целым рядом личностных качеств, среди которых важное место принадлежит волевым.

Любая деятельность характеризуется временным интервалом, и в течение этого времени человеку требуется мобилизовать все свои силы и способности, распределить свою энергию на всю продолжительность труда. Умение управлять собой в деятельности так, чтобы рационально использовать свои силы и возможности для достижения оптимальных результатов, определяется организованностью и настойчивостью.

Исследование процесса воспитания волевой готовности к труду показало, что содержание деятельности при всем его многообразии требует проявления и развития таких волевых качеств, как самостоятельность, настойчивость, инициативность, организованность, а также объективной самооценки своих сил и возможностей.

Производительный труд становится важным фактором волевой подготовки к труду, если при этом выполняется его развивающая функция. В процессе труда школьники не только проявляют свою самостоятельность, активность, дисциплинированность и другие качества, но и применяют знания, анализируют и оценивают свою работу, обмениваются мнениями, т. е. осуществляется нравственное и умственное развитие. Эффективность развития воли повышается, если осуществляется развитие интеллекта, культуры поведения и общения, а также других факторов становления личности.

Педагогическое руководство волевой подготовкой к труду требует систематической диагностики с целью организации процесса^^ самопознания и самовоспитания, целенаправленного влияния коллектива и ученического самоуправления на личность каждого школьника с учетом его особенностей и возможностей, использования производительного труда учащихся для активизации волевого развития в том или ином направлении. В настоящем исследовании установлены звенья воспитательного процесса, в наибольшей мере воздействующие на конкретные компоненты волевой готовности к труду: цель деятельности и цели воспитания важно использовать для формирования целеустремленности, а ее проявление в значительной мере ускоряет процесс развития настойчивости, цреодоления трудностей. Содержание труда имеет особое значение для формирования самостоятельности, организованности, деловитости. Сам процесс выполнения работы формирует дисциплинированность, исполнительность, инициативность, решительность, а результаты труда и их анализ побуждают к самокритичности, ответственности, самовоспитанию.

3. Наше исследование показало, что наиболее целесообразной организационной формой цроизводительного труда в городских УПК является создание учебно-производственных специализированных цехов в качестве структурных подразделений базовых предприятий. Они обеспечивают, с одной стороны, плановую работу школьного производства: бесперебойное поступление заранее предусмотренных объектов труда, разнообразие номенклатуры изделий, определенную зависимость между каждым рабочим местом, обязательное выполнение технологических требований, соблюдение техники безопасности, а с другой — реализацию ведущих функций производительного труда, их изменение и расширение на каждом этапе волевой подготовки школьников в условиях УПК. Эти этапы отличаются друг от друга целями, задачами и содержанием учебно-производственной деятельности. На каждом из них старшеклассники приобретают трудовой опыт, улучшают качество выполненных заданий, увеличивают выработку и производительность труда. Эти изменения отражены в таблице 2.8.

162 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Волевая подготовка к труду в условиях УПК определяется спецификой УПК как учреждения, в котором весьма своеобразно преломляются определенные педагогические функции: развивающая, обучающая, воспитывающая, профориентационная и профадаптационная. Поэтому настоящее исследование первоначально ставило своей задачей изучение воспитывающей и развивающей функций УПК как педагогического центра.

Специфика УПК, определяющая его функции, такова: здесь соединяется обучение профессии и общеобразовательная подготовка, политехническое и профессиональное обучение, труд и учение, воспитание и самовоспитание.

В результате нашего исследования выявилась направленность развивающей и воспитывающей функций УПК на ведущие волевые качества. Причем та или иная функция (см. табл.2.9) избирательно влияет на определенные компоненты волевой готовности к труду. Каждая из них направлена на комплекс волевых качеств, формирует их во взаимосвязи. Это обусловило необходимость изучения волевых качеств не изолировано, а блоками, комплексами.

В УПК объединяются учащиеся разных школ, разного уровня трудового опыта, умственного и нравственного развития. Вот почему при множестве педагогических функций УПК здесь необходимо еще условие для формирования волевой готовности личности. И именно это в конечном счете определяет эффективность всех других функций.

Кроме того, воспитывающая функция УПК связана непосредственно с диагностической. Это означает, что мастер имеет возможность использовать те или иные явления и процессы в УПК для определения уровня волевой готовности к труду. При этом выявляются.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322−339.
  2. К. «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам», Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 194−203.
  3. К. Анти-Доринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, сЛ15−175.
  4. К. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269−317.
  5. К. Капитал. T.I. кн.1 Процесс производства капитала. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.189−205.
  6. К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1956.- 596 с.
  7. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр.соч., т.2, с.471−504.
  8. В.И. Материализм и эмпериокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7−384.
  9. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.5−29.
  10. В.И. Задачи союзов молодежи. /Речь на Ш Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 г./ Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.
  11. В.И. 0 политехническом образовании. /Заметки на тезисы Надежды Константиновны/ Полн.собр.соч., т.42,с.228−230.
  12. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
  13. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.:Политиздат, 1976. — 221 с.
  14. Материалы ХХУI съезда КПСС. М.:Политиздат, 1982.- 223 с.
  15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. -.80 с.
  16. Материалы Пленума Цзнтрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с. 17. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление Щ КПСС от 26 апр. 1976 г.- М.: Политиздат, 1979. 15 с.
  17. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. -М.: Политиздат, 1984. 165 с.
  18. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. /Сост.А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Лузырев, Л. Ф. Литвинов. -М.: Педагогика, 1974. 560 с.
  19. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт.1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
  20. КПСС о формировании нового человека: Сб. документов и материалов (1965−1967). М.: Политиздат, 1976. — 456 с.
  21. Воспитывать пламенных борцов за коммунизм: Документы КПСС, съездов комсомола, Щ ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи. М.: Мол. гвардия, 1978. — 384 с.
  22. Всесоюзный съезд учителей. 1978: Документы и материалы. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  23. Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: Из опыта работы. М.: Педагогика, 1976. -78 с.
  24. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1983. — 144 с.
  25. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Ф. И. Иващенко, М. С. Клевченя, Я. Л. Коломинский и др. -Минск: Выш. школа, 1980. 176 с.
  26. .Г. Чзловек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1969. — 339 с.
  27. .Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания. Собр.соч.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980, т.2, с.82−102.
  28. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — 454 с.
  29. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  30. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 191 с.
  31. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. /П.Р.Атутов, Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  32. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  33. Ю.К., Победоносцев Ч. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
  34. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  35. К.Л. Анализ структуры волевых качеств и особенности их проявления в процессе воспитания спортсменов. Автореф. дис.. .канд.пед.наук. -М., 1970. 21 с.
  36. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  37. Белнап Н, Стил Т. Логика вопросов и ответов. /Перевод с англ. Г. Е.Крейдлина/. М.: Прогресс, 1981. — 287 с.
  38. Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. Л.: Медицина, 1977. — 160 с.
  39. П.П. Трудовая школа. В кн.: П. П. Блонский. Избр.пед. и психол.соч.: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  40. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978. 311 с.
  41. В.В. Воля и волевые свойства личности. Общая психология. -М.: Просвещение, 1973, с.315−332.
  42. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  43. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40 с.
  44. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  45. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1974, т.т.13,27.
  46. Л.П. Чэловек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 213 с.
  47. А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 97 с.
  48. А.В. Воспитание психологической готовности к труду. Народное образование, 1962, № 2, с.53−57.
  49. С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Л.: Лениздат, 1981. 144 с.
  50. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. научных трудов /Ред.-сост. С. Г. Якобсон, Ф. Г. Михайлов. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. 190 с.
  51. М.И. Физиология трудовых процессов. М.: Медицина, 1966. — 367 с.
  52. И. и др. Психологические вопросы трудового воспитания. Киев: Рад. школа, 1979. — 119 с.
  53. Возрастные особенности психологического развития детей: Сб. научных трудов /Отв.ред.И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.:
  54. НИИ ОП АПН СССР, 1982. 164 с.
  55. Ю.Е., Лошкарев Ю. С. Трудовое воспитание молодежи. М.: Политиздат, 1976. — 127 с.
  56. Воспитание школьников в труде. /Под ред.А. А. Шибанова, Ю. Ф. Тамбовкина, И. П. Дуля и др. М.: Педагогика, 1976. — 104 с.
  57. Воспитание у школьников коммунистического отношения к труду: Сб. научных трудов /Под ред.В. И. Петровой. М.:
  58. НИИ ОП АПН СССР, 198I. 90 с.
  59. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников /Под ред.И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. — 158 с.
  60. Воспитание коммунистического отношения к труду /Под общ.ред.В. Г. Смолькова. М.: Профиздат, 1983. — 159 с.
  61. А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Чэлябинск: ЧГПИ, 1979. — 68 с.
  62. Н.М. Формирование готовности старшеклассников к сельскохозяйственному труду. Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1974. 27 с.
  63. Л.А. Развитие воли ребенка в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте. Автореф. дис. .канд.пед. наук. Тбилиси: Тбилисск.пед.ин-т, 1972. — 25 с.
  64. Дк., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с,
  65. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  66. .Г. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. — 318 с.
  67. К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Выс. школа, 1966. — 64 с.
  68. Диалектическое противоречие.(Над чем работают, о чем спорят философы). М.: Политиздат, 1979. — 344 с.
  69. И.А. Психология общения и развития личности. -М., 1981.
  70. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 174 с.
  71. И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. — 143 с.
  72. Замфир Кэтэлин. Удовлетворенность трудом. (Мнение социолога). М.: Политиздат, 1983. 142 с.
  73. И.И. Единство трудового и нравственного воспитания. М.: Знание, 1978. — 47 с.
  74. А.Г. Нравственная ценность труда при социализме. М.: Знание, 1981. — 48 с.
  75. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. — 200 с.
  76. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. — 397 с.
  77. В.М., Калинина В. Н., Немунова JI.A. и др. Математическая статистика. -М.: Выс. школа, 1981. 371 с.
  78. Ф.И. Об изучении самооценки через сравнение испытуемых себя с другими. В кн.: Педагогические аспекты социальной психологии: Тез.докл.республ.конф. Минск, 1977, с.94−96.
  79. Ф.И. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Минск: Выш. школа, 1980.
  80. Ф.И. Психология трудового воспитания. -Минск: Выш. школа, 1981. 144 с.
  81. Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников. В кн.: Вопросы психологии личности. М., I960, с.108−129.
  82. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сборник статей /Под ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  83. B.C. Опыт решения методологических проблем в ходе разработки целостной теории процесса воспитания. В кн.: Вопросы повышения эффективности исследований в педагогической науке. М., 1976. — 104 с.
  84. М.С. Чэловеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  85. Г. И. Трудовое воспитание в производственном коллективе. /Социально-экономические и идейно-нравственные проблемы. -М.: Профиздат, 1974. НО с.
  86. . В. Труд: материальная заинтересованность и воспитание. -М.: Моск. рабочий, 1976. 223 с.
  87. А.Г. Воля и ее воспитание. Симферополь: Крымиздат, 1949. — 84 с.
  88. А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. 392 с. '
  89. А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. -Минск: Нар. асвета, 1974. 143 с.
  90. Я.Л. Чэловек: психология. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
  91. Я.Л. Психология общения. -М.: Знание,, 1974. 96 с.
  92. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  94. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  95. С.В. О количественной оценке волевого усилия. -Вопросы психологии, 1976, № I, с.118−121.
  96. К.Н. Воспитание воли и характера. М.: Дет-гиз, 1948. — 32 с.
  97. М.Л. Трудовое воспитание подростков в процессе взаимодействия школы, промышленного предприятия, семьи и общественности. Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1982.-18 с.
  98. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
  99. В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  100. А.И. Личностный подход в исследовании: Методические рекомендации по исследовательской работе. Минск:
  101. МГПИ им. А. М. Горького, 1980. 57 с.
  102. А.И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Методическое пособие. Минск: МГПИ им. А. М. Горького, 1982. — 84 с.
  103. Н.К. Соч., т.2. 734 с.
  104. В.А. Воспитание воли и характера. М.: Знание, I960. — 40 с.
  105. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 302 с.
  106. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 383 с.
  107. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
  108. Н.Д. 0 психологических состояниях человека.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. 344 с.
  109. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 278 с.
  110. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1981. — 584 с.
  112. НО. Липкина А. И. Самооценка школьника. М: Знание, 1976. — 64 с.
  113. .Г. Теория коммунистического воспитания. -М.: Педагогика, 1974. 496 с.
  114. .Г. Общие проблемы воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1979. 167 с.
  115. Личность и труд /Под ред.К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. — 365 с.
  116. .Ф. Личность в системе общественных отношений. Психологический журнал, 1981, т.2, с.3−17.
  117. А.С. Соч. в 7-и т., т.5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 558 с.
  118. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. 182 с.
  119. Математическое обеспечение ЕС ЭВМ, вып.25, АН БССР, ин-т математики. Минск, 1980. — 170 с.
  120. Е.С., Рапопорт И.А.К вопросу об измерении воли учащихся. Вопросы психологии, 1976, № 2, с.133−137.
  121. Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности. Вопросы психологии, 1980, № I, с.125−129.
  122. Мотивация личности (Феноменология, закономерности и механизмы формирования): Сб.науч.трудов /Ред.кол.А. А. Бодалев (отв.ред.) и др. М.: АПН СССР, 1982. — 120 с.
  123. А.В. 0 воспитании старшеклассников. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  124. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1964, т. I, с.374−379.
  125. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., I960, т.2, с. II0-I25.
  126. Общая психология /Под ред.В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  127. А.В. Личность в психологии с позиций системного подвоха. Вопросы психологии, 1981, № I, с.57−66.
  128. Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. М.: Мысль, 1975. — 248 с.
  129. Н.Н. Общие вопросы коммунистического воспитания. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — 210 с.
  130. С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности. В кн.: Личность и деятельность: Тез.докл.к У Все-союзн.съезду психологов. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1980, с.19−20.
  131. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  132. К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Выс. школа, 1977. 247 с.
  133. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Выс. школа, 1981. 174 с.
  134. К.К. Система психологии и теории отражения. -М.: Наука, 1982.
  135. Подготовка старшеклассников к труду. Опыт работы учебно-производственных комбинатов БССР (сб.статей под ред.М.Г.Мин-кевича и Н.П.Семыкина). Минск: Нар. асвета, 1979. — 103 с.
  136. В.А., Соколов Б. А., Уланов В. Г. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Просвещение, 1979. — 207 с.
  137. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы /Под ред.И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  138. Проблемы психологии воли (материалы 1У науч.конф.). /Под ред.В. И. Селиванова. Рязань: РГПИ, 1974. — 134 с.
  139. Проблемы обучения и воспитания в зарубежных странах.-М.: АПН СССР, 1972. 419 с.
  140. Проблемы теории воспитания: Воспитание как предмет исследования /Под ред.Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. И. Филонова. М.: Педагогика, 1974, ч.1. — 260 с.
  141. Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе /Под ред.А. С. Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1973. — 403 с.
  142. Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков: Сб. статей /Под ред.Д. И. Фельдштейна. -М.: НИИ 0П АПН СССР, 1980. 168 с.
  143. Психологические состояния. (Межвузовский сборник). -Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1981. 182 с.
  144. Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. научных трудов (Редкол.: Д. И. Фельдщтейн. М.: НИИ OA АПН СССР, 1983. — 160 с.
  145. А.Д. Волевая подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 24 с.
  146. Д.Г. 0 настойчивости старших школьников. -В кн.: Ученые записки РГПИ. Рязань, 1965, т.54, с.65−78.
  147. С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: 1959. 353 с.
  148. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 320 с.
  149. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 141 с.
  150. А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Выс. школа, 1982. — 151 с.
  151. В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974. — 150 с.
  152. В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  153. В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом. — М.: Выс. школа, 1980.— 95 с.
  154. В.Г. Преемственность в воспитании школьников.- Минск: Нар. асвета, 1980. III с.
  155. Система трудового воспитания школьников: Метод. пособие для первичшх организаций. Пед. об-ва РСФСР в общеобразовательных школах /Под ред.П. Р. Атутова. М.: Пед. об-во РСФСР, 1981. — 102 с.
  156. М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. -М.: Просвещение, 1984. 192 с.
  157. Соединение трудового обучения и воспитания учащихсяс производительным трудом. (Из опыта работы) /Под ред.Л. П. Шило.-М.: Просвещение, 1983. 176 с.
  158. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары:ваш-книгоиздат, 197I. — 287 с.
  159. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  160. И.П. Труд и нравственное развитие личности: философско-социологический аспект. Киев: Вища школа, 1982.- 246 с.
  161. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  162. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.- 207 с.
  163. Н.А. Педагогические основы производительноготруда школьников (НИИ содержания и методов обучения АПН СССР).- М.: 1972. 49 с.
  164. Е.В. Теория управления процессом нравственного воспитания. Курск: КГПИ, 1974. — 195 с.
  165. Трудовое обучение, воспитание и профориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов /Под ред. В. М. Коротова. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  166. Трудовое обучение и воспитание учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах г. Москвы. М.: Просвещение, 1980. — 176 с.
  167. Трудовое становление школьников в условиях УПК (материалы всерос. семинара провед.27−28 марта 1978 г. в г. Москве) /Под ред.П. Р. Атутова. М., 1979. 88 с.
  168. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 223 с.
  169. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.
  170. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. 450 с.
  171. А.А. Доминанта. М.: Наука, 1966, с.75−168.
  172. Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
  173. Формирование личности: проблемы комплексного подходав процессе воспитания школьника. М.: Педагогика, 1983. -256 с.
  174. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Выс. школа, 1980. — 79 с.
  175. И.Д. Система общественно полезного труда учащихся в современной советской школе. Минск: Нар. асвета, 1974. — 256 с.
  176. И.Д. Трудовое воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1981. 182 с.
  177. С.Т. На пути к трудовой школе. Пед.соч.: В 4-х т. -М., 1964, т.2, с.13−43.
  178. В.И. О готовности выпускников школы к труду в сфере материального производства. В кн.: Социологические проблемы образования и воспитания. — М.: Педагогика, 1973, с.33−40.
  179. В.И. Воспитание у старшеклассников готовности к производительному труду в сфере промышленного производства (социально-психологический аспект). Автореф.дис. .канд. пед.наук. М., 1975. — 27 с.
  180. И.Ф. Педагогика. (Курс лекций). Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979. — 460 с.
  181. Н.Л. О роли установки в процессах восприятия. Вопросы психологии, 1961, № I, с.71−79.1&-G
Заполнить форму текущей работой