Волевая подготовка старшеклассников к призводительному труду в условиях городских УПК
Диссертация
С другой стороны, любая активность есть сознательная мобилизация личностью всех своих психических и физических возможностей для преодоления встречающихся трудностей, а это означает, что она имеет волевую природу (А.В.Веденов, А. И. Высоцкий, К. К. Корнилов, С. М. Ривес, В.И.Селиванов). Следовательно, готовность к деятельности прежде всего связана с активизацией воли человека и является… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕ Стр
- КЛАССНИКОВ К ТРУДУ
- I. I. Сущность, черты и признаки волевой готовности к труду
- 1. 2. Состояние волевой готовности к труду у старшеклассников
- 1. 3. Факторы формирования волевой готовности к труду
- I. I. Сущность, черты и признаки волевой готовности к труду
- 2. 1. Волевая подготовка старшеклассников в процессе производительного труда
- 2. 2. Влияние учебно-воспитательной работы в
- 2. 3. Формирование волевой готовности к труду в процессе самовоспитания школьников.. I40-I6I
Список литературы
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.322−339.
- Маркс К. «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам», Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 194−203.
- Маркс К. Анти-Доринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, сЛ15−175.
- Маркс К. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269−317.
- Маркс К. Капитал. T.I. кн.1 Процесс производства капитала. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.189−205.
- Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1956.- 596 с.
- Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр.соч., т.2, с.471−504.
- Ленин В.И. Материализм и эмпериокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7−384.
- Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.5−29.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. /Речь на Ш Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 г./ Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.
- Ленин В.И. 0 политехническом образовании. /Заметки на тезисы Надежды Константиновны/ Полн.собр.соч., т.42,с.228−230.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.:Политиздат, 1976. — 221 с.
- Материалы ХХУI съезда КПСС. М.:Политиздат, 1982.- 223 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. -.80 с.
- Материалы Пленума Цзнтрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с. 17. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление Щ КПСС от 26 апр. 1976 г.- М.: Политиздат, 1979. 15 с.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. -М.: Политиздат, 1984. 165 с.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. /Сост.А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Лузырев, Л. Ф. Литвинов. -М.: Педагогика, 1974. 560 с.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт.1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
- КПСС о формировании нового человека: Сб. документов и материалов (1965−1967). М.: Политиздат, 1976. — 456 с.
- Воспитывать пламенных борцов за коммунизм: Документы КПСС, съездов комсомола, Щ ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи. М.: Мол. гвардия, 1978. — 384 с.
- Всесоюзный съезд учителей. 1978: Документы и материалы. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: Из опыта работы. М.: Педагогика, 1976. -78 с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1983. — 144 с.
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Ф. И. Иващенко, М. С. Клевченя, Я. Л. Коломинский и др. -Минск: Выш. школа, 1980. 176 с.
- Ананьев Б.Г. Чзловек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1969. — 339 с.
- Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания. Собр.соч.: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980, т.2, с.82−102.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — 454 с.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 191 с.
- Атутов П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. /П.Р.Атутов, Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К., Победоносцев Ч. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бабаян К.Л. Анализ структуры волевых качеств и особенности их проявления в процессе воспитания спортсменов. Автореф. дис.. .канд.пед.наук. -М., 1970. 21 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Белнап Н, Стил Т. Логика вопросов и ответов. /Перевод с англ. Г. Е.Крейдлина/. М.: Прогресс, 1981. — 287 с.
- Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. Л.: Медицина, 1977. — 160 с.
- Блонский П.П. Трудовая школа. В кн.: П. П. Блонский. Избр.пед. и психол.соч.: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978. 311 с.
- Богословский В.В. Воля и волевые свойства личности. Общая психология. -М.: Просвещение, 1973, с.315−332.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
- Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М.: Изд-во Советская Энциклопедия, 1974, т.т.13,27.
- Буева Л.П. Чэловек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 213 с.
- Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 97 с.
- Веденов А.В. Воспитание психологической готовности к труду. Народное образование, 1962, № 2, с.53−57.
- Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Л.: Лениздат, 1981. 144 с.
- Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. научных трудов /Ред.-сост. С. Г. Якобсон, Ф. Г. Михайлов. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976. 190 с.
- Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. М.: Медицина, 1966. — 367 с.
- Войтко И. и др. Психологические вопросы трудового воспитания. Киев: Рад. школа, 1979. — 119 с.
- Возрастные особенности психологического развития детей: Сб. научных трудов /Отв.ред.И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.:
- НИИ ОП АПН СССР, 1982. 164 с.
- Волков Ю.Е., Лошкарев Ю. С. Трудовое воспитание молодежи. М.: Политиздат, 1976. — 127 с.
- Воспитание школьников в труде. /Под ред.А. А. Шибанова, Ю. Ф. Тамбовкина, И. П. Дуля и др. М.: Педагогика, 1976. — 104 с.
- Воспитание у школьников коммунистического отношения к труду: Сб. научных трудов /Под ред.В. И. Петровой. М.:
- НИИ ОП АПН СССР, 198I. 90 с.
- Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников /Под ред.И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. — 158 с.
- Воспитание коммунистического отношения к труду /Под общ.ред.В. Г. Смолькова. М.: Профиздат, 1983. — 159 с.
- Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Чэлябинск: ЧГПИ, 1979. — 68 с.
- Гаджиева Н.М. Формирование готовности старшеклассников к сельскохозяйственному труду. Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1974. 27 с.
- Гарсиашвили Л.А. Развитие воли ребенка в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте. Автореф. дис. .канд.пед. наук. Тбилиси: Тбилисск.пед.ин-т, 1972. — 25 с.
- Гласс Дк., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с,
- Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Григорьян Б.Г. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. — 318 с.
- Гуревич К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Выс. школа, 1966. — 64 с.
- Диалектическое противоречие.(Над чем работают, о чем спорят философы). М.: Политиздат, 1979. — 344 с.
- Дкидарьян И.А. Психология общения и развития личности. -М., 1981.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 174 с.
- Елисеева И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. — 143 с.
- Замфир Кэтэлин. Удовлетворенность трудом. (Мнение социолога). М.: Политиздат, 1983. 142 с.
- Зарецкая И.И. Единство трудового и нравственного воспитания. М.: Знание, 1978. — 47 с.
- Здравомыслов А.Г. Нравственная ценность труда при социализме. М.: Знание, 1981. — 48 с.
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. — 200 с.
- Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. — 397 с.
- Иванова В.М., Калинина В. Н., Немунова JI.A. и др. Математическая статистика. -М.: Выс. школа, 1981. 371 с.
- Иващенко Ф.И. Об изучении самооценки через сравнение испытуемых себя с другими. В кн.: Педагогические аспекты социальной психологии: Тез.докл.республ.конф. Минск, 1977, с.94−96.
- Иващенко Ф.И. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Минск: Выш. школа, 1980.
- Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. -Минск: Выш. школа, 1981. 144 с.
- Игнатьев Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников. В кн.: Вопросы психологии личности. М., I960, с.108−129.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сборник статей /Под ред.Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
- Ильин B.C. Опыт решения методологических проблем в ходе разработки целостной теории процесса воспитания. В кн.: Вопросы повышения эффективности исследований в педагогической науке. М., 1976. — 104 с.
- Каган М.С. Чэловеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Клюшин Г. И. Трудовое воспитание в производственном коллективе. /Социально-экономические и идейно-нравственные проблемы. -М.: Профиздат, 1974. НО с.
- Князев Б. В. Труд: материальная заинтересованность и воспитание. -М.: Моск. рабочий, 1976. 223 с.
- Ковалев А.Г. Воля и ее воспитание. Симферополь: Крымиздат, 1949. — 84 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. 392 с. '
- Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. -Минск: Нар. асвета, 1974. 143 с.
- Коломинский Я.Л. Чэловек: психология. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. -М.: Знание,, 1974. 96 с.
- Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Корис С.В. О количественной оценке волевого усилия. -Вопросы психологии, 1976, № I, с.118−121.
- Корнилов К.Н. Воспитание воли и характера. М.: Дет-гиз, 1948. — 32 с.
- Королева М.Л. Трудовое воспитание подростков в процессе взаимодействия школы, промышленного предприятия, семьи и общественности. Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1982.-18 с.
- Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974. — 280 с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
- Кочетов А.И. Личностный подход в исследовании: Методические рекомендации по исследовательской работе. Минск:
- МГПИ им. А. М. Горького, 1980. 57 с.
- Кочетов А.И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Методическое пособие. Минск: МГПИ им. А. М. Горького, 1982. — 84 с.
- Крупская Н.К. Соч., т.2. 734 с.
- Крутецкий В.А. Воспитание воли и характера. М.: Знание, I960. — 40 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 302 с.
- Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 383 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 340 с.
- Левитов Н.Д. 0 психологических состояниях человека.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. 344 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 278 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1981. — 584 с.
- НО. Липкина А. И. Самооценка школьника. М: Знание, 1976. — 64 с.
- Лихачев Б.Г. Теория коммунистического воспитания. -М.: Педагогика, 1974. 496 с.
- Лихачев Б.Г. Общие проблемы воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1979. 167 с.
- Личность и труд /Под ред.К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. — 365 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. Психологический журнал, 1981, т.2, с.3−17.
- Макаренко А.С. Соч. в 7-и т., т.5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 558 с.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. 182 с.
- Математическое обеспечение ЕС ЭВМ, вып.25, АН БССР, ин-т математики. Минск, 1980. — 170 с.
- Махлак Е.С., Рапопорт И.А.К вопросу об измерении воли учащихся. Вопросы психологии, 1976, № 2, с.133−137.
- Махлак Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности. Вопросы психологии, 1980, № I, с.125−129.
- Мотивация личности (Феноменология, закономерности и механизмы формирования): Сб.науч.трудов /Ред.кол.А. А. Бодалев (отв.ред.) и др. М.: АПН СССР, 1982. — 120 с.
- Мудрик А.В. 0 воспитании старшеклассников. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1964, т. I, с.374−379.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., I960, т.2, с. II0-I25.
- Общая психология /Под ред.В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подвоха. Вопросы психологии, 1981, № I, с.57−66.
- Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. М.: Мысль, 1975. — 248 с.
- Петухов Н.Н. Общие вопросы коммунистического воспитания. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — 210 с.
- Петухов С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности. В кн.: Личность и деятельность: Тез.докл.к У Все-союзн.съезду психологов. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1980, с.19−20.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Выс. школа, 1977. 247 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Выс. школа, 1981. 174 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. -М.: Наука, 1982.
- Подготовка старшеклассников к труду. Опыт работы учебно-производственных комбинатов БССР (сб.статей под ред.М.Г.Мин-кевича и Н.П.Семыкина). Минск: Нар. асвета, 1979. — 103 с.
- Поляков В.А., Соколов Б. А., Уланов В. Г. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Просвещение, 1979. — 207 с.
- Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы /Под ред.И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Проблемы психологии воли (материалы 1У науч.конф.). /Под ред.В. И. Селиванова. Рязань: РГПИ, 1974. — 134 с.
- Проблемы обучения и воспитания в зарубежных странах.-М.: АПН СССР, 1972. 419 с.
- Проблемы теории воспитания: Воспитание как предмет исследования /Под ред.Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. И. Филонова. М.: Педагогика, 1974, ч.1. — 260 с.
- Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе /Под ред.А. С. Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1973. — 403 с.
- Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков: Сб. статей /Под ред.Д. И. Фельдштейна. -М.: НИИ 0П АПН СССР, 1980. 168 с.
- Психологические состояния. (Межвузовский сборник). -Л.: Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1981. 182 с.
- Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. научных трудов (Редкол.: Д. И. Фельдщтейн. М.: НИИ OA АПН СССР, 1983. — 160 с.
- Пуни А.Д. Волевая подготовка в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 24 с.
- Ребизов Д.Г. 0 настойчивости старших школьников. -В кн.: Ученые записки РГПИ. Рязань, 1965, т.54, с.65−78.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: 1959. 353 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 320 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 141 с.
- Сейтешев А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Выс. школа, 1982. — 151 с.
- Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974. — 150 с.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производительным трудом. — М.: Выс. школа, 1980.— 95 с.
- Сенько В.Г. Преемственность в воспитании школьников.- Минск: Нар. асвета, 1980. III с.
- Система трудового воспитания школьников: Метод. пособие для первичшх организаций. Пед. об-ва РСФСР в общеобразовательных школах /Под ред.П. Р. Атутова. М.: Пед. об-во РСФСР, 1981. — 102 с.
- Скаткин М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. -М.: Просвещение, 1984. 192 с.
- Соединение трудового обучения и воспитания учащихсяс производительным трудом. (Из опыта работы) /Под ред.Л. П. Шило.-М.: Просвещение, 1983. 176 с.
- Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары:ваш-книгоиздат, 197I. — 287 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Стогний И.П. Труд и нравственное развитие личности: философско-социологический аспект. Киев: Вища школа, 1982.- 246 с.
- Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982. 160 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.- 207 с.
- Томин Н.А. Педагогические основы производительноготруда школьников (НИИ содержания и методов обучения АПН СССР).- М.: 1972. 49 с.
- Тонков Е.В. Теория управления процессом нравственного воспитания. Курск: КГПИ, 1974. — 195 с.
- Трудовое обучение, воспитание и профориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов /Под ред. В. М. Коротова. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
- Трудовое обучение и воспитание учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах г. Москвы. М.: Просвещение, 1980. — 176 с.
- Трудовое становление школьников в условиях УПК (материалы всерос. семинара провед.27−28 марта 1978 г. в г. Москве) /Под ред.П. Р. Атутова. М., 1979. 88 с.
- Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 223 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. 450 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. М.: Наука, 1966, с.75−168.
- Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подходав процессе воспитания школьника. М.: Педагогика, 1983. -256 с.
- Чзбышева В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Выс. школа, 1980. — 79 с.
- Чзрнышенко И.Д. Система общественно полезного труда учащихся в современной советской школе. Минск: Нар. асвета, 1974. — 256 с.
- Чэрнышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1981. 182 с.
- Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе. Пед.соч.: В 4-х т. -М., 1964, т.2, с.13−43.
- Ширинский В.И. О готовности выпускников школы к труду в сфере материального производства. В кн.: Социологические проблемы образования и воспитания. — М.: Педагогика, 1973, с.33−40.
- Ширинский В.И. Воспитание у старшеклассников готовности к производительному труду в сфере промышленного производства (социально-психологический аспект). Автореф.дис. .канд. пед.наук. М., 1975. — 27 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. (Курс лекций). Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979. — 460 с.
- Элиава Н.Л. О роли установки в процессах восприятия. Вопросы психологии, 1961, № I, с.71−79.1&-G