Развитие музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций
Диссертация
На формирующем этапе проведено разучивание и исполнение народных песен, танцев, ритуалов, праздничных традиций («Ысыах», «Куулэй», «Праздник оленеводов» и др.). В содержание данного этапа также входило разучивание произведений детского фольклора. Перед разучиванием песен проводили опрос детей, какие игры, считалки, загадки и детские песни они знают. Также проводилась запись игровых припевов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
- 1. 1. Философский аспект раскрытия сущности музыкальной культуры личности
- 1. 2. Развитие музыкальной культуры дошкольников как проблема психолого-педагогического исследования
- 1. 3. Особенности развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Содержание и технология развития музыкальной культуры детей 5−7 лет на основе народных традиций
- 2. 1. Модель развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций
- 2. 2. Формы, методы и приемы развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций
- 2. 3. Динамика развития музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллаев М. Эстетическая культура (Теоретико-методологический аспект) /М. Абдуллаев. — Ташкент, Фан, 1991. — 94 с.
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя /Э.Б.Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. -111 с.
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры /Э.Е.Алексеев.- М.: Сов. композитор, 1988. 236 с.
- Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки /Г.Г.Алексеева. -Якутск: Бичик, 1994. 160 с.
- Алексеева Г. Г. Развитие якутской музыкальной культуры в XXI веке. /Г.Г.Алексеева. Якутск: РИО РДНТ, 1996. — 36 с.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада- к начальной школе) /Ю.Б.Алиев. Воронеж: МОДЭК, 1998. — 352 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 336 е.: ноты. — (Библиотека учителя музыки).
- Антонова Р.Я. Воспитание детей: Идеи и опыт нар. педагогики /Р.Я.Антонова- Ком. по пробл. семьи, женщин и демограф, политике при Президенте Респ. Саха (Якутия). Якутск: Ситим, 1995. — 56 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе /О.А.Апраксина.- М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Ю.Апресян Г. З. Краткий словарь по эстетике /Под общ. ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного. М.: Политиздат, 1963. — 543 с.
- П.Апресян Г. З. Эстетика и художественная культура социализма /Г.З.Апресян.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 328 с.
- Арисменди А.Л.де Дошкольное музыкальное воспитание: /А.Л. де Арисменди
- Общ. Ред. М.Шуаре. М.: Прогресс, 1989. — 175 с.
- И.Арнольдов А. И. Человек и. мир культуры: Введ. в культурологию /А.И.Арнольдов. -М.: Изд-во МГИК, 1992 237 с.
- Артановский С.Н. Критика буржуазных теорий культуры и проблемы идеологической борьбы /С.Н.Артановский. М.: Просвещение, 1986. — 185 с.
- Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. (Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании) /Б.В. Асафьев. M.-JL: Музыка, 1973.-144 с.
- Асафьев Б.В. О народной музыке /Б.В.Асафьев. JL: Музыка. Ленингр. отд.-ние, 1987. — 247 с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. Якутск: Кн. изд — во, 1979. — 182 с.
- Афанасьев Л.А. Айыы уэрэ5э / Л. А. Афанасьев. Якутск: Ситим, 1993. — 184 с.
- Балашова С.С., Шенталинская Т. С. Фольклор на уроках и во внеклассной работе /С.С.Балашова, Т. С. Шенталинская //Спутник учителя музыки- Сост. Т. В. Челышева. М., 1993. — С. 211.
- Баренбойм Л.А. Музыкальное образование /Л.А.Баренбойм //Музыкальная энциклопедия. T.III. М.: Советская энциклопедия. 1976. — С. 763 — 787.
- Бахтин М.М. Учебное пособие /М.М.Бахтин. Л.: ЛГИК, 1981. — 82 с.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избр. труды. /Н.А.Бердяев- Под ред. Л. И. Новиковой и др. М.: Флинта, 1999. — 310 с.
- БерезовчукЛ. Музыка и мы: Самоучитель элементарной теории музыки /Л.Березовчук. СПб.: Бояныч, Бланка, 1995. — 288 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Филос. размышления о жизнен, проблемах / В. С. Библер. М.: Знание, 1990. — 62 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. /П.П.Блонский /Сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.Н. — 399 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности /Л.И.Божович /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Межд.пед.акад., 1995. -209 с.
- Бойко В.Г. Русские народные пословицы и поговорки: Сборник /В.Г.Бойко /Сост. и вступ. Статья В.Бойко. Киев: Дншро, 1979. -264 с.
- Болыной энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энцикл., 1998. — 1456 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика: 4-е изд. доп. /Ю.Б.Борев. М.: Политиздат, 1988. -496 с.
- Борисова П.П. Из истоков народной педагогики якутов /П.П.Борисова. -Якутск, 1992−78 с.
- Борисов Н.А. Исторический фольклор и этносознание якутов /Н.А.Борисов //Этнос: Традиции и современность. Якутск, 1994. -94 с.
- Бурлина Е.Я. О понятии «музыкальный интерес» /Бурлина Е.Я. //Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / Сост. А. А. Фарбштейн. Л.: Музыка, 1975. — Вып. 2. — С.63−73.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства /А.И.Буров. М.: Искусство, 1956.-292 с.
- Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. 4.2. /И.Т.Фролов, Э.А.Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М.: Политиздат, 1989. — 639 с.
- Вельфлин Г. Ренессанс и барокко /Г.Вельфлин. СПб., 1913. — 121 с.
- Ветлугнна Н.А. Методы эстетического отношения и художественного обучения /Н.А.Ветлугина //Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1988. -С.54−58.
- Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» /Н.А.Ветлугина, А. В. Кенеман. М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
- Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание дошкольников /Н.А.Ветлугина //Дошкольное воспитание. 1991. — № 1. — С.35−38.
- Винокурова У. А. Воспитание и образование детей народов Севера / У. А. Винокурова. Якутск, 1997. — 102 с.
- Винокурова У.А. Философия духа и развитие народов Якутии /У.А.Винокурова //Человек, общество, культура. Нерюнгри, 1998. — 69 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни /Г.Н.Волков. Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 1989.-334 с.
- Волков Г. Н. Созвездия земли: (Сборник) /Г.Н.Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.-446 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: (Учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений) /Г.Н.Волков, М.: Академия, 1999. 167 с.
- Волков Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды / Г. Н.Волков- Сост. А. А. Григорьева. Якутск: Кудук, 1998. — 76 с.
- Воспитание ребенка на основе возрождения и развития национальной культуры /Под ред. А. П. Оконешниковой. Якутск, 1994.-80 с.
- Выготский JI.C. Проблема культурного развития ребенка /Л.С.Выготский //Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. — 1991. — № 4. — С.5−19.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции /Л.С.Выготский. 5-е изд. — М.: Лабиринт, 1998. — 413 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры /Г.П.Выжлецов. СПб.: Изд-во
- С.-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.
- Вяткин Л.Г. Методика проблемного обучения /Л.Г.Вяткин. Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 1971. — 36 с.
- Газман О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя /О.С.Газман, Н. Е. Харитонова. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в 2-х т. /Г.В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971. -Т.2.-671 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. Том 3. /Г.В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1971. -621 с.
- Герман Ш. М., Скатерщиков В. Н. Беседы об эстетике /Ш.М.Герман,
- B.Н.Скатерщиков. М.: Знание, 1982. — 224 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
- Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов / А. А. Григорьева. М.: МГОПУ, 1993. — 143 с.
- Григорьева А.А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук / А. А. Григорьева. М., 2001. — 32 с.
- Гродзенская Н.Л. О слушании музыки в трудовой школе //Музыка в трудовой школе (в помощь учителю) /Н.Л.Гродзенская /Под ред.
- C.Л.Луначарской. М.: Музыкальный сектор, 1930. — 75 с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. М.: Знание, 1985. — 215 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и экспер.психол. исслед. /В.В.Давыдов / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании / Д. А. Данилов // Нар. образование Якутии. — 1993. — № 1. — С.32−33.
- Джидарьян И.А. Эстетическая потребность /И.А.Джидарьян. АН СССР, интститут психологии. -М.: Наука, 1976. 191 с.
- Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания /Н.А.Дмитриева. М.: Искусство, 1956. — 208 с.
- Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека: Учен. зап. ЛГУ. /В.Г.Иванов //Психология и педагогика.- 1956. № 214. — Вып. 9. — С. 64−76.
- Иванов В.Г. Этическое и эстетическое /В.Г.Иванов /Отв. ред. проф. М. С. Каган и доц. В. Г. Иванов. JI: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. — 119 с.
- Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности /Н.В.Иванчук.- М.: Мысль, 1986. 190 с.
- Кабапевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательных школ //Программа по музыке (с поурочными методическими разработками) для общеобразовательной школы 1−3 кл. /Д.Б.Кабалевский.-М.: Просвещение, 1981. -С.3−36.
- Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике /М.С.Каган.- Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1971.' 768 с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган //Сов. Музыка, 1987. № 3.- С.66−70.
- Каган М.С. Философия культуры /М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. -416 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности /М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1995.-205 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа /М.С.Каган.- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука /М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-544 с.
- Камю А. Миф о Сизифе- Бунтарь /А.Камю- Пер. с фр.О. И. Скуратович. Мн.: Попурри, 2000. — 544 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кант Э. Сочинения в 6-ти томах. Т.5. /Э.Кант. М., 1966. — 564 с.
- Карпова Е.Г. Духовность как фактор развития музыкально-эстетической культуры: Монография /Е.Г.Карпова. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2000.- 140 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: /Э.Кассирер /Гл. ред. С. Я. Левит. -М.: Гардарика, 1998. 779 с.
- Кац Б.А. Времена-люди-музыка/Б. А.Кац.-Л.: Музыка, 1988.- 141 с.
- Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника /Е.В.Квятковский /Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987.-96 с.
- Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание /Д.А.Кикнадзе.- М.: Мысль, 1968. 148 с.
- Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре / Н. И. Киященко /Эстетическая культура. — М., 1996. — 201 с.
- Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Н.И.Киященко. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе /Н.И.Киященко. -М.: Знание, 1984.- 112 с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека /Л.Н.Коган. М.: Мысль, 1984. -252 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци /Сост.
- B.М.Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
- Кондратенко Ф.Д. Эстетическое как отношение /Ф.Д.Кондратенко.- М.: Искусство, 1964. 347 с.
- Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1989. — № 5.1. C. 10−24.
- Корякина Н.А. От духовной культуры предков к духовной культуре учителя / Н. А. Корякина. Якутск: Изд-во ДНиСПО МО PC (Я), 2001. — 112 с. ЮО. Косткж А. Г. Культура музыкального восприятия / А.Г.Костюк
- Художественное восприятие /Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. — Т.1.- С.334−347.
- Ю1.Круглов Ю. Г. Фольклорная практика/Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1986. -128 с.
- Крылова Н.Б. Эстетическая деятельность и культурный прогресс /Н.Б.Крылова. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции /Н.Б.Крылова.- М.: Знание, 1980. 64 с.
- Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры /Н.Б.Крылова.- М.: Прометей, 1990. 146 с.
- Ю5.Кузнецова JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования /Л.В.Кузнецова. — Чебоксары: КЛИО, 2000. 276 с.
- Юб.Кулаковский А. Е. Научные труды / А. Е. Кулаковский. Якутск: Книжное издательство, 1979.-483 с.
- Ю7.Кульчицкая Е. И. Родителям о воспитании культуры детей / Е. И. Кульчицкая. Киев: Радянська школа, 1980. — 126 с.
- Ю8.Лармин О. В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки / О. В. Лармин.- М.: Молодая гвардия, 1980. 191 с.
- Ю9.Лармин О. В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.- 155 с.
- О.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев //Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика. — 1983. — Т.Н. — С.94−231.
- I .Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте /А.Н.Леонтьев //Дошкольное воспитание. 1974. — № 9. -С.25−32.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура / А. Н. Леонтьев //Проблема развитияпсихики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С.410−435.
- З.Лихачев Б. Т. и др. Система эстетического воспитания школьников /Б.Т.Лихачев, Е. В. Квятковский, А. И. Буров и др. /Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1083.-264 с.
- Н.Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания /Б.Т.Лихачев. М.: Педагогика, 1972. -159 с.
- Лихачев Д.С. Избранное. Воспоминания /Д.С.Лихачев. 2-е изд. перераб.- СПб.: Logos, 1997. 605 с.
- Лихачев Д.С. Письма о добром /Д.С.Лихачев. СПб.: Блиц, 1999. — 190 с.
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему /Д.С.Лихачев. — Л.: Наука, 1985. — 177 с.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа /А.Ф.Лосев. М.: Политлит., 1989. — 364 с.
- Лукин Ю.А. Гармоническое развитие личности гармоническое развитие художественной культуры /Ю.А.Лукин. — М.: Знание, 1974.-46 с.
- Лукин Ю.А. Искусство как форма общественного сознания /Ю.А.Лукин.- М.: Высш. Школа, 1969. 95 с.
- Луначарский А.В. В мире музыки /А.В.Луначарский. М.: Сов. Композитор, 1958.-550 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка /А.А.Люблинская. -М.: Просвещение, 1965.-363 с.
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /А.С.Макаренко /Сост. Л.Ю. Гордин- Под ред. А.Каирова. М.: Педагогика, 1978. -Т.1.-397 с.
- Макаренко А.С. О Воспитании: Сборник /А.С.Макаренко 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
- Макаров Д.С. Народная мудрость: Знания и представления / Д. С. Макаров. -Якутск: Кн. изд-во, 1983. 120 с.
- Максимов Ю.В. Декоративное искусство детям: Пособие для воспитателя старш. групп дет. сада /Ю.В.Максимов, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева. — М.:
- Просвещение, 1976.- 143 с.
- Маркарян Э.С. Очерки теории культуры /Э.С.Маркарян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969.-228 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ /Э.С.Маркарян. — М.: Мысль, 1983. 284 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве /К.Маркс, Ф.Энгельс. М., с.
- Масеев И.А. Что такое эстетика /И.А.Масеев. М.: Политиздат, 1965. — 210 с.
- Матвеев B.C. О «загадочном» в психике /В.С.Матвеев. Свердловск: Кн. изд., 1962.-204 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики /А.Г.Маслоу /Вступ.сл. Акулиной Н. Н. М.: Евразия, 1997.-430 с.
- Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности /В.П.Матонис. Л.: Музыка, 1988. — 88 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки /В.В.Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 256 с.
- Медушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки? /В.В.Медушевский //Эстетические очерки: Сб. статей /Ред.-сост. В. Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980.-С.141−155.
- Медушевский В. В. Теоретическое постижение музыки / В. В. Медушевский //Спутник учителя музыки /С.С.Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.- Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. — С.68−74.
- Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования //Советская музыка. 1984. № 9. — с.51−59.
- Межуев В.М. Культура и история: (Проблема культуры в филос.-ист. теории марксизма) /В.М.Межуев. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
- Межуев В.М. Проблемы философии культуры: Опыт ист.-материалист. анализа /В.М.Межуев- Под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984. — 325 с. НО. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности
- А.А.Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений /Э.Б.Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. /Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Мид М. Культура и мир детства /М.Мид. М.: Наука, 1988. — 249 с.
- Михайлов В.Д. Поднимись над собой: Нравственные аспекты активизации человеч. фактора / В. Д. Михайлов. Якутск: Кн. изд-во, 1989. — 145 с.
- Молчанов В.В. Миражи массовой культуры /В.В.Молчанов. Д.: Иск-во. Ленинград, отд-ние, 1984. — 119 с.
- Моль А. Социодинамика культуры /А.Моль. М.: Прогресс, 1973. — 405 с.
- Мудрик А.В. Воспитание /А.В.Мудрик //Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, — 1993.-Т.1.-С. 165−168.
- Мясищев В.Н. Психология отношений /В.Н.Мясищев /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МО ДЕК, 1995. — 356 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки /Е.В.Назайкинский. М.: Музыка, 1988.-254 с.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы /Г.М.Науменко. М.: Академия, 1996.- 136 с.
- Науменко Г. М. Этнография детства: Сб. фольклор, и этнограф, мат-лов /Г.М.Науменко. М.: Беловодье, 1998. — 388 с.
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей шк. корен, народов Севера / Н. Д. Неустроев. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1996. — 140 с.
- Николаев М.Е. Духовное развитие народа стратегия государственной политики XXI века / М. Е. Николаев. — М.: Логос, 2000. — 96 с.
- Новиков А.Г. О менталитете народа Саха / А. Г. Новиков. Якутск: Изд-во аналитического центра при Президенте PC (Я), 1995. — 141 с.
- Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство /В.А.Панпурин.- Свердловск: Урал, ун-т, 1990. 209 с.
- Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. П. Пидкасистого. М.: Изд-во РПА, 1996.-638 с.
- Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций /А.Д.Перепелица //Вопросы психологии. 1990. -№ 3.-С.121−125.
- Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
- Петровский А.В., Брушлинский А. Б., Зинченко В. П. и др. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. Б. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. -С.211−213.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей /В.И.Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -384 с.
- Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие /Л.П.Печко //Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Печко. М.: АПН СССР, 1991. — С.6−19.
- Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения /Д.И.Писарев /Вступ.ст. В. В. Большаковой. М.: Педагогика, 1984. — 367 с.
- Подуровский В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов /В.М.Подуровский,
- Н.В.Суслова. М.: Гуманит.изд.центр.ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера / Б. Н. Попов.- Якутск: Бичик, 2000. 64 с.
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха / Г. С. Попова, — Якутск: Бичик, 1998.-79 с.
- Портнягин И.С. Народные педагоги / И. С. Портнягин. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. — 37 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: Педагогические воззрения народа саха / И. С. Портнягин. М.: Academia, 1998. — 184 с.
- Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1−3 классы.- М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Пропп В. Я. Поэтика фольклора: Собр. трудов /В.Я.Пропп. М.: Лабиринт, 1998.-351 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп /Сост., ред., пред. и прим. Б.Н.Путилова- АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1976.-325 с.
- Пути и средства эстетического воспитания /Под ред. Н. И. Киященко, И. А. Коникова. М.: Наука, 1989.- 191 с.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации /О.П.Радынов. М.: Гном-Пресс, 1999. — 80 с.- (Музыка для дошкольников).
- Радынова О.П. Слушаем музыку /О.П.Радынова. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
- Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Дисс. в виде научн. докл. .докт. пед. наук /О.П.Радынова. -М., 1999.-52 с.
- Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников /О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили.
- М.: Просвещение: Владос, 1994.-223 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике /В.Г.Ражников.- М.: Музыка, 1989. 312 с.
- Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» /В.Г.Ражников//Дошкольное воспитание, 1996, № 9. С.58−65.
- Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры /В.Г.Ражников. М: Музыка, 1993. — 189 с.
- Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы /В.А.Разумный. М.: Мысль, 1969. — 188 с.
- Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления /С.Х.Раппопорт //Эстетические очерки. М.: Музыка, 1967. — Вып. 2. — С. 312−355.
- Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Избранное /Н.К.Рерих /Сост. и автор вступ. статьи В. М. Сидоров. М.: Сов. Россия, 1979. — 382 с.
- Риккерт Г. Философия истории /Г.Риккерт //Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. — 410 с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание /С.Л.Рубинштейн. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. /С.Л.Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 322 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. /С.Л.Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1989. Т.Н. — 328 с.
- Рыжих С.Б. Взаимодействие педагога с детьми и их родителями как условие освоения контекста культуры: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. -М., 1996.-24 с.
- Самохин В. Эстетическое воспитание /В.Самохин. М: Мысль, 1985. -208 с.
- Сараф М.Я. Эстетика спорта /М.Я.Сараф. М.: Знание, 1978 С. — 63 с.
- Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике / А. Д. Семенова. Якутск:1. Изд-во ЯГУ, 1997. -77 с.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 271 с.
- Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнограф. исследований /В.Л. Серошевский. М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. — 713 с.
- Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной.- М.: АПН РСФСР, 1962. 370 с.
- Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе /В.К.Скатерщиков. М.: Знание, 1974.- 98 с.
- Скатерщиков В.К. Эстетическая культура советского человека /В.К.Стакерщиков -М.: Сов. Россия, 1964.-72 с.
- Скатерщиков В.К. Эстетические очерки (Сборник) /В.К.Скатерщиков.- М.: Сов. Композитор, 1963. 248 с.
- Слепцова А.Д. Якутский фольклор в воспитании детей. Методическое пособие /А.Д.Слепцова. Якутск: Якут.респ. нац. книжное изд-во, 1992. — 48 с.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов: (XIX начало XX вв.) / П. А. Слепцов. — Якутск: Кн. изд-во, 1989. — 160 с.
- Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой /А.Н.Сохор. Л.: Музыка, 1964. -87 с.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства /Изд. 2-е, переработ, и доп. /А.Н.Сохор.- М.: Музыка, 1970. 192 с.
- Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура /А.Н.Сохор.- М.: Советский композитор, 1975. 206 с.
- Столович Л.Н. Природа • эстетической ценности /Л.Н.Столович. -М.: Политиздат, 1972.-271 с.
- Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение /Л.Н.Столович. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкальноговосприятия) /Г.С.Тарасов. М.: Наука, 1979. — 191 с.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей /К.В.Тарасов. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.
- Тельчарова Р.А. Музыка и культура /Р.А.Тельчарова. М.: Знание, 1986. -63 с.
- Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: Из опыта работы /Р.А.Тельчарова. М.: Просвещение, 1991. — 158с.
- Теплов Б.М. Избранные труды /Б.М.Теплов. T.I. — М.: Педагогика, 1985. -329 с.2Ю.Тимофеева Р. Е. Культура и гуманизация образования: Учеб. пособие / Р. Е. Тимофеева. Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. — 157 с.
- Тиэргэн (Подворье): Программа семейного развития / Под ред. В. Н. Иванова и др. Якутск: Бичик, 2000. — 64 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки /Д.Н.Узнадзе /Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Модэк, 1997. — 447 с.- (Психологи отечества: Избранные психологические труды в 70 т.).
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования /А.К.Уледов. М.: Мысль, 1980.-271 с.
- Н.Усова А. П. Обучение в детском саду /А.П.Усова / Под ред. А. В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1981. 176 с.
- Уткин К.Д. Культура как система и самовыбор народа. Философия самосознания: Якут, модель /К.Д.Уткин. Якутск, 1999. — С.54.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений /К.Д.Ушинский /Ред.коллегия: А. М. Еголин. — M.-JI.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Образцовая тип. им. Жданова, 1948. T.III. — 692 с.
- Философия культуры: Философское понимание культуры: Учеб.пособие. -М., 1993.-51 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. -445 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. М., 1961.-334с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблема изучения и упражнения /Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1986. — 237 с.
- Франк C.JI. Реальность и человек /С.Л.Франк /Примечание Р. К. Медведевой.- М.: Республика, 1997. 478 с.
- Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви /Э.Фромм.- М.: Знание, 1990. 230 с.
- Холопов В.Н. Музыка как вид искусства /В.Н.Холопов. Ч.1., М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
- Художественная культура и развитие личности /Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987. — 222 с.
- Цукерман B.C. Музыка и слушатель /В.С.Цукерман. М.: Музыка, 1972. -208 с.
- Чиряев К. С. Волков Г. Н. и педагогика Республики Саха // Истоки народной педагогики и проблемы современной школы. Мирный, 1993. — С.9−11. 227. Чиряев К. С. Воспитание детей в семье: Пед. беседы / К. С. Чиряев. — Якутск: Кн. изд-во, 1973.- 118 с.
- Чиряев К.С. Педагогика жизни: Заметки, воспоминания, ст., рассказы / К. С. Чиряев. -Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998.-496 с.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника /Р.М.Чумичева. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1995.-272 с.
- Шаров Ю.В. и Полячек Г.Г. Вкус надо воспитывать (Беседы для молодежи) /Ю.В.Шаров, Г. Г. Полячек. Новосибирск: Кн. изд., 1960. — 80 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В.Н.Шацкая. М: Педагогика, 1975.-200 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогически сочинения /С.Т.Шацкий / Ред. коллегия: А. И. Волковский. -М.: Учпедгиз, 1958.-430 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 -х т./С.Т.Шацкий / Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — T.I. — 503 с.
- Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 7 томах. / Ф.Шиллер. T.VI. -М., 1957.- С. 270.
- Энциклопедический словарь по культурологии /В.И.Авдеев и др. — М.: Центр, 1997.-477 с.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору /Г.У.Эргис. М.: Наука, 1974. -402 с.
- Эстетика: словарь. М., 1989. — 318 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М., Просвещение, 1983. — 304 с.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования /Ин-т философии АН СССР.-М.: Искусство, 1981.-255 с.
- Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества /Е.И.Юдина.- М.: Аквариум ЛТД, 1999.-272 с.
- Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства /Л.Г.Юлдашев.- М.: Мысль, 1969. 183 с.
- Яворский Б.А. Статьи. Воспоминания. Письма /Б.А.Яворский. 2-е изд.- Т. 1. -М.: Сов. Композитор, 1972.- 711 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание /П.М.Якобсон. М.: Знание, 1976.-64 с.
- Якутский фольклор: Программа для детей дошкольного возраста /Сост.Л. П. Лепчикова, Х. К. Татаринова, Г. Н. Иванова. Якутск, 1993. — 95 с.
- Якутский фольклор: Хрестоматия для учащихся 5−9 классов русскояз. шк. -Якутск, 1993.-190 с.
- Adler A. L’Education des enfants /А. Adler. Paris: Payot, 1983. — 249 p.
- Berlioz H. A travers chants: Etudes musicales: Adorations. Boutades, critiques /Н. Berlioz. — Paris: Calmann Levy, 1898. — 348 p.
- Piaget J. Le Jugment Moral Chez L’Enfant / J.Piaget. Paris: Press Univers. Le France, 1957.-238 p.
- Анкета для музыкальных руководителей (допишите или подчеркните ответ)
- Образование: высшее музыкальноесредне-специальное музыкальное музыкальная школа другое
- Стаж работы музыкальным руководителем:
- До 3-х лет 5−10 лет свыше 20 лет 3−5 лет 10−20 лет
- Какую музыку Вы предпочитаете слушать? Вокальная: опера Оркестровая:
- Оперетта Народная песня Эстрадная песня Другое
- Инструментальная: фортепианная Скрипичная Виолончельная Другое
- Как часто Вы слушаете народную музыку? Часто редко иногда никогда
- Какую музыку Вы слушает с детьми на музыкальных занятиях: Классическую Народнуюнародная симфоническая эстрадная джаздругое1. Эстрадную1491. Собственного сочинения
- Любят ли Ваши дети слушать музыку?
- Да не очень нет затрудняюсь ответить
- Какую музыку любят Ваши воспитанники?
- Классическую Эстрадную Другоенародную детские песни
- Дайте определение понятию «музыкальная культура личности»
- Нужно ли воспитывать у дошкольников интерес к народной музыке? Да нет затрудняюсь ответить
- Достаточно ли внимания уделяете развитию музыкальной культуры детей в педагогической деятельности?1. Да недостаточно не уделяю
- И.По каким признакам, по Вашему мнению, можно определить развитие у старшего дошкольника музыкальной культуры?
- Какие методические приемы и формы работы способствуют развитию музыкальной культуры у детей?
- Какие цели Вы преследуете, используя народную музыку на занятиях?
- Что мешает применение произведений народного искусства в Вашей работе с детьми?
- Что бы Вы изменили, усовершенствовали в существующих программах по музыкальному воспитанию, чтобы решить проблему развития музыкальной культуры детей?1. Спасибо за ответы!1. Анкета для родителей
- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:1. Каков состав вашей семьи?
- Какое образование имеют отец и мать?
- На каком языке вы разговариваете дома с ребенком?
- Кто еще занимается воспитанием ребенка дома?
- Имеет ли кто-нибудь из вашей семьи музыкальное образование?
- Какую музыку Вы любите слушать сами?
- Знаете ли вы народные песни?
- Поете (играете на музыкальном инструменте) ли вы дома?
- Рассказываете ли вы их ребенку?
- Есть ли у вас (и у ребенка) дома атрибуты, национальные костюмы, национальные украшения?
- Предоставляете ли возможность ребенку слушать народную музыку? 18. Чему, по Вашему мнению, нужно уделять внимания на музыкальных занятиях в детском саду?
- Нужно ли слушать произведения народного творчества (олонхо, тойук, народные песни и т. д.) на музыкальных занятиях в ДОУ?1. Спасибо за ответы!
- В задании на выбор понравившегося музыкального произведения, результаты фиксировались как констатация, но не оценивались количеством баллов. Знания о музыке (интеллектуальный компонент)1. Любишь ли ты музыку?
- О чем рассказывает музыка?
- Может ли музыка передавать чувства, настроения людей?
- Какие чувства она передает?5. Как рассказывает музыка?
- Кого мы называем композитором?
- Кто сочиняет народную музыку?
- Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
- Назови свои любимые произведения.
- Количественные показатели уровня развития музыкально-эстетического сознания детей:
- Высокий уровень от 30 до 41 балла- Средний уровень — от 19 до 29 баллов- Низкий уровень — от 9 до 18 баллов.
- Репертуар для слушания детей старшего дошкольного возраста Отрывки из олонхо:1. «Туйаарыма Куо ырыата» в исполнении М. Канаевой-2. «Айыы Умсуур уда5ан"3. «Сорук Боллур"-4. «АбааЬы кыыЬын ырыата»
- Тойук «Сарсын, сарсын сарсыарда» в исполнении С. Зверева
- Песни «Татыйык», «МаныыЬыт кыыс ырыата», «Отчут ырыата», «ОЬуохай» в исполнении Е. Захаровой
- Музыкально-ритмические упражнения для разучивания
- Кулун-куллуруЬуу, тилэх тэпсэЬии, кымыЬы ибиирдии, тоюук oxcyhyy, кылыы, «от охсуу», «от мунньуу», «игиилээЬин», дьиэрэнкэй, движения осуохай (Вилюйский стиль)
- Танец: «Кымыс ункуутэ» («Танец с кумысом») муз. И. Филиппова-
- Песни: «Кымыстаах чороону котохтум» («Поднимаю сорон с кумысом») слова1. Н. Ефремова-1551. Подвижные игры
- Кылыйыы, тустуу, о5унан ытыы, ботууктэЬии, буурдааЬын, атаралаан сууруу, муЬэ быльдаЬыыта, уот кобутуутэ, сап хатыыта, эт быЬыыта.
- Якутские музыкальные инструменты
- Дунур, хомус, кырыымпа, купсуур, дьа5а, хабардьа, хабыр5ас, тонсуур и другие.
- Музыкально-дидактические игры1. Игра «Ой дуораана».
- Цель игры: развивать певческие навыки, работать над звукообразованием, дикцией.
- А) ход игры: педагог поет два такта «оЬуокайдыыр оЬуокай», затем, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая детям возможность повторить то, что было им пропето, затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют дети.
- Б) Ход игры: педагог поет без аккомпанемента, а дети повторяют слова шепотом, четко проговаривая каждый звук, каждую букву, чтобы были слышны все проговариваемые слова.2. Игра «Колукэчээн».
- Цель игры: развивать певческие навыки: правильное дыхание, напевность, плавность, протяжность пения. Игровой материал: синий платочек.
- Цель игры: развивать мелодический слух, правильное дыхание, работа над звукообразованием, чистотой интонирования. Игровой материал: мольберт, мел.
- Ход игры: ребенок начинает чертить полоску на мольберте только тогда, когда начинает петь, и заканчивает чертить на окончании фразы, где должен взять дыхание:
- Например: V Толору кымыстаах V1. V Чороону кото5он V1. V Дойдубут туЬугар V1. V До5отторум иЬиэ5ин V
- Педагог следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова.4. Игра «Сайын»
- Цель игры: развитие чистоты интонирования, песенного творчества. Ход игры: Педагог поет знакомую детям песню «Сайын». После исполнения показывает картинки с изображением птички, зайца, снежинок и т. д. и предлагает детям сочинить на эти картинки мелодию.
- Например: Ьыт-тыа, Ьыт-тыа, Ьыт-тыа, Ьыт-тыа,
- Кыра чыычаах. Ьыт-тыа, Ьыт-тыа, Чыычаах котто.1. Маленькая птичка.
- Ьыт-тыа, Ьыт-тыа, Птичка летит.5. Игра «Тиэргэннэ»
- Цель игры: развивать тембровый слух, внимание, звукообразование
- Игровой материал: Шапочки с изображениями домашних животных
- Цель игры: развивать динамический^ звуковысотный. тембровый слух, песен. Игровой материал: колокольчик.
- Ход игры: Дети выбирают ведущего. Педагог вместе с участниками игры прячет колокольчик. Ведущий должен по динамике исполнения песни найти колокольчик. Если ведущий подходит к колокольчику близко, дети поют громко и наоборот.
- Примерный перечень музыкально-ритмических движений
- Подражательные движения животных и птиц: — «бег оленя"-- «элементы движения стерха"-- «журавлиный ход"-- «полет орла» и т. д.-
- Элементы народных подвижных игр: — «атах тэпсии"-- «тилэх тэпсии"" — «наарта ыстаныы"-- «куобах"-- «кылыы"-- «маамыкта быра5ыы"-- «ыстана» и т. д.-
- Движения, имитирующие трудовой процесс: — «иистэнии"-- «имитии"-- «баттах орунуу"-- «от охсуу"-- «ох сааннан ытыы"-- «уЬаныы».