Проектное обучение.
Теория обучения
Так, например, Дж. Дьюи строил систему воспитания как формирование мышления школьника, обучаемого при помощи его собственной самодеятельности по решению взятых из повседневной жизни задач. Такой подход предопределил и содержание программ обучения: отбирались только те знания, которые могли найти практическое применение в жизненном опыте обучаемых. Важную роль в развитии проектного обучения… Читать ещё >
Проектное обучение. Теория обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • историю разработки метода проектов в педагогике;
- • дидактические особенности и сущность учебного проекта;
- • основные сферы применения и специализации метода проектов в образовании;
- • основные признаки классификации типологии учебных проектов;
- • особенности технологии проведения метода проекта в обучении;
- • основные критерии и требования к использованию метода проектов в обучении;
- • роль и функции учителя в проектном обучении;
- • преимущества и возможности применения проектного обучения;
уметь
- • характеризовать специфику метода проектов среди других образовательных технологий;
- • определять назначение и область применения метода проектов в образовательном процессе;
- • раскрывать и описывать основные этапы технологии проектного обучения;
- • применять критерии результативности метода проектов в оценке эффективности обучения;
- • опираться и использовать основные требования к применению метода проектов в обучении;
владеть
- • исследовательски-творческим подходом к организации учебного процесса;
- • основами формирования самостоятельной коллективной опытно-практической деятельности учеников.
В целях активизации образовательного процесса с точки зрения стимулирования самостоятельной работы учащихся был разработан и показал высокую продуктивность метод проектов. Данный метод А. В. Бычков рассматривает как «одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъект учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов» .
История проектного метода в педагогике берет начало с конца XVI в. с внедрения проектной работы в школах по обучению архитектуре в Европе. Изначально при помощи проектов педагоги пытались решить двуединую задачу: обеспечить прикладной характер процесса обучения и развить творческие способности будущих архитекторов. Однако проекты, выполняемые учениками, носили, в основном, гипотетический характер, развивающий преимущественно воображение, поскольку не имели реального «продукта» (выстроенного здания, памятника и т. д.), созданного в результате процесса проектирования.
Практическая направленность метода проектов получила развитие в России в так называемой Русской системе обучения ремеслу. Посредством ее учащиеся овладевали искусством ремесла через систему предписаний, последовательно ведущих учащихся от овладения элементарными теоретическими знаниями к практическому их применению. Следует особо отметить, что Русская система, с точки зрения современного отечественного исследователя М. В. Кларина, является одним из прототипов технологии учебного процесса.
Среди основных разработчиков проектного подхода были видные американские ученые-педагоги, такие как Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик и др. В противоположность традиционной системе обучения, основанной на запоминании нового материала, эти ученые считали приоритетным сам процесс самостоятельного познания учащимся нового материала, сопровождаемого рассуждениями и размышлениями.
Так, например, Дж. Дьюи строил систему воспитания как формирование мышления школьника, обучаемого при помощи его собственной самодеятельности по решению взятых из повседневной жизни задач. Такой подход предопределил и содержание программ обучения: отбирались только те знания, которые могли найти практическое применение в жизненном опыте обучаемых. Важную роль в развитии проектного обучения сыграли работы В. X. Килпатрика, основавшего свою концепцию на теории прагматического обучения Дж. Дьюи и положениях Э. Л. Торндайка, исследовавшего механизмы научения с позиций бихевиоризма (поведенческой психологии). Согласно В. X. Килпатрику, главными элементами процесса учения должны являться склонности, интересы и самостоятельность учащегося, составляющие основу мотивации, которая будет способствовать реализации самостоятельно поставленных детьми целей при решении практических проблем в реальной социальной среде.
Рассматривая «проект» как «целевой акт», В. X. Килпатрик подчеркивал большое значение проекта как целенаправленного действия, осуществляемого учащимися самостоятельно в соответствии со своими личностными потребностями и интересами. Более того, по его мнению, творческим считается тот проект, который планировался и выполнялся учащимися самостоятельно.
В отечественной педагогике начала XX в. метод проектов рассматривался как средство:
- — всестороннего упражнения ума и развития мышления (?. Ф. Каптерев);
- — формирования творческих способностей (?. П. Блонский);
- — развития самостоятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С. Т. Шацкий);
- — подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А. С. Макаренко);
- — слияния теории и практики в обучении (Е. Г. Касаров, М. В. Кружкина, В. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин).
В работах отечественных авторов проектирование рассматривается:
- — как процесс создания условий, обеспечивающих единство личностных и предметных целей, превращения потенциальных возможностей учащихся в актуальные (А. П. Тряпицина);
- — как интеллектуальная по своему характеру деятельность, призванная до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, спрогнозировать, оценить последствия тех или иных замыслов (В. Е. Радионов);
- — как средство становления системы ценностных ориентаций каждой личности, возможностей самореализации (И. С. Батракова);
- — как идеальное промысливание и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть (E. С. Заир-Бек).
E. С. Полат считает, что в проектировании сочетается логика науки, искусства, математики, технологии.
Суть метода заключается в том, что учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и представленные результаты работы над проблемой (от идеи до ее выполнения), обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя. По мнению Н. В. Матяш, учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения усвоенных знаний и умений. Н. В. Матяш считает, что проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого Н. В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников — это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.
С точки зрения учащегося, учебный проект — это, как отмечает Н. Ю. Пахомова, возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В чем же заключается педагогическая направленность метода проектов, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Как отмечает Е. Г. Каганов, в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта, по мнению того же автора, обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно осуществление проектной paooiы.
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.
Метод проектов, как утверждает А. В. Бычков, показал свою универсальность, найдя широкую сферу применения в образовательном процессе, в частности, в решении таких задач, как:
- — реализация межпредметных связей и практическое применение приобретенных знаний;
- — личностное развитие участников процесса проектирования через повышение мотивации деятельности учащихся, воспитание деловых качеств их личности, развитие творческих способностей и т. д.;
- — формирование навыков осуществления проектной деятельности: целеполагания, анализа, оценки результатов собственного труда;
- — самоопределение учащихся в будущей профессиональной деятельности.
Научный характер проектирования отражается в системе следующих действий: «идея — гипотеза — выбор вариантов решения — исследование — продукт — ценность продукта». Искусство реализуется через такие действия, как «замысел — разработка и реализация способов достижения — организация процесса достижения — результат — продукт — оценка продукта» .
Технологический характер проектирования предопределен, на наш взгляд, его деятельностной природой, позволяющей представить процесс проектирования в виде детально расписанного алгоритма действий по его осуществлению, который включает основные компоненты деятельности от формирования замысла до его воплощения в практике и анализа результатов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Типология проектов зависит от ряда признаков. По основанию доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная) проекты могут быть практико-ориентированные, информационные, творческие и др. По охвату предметно-содержательной области выделяются моно-проекты (в рамках одной области знания) и межпредметные проекты. По характеру координации работы обучаемых отличаются проекты с открытой координацией и проекты со скрытой (неявной) координацией. По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми. По продолжительности выполнения различаются краткосрочные и долгосрочные проекты.
Технология проведения метода проекта предполагает реализацию следующих этапов работы обучаемых:
- 1) представление проблемной ситуации (устно; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и т. д.);
- 2) мозговая атака;
- 3) обсуждение;
- 4) выдвижение гипотез;
- 5) определение типа проекта;
- 6) организация малых групп сотрудничества, распределение ролей;
- 7) обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов;
- 8) самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием;
- 9) промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке);
- 10) оформление результатов проектной деятельности;
- 11) защита проекта, оппонирование, дискуссия;
- 12) выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов;
- 13) самооценка, внешняя оценка.
Результативность выполнения проекта определяется по следующим критериям:
- — значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- — корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- — активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- — коллективный характер принимаемых решений;
- — характер общения и взаимопомощи участников проекта;
- — необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- — доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- — эстетика оформления результатов проекта;
- — умение отвечать на вопросы оппонентов.
Среди ведущих требований к использованию метода проектов в обучении исследователи выделяют следующие:
- 1) наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- 3) самостоятельная деятельность учащихся;
- 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- 5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- — определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- — выдвижение гипотезы их решения;
- — обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- — обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- — сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- — подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- — выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Стоит отметить, что лучше, если выбор тематики проектов осуществляется самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
E. С. Полат считает, что проектное обучение способствует формированию как критического, так и творческого мышления, потому что использует множество дидактических подходов: обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, проблемное обучение, дискуссия, групповое обучение.
Кроме того, этот метод:
- — поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффектной и психомоторной областях на всех уровнях: знания, понимания, применения, анализа, синтеза;
- — обладает свойством самомотивирования, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- — приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Метод проектов в дидактическом плане позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и используется метод обучения в сотрудничестве.
При работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
- — помогает ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом;
- — сам является источником информации;
- — координирует весь процесс;
- — поддерживает и поощряет учеников;
- — поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом.
Проектная деятельность как метод и средство обучения соответствует тому, что С. Л. Рубинштейн называл «специфическим способом научения или овладения знаниями в процессе деятельности». В. В. Гузеев относит проектное обучение к интегральным технологиям, которые «явно направлены на развитие деятельности, а не накопление фактов». В то же время автор считает, что проектное обучение основано на стохастической парадигме, для которой важен приоритет человеческой личности, установка на самоактуализацию, самореализацию и т. д.
Рассматривая технологию учебного проектирования, Д. Г. Левитес считает, что она является одним из вариантов продуктивного обучения, которое реализует практику личностно-ориентированного обучения. Причиной тому служат два обстоятельства:
- — создание учащимися «нового продукта»: знание (субъективно новое) или личностное новообразование (потребности, запросы, способности);
- — учащийся выступает в роли полноценного субъекта учебно-познавательной деятельности, важными компонентами которой являются целеполагание и рефлексия.
Начиная с 80-х годов XX в. проектное обучение стало выстраиваться уже как некая система, имеющая определенные цели, задачи, содержание и методы, направленные не столько на приобретение учащимися знаний в процессе практической работы, сколько на личностное развитие и саморазвитие обучаемых.
В целом личностная ориентация технологии проектного обучения достигается, во-первых, за счет «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в резуль тате ее выполнения. Во-вторых, образовательная технология обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в рамках процесса обучения, в авторскую позицию, одними из основных показателей которой являются такие компоненты деятельности проектирования, как целеполагание и рефлексия.
Приведенные выше характеристики позволяют констатировать, что применение проектирования в личностно-развивающем ключе приводит, в конечном счете, к таким качественным новообразованиям, которые составляют основу компетентности учеников. В этом состоят преимущества метода проектов перед традиционным образованием. Среди таких преимуществ А. В. Бычков выделяет следующие.
- 1. Трансформация доминирующей роли педагога. Учащийся становится в позицию субъекта процесса образования, он сам отбирает нужную ему информацию, сам определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Педагог становится партнером, может лишь помочь ему в этом.
- 2. Отсутствие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В проективном образовании знания могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть «неистинными», противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости — дело самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире.
- 3. Основной элемент проективного образования составляют не знания или информация, а познавательно-исследовательская деятельность. Различие здесь состоит в том, что знания представляют собой результат самостоятельной деятельности познания, проверенный практикой и ставший личностным достоянием. Главной особенностью такого результата является истинность и непротиворечивость.
- 4. Процесс работы не менее важен, чем результат. Проект не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной и конечной цели развитие творческих способностей.
- 5. Опыт разрешения целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не оставлять на половине пути. В системе проектного обучения особенную важность приобретает умение самостоятельно думать, вырабатывать собственные решения.
- 6. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся.
- 7. Система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результатам.
Возможности применения проектного обучения в русле формирования компетентности состоят в том, что оно может:
- — способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
- — позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
- — развивать у каждого позитивный образ себя и других;
- — развивать у учащихся умение истинно оценивать себя;
- — развивать у учащихся необходимые социальные навыки (коммуникабельность, умение сотрудничать, слушать и слышать собеседника);
- — обеспечить механизм развития критического мышления учащихся, умение искать путь решения поставленной задачи;
- — развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
На современном этапе проектное обучение широко используется в образовательном процессе как средство: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать знания, критического мышления (E. С. Полат); перевода ученика в позицию субъекта учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов (Д. Г. Левитес); развития коммуникативных, личностных, социальных и других способностей (Н. В. Матяш); активизации резервных возможностей личности, ее творческих способностей (Е. Л. Липканская); и т. д.
Отмеченные аспекты проектного обучения позволяют понять, почему в настоящее время этот метод оформляется как целостная технология обучения, способствующая овладению учащимися методологическими знаниями, умениями и навыками осуществления самостоятельной исследовательской деятельности как основы дальнейшего самообразования, как средства развития и саморазвития профессиональной и методической компетенций обучаемых и их личностных качеств.
Метод проектов наиболее адекватен для задачи развития учебной компетентности, поскольку он позволяет соединить главные составляющие ее формирования, а именно развитие познавательной направленности личности школьника с опытом его самостоятельной исследовательской деятельности в качестве субъекта образовательного процесса.
Психологически применение метода проектов целесообразно именно в старших классах, поскольку данный метод отвечает возрастным особенностям обучения, прежде всего необходимости увеличения доли самостоятельной и творческой активности школьников в учебном процессе.