Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация государственной политики в сфере среднего образования: анализ актуальных проблем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью данной статьи является анализ современных положений государственной политики по развитию образовательной среды в России, выявления ее специфических черт по отношению к субъектам сферы среднего образования. Для достижения цели исследования был проведен анализ нормативно-правовых актов и законодательных документов, в которых рассматриваются правовые механизмы регулирования… Читать ещё >

Реализация государственной политики в сфере среднего образования: анализ актуальных проблем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование имеет значительное влияние на все стороны жизни и деятельности страны, социума, человеческой цивилизации в целом. В условиях современной научно-технической и информационной революции образование функционирует как сложный социально-экономический организм, играет важную роль в прогрессе человечества. Оно является одной из важных отраслей трудовой и познавательной жизнедеятельности.

Состояние среднего образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, среднее образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. С другой стороны, расширение сферы образования и изменения его статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, что свидетельствует о кризисных явлениях в сфере государственного управления в среднем образовании.

Сегодня проблема реформирования образования требует особого внимания. Государственная политика в области среднего образования является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики. Все, что происходит в обществе, природе, развитии человеческой культуры, так или иначе влияет на формирование и осуществление образовательной политики, функционирование системы образования в целом.

Анализ последних исследований и публикаций дает нам основание сказать, что современный научный мир определяет образование как универсальную категорию, которая выступает объектом различных отраслей знаний. С одной стороны, образование рассматривают как источник знаний, с другой — как «двигатель» развития.

Современные авторы, рассматривающие проблемы модернизации отечественного образования большое внимание уделяют исследованию государственной политики в области среднего образования и направлений его развития. В частности, вопросами проблематики реализации государственной политики в сфере среднего образования занимались такие исследователи, как Котенев В. А., Кузьмин А. В., Жилина А. И., Андрюшина Е. В., Луценко Н. О., Агаркова Д. А. и др. 8, 7, 6, 5].

Целью данной статьи является анализ современных положений государственной политики по развитию образовательной среды в России, выявления ее специфических черт по отношению к субъектам сферы среднего образования. Для достижения цели исследования был проведен анализ нормативно-правовых актов и законодательных документов, в которых рассматриваются правовые механизмы регулирования организационно-экономических отношений в социально-культурной сфере, определены направления оптимизации современной законодательной политики государства в сфере среднего образования.

В современном социо-экономическом словаре Райзберга Б. А. под образованием понимается как процесс, так и результат усвоения личностью определенной системы научных знаний, практических умений и навыков и связанного с ними того или иного уровня развития ее умственно познавательной и творческой деятельности. Образование — это специальная сфера социальной жизни, уникальная система, своеобразный социокультурный феномен, который способствует накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальному развитию человека [9, c. 325].

В частности, Агаркова Д. А. в своих работах рассматривает среднее образование как целостную, социальную и открытую систему [5, с.103]. Основными составляющими этой системы являются:

  • 1) Предоставление возможностей каждому изучать общеобразовательные дисциплины, исходя из общественных и личных потребностей;
  • 2) Совокупность звеньев образования, органически взаимосвязанных между собой, которые динамично развиваются и обеспечивают преемственность в обучении;
  • 3) Формирование и оптимизация пути к постоянному совершенствованию интеллектуального и духовного потенциала общества.

Проблема развития образования как институции в основном сводится к анализу проблемы развития человека, поскольку образование должно его поддерживать и обеспечивать.

Общее среднее образование — это целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, а также выработка средств познавательной и практической деятельности, результатами которой является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности [10, c.152].

С нашей точки зрения, можно выделить две основных направленности современной государственной политики в сфере среднего образования, которые вызывают проблемы в отношении своего исполнения: внедрение инноваций в образовательный процесс и обеспечение дистанционного образования нуждающимся.

С целью достижения единообразия образовательного процесса Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11) [4] предусмотрены федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) [2]. Стандартами определены основные требования к фундаментальному содержанию каждого предмета, излучающегося в средней школе.

Еще одним законодательным актом государственной политики в сфере среднего образования является Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [1]. Данный Стандарт определяет пути реализации образовательной деятельности в средней школе, выдвигает конкретные требования относительно результатов обучения, содержит непосредственно структуру основной образовательной программы. С помощью данного Стандарта представляется возможным унифицировать систему среднего общего образования. Это поможет избежать разности в уровнях и качестве преподавания, а также даст одинаковые возможности получения знаний для каждого ученика вне зависимости от территориального расположения.

Следует также отметить, что Стандарт предусматривает сохранение культурной и языковой идентичности многонационального народа России, что является немаловажным в нынешних политических условиях.

Очевидным является то, что государственная образовательная политика является достаточно гибкой, учитывающей особенности образовательного процесса в современных условиях. В связи с чем, хотелось бы здесь отметить постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы» [3].

Основные цели Программы заключаются в создании условий для успешного и действенного развития среднего образования, которое сосредоточено на обеспечении доступности качественного образования, соответствующего современному инновационному развитию социума России.

Фундаментальные задачи Программы заключаются в создании и распространении структурных и технологических инноваций в среднем образовании; развитии современных механизмов и технологий общего образования; формировании востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Кроме того, Программа не обходит вниманием и учеников, которым требуются особые условия для получения среднего образования. Речь идет о дистанционном образовании и его реализации с помощью должного обеспечения техническим и информационным оборудованием.

К основным реформам среднего образования за последние годы следует отнести:

  • 1. Перевод школьников на одну смену и специальные условия обучения для школьников с особенными потребностями. Данный аспект предусматривает увеличение числа школ, предоставление возможности обучаться дома. Здесь проблема заключается, в основном, в должном финансировании новых, современных учебных заведений. Кроме того, при внедрении дистанционного обучения возникают проблемы, связанные с устаревшими формами преподавания и отсутствием инновационного подхода при реализации образовательного процесса.
  • 2. Государством предусмотрено увеличение количества экзаменов для школьников после 9-ого класса. Стандартом среднего образования предусмотрено качественное отслеживание результатов образования. Безусловно, здесь возникает сопротивление со стороны учеников, для которых сложно сдавать два обязательных (русский язык и математика) и два предмета по выбору, так как их результаты повлияют на общий балл аттестата. Опять же, не все ученики способны достаточно хорошо подготовиться сразу к четырем предметам, что, безусловно, приведет к ухудшению результатов по двум обязательным предметам.
  • 3. Внедрение электронных учебников. Вопрос замены бумажных книг электронными назревал уже более десяти лет. Теперь данная инновация закреплена на законодательном уровне. И все же, не каждая семья, на данном этапе экономического развития, может позволит себе приобрести устройства, поддерживающие электронные носители информации.
  • 4. Реформа, связанная с повышением качества преподавания школьных дисциплин. В соответствие с Программой по развитию образования, контроль за качеством образования должен быть усилен. Нельзя с уверенностью сказать, что данное изменение действительно повысит старания преподавателей, ведь к любым аттестациям и проверкам с серьезностью относятся лишь на момент их непосредственного выполнения. Но, в перспективе, государством планируется преодолеть кратковременность накопленных для проверки знаний у преподавателей среднего образования.

Конечно же нельзя не отметить еще одну проблему, связанную с улучшением материально-технического оснащения образовательных учреждений, особенно это относится к сельским школам. Развитие электронных сетей, мультимедийных средств обучения может существенно изменить форму, содержание, а возможно, и смысл школьного образования. На сегодня инновационные методы с использованием технических средств обучения применяют преимущественно педагоги общеобразовательных учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев) и школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также учителя частных средних школ. На государственном уровне принимаются меры по информатизации общеобразовательных школ, но, по всей видимости, пока недостаточные. В целом тенденция положительная, но среднее образование требует увеличения государственного финансирования для эффективного ее функционирования и сохранения потенциала отрасли.

Совершенствование уровня среднего образования не должно быть некоторой изолированной прерогативой государства, а должно учитывать общественное мнение. Специалисты неоднократно отмечали, что, прежде всего, необходимо инициировать общенародное обсуждение цели реформирования, содержания реформ и их последовательности; широко обсудить эти вопросы на научных и научно-практических конференциях, заседаниях ученых советов, родительских собраниях, в средствах массовой информации и т. д. 8, c.5].

Анализ мероприятий, направленных на реформирование среднего образования в современных условиях, позволил сформировать ряд проблем, тормозящих эти процессы. К ним можно отнести: 1. Старение и непродуктивная подготовка педагогических кадров.

  • 2. Несовершенная система управления и финансирования образования.
  • 3. Отсутствие надлежащей материально-технической базы, соответствующей современным требованиям.
  • 4. Устаревшие методы и подходы к обучению; медленное и бессистемное обновление его содержания.

На решение данных проблем и направлена Программа развития образования, первые ее этапы уже были проведены в течение 2016 года. Итоги реформ показали, что многие аспекты нововведений являются проблематичными. Среди них — введение инновационных технологий в сфере среднего образования.

В процессе реализации образовательного Стандарта были выявлены определенные несовершенства: перегруженность учебным материалом; недостаточная сбалансированность гуманитарной, естественно-математической, технологической составляющих; неполное обеспечение возможностей для индивидуализации обучения в средней школе.

Но, все-таки, стоит отметить, что произошли сущностные изменения в сети общеобразовательных учебных заведений. Происходит совершенствование учебно-материальной базы на регулярной основе, что, несомненно, способствует успешной реализации всех предусмотренных образовательным стандартом требований.

Вопросы реализации государственной политики в сфере среднего образования это процесс не сиюминутный и, весьма, напряженный, ибо как в свое время говорил великий французский философ Вольтер: «никогда не бывает больших дел без больших трудностей».

государственный образовательный политика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
  • 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • 3. Постановление от 23 мая 2015 г. No 497 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы»
  • 4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  • 5. Агаркова Д. А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник государственного и муниципального управления. — 2013. _ № 2. — С. 101−108
  • 6. Андрюшина Е. В., Луценко Н. О. Государственная политика РФ в области образования // Власть. — 2014. _ № 7. — С. 77−81
  • 7. Жилина А. И. Направления государственной образовательной политики до 2020 года. — 2011. _ № 3 (том 3). — С. 117−123
  • 8. Котенев В. А., Кузьмин А. В. Государственная политика в области образования в России на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2015. _ № 3. — С. 3−8
  • 9. Райзберг, Б. А. Современный социоэкономический словарь. _М.:ИНФРА-М, 2012. — 629 c.
  • 10. Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств — участников СНГ / Под ред. М. А. Вуса и В. В. Бондуровского. — СПб.: Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012. — 360 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой