Памятка 1. О подготовке к родительскому собранию
Типичные неконструктивные способы реагирования на необоснованные претензии: Информация об учебной деятельности: — изучаемые темы (за отчетный период); Стремление переложить ответственность (жалоба в администрацию). Характеристика качества выполнения учеником домашних заданий; Этапы конструктивной беседы с родителем могут быть следующие. Трудности, возникающие у ребенка в учебной деятельности… Читать ещё >
Памятка 1. О подготовке к родительскому собранию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К родительским собраниям каждому учителю-предметнику необходимо подготовить тезисы беседы с родителями, в которых должны отражаться следующие вопросы.
- 1. Достижения ученика за прошедший период (в учебном и личностном плане, с яркими примерами, показывающими, что вы цените и принимаете индивидуальность ребенка).
- 2. Информация об учебной деятельности:
- — изучаемые темы (за отчетный период);
- — чему должен был научиться ученик (конкретно);
- — чему научился ребенок;
- — характеристика работы ученика на уроке;
- — характеристика качества выполнения учеником домашних заданий;
- — трудности, возникающие у ребенка в учебной деятельности;
- — принципы оценивания работы (в том числе из чего складывается четвертная оценка).
- 3. Ваша работа по преодолению названных трудностей:
- — проделанная работа — описание форм и методов работы на уроке и консультациях;
- — перспективная работа.
- 4. Рекомендации родителям — чем родители могут помочь своему ребенку, поддерживая усилия педагогов (конкретно). Их лучше готовить в косвенной форме (например, «Для Вани было бы оптимальным…», «Саше было бы полезно…», «Чтобы ситуация улучшилась…», «Эффективность учебы повысится, если…», «Ваше участие поможет…»).
Памятка 2. О взаимодействии с родителями, имеющими претензии.
Виды претензий:
- — обоснованные, опирающиеся на реальные факты;
- — необоснованные, опирающиеся на субъективную интерпретацию фактов, домысливание родителями, т. е. не соответствующие действительности.
Если родитель обращается с обоснованной претензией, то педагог работает с реальной ситуацией — выясняет причины, определяет пути ее исправления.
Если родитель обращается с необоснованной претензией, то возможны два варианта действий — неконструктивный и конструктивный.
Типичные неконструктивные способы реагирования на необоснованные претензии:
- — стремление оправдаться;
- — обвинение себя;
- — обещание исправить ситуацию;
- — поиски виновного (взрослого или ребенка);
- — стремление переложить ответственность (жалоба в администрацию).
Конструктивный способ реагирования на необоснованные претензии опирается на понимание действительных потребностей родителя:
- — выплеснуть агрессию, раздражение;
- — почувствовать собственную силу, значимость;
- — избежать одиночества;
- — скрыть родительскую некомпетентность;
- — снизить свои страхи за ребенка.
Этапы конструктивной беседы с родителем могут быть следующие.
- 1. Необходимо «побыть» в предъявляемой ситуации:
- — выслушать родителя, дать ему выговориться столько, сколько ему требуется;
- — показать понимание («Я понимаю, что вы обеспокоены…», «Понятно, что вас огорчает…», «Я с вами абсолютно согласен» и т. д.).
- 2. Выйти из конкретной ситуации на общие проблемы ребенка («А вот меня беспокоит…», «Я часто замечаю…», «Саше трудно…» и т. д.).
- 3. Описать свои действия в отношении проблемы ребенка.
- 4. Запросить помощь родителя в разрешении проблемы ребенка.
- 5. В случае необходимости адресовать родителя к психологу.
Как правило, после проведения таких минисеминаров тревога педагогов в отношении встреч с родителями, особенно с неадекватной реакцией, существенно снижается.
Следующий шаг, который необходимо сделать для снижения чувства незащищенности, — это дать учителю право на ошибку. Среди педагогов обычно бывает довольно много перфекционистов, т. е. людей, стремящихся выполнить любую работу очень хорошо. Малейший недочет, ошибка вызывают у них сильную тревогу, нередко сопровождающуюся чувством вины. Поэтому полезно на педсоветах, производственных собраниях ставить вопрос о закономерности ошибок в любом труде. Учитель должен знать, что он имеет право на ошибку даже на открытом уроке и что недостаточно верные действия на обычном уроке, даже зафиксированные сотрудниками администрации, не являются свидетельством его профессиональной некомпетентности.