Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования
Диссертация
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная программа и методические рекомендации по организации эстетического образования подростков на основе синтеза различных видов искусств используется в учебно-воспитательном процессе муниципальных образовательных учреждениях № 12, ведется подготовительная работа по использованию программы в МОУ № 46, 56, 80, 153 г. Челябинска… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И
- 1. Сущность понятая «эмоционально-нравственная саморегуляция» в системе психолого-педагогических категорий
- 2. Современные аспекты эстетического образования подростков
- 3. Ситуация успеха: педагогический прием и условие развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков
- Выводы
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА. РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
- 1. Методика и организация экспериментальной работы
- 2. Структурно-функциональный анализ содержания экспериментальной работы по программе «В мире гармонии и красоты»
- 3. Результаты опытно-экспериментального исследования
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская Н. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 230 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать : Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985. 448 с.
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. Художник, 1968. 286 с.
- Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 2.- М.: Сов. Художник, 1979.- 335 с.
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание / Искусство в школе: Сб. науч. тр. М., 1990. С 18 — 39.
- Аминов Н.Н. Искусство в школе или школа искусств ?: Приоритеты художественного воспитания и личность педагога // Искусство в школе, 1993. № 5.-С 18−20.
- Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности : Автореф. дис.канд. пед.наук. М. Д971.- 21с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН' РСФСР, I960.- 486 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Сов. Педагогика. 1965. № 1. С 36 42.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Принципы системной организации функций. М., Педагогика. 1973. -323 с.
- Аплетаев М.Н. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками : Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1979.-17 с.
- Аргеткина К.М. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5−6 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Калининград, 1966.- 21с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка. 1971. 97 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Педагогика. 1976.-157 с.
- Бабанский Ю. К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи : Избр. искусствовед, тр. М.: Сов. Художник, 1981.- 352 с.
- Бакушинский АВ. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
- Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. М.: Новая Москва, 1922. -122 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, — 445 с.
- Безрукова B.C. Педагогика : Учеб. Для учащихся индустр.-пед. техникумов и студентов инж.-пед.спец. Екатеринбург, 1993. 316 с.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. Обл. Ин-тусоверш. Учителей. Екатеринбург, 1992, — 93 с.
- Белкин АС. Знаете ли вы своего ребенка? М. -: Знание, 1986, — 80 с.
- Белкин АС. Основы возрастной педагогики : В 2ч. /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -176 с.
- Белкин АС., Зимина И. С., Яковлев В. И. Технология развивающих игр -занятий у детей младшего школьного возраста : Метод.реком. Екатеринбург: УГПУ, 1995. 48 с.
- Белов В.И. Лад : Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1982. 293
- Бернштейн Н. А, Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 413 с.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания : Методол. аспект. Каунас: Швиеса, 1984. -190 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 484 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве — Нормы и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Брунер Дж. Процесс познания. М.: Педагогика, 1977. -132 с.
- Вагнер Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира: К постановке вопроса // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура -среда / Сост. И научн. Ред. МАНекрасова. М.: Изобразит. Искусство, 1988.- с.97−140
- Вагнер Г. К. В.М.Василенко исследователь народного творчества / В.М. Василенко. «Народноеискусство: Избр. тр. о народ, торчестве Х-ХХ веков». М.: Сов. художник, 1974. — С 7−15.
- Вагнер Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства / Проблемы народного искусства / Под ред М. А, Некрасовой и К. А. Макарова. М.: Изобразит. Искусство, 1982. С 46 — 55.
- Вагнер Г. К. Трудности мнимые и истинные //Декор. Искусство СССР. 1973. № 7.-С 15−20.
- Вальдман А.В. Эмоциональное напряжение как детерминатор функциональной системы поведенческого акта : Тезисы докладов XXI11 совещания по проблемам высшей нервной деятельности. Горький, 1972. -101 с.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.: Искусство, 1977. 464 с.
- Василенко В.М. Народное искусство : Избр. тр. о народ, творчестве X XX веков. М.: Сов. художник, 1974. — 294 с.
- Васильев Н.А. Эмоции и мышление. М.: Просвещение, 1980.-190 с.
- Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы : Дис. .д-рапед.наук. М., 1987.- 404 с.
- Веккер JI.M. Психологические процессы. Т.З. М.: Наука, 1981. 246 с.
- Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г. ПШевченко, В. П. Юсова. Луганск: Изд-во НИИ Худ.восп. АПН СССР, 1989. -178 с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций /Психология эмоций. М.: Педагогика, 1984. -С 3 28.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Педагогика, 1976, -142 с.
- Возрастая и педагогическая психология /Под ред. АВ.Петровского. 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. 228 с.
- Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством /НИИ общ. Педагогики АПН СССР, Под ред. Б. П. Юсова. -М., 1981. -159 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Выготский JI.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379 с.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. М.: Просвещение, 1982.
- Гавриловен К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям : Дис. д-ра пед.наук. Минск, 1989.- 372 с.
- Глотова Г. А- Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: Дис. канд.пед.наук. М., 1983. 183 с.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-160 с.
- Горяева Н. А Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Дис. канд.пед.наук. М., 1991.-230 с.
- Гумманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред. В. Л. Полякова, Н. И. Элиасберг. М.: Просвещение, 1992. -192 с.
- Давыдов В.В. Категория деятельности и психологического отражения в теории АНЛеонова // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1979. № 4. С 25−46.
- Давыдов АН. Опыты экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста // Учебные записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956, С 29−44.
- Даль В.И. Толковый словарь живиго великоруссого языка : В 4-х т. Т. З М.: Русский язык, 1989. 779 с.
- Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. М.: Изд-во АН СССР, 1953. — т.5. — 231 с.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. д-ра псих.наук. М., 1985, 33 с.
- Домодедов В. А, Бояринцев В. П., Богомолова Н. Э. Особенности световос-питания в ситуации психологического стресса / Вопросы психофизиологической активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1979. -186 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. -160 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. Педагогика. !988. № 1. с. 70−75.
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: йзд-во МГУ, 1982. -198 с.
- Зубарева C.JI. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей : Автореф.дис.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1996. 21 с.
- Изард К. Эмоции человека: пер. с анг. М.: Изд-во МГУ, 1980.-440 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1−8 классы: Прогр. с крат. Метод, рекомендациями / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1992. -130 с.
- Изобразительное искусство: Прогр. Для 1−9 классов / Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1994. -159 с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусства. Санкт-Петербург, ИТ, 1996. 232 с.
- Калинин В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая саморегуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 175−179.
- Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1986.- 48 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод, реком. Екатеринбург: УГПУ, 1997. 35 с.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся : Метод, рекомендации. Екатеринбург: УГПИ, 1995. 36 с.
- Кеннон В. Физиология эмоций. Л.: Медицина, 1970. -114 с.
- Кичитинова Н. А Основные проблемы воспитания гуманности у подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. Иркутск, 1971. 21 с.
- Конопкин О. А Психологические механизмы деятельности. М.: Наука, 1980. -195 с.
- Конопкин О. А Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. -183 с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. ААБодалев,
- АМалькова, ЛИ. Новикова, В. А Караковский // Педагогика. 1992. № 34.-С 11−19.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся : Учеб. Пособие / Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1995. 36 с.
- Коршунова Л. С. Пружинина Б.И. Воображение и реальность : Опыт мето-дол. анализа познавательных функций воображения. М.: Изд-во МГУ, 1989. -182 с.
- Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
- Крутецкий В. А Психология. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
- Куриленко Л.В. Взаимосвязь уроков музыки и чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности младших школьников / Начальная школа, 1994. № 4. с. 27.
- Ларионова И. А Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель ученики : Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1996. — 28 с.
- Левин В. А Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 98 с.
- Лейбсон В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования // Магистр. 1991. № 1. с. 51−63.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принципы развития психологии. М.: Педагогика, 1978. с. 115 121.
- Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Просвещение, 1972. -т.8. с. 43−90.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. -с.33−42.
- Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность./ Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. -140 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
- Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983^ -256 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности психологии / / Психологический журнал. 1981. т.2. — № 6. — с. 23−27.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -161 с.
- Лутошкин АН. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. 48 с.
- Майнова М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности : Дис.. канд. Пед.наук. М., 1993. -148 с.
- Маковский Н. А Чувственное восприятие и практика: Дис. .канд.фил.наук. Киев, 1973. 194 с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития : психотехника риска и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994. -160 с.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -183 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 91 с.
- Мелик- Пашаев, А А Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
- Мелик- Пашаев, А А Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. № 1.-с. 22−45.
- Мелик- Пашаев АА, Новлянская З. Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка / Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Педагогика, 1988. С. 44−57.
- Монич К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения учащихся старших классов : Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1967. 29 с.
- Мудрик АВ. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика. 1984. -11 с.
- Наживин Ю.С. Оценка качества психической саморегуляции / Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. М.: Просвещение, 1976. с. 81−123.
- ИЗ. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 71 с.
- Некрасова М. А Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля: Художеств, предмет интерьер — архитектура — среда / Сост. И науч. рук. М.АНе.фасова. М.: Изобраз. Искусство, 1988. — С. 43−96.
- Некрасова М. А Народное искусство России: Народ, творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. 220 с.
- Некрасова М. А Народное искусство России как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983. 344 с.
- Некрасова М. А Народное искусство как часть культуры: Теория и практика: Автореф.дис. д-ра искусствоведения. М., 1985. 51 с.
- Неменская Л. А Эстетический характер самосознания // Сов.педагогика. 1990. Ж 12. с. 71 — 76.
- Неменский Б.М. Искусство школа — формирование личности. М,: Просвещение, 1983. — 286 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты : О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение //Вестник образования, 1993. № 6. с. 80−91.
- Нововлянская З.Н. Почему детя фантазирует ? М.: Знание, 1978. 48 с.
- Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. 383 с.
- Одуева И.К. О переходе от ощущений к мысли : К истории умственного развития ребенка. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. -120 с:
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд, стереотип. М.: Рус.яз., 1982. — 816 с.
- Орнамент сквозь века / Из беседы с академиком Б. АРыбыковым // Юн. художник, 1980, № 2. с. 17−22.
- Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: Прогр. для нач. школы / Под ред. Т. Я. Шпиналовой. М.: Просвещение, 1992. -120 с.
- Основы художественного ремесла: Пособие дон учителя. В 2-х ч. / Под ред. В. АБарадулина и О. В. Танкус, 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986.-238 с.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Шд ред. Н. АКушаева, М.: Просвещение, 1986. 240 с.
- Основы эстетического воспитания: Учеб. пособие / Под ред. А. К. Дремова. М: Высш. школа, 1975. 327 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд., доп. М.: Изд-во АН СССР, 1951. т.З. — кн.2. — с. 188.
- Пасынкова АВ. Взаимосвязь показателей психомоторной саморегуляции с особенностями фоновой ЭЭГ и свойствами нервной системы / Психологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Просвещение. 201 с.
- Педагогика искусства и школа / Сост. Е. КЛухман, Н. Н. Михайлова. М.: Сов. художник, 1982. 292 с.
- Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А Кайрова. В 4 т. Т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 879 с.
- Пестриков С. Г. Тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960-е 80-е гг.): Автореф.дис. кнд.пед.наук. М., 1994. -19 с.
- Петровский В. А К проблеме активной личности в познавательной деятельности. Ульяновск, 1981. -157 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Музыка, 1994. 205 с.
- Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / Вопросы психологии. 1988.-№ 5.-с. 141−146.
- Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦНТ и КПР МКСССР, 1991. -102 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -189с.
- Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе : Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1972. 24 с.
- Подласый И.П. Педагогика / Учеб.пос. для высш.пед.учеб. заведений- М.: Владос, 1996. 630 с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
- Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным иекуством : В помощь клубным работникам. М.: ВНМЦ НТ МК СССР, 1989. -144 с.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.
- Поблемы эстетического воспитания подростков: Сб.науч.метод.ст./ Под ред. JI.B. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. 96 с.
- Прядейн А.П. Философские аспекты проблемы активности самосознания // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1986. с. 3−10.
- Психология: словарь (под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд.исп. и доп.) М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. 224 с.
- Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. -182 с.
- Равкин З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования 11 Сов.педагогика. 1974. № 10. с.69−79.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. -190 с.
- Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. 81 с.
- Раппопорт С.В. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Просвещение 1972.-198 с.
- Революция искусство — дети: Материалы и документы: Из историй эсте-тич.воспитания сов.шк.: Кн. для учителя. В 2 ч. Ч.П., 1924−1929 / Сост. Н. П. Старосельцева. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988. — 368 с.
- Рейковский Я.JI. Экспериментальная психология эмоций : Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979. -154 с.
- Ремпель Л. Роль поэтической метафоры и символа в декоративно-прикладном искусстве // Советское декоративное искусство. М., 1983. -с. 170−182.
- Рождественская С.В. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. 208 с.
- Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион. Вестник. М., 1916. № 2. с.5−13.
- Ронднели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -319 с.
- Русалов В.М., Кошман С.А Дифференциально-психологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятной среде / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Педагогика, 1985. 147 с.
- Рыбаков Б. А Макрокосм в микрокосмосе народного искусства // Декор. Искусство. 1975. № 3. с.39−92.
- Рыбников Н. А Юношеские дневники и их изучение // Психология т.1, вып.2,1928. — 202 с.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе : дидактика и методика: Учеб. Пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1992. 310 с.
- Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917 1980 гг.): Дис.канд.пед.наук. М., 1984. -186 с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения подростков. М.: Педагогика, 1982. -111 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. 288 с.
- Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. 296 с.
- Салтыков А.Б. Проблема образа в прикладном искусстве // Салтыков А. Б. Избранные труды. М., 1962. с.43−80.
- Самохин В.Н. Эстетическое восприятие : Вопр. Методол. и критики. М.: Мысль, 1985. 208 с.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Просвещение, 1976. -196 с.
- Сеченов И.М. Избр. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 345 С-
- Соломоник А. Язык как знаковая систма. М.: Наука, 1992. 223 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. 240 с.
- Сухомлинекий В. А О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 272 с.
- Сухомлинекий В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. 335 с.
- Театр и подросток / Под ред. Ю. И. Рубиной. М. :Просвещение, 1970. 208 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды в 2-х т. М. :Просвещение, т. 1. — с.81−94.
- Тутомилин А.В. Взаимосвязь и единство нравственного и эстетического воспитания в деятельности детского разновозрастного художественного коллектива: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1991. 23 с.
- Тюлин Ю.Л. Строение музыкальной речи. 2-е изд. М.: Музыка, 1969.-123 с.
- Федь AM. Воспитание прекрасным. М.: Мол. гвардия, 1984. -191 с.
- Философский словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Хворостов АС. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством : Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1983. 29 с.
- Художественное образование и эстетическое воспитание: Проблемы и перспективы. М.: ВНИК Школа, 1989. 28 с.
- Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: Министерство культуры РСФСР, АПН СССР, Но-восиб.гос. консерватория, 1989. -198 с.
- Цукерман Г. А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпрайс, 1995. 288 с.
- Чебыкин АЯ. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии, 1987. № 7. — с.44−57.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Под ред. И. Т. Фролова. М. «.Политиздат, 1991. 464 с.
- Чеснокова Н.Н. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
- Шалис Л.Я. Методологические принципы изучения организации художественного восприятия: Дис. канд.филос.наук. Л., 1979. -122 с.
- Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М.: Учпедгиз, 1969. 200 с.
- Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе : Учеб.-метод.пособие.К.: Рад.шк., 1985. -144 с.
- Шестаков В.П. Отэцоеа к аффекту. М.: Просвещение, 1975. 81 с.
- Шенкман Я.Н. Музыка, ставшая виртуальной реальностью / Будь здоров. 1997. № 3. с.31−35.
- Шимановский Д.С. Моральное самосознание.Киев:Вища школа, 1986. 143 с.
- Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. 90 с.
- Шмит Ф.И. Искусство его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков: Союз, 1919. — 328 с.
- Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Госиздат, 1924. -196 с.
- Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1988.-346с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис.. д-ра пед.наук. М., 1988. 346 с.
- Штерн Э. Психическая структура подростка // Педология юности. M.-JL, 1931.-254 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4. с.6−21.
- Югай Е.С. Роль представлений в формировании научных понятий : Дис. .канд.пед.наук. М., 1986. -138 с.
- Юрьева М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников : На материале внеклассной работы: Авто-реф.дис. канд.пед.наук. йошкор Ола, 1980. — 20с.
- Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : Автореф.дис. д-ра пед.наук. М., 1984. 32с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 86 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 216 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания : Кн. для учителя. М. :Просвещение, 1986. -160 с.
- Alvinoj. Philosophy for Children. Teacher. 1980. V. 97. # 6
- Anderson N. Creativity and its Cultivation N. Y.: Harper and Brothers, 1959. 217 p.
- Arastch A., Creativity in the Life Cycle, vol. 2- An interpretative Account of Creativity in Childhood, Adolescence and Advlthood. Leiden: E. J. Brill, 1968, 110 p.
- Barnes E. A study in Childrens Drawing // Pedagogical Seminary, 1992, vol.2
- Benson С., Doane M. Project BASIC: building arts systems into curriculum //Art education. 1982. #5. P. 35 48.
- Blach M., Models and Metaphors//Studies in Language and Philosophy. N.Y.: Hhasa, 1962, 267 p.
- Buber M. Ich und du. Heidelberg, 1977. -112 p.
- Herbert P. Education Through Art London.: Faber and Faber, 1961. 328 p.
- Phelan A The impact of technology and post modern art on Studio art education // Art education. 1984. # 2. 97 p.
- Mc. Yowan J. A description of an Arts in Education Project // Journal of Research in Music Education 1988, vol. 36. #1. P. 56 — 82.
- Musikj. philosofie svetovy nazor-spolesnost. Pr.: Svoboda, 1986. 93 p.
- Tillich P. Christianity and the encounter of world religions. N.V.L.: Columbia unit. Press, 1963. 97 p. Ф