Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная программа и методические рекомендации по организации эстетического образования подростков на основе синтеза различных видов искусств используется в учебно-воспитательном процессе муниципальных образовательных учреждениях № 12, ведется подготовительная работа по использованию программы в МОУ № 46, 56, 80, 153 г. Челябинска… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И
    • 1. Сущность понятая «эмоционально-нравственная саморегуляция» в системе психолого-педагогических категорий
    • 2. Современные аспекты эстетического образования подростков
    • 3. Ситуация успеха: педагогический прием и условие развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА. РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
    • 1. Методика и организация экспериментальной работы
    • 2. Структурно-функциональный анализ содержания экспериментальной работы по программе «В мире гармонии и красоты»
    • 3. Результаты опытно-экспериментального исследования
  • Выводы

Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.. В условиях гуманизации образования, ставшей одной из ведущих тенденций в развитии школы, важная роль отводится нравственному становлению личности учащихся. В работе данного направления особую значимость приобретает решение проблемы развития эмоционально-нравственной саморегуляции, позволяющей человеку адаптироваться в сложных социальных условиях, мобилизовать потенциальные возможности в экстремальных ситуациях, сознательно контролировать и управлять своим поведением и деятельностью на основе личностных нравственных установок.

Проблеме саморегуляции личности посвящено немало работ. Среди них исследования О. АКонопкина, трактующего саморегуляцию как осознанное регулирование сенсомоторных реакцийПХАнохина и Н. А, Берштейна, раскрывающих саморегуляцию на нейрофизиологическом уровнеБ.Ф.Ломова, рассматривающего саморегуляцию как основу поведенческой и деятельностной сферы людейФ.Е.Вилюнаса, КИ. Изарда, Г. М. Бреслава, рассматривающих саморегуляцию с точки зрения эмоций и определяющих как систему, обеспечивающую активные формы жизнедеятельности организма и гибкую адаптацию к окружающей среде. Результаты исследований В. К. Вилюнаса, Ю. Е. Виноградова, В. Л. Полужнова, В. АВасильева, О. КТихомирова послужили основой разработки теории эмоциональной регуляции мыслительной деятельности. Тенденции исследования волевой регуляции рассматривались В. А Иванниковым, М. Я. Басовым, Л. М. Веккером, В. К. Калиным. В трудах Д. С. Шимановского, В. Э. Чудновского раскрыты аспекты нравственной саморегуляции личности. В работах АН. Лутошкина, АЯ. Чебыкина, О. В. Дашкевича отражены поиски содержания и способов управления эмоциональным состоянием школьников в учебном процессе.

Несмотря на столь большое разнообразие в исследованиях проблема развития эмоционально-нравственной саморегуляции учащихся в научных трудах не рассматривалась.

Анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы (Б.Т. Лихачев, С. Т. Шацкий, Л. П. Печко, Г. П. Шевченко и т. д.) наглядно свидетельствуют, что предметы эстетического цикла обладают большими возможностями эмоционально-нравственного влияния на человека. В произведениях искусства исторически закреплены образцы нравственно-эстетического отношения к действительности, нравственного сознания. Поэтому в системе развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности предметам эстетического цикла принадлежит особо значимая роль, недооцененная и не реализующаяся учителями в современном учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

Таким образом, выявилось основное противоречие между необходимостью целенаправленного использования возможностей предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции учащихся и отсутствием научно-обоснованных педагогических подходов к введению нравственно и эстетически ценного материала в содержание образования школы. Обозначенное противоречие определяет актуальность проблемы эффективного использования возможностей эстетического образования в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции личности.

Теоретические положения о возрастных закономерностях психического развитая личности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, 3. Фрейд, Г. А, Цукерман и т. д) раскрывают появление в подростковом возрасте таких новообразований, как самосознание, становление ценностных ориентаций, самоопределение и т. д. Таким образом, данный возрастной период является сензитивным для развитая эмоционально-нравственной саморегуляции и от эффективности педагогического воздействия во многом будет зависеть осознание подростком своих внутренних резервов, развитие умения разумно использовать и управлять ими, утверждение значимости свосй личности.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования: Развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности использования предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс эстетического образования личности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ — развитие эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования может быть успешным, если:

• в учебно-воспитательном процессе реализуется единая комплексная программа, базирующаяся на синтезе различных видов искусства;

• используется ситуация успеха с учетом функций и психолого-педагогических условий ее создания;

• осуществляется организация художественно-практической деятельности подростков по творческой самореализации накопленного нравственного опыта.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Выявить сущностную характеристику понятия «эмоционально-нравственная саморегуляция».

2. Изучить особенности развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков.

3. Выявить возможности предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции учащихся.

4. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность развития эмоционально-ирагствснной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования.

5. Разработать комплексную программу по эстетическому образованию подростков на основе синтеза различных видов искусств.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются психолого-педагогические положения о процессе саморегуляции личности (В.П, Бояринцев, Г. М. Бреслав, К. Изард, Л. С. Славина, В. К. Вилюнас, Д.С. Шима-новский) — об искусстве как феномене культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю. Б. Борев, П. А Кропоткин) — об единстве этического и эстетического как форм общественного сознания (А.И. Буров, А. Ф. Еремеев, М. С. Каган, В. А. Разумный. Б. Т. Лихачев, Е.В. Квятковский). Исследование базировалось на теоретических положениях о взаимодействии искусства и воспитания (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Теплов, СЛ. Рубинштейн), а также на этико-педагогических положениях развития нравственных качеств личности в процессе эстетической творческой деятельности (К.В. Гавриловец, В. А. Левин, Б.М. Неменский).

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой s научно-методической и учебной литературы по проблеме исследованияизучение и анализ опыта учителей по использованию предметов эстетического цикла в решении педагогических проблемпедагогическое проектирование, программирование и моделированиеопытно-экспериментальные методы исследования: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся, экспертные заключения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в следующем:

1= Выявлена сущностная характеристика понятая «эмоционально-нравственной саморегуляции», которая представлена как процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития, обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью.

2. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования: через реализацию в учебно-воспитательном процессе единой комплексной программы, базирующейся на синтезе различных видов искусствиспользовании ситуации успеха с учетом функций и психолого-педагогических условий ее созданияосуществление организации художественно-практической деятельности подростков по творческой самореализации накопленного нравственного опыта.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что разработанная программа и методические рекомендации по организации эстетического образования подростков на основе синтеза различных видов искусств используется в учебно-воспитательном процессе муниципальных образовательных учреждениях № 12, ведется подготовительная работа по использованию программы в МОУ № 46, 56, 80, 153 г. Челябинска. Результаты исследования включены в специальные курсы и семинары по подготовке учителей музыки в Челябинском педагогическом училище № 1, Челябинском государственном институте искусства и культуры и Челябинском высшеммузыкальном училище (вузе) им. П. И. Чайковского.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

1.Эмоционально-нравственная саморегуляция представляет собой процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью.

2.Комплекс педагогических условий эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка, основанный на введение в учебно-воспитательный процесс предметов эстетического цикла, базирующихся на синтезе различных видов искусств, использовании ситуации успеха, организации художественно-практической деятельности подростков по творческой самореализации освоенного нравственного опыта.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения № 12 и средней специальной школы при Челябинском высшем музыкальном училище им. П. И. Чайковского. В ходе исследования на различных этапах приняло участие 227 учащихся подросткового возраста. Исследование проводилось в три этапа: ПЕРВЫЙ ЭТАП /1992;1993гг./ - поисково-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературыопределение проблемы, цели, гипотезы и задач исследованияподготовка к опытно-экспериментальной работе.

ВТОРОЙ ЭТАП /1993;1996 гг./ - разработка программы опытно-экспериментального исследования и программы курса «В мире гармонии и красоты», первичная апробация содержания программы, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

ТРЕТИЙ ЭТАП /1996;1997 гг./ - теоретическое осмысление полученных в исследованиях данных, обобщение и корректировка материала, внедрение в практику работы образовательных учреждений разработанные технологий курсасоставление методических рекомендаций для педагогов образовательной области.

Искусство" по использованию предметов эстетического цикла в развитии эмоционально-нравственной саморегуляции личности учащихся.

ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов обеспечена реализацией комплекса взаимопроверяющих методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследованияпроведенным экспериментом и личным опытом работы исследователя в качестве педагога-экспериментатора.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы, в системе повышения квалификации педагогических кадров. Основные теоретические и методические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в городе Челябинске и Москве /1995;1998 гг./: на XI1 научно-методической конференции Челябинского государственного института искусства и культуры (6−7 февраль 1995 г.) — на XI11 научно-методической конференции Челябинского государственного института искусства и культуры (4−5 февраля 1996 г.) — на Российской научно-практической конференции «Сотрудничество семьи, детских общественных объединений, социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка» (23−24 апреля 1996 г.) — на Международной научно-практической конференции «Ян Амос Коменский и современное образование: проблемы, поиски, решения» (25−28 марта 1997 г.) — на Всероссийской конференции «Обновление эстетического образования учащихся и учителей» г. Москва (7−9 января 1998 г.).

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного университета, кафедры методики обучения музыке и пению Челябинского государственного института искусств и культуры, кафедры общегуманитарных дисциплин Челябинского высшего музыкального училища (ВУЗа) им. П. И. Чайковского.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась с целью проверки достоверности выдвинутых нами теоретических положений, наполнения конкретным содержанием каждого педагогического условия, определения его места в комплексе условий и подтверждения необходимости их реализации в целях повышения эффективности процесса воспитания развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка.

Технология развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования видится нам следующим образом:

• погружение подростков в проблематику нравственных ценностей и современных общечеловеческих приоритетовпонимание и чувствование подростком самого себя, своего Я с позиций общечеловеческих нравственных ценностейвыявление эмоционально-ценностного отношения к себе — этап погружения;

• овладение языками различных видов искусств на основе их синтезапознание общечеловеческих нравственных ценностей средствами искусствамоделирование эмоционально-нравственной сферы на материале искусства — этап специализации;

• организация художественно-практической деятельности подростков на основе синтеза искусств по творческому самовыражению, самореализации накопленного нравственного опыта, представлений о высших ценностях человеческого бытияценностное осознание подростком своих эмоционально-нравственных резервов, развитие умения разумно использовать и управлять ими, утверждение значимости своей личности — этап творческой самореализации.

Введение

в учебно-воспитательный процесс единой комплексной программы по эстетическому образованию подростков дало следующие результаты:

В экспериментальном классе высокий уровень эмоционально-нравственной саморегуляции увеличился на 20%, достигая от общего числа учащихся 28%- доля учащихся, отнесенных к низкому уровню сокращается с 32% до 16%. Средний уровень составляет 56%.

Эффективность развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования достигалась при использовании различных видов ситуации успеха: «Сбывшаяся радость», «Неожиданная радость», «Радость познания», «Общая радость», способствующих осознанному включению подростков в активную нравственную деятельность, обеспечивающих эмоционально-оптимистическую перспективу в школьном коллективе, выступая фактором оптимизации творческого развития и саморазвития подростков, программируя их на гармонизацию, созидание, самопознание и саморегуляцию своего эмоционально-нравственного потенциала.

Результаты педагогического эксперимента позволили выделить произошедшие качественные изменения в эмоционально-нравственной саморегуляции подростков: осознанное усвоение нравственных норм поведения — готовность и умение действовать в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями, регулируя их проявление в повседневной практической деятельности и в нестандартных ситуацияхрегулирование своими эмоциями и чувстваминаличие представления об ответственности за собственную деятельность.

Работа по развитию эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования осуществлялась с учетом деятель-ностного подхода, в системе, при поддержке педагогического коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ и практическая работа по теме исследования подтвердили необходимость педагогической работы по развитию эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков.

Именно в этот возрастной период, в связи с появлением таких новообразований, как самосознание, самоопределение, становление ценностных ориентаций и т. д., возрастает значимость педагогического воздействия на процесс осознания подростком своих внутренних резервов, развития умения разумно использовать и управлять ими, утверждению значимости своей личности на базе накопленного и осмысленного нравственного опыта.

Используя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, многоотраслевой критерий сформированности эмоционально-нравственной саморегуляции, мы установили прямую зависимость эффективности процесса развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий.

Данные наблюдения и результаты контрольных срезов в процессе исследования показали, что поведение подростков экспериментального класса по мере возрастного развития становится все более осознанным и регулируемым — они все чаще действуют осмысленно, совершают поступки на основе активного включения самосознания, чувства долга, ответственности, контроля и самоорганизации собственной деятельности.

Такие результаты объясняются тем, что учащиеся экспериментального класса систематически, в течении трех лет занимались по предложенной нами единой комплексной программе, базирующейся на синтезе различных видов искусств. В образовательном учреждении были созданы и выполнялись разработанные нами педагогические условия, способствующие эффективности использования предметов эстетического цикла в решении поставленной педагогической проблемы исследования.

В контрольном классе в течении этих трех лет также велась учебно-воспитательная работа с подростками средствами искусства, но она основывалась преимущественно на объяснительно-иллюстративном методе, на принципах «мероприягийной» педагогики, без использования передовых педагогических технологий. Учащиеся контрольного класса посещали предметы эстетического цикла, запланированные в учебном плане образовательного учреждения: литература, музыка, изобразительное искусство. Каждый из этих предметов преподавался по своей изолированной от других предметов программе. Наблюдения за педагогическим процессом на данных занятиях показало, что умениям и навыкам овладения каким-либо техническим приемам придается доминирующее значение в ущерб воспитательным задачам. А значит средство занимает место целей, и огромный эмоционально-нравственный потенциал предметов эстетического цикла в образовательном процессе не смог реализоваться.

Теоретическое изучение проблемы и педагогический эксперимент подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1.Историко-логический и теоретический анализ проблемы показал, что до сих пор в психолого-педагогических исследованиях рассмотрены лишь отдельные ее аспекты, а вопросы развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков недостаточно отражены в педагогической теории.

2.Эмоционально-нравственная саморегуляция личности подростков представляет собой процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития, обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью.

3.Опытно-экспериментальная работа подтвердила положение о том, что для эффективности развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков процесс эстетического образования необходимо построить на синтезе различных видов искусств при организации художественно-практической деятельности учащихся по творческой реализации накопленного нравственного опыта.

4.Данные эксперимента показали, что создание ситуации успеха в процессе эстетического образования способствует эмоциональному раскрепощению учащихся, осознание подростком своих нравственных позиций, развитию умения разумно использовать и управлять ими, утверждению значимости своей личности.

5.Использование в учебном процессе содержание единой комплексной программы по эстетическому образованию подростков, осуществляемой через три логически выстроенных этапа (погружение, специализация, творческая самореализация) привело к значительному изменению уровней развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков, что нашло отражение в сознательно-целенаправленных действиях и поступках учащихся осуществляемых в условиях нравственного выбора.

6 .Результатом проведенной работы явилось исследование лишь некоторых вопросов развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков. В переспективе дальнейшие исследования, на наш взгляд, затронут: изучение влияния на процесс развития эмоционально-нравственной саморегуляции других средств воспитательного воздействияизучение устойчивости и воспроизводимости результатов исследования в вариативных психолого-педагогических условияхразработку вопросов подготовки педагогических кадров по освоению технологии развития эмоционально-нравственной саморегуляции личности подростков.

Данная работа не претендует на исчерпывающую полноту характеристики исследования, многоаспектность которой открывает перспективу дальнейшей работы по ее изучению. Проблема обладает большим научно-педагогическим потенциалом и может в дальнейшем разрабатываться в методологическом и методическом аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская Н. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 230 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать : Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1985. 448 с.
  3. В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. Художник, 1968. 286 с.
  4. В.В. Что такое искусство. Вып. 2.- М.: Сов. Художник, 1979.- 335 с.
  5. В.В. Эстетическое и художественное воспитание / Искусство в школе: Сб. науч. тр. М., 1990. С 18 — 39.
  6. Н.Н. Искусство в школе или школа искусств ?: Приоритеты художественного воспитания и личность педагога // Искусство в школе, 1993. № 5.-С 18−20.
  7. Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в коллективной деятельности : Автореф. дис.канд. пед.наук. М. Д971.- 21с.
  8. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН' РСФСР, I960.- 486 с.
  9. .Г. Человек как предмет воспитания // Сов. Педагогика. 1965. № 1. С 36 42.
  10. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Принципы системной организации функций. М., Педагогика. 1973. -323 с.
  11. М.Н. Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками : Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1979.-17 с.
  12. К.М. Процесс воспитания гуманных чувств, убеждений и привычек поведения у учащихся 5−6 классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Калининград, 1966.- 21с.
  13. .В. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка. 1971. 97 с.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Педагогика. 1976.-157 с.
  15. Бабанский Ю. К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208 с.
  16. А.В. Исследования и статьи : Избр. искусствовед, тр. М.: Сов. Художник, 1981.- 352 с.
  17. АВ. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
  18. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. М.: Новая Москва, 1922. -122 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986, — 445 с.
  20. B.C. Педагогика : Учеб. Для учащихся индустр.-пед. техникумов и студентов инж.-пед.спец. Екатеринбург, 1993. 316 с.
  21. B.C. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. Обл. Ин-тусоверш. Учителей. Екатеринбург, 1992, — 93 с.
  22. АС. Знаете ли вы своего ребенка? М. -: Знание, 1986, — 80 с.
  23. АС. Основы возрастной педагогики : В 2ч. /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.
  24. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -176 с.
  25. АС., Зимина И. С., Яковлев В. И. Технология развивающих игр -занятий у детей младшего школьного возраста : Метод.реком. Екатеринбург: УГПУ, 1995. 48 с.
  26. В.И. Лад : Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1982. 293
  27. Бернштейн Н. А, Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 413 с.
  28. .П. Структура процесса воспитания : Методол. аспект. Каунас: Швиеса, 1984. -190 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 484 с.
  30. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  31. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве — Нормы и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  32. Дж. Процесс познания. М.: Педагогика, 1977. -132 с.
  33. Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира: К постановке вопроса // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура -среда / Сост. И научн. Ред. МАНекрасова. М.: Изобразит. Искусство, 1988.- с.97−140
  34. Г. К. В.М.Василенко исследователь народного творчества / В.М. Василенко. «Народноеискусство: Избр. тр. о народ, торчестве Х-ХХ веков». М.: Сов. художник, 1974. — С 7−15.
  35. Г. К. О соотношении народного и самодеятельного искусства / Проблемы народного искусства / Под ред М. А, Некрасовой и К. А. Макарова. М.: Изобразит. Искусство, 1982. С 46 — 55.
  36. Г. К. Трудности мнимые и истинные //Декор. Искусство СССР. 1973. № 7.-С 15−20.
  37. А.В. Эмоциональное напряжение как детерминатор функциональной системы поведенческого акта : Тезисы докладов XXI11 совещания по проблемам высшей нервной деятельности. Горький, 1972. -101 с.
  38. В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.: Искусство, 1977. 464 с.
  39. В.М. Народное искусство : Избр. тр. о народ, творчестве X XX веков. М.: Сов. художник, 1974. — 294 с.
  40. Н.А. Эмоции и мышление. М.: Просвещение, 1980.-190 с.
  41. М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы : Дис. .д-рапед.наук. М., 1987.- 404 с.
  42. JI.M. Психологические процессы. Т.З. М.: Наука, 1981. 246 с.
  43. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г. ПШевченко, В. П. Юсова. Луганск: Изд-во НИИ Худ.восп. АПН СССР, 1989. -178 с.
  44. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций /Психология эмоций. М.: Педагогика, 1984. -С 3 28.
  45. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Педагогика, 1976, -142 с.
  46. Возрастая и педагогическая психология /Под ред. АВ.Петровского. 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Просвещение, 1976. 228 с.
  47. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством /НИИ общ. Педагогики АПН СССР, Под ред. Б. П. Юсова. -М., 1981. -159 с.
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  49. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  50. JI.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  51. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379 с.
  52. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.4. М.: Просвещение, 1982.
  53. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям : Дис. д-ра пед.наук. Минск, 1989.- 372 с.
  54. Г. А- Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: Дис. канд.пед.наук. М., 1983. 183 с.
  55. Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-160 с.
  56. Горяева Н. А Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Дис. канд.пед.наук. М., 1991.-230 с.
  57. Гумманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред. В. Л. Полякова, Н. И. Элиасберг. М.: Просвещение, 1992. -192 с.
  58. В.В. Категория деятельности и психологического отражения в теории АНЛеонова // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1979. № 4. С 25−46.
  59. АН. Опыты экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста // Учебные записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956, С 29−44.
  60. В.И. Толковый словарь живиго великоруссого языка : В 4-х т. Т. З М.: Русский язык, 1989. 779 с.
  61. Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. М.: Изд-во АН СССР, 1953. — т.5. — 231 с.
  62. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. д-ра псих.наук. М., 1985, 33 с.
  63. Домодедов В. А, Бояринцев В. П., Богомолова Н. Э. Особенности световос-питания в ситуации психологического стресса / Вопросы психофизиологической активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1979. -186 с.
  64. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. -160 с.
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. Педагогика. !988. № 1. с. 70−75.
  66. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: йзд-во МГУ, 1982. -198 с.
  67. C.JI. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей : Автореф.дис.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1996. 21 с.
  68. К. Эмоции человека: пер. с анг. М.: Изд-во МГУ, 1980.-440 с.
  69. Изобразительное искусство и художественный труд: 1−8 классы: Прогр. с крат. Метод, рекомендациями / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1992. -130 с.
  70. Изобразительное искусство: Прогр. Для 1−9 классов / Под ред. В. С. Кузина. М.: Просвещение, 1994. -159 с.
  71. М.С. Музыка в мире искусства. Санкт-Петербург, ИТ, 1996. 232 с.
  72. В.К. Воля, эмоции, интеллект // Эмоционально-волевая саморегуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. С. 175−179.
  73. А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1986.- 48 с.
  74. Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод, реком. Екатеринбург: УГПУ, 1997. 35 с.
  75. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся : Метод, рекомендации. Екатеринбург: УГПИ, 1995. 36 с.
  76. В. Физиология эмоций. Л.: Медицина, 1970. -114 с.
  77. Кичитинова Н. А Основные проблемы воспитания гуманности у подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. Иркутск, 1971. 21 с.
  78. О. А Психологические механизмы деятельности. М.: Наука, 1980. -195 с.
  79. О. А Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. -183 с.
  80. Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. ААБодалев,
  81. АМалькова, ЛИ. Новикова, В. А Караковский // Педагогика. 1992. № 34.-С 11−19.
  82. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся : Учеб. Пособие / Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1995. 36 с.
  83. Л. С. Пружинина Б.И. Воображение и реальность : Опыт мето-дол. анализа познавательных функций воображения. М.: Изд-во МГУ, 1989. -182 с.
  84. П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
  85. Крутецкий В. А Психология. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
  86. Л.В. Взаимосвязь уроков музыки и чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности младших школьников / Начальная школа, 1994. № 4. с. 27.
  87. И. А Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель ученики : Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1996. — 28 с.
  88. Левин В. А Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 98 с.
  89. В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования // Магистр. 1991. № 1. с. 51−63.
  90. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принципы развития психологии. М.: Педагогика, 1978. с. 115 121.
  91. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Просвещение, 1972. -т.8. с. 43−90.
  92. Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. -с.33−42.
  93. АН. Деятельность. Сознание. Личность./ Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. -140 с.
  94. .Т. Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  95. Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983^ -256 с.
  96. .Ф. К проблеме деятельности психологии / / Психологический журнал. 1981. т.2. — № 6. — с. 23−27.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. -161 с.
  98. АН. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978. 48 с.
  99. М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности : Дис.. канд. Пед.наук. М., 1993. -148 с.
  100. Маковский Н. А Чувственное восприятие и практика: Дис. .канд.фил.наук. Киев, 1973. 194 с.
  101. .М. Психология саморазвития : психотехника риска и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994. -160 с.
  102. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -183 с.
  103. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 91 с.
  104. Мелик- Пашаев, А А Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
  105. Мелик- Пашаев, А А Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. № 1.-с. 22−45.
  106. Мелик- Пашаев АА, Новлянская З. Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка / Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Педагогика, 1988. С. 44−57.
  107. К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения учащихся старших классов : Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1967. 29 с.
  108. АВ. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика. 1984. -11 с.
  109. Ю.С. Оценка качества психической саморегуляции / Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. М.: Просвещение, 1976. с. 81−123.
  110. ИЗ. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 71 с.
  111. М. А Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля: Художеств, предмет интерьер — архитектура — среда / Сост. И науч. рук. М.АНе.фасова. М.: Изобраз. Искусство, 1988. — С. 43−96.
  112. Некрасова М. А Народное искусство России: Народ, творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. 220 с.
  113. Некрасова М. А Народное искусство России как часть культуры. М.: Изобраз. искусство, 1983. 344 с.
  114. Некрасова М. А Народное искусство как часть культуры: Теория и практика: Автореф.дис. д-ра искусствоведения. М., 1985. 51 с.
  115. Неменская Л. А Эстетический характер самосознания // Сов.педагогика. 1990. Ж 12. с. 71 — 76.
  116. .М. Искусство школа — формирование личности. М,: Просвещение, 1983. — 286 с.
  117. .М. Мудрость красоты : О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  118. М.Ю. Введение в народоведение //Вестник образования, 1993. № 6. с. 80−91.
  119. З.Н. Почему детя фантазирует ? М.: Знание, 1978. 48 с.
  120. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. 383 с.
  121. И.К. О переходе от ощущений к мысли : К истории умственного развития ребенка. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. -120 с:
  122. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд, стереотип. М.: Рус.яз., 1982. — 816 с.
  123. Орнамент сквозь века / Из беседы с академиком Б. АРыбыковым // Юн. художник, 1980, № 2. с. 17−22.
  124. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: Прогр. для нач. школы / Под ред. Т. Я. Шпиналовой. М.: Просвещение, 1992. -120 с.
  125. Основы художественного ремесла: Пособие дон учителя. В 2-х ч. / Под ред. В. АБарадулина и О. В. Танкус, 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986.-238 с.
  126. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Шд ред. Н. АКушаева, М.: Просвещение, 1986. 240 с.
  127. Основы эстетического воспитания: Учеб. пособие / Под ред. А. К. Дремова. М: Высш. школа, 1975. 327 с.
  128. И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд., доп. М.: Изд-во АН СССР, 1951. т.З. — кн.2. — с. 188.
  129. АВ. Взаимосвязь показателей психомоторной саморегуляции с особенностями фоновой ЭЭГ и свойствами нервной системы / Психологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Просвещение. 201 с.
  130. Педагогика искусства и школа / Сост. Е. КЛухман, Н. Н. Михайлова. М.: Сов. художник, 1982. 292 с.
  131. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А Кайрова. В 4 т. Т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 879 с.
  132. Пестриков С. Г. Тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960-е 80-е гг.): Автореф.дис. кнд.пед.наук. М., 1994. -19 с.
  133. В. А К проблеме активной личности в познавательной деятельности. Ульяновск, 1981. -157 с.
  134. В.И. Музыкальная психология. М.: Музыка, 1994. 205 с.
  135. В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / Вопросы психологии. 1988.-№ 5.-с. 141−146.
  136. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦНТ и КПР МКСССР, 1991. -102 с.
  137. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -189с.
  138. Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе : Автореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1972. 24 с.
  139. И.П. Педагогика / Учеб.пос. для высш.пед.учеб. заведений- М.: Владос, 1996. 630 с.
  140. В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  141. В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным иекуством : В помощь клубным работникам. М.: ВНМЦ НТ МК СССР, 1989. -144 с.
  142. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.
  143. Поблемы эстетического воспитания подростков: Сб.науч.метод.ст./ Под ред. JI.B. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. 96 с.
  144. А.П. Философские аспекты проблемы активности самосознания // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1986. с. 3−10.
  145. Психология: словарь (под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд.исп. и доп.) М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  146. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  147. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  148. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. -182 с.
  149. З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования 11 Сов.педагогика. 1974. № 10. с.69−79.
  150. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. -190 с.
  151. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. 81 с.
  152. С.В. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Просвещение 1972.-198 с.
  153. Революция искусство — дети: Материалы и документы: Из историй эсте-тич.воспитания сов.шк.: Кн. для учителя. В 2 ч. Ч.П., 1924−1929 / Сост. Н. П. Старосельцева. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988. — 368 с.
  154. Я.JI. Экспериментальная психология эмоций : Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979. -154 с.
  155. Л. Роль поэтической метафоры и символа в декоративно-прикладном искусстве // Советское декоративное искусство. М., 1983. -с. 170−182.
  156. С.В. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. 208 с.
  157. Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион. Вестник. М., 1916. № 2. с.5−13.
  158. Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
  159. СЛ. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -319 с.
  160. В.М., Кошман С.А Дифференциально-психологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятной среде / Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Педагогика, 1985. 147 с.
  161. Рыбаков Б. А Макрокосм в микрокосмосе народного искусства // Декор. Искусство. 1975. № 3. с.39−92.
  162. Рыбников Н. А Юношеские дневники и их изучение // Психология т.1, вып.2,1928. — 202 с.
  163. Л.Б. Изобразительное искусство в школе : дидактика и методика: Учеб. Пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1992. 310 с.
  164. Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917 1980 гг.): Дис.канд.пед.наук. М., 1984. -186 с.
  165. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения подростков. М.: Педагогика, 1982. -111 с.
  166. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. 288 с.
  167. А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. 296 с.
  168. А.Б. Проблема образа в прикладном искусстве // Салтыков А. Б. Избранные труды. М., 1962. с.43−80.
  169. В.Н. Эстетическое восприятие : Вопр. Методол. и критики. М.: Мысль, 1985. 208 с.
  170. В.И. Воля и ее воспитание. М.: Просвещение, 1976. -196 с.
  171. И.М. Избр. произв. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 345 С-
  172. А. Язык как знаковая систма. М.: Наука, 1992. 223 с.
  173. Э. Психопедагогика: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. 240 с.
  174. В. А О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 272 с.
  175. В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. 335 с.
  176. Театр и подросток / Под ред. Ю. И. Рубиной. М. :Просвещение, 1970. 208 с.
  177. .М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды в 2-х т. М. :Просвещение, т. 1. — с.81−94.
  178. А.В. Взаимосвязь и единство нравственного и эстетического воспитания в деятельности детского разновозрастного художественного коллектива: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1991. 23 с.
  179. Ю.Л. Строение музыкальной речи. 2-е изд. М.: Музыка, 1969.-123 с.
  180. AM. Воспитание прекрасным. М.: Мол. гвардия, 1984. -191 с.
  181. Философский словарь / Под ред. Н. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  182. АС. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством : Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1983. 29 с.
  183. Художественное образование и эстетическое воспитание: Проблемы и перспективы. М.: ВНИК Школа, 1989. 28 с.
  184. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: Министерство культуры РСФСР, АПН СССР, Но-восиб.гос. консерватория, 1989. -198 с.
  185. Г. А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпрайс, 1995. 288 с.
  186. АЯ. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии, 1987. № 7. — с.44−57.
  187. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / Под ред. И. Т. Фролова. М. «.Политиздат, 1991. 464 с.
  188. Н.Н. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  189. Л.Я. Методологические принципы изучения организации художественного восприятия: Дис. канд.филос.наук. Л., 1979. -122 с.
  190. Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей. М.: Учпедгиз, 1969. 200 с.
  191. Г. П. Эстетическое воспитание в школе : Учеб.-метод.пособие.К.: Рад.шк., 1985. -144 с.
  192. В.П. Отэцоеа к аффекту. М.: Просвещение, 1975. 81 с.
  193. Я.Н. Музыка, ставшая виртуальной реальностью / Будь здоров. 1997. № 3. с.31−35.
  194. Д.С. Моральное самосознание.Киев:Вища школа, 1986. 143 с.
  195. Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. 90 с.
  196. Ф.И. Искусство его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков: Союз, 1919. — 328 с.
  197. Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. М.: Госиздат, 1924. -196 с.
  198. Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1988.-346с.
  199. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис.. д-ра пед.наук. М., 1988. 346 с.
  200. Э. Психическая структура подростка // Педология юности. M.-JL, 1931.-254 с.
  201. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  202. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
  203. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4. с.6−21.
  204. Е.С. Роль представлений в формировании научных понятий : Дис. .канд.пед.наук. М., 1986. -138 с.
  205. М.В. Эмоциональные стимулы развития гуманных чувств и представлений младших школьников : На материале внеклассной работы: Авто-реф.дис. канд.пед.наук. йошкор Ола, 1980. — 20с.
  206. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : Автореф.дис. д-ра пед.наук. М., 1984. 32с.
  207. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 86 с.
  208. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -48 с.
  209. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 216 с.
  210. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания : Кн. для учителя. М. :Просвещение, 1986. -160 с.
  211. Alvinoj. Philosophy for Children. Teacher. 1980. V. 97. # 6
  212. Anderson N. Creativity and its Cultivation N. Y.: Harper and Brothers, 1959. 217 p.
  213. Arastch A., Creativity in the Life Cycle, vol. 2- An interpretative Account of Creativity in Childhood, Adolescence and Advlthood. Leiden: E. J. Brill, 1968, 110 p.
  214. Barnes E. A study in Childrens Drawing // Pedagogical Seminary, 1992, vol.2
  215. Benson С., Doane M. Project BASIC: building arts systems into curriculum //Art education. 1982. #5. P. 35 48.
  216. Blach M., Models and Metaphors//Studies in Language and Philosophy. N.Y.: Hhasa, 1962, 267 p.
  217. Buber M. Ich und du. Heidelberg, 1977. -112 p.
  218. Herbert P. Education Through Art London.: Faber and Faber, 1961. 328 p.
  219. Phelan A The impact of technology and post modern art on Studio art education // Art education. 1984. # 2. 97 p.
  220. Mc. Yowan J. A description of an Arts in Education Project // Journal of Research in Music Education 1988, vol. 36. #1. P. 56 — 82.
  221. Musikj. philosofie svetovy nazor-spolesnost. Pr.: Svoboda, 1986. 93 p.
  222. Tillich P. Christianity and the encounter of world religions. N.V.L.: Columbia unit. Press, 1963. 97 p. Ф
Заполнить форму текущей работой